Маргуш, Моуру, Маргиана - это все названия одной страны, о которой сегодня известно не так уж много, если сравнивать с Египтом или странами Месопотамии, ровестником которых она является. Всего лишь чуть более сорока лет прошло с тех пор, как в 1972 году археолог Сарианиди Виктор Иванович начал раскопки самого первого города пятой цивилизации древнего мира в песках пустыни Кара-Кум. Но то, что за это время было найдено, стало сенсацией! Сегодня музеи Туркменистана хранят удивительные сокровища Маргуша, а раскопанные дворцы и храмы восхищают продуманностью планировки и оригинальными решениями сложных инженерных конструкций.
Ученые определили, что этот город существовал примерно с 2300 до 1500 года до нашей эры. Восемьсот лет в нем жили люди. Но пришло время, и город опустел. Пески Кара-Кум замели дворец и храмы, озера и тройной ряд защитных стены. Любопытно то, что город не был уничтожен во время войны, или разрушен землетрясением. Люди просто оставили его, ушли с мест, освященных предками. Почему? Как оказалось, причина в том, что река Мургаб, в некогда плодородной дельте которой и был построен город, сменила русло. А без воды в пустыне нет жизни. Куда вода - туда и люди. Сегодня река Мургаб течет западнее своего древнего русла на несколько десятков километров. Ее берега так же зелены, так же как и тысячи лет тому назад вдоль них люди строят жилье, на сочных лугах пасут скот.
Но как жили люди в давние времена? Как менялись их верования, нравы, образ жизни? Ученые предположили, что первые поселенцы пришли в дельту Мургаба в период сильной засухи из стран Ближнего Востока. Они принесли с собой и свою веру, и свои обычаи. Об этом - о рассвете государства Маргуш - первая книга дилогии "Шепот Черных Песков". За несколько сотен лет жизнь в городе-храме претерпела изменения. И это подтверждено находками. В процессе раскопок археологи под руководством Виктора Ивановича Сарианиди нашли немало доказательств протозороастрийских верований живших там людей. Это прежде всего храмы, в которых поклонялись огню и воде. Это особенности захоронений, в которых оберегали священную стихию земли. Это следы особого отношения к собаке, культ священного напитка жрецов хаомы и многое другое, о чем рассказано во второй книге дилогии, посвященной закату Маргуша.
На протяжении восьмисот лет меняются поколения людей, но остаются декорации, в которых продолжается спектакль жизни. Пусть с другими героями, но история Маргуша, начатая в первой книге дилогии, продолжается во второй.
Выражаю огромную благодарность великому археологу современности Виктору Ивановичу Сарианиди, труды которого послужили основой для написания этого романа. Низкий поклон ему и светлая память! В то время, когда вторая книга дилогии только была начата, Виктор Иванович ушел из жизни.
Моя безграничная признательность его сподвижнице, антропологу Надежде Анатольевне Дубовой. Благодаря ее консультациям и рассказам о находках родился сюжет этой книги.
Огромное спасибо всем ученым, труды которых, размещенные в отчетах Маргианской археологической экспедиции, послужили основой для восстановления не только образа самого города-храма, но и образов его жителей, созданных моим воображением, но с реальными деталями: чертами лица, одеждой, украшениями, предметами быта.
Надеюсь, книга будет интересна как людям, посвященным в историю Маргуша, так и тем, кто впервые прочитал о нем в этом предисловии.
Навсегда ли мы строим дома? Трудимся навсегда ли?
Навсегда ли друг с другом расстаются братья? Навсегда ли ненависть входит в сердце? Навсегда ли реки заливают равнины? Навсегда ли птицы увидели солнце?
"Гильгамеш", таблица десятая (перевод Л.Гумилева
Пролог
2010 год, Туркменистан, окрестности города Мары, городище Гонур-депе
Осторожное - мягкое до нежности!- прикосновение кисточки, взмах за взмахом, снимает пыль. Трудно поверить, но этой пыли не просто много лет: она покрывала древние косточки несколько десятков веков. Так уж сложилось, но история оставляет будущим поколениям развалины и останки тех людей, которые давным-давно жили в городах и селах, спустя сотни лет называемые городищами. Гонур-депе - одно из самых древних. Здесь жизнь кипела более четырех с половиной тысяч лет тому назад!
Археолог останавливается и скорбно осматривает свою находку. В нише, аккуратно сделанной в стене города, окружающей царский кремль, лежит девочка. Опытный антрополог, за последнее десятилетие освоившая и тонкости работы археолога, предполагает, что ребенку было не более восьми лет. Явных повреждений, которые могли привести к смерти в таком раннем возрасте, не заметно. Болезнь? Вполне возможно. Но это покажут более глубокие исследования, а пока... пока перед женщиной начала второго тысячелетия лежит девочка, которая четыре тысячи лет тому назад могла радовать своим щебетанием другую женщину - свою мать.
- Что тут у тебя? - от грустных раздумий отвлекает голос руководителя экспедиции Виктора Ивановича Сарианиди.
- Посмотри, Виктор Иванович, похоже, здесь хоронили детей, это уже четвертый ребенок в стенах этой комнаты и все - девочки.
- Ну, это жизнь! - археолог, повидавший на своем веку немало останков, понимает чувства женщины. Он устраивается рядом прямо на сухую землю и, взяв кисточку из рук Надежды, продолжает работу. - Ты вот что скажи, как думаешь, когда их похоронили?
- Думаю, это случилось, когда город уже был заброшен, и жить тут оставались только бедняки.
Виктор Иванович улыбнулся в усы: не зря столько лет работают вместе! Надежда - антрополог по образованию, но и в археологии разбирается не хуже академика!
- Верно рассуждаешь, - он оставил кисточку и взял лопатку, ткнул в грунт, где была ниша, - это стена! Видишь - плотная! А яму выкопали в глиняном наплыве. Стена разрушалась! Это означает, что за ней уже не следили, не поддерживали. Могло ли быть такое в период расцвета города? Нет!
Надежда мягко улыбнулась.
- Да понятно это!
- А! Раз понятно, копай дальше! - он хотел было встать, но внимание привлекло нечто яркое, мелькнувшее среди желтых косточек грудной клетки. - Посмотри, что там?
Надежда пригляделась. Припыленные, под косточками проглядывали фиолетово-голубые камушки. Девочка лежала на боку, подложив ладошки под щеку. Коленки согнутых ножек прилегали к нижним ребрам. Под ними и оказались камушки. Сердечко женщины екнуло.
- Бусы?..
- Лазурит, - предположил Виктор Иванович.
- Похоже... но странно. Лазуритовые бусы - дорогое украшение, а здесь явно бедное захоронение. Кроме глиняной миски больше ничего нет. Наверное, эти бусы - самое дорогое, что было в семье, а девочку любили, горевали по ней, вот и положили в последний путь... - голос как-то сам сорвался.
Только представить себе! На этом месте некогда разыгралась трагедия. И в те далекие времена, которые многим современникам кажутся дикими, матери страдали по умершим детям. Вот доказательство! Эту девочку буквально осыпали драгоценными бусами! Лазурит, судя по исследованиям археологов, добывали в Горном Бадахшане - далеко отсюда. Изделия из того лазурита находили на берегах Инда - в Хараппе, в Бактрии тоже и вот теперь здесь - в Маргиане! Всего лишь бусы, а сколько они могут поведать опытному исследователю!
- Собирай! - Виктор Иванович посторонился. - Все думаю о том, что для них, - он кивнул на останки, - во все время существования Маргианы земля, как и огонь, была священна. Ведь посмотри, казалось бы, вырыл яму в наплыве - легко, не то, что стену долбить! - и хорони! Так нет! Они сделали ниши! Наплыв - это уже земля, а стена - это дело рук человека. Это еще одно доказательство того, что вера у них была близка к зороастризму, а Моуру, что в Авесте упомянута, Маргиана и есть! Как там сказано?
- "В-третьих, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Моуру сильную, причастную Арте"*.
- Правильно! И дальше о Бактрии: "В-четвёртых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура-Мазда, сотворил: Бахди прекрасную"*, а они рядом. В Бактрии нашли амулет с изображением верблюда, которого ведет мальчик. Это может быть Заратуштра* - будущий пророк зороастризма.
- И у нас на Гонуре немало находок, свидетельствующих о протозороастрийских верованиях маргушцев. Возможно, Заратуштра был родом из этих краев. Ведь точно неизвестно, откуда он.
- Неизвестно. Мог выйти из этих мест, мог придти сюда с проповедями.
Виктор Иванович поднялся.
- Поеду в другой раскоп. Посмотрю, что там. Тоже кого-то нашли, может быть, жрица.
Надежда помогла ему выбраться и вернулась к захоронению.
Каждый сезон они находят новые погребения. Какие-то богатые, выполненные, как дома, с несколькими комнатами, с жертвами и множеством даров. Другие - такие, как это - скромные, но тоже "говорящие". За каждым - история жизни и смерти. Все вместе они составляют историю одного города, ныне называемого Гонур-депе - Серый холм. А во времена своего процветания это был, скорее всего, Город-Храм - Священный город! Уже раскопано несколько храмов, в которых, судя по находкам, поклонялись огню и солнцу, воде и хаоме*. Возможно, какие-то храмы называли именем Митры* или посвящали их более древним богам, традиции поклонения которым принесли с собой первые поселенцы, пришедшие в благодатный оазис в дельте Мургаба из западных земель.
Кто были эти люди? Во что верили? Как жили? Какие чувства скрывали их сердца? Какие мысли теснились в их головах? Все это сокрыто временем. И только пытливый ум исследователя может приподнять завесу тайн и представить себе ту невообразимо далекую жизнь, как реальную, в чем-то похожую на нашу, но со своими трудностями и горестями, со своими радостями и открытиями.
Прислушайтесь. Слышите звон? Нет?.. Это звенит время! Не каждому дано слышать его. Разве что на просторе, у которого нет горизонта, там, где редкие барханы переливаются волнами песка, а горячий колышущийся воздух создает миражи...
*Примечания:
Видевдат. Первый фрагард. Стих 5. Перевод Виноградовой С.П.
Видевдат. Первый фрагард. Стих 6. Перевод Виноградовой С.П.
Имя Заратуштра с древнеперсидского переводится, как "обладающий желтым верблюдом"
Хаома - напиток жрецов. Изготавливали из зерен ячменя или пшеницы, кислого молока, соков эфедры и мака
Митра - бог Солнца, справедливости и договора у арийцев и народов Месопотамии