Дроганов Виктор Иванович : другие произведения.

Концепция воспитания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Концепция воспитания, прежде всего, должна определить социальную значимость воспитательной работы и ответить на вопросы, определяющие объём и содержание программ воспитания. Вопросов, определяющих объём и содержание программ поведения, много, но наиболее важными из них являются следующие: • на построение какой семьи должно быть направлено воспитание - авторитарной или эгалитарной (эгалитэ - равенство); • какое место отводится подготовке к семейной жизни в общей системе воспитания; • какой метод воспитания взять за основу.


Дроганов Виктор Иванович

Врач сексолог, семейный психотерапевт

Тираспольский Центр амбулаторной поликлинической помощи, поликлиника N 3.

Адрес учреждения: Молдова. Почтовый индекс  3300,Тирасполь, ул., 25 Октября 75

Телефон учреждения: 92400

Концепция и основные положения "Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни"

Адрес автора: Молдова. Почтовый индекс  3300,

Тирасполь, ул., Строителей 52, кв., 62

E-mail: droganov@bk.ru

Домашний телефон: 88248

Тирасполь, 2009

Концепция и основные положения "Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни"

        Формирование личности умеющей и желающей общаться на принципах равноправного сотрудничества - важнейшая задача государства. В её решении - ключ к выполнению всех других задач - производственно-экономических, социально-политических, к дальнейшему подъёму всех сфер общественной жизни.
   В 2000 году Министерством просвещения ПМР была создана творческая группа для разработки концепции воспитания. В составе этой группы я принимал участие в разработке "Концепции воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни".
   С моей точки зрения, концепция воспитания, прежде всего, должна определить социальную значимость воспитательной работы и ответить на вопросы, определяющие объём и содержание программ воспитания.
   Вопросов, определяющих объём и содержание программ поведения, много, но наиболее важными из них являются следующие:
  на построение какой семьи должно быть направлено воспитание - авторитарной или эгалитарной (эгалитэ - равенство);
  какое место отводится подготовке к семейной жизни в общей системе воспитания;
  какой метод воспитания взять за основу.
   Учитывая, что в формировании личности главную роль играют родители, подготовке школьников и студентов к семейной жизни придается первостепенное значение.
   Воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, является конечной целью воспитательной работы, осуществляемой родителями, учебными учреждениями и средствами массовой информации. Средство достижения этой цели - освоение человеком базовых основ культуры семейных отношений, присущих эгалитарной семье. В основе базовой культуры эгалитарной семьи лежит умение искать решение проблемы методом конструктивного диалога. Поэтому формирование культуры семейных отношений надо начинать с освоения навыков ведения конструктивного диалога.
   Для решения этих задач предлагается применить метод психотерапевтической коррекции межличностных отношений.
   Воспитательный процесс, согласно психотерапевтической коррекции, представляет собой систему мероприятий, состоящую из трех компонентов: соответственно трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия: когнитивного (информационного), аффективного (эмоционального), конативного (поведенческого).
   Задачей первого, когнитивного компонента, является ликвидация дефицита информации путем последовательного и планомерного повышения уровня знаний, осведомленности учащихся в вопросах общения, формирования личности и межличностных отношений; создание поведенческой модели; формирование установок.
   Практически, это изучение микросоциологии, этики, психологии, логики, социологии и других наук о человеке. Но изучать их надо не каждую в отдельности, а в виде единого курса, который можно назвать "Человековедение". Особое значение на данном этапе придаётся изучению структуры и законов (морали) малых социальных групп.
   Второй компонент - аффективный. На этом этапе учат управлять своими эмоциями, обучают навыкам эмпатической терапии, раскрывают связь между эмоциями и поведением.
   Задача третьего конативного компонента - оптимизация межличностных отношений и поведенческих реакций путем обучения правильному поведению.
   Конативный компонент состоит из 6-ти этапов:
  диагностический;
  информационно-разъяснительный, цель которого ответить на вопросы: "Почему мы такие, какие есть?", "Почему мы поступаем так, а не иначе?", "Что необходимо сделать, чтобы межличностные отношения в семье были построены, преимущественно, на принципах равноправного сотрудничества?";
  этап психологической аверсии. Его задачей является выработка негативного отношения к своему поведению (авторитарно-конфликтным отношениям);
  реконструктивный. Его цель - формирование новых установок, и в первую очередь, на равноправное сотрудничество;
  коммуникационный тренинг. Он направлен на формирование навыков общения, навыков решения проблем, на формирование межличностных отношений;
  планирование деятельности. На этом этапе учащиеся планируют свою деятельность, заключают договора между классом и преподавателем, заключают внутрисемейные договора, решают конкретные проблемы, стоящие перед классом и семьей.
   К составлению договора приступают только после того, как все члены группы овладеют навыками ведения конструктивного диалога. Договор составляется согласно функциям группы и оформляется в виде письменного соглашения.
   Разрабатывать программы воспитания предлагается в два этапа. На первом -разрабатываются три вида примерных программ:
  идеальная программа;
  программа сегодняшнего дня;
  перспективные программы.
   Каждая программа мультидисциплинарна и строится в виде единого курса. В идеальную программу входит то, что мы хотели бы дать учащимся в идеале; в программу сегодняшнего дня - то, что мы можем дать сегодня, используя только внутренние резервы учебного заведения, без дополнительного финансирования; перспективная программа включает те знания, что мы можем дать учащимся в недалеком будущем. Второй и третий вид программ разрабатывается на базе идеальной программы с учетом возраста учащихся, типа учебного учреждения, а для высшей школы - для каждого факультета отдельно.
   Механизм реализации программы воспитания предусматривает проведение следующих мероприятий: подготовка педагогов-психологов по семейному воспитанию, подготовка врачей-психотерапевтов по семейному воспитанию, организация для преподавателей тренинга по формированию навыков поиска решения проблем методом конструктивного диалога, введение во всех учебных заведениях предмета "Этика и психология семейной жизни", разработка и издание методической литературы по семейному воспитанию.
   После разработки примерных программ приступают к составлению рабочих программ.
   К сожалению, воспитание семьянина, умеющего и желающего строить эгалитарную семью, возможно только, при глубокой перестройке всей системы воспитания, что на сегодняшний день представляется весьма затруднительным. Поэтому предлагаю решать эту задачу поэтапно.
   На первом этапе воспитательный процесс должен быть направлен на решение двух задач:
  формирование личности, умеющей и желающей искать решение проблемы методом конструктивного диалога;
  формирование зрелой личности. Зрелая личность - это личность знающая структуру малых социальных групп, законы (мораль) действующие в них и осознано строящей свое поведение.
   Для решения данных задач, предлагается следующая Программа воспитательного процесса.
   I . Когнитивный (информационный) компонент.
  Цель и смысл жизни.
  Тезис, аргумент, демонстрация. Гипотеза, теория, истина. Спор. Классификация спора. Конструктивный и неконструктивный спор.
  Типы малых социальных групп (авторитарная, конфликтная, эгалитарная).
  Мораль, по которой мы живем (ищем решение проблемы методом неконструктивного диалога и т. д.).
  Мораль, по которой мы хотели бы жить (ищем решение проблемы методом конструктивного диалога и т. д.).
  Почему мы не решаем проблемы методом конструктивного диалога? Вопрос рассматривается с позиций:
а) межличностных отношений;
б) морали (законов) малой социальной группы (авторитарной, конфликтной, эгалитарной);
в) потребностей;
г) теорий воспитания;
д.) и других гипотез.
  Что необходимо сделать, чтобы мы решали проблемы методом конструктивного диалога?
   II . Аффективный (эмоциональный) компонент.
  Эмоции и их функции.
  Обучают неагрессивно высказывать свое мнение.
  Обучают самоконтролю.
   III. Конативный (поведенческий) компонент.
  Формирование навыков поиска решения проблем (задач, вопросов) методом конструктивного моноспора. Тренинг осуществляется в школе на школьных уроках и дома при усвоении учебного материала. Для решения данной задачи предлагается излагать учебный материал в виде конструктивного моноспора между различными точками зрения по алгоритму: тезис, демонстрация, опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации, результат (тезис доказан, тезис не доказан, тезис является гипотезой, тезис является теорией).
  Формирование навыков поиска решения проблем методом конструктивного диалога:
а) на классных часах во время решения различных проблем, стоящих перед классом;
б) во время оказания психологической помощи учащимся при возникновении конфликтов между учащимися, учащимися и педагогами, детьми и родителями;
в) во время проведения коммуникационного тренинга.
  
   Список основной литературы
   Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер с анг. - СПб.6 Лениздат, 1992. - 400 с.
   Голод С. И.. Семья и брак. 1998 г.
   Гуревич П.С. . Куда идешь человек. Журнал: "Знак вопроса". 1991 г. N 7.
   Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения у старшеклассников.- М.: Педагогика, 1988, - 136 с.
   Воронин Л.Г. и др. Физиология высшей нервной деятельности и психология. М.: Просвещение, 1977 - 224 с.
   Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.
   Дроганов В.И. Концепция и основные положения "Программы воспитания по подготовке школьников и студентов к семейной жизни" / Психологическое обеспечение инновационного процесса в образовании: Материалы научно-практической конференции (март 2003г.)/ - Тирасполь: Издательство Приднестровского университета, 2005 - с.34-38.
   Дроганов В.И. Как вести конструктивный спор? ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ "ЭЙДОС" 2008/0821-2
Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987
   Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека Вопросы философии, 1977
   Дубинин Н.П.Генетика и будущее человечества. 1971 г.
   Иващенко Ф. И. Психология воспитания школьников. 1996 г.
   Квинтэссенция: Философский альманах.\ Сост.: В.И. Мудрагей, В.И.Усанов. - М.: Политиздат, Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни. Стр. 425
   Коган Л. Н.. Цель и смысл жизни человека. 1984 г.
   Козырев Т. И. Введение в конфликтологию. 2000 г.
   Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.- М. : Медицина, 1991. -336
   Кришталь В.В Агишева Н.К. Психодиагностика и психотерапевтическая коррекция сексуальных дисгармоний супружеской пары. - М.: 1985, - 102 с.
   Кришталь В.В.Нарушение сексуального здоровья при неврозах и психопатиях.Сочи. - 1988. -120 с.
   Кэмбел Росс. Как на самом деле любить детей. 1989 г.
   Краткий словарь по логике. Под ред. Д. П. Горского. - М.: Прсвещение, 1991. - 208 с. 1991 
   Козырев Т. И. Введение в конфликтологию. 2000 г.
   Павлова Л.Г.. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991.- 127 с.
   Петров Ю.А. Азбука логического мышления. Москва МГУ 1991 г. 104 с.
   Пьетро Помпонацци. О бессмертии души о причинах естественных явлений или о чародействе. - М. Главная редакция АОН при ЦК КПСС, 1992. - 312 с..
   Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, - 1990. - 192 с.
   Овчарова Р. В. . Справочная книга школьного психолога. 1996.
   Сатир В.. Как строить себя и свою семью: Пер. с агл. - М. Педагогика пресс. 1992 . - 192с.
   Секреты умелого руководителя. Составил И.В. Липсиц.-М.: Экономика, 1991 г. -320 с.
   Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс / В. М. Сергеев ; Моск. обществ. науч. фонд. - М., 1999. - 146 с. - (Научные доклады ; 98). - ISBN 5-89554-136-4.
   Этика. Под ред. В.И. Писаренко. - Мн..: Нар. асвета, 1982. - 191 с.
   Концепция и программа воспитания студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайнам (разработанаавторским коллективом под руководством заместителя проректора по учебной работе доцента Виноградовой Л.Е. и профессора кафедры философии и социальных наук Цымлова В.Ф.) " 17 " апреля 2007г., протокол N 11
   Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 - нормативная основа воспитательного процесса в учреждениях образования
   Критическое мышление: Проблема мирового образования ХХI века
А.В.Тягло, доктор фiлософських наук, завiдуючий кафедрою фiлософi 
та полiтологi Харкiвського унiверситету внутрiшнiх справ,
Т.С.Воропай, кандидат фiлософських наук. "Критичне мислення" Науково-методичний педагогiчний журнал. Постметодика, N 3, 2001 
   0x01 graphic
Дайна Хаппер. Психология критического мышления. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.html")
   Примерная программа воспитания социально активной личности студента. Научно-исследовательский институт высшего образования. Научный руководитель проекта: В.С.Кагерманьян Москва 2002 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"