Дубровин Максим : другие произведения.

О чем говорят знаки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интерактивная критика и обсуждение фильма "Знаки"


О чем говорят ЗНАКИ

  
   Этой статьей я хочу открыть серию обзоров современного фантастического кино. Постараюсь следить за всеми значимыми новинками в этой области и по возможности оперативно реагировать.
   Началось все с того что у нас в Донецке открыли новый кинотеатр со всеми современными прибамбасами, начиная от суперзвука и заканчивая дырками в подлокотниках кресел для стаканчиков с попкорном. Короче, крутой иллюзион. Мы туда компанией и пошли. Давали “ЗНАКИ”. После фильма возникло много споров, которые сперва вылились в ожесточенную переписку мылом, а закончились вот этой статьей. Я взял нарезанный в MPG4 диск и просмотрел кинчик еще раз. Разница громадная! Смысл фильма на пиратской версии вообще теряется. Так что предупреждаю: ЛУЧШЕ СМОТРИТЕ В КИНО!
   И еще. Предлагаемый обзор - ИНТЕРАКТИВНЫЙ. Тут будут поставлены вопросы, ответы на которые я пока дать не могу. Давайте думать вместе, обсуждение приветствуется, новые мысли ожидаются с нетерпением.
   “ЗНАКИ”. Режиссер М. Найт Ш'ямалан (Неуязвимый и по-моему Шестое чуйство), в главной роли Мэл Гибсон (его все знают), Хоакин Феникс (Гладиатор). США. 2002 г.
   Краткое содержание (как я его понял;-)). В США, в штате Пенсильвания, на маленькой ферме, окруженной кукурузными полями живет семья. Отец (собственно старина Мэл), сын Морган лет 12 (его играет младший брат Макалея Калкина, который “Один дома”), дочь Бо, года 4 (зверски похожа на мою младшую сестру в детстве) и дядя Мэриал, бейсболист-неудачник (младший брат Мэла Гибсона, то есть, брат героя, конечно, а не Мэла). Крайне унылое семейство. Фильм начинается с того, что герои находят на своем поле огромные знаки округлой формы и непонятного назначения. По всему миру появляются точно такие знаки. Человечество начинает заранее боятся. Тут выясняется что главный герой (ВНИМАНИЕ, Первая фишка!) - священник. В натуре, конкретный католический падре причем вдовый. Гибель жены отвратила его от религии и переделала в лузера (ага, правильно вспомнили “От заката до рассвета”). Ну, короче тут появляются инопланетяне. Тарелки зависают над крупными городами мира (см. “День независимости”, ох, уж эти аллюзии) и в течение пары дней НИКАК себя активно не проявляют. Но люди все равно боятся, и, как потом выясняется, - не зря. Инопланетяне начинают агрессию, причем их цель... что бы вы думали? Ресурсы? Нет! Жизненное пространство? Хренушки! Кто не смотрел - не угадает;-)). Они прилетели за тридевять земель НАС СЪЕСТЬ! О как! Это герои узнают по радио и сразу ВЕРЯТ. Ну во-от. Сами зеленые человечки попадают в кадр до конца фильма только фрагментарно и расплывчато и только в финале предстают во всей красе в количестве одного экземпляра. Испуганное семейство заколачивает изнутри окна и двери и готовится отсидеться. Чего они ждут, на что надеются - неизвестно. Но расчет, неожиданно оказывается верным. Инопланетяне улетели. Да, улетели не извинившись и даже не попрощавшись. Хамьё космическое. Узнав об этом по радио люди вылазят на свет божий... и конечно попадают в лапы к опаздавшему на последнюю тарелку чужому. Короткая разборка (о ней подробнее ниже - очень интересный сюжет) заканчивается полной победой сил добра над силами разума;-).
   Вот такой фильмец. Вы вот сейчас подумали что я малость коряво и нелогично все рассказал. Напротив, как мог причесал, на самом деле все... Ладно, поехали.
   Начнем с инопланетянской логики. За неимением лучшей, придется пользоваться человеческой, ибо аргумент "это у инопланетян логика такая" будет выглядеть малость беспомощным. Так что будем считать, что действовали зеленые злодеи ЛОГИЧНО, но нам не все показали и многое осталось за кадром. Вообще, Кирилл Еськов дал нам хороший пример своими апокрифами и криптоисториями к каноническим текстам “Библии” и “Властелина колец”, будем же следовать ему.
   Что же самое странное и неправильное в фильме? Мотив. Везде нужно искать мотив. Итак, инопланетяне прилетели на Землю большим флотом. ПИТАТЬСЯ разумными! Я не верю в это, хоть режьте меня!!! (кстати, эта версия приводится в дублированном варианте. В пиратском все настолько скомкано что хрен разберешь вообще). Завоевать планету и ресурсы - понимаю, уничтожить потенциальных соперников в космосе - еще лучше понимаю, даже безумие всей расы могу допустить - типа, уничтожать все живое-разумное из принципа. Но ЕСТЬ разумных - не понимаю. Это противоречит логике. При уровне науки, позволяющем межзвездные перелеты (вариант с параллельными мирами рассматривать неохота) пищевого кризиса быть у инопланетян не может. Ну пускай они не хотят есть синтетическую пищу (а производить ее они должны уметь, даже у нас есть такие технологии), так что мешает озеленить парочку планет и разводить склисов? Зачем переться хрен знает куда на заготовку мяса? Уже тыщу лет назад доказано что сельское хозяйство НАДЕЖНЕЕ и УДОБНЕЕ охоты. А что такое охота на человека инопланетяне должны были выяснить заранее - не могли же они не провести рекогносцировки. Очень, очень странное поведение, но мы ведь решили соглашаться с логичностью их действий, так что будем искать подоплеку. Но об этом позже.
   Непосредственно знаки. Это режиссерский провал, однозначно. Я сам смотрел по Дискавери передачу, в которой рассказывали как эти знаки делаются и показывали прохиндеев-шутников всю кашу заваривших. Там на самом деле все очень просто: пара досок, веревка, поле со злаками, два человека и полчаса свободного времени - и готов знак, видимый даже с десятикилометровой высоты. Зачем было обыгрывать заново этот трюк, я не пойму. Более того, режиссер намекает что знаки на полях используются для навигации. Ага, он бы еще астролябию инопланетянам вручил. Вот им больше не на что ориентироваться! Зачем рисовать на полях какие-то загогулины? У меня появилась мысль, что знаки не несут реальной смысловой нагрузки и играют скорее культовую роль. Эдакая религиозная символика.
   Идем дальше. Действие фильма разворачивается на протяжение трех дней. Знаки появляются в первую ночь и тогда же видны следы пребывания инопланетян. Они незримо находятся рядом, гукают из-за угла, мелькают тенью на границе поля зрения и не предпринимают ровным счетом НИЧЕГО. И лишь на третий день кидаются на человечество. Очень странно. Неужто они действительно хотели деморализовать человечество этими страшилками, надеясь потом взять тепленькими? Нет, так это не делается. Где размах? Нам показывают только одну любительскую видеопленку с инопланетянином... да и то, не страшную какую-то. Ну повесили тарелки над городом. Идиоты! А если бы мы их ракетами? (кстати, почему не попробовали - ума не приложу. Еще один выговор режиссеру. Только не надо говорить про силовые поля. Силовых полей не было, это нам ясно дали понять). Короче, зеленые человечки долго нарывались на неприятности от неостывшего после холодной войны, подозрительного ко всему неизвестному человечества... и не нарвались. Протоптались два дня и приступили непосредственно к боевым действиям, точнее - к мясозаготовке (вы не забыли - они нас есть прилетели?). Я бы их военачальников самих на котлеты перекрутил за такую бездарную стратегию.
   Ах, как грамотно был спланирован поход за мясом. Они не полезли в большие города (может и полезли, но в фильме об этом ни звука), где миллионы жителей расположены компактно и оптом как в супермаркете. Нет, они начали шастать по мелким селениям, где между фермами расстояния в несколько миль и плотность населения один человек на сто га. Итак, группа заготовителей атакует дом, где засели два больших куска мяса и две маленькие котлетки;-)) Ничего себе заготовка продовольстивия! НЕРЕНТАБЕЛЬНО! Но самое интересное - как они это делают. Они ведь не пытаются убить героев и закатать их в банки с надписью “Говядина”. Что же они делают?..
   Вспомним героев - теперь они уже хорошо знакомы и понятны, - посмотрим чем они заняты и как себя чувствуют на момент штурма дома. Отец - священник-расстрига, лузер-депрессант, вдовец с вечно заплаканным лицом и нервным тиком. Мэриал - инфантильный бейсболист с комплексом неудачника (черт! по всему фильму раскиданы намеки на его бейсбольное прошлое. это должно чем-то кончится), ныне работник заправки, мягко говоря странный парень, вечно озирается, в глазах застарелый страх, кроме того - явно, самый тупой член семьи, даже малолетняя племянница посообразительнее. Морган, сын - на первый взгляд вполне здравомыслящий парнишка, но нет - параноик и паникер, это он снабжает семью информацией об инопланетянах, почерпнутой в популярной книжице, это он одевает всем на голову колпаки из фольги, чтобы инопланетяне не прочли мысли; но - находчив, взбесившуюся овчарку убивает одним ударом вилки. Маленькая девочка Бо - самый колоритный персонаж, это ребенок с крупными психиатрическими проблемами, которые замечает только младший брат (папе не до того, дядя - умственно отсталый, как мы договорились). Бо крайне запущена, в свои четыре года она страдает тяжелейшим невротическим расстройством и постоянно совершает компульсивные ритуалы (вода ей кажется гнилой и поэтому она постоянно наливает новые стаканы, а недопитые бросает где попало по всему дому). Более того, девочка настаивает на даре предвидения, в самые ответственные моменты она зловеще сообщает “мне это снилось”. И наконец - совершенно амимична, безразлична и хладнокровна, - лишь однажды заплакала, да и то без причин. Но - очень мила, добра, послушна. Вот такое семейство.
   Мы оставили их заколачивающими дом изнутри. Инопланетяне, по закону жанра, дождавшись ночи, идут на приступ. Они выламывают доски, врываются в дом, но наши успевают забиться в подвал. И тут начинается самое интересное. Зеленые мясозаготовщики начинают бегать по этажам, сбивая торшеры, переворачивая кровати, гупая ногами и разноголосо перекликаясь, и совсем не рвутся в подвал. Они ведут себя как подростки, впервые хлебнувшие пива или потянувшие первый косяк на восемнадцатерых. Судьба осажденных их не волнует.
   Все стихает.
   Наступает утро. По радио (ага, у буржуев даже в подвалах есть радио) объявляют что пришельцы превратились в ушельцев и убрались восвояси. Безумный Макс Отважное Сердце вместе с семьей выбирается из подземелья, и... вот тут начинается полная жопа. Да, вы же уже в курсе, в дому засада. Во всей красе перед нами чужой. Метра два ростом, абсолютно голый, худой но крепкий, конечно же зеленый, когти на руках сантиметров по десять, никакого оружия и вообще, полное отсутствие признаков цивиллизованного агрессора. Портрет, похожий на разумное существо? Как по мне - человекообразное животное. Пришелец хватает мальчика и стоит на месте. Чего он хочет - неизвестно. Скорее всего, атмосфера сумасшествия, царящая в этом скорбном жилище заразила и его (“Сразу все с ума свихнулись, даже, кто безумным был”. (с)) Затянувшаяся пауза. Камера дает крупным планом бейсбольную биту... Ну конечно!!! Счас они его!.. И точно, в три подачи дядя Мэриал валит урода наземь. И тут стреляет еще одно запасенное ружжо - стаканы с “гнилой водой” - расставленные на каждом шагу - девочкин прибабах. Вода действует на пришельца как кислота, его до смерти поливают из стаканов. Умора! Перед нами инопланетянин. Двуногий, прямоходящий гуманоид, спокойно дышащий земным воздухом. Его не пугает излучение нашего солнца, непривычная гравитация и т.п. Я к чему все это: перед нами форма жизни явно углеродного происхождения, которая вполне комфортно чувствует себя на земле (и даже могла зародиться здесь). Но они смертельно боятся воды! Вода разъедает ткани на глазах, течет кровь (красная! кровь, стало быть и гемоглобинчик имеется). Можно зарыдать от умиления. Какой ловкий ход, какая режиссерская находка!.. Все радуются и танцуют, папа возвращается в священники.
   Конец фильма.
   Логики, на первый взгляд, почти никакой. Но мне вот что подумалось: землян развели как лохов. Мы пришельцам нафиг нужны не были, и есть нас никто не собирался. Они устроили весь этот спектакль с отвлекающей целью, а истинные намерения остались тайной за семью печатями. Моя версия такова: ЧТО-ТО ОНИ ИСКАЛИ (И, СКОРЕЕ ВСЕГО, НАШЛИ). А искали скорее всего в местах возле которых рисовали знаки. Людей, предварительно запугав, чтоб не мешали, загоняли в подвалы и занимались своими поисками. А найдя и изъяв, убрались домой. Чем не идея? Это конечно не объясняет всего, но по крайней мере, делает относительно понятными мотивы.
   И все-таки, несмотря на логические противоречия, десятки багов (их, кстати, можно попытаться собрать, кто поможет?), надуманность сюжета... фильм мне ПОНРАВИЛСЯ. Очень хорошо передана атмосфера страха. Напоминает времена, когда компутеры были редкими а спецэффекты дорогими и режиссерам приходилось выкручиваться, опираясь исключительно на талант. Беготня по кукурузному полю - просто супер! Хичкок вспоминается. Настоящий триллер получился, без дураков (то есть, с дураками, конечно, но все же...). Только зря такую дурацкую начинку в него напихали: инопланетяне неубедительные, дурацкая затея с пожиранием землян, беготня по дому и игра в салочки. Да еще эта религиозная подоплека, про веру, закаленную в боях.
   В общем, оценивая “ЗНАКИ” по Самиздатовской десятибальной шкале, я бы дал шесть. За зрелищность и саспенс. А режиссера бы высек и поставил на горох, чтобы в следующий раз не растрачивал свой талант на написание дурацких сценариев (он ведь сам его написал) а снимал “шо дают” и не выпендривался.
  
   Вот. Под конец хочу поставить ребром пару вопросов:
      -- Какого черта нужно было пришельцам на Земле?
      -- Нахрена нужны знаки?
      -- Доколе? ;-)))
      -- Разное.;-)))
  
   Ну так как, подумаем?
   Под конец, еще раз повторюсь. Если вы еще не смотрели этого фильма, и после прочтения статьи желание увидеть не исчезло, то смотреть лучше лицензионную версию, а еще лучше - в кино с “долби” всеми наворотами.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"