Аннотация: Немного о Баку и много о Гобустане - месте, где сохранились более 3500 петроглифов! Очерк напечатан в узбекском еженедельнике "Леди" 16 января 2014 года.
Путешествие в Закавказье
Обычно Закавказьем называют область, расположенную южнее Большого Кавказского хребта и ограниченную с востока и запада морями - Каспийским и Черным. Несколько стран уместились среди гор, холмов и долин Закавказья (или Южного Кавказа). Это Грузия, Армения, Азербайджан, а также Абхазия, Осетия, Карабах. Восточная часть Турции тоже относится к Южному Кавказу.
Не акцентируя внимание на политическом статусе некоторых регионов Закавказья, мы с мужем решили посмотреть достопримечательности трех стран - Азербайджана, Армении и Грузии, начав свое путешествие со столицы Азербайджана - Баку. Так уж вышло, что из Ташкента установлено авиасообщение только с этим городом Закавказья, а учитывая непростые отношения Азербайджана и Армении, составить маршрут по всем трем странам оказалось не так просто. Дело в том, что граница между соседними государствами Арменией и Азербайджаном закрыта после карабахского конфликта, стоившего обеим сторонам тысяч жизней их граждан. К тому же Армения оказалась практически изолирована от мира: только через Грузию и Турцию можно попасть в эту страну наземным транспортом. Но при пересечении границы пограничники обоих враждующих стран напрягаются, видя в каждом туристе чуть ли не шпиона. Тем не менее, нам удалось успешно преодолеть и наземные, и воздушные границы, и своими глазами увидеть, как волнующую старину всех трех древних стран, так и великолепную природу в пору поздней осени; полюбоваться красивыми столицами этих государств, пообщаться с людьми и оценить их радушное гостеприимство, неизменное веками, несмотря ни на какие трудности жизни современного мира.
Азербайджан
Азербайджан - богатая страна. И ее главное богатство - это нефть. Даже в столице, стоит отъехать немного от центра города, везде стоят нефтедобывающие установки, день и ночь перекачивающие богатство земных недр в хранилища, созданные руками человека. Жители Азербайджана, роя колодцы во дворах своих домов в поисках воды, нередко попадают на нефть. Но распоряжаться этой "жидкостью" может только государство. Так что... судите сами, что лучше - найти нефть или воду.
Главная достопримечательность Азербайджана - это Баку. Баку - очень красивый современный город! Он впечатляет и днем, и ночью. Монументальные здания из местного камня светлых оттенков красивы и архитектурой, в которой меня более всего умиляют навесные балконы с ажурными решетками, и лепными украшениями. Ночью здания подсвечиваются, причем не прожекторами, установленными в одной или двух точках, а многочисленными светильниками, спрятанными под балконами, крышами, козырьками дверей.
Интересно прогуляться по улочкам Старого города. Кто помнит советский фильм "Бриллиантовая рука", сразу узнает в некоторых те, по которым плутали незабываемые герои этой замечательной комедии в исполнении Андрея Миронова и Юрия Никулина. А пароль контрабандистов "чьерт побьери!" с иностранным акцентом будто до сих пор слышится рядом с ажурной деревянной дверью, вызывая улыбку и приятные воспоминания о прошлом.
Сегодня в лавочках Старого города продают сувениры, ковры с неподражаемым азербайджанским орнаментом. Но цены настолько кусачие, что остается только любоваться произведением мастеров. Может быть, это и к лучшему. Ведь, гуляя по залам музеев, мы тоже любуемся и восхищаемся талантом художников, получая радость от их искусства.
А вот отведать национальные блюда азербайджанской кухни в ресторанчиках Старого города вполне доступно. Мы выбрали "Караван-сарай", который в шестом веке был основан нашим далеким земляком из Бухары. В те времена в нем останавливались путешественники, бредущие по дорогам Великого Шелкового Пути, а в наше время в каменных кельях разместились уютные кабинеты для гостей ресторана. Еда в "Караван-сарае" очень вкусная, сытная, вина изумительные, а обслуживание радушное.
За стенами Старого города разбиты скверы и парки. Множество фонтанов освежает город вдали от моря. Каждый фонтан оригинален и красив, а в ночное время подсвечен разноцветными огнями. Вдоль побережья Каспийского моря тянется любимый горожанами Бульвар. Прогулка по нему доставляет настоящее удовольствие: влажный морской ветер, крики неугомонных чаек, вид безграничной водной глади.
Из экскурсий меня впечатлила поездка в Гобустан - музей под открытым небом на большой территории, включающей в себя три холма, усыпанные крупными камнями и скалами с многочисленными петроглифами.
Это уникальное место находится в шестидесяти километрах от Баку. Сегодня Гобустан выглядит пустынно, а в прошлом - в каменный, бронзовый века - был краем с богатой флорой и фауной, что и влекло сюда, как первобытных людей, так и жителей средневековья. Самые древние рисунки сделаны в эпоху мезолита и датируются 8-12 тысячелетиями до н.э. 3500 древних рисунков обнаружены археологами на 750-ти камнях, сосредоточенных на трех холмах Гобустана.
Открыли эту "коллекцию" нефтяники в 1939 году, занимался изучением древних рисунков старейший археолог Азербайджана Исхак Джафарзаде. Современные археологи продолжают изучение богатого наследия людей каменного века, а для туристов доступны рисунки одного холма и экспозиция музея, расположенного по пути к нему.
Картины повседневной жизни видим мы сегодня в наследии безымянных людей каменного века. Петроглифы запечатлели образ древнего охотника, который, судя по найденным останкам в десяти погребениях, был высокого роста (выше двух метров!), некоторые светловолосые.
У охотников были крепкие ноги, особенно накачанные икроножные мышцы, что наглядно изображено на рисунках.
Охотились на коз, быков, оленей, кабанов. Некоторые рисунки выполнены крупно. Ученые предполагают, что охотники могли отрабатывать тактику охоты и свое мастерство на рисунках такого плана.
В охоте людям помогали собаки. Первобытный художник талантливо изобразил собаку в прыжке на кабана. Собака на рисунке слева. Если хорошо приглядеться, то прекрасно видна динамика летящего животного. Орудиями охоты были лук и стрелы, копья. Это видно и на рисунках, и в экспонатах музея, среди которых каменные наконечники стрел, копий. На одном из рисунков видно как арканят быка - на шее животного изображена петля с длинным концом.
Есть изображение, напоминающее сеть. Но рядом нарисованы не рыбы, а животные. Возможно, сетью ловили коз для одомашнивания.
Встречаются изображения куланов - это животное из семейства лошадиных. Что-то среднее между лошадью и ослом.
Особенным образом в сюжетных сценах стал шаман. Он был выше всех, имел украшения (обнаружены в захоронении), особую одежду и высокий головной убор.
На одном из рисунков изображены, как предполагают археологи, танцующие мужчины. Этот рисунок отчетливо видно даже издали, а в музее можно увидеть ролик с национальным азербайджанским танцем в исполнении мужчин. Похоже!
Женщина, как мать, как образ плодородия тоже занимала воображение древнего художника. Но ее изображения в Гобустане настолько оригинальны, что до сих пор вызывают споры. Эти три фигуры - одна из них, что слева, видна более слабо - считаются изображениями беременных женщин. Если подключить воображение, то можно представить женщину, но я бы не назвала ее беременной. Дуга верхней части фигуры мне напоминает согбенную спину (и не только мне! Некоторые ученые тоже склонны к этой версии), но никак не живот и грудь. Как раз последняя изображена с правой части фигуры, сразу после длинной шеи. Почему согбенная спина? Женщина была собирательницей, она постоянно склонялась, чтобы сорвать траву, выкопать корешок. Возможно, древний художник так и изобразил женщину - за работой. Под самой правой фигурой хорошо различима веточка с тремя листиками. А нижняя часть фигурки может представлять собой таз, бедра, с утрированно выраженной талией.
Удивляет головка. Можно предположить, что женщина имела более длинные волосы, они торчали таким образом, как их изобразил художник. По моей версии, женские фигурки смотрят вправо, по версии некоторых археологов - влево. А может быть, это вовсе не женщины? Может быть, такими видели люди каменного века божества? Конечно, все возможно. Тем более, что вокруг этих фигурок нарисовано множество животных, совсем маленький человечек...
А если посмотреть на спутниковую карту озера Севан, что находится от этого места километрах в 300-400, то можно увидеть невероятное сходство очертаний гобустанских женщин и озера...
Интересно изображение лодки. В ней совсем просто - вертикальными утолщенными линиями - нарисованы люди. Ученые предполагают, что лодки в этом регионе древние люди делали из камыша. Посмотрите, какой изгиб днища. Да и с деревом в этом регионе всегда было трудно - степь! В свое время Гобустан посещал Тур Хейердал. Изображение лодок напомнило ему корабли викингов. Ученый предположил, что племена могли перекочевать из древнего Азербайджана в Скандинавию и принести туда что-то из своей культуры, свои умения создавать нечто, подобное такой лодке.
К сожалению, мне не удалось воочию увидеть изображение рыб (или дельфинов?), некоторые другие рисунки, которые сделаны на камнях двух других холмов, и сегодня доступны только специалистам. Гобустан охраняется государством и это не пустые слова - вся территория ограждена колючей проволокой, на въездах выставлены посты. Экскурсия возможна только в сопровождении гида. И это правильно! Немало рисунков испорчено автографами людей двадцатого века, да и сегодня найдутся желающие начертать рядом с танцующими первобытными "Здесь был Вася!".
Потому особо интересна экспозиция музея Гобустана, оснащенного достижениями современных технологий - 3D изображения, увеличенные и обведенные рисунки, натуральный скелет и макет захоронения, археологические находки и многое другое.
Прошлое - особенно такое далекое! - всегда волнует и будоражит воображение. И современный человек, рассматривая на первый взгляд примитивные рисунки древнего художника, лучше понимает жизнь, ее истоки, ее прогресс. Ведь такие рисунки - это послания нам от мифической древности. Стоит только понять мысль автора, и картина жизни его соплеменников раскроется во всей полноте.