Аннотация: Монастыри Татев, Нораванк, храм Гарни, Караунч, Озеро Севан и несколько интересных эпизодов
Путешествие в Закавказье. Армения-3
Гарни
Сегодня на территории Армении сохранился один храм дохристианской эпохи. Вернее сказать, сохранились руины, но благодаря кропотливому труду археологов и историков в 1966-1976 гг. храм восстановили из его "родных" камней. Это языческий храм времен первого века, называемый Гарни. Храм был построен из базальта в удивительно живописном Гарнийском ущелье, почти над пропастью, на дне которой протекает река Азат. Храм был посвящен богу Солнца Митре.
Рассказывают, когда первые христиане сносили все языческое с лица земли, попав в этот храм, у них не поднялась рука, чтобы разрушить его. Настолько красив был храм! Убрали только статую Митры и все атрибуты, имеющие к нему отношение, и превратили в христианский храм. Но не людьми, так самой природой храм был разрушен в 1679 году в результате сильного землетрясения.
От митраизма до нас дошли лишь едва угадываемые в камне силуэты коленопреклоненных язычников, почитающих Митру, несколько элементов декора в виде солнца на отдельных плитах, небольшой фрагмент эллинистической мозаики.
Так же известно, что в 76 году храм был частью крепости, построенной армянским царем Трдатом I. Часть строений еще угадывается в частично восстановленных руинах. Скорее всего, это была церковь - в основе крест, в верхнем крыле креста - место для алтаря.
Караунч
И все же, самым древним храмом на территории Армении можно считать Караунч. С виду, конечно, не скажешь, что это храм: множество камней разбросано по холму и все. Но камни те в основном стоят вертикально, упорядочены по какой-то схеме, скорее всего, их ставили по кругу.
Многие камни имеют круглые, сделанные людьми, а не природой, отверстия. Если постараться, то можно поймать в одном отверстии острый верх другого камня.
Мне это место напомнило всемирно известный Стоунхендж. По поводу Караунча тоже идут споры - для чего он предназначался. Возможно, это была древняя обсерватория, возможно, Храм Солнца. Ученые установили, что эта обсерватория была сооружена в шестом тысячелетии до нашей эры. Тогда люди поклонялись стихиям, был развит культ божества Солнца. Вполне вероятно, что это сооружение сочетало в себе и храм и обсерваторию. Ведь вся жизнь людей тех времен зависела от нашего светила, а дни солнцестояний и равноденствий были отправными точками во многих деяниях людей, будь то начало сева, или военный поход на соседнее племя.
Нораванк
Монастырь Нораванк известен, как важный религиозный центр Армении XIII-XIV вв. В стенах этого монастыря создавались сокровища армянской культуры - манускрипты, хачкары.
Но первые церкви появились среди красных скал живописного ущелья еще в IV - V вв. Это церкви Святого Карапета и Святого Фоки. Сейчас они стоят рядом, как единый комплекс вместе с постройками более поздних времен. Это церковь Григория Просветителя (1275 г.), церковь Святого Стефана (1221 г.) Объединяет их общий притвор, построенный в 1230 году.
Отдельно стоит церковь Святой Богородицы (1339 г.)
Все церкви сделаны из красного и желтого камня. Церкви небольшие. Перед ними и внутри них погребены князья династии Орбелянов, известные люди своей эпохи - епископ и историк Степанос Орбелян, великий мастер хачкаров и миниатюрист Момик (1250?-1339 гг).
Момик жил и работал в Нораванке. Он украшал церкви резьбой по камню. Создавал удивительные по красоте каменные кресты, некоторые из которых и сегодня стоят на территории монастыря, некоторые стали экспонатами музеев. Для своего надгробия Момик вырезал скромный хачкар, без особых изысков.
Посмотрите на орнаменты, украшающие церковные стены:
А это резные картины над входами в церкви:
"Бог и Отец" - одно из редких изображений Бога Вседержителя в образе старца.
Богоматерь с младенцем.
Хачкар:
Внутри церкви тоже были украшены резьбой, настенной росписью.
В некоторых местах еще сохранились следы орнаментов, выполненных особой краской "вордан кармир", которую делали из эндемического червя с Араратской долины. Краска эта красная.
На почерневших от времени потолках церкви хорошо различимы стилистические изображения четырех евангелистов в образе крылатых существ - льва, быка, орла и ангела. Подобные, но выполненные в мозаике, встречаются и в итальянских храмах. Среди могильных плит, под которыми погребены князья Орбеляны, интересен камень с изображением льва.
Под ним покоится прах последнего из свободных князей Сюнитского царства Эликум. (Сюник - это один из сильнейших регионов Древней Армении. Князь Сюника занимал первый трон среди аристократии при царском дворе). Историк Степанос - брат Эликума. Степанос многое сделал для армянской церкви. Он способствовал развитию просвещения и зодчества при монастырях. Кроме Нораванка, это Татев, Гладзор.
Герб Орбелянов высечен на внешней стене церкви Святой Богородицы. Это орел, сжимающий когтями быка.
В Музее монастыря можно посмотреть на копии манускриптов, созданных когда-то в Нораванке и чудом уцелевшие. Оригиналы хранятся в Ереване, в Библиотеке манускриптов - Матенадаране. Среди них есть и работы с иллюстрациями Момика, и Евангелие Эчмиадзина, созданного Святым Карапетом в 989 году.
Нораванк, как почти все монастыри и храмы древней Армении, не раз разрушался людьми или природой, но его неизменно восстанавливали. Сегодня Нораванк обрел следующую жизнь. Сюда приезжают паломники со всей Армении, здесь продолжают служить вере монахи, туристы вносят оживление в тихую жизнь монастыря, узнавая больше о культуре и истории Армении.
Не только святость монастыря, но и красота ущелья, проложенного водами небольшой реки Гнишкаджур (притока Арпы), дарит радость душе. Сочетание великого, созданного людьми и природой, создает ту самую гармонию бытия, в которой просто забываешь обо всех мирских проблемах.
В скалах ущелья много гротов. В одном из них, прямо на берегу реки обустроено очень уютное кафе с небольшим музеем, среди раритетов которого предметы национального быта и раритеты эпохи социализма, такие, как судейские стулья с гербами советской Армении. Еда подается простая и вкусная - армянский сыр, мясо, лаваш, зелень, сметана, домашняя пахлава к чаю. Есть особая водка, сделанная из ягод тута, плодов абрикоса, персика. Гурманы могут оценить и вкус, и аромат этих необыкновенных хмельных напитков.
Татев
Великая Татевская Пустынь. В этих словах мне чудится тайна. В любой пУстыни погружались в свои думы служители веры - монахи и монахини, святые, чудотворцы и даже Иисус Христос испытывал себя, уйдя в пУстынь. Но в отличие от действительно пустынных мест, где молился Христос, Татевская Пустынь находится в живописном природном уголке Армении, в ущелье Варотан, недалеко от деревни Татев.
Слово "татев" в переводе со староармянского означает "даст крылья". На заоблачной высоте стоит Татевский монастырь. Наверное, в те годы, когда его строили - а было это в IX - XI вв - добраться к этому монастырю можно было только на крыльях, или по крутой тропе, петляющей по крутым склонам ущелья и лесам.
Вот так сегодня выглядит дорога к Татевскому монастырю с высоты кабины канатной дороги, по которой мне пришлось пересекать ущелье Варотан. Дух захватывает от такого путешествия! Погода грозила закрыть все ущелье туманом, облака ползли из-за гор важной толпой, но все же мне посчастливилось увидеть и ущелье, и легендарный Мост Сатаны, и сам монастырь до тех пор, пора все это не погрузилось в мокрый туман.
Канатная дорога "Крылья Татева", построенная рядом с селом Алидзор и соединяющая его с монастырем Татев, самая длинная дорога такого типа. Расстояние между станциями - 5752 м. и всего три опорные башни. Максимальная высота кабины над землей - 320 м. Время в пути от одной станции к другой - 12-15 минут. Панорама, открывающаяся из кабины, просто ошеломляет. Но самым интересным объектом является Мост Сатаны. На самом деле этот "мост" находится на самом дне ущелья и он природный. Река каким-то чудным образом уходит в этом месте вглубь скал и вырывается в круглое отверстие с другой стороны.
Вода гудит - такой силы течение реки. Потому мост и назвали Сатанинским. В реку Варотан впадают многочисленные источники. Они минеральные и теплые. Рядом с мостом оборудованы ванны, где можно купаться даже в холода. Обратно мы возвращались на машине и, хоть недолго, но прогулялись по мосту и попробовали воду.
Но вернемся к монастырю Татев. Паломничество в эти места началось с IV века, когда над могилой Святого Евстатеоса была поставлена первая церковь. Евстатеос известен как человек, который на заре христианской веры сопровожал в Армении апостола Фаддея. Начиная с восьмого века монастырь расширяется и процветает. Строятся церкви Святого Григора, Святых Петра и Павла.
В конце X века в монастыре проживает 1000 человек. Из них половина - это ученики Университета, организованного при монастыре. Татев становится местом, где творят писатели, художники, музыканты, где ведутся философские споры, развиваются науки - математика, астрономия.
Сокровищница монастыря пополняется реликвиями. Это фрагмент креста Иисуса Христа, мощи Святого Иоанна Крестителя, Святого Степаноса, Святой Рипсиме, одиннадцати апостолов, Святого Григора и волосы Богоматери. В монастыре собрана уникальная библиотека, в которой насчитывается 10 000 манускриптов. Но и в Татев приходит беда: в 1169 году на него нападают сельджуки. Монастырь разграблен, вся библиотека, как ее ни пытались спасти монахи, сожжена.
В монастырском дворе сохранился уникальный памятник - шатающийся крест. Он установлен так, что его можно качнуть и по инерции он будет качаться некоторое время. Таким образом монахи предполагали испугать иноверцев. Но это не помогло. На два века монастырь прекращает свое существование.
В XII-XIII веках Татев восстанавливают князья Орделяны. Духовным лидером того времени становится епископ Степанос Орделян. Но в XIV веке Татев вновь разрушают, на сей раз воины Тамерлана. Монастырь потерял свое величие почти навсегда. И все же были еще попытки восстановить его былую славу.
В XVIII веке на территории монастыря построили школу, пытаясь возродить Университет X века.
Монахи живут за счет дани, собираемой с крестьян из окрестных сел. Но влияние монастыря уже не так велико и монахи сами вынуждены заниматься своим обеспечением. На территории монастыря построена маслодавильня. Она и сегодня работала бы - так хорошо сохранились все приспособления.
Большое каменное колесо катил по углублению привязанный к нему ослик, таким образом перемалывая сырье. По спиралевидному штырю с помощью рычага поднимали два длинных бревна, к другому концу которых был прикреплен пресс. Он давил на сырье - семя льна или другие зерна, выжимая из них масло, которое стекало по желобку во вкопанный сосуд.
В 1931 году монастырь страдает от землетрясения, и в эти годы его закрывают навсегда советские власти.
С 1990 года ведутся работы по восстановлению и реконструкции памятника армянской культуры - Татевского Монастыря.
История Татева в который раз напоминает, что нет ничего вечного, что все бренно и преходяще. Вера лучше всего хранится в душах людей, а не в создании их рук. И примерами тому имена святых великомучеников и поборников веры. Но как бы мы помнили о них, если бы не древние манускрипты, или резные картины на хачкарах, или иконы, или... легенды, передаваемые устно от поколения к поколению?..
Сулемский караван-сарай
По территории Древней Армении проходил Великий Шелковый Путь. Торговцам, которые вели караваны из Грузии в Иран, приходилось непросто. Дорога часто поднималась вверх, вела на перевалы, по которым преодолевались многочисленные хребты Кавказских гор, окружающих Армянское нагорье.
На одном из перевалов недалеко от озера Севан сохранился караван-сарай, построенный в 1332 году. Его называют Сулемским по названию перевала. Можно себе представить, как стремились к этой высоте путешественники, зная, что там их ждет отдых, еда и крыша над головой в ненастье. В этих горах много источников, потому вода - это не проблема. И сегодня из тех источников утоляют жажду водители большегрузов, туристы, проезжающие мимо.
Караван-сарай имел площадь 298 квадратных метров. Свет попадал внутрь из девяти световых проемов в потолке. В одном помещении были обустроены места для отдыха людей и скота. Животные, скорее всего, размещались посередине, а люди - в своего рода кельях. Разделяли их арочные перегородки и кормушки для скота. Посередине длинного прямоугольного помещения проходит углубление. Его назначение могло быть самым разным: и место для костров, и отхожее место. Слева от входа в караван-сарай сохранились развалины хранилища. А в самом дальнем конце древней гостиницы скорее всего жил хозяин караван-сарая: там обустроено отдельное помещение, огороженное от всех каменной стеной.
Дорога дальше от Караван-сарая ведет к знаменитому озеру Севан. В отличие от горы Арарат, которая почти все наше путешествие пряталась от меня за толстым облачным занавесом, второе природное чудо Армении - озеро Севан предстало во всей своей красе: глубокого синего цвета, в обрамлении белых облаков или на фоне тумана, змеей сползающего к воде из-за хребта Арегуни.
Озеро Севан - второе по величине пресноводное озеро мира после Титикаки. Его площадь - 1240 квадратных километров, наибольшая глубина - 83 метра. Находится Севан на высоте 1900 метров над уровнем моря. В него впадает 28 рек, а вытекает лишь одна - Раздан (приток Аракса), которая протекает через Ереван. В озере обитает севанская форель, усач, привезенная в Севан с Ладоги рыба сиг. Из птиц мне удалось сфотографировать армянскую чайку.
У Севана тоже своя длинная история. Даже его название с течением времени менялось и не раз. Его называли Гелам, Гокча, Гехаркуник. На берегах озера поставлены христианские обители - Севанванк, Айраванк.
В июле 2012 года на дне озера обнаружили деревянный корабль. Думаю, в скором времени историки изучат его, и мы узнаем, какого он времени, кому принадлежал. Загадки истории всегда интересны. И одной такой я озадачилась, посмотрев на фото Севана, сделанное со спутника. Форма озера напомнила мне очертания фигурки женщины, нарисованной на скалах Гобустана, что в Азербайджане, не так уж далеко от Севана.
Закончить свой рассказ об Армении я хочу одним интересным эпизодом.
В Ереване мне показали дом одного человека по имени Левон. Не так давно он умер, оставив своей жене Тосе и своим соотечественникам удивительное сооружение, строить которое он начал по зову божьему. Левон был строителем по профессии, но, однажды проснувшись, он принялся копать, а вернее, выдалбливать в камне под своим домом подземный ход, храм, убежище?..
В плане этот ход напоминает винтовую лестницу, которая спускается на глубину двадцати метров, а начинается прямо из прихожей дома. По ходу Левон расширял некоторые места, делал там что-то вроде алтарей.
Вот у этого креста, тоже выдолбленного в камне, дедушка Левон затормозил работу, по причине ему неизвестной. Не шел ход дальше и все. Но когда мастер сделал этот крест, то работа снова пошла легко, как и раньше. Левону помогала только его жена. Трудно даже представить, сколько породы пришлось вынести пожилым людям из-под своего дома, как удивлялись соседи, узнав о том, что делает бывший строитель. Этот ход Левон делал 23 года, начиная с 1985 года. Работа остановилась лишь с его смертью. Сегодня его жена показывает тот ход, а дети и внуки сделали в маленьком дворе уголок памяти своего отца и деда.
Вот такие удивительные люди живут в Ереване. Так и просятся слова: "Чудны твои деяния, Господи!", когда видишь такое.