В Японии существуют два вида храмов: синтоистские и буддистские. Первые называют Джинджа, вторые - О-тера. Синтоизм - древняя религия японцев, а буддизм пришел из Китая в шестом веке. Как везде, пришедшая религия пыталась вытеснить коренную, но ничего из этого не вышло. А получилось то, что буддистские храмы влились в синтоисткие и только фигурки будд на алтарях Хайденов говорят о том, что в храме служат Будде.
Очень интересны и необычны синтоистские храмы. Большие и маленькие, они встречаются почти во всех садах и парках Токио. К некоторым я ехала специально, в другие попадала случайно, просто прогуливаясь.
Но прежде чем рассказать о храмах несколько слов о синтоистской религии - исконной религии японцев, с которой многие из них живут и ныне, несмотря на то, что несколько веков в Японии существует другая религия - буддизм. И поклоняющихся Будде тоже немало. Надо сказать, что эти две религии сплелись, что наглядно видно в некоторых храмах, где в традиционном синтоистском оформлении вместо скрытого от глаз тела ками, стоит статуя Будды и ей кланяются так же, как и духам природы. Но еще более удивительно, что в одном из буддистских храмов Токио поклоняются Будде и слушают не песнь монахов под перезвон колокольчиков, а орган.
И все же главная религия Японии - это синтоизм.
Синтоизм - уникальная религия, существующая только в Японии. Синто означает "путь богов". Главным духовным принципом синто является жизнь людей в согласии с природой и духами ками. Ками - это не просто духи, но духовная сущность вещей, будь то камень, божество, гора, река, животное или растение. Ками - это "то, что находится наверху". По представлениям синто, мир -- единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется.
Как в любой языческой религии в синтоизме тоже есть предания о сотворении человека, о богах, которые управляют стихиями и влияют на жизнь людей. В таких преданиях передается истина веры и правила совершения обрядов, молитв, жизни верующих.
В синто нет определенных понятий добра и зла, все относительно и любой поступок может быть оценен самим человек в зависимости от ситуации. Людей по вере синто боги не слепили из чего-то, не создали, а родили.
Синтоистские храмы построены так, чтобы верующие при посещении храма могли и сегодня символически совершить весь положенный ритуал. Это четыре основных действия -- очищение (хараи), жертвоприношение (синсэн), молитва (норито) и символическая трапеза (наораи).
Очищение происходит через омовение перед специальными бассейнами, называемыми Темизуя (от "те" - рука и "мизу" - вода). Верующий зачерпывает половником воду, омывает руки, полоскает рот и моет половник, прежде чем вернуть его назад. Такие бассейны стоят до храмов, сразу после входа в ворота - тории, больше напоминающие арки.
Жертвоприношение заключается в жертвовании монет или кусочков пищи, завернутой в бумагу, которые опускают в специальные корзины, стоящие перед молельным домом Хайденом. Так же к жертвоприношению причисляют покупку амулетов, брошюр синто, плату за заказные службы.
Молятся верующие каждый про себя, не произнося слов молитвы вслух. Считается, что ками слышат мысли тех, кто к ним обращается, потому слова излишни. После молитвы верующие хлопают два раза в ладоши, как бы посылая молитву к ками, и потом несколько раз кланяются.
Трапеза раньше состояла из жертвенного мяса, которым монахи делились с прихожанами. В наши дни все упрощено и трапеза - личное дело каждого. Но в давние времена вместо каменных фонарей, стояли жертвенные очаги, где готовили мясо. В наши дни фонари просто зажигают и то не во всех храмах, а истинное их предназначение заключается в том, что верующие должны очищаться в дымке зажженных в фонарях ароматических травах.
Такой ритуал имеет глубокие корни, уходящие в далекое прошлое. Подобно синтоизму похожее обращение к богам и духам предков встречается в обычаях Древней Месопотамии. Например, в шумерском эпосе есть богиня плодородия Иннана, она спустилась в подземный мир и стала там пленницей. На земле в это время случился неурожай, стал гибнуть скот, перестали родиться дети. Все восстановилось, когда Высшие божества вернули Иннану назад. У синто есть богиня Аматерасу - богиня солнца. Она обиделась и спряталась в подземном мире, а мир людей без нее пришел в упадок. Когда Аматерасу вернулась, мир возродился. Трудно сказать, откуда у древних жителей японских остров появились такие предания, но то, что они перекликаются с преданиями материковых культур, с похожими ритуалами, сомнения не вызывает, стоит только сравнить.
Понятие храма включает в себя несколько зданий определенного назначения, бассейн для омовения, дорожку с каменными фонарями, корзину для монет. Храмовая территория ограничена воротами-ториями и зависит от величины храма, его богатства, его популярности в народе.
Синтоистские храмы обновляются или попросту перестраиваются каждые двадцать лет. Для японца обновление храмов связано с синтоистским ритуалом очищения и обновления. Храм всегда должен сочетать древность и новизну, символизируя неразрывность связи между истоками культуры и современностью. Потому увидеть первоначальный облик какого-либо древнего синтоистского храма практически невозможно. В современное время перестройка храма дорогое и хлопотное дело, потому обходятся лишь обновлением некоторых частей храма или декора отдельных элементов.
Храм Ясукуни
В этот храм я забрела случайно в конце дня, после прогулки в парке Китаномару. Просто перешла по навесному мостику через улицу от арены Ниппон Будакан (дословно "зал боевого искусства"), направляясь в метро. Меня заинтересовал туристический автобус, стоявший неподалеку от огромной каменной лампы. Я оглянулась, пытаясь понять, куда привезли туристов, и остолбенела: прямо передо мной стояли гигантские железные тории. Поверьте, впечатление они производят ошеломляющее, особенно, когда не ожидаешь увидеть нечто подобное. Высота тории 25 метров. Каждый столб не обхватят и четыре человека.
За тории показались два традиционных льва, а на самом деле - корейские собаки, которые, как дэвы, охраняют территорию храма от злых духов. Да, служители зла охраняют от зла, в этом весь синтоизм. Далее от тории идет широкая дорога, по обе стороны которой стоят ряды каменных светильников. Такие светильники пришли в Японию из Китая вместе с буддизмом и прекрасно дополнили архитектуру не только храмовой территории, но и традиционных японских садов. Но об этом рассказ впереди, а пока несколько слов о храме Ясукуни.
Ясукуни (Храм мира в стране) - это синтоистский храм. Он построен в 1869 году и первоначально назывался Токё Сёконся. Переименован в 1879 году. Ками (духи) храма - павшие воины, сражавшиеся в разное время за интересы Японии.
В Ясукуни в списках числятся более 2.5 млн воинов, павших в разных войнах и в разное время. Среди тех воинов есть и те, кто сражался, защищая страну, и те, кто нападал на другие страны, следуя интересам Японии. Напомню, что понятия добра и зла в синто относительны, потому даже император Японии почитает всех духов павших воинов, независимо от того, каким образом и за что они погибли. Это вызывает недовольство у тех народов, которые пострадали от рук японских милитаристов, но не у японского народа. И связано такое отношение именно с религией синто и относительностью понятий добра и зла.
Но пройдем по аллее фонарей до вторых ворот-тории - самых больших бронзовых тории в Японии. За ними слева под массивной крышей стоит бассейн для омовения - Темизуя. Эта купальня построена в 1940 году на средства членов японской диаспоры, живущими в Америке, из 18 тонн гранита и передана храму в дар.
Совершив омовение можно идти дальше к третьим кипарисовым воротам Синмон. Это уже не символические ворота-тории, а самые что ни на есть настоящие, с массивными дверями, украшенными по центру двумя золотыми хризантемами по полтора метра в диаметре каждая. И вот, наконец, через третьи тории, тоже кипарисовые, виден Хайден - молитвенный дом, зал для поклонения.
Он впечатляет массивной, сложной конструкции, крышей, легкость которой придает белый полог, скрывающий от посетителей внутренние покои храма, где находится алтарь. Позолота, украшающая некоторые элементы крыши, удивительно сочетается с мягкой зеленой краской всей крыши и белыми арками под ней. Перед Хайденом стоит деревянная корзина для жертвоприношений. За Хайденом спрятано главное здание храма - Хонден, в котором располагается святилище храма - синтай, где хранится тело ками - обиталище духов воинов, которое никто не должен видеть, кроме монахов.
На территории храма тихо и покойно. Никто не мешает верующим молиться, а туристам фотографировать. Каждый занят своим делом.
В храмовом комплексе много интересных объектов со своей историей. Это музей Яшукан с военной техникой, открытый в 1882 году. Выставка икебаны слева от Хайдена, скульптуры за служебным помещением справа от Хайдена. Интересно то, что в этом храме отдают должное и спутникам воинов - лошадям и собакам, а также голубям. За служебным помещением храма недалеко от входа в Музей Яшукан стоят бронзовые скульптуры собаки, голубя и лошади, выполненные в натуральную величину.
Когда наступают сумерки, зажигаются фонари. Нечто особенное, загадочное и даже мистическое появляется вокруг в такое время. Собаки-сторожа в подсветке становятся особенно бдительными, тории выглядят массивнее, в храмах словно оживают духи. Днем же приятно прогуляться по парку вокруг храма, послушать птиц, полюбоваться на деревья и цветы.
Осталось только добавить, что в синтоистский храм приходят не в минуты горя или отчаяния, а больным или тем, кто скорбит, и вовсе вход в храм заказан. В синтоистский храм идут для общения с ками - с просьбами, с радостью, за благословением. Священники синто - каннуси, молятся за прихожан, а их помощницы - мико, принимают просьбы в письменном виде и жертвоприношение - деньги.
Все, что связано со смертью, имеет отношение к буддистским храмам. Именно на территории буддистских храмов находятся погребения особо важных или достойных особ.
На такое кладбище при храме Зоджоджи я попала, гуляя в районе Сибу (Shibu).
Храм Зоджоджи
Вход в храм оформлен шикарными деревянными воротами с востока и с юга. На южных воротах вход охраняют два дева, и вверх идет красивая длинная лестница, которая приводит к помещениям за главным храмом. Все они очень лаконичны в оформлении, но и красивы простотой и изысканностью архитектурных форм.
В одном из зданий была приоткрыта дверь, ровно настолько, чтобы объектив фотоаппарата смог выхватить внутреннее убранство зала. Я разглядела сверкающий чистотой деревянный пол и небольшой алтарь у дальней стены. А в главном храме, где в глубине алтаря сидит Будда, поражает красота золотых светильников.
Вокруг храма на довольно-таки обширной территории расположились захоронения особо важных людей Токио. Есть и отдельные, оформленные скульптурами богини Аматерасу, каменными стелами или домиками-часовнями, есть и необычный ряд захоронений, где каждое погребение оформлено куколками в вязанной красной шапочке и с разноцветными вертушками. Похожие мы делали в детстве и играли с ними, ловя потоки ветра. Для кого-то игра, для кого-то атрибут погребения. Каждому свое...
Большой колокол не может не привлечь внимания. Но ударять в него нельзя. Беседка с колоколом огорожена.
Храм Зоджоджи основан в 1393 году как учебное заведение, позже в 16 веке он стал фамильным храмом семьи Токугава.
За главным храмом Зоджоджи стоит современная достопримечательность Токио - телевышка. Она поставлена в 1958 году и возвышается на 333 метра. На высоте 150 и 250 метров есть обзорные площадки, откуда в хорошую погоду открывается красивый вид на город. Обзорные площадки доступны и днем, и ночью.
Храм Цукиджи Хонганджи
В облике Токио гармонично сочетается архитектура старинных храмов и современных домов и сооружений. Все сплетается в единый ансамбль, так же, как в самих храмах сплетаются атрибуты различных верований: синтоистские с буддистскими, буддистские с католическими. Последнее видно на примере буддистского храма Цукиджи Хонганджи, расположенного недалеко от рыбного рынка Цукиджи и моста Наруми через реку Сумидагава. С моста открывается великолепный вид на реку и высотки города, что тоже очень интересно.
А храм Цукиджи Хонганджи удивляет монументальностью и европейской архитектурой с элементами индийского декора. У этого храма непростая история. Еще в 1617 году храм, посвященный Амида Будде, был возведен в Эдо рядом с местом Асакуса. Тот храм сгорел во время Великого Пожара 1657 года. Спустя годы храм был заново отстроен и снова разрушен Великим Канторским Землетрясением в 1923 году. В 1934 году на его месте построили монументальное здание с элементами индийской архитектуры, которое сегодня функционирует как буддистский храм.
Внутри храм очень красив: позолота, структурные, в японском стиле потолки, статуя Амида Будды и... орган. Сочетание удивительное!
Храм Намиоки Инари
Недалеко от рыбного рынка Цукидзе прямо у дороги стоит небольшой синтоистский храм Намиоки Инари. Храм был построен в период Эдо, в 1658-1661 годах во время правления сёгуна Токугава Иэясу. Намиоки переводится как "защита от волн". Инари - это божество, которое представляется то женщиной, то мужчиной. По преданию, воплощение Инари Майоджин защитил рыбаков во время шторма от волн, подняв землю. С тех пор Инари молились все, кто отправлялся в море, прося защиты и удачи.
Когда же недалеко от храма появился рынок, у Инари стали просить благословения не только путешественники, но и торговцы. Ведь Инари - божество плодородия, земледелия, риса, лис и процветания.
В храме хранятся львиные головы, с которыми монахи выходят на фестиваль львов Сиси Мацури. Это давняя традиция, и она сохраняется и в наши дни. Одна голова льва красная, другая - черная. Они стоят по обе стороны от Хайдена, сразу после входа.
На небольшой храмовой территории есть все атрибуты синтоистского храма - и емкость для омовения с половниками (она расположена перед черной головой льва), и корзина для жертвоприношений (у красной львиной головы), и алтарь, за которым, скорее всего, спрятано от посторонних глаз тело ками Инари.
Храм Тошогу и аллея медных светильников
В парке Уэно находится небольшой храм Тошогу, построенный в 1651 году. К храму ведет аллея с пятьюдесятью медными светильниками. Огонь в них зажигают только во время ритуальных церемоний, чтобы верующие, проходя мимо горящих ламп, духовно очищались. Все лампы подарены храму разными людьми, и их имена записаны на деревянных табличках. Первым такое подношение храму сделал один японский феодал по имени Даймаяс.
При входе в старые деревянные ворота сначала посетители идут по аллеи с обычными каменными лампами, но ближе к храму в несколько рядов стоят медные.
Храм Тошогу синтоистский. Вход в него охраняют корейские собаки, есть небольшой бассейн для омовения. Недалеко от храма стоит пагода.
В настоящее время храм реставрируется и скрыт от глаз. А пагода оказалась на территории зоопарка, куда можно попасть, заплатив за вход около десяти долларов.
Храм Сенсоджи.
К какой религии принадлежит этот храм, сказать сложно. С одной стороны, в нем все говорит о принадлежности к синто, с другой он более всего напоминает китайские буддистские храмы. Только у алтаря понятно, что здесь свои молитвы обращают не к Будде, а к ками. В образе ками в этом храме представлена богиня милосердия Каннон. Название храма в переводе на русский звучит как "Храм мелкой травы на горе Золотого дракона".
Первый храм Сенсоджи был построен в 678 году. Он не раз перестраивался и последняя перестройка была после Второй Мировой войны, во время которой храм сгорел при бомбардировке. Он восстановлен по облику храма 1649 года.
В воротах храма висят три огромных фонаря - один красный и два черных. Они символизируют гром и молнию. А с внутренней части на воротах висят два огромных сандалия. Они, как девы, охраняют храм от зла. Необычно, но...
Перед храмом справа обустроен круглый бассейн для омовения. На территории храма расположены захоронения людей, которые помогали восстанавливать храм после войны, несколько интересных скульптур и визитная карточка храма - пятиярусная пагода.
Среди захоронений бежит ручей, в котором безмятежно плавают яркие крупные рыбы. Через ручей перекинут каменный мостик, судя по виду - старинный. Прохода по нему нет. Но пейзаж с мостиком очень красив.
К храму ведет дорога, по обе стороны от которой расположены мелкие сувенирные магазинчики. Здесь всегда людно и есть на что посмотреть и что купить. Несмотря на дороговизну, без сувениров не уходит никто - настолько они привлекательны. А сладости, которые даже пекут тут же, распространяют такой аппетитный аромат, что устоять просто невозможно. Все очень вкусно и красиво оформлено.
Что ж, я рассказала обо всех храмах, которые мне удалось посмотреть в Токио. Осталось только добавить, что японцы относятся к туристам терпимо и не делают никаких замечаний даже, когда в храме щелкает затвор фотоаппарата, но одобрительно улыбаются, если замечают, что человек, далекий от их религии, проявляет уважение, стараясь следовать принятому при посещении храмов этикету.