Дор Анри Луи : другие произведения.

Лувр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:


Анри д'Ор

Из истории Лувра...

  
   Впервые Лувр, как небольшая крепость на окраине Парижа, упоминается во времена Филиппа-Августа. Некогда на месте Лувра находился Волчий лес и его название навсегда осталось в названии крепости. Предполагалась, что крепость на берегу Сены необходима для усиления обороны столицы. Во времена Карла Пятого Мудрого Лувр перестраивается и становится элегантной резиденцией королей, выполненной в готическом стиле. В центре луврского двора возвышается Большая башня, которая одновременно является последним убежищем королей в случае опасности, хранилищем казны и одной из самых жутких тюрем Парижа. Что поделать, своих узников короли предпочитали иметь на виду. Для безопасности.
   Готический Лувр восхищал многих, но надо сказать, что он занимал лишь четверть современного Большого двора Лувра, и творческого зуда некоторых королей не перенес. После посещения Италии король Франциск Первый решил, что все это старье, и принялся перестраивать свою резиденцию. Первой жертвой короля стала Большая башня, которую он попросту снес. С тех пор казна королей хранилась в Бастилии, узники, по большей части тоже. Дальше, не особенно утруждая себя раздумьями, король снес еще половину Лувра, но достроить его в стиле Возрождение не успел, благополучно свалив эту задачу на сына Генриха Второго. Бедняга Генрих потратил на восстановление двух снесенных сторон луврского квадрата всю оставшуюся жизнь, но новая половинка Лувра была выстроена уже в стиле барокко. Судя по картинам, в это время Лувр представлял из себя очень странное зрелище. Но, как говорится, на этом королевский зуд не закончился, потому что мания строительства завладела вдовой Генриха, королевой Екатериной Медичи. Черная вдова принялась строить вдоль Сены собственный дворец - Тюильри, который было приказано соединить галереей с Лувром. Таким образом у Луврского квадрата появился хвост. Наличие этого странного хвоста очень волновало короля Генриха Четвертого, уже из новой династии Бурбонов, и он собирался достроить Лувр, соорудив еще один гигантский двор, но свой проект не успел осуществить по техническим причинам - получил удар кинжалом на улице Медников. Его же сыночек Людовик Тринадцатый наплевал на план папы, который хотел достраивать, но не желал ломать, и без затей снес остатки готического Лувра. Ну не гад ли?
   Новая эпоха требовала чего-то грандиозного, и Людовик решил расширить Лувр так, чтобы он стал в четыре раза больше. Для этого, правда, пришлось снести несколько дворцов, находившихся рядом с Лувром, и кучу парижских домов, но что не сделаешь ради величия?! Снесли, начали расширять Лувр, но тут Людовик помре, а вскоре после его смерти началась Фронда, стало не до строительства. Несчастный Лувр остался стоять недостроенным. Картинка, надо думать, была отвратительная - полторы стороны квадрата есть, а дальше битый камень. Но тут в возраст вошел Людовик Четырнадцатый и тоже решил внести свою лепту в строительство. Сначала для проектировок был приглашен Бернини. Как человек со вкусом он решил достроить Лувр в стиле барокко, чтобы одна сторона квадрата не отличалась от других. Но Людовик обиделся. Барокко он почитал старьем и жаждал чего-то новенького, а именно - классицизма. Поэтому Бернини прогнали вон, а новый архитектор спорить с королем не стал - себе дороже, и отгрохал ему все, что тот хотел, в том числе и знаменитую колоннаду Лувра. А вот мне она, хоть убейте, не нравится.
   Надругавшись таким образом над Лувром, Людовик Четырнадцатый решил, что Лувр для него мал, велел строить Версаль и благополучно переселился туда, наказав Париж отсутствием. Для Лувра настали печальные времена. Правда, радовать собственный замок начал еще батюшка Короля-Солнца, потому что не нашел ничего лучшего, как разместить в Лувре типографию. Представляете, какая это была радость для окружающих?!
   В восемнадцатом веке Лувру пришлось еще хуже. Если Тюильри существовал еще в нормальном виде, как и положено дворцу, то Лувр начали заселять мастерскими. Королевский замок превратился в обитель художников, скульпторов и, вы не поверите, БРОДЯГ!!!! Типография тоже продолжала мучить окружающих грохотом. Во дворе Лувра появились домишки, свалки и прочие радости запустения. И все это безобразие продолжалось вплоть до Наполеона.
    []
   А вот это называется "Да здравствуют путеводители!" План, по которому можно понять, как соотносятся старый и нынешний Лувр. Заодно вы можете увидеть колоннаду, которую я терпеть не могу - Парижу она не подходит, - Лувр времен Карла Пятого и остатки старых крепостных стен Лувра. Откапали их в XIX веке, сейчас туристы могут спуститься и посмотреть, какими стены крепости были изначально. Вообще, тогда много чего откопали.
    []
   Лувр в четырнадцатом веке. Заметьте, в интересах безопасности одна из сторожевых башен Лувра соединена цепью с Нельской башней (той самой), рядышком Нельский замок (тоже тот самый, что в "Асканио"). Цепь натягивалась ночью, чтобы враг не мог пробраться в Париж через Сену. Рядом с Лувром, тоже на набережной, Малый Бурбонский замок, тот самый, что снес Людовик Тринадцатый, чтобы расширить Лувр. Ну а еще дальше по набережной та самая церковь Сен-Жермен-л'Окссеруа.
  
   Наполеон все же догадался, что для того, чтобы что-то возводить, вовсе не обязательно ломать. Точнее, он решил, что не обязательно ломать во Франции, достаточно это сделать за ее пределами. Таким образом в Лувре он ничего не снес, но начал заполнять его произведениями искусства, таща везде, где они плохо лежали. Например из Египта. Лувр стал величайшей хранилищницей произведений искусства, Господи их помилуй, потому что на то, чтобы изучить все, жизни не хватит. А еще Лувр с Тюильри стал одним из самых крупных музеев, потому что все время расширялся и достраивался. Если Наполеон Первый предпочитал жить в Фонтенбло, то Наполеон Третий, у которого, кажется, самомнения было еще больше чем у дяди, но при этом с гораздо меньшими основаниями, решил не мелочиться и поселиться в Лувре, правда, в одной из новых его частей. Правление Наполеончика закончилось его свержением, потом была Коммуна, которую так основательно подавляли, что ухитрились спалить дотла весь Тюильри. Правда, генералы сваливали вину за пожар на коммунаров, но если Вандомскую колонну они и правда снесли, то дворцы берегли. Так что обвинения в их адрес явно беспочвенны. Впрочем, на месте Тюильри был построен новый корпус музея, названный Большой Галереей, да еще с павильонами. Жуть.... А с другой стороны, что я ужасаюсь?! На месте Ратуши в XIX веке тоже соорудили нечто диковатое. Терпеть не могу все эти псевдо-барочный, псевдо-византийские и прочие подделки. Вот почему они так фальшиво смотрятся?!
   Уже в XVIII веке назвать Лувр крепостью можно было только в бреду. Если в XVII вокруг него еще сохранялись стены, то к XIX веку не сталось даже ажурных решеток. Но XX век и вовсе отличился. Я не отрицаю, в другом месте стеклянная пирамида смотрелась бы великолепно, но вот рядом с Лувром она выглядит дико! Но Миттерана я все равно не виню, он же не стал ради своих эстетических принципов сносить треть Лувра и заменять его строениями в стиле хай-тек!

Оценка: 5.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"