|
|
||
Более иллюстрированный вариант статьи опубликован в "Невском Альманахе" - N 6 (67), 2012 г. и в книге "Любопытное собрание разнообразнейших историй" (2016). |
Юрий Дрюков
"Не требуя наград за подвиг благородный..."
24 августа исполнилось сто лет со дня смерти А. С. Суворина.
В Большой Советской Энциклопедии статья, посвященная ему, начинается так:
"Суворин Алексей Сергеевич [11(23).9. 1834, с. Коршево, ныне Бобровского района Воронежской области, - 11(24).8.1912, Петербург], русский издатель, журналист..."
"А что это был за человек? - спросил я себя. - Что знаю я о нем?.. С какого момента этот дореволюционный журналист и издатель начал присутствовать в моей жизни?.."
Итак. Детство. Первые школьные годы. Невероятная тяга к чтению. Из сотни уже прочитанных книг вдруг резко выделяется одна. Выделяется не содержанием, а необычным оформлением. Томик гораздо меньшего формата, в твердом переплете с золотым тиснением на корешке. Не привычен и текст книги - в нем множество слов заканчивается твердым знаком, а среди знакомых букв встречаются и старинные, которые уже давно не используются.
Эта книга смотрелась, как драгоценная вещь из старинного клада. И, словно в противовес этому чудесному образу - броская надпись "Дешевая библиотека" и еще "N ...".
Да! Суворинский каталог данной книжной серии начинался с информации о том, что: "При выписке книг "Дешевой Библиотеки" можно обозначать, вместо названия книги, нумер, под которым она здесь обозначена".
К примеру: "34 и 35. ДИККЕНС, Ч. Оливер Твист. Ром. в 2-х ч. Ц. 50 к., в папке 58 к., в перепл. 80 к." Значит, книга, которая запомнилась мне с детства, указывалась под номерами 34 и 35.
Всего же в "Дешевой библиотеке" было выпущено около 400 книжек выдающихся русских и иностранных писателей...
С годами к моему чтению добавилось посещение театров.
Чтобы попасть на товстоноговские спектакли, надо было перейти Фонтанку по Лештукову мосту. У театралов он вскоре получил новое название "Мост "Нет ли лишнего билетика?"".
Но ведь у колыбели этого ставшего прославленным Большого Драматического театра тоже стоял Суворин.
До 1917 года здесь работал театр литературно-художественного общества.
С 1885 по 1912-й председателем общества, а также руководителем и владельцем театра был Алексей Сергеевич, поэтому театр был известен как Малый или Суворинский, а после 1912 года - как Театр А. С. Суворина.
Именно здесь зрители впервые увидели "Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого и "Преступление и наказание" по Ф. М. Достоевскому...
Но вернемся к моим воспоминаниям.
В уже более зрелые годы, изучая историю Санкт-Петербурга, я бережно, скорей даже трепетно, перелистывал страницы "Иллюстрированной истории Петра Великого", изданной Сувориным в 1882 году.
А рассматривая дореволюционные фотографии, я обратил внимание на необычный вид одного из домов на Невском проспекте. Ведь фасад этого здания между вторым и третьим этажом был украшен огромной вывеской: "Новое время. А. С. Суворин. Новое время". Именно здесь, в доме 40, Суворин открыл свой первый магазин...
Сейчас я собираю материалы о Николае Ивановиче Путилове, и тут мне тоже помог Суворин, ведь в его Собрании рассказов, фельетонов и заметок Незнакомца "Очерки и картинки" был напечатан "Обед у В. А. Полетики". В нем описывалось торжество в честь спуска монитора "Минин", построенного заводом господ Полетики и Семянникова. Среди присутствующих на обеде был и Путилов, выступивший там с запомнившейся всем собравшимся речью. Суворин полностью приводит это выступление и даже дополняет его своими комментариями.
В двух томиках "Очерков и картинок" были частично опубликованы воскресные фельетоны, печатавшиеся под псевдонимом "Незнакомец" в "Санкт-Петербургских ведомостях".
Эти книжечки были раскуплены "с большей быстротой, чем издания Белинского, Добролюбова, Пушкина, Писарева", наверно потому что они, подобно зеркалу отражали время с его будничными реалиями: подкупом думских чиновников, воровством на железных дорогах, дутыми концессиями, продажностью журналистов... Вроде бы и ничего такого особенного.
Но здесь, наверное, главным становилось не то, о чем, а то - как это было написано!
Когда же мне потребовались материалы по строительству и торжественному вводу в эксплуатацию Санкт-Петербургского Морского канала, то они тоже нашлись в суворинском "Новом времени" за 1887 год. Тогда в прессе развернулась бурная полемика вокруг заявленного "будущего второго устья матушки Волги": "Почему же не оправдываются надежды на возрождение Санкт-Петербургской морской торговли, связанные с открытием долгожданного канала?" Наиболее ярко весь накал страстей отразился в публикациях "Нового времени", поэтому сборник этих статей был даже выпущен отдельным изданием.
Что еще я узнал о Суворине?
50-летие его литературной, издательской и театральной деятельности торжественно отмечалось в Дворянском собрании. Зал был полон: присутствовало свыше 4000 человек. Юбиляра поздравили более 80 депутаций. Со всех концов России и из-за границы были получены тысячи телеграмм и писем.
27 февраля 1909 года в честь юбилея на первой странице Иллюстрированного приложения к газете "Новое время" была напечатана большая фотография А. С. Суворина, а на следующих страницах помещены его ранние рассказы - "Солдат да солдатка", отрывок из "Чернички" и "Гарибальди".
А еще рисунок избы под соломенной крышей, в которой он родился, и подборка фотографий, на одной из которых была запечатлена редакция "Санкт-Петербургских ведомостей" В. Ф. Корша в 1875 году. В этой газете и печатались фельетоны А. Суворина-"Незнакомца".
Через четыре с половиной года - 18 августа 1912-го часть этих материалов будет напечатана снова. Но поводом к этому послужит уже смерть Алексея Сергеевича.
На его похороны придут тысячи самых разных людей.
В многочисленных некрологах отразится глубокая скорбь, вызванная уходом из жизни великого человека - известного журналиста; основателя газеты, которая расходилась по всей России; замечательного театрального деятеля и издателя более 6 миллионов прекраснейших книг.
А вот некролог, появившийся 18 августа в совсем недавно возникшей газете "Правда" и подписанный псевдонимом "И. В.", будет разительно отличаться от всех других.
Вернее, даже не некролог, а ленинская статья под названием "Карьера", где гневно обличался "бедняк, либерал и даже демократ", который взял и "переродился в миллионера, награждаемого громадными доходами его газеты" и "пресмыкающегося перед всяким поворотом политики власть имущих". И вот это движение не по той дорожке происходит во время "поворота трудящихся масс к идеям рабочей демократии".
Суворин как-то мудро заметил: "Мне иногда кажется, что мы слишком смешливы, и не от того ли нам так часто приходится плакать".
Конечно, сегодня смешно читать о награждении доходами. Ведь все эти доходы журналиста и издателя Суворина были, все-таки, им честно заработаны.
И непонятно обвинение в каком-то пресмыкании именно того, кто всю свою жизнь честно служил России, "сея разумное, доброе, вечное..." и не обращая внимания на всевозможные слухи, домыслы и сплетни.
В 1866 году почти все 1500 экземпляров его книги "Всякие. Очерки современной жизни" были уничтожены цензурой, а сам он отсидел три недели на гауптвахте.
В 1909 году он повторит издание этой книги, поместив туда и все судебные документы.
Но до этого, в 1888-м, Суворин добьется разрешения напечатать "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.
Разрешат всего 100 экземпляров, но Суворин издаст эту книгу в 3-х вариантах.
На японской бумаге большого формата ... 25 экз.
На японской бумаге малого формата ... 30 экз.
На слоновой бумаге ... 45 экз.
Вот такой прекрасный подарок сделает он и для Радищева, и для Радищевского музея...
А еще он начнет издавать и продавать по самым низким ценам русскую и зарубежную классику, которая тут же станет раскупаться гораздо лучше, чем лубочные сказки, сонники или гадания Мартына Задеки.
И это в то время, когда книгоноши-офени уверенно доказывали Льву Николаевичу Толстому, что для народа ему надо писать ужастики про чертей, а лучше даже про целую их дюжину. Зеленых и красных.
Открыли серию "Дешевой библиотеки" "Горе от ума" Грибоедова, "Недоросль" Фонвизина и повести Карамзина.
Потом в ней будут опубликованы сочинения Дельвига, Баратынского, Белинского, Гоголя, Достоевского, Жуковского, Кольцова, Костомарова, Крылова, Лермонтова, Ломоносова, Лескова, Л. Н. Толстого, Шекспира, Шиллера, Диккенса...
Суворин издал десятитомное собрание сочинений Пушкина. И у книжных магазинов выстраивались целые толпы желающих приобрести эти книги.
Суворинские газеты и книги огромными тиражами продавались по всей стране, возможно и потому, что он так стремился "давать больше доброты, особенно тем, кто хочет жить и трудиться".
Издательская деятельность принесла Суворину миллионы, на которые он смог организовать самое высокотехнологическое производство своих книг и газет.
На первой Всероссийской выставке Печатного дела в 1895 г. его типография получила большую золотую медаль. "Работы типографии А. С. Суворина, при самом разнородном выборе экспонатов, выделяются замечательною ровностью в печати текста, очень хорошими иллюстрационными работами в красках, и вообще видно, что типография, обладая большими средствами, не жалеет расходов на совершенствование производства, а также содержит школу, которая при хорошей постановке является большим подспорьем всему типографскому делу в России"...
И вот прошло сто лет со дня смерти Алексея Сергеевича. За это время его деятельность была предана забвенью.
Предана забвению и суворинская могила на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
В "Завещании" Тараса Шевченко есть удивительные строки, в которых словно выразилось обращение многих великих людей России к будущим потомкам:
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте - помяните
Добрым тихим словом.
Да вот только потомки почему-то не торопятся исполнять это завещание...
День 24 августа выдался теплым и солнечным. На Никольском кладбище было тихо и очень зелено, а в нише надгробия над могилой Алексея Сергеевича Суворина рядом с букетом цветов затеплился огонек свечи, зажженной в память о Великом Человеке нашей Отчизны.
7 сентября в Музее печати Санкт-Петербурга открылась выставка "Династия издателей Сувориных", а 13 сентября был проведен "круглый стол", посвященный их деятельности.
Одним из участников "круглого стола" был и автор данной статьи, который посвятил свое выступление ответу на вопрос: "С какого момента А. С. Суворин - этот дореволюционный журналист и издатель - начал присутствовать в моей жизни?.."
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"