Дорожная-Пыль : другие произведения.

3. Распределительное право

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Для того, чтобы жить необходимы ресурсы. Получая ресурсы, мы удовлетворяем свои потребности в кислороде, в еде, жилье, знаниях, сексе, лечении и продолжаем жить. Один из главных фактов существования жизни состоит в том, что каких-то ресурсов всегда не хватает на всех. Когда мы живем сами по себе, и нам не хватает некоторого ресурса, мы либо отказываемся от этой потребности, либо, если отказаться от нее невозможно, мы умираем. У стайных живых существ это выглядит несколько иначе. Если ресурса недостаточно, то нужно каким-то образом организовать его распределение. Изначально надо понимать, что не существует справедливого способа распределения ресурса. Если в очереди на срочную пересадку сердца в больнице лежит 10 человек, а в наличии только три сердца, то семь человек умрут при любом способе распределения и за пять минут до смерти они расскажут вам, что они думают о вашем "справедливом способе распределения сердец". Итак, любое распределение ограниченного ресурса не справедливо.
   Однако можно попытаться распределять ограниченный ресурс с точки зрения наилучшей выживаемости вида, поскольку индивидов много, а вид-то один. Обычно так и организуется жизнь в стае. Например, в волчьей стае лидером является самый сильный самец. Потомство первой волчихи стаи имеет преимущество и поддерживается всеми волками стаи. При нехватке чего-либо, скажем, пищи, в первую очередь страдают слабые особи, поскольку первыми пищу получают первые в иерархии стаи особи. Установленную иерархию в стае поддерживает вожак стаи, поскольку он самый сильный. С точки зрения вида, это весьма целесообразная схема организации потребления. Очевидно, что вместе с правом на преимущественное распределение благ, вожак стаи приобретает и определенные непростые обязанности: защита территории, организация охоты, забота о потомстве и т.д. Собственно его и целесообразно сохранять в трудные времена именно потому, что он способен сделать много для своего вида. Организация баланса прав и обязанностей - важнейшая функция стайной жизни.
   Но потребности нужно удовлетворять каждый день. Короче говоря, должно быть налажено распределение. Можно, например, взять какой-то особо выдающийся экземпляр из стаи, и поручить ему заниматься распределением. Это, скажем так, ручное управление распределением. Особенность ручного управления в том, что приоритетность права может меняться в зависимости от ситуации. Но распределению подлежит слишком много ресурсов и происходит оно постоянно в каждой точке, где присутствуют участники условной стаи. При этом вожак может и отсутствовать. Поэтому распределение осуществляется несколько иначе, через РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ ПРАВО доступа к распределяемому, которое является очень конструктивной идеей. Этим правом наделяется всякий участник. Это его метка. Именно с этого момента появления стабильности оно и становится по существу распределительным правом, но правом изменяемым. Поскольку теперь право соотнесено с участником процесса распределения, последний при желании изменить результаты распределения в свою пользу, может приложить усилия для изменения своего права. Это означает, что в границы распределительного права должны входить и правила его изменения во времени, а именно, правила того, как назначать и как менять доступ к распределяемому. Например, можно подраться с вожаком и в случае победы изменить свое распределительное право. С момента, когда распределение уже не есть просто воля вожака, а свойство и самого участника стаи, оно оформляется в распределительное право. Это свойство самого участника поддерживается его жизнью в стае (его местом в иерархии) в том числе и вожаком стаи.
   Люди, как стайные млекопитающие, имеют в отношении распределения те же проблемы. Как говорил Аристотель: "Дело в том, что распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, ['достоинством'] не все называют одно и то же, но сторонники демократии - свободу, сторонники олигархии - богатство, иные - благородное происхождение, а сторонники аристократии - добродетель" [Аристотель, "Никомахова этика"]. Вот это право, которое мы предъявляем при распределении, теперь и будет называться капиталом. Оно говорит, что тебе можно, а что нельзя, и сколько можно, а сколько - нет. Поэтому мы можем даже сказать более сильную фразу: "Капитал - это право на преимущественное распределение". То самое "известное достоинство" как раз и означает определенные социальные обязанности, сопровождающие распределительное право.
   Предвидя раздражение читателя, связанные с изменением понятия капитала, хочу сказать следующее. Я прекрасно понимаю, что традиции делового оборота изменить практически невозможно. Кроме того, данное здесь определение капитала весьма расплывчато в том смысле, что его трудно измерить и даже оценить, это чисто качественное понятие. Традиционное понятие капитала нетрудно выразить в денежной форме и конструктивно использовать при проведении различных операций. Но всё же переименование хотя бы здесь кажется мне очень важным, и вот по каким причинам.
   Во-первых, поскольку ресурсы всегда ограничены, любые разумные существа должны с какого-то момента ввести в свою жизнь капитал. Они это должны сделать хотя бы потому, что не желают перебить друг друга.
   Во-вторых, необходимо отметить, что в фиксированный момент времени в обществе может существовать несколько различных видов распределительного права. Скажем, в семье преимущество при распределении может определяться возрастом, или как-то связано с одаренностью детей. Но всегда существует главный, известный всем членам общества вид распределительного права, и именно, будучи главным, он и является капиталом. Главный вид капитала в Великобритании - деньги, хотя быть королевой тоже не плохо.
   В-третьих, реализация любого права осуществляется через принуждение или даже насилие, которое реализуется властью. Невозможно обладать правом на преимущественное распределение и не обладать властью для его реализации. Поэтому в любом обществе "владеть капиталом" означает "иметь власть". Именно поэтому среди различных видов распределительного права в данный момент времени всегда есть один, главный. Это так, потому что власть одна, и те, в чьих она руках, и определяют главное право, то есть капитал. Капитал, как право на преимущественное распределение, - по определению является выражением неравноправия и несправедливости, и, следовательно, общественная жизнь любых разумных существ всегда содержит элементы неравноправия и несправедливости.
   В-четвертых, для того, чтобы капитал функционировал эффективно, необходимо выполнение двух условий: стабильности и изменчивости. Стабильность создает привлекательность капитала, желание обладать им. Стабильность требует известной защиты капитала ("своих не сдаем") и, поскольку капитал реализуется властью, власть и обеспечивает его стабильность, а также передачу его по наследству. Например, у животных часто право на распределение у потомства связано с тем, от каких родителей рожден член стаи. Наследование титула, наследование денег, система блата - это примеры реализации функции наследования для различных видов капитала. Изменчивость капитала означает возможность при желании изменить свой капитал. Для этого необходимо приложить определенные усилия: послужить верой и правдой королю, заработать в бизнесе или продвинуться по служебной лестнице. Но капитал можно и потерять, освободив место для других. Можно попасть в немилость к королю, разориться или быть отвергнутым начальством. Изменчивость капитала создает условия для его развития. В-пятых, распределительное право предшествует любому производству, поскольку уже существует даже в стаях животных, где никакого производства нет. Как раз наличие распределительного права стимулирует появление производства. Когда дефицит какого-либо ресурса нарастает, это приводит к ужесточению дифференциации при реализации распределительного права, что стимулирует налаживание производства дефицитного ресурса. В этом смысле как раз распределительное право является "главным" по отношению к традиционному капиталу. Я, как и большинство современников, склонен полагать, что развитие и изменения в обществе в основе своей связаны и определяются капиталом, то есть "главным", но с одной оговоркой: с капиталом в новом смысле. Вряд ли на Майдан выходят, чтобы наконец-то производить галоши. На Майдан выходят, чтобы наконец-то иметь галоши. Вряд ли также рабочий класс в начале прошлого века спал и видел изменение отношения к средствам производства. Нет, он видел изменение правил распределения. Именно отношение к распределению крушит старое и рождает новое, заставляет производить и разрушать, приводит к кризисам и взлётам.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"