|
|
||
Моя беседа с Татьяной Вадимовной Бурковой. Более иллюстрированный вариант этой беседы опубликован в журнале "Конкуренция и рынок" (сентябрь 2012 N 3 (55)) и в книге "Любопытное собрание разнообразнейших историй" (2016). |
Юрий Дрюков,
Татьяна Буркова
Пантеон технического величия России
...Но когда под грохот чужих подков
Грянет свет роковой зари -
Я уйду, свободный от всех долгов,
И назад меня не зови.
Не зови вызволять тебя из огня,
Не зови разделить беду.
Не зови меня!
Не зови меня...
Не зови -
Я и так приду!
Почему-то именно эти строки Александра Галича из "Песни об Отчем доме" приходят на память, когда думаешь о будущем Техническом музее в Санкт-Петербурге.
Слишком часто в истории России за помощью к деятелям науки и техники обращались в годы горестей и бедствий и слишком часто потом старались как-то затушевать их огромный вклад в завоеванные победы.
Поэтому, наверно, новый музей должен в первую очередь стать пантеоном памяти великих российских ученых и предпринимателей.
Недавно в Смольном было принято решение о создании нового музея, который должен способствовать дальнейшему развитию промышленной культуры современного общества. Решение абсолютно правильное. Ведь во всех цивилизованных странах власть и бизнес ясно отдают себе отчет в том, что экономическое процветание строится на бережном отношении к традициям технического производства и максимальном вовлечении самой талантливой молодежи в создание промышленного могущества государства. Этой же цели служит изучение жизни и деятельности отечественных изобретателей и ученых и воспитание уважения к их труду и творчеству.
Каким должен стать новый Технический музей Санкт-Петербурга?
Именно этому вопросу посвящена состоявшаяся беседа с кандидатом исторических наук, доцентом исторического факультета СПбГУ Т.В. Бурковой, читающей курс "Музеи Санкт-Петербурга и пригородов" для будущих музейных работников - студентов кафедры музеологии.
Ю.Д.: Татьяна Вадимовна, попробуем начать с самого главного - концепции этого музея.
Т.Б.: Перед тем, как говорить о концепции конкретного музея, мне кажется, необходимо заглянуть в историю появления технических музеев, которая начинается в XVIII столетии. Как считается, первым из них стал музей с непривычным для нашего слуха названием - Консерватория искусств и ремесел, основанный в 1794 году в Париже.
Если же говорить о России, то у истоков ее технических музеев стояла созданная Петром I Кунсткамера. Ведь уже в 1740-х годах в стенах этого "кабинета редкостей" существовали Физический кабинет и Обсерватория, где профессора Петербургской Академии наук демонстрировали наиболее почетным гостям столицы всяческие "куриозные вещицы": действующие физические приборы, астролябии, огромное количество глобусов, включая знаменитый Готторпский, и т. д. Особую группу экспонатов Физического кабинета составляли токарные инструменты и разнообразные машины из лаборатории Петра Великого.
При Екатерине II был создан музей Вольного экономического общества, который показывал европейские достижения в области агротехнических знаний.
В 1810 г. при Департаменте мануфактур и торговли Министерства финансов для наглядного знакомства владельцев предприятий с техническими новшествами был учреждён Мануфактурный музеум - хранилище машин, моделей и образцов промышленных изделий. Его коллекция постоянно пополнялась экспонатами, удостоенными на мануфактурных выставках золотых и серебряных наград.
А в 1813 году А.А. Бетанкур создает при институте корпуса инженеров путей сообщения первый учебный технический музей. Ныне это один из старейших в мире музеев железнодорожного транспорта.
Впоследствии многие промышленные музеи создавались на основе экспонатов выставок - Музей прикладных знаний в Санкт-Петербурге после проведения в Соляном городке Всероссийской мануфактурной выставки в 1870 году, Политехнический музей в Москве после Политехнической выставки 1872 года, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I.
За рубежом - всемирная выставка 1893 года, посвященная 400-летию открытия Америки, способствовала созданию музея науки и промышленности в Чикаго.
Ю.Д.: Здание Музея науки и техники планируется возвести на территории бывшего трамвайного парка Љ 3, причем существующий там Музей городского электрического транспорта Санкт-Петербурга войдет в общую музейную экспозицию.
Будущий музей, по словам вице-губернатора Петербурга Василия Кичеджи, должен стать "интерактивным, суперсовременным, по-настоящему интересным детям и взрослым", что является очень не простой задачей, которую, конечно же, одним только чиновникам решить не под силу.
Поэтому, наверное, не только власть и бизнес должны думать над концепцией музея. Для того, чтобы он способствовал появлению и новых технологий, и новых людей, и развитию нашей промышленности, к этой работе необходимо привлекать инженеров, изобретателей, историков, дизайнеров и т.д. Иначе музей будет официозным и скучным.
Кстати, как вы думаете, а каким бы этот музей хотели видеть ваши студенты?
Т.Б.: Наверное, нельзя говорить обо всех студентах в общем. Я преподаю историю России и историю Петербурга студентам-"технарям" - физикам и математикам. Для них появление такого музея будет очень интересно и полезно, даже с точки зрения становления их как специалистов. Если же говорить о студентах-музеологах, то они, несомненно, подойдут к этому вопросу более профессионально - ведь для кого-то он может стать местом будущей работы (впрочем, я не отрицаю, что кто-то из физиков или математиков тоже окажется, и это будет совершенно правильно, среди его сотрудников). А значит, возникает проблема достойной оплаты их труда...
Ю.Д.: Очень правильное замечание. Наверное, для решения этого вопроса музею просто необходима и коммерческая деятельность - и в общем, и по каждому из разделов, и по каждой теме. А значит, не обойтись без участия отраслевых союзов, НТО, предпринимателей. Возможно, обсуждение концепции музея должно принять общегородской масштаб.
Т.Б.: Совершенно справедливо, но вернемся к восприятию музея студентами. Я не успела сказать, пожалуй, самого главного - думаю, все сойдутся во мнении о том, что музей должен быть интерактивным, "живым", его экспозиции должны создаваться по последнему слову и дизайна, и техники, давать возможность каждому желающему лично поучаствовать в том или ином технологическом процессе. Кстати, интерактивность была чертой уже первых технических музеев. Сотрудники упоминавшейся мною ранее парижской Консерватории не только показывали, но и объясняли посетителям, как работают выставленные в музее механизмы.
Ю.Д.: Получается, что первичной оказывается насыщенность данного музея различными экспонатами и документами, характеризующими развитие российской науки и техники от ее зарождения до настоящего времени?
Т.Б.: Да, это так, но ведь многие уникальные и интересные экспонаты уже давно представлены в существующих технических петербургских музеях, которых насчитывается около 40. Это отраслевые музеи, музеи учебных заведений технического профиля, музеи предприятий и мемориальные музеи великих ученых, даже частные музеи. И вряд ли они с большой охотой начнут делиться своими фондами с новым музеем. Тем более что сохранить эти фонды зачастую было очень сложно.
Так, вскоре после революции прекратило свою деятельность Императорское Русское Техническое общество и созданный под его эгидой музей прикладных знаний в Соляном городке. А Дом занимательной науки, открытый в 1935 году, просуществовал только до 29 июня 1941 года - ведь началась война...
Поэтому, возможно, музей должен формироваться на совсем других принципах. И главным должен стать проблемный принцип показа истории науки и техники, позволяющий уделить большее внимание взаимосвязи истории развития научно-технической мысли и жизни общества. Этот же принцип, по мнению специалистов-музееведов, позволяет относиться к научно-техническим и индустриальным объектам не только как к памятникам науки и техники, но и как к памятникам культуры.
Конечно же, при этом не обойтись без использования богатейшего опыта музейного дела и в России, и в других странах мира. А именно, Политехнического музея в Москве, Консерватории искусств и ремесел в Париже, Мюнхенского музея естествознания и техники, Музея науки и промышленности в Чикаго, Музея науки в Лондоне, Национального музея науки в Токио и других, поражающих масштабами своих экспозиций, посвященных физике, химии, биологии, астрономии, космонавтике и компьютерной технике.
С другой стороны, надо обратить особое внимание на деятельность музеев, посвященных конкретному человеку. Здесь в качестве достойного примера можно привести Миланский Национальный музей науки и технологии Леонардо да Винчи. И вполне вероятно, что именно это направление может стать основным критерием, определяющим деятельность нового музея Петербурга.
Ю.Д.: Соглашаюсь с вами. Музей должен создаваться на основе самых последних достижений науки и техники, которые помогут в интересной, всесторонней и эмоциональной подаче информации. Но тогда просто не обойтись без значительного финансирования?
Т.Б.: Но ведь история дает нам немало примеров того, как музеи брали под свое покровительство члены императорского семейства, какую большую помощь оказывали им меценаты.
Так что нашему правительству и бизнесменам в данном случае есть с кого брать пример.
Ю. Д.: Будем считать, что вопрос финансирования мы хотя бы отчасти решили. Вернемся к будущей деятельности музея.
Т.Б.: Аналогично московскому Политехническому музею, который является научно-методическим центром музееведения, выполняет функции головного музея, сохраняющего и изучающего музейный фонд России в области науки и техники, петербургский музей для начала должен стать центром Северо-Западного федерального округа. А это Республики Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Ненецкий автономный округ и Санкт-Петербург - почти 10% населения России. Чтобы сохранялась гордость за наш народ, его историю, традиции, промышленность и ремесла, продукция которых часто превосходила даже иностранные товары.
Ю. Д.: Как пример, сразу же хочется привести борьбу с псами-рыцарями. Когда победило наше оружие и правильная технология приготовления "правильного" льда для организации Ледового побоища.
Т.Б.: Забавное замечание, но давайте все-таки продолжим нашу тему. И здесь необходима связь с краеведами и краеведческими музеями, налаживание совместной работы по сохранению и изучению славных страниц истории науки и техники в нашем регионе. Для примера сошлюсь на опыт парижской Консерватории искусств и ремесел, филиалы которой открыты во многих городах Франции и являются настоящими научно-учебными центрами.
Ю.Д.: А что вы можете сказать непосредственно о содержании самих музейных экспозиций?
Т.Б.: В первую очередь здесь должны быть представлены экспонаты, показывающие отечественные достижения, с учетом тех исторических условий, когда они создавались. В свое время в Таврическом саду светлейшего князя Г. А. Потемкина была установлена модель деревянного одноарочного моста Кулибина через Неву. Неплохо было бы, чтобы в раздел музея, посвященный нашим замечательным умельцам, можно было бы пройти по аналогичной модели.
Ю.Д.: Мы с вами уже несколько лет работаем над книгой о Н. И. Путилове...
Т. Б.: И вот поэтому, говоря о конкретном содержании музейных залов, я хотела бы отметить, что должна быть отдельная экспозиция, посвященная периоду 1850-1880-х годов, когда благодаря проведению Великих реформ Александра II, в России начался промышленный подъем и смогли проявить себя люди новой формации. Одним из них и был Николай Иванович Путилов.
Ю.Д.: И как вам видится посвященная ему часть музейной экспозиции?
Т.Б.: Портрет Н. И. Путилова. Рядом экран, на котором можно просмотреть небольшой 5-10-минутный фильм о его жизни и деятельности. И дальше несколько разделов:
Первый, посвященный обороне Санкт-Петербурга в 1854-1855 годах во время Крымской войны. Изображения канонерских лодок, флотилия которых сорвала планы франко-британской эскадры по захвату Кронштадта и столицы. Участие Путилова в создании этой флотилии, отмеченное орденами и серебряным венком.
Второй. Финляндские заводы Путилова. Наверное, экспозицию этого раздела следует создавать совместно с учеными и музейными работниками Финляндии. Ведь в Юрккакоски действует музей, представляющий плавильню озерной железной руды в XIX столетии. Тремя заводами по ее производству, располагавшимися недалеко от известного нашим туристам Сайменского канала, в 1856-1876 гг. владел Н.И. Путилов. Мы имеем очень скудные сведения об этой стороне его деятельности, а вот в Финляндии к нему проявляется большой интерес, о чем свидетельствует обширная статья финского исследователя Олави Пиха в журнале "Valim viesti" за март 2008 года, в которой он описывает "время Путилова". (Иллюстрация - фрагмент журнальной статьи.)
Третий раздел, посвященный роли Н.И. Путилова в создании Обуховского завода и организации им совместно с П. М. Обуховым технологического процесса производства артиллерийских орудий для военного флота, вытеснивших с российского рынка продукцию Круппа.
Четвертый, посвященный Путиловскому заводу. Макет завода. Представление продукции завода на Мануфактурной выставке 1870 г. Вид промышленных конструкций из старых рельсов (заводские корпуса, ангары, Морской павильон на Политехнической выставке в Москве в 1872 г.). Жизнь рабочих - школа, больница, библиотека (обучение рабочих, которое было обязательным условием при их приеме на работу, данные о лечении рабочих и членов их семей, благодаря чему - чрезвычайно низкая смертность и т. д.). Ведь Путилов всегда говорил, о том, что "надо потрудиться для младшего брата, рабочего, дать ему и его семейству сытный и обеспеченный кусок хлеба и чарку хорошего вина - вот цель моей деятельности!"
Пятый, посвященный работам по созданию Морского канала и Коммерческого порта. Было бы крайне желательно воссоздать макет задуманного Путиловым порта. (Напомню, что макет, сделанный самим Путиловым, какое-то время находился в Военно-Морском музее, а затем, судя по всему, был утрачен.) В порту планировалось устроить несколько рейдовых и барочных бассейнов, хлебные, лесные и угольные склады, конторы факторий, каменные пакгаузы, лесную биржу, доки, эллинги, матросскую слободу, церковь на площади у пристани иностранных пароходных линий, таможню, дом правления и, конечно же, целую сеть железных дорог. От Невы к порту сооружался специальный Барочный канал, по которому барки с хлебом из Волжского бассейна должны были подходить для выгрузки прямо к морским судам.
И, наконец, шестой раздел, посвященный местам захоронения Путилова - часовне на острове напротив Путиловского завода и Путиловскому храму. Информация о том, как была уничтожена его могила.
Конечно, это только пожелания, потому что экспозиция, рассказывающая о Путилове, должна обязательно перекликаться с экспозициями о других промышленниках того времени - П. М. Обухове, семействе Нобелей, Ф. К. Сан-Галли, В.А. Полетике и П. Ф. Семянникове...
Ю.Д.: А что вы можете сказать о содержании других залов будущего музея?
Т.Б.: Наверное, пока только самое главное - чтобы в них было интересно детям абсолютно любого возраста. Чтобы и папа, и его ребенок наперегонки неслись к очередному механизму и пытались привести его в действие. А для этого наш музей, подобно его зарубежным аналогам, должен быть "под завязку" наполнен такими экспонатами, которые позволят ему жить в рабочем режиме - со свистом, лязгом, стуком и скрежетом разнообразных моделей и механизмов. Тем более, что это послужит и рекламе продукции тех современных фирм, которые примут участие в создании такого шумного, громоподобного и, надеюсь, приносящего посетителям этих залов восторженную радость познания "производственного" процесса.
Музей должен рассказывать не только об истории, но и о будущем развитии науки и техники. А поэтому в нем обязательно должны быть представлены творения детей из Дворцов творчества. Чтобы юные посетители музея сначала захотели все это испытать, а потом попробовать придумать что-нибудь и сами.
А в демонстрации физических и химических явлений природы может помочь опыт действующего с 2010 года петербургского интерактивного музея занимательной науки "ЛабиринтУм", девиз которого "Учись, играй, исследуй". Тогда и в новом музее смогут появиться экспонаты, подобные "Катушке Теслы", "Лестнице Иакова", Волновому маятнику и многим другим, представляющим чудеса окружающего нас мира.
Ю.Д.: Такое обилие идей и впечатлений, что даже хочется немного передохнуть...
Т.Б.: Естественно! И эту возможность просто необходимо предусмотреть. А потому создать для гостей музея самые комфортные условия - кафетерии, комнаты отдыха и даже специальные места для пеленания самых-самых юных любителей техники.
Очень важно, чтобы будущий центр науки и техники обладал современными конференц-залом для проведения научных симпозиумов, встреч, торжественных награждений, кино- и видеозалами и, возможно, библиотекой с уже всем привычным выходом в Интернет.
Мы уже говорили о коммерческой деятельности музея. Поэтому надо решить вопрос о книжных магазинах, где можно было бы приобрести издание на любой вкус - от занимательных книжек Перельмана для детей до сугубо научных монографий, купить видеофильмы, картины, бюсты великих промышленников и ученых, памятные медали и значки, которые стали бы украшением любой фалеристической коллекции. И не забыть о современных и привлекающих внимание сувенирах с эмблематикой и символикой музея. И еще модели-конструкторы образцов техники, начиная с паровоза Черепановых, первых отечественных автомобилей, самолета "Илья Муромец" Сикорского. И пусть наши дети собирают не только зарубежные трансформеры.
Ю.Д.: А в музейной часовне будут гореть свечи в память о великих россиянах. Чтобы можно было вспомнить их дела и помолиться. И пусть в этой часовне висят два колокола: один большой, второй - поменьше, чтобы любой входящий мог ударить в большой колокол в честь всех представленных в музее великих людей, а потом в маленький - в честь дня рождения тех, кто родился в этот день. Тем более что могил многих из них не сохранилось...
Мы успели обсудить очень много вопросов. А чем бы вы хотели закончить нашу беседу?
Т.Б.: Одним небольшим примером. В 2006 году среди музеев и аттракционов Чикаго музей науки и промышленности занимал 4-е место, в 2007-м - уже 2-е, а в 2010-м этот музей посетили 1,5 миллиона человек. Учитывая, что билет стоит 15 долл., музей заработал для города 22,5 млн долл. По-моему, очень показательно, какие финансовые поступления город может получить от технического музея и насколько технический музей может стать интересным и популярным для горожан и туристов.
Ю.Д.: Очень замечательный пример, и требуется-то только одно: работать для обретения подобного успеха не покладая рук и не брать в пример привычную для нашей страны ситуацию, когда, спуская пароход на воду, все внимание уделяется пароходному гудку - его силе, громкости и продолжительности. Правда, как правило, после этого для приведения в действие пароходного двигателя пара уже не достает...
Т.Б.: Хорошее сравнение, особенно с точки зрения специфики нашего музея. Только я надеюсь, что будущий музей науки и техники ни в коем случае не уподобится такому пароходу!
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"