Древний Старец : другие произведения.

Духовность И Эволюция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  <>Темы духовности и эволюции не обойдешь стороной, они всегда на острие полемики и литературного творчества в беллетристике и публицистике. Мы уже выражали свое просвещенное мнение по этим темам в книге "Но любовь всего более" в рамках психологии "научного эгоизма" (далее НЭГ) и в серии статей "Апологетика иудаизма", но критическое знакомство с публикациями других авторов расширили и дополнили представления, что и побудило с ними поделиться.
  
  <><><>СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ
  
  <>Рубрика интернета "духовность" предлагает обширный материал, игнорируя который мы отнесемся к теме высокомерно. Поэтому начнем из наиболее содержательных определений.
  <>Духовность - свойство психики человека, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над низменными, грубо чувственными, побуждающие к нравственному совершенству, человечности, сердечности, открытости для других людей. Духовность проявляется в форме благотворительности, волонтерства, в искреннем желании сострадать и приходить на помощь.
  <>Духовность в религиозном смысле - это высшая деятельность души, устремленность к стяжанию Духа Святого, преображение души соответственно религиозному или этическому предписанию. По религиозным представлениям душа каждого человека связана с Богом посредством Духа Святого, и чем эта связь обширнее и общение с Богом интенсивнее, тем данная личность обладает большей духовностью.
  <>Если рассматривать духовность общества, то здесь подразумевается культура, уровень развития всех видов деятельности, искусств, образования, науки и техники, идеалы справедливости общественного устройства, духовное единение граждан. Построить идеальное общество на земле могут только высокодуховные люди на основе высоконравственных отношений между собой.
  <>Обобщив все определения духовности, можно заключить, что духовность есть идеал личности, который соответствует универсальным принципам высокой нравственности и проявляется в человеческих отношениях, предполагающих бескорыстное служение людям, всему человечеству. Но чего в духовности больше врожденных переживаний прекрасного, ожидания прекраснодушных отношений или благоприобретенных качеств личности? Видно второе, поскольку много надежд возлагаем на ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
  <>Понятие "духовность" по большей части связывают с религиозностью. По сообщениям СМИ общая религиозность среди населения США составляет 90%, и 43% членов Американской Психологической Ассоциации признают себя верующими, а 27% посещают церковь два раза в месяц и чаще. Похоже, что в число 90% входят персоны с разными мистическими и метафизическими представлениями - от фанатично до относительно верующих, которые свое мировосприятие связывают с высшими силами, но "лба не перекрестят", пожертвования не вносят. В их число, например, входят последователи "вселенского разума", "энергетических полей", "надконфессиональной религии", магии, астрологии, уфологии "саентологии", "дьяволисты" и прочее, и прочее. На просторах бывшего атеистического СССР соотношение верующих к неверующим будет несколько другим, но верующие все равно преобладают.
  <>Отдельно следует сказать о "научном боге", когда по аналогии со словом "бог" используется слово "природа". Но терминам "творец", "создатель" придается идеалистами самый широкий метафизический смысл, который включает и создание природы. Научный бог отличается от религиозного тем, что не связан с грехом и искушениями дьявола. Уважающие свой интеллект философы не опускаются до дьявольских персонажей, а тешат себя системами высокого уровня абстракции и обобщения с использованием терминов 'добро' и 'зло', 'идеалисты' и 'материалисты', 'упорядоченность' и 'хаос', "энтропия" и "негэнтропия". Многие ученые, оказавшись не удел после развала СССР стали соединять религиозные догмы с высокой наукой. Некоторые из новейших "магических" учений предлагают легкие пути достижения благ, понимая, что на уровне обыденного сознания народ мыслит категориями здоровья, благополучия, безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Примеров онаучивания религиозных догм является "Теория целенаправленного развития вселенной", приведенной в статье "Апологетика иудаизма" под моим авторством.
  
  <><><>СВЕРХИДЕИ
  
  <>Наше собственное определение духовности сформулировано в главе 4 книги "Но любовь всего более": "Духовность есть душевность одухотворенная величественной идеей". Здесь "душевность" подразумевает те же принципы универсальной нравственности со свойствами простоты, безобидности и великодушия. А вот величественная идея? Мы знаем величественную идею спасения человечества от этого греховного мира и помещения его в райские чертоги уже в формате вечной жизни. Сомневаться в объективности вечной жизни в райских кущах не приходится, но она же не для всех, для остальных уготован ад. Задалась величественной идеей и канцлер Германии Меркель заселить Европу страждущими из Африки и Азии, но как всегда находятся противники любой сверхидеи. Но и сами страждущие не оказывают благодарности, "радости в глазах" этой величественной идее.
  <>Надо признать наиболее величественной идеей и "американскую мечту" - "в каждую кастрюлю по курице, в каждый гараж по автомобилю". И эта мечта объединила и мобилизовала нацию, обеспечила величие и процветание страны. Какая бы не была величественная идея, но ее содержание не может выйти за рамки эгоистических (греховных?!) потребностей организма. Потребность выйти за рамки биологического разума в высокие духовные сферы это также потребность эгоизма быть великим, космически значимым. Проблема в том, что на каждую величественную идею находится не менее величественный противник. И этого противника приходится урезонивать отнюдь не нравственными методами, в результате духовность идеи резко понижается.
  <>Самой популярной величественной идеей можно считать завоевание мира, установление мирового порядка. В истории показательными завоевателями сверхидеи являются Александр Македонский, Чин Гис Хан, Наполеон, Гитлер. Сюда можно отнести и Иосифа Сталина, тем боле была величественная идея, коммунистической формации. Но пришлось строить коммунизм в отдельно взятой стране. В империи ацтеков за четверо суток принесли в жертву богам 80 000 пленников. Причем пленники сами ложились под каменный нож, профессиональные палачи ловко вырезали сердце и жгли их на костре. И все это ради сверхидеи величия империи, ее всевышнего покровителя.
  <>Из современных примеров величественной идеи следует обозначить Исламское Государство, возникшее не историческим наследованием, а исключительно на идее всемирной общины (уммы). Украинская "революция достоинства" также является примером сверхидеи модернизации общества и государства. Можно говорить, что примеры известных завоевателей негативные, но любые сверхидеи духовного преобразования мира заканчиваются войной с противниками духовности. Отдельные общины практикуют духовные отношения в своей среде, например, община АМИШЕЙ в США. Но общины представляют собой небольшую численность, и могут существовать в правовом поле какого-либо государства. Заряженность сверхидеями проводит к росту идеологических общин, многие из них, пропагандируя духовность, превращаются в деструктивные секты.
  <>ДУХОВНОСТЬ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
  
  <>Такая заглавная фраза навевает мысль о деструктивных сектах или оккультизме. Но почему? Мировые религии также процветают на пожертвованиях и благотворительности, в том числе и субсидий государства. Отцом всех религий признан иудаизм, а иудаизм является религией торговцев, а уж торговцы знают цену такому товару как духовность. Сказать, что в торговле духовностью виноваты только первосвященники - сильно лукавить. Есть у народа потребность, есть спрос будут и предложения. Сколь бы не порицали и осуждали устроителей финансовых пирамид, но люди не перестают и не перестанут удовлетворять и удовлетворяться. Так это финансы, для человека ничего не значащие ценности? А вот духовность, вечный поиск вечных истин - что может быть одухотвореннее?
  <>"Среди базисных потребностей человека психологическая наука называет стремление к приданию своей жизни смысла" Люди не только загораются сверхидеями преобразования мира и преобразованиями осчастливить человечество или страну, но и в личном плане овладеть высотами духовности, постичь сакральные тайны мироздания. Увлекаются поиском значащих смыслов, счастья, новейших знаний, приобретения магических способностей, овладения духовными знамениями, приемами психотехники. Люди задаются метафизическими вопросами, ищут свое "Я" в необъятных просторах трансцендентности.
  <>Ищут черте што - и это черте што находят за ближайшим поворотом "мироздания". И здесь уже ждут, почуяв шелест влечений в мерцаниях вашего биополя. Высокодуховные и сверх просветленные гуру готовы осчастливить мечты и подарить надежды. Предоставить духовность на любой вкус, ритуалы посвящения в любую трансцендентную мистерию, поделиться секретами успеха, стать энергетически защищенным от любых болезней и напастей. Насколько люди стремятся к духовности и прочим сверхспособностям, можно судить по тому неисчислимому количеству переданных материальных средств в собственность гуру и церквей. Человек отказывается от ценностей ради новых необыкновенных переживаний, ощущений, знаний. Образуется рынок духовных услуг, рынок духовной культуры. Причина как всегда лежит на глубинных слоях подсознания. У каждого из нас есть потребность в славе, в общении, в высоком социальном статусе, в уважении, в самоуважении, в познании правды, любви, доброты, справедливости. А удовлетворение этой потребности основано на идеалах метафизической реальности, а не на реальности действительной. Отсюда возникают требования высоких нравственных отношений, а за ними большие и маленькие конфликты между людьми.
  
  <><><>ДУХОВНЫЙ АД
  
  <>Если в США 90% верующих, то 10% атеистов. Возможно это организованные атеисты, поскольку от их имени декларируется требование отмены клятвы на библии избранными президентами. Если выявить соотношение атеистов и теистов по литературному наследию Древней Греции, то соотношение будет в этих пределах. Постоянное соотношение наводит на мысль, что верующими не становятся, а рождаются. О врожденности веры пишут и святые отцы, религиозные философы. Гипотетически это так и должно быть, поскольку люди все разные как внешне, так и осознанностью бытия. Разброс мнений и представлений прямо противоположный. Отсюда наша гипотеза, что атеисты нужны для противовеса религиозному фанатизму. Примером религиозного фанатизма служит тот же ИГИЛ, да и в любом вероисповедании фанатичных верующих предостаточно. Воинствующих атеистов можно также отнести к фанатично верующим.
  <>Другой момент - военные, политические и экономические конфликты происходят между верующими уже потому, что верующих подавляющее большинство. На Востоке и в Северной Африке жестоко воюют верующие между собой. На Украине также верующие дерутся между собой за владения молельными святилищами, по обе стороны Юго-восточного фронта также воюют верующие. Во всех случаях в сводках с мест сражений об атеистах не сообщается - тишина? Очевидно, что религиозная идеология уходит глубоко в политическую сферу - "религия орудие в руках правителя" А вот в литературе ожесточенные поливы происходят между глубоко верующими и настоящими коммунистами. Но это видимо характерно для стран бывшего СССР и некоторых стран бывшего соцлагеря. Заметно, что бывшие верующие в коммунистическую идею стали истинными христианами. В этом ничего предосудительного нет, люди переходят из одной веры в другую по разным причинам, особенно если это выгодно в моральном или материальном смысле.
  <>Касательно веры в светлое коммунистическое будущее, то это такой же ком сена перед мордой осла, как и другие прочие. Человеку необходим этот ком, простая потребность иметь светлую надежду, ведь это олицетворяет духовность. И эту надежду человеку просто дарят по доброте душевной. Раз есть потребность, то будут и предложения по ее утолению. И находятся представители народа, которые красиво расписывают светлое будущее, и эти народные мечты о духовности нужны и полезны. Но в этих текстах (городах солнца) не столько посвящено идеям, как должно быть, сколько, как все плохо и виноваты в этом идейные конкуренты, и в первую очередь между атеистами и теистами. Причем эти накаты на конкурирующих идеологов сопровождаются экстремистскими ругательствами, переходящими в "идеологическую холодную", а затем в "революционную горячую".
  <>Наша гражданская позиция - призвать к смягчению накала борьбы. На эту тему статья уже ранее опубликована под названием "Гражданская холодная идеологическая", но процесс борьбы непрерывен. Необходимо помнить, как бы мы не расписывали будущее, оно будет таким как настоящее, поскольку мы сами не станем более духовными. Об этом нас уже предупреждали классики. "Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки человека сделать его ЗЕМНЫМ РАЕМ" ( Ф. Гельдерлин). Как указал давным-давно лорд Актон, "едва только какая-то единственная вполне определенная цель провозглашается ВЫСШЕЙ ЦЕЛЬЮ государства, будь то классовые преимущества, безопасность или могущество страны, наибольшее счастье наибольшего числа людей или борьба за утверждение какой-либо спекулятивной идеи, государство тотчас и с неизбежностью становится АБСОЛЮТНЫМ"
  
  
  <><><>ЭВОЛЮЦИЯ
  
  <>Эволюция вообще в буквальном переводе обозначает изменение, развёртывание. С позиции изменений и следует рассматривать содержание эволюции. Тогда можно задаться вопросом - наблюдаем ли мы вокруг себя изменения в текущем времени и в исторической ретроспективе, и какие это изменения? Сегодня остро стоит вопрос об изменении климата, климат влияет на изменения растительного и животного мира. Изменения климата было и в прошлом, на него влияли геологические процессы и космические воздействия, но мы воочию убеждаемся в ускоренном изменении климата, виновниками которого являемся мы сами. Своим ростом численности и интенсивной деятельностью человечество изменяет климат на земле, естественный ландшафт изменяет на искусственный.
  <>Изменяется окружающая среда, но каждое растение или животное, в том числе и человек, является частью окружающей среды. К измененной окружающей среде всякой растительной и животной форме нужно приспособиться, размножиться и опять приспособиться. На наш исторический момент многие формы растительного и животного мира не приспособились и вымерли, вымирали и раньше, на то были естественные причины, а не человеческие. Биологи прогнозируют, что к середине нынешнего столетия исчезнут до 30 % биологических видов, а к концу столетия исчезновение коснется и человечества. К этому есть и генетические предпосылки, например, однополые браки.
  <>Итак, процесс эволюции последовательно включает: изменение окружающей среды, приспособление к ней или вымирание, мутация или возникновение новых форм. О появлении мутантов нам приходится не только слышать, но и чувствовать на себе, как только начался сезон гриппа. Мы слышим, что известный медикам вирус мутировал в новый. Надо сказать, что вся эволюция проходит постоянно на уровне микробиологии, есть гены, отвечающие за приспособление и мутацию. Можно говорить о "тихой селективной эволюции". Каждая особь стремиться выбрать себе пару с лучшими качествами, в результате происходит селекция, улучшение выживаемости видовой группы. Но от наследственных болезней "тихая эволюция" не избавляет. О возникновении новых биологических форм можно говорить чисто условно, из ничего ни чего и не получиться. Например, скрещивание лошади и осла получается новый вид - мул.
  <>Особый интерес вызывают эволюционные изменения самого человека - антропологические, психологические, идеологические, социальные, разные. Если заглянуть в рубрику интернета "эволюция", то эволюционной теорией пользуются все области научного естествознания, а антропология, и психофизиология человека входит в состав БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, как одного из направлений теории эволюции. Естественно, что наибольшую полемику вызывает биологическая эволюция, так как она имеет смелость трактовать происхождение человека. Но происхождение человека давно подробно изложено в священных книгах, даже известны имена первых людей, колен, династий, расписано дерево родов и племен. Антиэволюционисты возмущены и посылают сочные проклятья в адрес эволюционистов, вертят на них возле виска пальцами.
  <>В результате острой полемики сформировалась совокупность теоретических концепций под названием КРЕАЦИОНИЗМ, признающих истинность изложенной в Ветхом Завете истории сотворения мира и пути происхождения живой и неживой природы. Полемика о происхождении человека велась от начала времен, но организационно креационизм сформировался в 1932 году в Великобритании как "Движение протеста против эволюции".
  <>Позиции креационистов разняться в широких пределах. Это обусловлено различным толкованием ШЕСТИ ДНЕЙ сотворения мира, указанных в библии - от буквальных 6-ти суток до неопределенных 6-ть времен или 6-ть дней, или 6-ть дней предлагается воспринимать как аллегорию для осознания простыми умами. Различаются по давности сотворения мира - как это было давно. Различия также в том, что Бог создал, а что уже было на планете. Различия по отношению к раздельному или единовременному созданию души, разума и тела человека. Но главное отличие различных концепций в отношении к процессу эволюции - от отрицания каких либо изменений до "эволюция есть инструмент или метод творения самого Бога", расхождения в интерпретации естественнонаучных данных. В этой связи выделяют несколько концепций креационизма - буквалистский (младоземельный), метафорический (староземельный), теистический эволюционизм (эволюционный креационизм). В последней концепции есть приверженцы происхождения человека от животного мира, а БОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЕНИЕ заключается в приобретении разума и духовной деятельности человека. Аналогичные расхождения во взглядах на эволюцию в иудаизме, исламе, индуизме, католичестве, протестантизме, православии с некоторыми особенностями. В исламе есть заявления - "Ислам не боится истории эволюции и мутаций рода человеческого".
  
  <><><>ПРОИЗОШЁЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ
  
  <>Популярный, часто декларируемый антиэволюционистами и юмористами тезис "человек произошёл от обезьяны" является вульгарным упрощением, тем боле ссылки на Дарвина не корректны. Дарвин родился в семье священника и сам был глубоко верующим, как утверждают его биографы, и не позволял резких выражений. Да и идея эволюции не заключается только в происхождении человека. Его "вина" в том, что он возродил эволюционное мышление, естествознание стало рассматриваться только в процессе изменения. Но и сами эволюционисты спровоцировали неприязненный тезис.
  <> "Человек разумный (неоантроп) относится к семейству гоминид, отряда приматов. Приматы появились, по разным оценкам, от 65 до 85 млн лет назад. Около 30 млн лет назад надсемейство ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН отделяется от других СУХОНОСЫХ ОБЕЗЬЯН, а около 19 миллионов лет назад гоминиды дивергируют от предков ГИББОНОВ. Около 7 млн лет назад появляется сахелантроп, последний общий предок ШИМПАНЗЕ и рода Homo. Дальнейшая эволюция приводит к появлению австралопитеков, от которых, по всей видимости, 2 млн лет назад происходят первые Homo. Около 200 тыс. лет назад появляются анатомически современные люди".
  <>В короткой цитате позаимствованной из "Эволюции" обезьяна упоминается четыре раза, кроме "приматов". Обозвать человека обезьяной - ввергнуть его в гневный транс, а вот если обозвать его львом или тигром, то он даже возгордится. Орлов, тигров и львов помещают на гербах, знаменах, а вот обезьян остерегаются? Многие племена аборигенов знают от которого зверя они произошли, но то, что от обезьян никто не признается. Во всяком случае, ученые могли применить нейтральные названия типа "микантроп", "крапозавр" и т. п. Но, увы, как всегда не хватило ума, и ввергли себя в извечную драку.
  <>Правда, эта драка по большей части среди философов, богословов, политиков, а не биологов. Антиэвлюционисты обвиняют Дарвина в возникновении конкуренции, эгоизма, материализма, тирании, расизма, нацизма, фашизма, коммунизма - во всех смертных грехах. Эволюционисты держат удар и иногда переходят в наступление. Поэтому накал борьбы всегда захватывающий. Второй момент слабости эволюционной теории в том, что она, как и божественное происхождение, основана на догадках и домыслах. Одни и те же ископаемые черепки и кости интерпретируются конфликтующими теориями в свою пользу.
  
  
  <><><>ЗА ГОРИЗОНТАМИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ
  
  <>Известный микробиолог Ричард Докинз выдвинул гипотезу, которую мы восприняли с интересом, заключающую в том, что все биологические формы, в том числе и человек, состоят из микроорганизмов. Кости, мышцы, внутренние органы, нервные волокна, гены - это все специализированные разновидности кооперирующих и враждующих между собой микроорганизмов. Пусть они называются гены, бактерии, или вирусы смысл не меняет. Для таких микроорганизмов мы и другие биологические формы являются домом, столовой и транспортным средством одновременно. Хорошо эти червяки устроились, а нам то паши? Гипотеза не привычная, все "микро" уже многими рассмотрены и микроорганизмов большинством микробиологов не обнаружено. Но Ричард Докинз тоже известный в мире микробиолог, а вот, поди ж ты - какой полет фантазии? Но то, что на планете "микроскопические прокариоты представлены огромным числом видов и составляют более половины всей биомассы Земли и значительную часть биоразнообразия" наводит мысль в пользу подтверждения этой гипотезы. А еще "вирусы замечены и в абсолютной мерзлоте, исследование грунта доступных планет, обнаружат в них вирусы". Насекомые были одними из первых (после прокариотов) и самых успешных в борьбе за выживание и в настоящее время составляют большинство биоформ.
  <>Еще боле фантастическая гипотеза роботов киборгов. Производство роботов, в конце концов, достигнет такого уровня, что киборги будут производить сами себя без участия человека. Человечество вымрет, так как все биологические популяции возникают, размножаются и вымирают, но наступит искусственная эпоха киборгов, которую по неосторожности зачал человек. В этой эволюционной версии авторы, как и большинство людей, переживают за исчезновение человеческой популяции. Может быть не столько по поводу популяции, сколько по поводу исчезновения "разума". По теистической версии разум явление трансцендентное и он никуда не исчезает. По эволюционной версии психические способности, к которым относиться и разум, развивались от простых биологических форм к сложным, и даже указываются период созревания бессознания, подсознания, сознания, надсознания.
  <>По нашей версии раз у существа имеются зрение, слух, осязание, вкус пусть на примитивном уровне, то должен быть и механизм реакции организма на входную информацию. Этот механизм реагирования и есть зачатки психики или сознания. С позиции теистической версии Творец вряд ли распространит свой разум на какие-то железки, а с позиции микроорганизмов, что они никогда никуда не денутся и на железки вряд ли согласятся.
  <>Микроорганизмы будут только распространяться по всему мировому пространству и при благоприятных условиях создавать из себя новейшие биологические формы. Они и являются носителями бессознания, подсознания, сознания, надсознания, по аналогии с теизмом, по которому плохие и хорошие ангелы внушают человеку чувства и мысли. Версия о космическом происхождении человека и животного мира также согласуется с микробиологической версией. Теория эволюции интересная наука, даже интереснее политических и эротических сплетен, но начинать надо с изучения микробиологии. "Изменчивость складывается из мутаций, потока генов и рекомбинации генетического материала".
  
  <><><>ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ
  
  <>Человек по своей природе озабочен распространением своего "Я" по всему мировому пространству не только с помощью передачи генов, но и с помощью передачи своих идеологических стереотипов, идеологических единиц (димов). Передача своей идеологии, кроме клонирования себя, это еще способ влияния и подчинения ближнего своего. С этой позиции и следует рассматривать введение в программу школьного обучения курса о религиозно-этическом воспитании (основ религиозной культуры). Зачем этот курс понадобился, мы можем почерпнуть из рубрики интернета "религия в школе", где выложены различные позиции на возникшую проблему.
  <>Официальная версия: "Обучение основам религиозной культуры в светских школах актуально и значимо для духовно-нравственного развиќтия школьников. Религиозно-этическое воспитание имеет целью предостеречь от деструктивных тоталитарных сект и культов, от опасности религиозной нетерпимости и экстремизма. Ре-лигиозная педагогика поможет юношеству осмыслить свои духовные корни, усилить сознание собственной идентичности, удовлетворить духовные искания, приобрести каждому точку опоры для личного возрастания, подгоќтовиться к самостоятельной жизни. Задача духовно нравственного воспитания не столько ознакомить с содержанием основных религий, сколько приобщить к вере как источнику духовно нравственного постижения. А именно такие - добрые, жертвенные и поряќдочные люди способны на созидание государства и общества, бескорыстное служение и защиту родины, развитие науки и культуры, в том числе, на те самые инновационные прорывы, о которых так много говорится в последнее время".
  <>Организация и правовые основы религиозного образования и воспитания, как и многие процессы, заимствованы из зарубежного опыта. В упомянутой рубрике о таком опыте в Европе и США пишется много: "Практика преподавания религии в школах согласно конфессиональному выбору учаќщихся является повсеместной для европейских стран. Положительные свойства религиозного восќпитания и образования в духе для данного госуќдарства религиозных традиций используются в полной мере, а само усвоение этих традиций рассматривается как один из фунќдаментов формирования человеческой личности и достойного члена общества и гражданина".
  <>После обвального упразднения СССР и всех его составляющих компонентов, образовался идеологический вакуум, который пытались заполнить либерально-попсовой идеологией. Но материально и идеологическое укрепление конфессий позволило им заявить о притязаниях на государственную идеологию и потеснить либерально-попсоаую и коммунистическо-атеистическую демагогию, и в этом заинтересована президентская и парламентская власть. Но мнения как всегда разделились, комментаторы находят различные неувязки и пробелы в реализации идеологической политики. Первое, где брать преподавателей (а судьи кто)? Святые отцы уверены, что с этой задачей церкви легко справятся, а университетских педагогов и близко к духовности нельзя подпускать. Университетские педагоги обратного мнения - священники школу превратят в молельный дом. Если священники и глубоко верующие люди профессиональнее педагогов университетских, тогда нужно в университетах обучать по семинарским программам.
  <>Опасение вызывает перенесение идеологических распрей в школьную среду. И можно заметить, что такие конфликты имеют место в публикациях не столько между приверженцами различных конфессий, сколько между верующими и неверующими. В одном из учебников по религиозному образованию написано: "атеистическое религиоведение" находится в противоречии с Конституцией РФ, законом РФ "Об образовании", "оскорбляет чувства верующих, а главное - не дает знаний, умений и навыков, которые могут быть полезны в жизни, а также для повышения культуры общения, для воспитания уважения к народам, для успешного образования и социализации молодежи".
  <>В публикациях на эту тему можно встретить: "Версиям не доказанности присутствия незримого Творца у видимого нами мира в наших школах совершенно не место". "Разнузданная свирепая пропаганда отпетых антитеистов и антирелигиозников". И это в то время, когда 30 - 40% родителей с детьми выбрали изучение светской этики, а не какую-либо конфессию, т. е. в обществе идеологическая конфронтация в обостренной форме и это может быть перенесено в отношения школьников. А такое "зерно духовности" как происхождение человека, эволюция? Как это происхождение согласуется в школьных курсах религиозной культуры и биологией? В некоторых религиозных отечественных публикациях эволюция представлена как западный либеральный проект (буржуазная наука). Но на Западе эта идеологическая драка началась со времен Дарвина, и остроту этой драки отражает приведенная цитата.
  <> "В США с середины 1960-х годов активисты "младоземельного креационизма" начали добиваться введения в школьную программу учения "научного креационизма". В 1975 году постановлением суда было признано неконституционным, что вызвало замену названия на "науку сотворения", а после её запрещения в 1987 году на "разумный замысел", который вновь был судебно запрещён уже в 2005 году. В Турции с 1992 года функционирует "Стамбульский фонд научных исследований (BAV)", известный своей широкой издательской деятельностью. В феврале 2007 года фондом было презентовано иллюстрированное учебное пособие "Атлас сотворения мира" объёмом 770 страниц, которое было бесплатно разослано учёным и школам в Великобритании, Скандинавии, Франции и Турции на их языках. Помимо "научных" теорий, книга затрагивает мировоззренческие вопросы. Так, авторы книги возлагают на теорию эволюции вину за коммунизм, нацизм и исламский радикализм. "Дарвинизм - единственная философия, для которой ценен конфликт", - говорится в тексте. В настоящее время в разных странах мира под идеологией креационизма действуют общественные объединения и центры во многих странах: 34 центра в США, 4 - в Великобритании, 2 - на Украине, 2 - в России" и т. д.
  <> "Если где-то не хотят изучать историю мира по Дарвину, почему же запрещать ее изучать на основе Библии?" В том-то и будет правильный подход в образовании и воспитании, чтобы школьников и студентов посвящать в разные, представления, взгляды и мнения по любому явлению и предмету. Вбивать в сознание любую божественную или дьявольскую истину означает обострять соперничество мнений, поскольку какая-то часть почувствует себя обманутыми. Знакомство с разными взглядами возбудит у учащихся стремление к их познанию, смягчит накал идеологической борьбы. Мы видим, что вокруг негатив человеческих отношений, конфликты большие и маленькие - конкуренция, соперничество, соревнование. Причину зла можно свалить на бога, на дьявола, на злых людей, и не раскрывать эгоистическую природу человека, избегая знания реальности.
  <>Но поскольку религиозное воспитание санкционировано высокими властями, то народ религиозную духовность воспримет с воодушевлением, как когда-то воспринял духовность коммунистическую.
  <><><>љ D S 15,03,2016
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"