Драганович Вук Миланович: другие произведения.

Забытый поход. После всех слов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Изначально планировалось, что данная историческая ретроспектива будет написана в конце повествования, когда испанские солдаты рассядутся на своих галерах и спокойно уйдут в свой Дюнкерк. Однако торопливость многих замечаний вынуждает автора приступить к ней незамедлительно, пока жанровые условности в очередной раз не перетасовались, а знатоки истории не вынесли свой окончательный и бесповоротный вердикт.


   Изначально планировалось, что данная историческая ретроспектива будет написана в конце повествования, когда испанские солдаты рассядутся на своих галерах и спокойно уйдут в свой Дюнкерк. Однако торопливость многих замечаний вынуждает автора приступить к ней незамедлительно, пока жанровые условности в очередной раз не перетасовались, а знатоки истории не вынесли свой окончательный и бесповоротный вердикт.
  
   Так уж случилось, что эпоха с 1492 по 1648 года пришлась на весьма непонятное время. Говорят, что Зигмунд Фрейд во время поездки в САСШ сказал своему коллеге Карлу Юнгу: "Неужели они не знают, что мы им везем чуму?". Воистину, достославный Кристобаль Колон, возвращаясь в Палос де ла Фронтьера, мог искренне и с полной уверенностью произнести ровно те же слова. Его каравеллы "Нинья" и "Пинта" и правда привезли с собой в Старый Свет подлинную болезнь, создавшую системный кризис, из которого Европа выбиралась добрых полтора столетия.
   Не совсем все понятно и с временной принадлежностью этой эпохи. Так уж получилось, что человек все предпочитает разложить по полочкам, весьма аккуратно, комфортно и чтобы не выпадало. Тогда этой полученной конструкцией можно будет любоваться со стороны и никогда больше не пользоваться, что весьма удобно, потому что еще так много вещей нуждаются в укладке и упорядочивании. Казалось бы, сначала была Античность, затем Средние Века, Новое Время и Новейшее Время, горделиво обусловленное эпохой тотальных войн. Очевидно, что через 100-200 лет наступит уже и Метановейшее Время, благо сменятся эпохи и вехи, но... Но так ли все аксиоматично?
   Казалось бы, Античность окончилась с падением Рима - низвержением Ромула Августула, последнего императора, чье седалище покоилось в пределах стен Вечного Города. Но разве это не субъективно? Пока католический мир тонул в своей германской помойке на руинах римского величия, разбирая дороги, стены и дома на камни для своих нужд, Восточная Римская Империя, по привычке называемая Византией, продолжала существовать. Разве она не наследие Тысячелетнего Рима? Но тогда история окончания Античного мира придется на какой-нибудь 1453 год, что весьма справедливо, если учесть, когда и как именно закончилась эпоха Renascentia. Собственно, Возрождение и подразумевало восстановление той, римской культуры с ее канонами и стремлениями. Но так уж получилось, что в 1453 году Мехмед II взял штурмом Константиноплу, а в 1525-1527 годах испанская армия привела к покорности Императору Священной Римской Империи вечно независимые и постоянно воюющие города Северной Италии, куда случайно вошел и Рим. Так что с последним выстрелом Бенвенуто Челлини из пушки по имперской армии закончилась и околоантичные страдания по утерянному прекрасному, но, увы, слишком прошлому миру.
   Следующие сто лет миру понадобилось на то, чтобы осознать произошедшее, принять, переварить и каким-либо образом отреагировать на происходящее. Это удалось совершить лишь к Миру Вестфалии, в котором Европа смогла окончательно покончить со своими античными пережитками и шагнуть в далекое и мрачное будущее национальных государств, из которого сейчас выходит с громким треском миграционных кризисов. Дальше наступило подлинно Новое Время, вполне справедливо умеревшее в психической атаке на пулеметы.
   Итак, у нас есть три прекрасные точки для проведения триангуляции. Вряд ли уж историческая наука согласится с проведением геометрического эксперимента, ну да ладно, спросим ее об этом когда-нибудь попозже. У нас есть 1492, 1527 и 1648 годы. Весьма прелестные даты, не правда ли? Но что же это?
   В эту эпоху удалось вместить все и вся. Все самые только что есть возможные кризисы общественного сознания, как ориентационные, поведенческие и религиозные, так и экономические, политические и общественные. Христиане совершенно по-язычески могли жечь ведьм в страстном желании с помощью ее жертвы не допустить и отсрочить весьма близкий Апокалипсис путем очищения земли от всяких там слуг диавола, в то время как точно такие же христиане спокойно размышляли о науке и совершали поистине чудесные открытия в области механики и химии. Парадокс человеческого бытия.
   Так уж получилось, что это была эпоха одной-единственной страны - Испании, Королевства Католических Королей. В Европе правила бал испанская мода с ее знаменитыми воротниками-горгерами, многослойными штанами с многослойными же разрезами кальзас и хубоном. Страны, пыжащиеся стать морскими державами, строили величественные галеоны, властители морей и океанов. Государства, пытающиеся стать хозяевами хоть какого-то клочка сухопутной Европы, создавали слабые подобия легендарных испанских терций. Королевства, желающие получить хоть какие-то зачатки литературной культуры, напропалую заимствовали сюжеты и веяния Лопе де Вега, Мигеля Сервантеса, Диего Уртадо де Мендоса, Матео Алемана, Фернандо де Эррера и Луиса де Леона. Испанское золото щедрой рукой разлеталось по миру, включая даже самые отдаленные и дикие его уголки, а колониальные товары достигали даже далеких земель Московии.
   Весьма сведущий в истории читатель тут же всполошится, мол, как же так? В учебнике его свято уверяли, что данная эпоха была золотым веком совершенно другого государства под названием "Англия". Заявление столь же справедливое, сколь и лишенное какого бы то ни было смысла. Англия может сколько угодно утверждать, что та эпоха была ее золотым веком, однако что же мы видим на самом деле? Английский костюм той эпохи - полная копия испанского, только исключительно нищая, а потому изголяющаяся в каких-то тусклых и темных оттенках в поиске хоть чего-то, что может прикрыть собой полное отсутствие ярких красок, цветов и драгоценностей. Все великие военные деяния - лишь грабежи пиратов, не имеющих официальных государственных званий и должностей. Каперский же патент не сказать чтобы часто освобождал английских разбойников от справедливого наказания за их бесчинства в виде хотя бы гребли на галерах, потому что вряд ли подобный патент способен оправдать многочисленные убийства безвинных женщин и детей, а также уничтоженные города и проданных в рабство людей.
   Английская же литература... Вы действительно хотите о ней поговорить? Особенно, если учесть до сих пор идущие споры относительно реальности Шекспира, чьи самые известные и относительно нескучные произведения (весьма спорного, кстати, авторства) написаны о событиях, происходящих в совершенно других местах и временах?
   Для английского крестьянства правление Елизаветы стало эпохой массовых огораживаний, которые лишали их земли и буквально выкидывали из деревень, превращая вчерашних земледельцев в бродяг, "не вписавшихся в новые капиталистические реалии". За бродяжничество, кстати, в Англии полагалась виселица. Стоит ли говорить, что шибеницы в городах и весях не простаивали ни на день?
   Да и джентри, которые по итогам получили огромные земли под выпас овец, не шибко радовались полученному результату, потому что полученную шерсть необходимо было доставить в Нидерланды - традиционное место сбыта товара. Однако в эту эпоху Нижние земли оказались охвачены революцией и уже не могли так плотно занимааться ткачеством, слишком уж сильно занятые войной с испанцами. Но даже если города и продолжали заниматься подобным производством, то шерсть необходимо было доставить по адресу, что в известной мере осложнялось кораблями и галерами Армады Дюнкерка. Кроме того, даже и шерсть необходимо было где-то продать... Словом, и джентри не за что было быть особенно благодарными недевственной Королеве-Девственнице, целых 9 месяцев страдавшей водянкой. А весь этот громогласно объявленный Золотой Век, полный побед и великих свершений, на самом деле оборачивается одним большим пшиком, старательно раздутым хорошо работающей государственной пропагандой.
   "Но как же Непобедимая Армада? Как же Гравелинское сражение?" - доносятся до автора возмущенные вопли знающих историю людей. Да, Великая и Славнейшая Армада попала в весьма неприятное положение и была развеяна ветрами, а затем еще и перетоплена штормами. Только вины английского флота в этом нет ни на йоту. Проблема заключалась исключительно в погодных условиях и особенностях положения самой Испании.
   Так уж получилось, что Испания чрезмерно сильно зависела от ресурсов из Индий. Именно оттуда каждый год весной приходили флоты с товарами и серебром, которые затем превращались в полновесную монету королевской политики, опутывавшей собой весь земной шар. Необходимо, наверное, напомнить, что в этот самый момент, когда в районе Канала де Ла Манча (весьма пафосное название для небольшого проливчика) шли вялотекущие бои между всем английским флотом и Армадой Дюнкерка (небольшой эскадрой в 5 галеонов и десяток-другой галер), государство Католических Королей воевало против турок, французов и мятежных провинций, обеспечивало безопасность колоний, в том числе и от всяких там хваленых японских самураев (история встречи которых с испанской морской пехотой в 1582 году оказалась весьма плачевной для последователей Бусидо) и тратило деньги и ресурсы на еще добрый десяток необходимых дел, а потому в этом ряду Англия ну никак не могла претендовать на титул врага номер один. Как минимум номер четыре или пять.
   И вот этот самый флот, который занимался доставкой золота, ни в коем случае не мог выйти в благоприятные для испанского вторжения месяцы весны. Увы, флот мог выйти либо летом, либо осенью, что раз за разом (а именно три) приводило к неудовлетворительным результатам и флотам, разметанным штормами.
   Сражение же при Гравелине отнюдь не доказало преимущество артиллерии перед абордажем, как того хочется видеть господам слабоученым и недоученным их последователям. Испанский флот, потеряв 16 судов, из которых только 2 галеона, продолжал оставаться боеспособным, в то время как у англичан практически не осталось ядер для боя на дистанции. Меряться же силами с солдатами Tercios del Mar они не имели никакого желания и те самые 2 галеона на следующее утро взяли на абордаж голландские мятежники. Вся проблема заключалась в неудовлетворительном командовании одного-единственного человека - Алонсо Переса де Гусмана, 7-го герцога Медина-Сидония. Человек не смог воспользоваться моментом, пошел на поводу у капитанов зафрахтованных торговых судов... Что ж, конец известен.
   Всего таких походов было как минимум три. И каждый раз Армады останавливал не "доблестный английский флот", которого фактически еще и не существовало, а плохие погодные условия и неудобная роза ветров вкупе с невозможностью отправить флот в другое, более удобное время. Потому что весной большая часть кораблей Armada EspaЯola занималась обеспечением перевозок содержимого государственного бюджета. Если же пропустить эту перевозку, то королевства будет ждать не просто дефолт, а полное разорение. Стоит ли этот риск победы над каким-то не самым сильным королевством с задворок Европы? Как оказалось нет, потому что в 1604 году уже новый король Англии, Яков I, практически первым же делом после восшествия на престол предложил своему противнику заключить мирный договор. Экономика его страны была слишком подорвана для дальнейшего продолжения войны различными действиями его предшественницы. Испания же милостиво согласилась, подписав в 1604 году Лондонский мир.
   Поход же генерала Карлоса де Амигусты в Корнуолл (или Корнуэлл, фиг его знает) в июле 1595 года является предметом не фантастическим, а совершенно историческим явлением. Испанцы, узнав о готовящемся очередном походе неуемных пиратов Дрейка и Хокинса, решили сыграть на опережение. Подготовить новую большую Армаду они уже не успевали и потому командующий Армадой Дюнкерка получил приказ всеми силами задержать отплытие англичан в Индии, дабы местные силы успели подготовиться к обороне и встретили этих оборванцев во всеоружии. Вначале испанцами была развернута хитрая шпионская игра, когда в мае перед несколькими пленными рыбаками "случайно" проговорились о готовящемся большом походе испанцев и о базе, которую развернут прямо напротив Плимута для более лучшей борьбы с англичанами. Все эти сведения тут же утекли "куда следует", что вызвало живейшую панику среди объектов воздействия. Затем же, в июле генерал Амигуста вышел в море во главе эскадры из 4 галер, которые быстро растворились в водяной глади канала де Ла Манча, чтобы затем всплыть в районе Маусхола...
  
  
   Желающие подробнее и более быстро ознакомиться с данным совершенно историческим фактом, могут прочитать о нем у историка Сергея Махова - https://george-rooke.livejournal.com/179039.html.

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  М.Эльденберт "Танцующая для дракона. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | П.Працкевич "Код мира (2) - Между прошлым и новым" (Научная фантастика) | | П.Працкевич "Код мира (1) – От вора до Бога" (Научная фантастика) | | А.Емельянов "Последняя петля" (ЛитРПГ) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-4" (ЛитРПГ) | | М.Атаманов "Искажающие реальность" (Боевая фантастика) | | М.Боталова "Беглянка в империи демонов" (Любовное фэнтези) | | Е.Сволота "Механическое Диво" (Киберпанк) | | Д.Деев "Я – другой 2" (ЛитРПГ) | | К.Вэй "Филант" (Боевая фантастика) | |

Хиты на ProdaMan.ru Офисные записки. КьязаВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиШерлин. Гринь Анна��Дочь темного мага��. Анетта ПолитоваСнежный тайфун. Александр МихайловскийТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Счастье по рецепту. Наталья ( Zzika)Подари мне чешуйку. Гаврилова АннаЯ хочу тебя трогать. Виолетта РоманВедьма и ее мужчины. Лариса Чайка
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"