В одном большом городе жил старый клоун Мик. Долгие годы он работал в цирке и никто не мог сказать сколько лет он выходил на манеж и развлекал публику. Взрослые специально приводили детей, показать того самого клоуна, который смешил их когда они были детьми.
Но ничто не длится вечно. Одним, отнюдь недобрым воскресным утром, директор цирка вызвал старого клоуна к себе в кабинет и сказал:
- Наш цирк больше не нуждается в Ваших старомодных шуточках. С завтрашнего дня Вы уволены.
Клоун хотел что-то возразить, но комок слёз подступил к горлу и он попятившись вышел из кабинета. В этот момент он не хотел видеть кого бы то ни было, но друзья и коллеги попадались на каждом шагу, они вели себя по своему обыкновению и не замечали перемены в настроении Мика. И только гадалка Магда, встретившаяся ему на лестнице сказала:
- Ты ещё здесь? Я вчера видела в магическом шаре, что тебя постигнут большие неприятности, а потом к тебе придёт большой успех.
Клоун лишь отмахнулся: Магда с завидной регулярностью предсказывала людям взлёты и падения. К тому же через полчаса начиналась цирковая программа и он должен был подготовиться к выступлению. Мик прошёл в гримёрку, одел старый костюм и рыжий парик, привычными движениями наложил на лицо грим и пудру. Он присел на старый стул, служивший ему все эти годы и как обычно пожелал себе удачного выступления. Ему, конечно, хотелось плакать, но тут прозвонил звонок, сообщивший о том, что пришло время ему выходить на манеж. И он вышел и отыграл, и играл так, что весь зал буквально катался по полу от смеха. Смеялся даже сам директор цирка, хотя тот и видел все номера Мика в десятитысячный раз. Публика дважды вызывала клоуна на бис и он снова шутил и показывал фокусы. Но вот уже объявили следующий номер и клоун ушёл с манежа.
Новость об увольнении Мика быстро прокатилась среди артистов, никто из них не позвал его, как бывало раньше, пропустить кружечку-другую пива после выступления. Клоун вернулся в гримёрку. Там он собрал в большой коробок свои нехитрые пожитки, оглядел напоследок комнату, с которой было связано столько воспоминаний и пошёл домой.
Жил он на первом этаже большого дома неподалеку от цирка. Его старушка-жена уже умерла, а дети выросли и уехали из города и почти никогда не навещали его: они немного стыдились того, что их отец каждое воскресенье веселит публику. Вот если бы он был известным политиком, крутым бизнесменом или на худой конец школьным учителем.
Лет десять назад в квартире клоуна поселилось привидение по имени Браули. Вечерами они частенько пили чай и беседовали о старых временах, вернее, Мик наливал две чашки, но пил только он, а Браули лишь из вежливости брал чашку в руки, подносил к губам, но не отпивал, потому как привидения не могут ни пить ни есть. Вторую чашку Мик выпивал в конце беседы.
Клоун открыл дверь и занёс коробок в квартиру. Он поздоровался с Браули, дремавшим на куче старых газет и прошёл в кухню делать чай. Привидение не удивилось столь раннему возвращению хозяина, ведь оно ещё с утра почувствовало что-то неладное, но решило не волновать клоуна перед выступлением. Обычно Браули пытался помогать старику по хозяйству, но, конечно же, лишь путался под ногами и мешал. Сегодня же привидение беззвучно висело под потолком кухни, наблюдая за Миком. Тот неспешно накрывал на стол. Закончив, он отодвинул кресло для Браули, а сам сел в другое. Привидение медленно и важно спустилось к столу.
- Амадей, - сказало оно - ты не должен отчаиваться.
Клоун кивнул. Во всём мире только привидение называло его настоящим именем. Он в нерешительности попытался взять чашку с горячим чаем, но, обжёгшись, отдёрнул руку. А Браули тем временем продолжал:
- Твоё ремесло - дарить радость детям. Разве в нашем дворе мало детей? Ты видел как горят их глаза, когда ты проходишь мимо?
- Ты прав, - вздохнул Амадей - когда я только учился смешить людей, мой наставник говорил, что клоунада это не работа, а призвание на всю жизнь.
- Во всём так - ответил ему Браули. - Лет двести назад я жил в доме у одного врача, вернее на моих глазах выросла целая династия врачей и они всякий раз говорили своим детям то же самое...
Привидение научилось у людей вовремя переводить разговор в иное русло. Минут пять спустя эти двое мило беседовали о прошлом. За годы их знакомства приятели, наверное, раз десять успели пересказать друг другу всё интересное, что видели, но всякий раз то клоун, то привидение добавляли к рассказу новые подробности, и наверняка привирали, но не из злокозненности, а из желания порадовать собеседника чем-то новеньким, ещё не слышанным. И каждый такой разговор затягивался допоздна, а летом, часто и до рассвета. Вот и в этот раз Амадей к концу разговора заснул в кресле, а привидение, заметив это, улетело в свой угол.
Утром погода была восхитительная. Умывшись и позавтракав, Амадей вышел из дома. Он прошёлся по мощёной дорожке, ведшей вглубь двора и поздоровался с сидевшими за столиком шахматистами, но те ответили ему неохотно, так как были увлечены интересной позицией на шахматной доске. Мимо прошла девочка с серым комочком в руках. Глаза её были печальными.
- Что с тобой, девочка? - спросил её клоун.
- Ничего - ответила она и отвернулась.
Серый комочек в её руках жалобно пискнул. Клоун погладил котёнка, в ответ тот замурчал. Девочка расплакалась.
- Вчера вечером я спасла его от старших мальчишек - проговорила сквозь слёзы она - Принесла домой, а утром родители сказали, чтоб я отнесла его назад.
- Пойдём, - сказал Амадей - у меня есть кое-что для него.
Оставив девочку у подъезда, клоун быстро сходил домой и вернулся с блюдечком молока.
- Вот гостинец для него - сказал Амадей и поставил блюдечко перед котёнком.
- Мне твоё лицо кажется знакомым - сказала девочка, когда котёнок лакал молоко.
- Конечно, - ответил клоун - мы живём с тобой в одном доме.
- Не только - девочка наморщила лоб и попыталась вспомнить где она могла видеть клоуна, а потом спросила: - Как тебя зовут?
- Ми... - клоун запнулся и поправился: - Амадей.
- А я буду называть тебя дедушка Амадей - сказала девочка - А меня зовут Луиза.
- Очень приятно, юная леди - сказал клоун и отвесил поклон головой.
- И мне - с улыбкой сказала Луиза.
Тем временем, котёнок наелся и стал вылизываться. Клоун взял его в правую руку. Девочка попыталась погладить котёнка, но тот исчез с руки дедушки Амадея. Луиза с удивлением смотрела то на пустую руку, то на его улыбающееся лицо. Клоун подмигнул девочке. Он вынул из-за спины левую руку. В ней свернувшись клубочком лежал котёнок. Удивлению девочки не было предела. Но вот котёнок снова растворился в воздухе и через несколько секунд появился на правой руке Амадея.
- Я узнала тебя! - закричала девочка. - Ты тот самый клоун Мик, который каждое воскресенье смешит людей в цирке. - Амадей улыбнулся. - Мне мама говорила, что бабушка водила её в цирк посмотреть на тебя когда была ещё младше меня.
- Да, но я больше не работаю в цирке - ответил клоун.
- Жаль - сказала Луиза и погрустнела.
- Зато теперь я могу показать тебе несколько фокусов, которым я научился у лучших циркачей мира.
- Погоди, дедушка Амадей - сказала девочка - я позову своих друзей.
И она, сбегав на детскую площадку, привела мальчика и двух девочек.
- Это - дедушка Амадей - сказала им Луиза.
- Томми - сказал веснущатый паренёк лет одиннадцати и, как взрослый протянул руку.
Представились и девочки: их звали Эмми и Лори. Эмми, как и Луизе было по восемь лет, а Лори - была младшей сестрой Эмми.
Амадей вытащил из кармана небольшой коробок.
- Открой его - сказал он и протянул его Эмми.
Внутри было пусто. Амадей взял коробок из её рук, закрыл и открыл его вновь, а внутри коробок оказался набитым разноцветными лентами. Эмми потянула за них - и ленты становились всё длиннее и длиннее. Луиза потянула ленты на себя и они поддались. Девочки бегали вокруг скамейки вытягивая ленты всё больше и запутывались в них. Но вот клоун закрыл коробку и ленты выпрыгнув из рук проворно побежали внутрь коробка и скрылись в нём. Он снова протянул коробок девочкам, но снова в нём была лишь пустота. Котёнок, до этого сидевший на скамейке засунул нос в коробку и смешно фыркнул. Ребята засмеялись.
Весь день Амадей рассказывал смешные истории из цирковой жизни и показывал фокусы своим новым друзьям. Подходили и другие дети. Однако, шло время, солнце стало клониться к закату, а вскоре зашло за горизонт и дети нехотя разбрелись по своим квартирам. Амадей остался один на скамейке. И тут он вспомнил про котёнка - оказывается тот до сих пор тихонько сидел рядышком.
- Как же я мог забыть про тебя? - спросил клоун.
Котёнок жалобно мяукнул в ответ.
Амадей понёс его домой. Привидение уже ожидало клоуна и нисколько не удивилось тому что тот пришёл не один, ведь привидения умеют предсказывать будущее и читать мысли на расстоянии. Амадей налил котёнку молока и, пока клоун готовил ужин, они с Браули заспорили как назвать котёнка. Амадей хотел дать ему имя Жан, а привидение настаивало на том, что лучше будет назвать его Полем. На том и порешили: котёнок получил двойное имя - Жан-Поль. За ужином и беседой привидение развлекало себя тем, что давало котёнку полы своего длинного балахона и смеялось когда кошачьи лапки с острыми коготками проходили сквозь его прозрачные тело и одежды. Позже, когда Жан-Поль устал и заснул прямо на кухонном стуле, Амадей перенёс котёнка в комнату и устроил ему постель из старой одежды. А после и сам заснул.
С тех пор каждый день Амадей выходил во двор и показывал детям фокусы или надевал клоунский костюм и развлекал их шутками и номерами, которые показывал в цирке. Он брал с собой Жана-Поля, а Луиза каждый день играла с ним и даже приносила из дому что-то вкусненькое. Частенько Амадей просил Браули помочь ему в представлениях, и тогда призрак, оставаясь невидимым, подавал клоуну разные предметы - чашки, ложки, коробки - так что те казались парящими в воздухе, что приводило детей в неописуемый восторг.
Так клоун Мик вернул себе настоящее имя и стал дедушкой Амадеем.
Но вот наступило воскресенье и клоуну захотелось проведать цирк. Вернее было не так. Всю ночь с субботы на воскресенье Амадей проворочался в постели, пытаясь уснуть: его сердце хотело, чтобы он утром сходил в цирк и посмотрел как там обходятся без него, а разум утверждал, что этого делать не стоит. Уснул он лишь с рассветом, когда разуму почти удалось победить в споре. Но проснулся Амадей очень рано, как раз в то время, когда он обычно просыпался перед представлением. Амадей попрощался с Браули и вышел из дома. Он уговорил себя, что пойдёт не в цирк, а просто прогуляться по городу. Он даже пошёл в противоположном направлении, купил в киоске свежую газету и выпил кружку пива в открытом кафе на площади.
Но потом ноги сами привели его в цирк. Представление уже началось. Вахтёрша была неприветлива, но всё же пропустила Амадея. Внутри как и прежде пахло сеном и навозом. Клоун ходил по коридорам, проходившие мимо коллеги и друзья старались не замечать его и отворачивали лица. Но вот директор цирка заметил его и заметил в тот момент, когда Амадей подходил к дверям ведшим на манеж, клоун даже слышал уже знакомый гул аплодисментов.
- Что Вы здесь делаете? - строго спросил директор, по всему его виду было понятно, что он был сильно раздражён - Я же ясно сказал, что Вам нечего делать в моём цирке с Вашими старомодными штучками!
- Я пришёл за своими вещами - зачем-то соврал клоун.
- Ну так и идите в свою гримёрку, а не шляйтесь возле манежа - директор сорвался на крик - Я прикажу вахтёрше, чтоб она не пускала Вас и на порог.
Клоун стал спускаться по лестнице ведущей в гримёрку, как вдруг кто-то легко тронул его за плечо. Это показалось ему странным, так как все цирковые друзья отвернулись от Амадея. И каково же было удивление клоуна, когда он увидел за своим плечом Браули.
- Ты?! - спросил Амадей.
- Да. - ответило привидение, зависнув над его плечом.
- Но как ты меня нашёл?
- Ну ты же знаешь, что привидения умеют многое из того, что не доступно людям. - Браули улыбнулся. - Я шёл за тобой ибо боялся, что ты можешь наделать глупостей и решил тебя подстраховать.
На лестнице послышались шаги и Браули растворился в воздухе. Через секунду появилась Магда.
- Какой от тебя неприятный дух исходит! Мне даже неприятно стоять рядом! - сказала она поравнявшись с бывшим коллегой.
Как только она скрылась за поворотом лестницы Браули снова стал видимым. В подвале было несколько помещений, для каждого вида циркачей своё. Подойдя к своей гримёрке Амадей впервые в своей жизни постучал в эту дверь. Но никто не отозвался - именно сейчас новый клоун выходил на манеж.
Амадей вошёл и обомлел: вместо старой, но ещё годной мебели зачем-то завезли новую и повсюду валялись куски скомканной упаковки. Старый клоун прислонился головой к косяку двери. "Нет, мне не стоило приходить сюда" - подумал он. Привидение, прочитав его мысль, с шумом влетело в комнату и стало поднимать с пола обрывки упаковочной бумаги и шуршать ими. Браули носился из угла в угол, пытаясь развеселить Амадея. Вдруг взгляд его упал на лежащий в углу старый стул, сидя на котором он много лет готовился к выходу на манеж и желал себе удачного выступления.
- Ну хоть что-то будет на память - пробормотал он себе под нос - Да и зачем цирку старый стул, если завезли новую мебель.
С этими словами Амадей взвалил стул на плечо и пошёл к выходу. По дороге ему никто не встретился: все сотрудники театра сбежались к манежу - там произошло не предвиденное происшествие. Директор цирка вышел на манеж и объявил нового клоуна Прика, но публика приняла его холодно. А когда он закончил номер зрители стали вызывать на манеж Мика. Директору и всем работникам цирка пришлось успокаивать публику и она угомонилась нескоро, лишь после того как директор пообещал выпустить на арену голодных львов и тигров, а входы и выходы запереть.
Может быть Амадей и вернулся бы на манеж, и отыграл бы свой номер, как это он делал уже много лет, но в это время он шёл со стулом на плече сначала по коридорам цирка, а потом и по улицам. Браули снова стал невидимым и уселся на стул верхом - хорошо, что привидения ничего не весят - и развлекал хозяина шуточками.
"Вон, видишь того мужичка с большим животом - кажется, он проглотил целый арбуз" - говорил он об одном прохожем. "А вот эта женщина такая же остроносая как и такса, которую она ведёт на поводке, что кажется что они - сёстры" - говорил он о другой. Амадей улыбался и, поскольку Браули был невидим, прохожим казалось, что клоун улыбается собственным шуткам.
Так клоун и привидение добрались домой. Амадей поставил стул на почётное место посреди комнаты и на него тут же залез Жан-Поль и свернулся клубочком. Клоун хотел согнать его, но Браули вступился - и правда раз уж котёнок облюбовал какое-то место - прогонять его не стоит.
В этот день дедушка Амадей вышел во двор позже обычного - ближе к вечеру. Он вынес заждавшейся его ребятне стул, на котором восседал Жан-Поль, за ним плавно плыл коробок с реквизитом - его, как вы уже догадались, нёс, оставаясь невидимым, Браули.
- Вот это - настоящий цирковой стул - сказал клоун ребятам.
Те смотрели с восхищением то на стул, то на парящий коробок. Амадей подошёл к скамейке, сел на стул, посадив котёнка на плечо, а коробок плавно опустился ему в руки.
- А в цирке - продолжил он с интонацией ведущего цирковой программы - возможны любые чудеса.
- А чудес не бывает - подал голос Томми, он был почти на голову выше собравшейся детворы и старался выглядеть солиднее.
Браули чуть слышно хихикнул, но его смешок остался незамеченным.
- С чего это ты взял? - спросил Амадей.
- А мне папа вчера вечером объяснил - уверенно проговорил Томми - Он говорит, что все чудеса имеют естественнонаучное объяснение.
- Какое-какое объяснение? - иронично спросил клоун и привстал со стула.
- Ес-тес-твен-но-на-уч-но-е - по слогам повторил Томми, по его старательности было видно, что он сегодня с утра зубрил это слово, чтобы блеснуть им перед дедушкой Амадеем и девочками.
- А это как? - спросил клоун приближаясь к мальчику.
- Ну это... - Томми запнулся - это, значит, что каждое чудо - не чудо, а может быть объяснено естественными причинами.
- И какая же причина - спросил дедушка Амадей - в том что коробок сам прилетит ко мне в руки?
По-прежнему невидимый Браули взял коробок и принёс его клоуну.
- Ну... - мальчик задумался - причин может быть много. Скажем его можно было наполнить лёгким газом, как его..., ну которым тётя надувает воздушные шарики в городском парке...
- Вот - клоун протянул ему коробок.
Томми взял его и открыл. Внутри было много разных вещей. Мальчик с удивлением разглядывал содержимое. Дедушка Амадей взял коробок в руки и покачал его на руках, как бы покачивая его.
- И где же газ? - спросил он.
- Может быть Вы его спустили на проволоке... - нерешительно сказал Томми.
- А где проволока? - снова спросил клоун.
Мальчик молчал.
- Смотри, я сейчас отправлю его назад - сказал дедушка Амадей.
Браули правильно понял хозяина, взял коробок и взмыл с ним в небо и также быстро опустился, облетел вокруг головы недоверчивого Томми, пролетел перед глазами детей и поставил коробок на стул.
- И всё равно я не верю в чудеса! - заявил Томми. - Они запланированные. В жизни так не бывает.
- И что же запланированного в этом стуле? - спросил клоун.
Они с Томми подошли к стулу, тот недоверчиво осмотрел его и пощупал и сиденье и спинку, но ничего удивительного не нашёл. Убрав коробок, мальчик опасливо сел на стул, будто бы тот должен был укусить его или унести в поднебесье. Но ничего не произошло. Томми даже стало немного обидно.
- Вот если бы он мог исполнять желания! - с горячностью заявил мальчик.
- А чего тебе хочется? - спросил дедушка Амадей.
- Ну не знаю... - Томми задумался - может быть мороженого.
И в этот момент в его руке оказалась пачка мороженого, с аккуратно надорванной упаковкой.
- Ух ты! - закричал он - моё любимое! Шоколадное!
Детвора так и ахнула. Удивлён был и сам клоун, но старался не подавать вида. Все столпились вокруг Томми и каждый пытался залезть на заветный стул. Дедушка Амадей при помощи Браули, который невидимыми руками осаживал наиболее ретивых, смог выстроить детей в очередь и, каждый, залезая на стул, загадывал своё любимое мороженое, и оно тут же появлялось в руках. Когда вся детвора уже радостно поедала внезапно свалившиеся на них подарки, клоун начал показывать фокусы. В этот раз они казались детям более красочными, и уж не мороженое ли было тому виной?
За вечерним чаем Амадей спросил у Браули о чудесном исполнении желаний, ведь оно и вправду выбивалось из привычных рамок. Привидение ответило, что знает о том не очень много, оно сталкивалось с подобным в одной семье, которая в особой потайной комнате хранила стул умевший исполнять любые желания и что его берегли как зеницу ока, но есть сейчас этот дом и жива ли эта семья он не знает. Чтобы испробовать стул Амадей сел на него и пожелал новый чайник, а то старый совсем прохудился. И на столе появился новый дымящийся чайник, полный ароматной заварки. Сомнения не оставалось - это был тот самый волшебный стул или же его брат-близнец.
От мыслей об открывшейся ему тайне Амадей долго ворочался в постели и беседовал с Браули о разных чудесных предметах, легенды о которых они слышали, а привидение, зависая на потолке прямо над его кроватью пыталось спорить с ним о мелких деталях в этих легендах.
В последующие дни представления клоуна начинались с того, что дети выстраивались в очередь к стулу за мороженым - им и в голову не приходило попросить что-то ещё - и лишь после этого были готовы смотреть на цирковые фокусы. В один из дней Амадей специально забыл вынести стул, так дети пошептавшись между собой отправили Лори с дрожащими губками и мокрыми глазками к клоуну спросить будет ли сегодня мороженое, а через минуту по воздуху уже летел волшебный стул, который нёс ругающийся про себя невидимый призрак.
А в следующее воскресенье, когда было особенно жарко и засуха уже накрыла город, Томми, которого почему-то уже не тянуло спорить с дедушкой Амадеем о реальности чудес, пожелал много-много лимонада. Бочка с лимонадом появилась из жаркого июльского воздуха, словно мираж. Тем не менее она была вполне осязаема и дети, открыв кран, утоляли жажду, подставив свои рты под струю жёлто-золотистого напитка, они набирали им принесённые из дому банки и бутылки, угощали лимонадом случайных прохожих. Дело приняло неожиданный оборот, когда кто-то из взрослых позвонил в полицию и полицейские увезли бочку под недовольные крики детей.
Вскоре дети разошлись по домам. А когда клоун стал собирать свои вещи обнаружилось, что стул исчез. И даже всезнающий Браули не мог понять куда же подевался стул. Амадей очень расстроился утратой, а ещё больше тем, что стул мог попасть в руки мошенников, но за вечерним чаем привидение его успокоило: посмотрим, что любят дети: тебя и твои фокусы или мороженое и лимонад. Однако, проверку пришлось отложить. На завтра, около полудня над городом началась сильная гроза, которая бушевала весь вечер и всю следующую ночь.
А вечером во дворе произошло ещё одно примечательное событие. Накануне, когда полицейские увозили бочку, в толпе зевак нашёлся журналист и уже наутро весь город знал, об этом происшествии, случившемся во дворе дома по такому-то адресу. Журналист, шутя, предположил, что на следующий день в том же дворе появится бочка с коньяком. К вечеру жители этого дома наблюдали в своём дворе мокнущую под дождём толпу из примерно пятидесяти любителей дармовщины. Самое смешное, те даже успели образовать очередь за ещё не появившейся бочкой.
Гроза стихла поутру, а ближе к полудню дедушка Амадей вышел во двор и уселся на той скамейке, на которой обычно он проводил свои номера. Минут через десять-пятнадцать к нему подошла Луиза и клоун сообщил ей что стул пропал.
- А Жан-Поль? - спросила Луиза.
- Жан-Поль сейчас спит дома - ответил Амадей.
- Это хорошо, что с ним всё в порядке. - Сказала девочка и добавила: - А что стул пропал - это даже неплохо, а то из-за него у нас во дворе только одни неприятности. Мальчишки ссорятся и дерутся за то, чтобы быть первыми в очереди.
Потом Луиза убежала, сказав дедушке Амадею, что приведёт подружек. Её долго не было, а когда вернулась, сообщила, что к кому она не заходила - у всех находились какие-то срочные дела.
- Ну, что ж - сказал дедушка Амадей - тогда я буду показывать фокусы только для тебя одной.
Девочка обрадовалась и захлопала в ладоши. Клоун достал колоду карт и предложил ей загадать одну карту и положить её в середину колоды. Тщательно перетасовав карты он вытащил загаданную. В этот момент появился Томми. Дедушка Амадей предложил и ему загадать карту, и конечно же после хитрых пасов, циркач вытащил из колоды нужную карту. Постепенно, к скамейке, где сидел клоун подошла вся детвора. Фокусы следовали один за другим и перемежались шутками, от которых даже самые сердитые и занудные смеялись до слёз. А когда уже дети расходились по домам и Амадей собирал свои вещи к нему подошёл Томми и сказал:
- Дедушка Амадей, это из-за меня пропал стул, это я попросил много-много лимонаду. День был очень жарким и я хотел, чтобы все могли утолить жажду. А теперь из-за меня они лишились мороженого.
- Но, я тоже не знаю куда он пропал. - Ответил клоун - Ты ошибаешься если думаешь, что я припрятал стул, чтобы наказать вас. Мне и самому странно как он мог пропасть.
- Но тогда его нужно найти - сказал Томми - ведь им могут воспользоваться плохие люди и использовать его для злых целей.
- Да - ответил дедушка Амадей - но где его искать? Я так думаю, что стул проявит себя. А ты иди спокойно домой и следи за новостями, может быть ты узнаешь, что в нашем городе произошло что-то необычное.
Попрощавшись Томми ушёл. Вернулся домой и Амадей.
Вечерний чай он пил в компании лишь Жана-Поля: Браули ещё с утра ушёл навестить родственников и разузнать о пропавшем стуле.
Ведь привидения - это невидимый народец, во многом похожий на людей. Подобно людям, у них есть дети и взрослые, мамы и папы, дяди и тёти, дедушки и бабушки, а, значит, у каждого привидения есть многочисленная родня. Привидения живут в домах и охраняют их от злых духов, но очень боятся людей, ибо те шумны и агрессивны. Привидения любят селиться в заброшенных домах, по-дальше от людей.
Сегодня Браули отправился с визитами к своей многочисленной родне - одних только тётушек и дядюшек у него было сорок штук. Всех он обойти так и не успел, ведь каждый родственник хотел посидеть с ним, порасспрашивать о его делах и порассказать о своих, поделиться новостями, да и, чего греха таить, поперемывать косточки родственникам и общим знакомым. Важных для Амадея и Браули новостей не было: привидения не очень интересуются делами людей и потому люди попадают в их поле зрения только если уж очень сильно мешают. Но, один из родственников - дядюшка Джи - взялся помочь. Дядюшка Джи, которому недавно исполнилось пятьсот тридцать пять лет был очень важным привидением - он охранял полицейский архив в столице. Он пообещал ночью покопаться в полицейских сводках и делах, может быть в них найдётся что-то интересное и необычное.
Браули вернулся домой уже под утро, устав от разговоров с дядюшкой Джи - он был чересчур болтлив и настоятельно уговаривал Браули остепениться и прийти работать в полицию, благо недавно освободилось место смотрителя подземелий в городской тюрьме.
Амадей не дождавшись Браули заснул. За завтраком привидение доложило клоуну об отсутствии результата и обещании дяди и стало рассказывать о своей родне. Клоун слушал в пол-уха, ибо и сам Браули частенько сбивался и путался в том, кто кому кем приходился и что с кем происходило за почти тысячелетнюю историю семьи Браули.
Позавтракав Амадей вышел во двор и снова стал показывать фокусы детям.
И сегодня и завтра и послезавтра дети приходили посмотреть на фокусы дедушки Амадея так же радостно как и раньше и уже почти не вспоминали о волшебном стуле. Томми и другие ребята постарше стали просить дедушку Амадея научить их показывать фокусы с картами и он научил нескольким из них, взяв с них строгую-строгую клятву никогда не брать за фокусы деньги.
А вечером третьего дня клоун, поговорив с Браули вышел из дому. И пропал.
Его исчезновение дети заметили не сразу. Эмми и Луиза гуляли в глубине двора, там где собирались большие мальчики и наткнулись на их компанию. Мальчики стали обвинять подружек, что те подслушивают их секреты и стали швырять в них комья земли. Девочки убежали и решили попросить дедушку Амадея заступиться за них, ведь большие мальчики тоже выходили из своих потайных мест посмотреть на фокусы. Эмми позвонила в дверь. За дверью - ни шороха. Она выждала какое-то время и позвонила снова. Послышалось мяуканье Жана-Поля. И снова тишина. Луиза от нетерпения стала стучать и дёргать за ручку - но снова мяуканье и снова тишина за дверью. Девочки вышли на улицу. У дверей их встретил Томми. Подружки на перебой стали рассказывать ему о происшествии и о своих опасениях за дедушку Амадея.
- Но, может быть он ушёл по каким-то важным делам - задумчиво проговорил мальчик.
- Это врядли - возразила Луиза - Не мог же он уйти и не предупредить нас.
- Может он пошёл в гости к кому-то из родных? - спросил Томми.
- Моя бабушка говорит, что у него нет ни родных, ни друзей - важно заметила Луиза.
- Не может быть, чтобы у такого замечательного человека не было ни друзей ни родных - возразила ей Эмми - да и к тому же моя мама говорит, что твоя бабушка - известная сплетница и собирает гадости про всех соседей.
И Эмми показала Луизе язык.
- Девочки, не время ссорится - осадил обоих Томми - сейчас нам нужно найти дедушку Амадея, помните, он может быть в опасности!
Девочки переглянулись и в один голос сказали: "А мы уже помирились".
Томми предложил искать Амадея в цирке и ребята пошли туда, но суровая вахтёрша заявила, что не видела его уже очень давно. Ребята остановились у фонтана, что возле главного входа в цирк. Вдруг к ним подошла пожилая женщина в пёстрой одежде и сказала, что она гадалка Магда, и что она видела Амадея входящего в цирк. Ещё Магда сказала, что и сама идёт в цирк и обязательно поищет там клоуна, и как только что-то разузнает - сразу же вернётся и расскажет детям. Ребята поверили гадалке и остались ждать у фонтана.
Прошёл час, другой, но Магда всё не появлялась и тогда ребята решили вернуться в свой двор - может быть дедушка Амадей уже там. Но клоун так и не нашёлся. Вокруг скамейки, где он обычно показывал фокусы собралось восьмеро ребят, ожидавших Амадея. Заметив Томми и подружек, те подбежали к ним. Все расположились под балконом, с тенистой стороны дома и стали обсуждать, что делать дальше. Кто-то даже высказал предположение, что дедушка Амадей умер, не пережив пропажи стула и что следует позвать взрослых и взломать дверь его квартиры. В этот момент послышался голос:
- Не волнуйтесь: Амадей не умер - голос принадлежал чёрной тени, парившей в оконном проёме - но сейчас в опасности.
Ребята опешили. Они впервые видели призрака. Первым вышел из оцепенения Томми.
- Кто ты и почему мы должны тебе верить? - спросил он.
- Я - привидение, которое живёт у него в квартире - ответил призрак - Стул украли злодеи, укрывшиеся в графском замке, что за околицей города. Амадей пошёл туда забрать стул, хоть я и уговаривал его не делать этого. Хотите я вас туда провожу?
Ребята согласились.
- Только если мимо нас будет проходить кто-то из взрослых и я стану невидимым, вы не удивляйтесь, просто идите дальше, я буду следовать за вами и в безопасный момент снова покажусь.
И они пошли в глубину двора, потом переулками и проходными дворами, вышли к речке и пересекли её по подвесному мосту, миновали тенистый парк и, наконец, оказались на окраине города. Браули вёл их по просёлочной дороге меж огородами. Многие из них никогда раньше не забирались так далеко от дома, тем более сами, без взрослых, но желание спасти дедушку Амадея было сильнее страха, а ощущение опасности лишь щекотало им нервы. За поворотом показались руины замка: зубчатая крепостная стена, остатки крытых галерей, щербатая от пушечных ядер былых войн главная башня замка.
- Здесь мы и попрощаемся - сказал Браули - дальше вы пойдёте сами.
- Но почему ты нас бросаешь? - спросила Томми.
- Там живёт моя родня - ответил призрак. - Давным-давно они поселились в этом замке и с тех пор сильно возгордились, что мол, они хранят графские сокровища и секреты, и вот уже лет триста как не разговаривают с другими привидениями.
И не дожидаясь уговоров ребят, Браули растворился в воздухе.
Оставим ненадолго ребят у ворот разрушенного графского замка и расскажем что же произошло со стулом и дедушкой Амадеем.
На самом деле, вся эта история началась, не с увольнения, а несколько ранее, когда гадалка Магда уговорила директора взять на должность клоуна вместо Амадея, её сына Дика, работавшего в цирке другого города под псевдонимом Прик. Зная об уговоре, она уверенно предсказывала Амадею неприятности.
Когда Дик начал обживаться в клоунской гримёрке, он сидя на стуле задумчиво произнёс: "Эх, какая тут рухлядь! Сюда бы новую мебель!" И тут же раздался стук в дверь и в комнату вошли грузчики и занесли в гримёрку новенький набор мебели. Вначале Дик подумал, что директор цирка решил обновить мебель. Когда же он рассказал об этом матери, та, поглядев в хрустальный шар, увидела там и Амадея и волшебный стул.
Теперь у Дика созрел коварный план - выкрасть заветный стул и с его помощью стать повелителем мира. Перед его глазами уже проносились картины того, как он будет проезжать то по одной то по другой заморской стране на волшебном стуле, а по обе стороны от него будут стоять миллионы его подданных. Но была одна проблема: сам Дик был невероятно труслив, поэтому он взял себе в сообщники трёх дюжих парней - силачей Типа и Топа и дрессировщика тигров Франца. Этих троих он тоже успел заразить мечтой о всемирном господстве. Они по очереди слонялись возле дома Амадея, оставаясь незамеченными при помощи полученного от Магды амулета, делающего человека невидимым.
Когда Томми вызвал бочку лимонада и во дворе началась сутолока, Дик улучил момент и выкрал стул, надеясь скрыться и от Амадея и от подельников, но те, видя, что Дик убегает от них со стулом, а, значит, они теряют надежду на мировое господство, бросились за ним в погоню. Несколько раз Дик останавливался в пути, садился на стул и приказывал стулу прогнать преследователей или хотя бы сделать его невидимым, но стул по непонятным причинам отказывался это делать. Дик убегал, а преследователи неумолимо приближались. Наконец улицы вывели их на окраину города, к заброшенному графскому замку. Здесь, он дал подельникам себя настичь и прикинувшись дурачком объяснил им, что убегал вовсе не от них, а от возможной погони и предложил всем скрыться в замке. Расположившись в центральном зале они вчетвером по очереди садились на стул и загадывали желания. Но ни одно из них не осуществилось. Они подумали, что возможно взяли второпях не тот стул и послали Топа - он вытянул жребий - проверить нет ли дома у Амадея настоящего стула.
Топ при помощи амулета невидимости проник в квартиру клоуна и, увидев что там нет никакого другого стула похожего на украденный, вернулся в замок. Надо сказать, что амулет невидимости делает человека незаметным только для человеческого глаза, но не для глаз привидений. Когда верзила Топ вторгся в квартиру Амадея, разбудив дремавшего Браули, тот был крайне разозлён и последовал за незадачливым воришкой до самого воровского логова в заброшенном замке, но не вошёл туда, чтоб не встречаться с зазнайской роднёй, а вернулся домой и рассказал всё Амадею. Тот, естественно, поспешил в замок и едва он вошёл за стены замка, как попал в лапы Типа и Топа, нёсших вахту. Его бросили в подземную камеру, которую построили для врагов графского рода ещё тысячу лет назад. Днём клоуна привели в главный зал и спросили почему у него, Амадея, желания исполняются, а у них - нет. Клоун не стал таиться, а объяснил, что для того, чтобы желание исполнилось нужно сесть по-детски, так чтобы одна или две ноги свисали со стула. Все четверо, отталкивая конкурентов бросились к стулу, забыв об Амадее и он скрылся в одной из боковых галерей замка. Быстрее всех оказался Дик, его первым желанием было - избавиться от компаньонов-подельников, вцепившихся в стул - и те пали замертво. Вторым желанием Дика стало желание стать владыкой всего мира. Не успел он его произнести, как в дверях появился полицейский. Дик высадил в него всю обойму револьвера, но пули проходили сквозь него. Как вы уже догадались, это был дядюшка Джи, пришедший сюда по просьбе Браули. Джи загнал преступника в ту самую подземную тюрьму, где до того сидел Амадей. Узнав о преступлении Дика, попавшего в старые казематы, родня Джи и Браули вдоволь поиздевались над ним и тот уже был рад появлению полиции.
Увидев, что ему ничего больше не угрожает, Амадей вскинув на плечо волшебный стул, вышел из замка, где его встретили дети. Они обрадовались лёгкому освобождению дедушки Амадея и всю дорогу домой они слушали весёлые истории из его долгой жизни.
В честь своего освобождения дедушка Амадей устроил во дворе для детей и взрослых большой пир. Дик из каземата замка отправился в тюрьму. Вы можете себе только представить как хохотали полицейские когда он рассказывал им, что его загнало в каземат привидение. Магду и директора изгнали из цирка с позором, а Амадея назначили новым директором. Он каждое воскресенье выходил на арену и играл как и прежде свои клоунские номера. Детей из своего дома он пускал совершенно бесплатно. А волшебный стул поставил в своём кабинете и ключ от дверей хранил на цепочке на шее, чтобы никакой злодей не смог больше пробраться к волшебному стулу. А по вечерам они по-прежнему пили чай с Браули и Жан-Полем и вспоминали забавные истории из прошлого.
1. Свадьба привидений
После происшествия с волшебным стулом Амадей с огромным удовольствием вернулся к работе в цирке, он пропадал там с утра до позднего вечера, так что Браули даже стал обижаться на него. Правда, подрос Жан-Поль и теперь привидение и котёнок весь день напролёт игрались в квартире ожидая хозяина. И каждый вечер Браули тяжело вздыхал, встречая поздно возвращающегося домой Амадея и клоун терпеливо объяснял ему, что он действительно занят важными вещами.
- Раньше как было? - говорил он - отыграл я свой номер, снял парик, смыл грим и всё - могу быть свободен. А теперь на мне вся жизнь цирка. Вот завезли нам несвежее мясо - и у тигров животы болят. Кто за это отвечает? Конечно же Амадей. Юный гимнаст не до конца разучил новую композицию и упал с каната во время выступления - кто должен прочитать ему нотацию? - правильно, Амадей. Фокусник ради забавы превратил дрессированного пуделя в стаю голубей - и опять идти Амадею и разбираться с проблемой.
Браули понимающе кивал головой. К тому же Амадей пристроил его в цирк помогать самому клоуну в исполнении нескольких номеров, так в одном из них, Браули, оставаясь невидимым выносил на арену стул, подобно тому, как он это делал перед детьми своего двора, с той лишь разницей, что на сей раз Браули выносил не волшебный стул, а обычный.
Волшебный же стул Амадей хранил в своём кабинете, ключи от которого он носил на верёвочке на шее, как самую дорогую реликвию, ибо боялся он, что стул может попасть в злые руки. Всякий раз выходя цирка, чтобы идти домой или же наоборот, выходя из дому чтобы идти на работу, он проверял висит ли у него на шее ключ от кабинета и опасливо озирался по сторонам. Однако, никто не покушался на Амадея, хотя какие-то тёмные личности и приближались к нему в тёмном переулке.
После происшествия Амадей стал знаменит. К нему трижды приезжали журналисты из городской газеты, и, однажды, даже журналист из столичной газеты. Они очень интересовались тем как же тщедушному пожилому мужчине удалось справиться с четырьмя дюжими молодцами, но Амадей и словом так и не обмолвился о своих помощниках-привидениях. Отвечал он просто: мол, и сам не знаю как так получилось, повезло наверное, а что Дик на суде говорил про призраков, так это, ему наверное, с перепоя показалось.
Заинтересовались директором цирка и важные люди города, Амадея стали приглашать на различные мероприятия то в мэрию, то на различные собрания бизнесменов и чиновников. Скучно там было старому клоуну и посетив пару-тройку подобных мероприятий он стал сторониться их, оправдываясь занятостью, что вобщем-то было чистейшей правдой. Стулом ни "отцы города" ни бизнесмены почти не интересовались, у них и так было всё что нужно для жизни, да и ещё чуть-чуть сверх того. Разве что иногда спрашивали: а что это за фокус Вы такой придумали с волшебным стулом? И Амадей всегда подмигивал, мол, секрет фирмы и на том разговор и завершался. А вот от приглашений к детям в школы клоун никогда не отказывался и приходил всегда со своей волшебной коробкой. Выступать перед собравшимися он и ранее не любил, потому, сказав несколько предложений для проформы, он всегда начинал показывать фокусы и дети заходились от смеха и восторга.
Жаловали своим вниманием Амадея и соседи. Всё началось с сущей мелочи, с того, что осенью, когда полили холодные дожди в их доме прохудилась и потекла крыша: у жившей под ней многодетной семьи денег на ремонт не было, а ремонтники, которые должны были её починить всё медлили. А дожди той осенью были затяжными. И вот, однажды, Дина, хозяйка той квартиры, встретив Амадея идущего поздно с работы, слёзно пожаловалась ему, мол, Вы человек в городе известный, с мэром, с другими чиновниками общаетесь, может поможете, замолвите за нас словечко, детей у нас мал-мала меньше. Стало жалко старому клоуну бедную семью, но и идти в мэрию он не стал, ибо не привык он унижаться и просить у сильных мира сего, ни за себя не просил ни за других. Несмотря, на позднее время, Амадей вернулся в цирк, открыл свой кабинет и, сев на волшебный стул пожелал, чтобы к этой семье пришли ремонтники и залатали крышу. Наутро его желание исполнилось: пришедшая ремонтная бригада уже к полудню заделали течь. Может быть история эта так бы и затерялась в памяти жителей двора, но уже через пару дней Дина, встретив Амадея во дворе, стала жарко благодарить его за содействие, да к тому было это на глазах у старушек, что обычно сидят под подъездом и внимательно наблюдают за всем происходящим во дворе. С тех пор и началось: чуть что - бегут к Амадею. Ребёнка в элитную школу пристроить, старушку в хорошую клинику положить, да и много всяких забот у людей. И ведь жалко было Амадею всех этих людей - не из жадности они просили и не несбыточного просили, а вполне житейские желания были у них. Да и к тому же люди верили клоуну и он не мог не оправдать их доверия. И всякий раз Амадей шёл в свой кабинет и просил у стула за людей.
Каждый раз, за вечерним чаем он рассказывал Браули о происходившем за день, о просьбах соседей, о проблемах в цирке и всякий раз вздыхал, что очень устаёт.
- А может тебе куда-нибудь съездить развеяться? - однажды спросило его привидение.
- Да куда ж я поеду? - удивился клоун - У меня даже в родном городе не осталось друзей, не то что где-нибудь в другом месте.
- Ну если хочешь - предложил ему Браули - можешь со мной к кому-то из моей родни. Погоди чуток - Браули задумался - послезавтра должна состояться свадьба моей племянницы, живущего в замке Аштарга.
- А они не будут против того, что к ним приедет человек? - спросил Амадей.
- Нет. - ответило привидение. - В их краях людей мало, а те что есть относятся к нам дружелюбно. К тому же я появлюсь у них раньше и предупрежу их о твоём визите.
- А как же я брошу цирк? - спросил Амадей.
Мысль о поездке его увлекла, но он не хотел, навязываться в попутчики Браули и искал вежливый предлог отказаться.
- Скажешь, что уходишь в отпуск - возразило ему привидение - Ты же никогда не был в отпуске, если не считать того времени когда тебя выгнал прежний директор.
- Но как же воскресное представление? - не унимался клоун.
- Сегодня понедельник - тем же слегка наставительным тоном продолжало привидение - если выедешь завтра и погостишь три дня - в воскресенье ты точно будешь на месте.
- И то верно - мечтательно заметил клоун.
Он пошёл в комнату и нашёл на полке нужный том энциклопедии. Эту энциклопедию он покупал ещё в молодости. Новые справочники он не долюбливал за опечатки с тех пор как лет десять назад чуть не умер от одной такой - врач выписал ему лекарство от простуды, а Амадей то ли забыл как его принимать, то ли не спросил у доктора и решил уточнить это в новомодном справочнике, в результате он принял лекарство не до еды, как следовало сделать, а после и занедужил ещё больше, пока не обратился к врачу снова.
"Аштарга - прочитал он вслух - столица одноимённого округа на Юго-Западе страны. Расположена в приморской части Огненных гор. Три с половиной тысячи жителей..."
"Это почти в полтора раза больше чем зрителей в нашем цирке" - подумалось Амадею, но он продолжил:
"...В седьмом-тринадцатых веках - столица богатого герцогства Аштарга, чьё благополучие строилось на торговле с соседними странами. В последние несколько веков пришла в запустение. Чтобы поправить своё финансовое положение, в конце девятнадцатого века последний герцог Аштарги Реджинальд Тринадцатый распустил слух о том, что в местных реках обнаружено золото. Однако, многочисленные золотоискатели золота там не обнаружили, а действия герцога были квалифицированы как мошенничество. Железнодорожная станция. Отгонное скотовоство. Пищевая и перерабатывающая промышленность. В черте города, на горе Ренле расположена каторжная тюрьма для преступников отбывающих пожизненное заключение".
Амадей не знал, ни что такое "отгонное скотоводство", ни что такое "перерабатывающая промышленность", но лезть в соответствующие статьи энциклопедии ему не хотелось.
- Да уж, негусто - добавил он.
Потом ему подумалось, что хорошо, что туда можно добраться по железной дороге, а то в последнее время стали рекламировать авиаперелёты, а летать на самолёте он боялся. Впрочем он крайне редко покидал родной город, разве, что в молодости ездил с друзьями в соседние города, посмотреть интересный футбольный матч.
Браули, видя скудность информации полученной Амадеем из энциклопедии, стал рассказывать ему об Аштарге забавные истории, например, о том, как однажды, какой-то его родственник видел как служанка одного небогатого чиновника жгла на заднем дворе своего дома целые мешки денег, которые уже давным давно вышли из обращения. Убаюканный этими историями клоун заснул и ему снился городок и старая женщина, сжигающая мешки с деньгами прямо на арене цирка, причём эта женщина была удивительно похожа на гадалку Магду. А когда он проснулся утром, Браули нигде не было - тот по своему обыкновению улетел не прощаясь.
Перед работой Амадей заглянул на вокзал. Там не было обычной дневной сутолоки - до прихода столичного поезда оставалась пара часов. Женщина в газетном киоске раскладывала свежие газеты. Касса уже была открыта и Амадей попросил билет на поезд до Аштарги.
- Куда? - сурово переспросила его кассирша.
Оказалось, что далеко не в каждый город ходят прямые поезда из его родного города Шелана. Амадей столько лет прожил в нём и не задумывался и не знал об этом. Кассирша, видя неподдельное удивление пожилого человека смягчилась и даже помогла ему выбрать нужный маршрут с пересадкой в столице. Взяв билеты и поблагодарив кассиршу, Амадей подошёл к газетному киоску. Там он купил карту страны и удивился, оказывается его Шелан находился на одном крае карты, а Аштарга на другом.
Когда Амадей пришёл на работу было ещё рано. Он со смешанными чувствами прошёлся по коридорам, мимо вольеров с дикими животными, спустился с свою гримёрку: с одной стороны он никогда не покидал цирка и отъезд даже на несколько дней пугал его, с другой он вспоминал своё увольнение и обнаружение волшебного стула и то сколько разных событий с ним было связано и ему почему-то казалось, что он вернётся из этой поездки совсем другим.
Придя в свой кабинет, Амадей некоторое время просидел в задумчивости на волшебном стуле: он хотел попросить у стула хорошего пути, но не решался этого сделать, потому что никогда не просил у стула с тех пор как узнал о его волшебных свойствах, а с другой стороны подобные далёкие поездки, как утверждала кассирша были в наше время обычным делом и не стоило волноваться из-за такого пустяка. Он зажмурился.
- Хочу удачно вернуться из поездки! - шёпотом проговорил он.
Вокруг стояла звенящая тишина. Стул под Амадеем привычно еле-еле поскрипывал. Кровь в висках бешено стучала. Но ничего не изменилось. Он встал, прошёлся по кабинету. "Оказывается можно и для себя чуток попросить" - подумал он. Но тут в дверь постучала секретарша - она принесла на подпись банковские счета - и отогнала от Амадея такие мысли. Дальше день пошёл своим чередом и Амадей забыл и о стуле и о том, что купил билеты на вечерний поезд. Лишь к обеду он вспомнил об этом и поспешил домой, сказав секретарше, что он будет в отъезде до воскресенья.
Дома Амадей принялся собирать вещи в поездку, для чего вывалил из шкафа гору вещей, но многие из них были либо слишком малы, либо слишком велики, либо на них были дырки и другие повреждения. Даже его любимый костюм, который Амадей одевал всякий раз на день рождения оказался проеден молью в пяти местах. До отхода поезда было около часа, а вещей набралось только на небольшой кожаный чемодан. А возле шкафа образовалась большая гора тех вещей которые не подошли в дорогу. А сверху лежал свернувшись клубочком Жан-Поль.
- Как же я мог забыть о тебе! - воскликнул Амадей.
Он взял кота и хотел занести его Луизе, чтобы она присмотрела за ним пару дней, но девочки не было - она сама уехала с классом на экскурсию в другой город. Амадей вышел во двор, размышляя пустят ли его с котом в вагон, как мимо проходил Томми. Он очень удивился тому, что дедушка Амадей решил съездить в другой город, но охотно согласился взять Жана-Поля к себе, а родители Томми, к которым он зашёл на минутку спросить их разрешения с радостью согласились и говорили, что они давным-давно умилительно посматривали кота гулявшего вместе с клоуном во дворе.
Вернувшись домой Амадей посмотрел на часы и с неудовольствием отметил, что до отхода поезда осталось двадцать минут, а дороги до вокзала было полчаса. Взяв документы и чемодан он выскочил из квартиры, чуть не забыв запереть двери. По дороге он несколько раз переходил с быстрого шага на бег и прохожие с удивлением смотрели на старичка пулей проносящегося мимо них, тем не менее, Амадей выбежал на платформу когда проводники уже позакрывали двери и поезд начал отходить от станции. Клоун, вспомнив цирковую молодость, бросился к единственной незакрытой двери и кубарем залетел под ноги проводнику - крепкосбитому пожилому мужчине не намного моложе Амадея. Амадей, вскочив на ноги, стал оправдываться и шарить по карманам в поисках билета, но тот как назло не находился.
- Много я зайцев повидал на своём веку - сказал он - но чтоб в Вашем возрасте...
Лишь на подходе к следующей станции, когда проводник уже грозился позвать полицейского и снять зайца с поезда билет нашёлся в нагрудном потайном кармане, о котором клоун в спешке забыл.
Амадей прошёл в свой вагон. В купе он некоторое время ехал один, а через несколько станций к нему подсел мужчина средних лет, судя по одежде - крутой бизнесмен. Тот оказался чрезмерно словоохотливым и сыпал различными историями начиная от того как его дедушка познакомился с его бабушкой и заканчивая тем, как он поругался с официантом в столичном ресторане из-за того, что ему подали несвежих устриц и часто не закончив одну историю переходил на следующую. Истории попутчика убаюкивали и Амадей заснул, откинувшись на один бок. Путешественнику снилось, что он сидит дома на кухне и пьёт чай с Браули.
Наутро общительный попутчик исчез, а вместе с ним - чемодан Амадея и некоторая сумма денег, которая была в одном его кармане, но деньги, хранившиеся в кармане, на том боку, на котором Амадей спал к счастью остались нетронутыми. "Эх, был бы со мной Браули - с тоской подумал Амадей - такого никогда бы не приключилось!" И в тот же миг из тамбура послышались страшные крики. Клоун поспешил туда и увидел, что Браули держит орущего благим матом грабителя за шею, а чемодан валяется на полу. Вслед за Амадеем в тамбур вбежали проводник и полицейский, а Браули растворился в воздухе. Горе-грабитель долго не мог прийти в себя и кричал, что лучше в тюрьму, чем связываться с призраками и его ссадили с поезда. Когда Амадей вернулся в своё купе Браули уже сидел на верхней полке.
- Тебя нельзя ни на миг оставлять - сказал он деланно важным тоном - только я расслабился, чтоб пообщаться с роднёй, а тут такое. Пришёл бы я минут на пять на позже - и всё пропало бы.
Амадей кивнул, он всё ещё не мог прийти в себя после потрясения. А привидение продолжало:
- Я не могу быть с тобой всю дорогу, подготовка к свадьбе - дело хлопотное, но я буду появляться время от времени, а ты, если что - зови меня и я тут же приду.
Амадей снова кивнул, а Браули расстаял в воздухе.
Тем временем поезд подъезжал к столице: за окном потянулись предместья застроенные то бесформенными глыбами заводов, то живописными коттеджами и виллами. Столичный вокзал оглушил Амадея, никогда ранее не бывавшего в столице шумом, в его глазах зарябило от постоянного снования пассажиров, торговцев и железнодорожников. "Как хорошо, что я купил билет в Шелане" - подумал он проходя мимо очередей в билетные кассы.
Купив карту столицы и перекусив в небольшом кафе Амадей решил скоротать время до поезда гуляя по тихим улицам неподалеку от вокзала, чтобы не заблудиться и не опоздать и на этот поезд. Три или четыре раза ему казалось, что он видит Браули, зависшим над тем или иным окном дома. Ноги сами привели Амадея к столичному цирку. Столичный цирк работал и в будние дни, а сегодняшнее представление успевало закончится до отхода поезда на Аштаргу и Амадей решил купить билет. Увиденное ошарашило старого клоуна красочностью костюмов, звуковыми и световыми эффектами, но все номера, а особенно те, которые конферансье объявлял как "новейшие" или "впервые на арене" были известны ему ещё со времён его молодости. "Вернусь домой - думал Амадей - попрошу у стула денег на костюмы и оборудование и будет у наших детей цирк не хуже столичного".
В ожидании поезда наш путешественник решил купить книгу в дорогу, а после утреннего приключения в поезде он решил, что наилучшим чтивом будет детектив. На сей раз его попутчиками были трое студентов, ехавших домой на каникулы и он почти до рассвета развлекал их показывая карточные фокусы. Утром они по одному стали выходить и Амадей всякий раз, прощаясь с кем-то из них замечал присутствие Браули. Вот вышел последний, но привидение едва показалось над верхней полкой и растворилось. Амадей открыл детектив. Начало было интригующим - в одном из вагонов поезда обнаружен труп и знаменитый детектив, случайно оказавшийся в этом поезде начинает расследование - но ближе к концу книги все пассажиры поезда внезапно оказываются родственниками убитого. "Так не бывает" - подумал Амадей и отложив книгу стал наблюдать смотреть в окно. Он обратил внимание на то, насколько здешняя природа отлична от окрестностей Шелана: вокруг во всю цвели сады, тогда как в Шелане едва сошёл снег. И тут появился Браули. Вид у него был озабоченный и растерянный. Клоун допытывался что произошло, но тот отвечал, что было слишком много свадебных хлопот.
Прошедший по вагону кондуктор объявил, что поезд прибывает в Аштаргу. Браули растворился в воздухе. Амадей сошёл с поезда и осмотрелся по сторонам. После столичного шума здесь было тихо и уютно, даже на крохотном вокзале, прилепившемся к железнодорожной колее было слышно пение птиц. Привидение летело немного впереди путешественника, ведя его за собой. Мощёная улица, шедшая сразу за привокзальной площадью поднималась вверх, к старинной крепости. Было безлюдно и Амадей спросил у привидения куда подевались все люди, тот отвечал, что это наступила сиеста, время послеполуденного отдыха и местные жители соблюдают её ибо здесь летом дни очень жаркие.
В гостинице, в которую привёл гостя Браули, хозяин дремал прямо за конторкой и Амадею пришлось долго звонить в колокольчик, чтобы его разбудить. Ещё дольше Антонио, так звали хозяина, таращил глаза на приезжего и требовал от него справку, что тот не идиот, когда же хозяин успокоился, то объяснил, что раньше призраки водились только в разрушенном в герцогском замке, но в последнюю неделю их городок испытывает нашествие привидений и призраков, которые с шумом проносятся и пугают людей, проходят сквозь стены, а справится с ними не могут ни местный экстрасенс, ни священник.
- А ведь каждый год - продолжал сокрушаться Антонио - зимой и в межсезонье в нашем городке часто останавливаются писатели и киноактёры. А вчера съехал последний турист, он говорил, что пишет роман о привидениях и радовался, что увидит их в живую. Провёл одну ночь в моей гостинице - пулей вылетел, а выглядел так, будто постарел на десять лет...
Антонио остановился нескоро и видя, что гостя не смущает всё им рассказанное дал ему ключи от комнаты с видом на крепость и герцогский замок. Комната Амадею понравилась, хотя честно говоря он никогда не жил в гостиницах и ему не было с чем сравнивать. Он вышел на балкон. Справа над ним возвышалась городская стена, вдалеке виднелся замок в лучах заходящего солнца он выглядел очень мрачно. Только осмотревшись, Амадей заметил сидящего на перилах балкона Браули, он позвал его для разговора в комнату, а когда тот влетел - закрыл за ним дверь и спросил:
- Ну и зачем ты позвал меня сюда?
- Мои родственники не тронут тебя - Браули не ответил на вопрос друга. По всему было видно, что привидение подслушивало разговор Амадея с Антонио. - Ты появился здесь только сегодня.
- И всё-таки, скажи-ка мне, что здесь происходит? - спросил человек. - И зачем я тебе здесь нужен?
- Погоди, - я тебе сейчас всё объясню. - сказало привидение - Ты тут совершенно не при чём. К тому же ты - мой друг и никто тебя и пальцем не тронет. Тусин потерял волшебную чашу, которую здешние призраки берегут уже девятсот девятосто девять лет и есть подозрение, что её подобрал кто-то из людей.
- Мне стало ещё непонятнее. - Амадей пожал плечами.
Браули стал терпеливо объяснять другу, что каждая семья привидений, живущая в замке по году хранит волшебную чашу у себя в комнате. В этом году настала очередь родителей Тусина - шаловливого сорванца. Ночью родители Тусина оставили чашу всего на полчаса без присмотра, а тот взял её без спросу и стал катать её по булыжной мостовой от замка вниз. На третьем спуске чаша куда-то подевалась и теперь все призраки Аштарги ищут пропавшую чашу...
В тот момент, когда Браули начал рассказывать о том, что у привидений уже есть один подозреваемый, в комнату вошёл слуга с подносом всяких вкусностей. Вначале Амадей пытался отказываться и говорил, что он не заказывал ужин в номер, но слуга сказав, что это подарок хозяина поставил поднос на стол и удалился. Ужин был расчитал на одного человека, поэтому на подносе была всего одна чашка чая. Амадей пожалел, что не сможет поставить вторую перед своим другом, как он делал дома, но Браули куда-то снова пропал. Отужинать пришлось в одиночестве.
Вскоре явился Браули - весь всклокоченный и возбуждённый, он стал торопить Амадея идти с ним в замок, потому что до свадебной церемонии осталось не так много времени, а нужно ещё познакомиться с новобрачными - его племянницей Тиной и Фредом.
Амадей поспешно вышел из номера. Антонио, по-прежнему сидевший за конторкой удивился, когда постоялец решил на ночь глядя прогуляться, но на сей раз говорил сдержаннее чем в прошлый раз.
Когда Амадей вышел из гостиницы на улице было прохладно. Сумерки начинали окутывать городок. Дорога к замку была безлюдной, лишь пара собак, вальяжно пересекли проезжую часть и скрылись по своим собачьим делам в придорожных кустах. Браули летел в нескольких шагах перед Амадеем и тому приходилось ускоряться, чтобы догонять его.
Дорога внезапно оборвалась и перед человеком предстал полуразрушенный подвесной мост.
- Я покажу тебе как попасть в Замок - сказало ему привидение и Амадей вступил на старые доски моста.
Он шагал осторожно и пару раз был близок к тому, чтобы провалиться в стоячую воду рва, окружавшего замок, но Браули всякий раз предупреждал его и Амадей без особого труда попал за крепостную стену. Внутренний двор замка зарос диким шиповником. Пробираясь сквозь него Амадей несколько раз рвал одежду. И вот наконец он вошёл в главную башню. Внутри было темно. Амадей пожалел о поспешности, с которой он пошёл за Браули, забыв взять спички или зажигалку, но сейчас возвращаться было уже поздно. Привидение засветилось матовым сиреневым сиянием, которого едва хватало на то, чтобы Амадей мог смотреть себе под ноги. Они миновали один коридор, за ним второй и оказались в большом зале. Он был освещался через большие прорехи в крыше. В зале, разбившись на мелкие группки стояло около тридцати призраков. Появлению человека они не придали особого значения, вероятно, Браули предупредил их.
- Пойдём, я познакомлю тебя с невестой - сказал Браули и повлёк Амадея в одну из боковых галерей.
В ней скопилось больше дюжины призраков, светившихся таким же матовым светом как и Браули. В начале Амадей путал их и ему даже казалось, что он потерял из виду своего провожатого, но потом он стал различать привидений по одежде и оттенкам свечения. Человек вспомнил, что Браули говорил ему когда-то, что по обычаям призраков перед бракосочетанием жених и невеста не должны видеть друг друга. Друзья дошли до конца галереи, где бесшумно висела девушка в белом платье.
- Это мой друг Амадей - сказал Браули - а это моя племянница Тина.
- Дина я. - тихо сказала невеста -Дядюшка, ты постоянно путаешь как меня зовут. А Тина - это моя младшая сестра.
Она показала на другое привидение, очень похожее на неё. Тина вежливо поклонилась.
Затем Амадей и Браули вернулись в большой зал. Только сейчас человек заметил, что в центре зала, на высоком возвышении стоит старинное кресло изрядно попорченное сыростью и плесенью. На кресле сидел высокий молодой мужчина в полосатой одежде. Цепями к его ногам было приковано пушечное ядро.
Он присмотрелся: лишь казалось, что призрак каторжника сидит на кресле, но он парил над ним, также слегка парило и пушечное ядро. Браули подвёл Амадея к Реджинальду и почтительно поклонился. Отвесил поклон и человек.
- Ему не стоит оставаться здесь - холодно и величаво сказал Реджинальд.
- Это мой друг Амадей - сказал Браули.
- Но он - человек. - сказал Реджинальд слегка раздражаясь.
- Но он - мой друг. - сказал Браули, чуть копируя холодную интонацию герцога.
- Ладно. - махнул рукой тот - Но, только под твою ответственность.
И они отошли от трона. К герцогу суетливо подплыло привидение в длинной ливрее, по-видимому его мажордом.
- Кого изволите сегодня послушать, мой господин - спросило оно - Моцарта? Листа? Брамса? Шуберта? Или может быть опять будем слушать Штрауса?
- Моцарта. - ответил Реджинальд - Я не слышал его уже полгода. Он что занедужил?
- Вовсе нет, Ваша Светлость! Просто у него было много дел. - отвечал слуга - Чего пожелаете? Что-то из Волшебной флейты? Или Коронационную мессу?
- На его выбор. - ответил Реджинальд. - Он всегда умеет угадать мелодию под настроение.
Амадей поднял глаза к потолку и заметил, что на хорах расположился большой ансамбль, один из участников которого подлетел к герцогу, поклонился перед ним и вернулся к музыкантам. И они заиграли. Музыка струилась под потолком и наполняло залу торжественностью. Друзья отошли в дальний конец зала и Амадей встал у большой щели в стене. Он с любопытством наблюдал за происходящим. Народу в залу всё прибывало. Здесь, как говорил Браули, были не только местные привидения, но и родственники молодожёнов прилетевшие из других мест.
Оркестр заиграл что-то лирическое и жених и невеста поплыли друг к другу из разных входов. Они соединились у трона Реджинальда. Музыка смолкла и Реджинальд поднявшись со своего трона подлетел к ним. Он что-то говорил им, а они что-то отвечали, но Амадей стоял слишком далеко и не слышал их голосов. Наконец, снова заиграла музыка и молодожёны возглавив процессию стали пританцовывая обходить зал. Гости, пристраивались за ними, образуя длинную змейку. Пройдя три круга по часовой стрелке процессия остановилась.
Вдруг из ниоткуда появились столы с различными яствами и как по команде расположились буквой П, вдоль стен - и столы и предметы на столах и сами блюда издавали то же матовое свечение, что и сами привидения. Призраки плавно проплывали, занимая места за столами. Браули позвал Амадея с собой и он занял место за столом, но сесть на призрачный стул конечно же не смог, потому как проходил сквозь него. Осматривавший публику Реджинальд, с неудовольствием заметил, что Амадей вынужден стоять, хлопнул в ладоши и несколько слуг схватив тронное кресло - а это был единственный непризрачный предмет в зале - поставили его позади человека. А затем подлетел и сам герцог.
- Прошу принять мои глубочайшие извинения, что наши повара не смогли приготовить человеческие блюда - сказал он - Надеюсь, наша кухня Вам понравится.
Амадей с опаской присел на кресло, ведь уже много лет не сидели люди. Кресло немного поскрипывало, но выдерживало его вес.
Во главе стола, по обе стороны от Реджинальда расположились супруги и их родители. Дина и её муж выплыли из-за стола, поцеловались и вернулись на свои места. Ансамбль под управлением самого Моцарта наигрывал мелодию, тонкую и прозрачную как сами пришедшие на свадьбу призраки. Герцог предложил выпить за молодожёнов и всё подняли бокалы. Браули толкнул локтём Амадея и тот взялся за бокал. Как ни странно, бокал прирос к руке. Человек осторожно приложился к бокалу. Жидкость была безвкусной. Не как вода, у неё есть хоть какой-то вкус. У призрачного напитка вкуса не было никакого. Вообще.