Аннотация: Всякую хорошую историю не грех приукрасить...
О ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Воспел Сервантес те века,
Когда мечи звенели.
Когда к ногам Прекрасных Дам
Бросали жизнь за взгляд.
И пыль дорог, как облака,
Взбивали менестрели,
Чтоб утвердить по городам
Любви святой обряд.
Интерес к необычным ситуациям и приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом.
Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".
Обязательны приключения в греческом романе. Они играют столь важную роль, что сами произведения называют любовно-приключенческими или авантюрно-приключенческими.
Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли получить богатство и положение в обществе.
Но донкихотов век нырнул
В прозрачность безвременья.
Да и доспехи прочь ушли
Из каталогов мод.
И все ж упрямо льнёт к окну
Сегодня Дульсинея -
А вдруг появится вдали
Безумец Дон Кихот...
Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.
Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью, вымысел и реалистические детали создавали прихотливую литературную мозаику: "Путешествия Гулливера" Свифта, "Приключения Робинзона Крузо" Дефо.
В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.
Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.
Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в какой-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.
Приключенческий роман бурно развивается в XIX веке в различных национальных литературах. Во Франции приключенческие романы Александра Дюма сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире, увлекая читателей фейерверком искрометных похождений. В Италии на рубеже веков появляются произведения Сальгари.
В литературе Англии, отличавшейся "емкостью и разнообразием", приключенческий роман бурно развивается в творчестве Ф.Марриэта, Ч.Левера, Майна Рида, А.Конан Дойля, У.Коллинза, позже - Р.Хаггарда, Р.Сабатини.
Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для них характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки.
Литература XX века с ее углубленным, преимущественным вниманием к внутренней жизни человека, а не внешней событийности в то же время достаточно широко использует приключения героев, т.е. заостренность обстоятельств для раскрытия характеров.
В нашей стране в этом жанре выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов и другие писатели.
Теперь хватает не на всех
Свиданий в полнолунье;
Любви, что б мир перевернуть,
О ранах не скорбя.
А ей вот нужно, как на грех,
Нормальное безумье.
И Дамой Сердца, хоть чуть-чуть
Почувствовать себя.
Воспел Сервантес те века,
Когда мечи звенели.
Когда к ногам Прекрасных Дам
Бросали жизнь за взгляд.
И пыль дорог, как облака,
Взбивали менестрели,
Чтоб утвердить по городам
Любви святой обряд.
Интерес к необычным ситуациям и приключениям героя характерен для всей мировой литературы. Уже при рождении литературы приключения становятся постоянным ее компонентом.
Датировку приключенческой литературы можно условно начинать с "Одиссеи" и сказок "Тысячи и одной ночи".
Обязательны приключения в греческом романе. Они играют столь важную роль, что сами произведения называют любовно-приключенческими или авантюрно-приключенческими.
Рыцарский, авантюрный, плутовской романы строились во многом как романы приключений героев. Приключения являлись в них своеобразной проверкой качеств рыцаря, позволяли получить богатство и положение в обществе.
Но донкихотов век нырнул
В прозрачность безвременья.
Да и доспехи прочь ушли
Из каталогов мод.
И все ж упрямо льнёт к окну
Сегодня Дульсинея -
А вдруг появится вдали
Безумец Дон Кихот...
Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.
Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью, вымысел и реалистические детали создавали прихотливую литературную мозаику: "Путешествия Гулливера" Свифта, "Приключения Робинзона Крузо" Дефо.
В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.
Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.
Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в какой-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.
Приключенческий роман бурно развивается в XIX веке в различных национальных литературах. Во Франции приключенческие романы Александра Дюма сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире, увлекая читателей фейерверком искрометных похождений. В Италии на рубеже веков появляются произведения Сальгари.
В литературе Англии, отличавшейся "емкостью и разнообразием", приключенческий роман бурно развивается в творчестве Ф.Марриэта, Ч.Левера, Майна Рида, А.Конан Дойля, У.Коллинза, позже - Р.Хаггарда, Р.Сабатини.
Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для них характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки.
Литература XX века с ее углубленным, преимущественным вниманием к внутренней жизни человека, а не внешней событийности в то же время достаточно широко использует приключения героев, т.е. заостренность обстоятельств для раскрытия характеров.
В нашей стране в этом жанре выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов и другие писатели.
Теперь хватает не на всех
Свиданий в полнолунье;
Любви, что б мир перевернуть,
О ранах не скорбя.
А ей вот нужно, как на грех,
Нормальное безумье.
И Дамой Сердца, хоть чуть-чуть
Почувствовать себя.
Но донкихотов век нырнул
В прозрачность безвременья.
Да и доспехи прочь ушли
Из каталогов мод.
И все ж упрямо льнёт к окну
Сегодня Дульсинея -
А вдруг появится вдали
Безумец Дон Кихот...
Приключения стали основой и фантастико-сатирического романа "Гаргантюа и Пантагрюэль" Рабле.
Роман-путешествие, преследуя различные цели, в то же время знакомил читателя с экзотическими странами, позволял подняться над обыденностью, вымысел и реалистические детали создавали прихотливую литературную мозаику: "Путешествия Гулливера" Свифта, "Приключения Робинзона Крузо" Дефо.
В XIX веке тема приключений естественно проникает в романтический роман /начиная с "Вильгельма Мейстера" Гете, который романтики считали образцом/, а затем - в исторический роман Вальтера Скотта. Эстетика романтизма с ее тягой к исключительным ситуациям, приподнятостью над серой обыденностью включала в себя неординарные приключения необыкновенных героев.
Исторический роман с самого начала своего существования широко привлекал приключения героев, так как чаще всего движение истории и проявляется в неординарности событий, которые ломают и причудливо изменяют человеческие судьбы.
Реалистический роман Ч.Диккенса 40-х годов также в какой-то мере повествует о приключениях, а слово "приключение" даже выносится в заголовок романов.
Приключенческий роман бурно развивается в XIX веке в различных национальных литературах. Во Франции приключенческие романы Александра Дюма сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире, увлекая читателей фейерверком искрометных похождений. В Италии на рубеже веков появляются произведения Сальгари.
В литературе Англии, отличавшейся "емкостью и разнообразием", приключенческий роман бурно развивается в творчестве Ф.Марриэта, Ч.Левера, Майна Рида, А.Конан Дойля, У.Коллинза, позже - Р.Хаггарда, Р.Сабатини.
Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для них характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки.
Литература XX века с ее углубленным, преимущественным вниманием к внутренней жизни человека, а не внешней событийности в то же время достаточно широко использует приключения героев, т.е. заостренность обстоятельств для раскрытия характеров.
В нашей стране в этом жанре выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов и другие писатели.