Книгу Натальи Резановой я прочел с подачи одной из своих ПЧ на Дайри. Причиной послужил спор о различии женской и мужской прозы, особенно о соотношении в них рассудочного и эмоционального начал. Я доказывал, что женщины эмоциональнее мужчин, ну а мы, соответственно, более рациональны.
"Далеко не всегда", - ответили мне и обещали принести книгу, которая бы опровергла мое утверждение. И принесли вот этот самый том - "Игру Времен". А теперь небольшое отступление. Вот скажите мне, о чем думают художники, иллюстрируя книги? Как вам этот герой, который стоит в позе балеруна и в доспехах, судя по всему, на голое тело?
Но с другой стороны, что я жалуюсь, не всем же выпадает счастье, чтобы их иллюстрировала arventur?
И еще, отступление номер 2 - о добросовестности издателей. В аннотации к книге сказано, что "Игра Времен" это фантастический роман. Дальше идет собственно аннотация. Она стоит того, чтобы привести ее полностью.
Вот:
"Жестокий мир, где слабый обречен изначально.
Мир, где женщине трудно, практически невозможно выжить в одиночку... если, конечно, она не умеет сражаться подобно мужчине или не носит в себе Силы колдовского дара.
Однако в этой девушке, хрупкой телом, но сильной духом, магической Силы хватит на десятерых.
Она верит, что сможет не только выжить, но и подчинить себе обстоятельства. Она полагает, что будет защищать Свет от Тьмы, Добро - от Зла.
Одного только не понимает еще юная ведьма - Свет далеко не всегда является Добром, Тьма - Злом..."
Эффектно, правда? Вот только все это не имеет ни малейшего отношения к реальности. Во-первых, никакого романа "Игра Времен" нет, а есть сборник рассказов, в которых действие происходит от раннего средневековья до эпохи космических полетов, и объединенных лишь одним вымышленным миром. Во-вторых, аннотация имеет некоторое, именно - некоторое отношение, ко второму пункту содержания книги: повести "Княжеская ведьма". Кстати, это ведьма по сути ведьмой вовсе не является. Ну а еще в книге есть повесть "Крепость спасения".
А теперь собственно о произведениях книжки. Чем дальше я читал книгу, тем больше у меня возникало ощущение чего-то странного. Нет, каждое произведение в отдельности не вызывало ощущение странности, но вот собранные вместе... Сначала я не мог разобраться, в чем дело, но постепенно до меня дошло. Есть произведения, которые могут написать и мужчины, и женщины. Есть те, которые могут выйти из-под пера (клавы) только мужчин или только женщин. Книгу "Игра Времен" мужчина не смог бы написать никогда, но эта женственность явно не та женственность, которая могла бы вызвать мою симпатию. Для героинь Натальи Резановой чувства, это нечто досадливое и ненужное, а зачастую и просто разрушительное. Героини Резановой предельно рациональны, они циничны, и не важно, прожили ли они тысячу лет или всего семнадцать. Они вызывающе надменны, а их отношение к мужчинам... нет, они их не то, чтобы не любят, но как правило, не снисходят к ним. Да и мужчины, это либо тупые и жестокие животные, либо ничтожества. Редкие исключения излишне абстрактны, либо просто никакие. Чудовищ надо уничтожать, остальным можно покровительствовать, что и делают героини. Из всех существующих чувств героини рассказов и повестей автора сохранили в основном ненависть, которая посещает их на удивление легко. Столько же легко приходит к ним желание мятежа. При этом без разницы, идет ли речь об ученой монахине или юной дочери оружейника. Мятеж - наше, то есть их, все! Моральные муки персонажей как правило не посещают, а если и посещают, как героиню повести "Княжеская ведьма", то эти муки в большей степени напоминают риторические экзерсисы, не более того.
Ну, а какие эти героини внешне? Вы не поверите, но женское желание быть красивым им явно не свойственно. Вообще, у Резановой красивые женщины или дуры, или такие стервы, что держись! Наверное, в этом тоже есть нечто женское, желание прослыть не красивой, но умной, но всему же есть мера...
Эмоционально героини Резановой абсолютно глухи. Надо прочувствовать потрясение одной из героинь, когда до нее доходит, что находящаяся рядом красавица, вовсе не собирается начинать какую-то политическую игру, а мечтает выйти замуж... вы не поверите, какой кошмар - по любви! Для "ведьмы" Карен, она не просто дура, она "бедная Пасифая"! А этой Карен, удивляющейся "бедной Пасифаей" всего 17 лет. Та же Карен говорит взрослому мужику, соглашаясь пойти на службу, "Только без глупостей". Ничего себе - юная девица. Но она не одна такая. Все эти героини Резановой, как бы они не различались, говорят и думают совершенно одинаково. Да, они очень умны, предельно рациональны, но это ум паталогоанатома, правда, без свойственного последним очаровательного цинизма. То есть цинизм есть, а вот очарованья нет. Героини книги так лелеют свою волю и независимость, что в какой-то миг, их даже становится жалко. Пожалуй, самым точным выразителем всего тома можно посчитать рассказ "Кошки-мышки" (главной героиней которого является монахиня). Так вот, как и героиня рассказа сестра Схоластика, все героини Резановой в игре кошки-мышки согласны быть только кошкой. И вот тут, посмотрев на имя героини, меня вдруг осенило. Мне показалось, что это имя в большей степени говорящее, чем может показаться. Разум, схоластика, риторические упражнения... Да, произведения Резановой очень рациональны, но это разум схоластический, не в том, высоком смысле этого слова, а в смысле уже позднем, в смысле увядания.
Есть тексты, написанные инфантилами для инфантилов. Есть тексты юности. Есть тексты зрелые. А тексты Натальи Резановой оказались старческими. Это отсюда идет "Бедная Пасифая". Проблема героинь Резановой не в том, что по молодости лет они еще что-то не успели узнать. А в том, что по непонятной игре природе, они о многом уже забыли. В том числе и о том, что у людей есть чувства. У них же остался только рассудок и игра в кошки-мышки.