Долгая Галина Альбертовна: другие произведения.

Япония: Храмы Токио

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Храмы Токио


   Япония: Храмы Токио
  
  
   []
  
   В Японии существуют два вида храмов: синтоистские и буддистские. Первые называют Джинджа, вторые - О-тера. Синтоизм - древняя религия японцев, а буддизм пришел из Китая в шестом веке. Как везде, пришедшая религия пыталась вытеснить коренную, но ничего из этого не вышло. А получилось то, что буддистские храмы влились в синтоисткие и только фигурки будд на алтарях Хайденов говорят о том, что в храме служат Будде.
   Очень интересны и необычны синтоистские храмы. Большие и маленькие, они встречаются почти во всех садах и парках Токио. К некоторым я ехала специально, в другие попадала случайно, просто прогуливаясь.
   Но прежде чем рассказать о храмах несколько слов о синтоистской религии - исконной религии японцев, с которой многие из них живут и ныне, несмотря на то, что несколько веков в Японии существует другая религия - буддизм. И поклоняющихся Будде тоже немало. Надо сказать, что эти две религии сплелись, что наглядно видно в некоторых храмах, где в традиционном синтоистском оформлении вместо скрытого от глаз тела ками, стоит статуя Будды и ей кланяются так же, как и духам природы. Но еще более удивительно, что в одном из буддистских храмов Токио поклоняются Будде и слушают не песнь монахов под перезвон колокольчиков, а орган.
   И все же главная религия Японии - это синтоизм.
   Синтоизм - уникальная религия, существующая только в Японии. Синто означает "путь богов". Главным духовным принципом синто является жизнь людей в согласии с природой и духами ками. Ками - это не просто духи, но духовная сущность вещей, будь то камень, божество, гора, река, животное или растение. Ками - это "то, что находится наверху". По представлениям синто, мир -- единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Ками бессмертны и включены в круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется.
   Как в любой языческой религии в синтоизме тоже есть предания о сотворении человека, о богах, которые управляют стихиями и влияют на жизнь людей. В таких преданиях передается истина веры и правила совершения обрядов, молитв, жизни верующих.
   В синто нет определенных понятий добра и зла, все относительно и любой поступок может быть оценен самим человек в зависимости от ситуации. Людей по вере синто боги не слепили из чего-то, не создали, а родили.
   Синтоистские храмы построены так, чтобы верующие при посещении храма могли и сегодня символически совершить весь положенный ритуал. Это четыре основных действия  -- очищение (хараи), жертвоприношение (синсэн), молитва (норито) и символическая трапеза (наораи).
  
   []
  
   Очищение происходит через омовение перед специальными бассейнами, называемыми Темизуя (от "те" - рука и "мизу" - вода). Верующий зачерпывает половником воду, омывает руки, полоскает рот и моет половник, прежде чем вернуть его назад. Такие бассейны стоят до храмов, сразу после входа в ворота - тории, больше напоминающие арки.
  
   []
  
  
   Жертвоприношение заключается в жертвовании монет или кусочков пищи, завернутой в бумагу, которые опускают в специальные корзины, стоящие перед молельным домом Хайденом. Так же к жертвоприношению причисляют покупку амулетов, брошюр синто, плату за заказные службы.
   Молятся верующие каждый про себя, не произнося слов молитвы вслух. Считается, что ками слышат мысли тех, кто к ним обращается, потому слова излишни. После молитвы верующие хлопают два раза в ладоши, как бы посылая молитву к ками, и потом несколько раз кланяются.
  
   []
  
   Трапеза раньше состояла из жертвенного мяса, которым монахи делились с прихожанами. В наши дни все упрощено и трапеза - личное дело каждого. Но в давние времена вместо каменных фонарей, стояли жертвенные очаги, где готовили мясо. В наши дни фонари просто зажигают и то не во всех храмах, а истинное их предназначение заключается в том, что верующие должны очищаться в дымке зажженных в фонарях ароматических травах.
   Такой ритуал имеет глубокие корни, уходящие в далекое прошлое. Подобно синтоизму похожее обращение к богам и духам предков встречается в обычаях Древней Месопотамии. Например, в шумерском эпосе есть богиня плодородия Иннана, она спустилась в подземный мир и стала там пленницей. На земле в это время случился неурожай, стал гибнуть скот, перестали родиться дети. Все восстановилось, когда Высшие божества вернули Иннану назад. У синто есть богиня Аматерасу - богиня солнца. Она обиделась и спряталась в подземном мире, а мир людей без нее пришел в упадок. Когда Аматерасу вернулась, мир возродился. Трудно сказать, откуда у древних жителей японских остров появились такие предания, но то, что они перекликаются с преданиями материковых культур, с похожими ритуалами, сомнения не вызывает, стоит только сравнить.
   Понятие храма включает в себя несколько зданий определенного назначения, бассейн для омовения, дорожку с каменными фонарями, корзину для монет. Храмовая территория ограничена воротами-ториями и зависит от величины храма, его богатства, его популярности в народе.
   Синтоистские храмы обновляются или попросту перестраиваются каждые двадцать лет. Для японца обновление храмов связано с синтоистским ритуалом очищения и обновления. Храм всегда должен сочетать древность и новизну, символизируя неразрывность связи между истоками культуры и современностью. Потому увидеть первоначальный облик какого-либо древнего синтоистского храма практически невозможно. В современное время перестройка храма дорогое и хлопотное дело, потому обходятся лишь обновлением некоторых частей храма или декора отдельных элементов.
  
   Храм Ясукуни
  
   []
  
   В этот храм я забрела случайно в конце дня, после прогулки в парке Китаномару. Просто перешла по навесному мостику через улицу от арены Ниппон Будакан (дословно "зал боевого искусства"), направляясь в метро. Меня заинтересовал туристический автобус, стоявший неподалеку от огромной каменной лампы. Я оглянулась, пытаясь понять, куда привезли туристов, и остолбенела: прямо передо мной стояли гигантские железные тории. Поверьте, впечатление они производят ошеломляющее, особенно, когда не ожидаешь увидеть нечто подобное. Высота тории 25 метров. Каждый столб не обхватят и четыре человека.
   []
  
   За тории показались два традиционных льва, а на самом деле - корейские собаки, которые, как дэвы, охраняют территорию храма от злых духов. Да, служители зла охраняют от зла, в этом весь синтоизм. Далее от тории идет широкая дорога, по обе стороны которой стоят ряды каменных светильников. Такие светильники пришли в Японию из Китая вместе с буддизмом и прекрасно дополнили архитектуру не только храмовой территории, но и традиционных японских садов. Но об этом рассказ впереди, а пока несколько слов о храме Ясукуни.
  
   []
  
   Ясукуни (Храм мира в стране) - это синтоистский храм. Он построен в 1869 году и первоначально назывался Токё Сёконся. Переименован в 1879 году. Ками (духи) храма - павшие воины, сражавшиеся в разное время за интересы Японии.
   В Ясукуни в списках числятся более 2.5 млн воинов, павших в разных войнах и в разное время. Среди тех воинов есть и те, кто сражался, защищая страну, и те, кто нападал на другие страны, следуя интересам Японии. Напомню, что понятия добра и зла в синто относительны, потому даже император Японии почитает всех духов павших воинов, независимо от того, каким образом и за что они погибли. Это вызывает недовольство у тех народов, которые пострадали от рук японских милитаристов, но не у японского народа. И связано такое отношение именно с религией синто и относительностью понятий добра и зла.
  
    []
  
  
   Но пройдем по аллее фонарей до вторых ворот-тории - самых больших бронзовых тории в Японии. За ними слева под массивной крышей стоит бассейн для омовения - Темизуя. Эта купальня построена в 1940 году на средства членов японской диаспоры, живущими в Америке, из 18 тонн гранита и передана храму в дар.
  
   []
  
   Совершив омовение можно идти дальше к третьим кипарисовым воротам Синмон. Это уже не символические ворота-тории, а самые что ни на есть настоящие, с массивными дверями, украшенными по центру двумя золотыми хризантемами по полтора метра в диаметре каждая. И вот, наконец, через третьи тории, тоже кипарисовые, виден Хайден - молитвенный дом, зал для поклонения.
  
   []
  
   Он впечатляет массивной, сложной конструкции, крышей, легкость которой придает белый полог, скрывающий от посетителей внутренние покои храма, где находится алтарь. Позолота, украшающая некоторые элементы крыши, удивительно сочетается с мягкой зеленой краской всей крыши и белыми арками под ней. Перед Хайденом стоит деревянная корзина для жертвоприношений. За Хайденом спрятано главное здание храма - Хонден, в котором располагается святилище храма - синтай, где хранится тело ками - обиталище духов воинов, которое никто не должен видеть, кроме монахов.
   На территории храма тихо и покойно. Никто не мешает верующим молиться, а туристам фотографировать. Каждый занят своим делом.
  
   []   []
  
  
   В храмовом комплексе много интересных объектов со своей историей. Это музей Яшукан с военной техникой, открытый в 1882 году. Выставка икебаны слева от Хайдена, скульптуры за служебным помещением справа от Хайдена. Интересно то, что в этом храме отдают должное и спутникам воинов - лошадям и собакам, а также голубям. За служебным помещением храма недалеко от входа в Музей Яшукан стоят бронзовые скульптуры собаки, голубя и лошади, выполненные в натуральную величину.
  
   []
  
   Когда наступают сумерки, зажигаются фонари. Нечто особенное, загадочное и даже мистическое появляется вокруг в такое время. Собаки-сторожа в подсветке становятся особенно бдительными, тории выглядят массивнее, в храмах словно оживают духи. Днем же приятно прогуляться по парку вокруг храма, послушать птиц, полюбоваться на деревья и цветы.
  
   []
  
   Осталось только добавить, что в синтоистский храм приходят не в минуты горя или отчаяния, а больным или тем, кто скорбит, и вовсе вход в храм заказан. В синтоистский храм идут для общения с ками - с просьбами, с радостью, за благословением. Священники синто - каннуси, молятся за прихожан, а их помощницы - мико, принимают просьбы в письменном виде и жертвоприношение - деньги.
  
   []
  
   []
  
  
   Все, что связано со смертью, имеет отношение к буддистским храмам. Именно на территории буддистских храмов находятся погребения особо важных или достойных особ.
   На такое кладбище при храме Зоджоджи я попала, гуляя в районе Сибу (Shibu).
  
   Храм Зоджоджи
  
   []
  
   Вход в храм оформлен шикарными деревянными воротами с востока и с юга. На южных воротах вход охраняют два дева, и вверх идет красивая длинная лестница, которая приводит к помещениям за главным храмом. Все они очень лаконичны в оформлении, но и красивы простотой и изысканностью архитектурных форм.
  
    []
  
    []
  
   В одном из зданий была приоткрыта дверь, ровно настолько, чтобы объектив фотоаппарата смог выхватить внутреннее убранство зала. Я разглядела сверкающий чистотой деревянный пол и небольшой алтарь у дальней стены. А в главном храме, где в глубине алтаря сидит Будда, поражает красота золотых светильников.
  
  
    []
  
   Вокруг храма на довольно-таки обширной территории расположились захоронения особо важных людей Токио. Есть и отдельные, оформленные скульптурами богини Аматерасу, каменными стелами или домиками-часовнями, есть и необычный ряд захоронений, где каждое погребение оформлено куколками в вязанной красной шапочке и с разноцветными вертушками. Похожие мы делали в детстве и играли с ними, ловя потоки ветра. Для кого-то игра, для кого-то атрибут погребения. Каждому свое...
  
    []
  
    []
  
   Большой колокол не может не привлечь внимания. Но ударять в него нельзя. Беседка с колоколом огорожена.
  
    []
  
   Храм Зоджоджи основан в 1393 году как учебное заведение, позже в 16 веке он стал фамильным храмом семьи Токугава.
   За главным храмом Зоджоджи стоит современная достопримечательность Токио - телевышка. Она поставлена в 1958 году и возвышается на 333 метра. На высоте 150 и 250 метров есть обзорные площадки, откуда в хорошую погоду открывается красивый вид на город. Обзорные площадки доступны и днем, и ночью.
  
    []
  
  
   Храм Цукиджи Хонганджи
  
    []
  
   В облике Токио гармонично сочетается архитектура старинных храмов и современных домов и сооружений. Все сплетается в единый ансамбль, так же, как в самих храмах сплетаются атрибуты различных верований: синтоистские с буддистскими, буддистские с католическими. Последнее видно на примере буддистского храма Цукиджи Хонганджи, расположенного недалеко от рыбного рынка Цукиджи и моста Наруми через реку Сумидагава. С моста открывается великолепный вид на реку и высотки города, что тоже очень интересно.
  
    []
  
   А храм Цукиджи Хонганджи удивляет монументальностью и европейской архитектурой с элементами индийского декора. У этого храма непростая история. Еще в 1617 году храм, посвященный Амида Будде, был возведен в Эдо рядом с местом Асакуса. Тот храм сгорел во время Великого Пожара 1657 года. Спустя годы храм был заново отстроен и снова разрушен Великим Канторским Землетрясением в 1923 году. В 1934 году на его месте построили монументальное здание с элементами индийской архитектуры, которое сегодня функционирует как буддистский храм.
  
    []
  
    []
  
    []
  
   Внутри храм очень красив: позолота, структурные, в японском стиле потолки, статуя Амида Будды и... орган. Сочетание удивительное!
  
  
   Храм Намиоки Инари
  
    []
  
   Недалеко от рыбного рынка Цукидзе прямо у дороги стоит небольшой синтоистский храм Намиоки Инари. Храм был построен в период Эдо, в 1658-1661 годах во время правления сёгуна Токугава Иэясу. Намиоки переводится как "защита от волн". Инари - это божество, которое представляется то женщиной, то мужчиной. По преданию, воплощение Инари Майоджин защитил рыбаков во время шторма от волн, подняв землю. С тех пор Инари молились все, кто отправлялся в море, прося защиты и удачи.
   Когда же недалеко от храма появился рынок, у Инари стали просить благословения не только путешественники, но и торговцы. Ведь Инари - божество плодородия, земледелия, риса, лис и процветания.
  
    []
  
    []
  
  
   В храме хранятся львиные головы, с которыми монахи выходят на фестиваль львов Сиси Мацури. Это давняя традиция, и она сохраняется и в наши дни. Одна голова льва красная, другая - черная. Они стоят по обе стороны от Хайдена, сразу после входа.
  
    []
  
    []
  
   На небольшой храмовой территории есть все атрибуты синтоистского храма - и емкость для омовения с половниками (она расположена перед черной головой льва), и корзина для жертвоприношений (у красной львиной головы), и алтарь, за которым, скорее всего, спрятано от посторонних глаз тело ками Инари.
  
   Храм Тошогу и аллея медных светильников
  
    []
  
   В парке Уэно находится небольшой храм Тошогу, построенный в 1651 году. К храму ведет аллея с пятьюдесятью медными светильниками. Огонь в них зажигают только во время ритуальных церемоний, чтобы верующие, проходя мимо горящих ламп, духовно очищались. Все лампы подарены храму разными людьми, и их имена записаны на деревянных табличках. Первым такое подношение храму сделал один японский феодал по имени Даймаяс.
    []
  
   При входе в старые деревянные ворота сначала посетители идут по аллеи с обычными каменными лампами, но ближе к храму в несколько рядов стоят медные.
  
    []
  
    []
  
   Храм Тошогу синтоистский. Вход в него охраняют корейские собаки, есть небольшой бассейн для омовения. Недалеко от храма стоит пагода.
  
    []
  
   В настоящее время храм реставрируется и скрыт от глаз. А пагода оказалась на территории зоопарка, куда можно попасть, заплатив за вход около десяти долларов.
  
  
   Храм Сенсоджи.
  
    []
  
   К какой религии принадлежит этот храм, сказать сложно. С одной стороны, в нем все говорит о принадлежности к синто, с другой он более всего напоминает китайские буддистские храмы. Только у алтаря понятно, что здесь свои молитвы обращают не к Будде, а к ками. В образе ками в этом храме представлена богиня милосердия Каннон. Название храма в переводе на русский звучит как "Храм мелкой травы на горе Золотого дракона".
  
    []
  
   Первый храм Сенсоджи был построен в 678 году. Он не раз перестраивался и последняя перестройка была после Второй Мировой войны, во время которой храм сгорел при бомбардировке. Он восстановлен по облику храма 1649 года.
  
    []
  
   В воротах храма висят три огромных фонаря - один красный и два черных. Они символизируют гром и молнию. А с внутренней части на воротах висят два огромных сандалия. Они, как девы, охраняют храм от зла. Необычно, но...
  
    []
  
   Перед храмом справа обустроен круглый бассейн для омовения. На территории храма расположены захоронения людей, которые помогали восстанавливать храм после войны, несколько интересных скульптур и визитная карточка храма - пятиярусная пагода.
  
    []
  
  
   Среди захоронений бежит ручей, в котором безмятежно плавают яркие крупные рыбы. Через ручей перекинут каменный мостик, судя по виду - старинный. Прохода по нему нет. Но пейзаж с мостиком очень красив.
  
    []
  
   К храму ведет дорога, по обе стороны от которой расположены мелкие сувенирные магазинчики. Здесь всегда людно и есть на что посмотреть и что купить. Несмотря на дороговизну, без сувениров не уходит никто - настолько они привлекательны. А сладости, которые даже пекут тут же, распространяют такой аппетитный аромат, что устоять просто невозможно. Все очень вкусно и красиво оформлено.
  
    []
  
  
   Что ж, я рассказала обо всех храмах, которые мне удалось посмотреть в Токио. Осталось только добавить, что японцы относятся к туристам терпимо и не делают никаких замечаний даже, когда в храме щелкает затвор фотоаппарата, но одобрительно улыбаются, если замечают, что человек, далекий от их религии, проявляет уважение, стараясь следовать принятому при посещении храмов этикету.
  
   Ташкент, сентябрь, 2012 год
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"