С ВРАЧОМ СЕМЕЙНЫМ ПСИХОТЕРАПЕВТОМ, СЕКСОПАТОЛОГОМ ПОЛИКЛИНИКИ Љ1, ДРОГАНОВЫМ В.И.
ПРОЗВУЧАВШИХ ПО РАДИО ПМР.
БЕСЕДА ПЕРВАЯ
ПЕРЕДАЧИ "МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК"
Сегодня мы открываем новую рубрику " СЕМЬЯ ", которую нам будет помогать вести врач семейный психотерапевт, сексопатолог Виктор Драганов.
Необходимость открытия такой рубрики назрела давно. К нам постоянно поступают письма и телефонные звонки, которые связаны с семейными проблемами. Вот лишь одно из них : " Дорогая редакция Радио ПМР, посоветуйте, что мне делать ? Недавно вышла замуж за любимого человека. Первые три дня были счастливы до безумия, но потом ... Что-то видимо, произошло в наших отношениях : недоверие, подозрение, претензии и, в конечном итоге охлаждение, неприязнь". (Наташа)
Виктор Иванович, что бы Вы посоветовали Наташе ?
- Я бы посоветовал ей обратиться в семейную консультацию, которая находится в поликлинике Љ 1 Тирасполя, где на приеме врач семейный психотерапевт поможет разобраться в причинах конфликта в молодой семье.
Виктор Иванович, как часто встречаются конфликтные семьи ?
- По данным социологических исследований - конфликтные семьи составляют 85 - 90 %, авторитарные - 10-15 %, а демократические - менее 1 %.
А какое главное отличие между этими видами семей ?
- Главное отличие кроется в подходе к решению проблем. При авторитарных отношениях проблема решается единолично. Спор, дискуссии запрещены . При конфликтных и демократических отношениях проблема решается коллективно, методом спора. Но, хочу обратить внимание на то, что при демократических отношениях проблема решается методом конструктивного спора, а при конфликтных - методом неконструктивного спора.
Чем же отличается конструктивный спор от неконструктивного ?
- Конструктивный и неконструктивный споры различаются :
- Во-первых, по целям,
- Во-вторых, по логическому компоненту. В конструктивном споре его участники ставят перед собой цель найти лучший вариант решения проблемы, найти истину и логически правильно доказывают и опровергают. К неконструктивному спору относятся споры, в которых их участники ставят перед собой цель : победить, убедить или спорят ради спора. А также логически неправильно доказывают и опровергают. Исходя из этих отличий, строится и тактика лечения супружеских отношений. В данном случае психотерапевт должен решить две задачи :
- Первое - сформировать у супругов установку на поиск лучшего варианта решения проблемы.
- Второе - научить супругов логически правильно доказывать и опровергать. Для решения этих задач применяется коммуникационный тренинг. А на конечном этапе лечения, супруги заключают договор, в котором, по мнению известного чешского врача-психотерапевта, сексопатолога Станислава Кратохвила, должен быть включен пункт следующего содержания : " При обсуждении возникающих проблем буду сотрудничать и использовать в споре логические доводы ".
БЕСЕДА ВТОРАЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ.
Предыдущую беседу доктор Драганов закончил тем, что на конечном этапе супружеской терапии заключается договор между супругами. Договор заключается, согласно функций семьи. Виктор Драганов перечислил основные из них :
- воспитательную,
- функцию духовного общения,
- хозяйственно-бытовую,
- сексуально-эротическую и
- эмоциональную.
Сегодня он остановится более подробно на эмоциональной функции семьи.
Эмоциональная функция направлена на сохранение психического здоровья. Сохранение
психического здоровья происходит через удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, любви, уважении, признании, в эмоциональной поддержке и психической защите.
Очень важно удовлетворять потребность в любви и уважении. Эти потребности врожденные и, если они не будут удовлетворены в семье, то они обязательно будут удовлетворены в другом месте. Мужчины обычно начинают пить и " гулять", женщины смотреть фильмы типа " Просто Мария", а дети драться, воровать, принимать наркотики и вступать в ранние половые связи ...
К сожалению, следует отметить, что мы редко проявляем свою любовь, особенно к детям. Дети теоретически знают, что их любят, но практически любви не чувствуют. Даже будучи взрослыми, имея своих детей и внуков, они с горечью вспоминали, что их родители не любили. Конечно, это было неправдой. Родители любили их, но в те годы было не принято проявлять свою любовь.
Родители должны помнить, что дети всегда своим поведением спрашивают : " Папа, мама, любите ли вы меня ?". И если они не получают положительного ответа, то это наносит им глубокую психическую травму.
Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, как мы должны проявлять свою любовь?
- Существуют 4-е способа проявления любви :
в е р б а л ь н ы й , к о н т а к т г л а з , п р и с т а л ь н о е в н и м а н и е
и ф и з и ч е с к и й к о н т а к т.
- Первый способ - вербальный, т.е. словесный. Утром, провожая ребенка в школу, скажите ему, что Вы его любите, что он умный, красивый и у него целый день будет хорошее настроение.
- Второй способ проявления любви - это контакт глаз. Посмотрите в глаза ребенка с нежностью и любовью. Любящий взгляд - один из главных источников эмоционального питания для детей.
- Третий способ - пристальное внимание. Суть его заключается в том, чтобы показать ребенку, что он в наших глазах является самым важным человеком в мире, что он - единственный в своем роде. Пристальное внимание играет жизненно-важную роль в развитии самооценки ребенка.
- Четвертый способ проявления любви - физический контакт. Прикоснитесь к ребенку, поцелуйте его, потрепите по волосам, шутливо потолкайтесь.
Виктор Иванович, из Ваших высказываний видно, что проявление любви требует времени и энергии но где сегодня взять то и другое в нашем переполненном стрессами мире ?
- На этот вопрос я отвечу словами американского психотерапевта Р.Кэмбелла,он пишет : " Обычно я изможден до такой степени, что сил хватает только на то, чтобы поужинать, развалиться в любимом кресле и просмотреть газеты. Чтобы преодолеть усталость я говорю себе : Кэмбел , учти, что каждый шестой подросток предстает перед судом! Если ты хочешь быть уверен, что твои дети не попадут туда, лучше тебе пошевелиться и обеспечить детям то, что им необходимо для душевного равновесия, а не ублажать свою персону, нежась в мягком кресле. От одной мысли, что мои дети могут там оказаться, у меня мороз по коже пробегает, и я вскакиваю со своего теплого местечка и приступаю к выполнению своих отцовских обязанностей".
У нас, конечно, преступность намного ниже, но вполне можем догнать и перегнать Америку по данным показателям. Чтобы этого не случилось, давайте будем чаще проявлять любовь, особенно, в ней нуждаются дети, физически и психически травмированные, больные, очень уставшие, или когда наступают для них трудные моменты : горе, болезни, ночные страхи, трудности в школе.
БЕСЕДА ТРЕТЬЯ
В сегодняшней беседе я продолжу тему : " Эмоциональная функция семьи".
Как я уже говорил, эмоциональная функция семьи направлена на сохранение психического здоровья, которое происходит через удовлетворение потребностей членов семьи в любви, уважении, признании, в эмоциональной поддержке и психологической защите.
Нарушение этой функции приводит не только к неврозам, но и является самой частой причиной разводов.
Мне встречались семьи, в которых материально-бытовая, воспитательная и сексуальная функции были на высоком уровне, а разводились они по причине того, что не чувствовали проявление любви и уважения со стороны партнера.
Так что, если вы хотите быть счастливы - не скупитесь проявлять любовь и уважение.
Мужчины должны помнить, что женщина всю жизнь нуждается в признаниях в любви, в комплиментах. Поэтому супруг обязан не менее двух раз в день говорить супруге комплименты, уходя и приходя с работы, целовать супругу Если супруга чем-то огорчена - утешить её.
В свою очередь, супруга должна интересоваться проблемами мужа, хвалить его, восхищаться им. Каждому мужчине нужна супруга, безраздельно верящая в него, готовая встать рядом даже тогда, когда он потерпел поражение, или весь мир ополчился против него.
В качестве примера приведу историю жизни Генри Форда.
В 90-е годы XIX века электрическая компания в Детройте приняла молодого механика. Он работал по 10 часов в сутки, а вечерами уединялся и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым, все смеялись над ним. Все, но не его жена. Долгими зимними вечерами она держала лампу, чтобы ему было лучше видно. Зубы её стучали, руки синели, но она неизменно верила, что машина заработает.
После 3-х лет напряженного труда этот странный парень, Генри Форд, выехал из кирпичного сарая вместе с женой в экипаже без лошадей.
В этот вечер родилась новая промышленность и, если Генри Форд - её отец, то, в той же мере, его жену можно назвать её матерью.
Когда, через много лет, Форда спросили, кем бы он хотел родиться, если бы ему была обещана вторая жизнь, он ответил : " Мне всё равно, лишь бы вновь встретиться с моей женой."
Заканчивая тему эмоциональной функции семьи, хочу обратить внимание на то, что нарушение эмоциональной функции происходит не только тогда, когда мы не проявляем любовь и уважение, но и в случае нарушения других функций семьи, в частности : воспитательной, материально-бытовой и сексуально-эротической.
БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ
КАК СОХРАНИТЬ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ?
Из прошлых бесед вы узнали, что нарушение эмоциональной функции семьи происходит тогда, когда мы не проявляем любовь и уважение, не умеем или не хотим оказывать психологическую помощь партнеру.
В случае нарушения эмоциональной функции семьи, нарушение психического здоровья, т.е. развитие неврозов, кажется неизбежным.
К счастью, защищает психическое здоровье не только эмоциональная функция семьи, но и индивидуальные системы защиты.
- Выделяют 4-е системы защиты :
- система интеллектуальной переработки;
- система замещающей деятельности;
- система вытеснения
- система защиты на биологическом уровне.
Самыми эффективными системами являются - система интеллектуальной
переработки и система замещающей деятельности.
Механизм интеллектуальной переработки состоит в сознательном анализе всех элементов психотравмы с последующей перестройкой ситуации.
Если вы самостоятельно не смогли найти решение этой проблемы, то необходимо обратиться в семейную консультацию, где вы получите квалифицированную помощь.
Бывают случаи, когда проблема на интеллектуальном уровне не решается, тогда подключается вторая система, система замещающей деятельности. Например, если один из супругов - истерическая личность.
Главными чертами истерической личности являются : обидчивость, капризность, театральность, эгоцентризм и ярко выраженный эгоизм.
Изменить поведение истерической личности крайне трудно. Поэтому, здоровый партнер защищает свое психическое здоровье замещающей деятельностью. К сожалению, в большинстве случаев замещающая деятельность сводится к выпивке и хобби.
Вполне возможно, что выпивка и хобби помогут избежать невроза, но вряд ли такую деятельность стоит приветствовать.
Лучшими видами замещающей деятельности являются: воспитание и обучение детей, а также труд, как на производстве, так и дома.
Если первые две системы не помогают, подключается система вытеснения.
Человек забывает о психотравмирующей ситуации, а если вспоминает, то в памяти долго не держит.
Четвертая система биологическая : обострение хронических болезней, инсульт, инфаркт. Биологическая система формируется тогда, когда плохо работают предыдущие системы.
Поэтому, если Вы хотите быть здоровыми, постарайтесь поддерживать эмоциональную функцию семьи на высоком уровне, занимайтесь воспитанием и обучением детей, проявляйте себя в производственной деятельности, в крайнем случае, найдите себе хобби по душе.
БЕСЕДА ПЯТАЯ
неврозы .
Выделяют три вида неврозов: неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Чаще всего встречается неврастения, для которой характерны :
раздражительность, быстрая утомляемость, головная боль, нарушение сердечной и дыхательной деятельности, бессонница.
Истерия является второй по частоте формой неврозов. Клиника истерического невроза многообразна и часто напоминает симптомы других заболеваний, за что истерию называют "великой подражательницей".
Главнейшее проявление истерии - это истерический припадок , который может напоминать - сердечный припадок, обморок или какое-либо соматическое заболевание.
Третьей по частоте формой неврозов является невроз навязчивых состояний. Он проявляется : навязчивыми мыслями, навязчивыми движениями и навязчивыми страхами (фобиями). Чаще всего встречается : кардиофобия - навязчивый страх за состояние своего сердца; канцерофобия - навязчивый страх заболеть раком; лиссифобия - навязчивый страх сумашествия; клаустрофобия - навязчивая болезнь закрытых помещений.
- Виктор Иванович, что приводит к заболеванию неврозом ?
- Можно выделить две группы причин.
- Первая - это различные психотравмирующие ситуации.
- Вторая - нарушение защитных механизмов. В первую очередь - это нарушение эмоциональной функции семьи и индивидуальных систем защиты, о которых я говорил в предыдущей передаче.
По статистическим данным в 60% случаев первопричиной неврозов являются конфликтные отношения в семье, остальные 40% приходятся на производственные конфликты и другие психотравмы.
- Виктор Иванович, расскажите о тактике лечения неврозов.
- Лечение неврозов идет по нескольким направлениям.
Первое - необходимо установить первопричину, т.е. психотравмирующую ситуацию.
Второе - необходимо повысить работу защитных механизмов, т.е. устранить нарушения в эмоциональной функции семьи и повысить эффективность индивидуальных систем защиты, таких как система интеллектуальной переработки и система замещающей деятельности.
Третье направление - это симптоматическое лечение. Оно направлено на устранение отдельных симптомов болезни.
- Виктор Иванович, как бороться с такими симптомами как раздражительность и
вспыльчивость ?
- Существуют несколько способов решения данной проблемы :
- перенос аффекта, - снятие аффекта и подавление аффекта.
Первый способ - перенос аффекта, т.е. перевод его в моторную форму. Для этой цели используются различные приемы : пробежка, участие в коллективных играх ; футбол, волейбол; физическая работа: чистка ковров, мытье окон, работа в огороде. В некоторых случаях можно прибегать к разбиванию заранее приготовленных старых тарелок или других предметов и не обязательно в присутствии партнера.
Второй способ - это снятие аффекта. Для этой цели используются навыки релаксации, полученные с помощью аутогенной тренировки. Если Вы не владеете навыками релаксации, то достигнуть ее можно при прослушивании психотерапевтических сеансов. Кассеты с такими записями можно получить у практикующих психотерапевтов.