Дударев Андрей Николаевич : другие произведения.

Опыт служения онлайн-литургии в одной христианской общине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первая публикация: www.ahilla.ru, апрель 2020 г.

  Опыт служения онлайн-литургии в одной христианской общине
  
  10 апреля 2020 Андрей Дударев
  
  Просмотры: 1 486
  
  Какой, собственно, выбор?
  
  Итак, ожидаемое многими событие совершилось: из-за распространения в России эпидемии коронавируса большинство храмов либо полностью прекратили работу, либо продолжают функционировать только в режиме "закрытых дверей", когда богослужения осуществляются малыми силами клира, а народ внутрь не пускают. В этих условиях так называемые миряне оказались вне возможности очно участвовать в служении вместе с клиром. Это касается и центрального богослужения христиан - литургии. Конечно, трезвомыслящие люди и не будут рваться в храм, так как оградить себя и ближних от распространения инфекции сейчас очень важно. Тем не менее, что тем, кто остался дома, предлагается?
  
  Некоторые храмы наладили онлайн-трансляции богослужений для прихожан и всех, желающих смотреть службы через интернет. Однако вряд ли такой способ сослужения в богослужении можно признать удовлетворительным. Люди смотрят трансляцию, слушают проповедь, но при этом они остаются пассивны. Они не общаются друг с другом, не читают молитв (а если читают, то эти молитвы, кроме них самих, никто не слышит), не поют, не дают целование мира и, конечно, не вкушают Тела и Крови... Да, они слушают проповедь, но своё "Аминь" (в случае согласия) или "Спаси, Господи" (в случае несогласия) они сказать не могут, их никто не услышит. Не похоже ли такое соучастие в литургии на просмотр болельщиками футбольного матча по телевизору? Литургия от футбольного матча или фильма как раз и отличается тем, что участник должен быть внутри происходящего события, невозможно прикоснуться к таинству внешним образом, за тех, кто в храме, нельзя "болеть".
  
  Я думаю, все это и так понимают. А есть ли какая-то альтернатива? В сложившихся условиях голоса тех, кто ранее говорил о служении литургии онлайн, стали слышнее. И сейчас к ним уже прислушиваются внимательнее, ибо время изменилось. Неделю назад, например, на сайте "Ахилла" был опубликован текст о. Федора Людоговского, в котором он ещё раз попытался поговорить о теоретических основаниях возможности такого служения. Текст этот имел определенный резонанс в церковных кругах. Его активно обсуждали.
  
  Или вот совсем недавно, 4 апреля, в сети появилось видео, в котором ютубер с ником Prostopop Evgent совершил литургию в присутствии, я так понимаю, зрителей в интернете. Правда, служение этой литургии он осуществлял в одиночестве. Конечно, зрители могли как-то комментировать происходящее, и делали это после того, как всё было закончено. Но одинокое служение в этом смысле по большому счёту мало чем отличается от таких же одиноких служений в храмах. Я сейчас выношу за скобки канонические аспекты этого действия.
  
  Опираясь на всё, сказанное выше, можно констатировать, что происходит какой-то поиск. Вызов времени так или иначе коснулся многих.
  
  Наша община, которая существует уже довольно давно, так же, как и все, столкнулась с этим вызовом времени. Возможно ли сейчас для нас общинное литургическое служение хоть в каком-то виде? - стали задавать мы себе такой вопрос. Признаюсь, что наша община имеет ту особенность, что мы не ходим все вместе в один храм, а ходим в несколько храмов, но можем, если договоримся, пойти и в один, здесь нет проблемы. После храма мы, как правило, проводим ещё встречи-общения у кого-нибудь дома. То есть мы не сильно привязаны к какому-нибудь храму. И давно уже в общине раздавались голоса попробовать послужить вместе дома. Но эти голоса не имели поддержки у большинства братьев и сестер. И вот сейчас возникло препятствие для привычного храмового служения литургии.
  
  При этом у нас уже появился опыт общинной жизни в новой реальности, мы стали проводить встречи-конференции в сервисе ZOOM: читали Писание, обсуждали различные тексты, просто делились новостями и общались по вечерам. А прежде, в довирусное время, у нас был опыт служения литургии Слова* вне храма, когда из чина литургии исключалось причащение и ещё некоторые части. Само собой возникло предложение попробовать совместить различные опыты. И мы решились на литургический эксперимент.
  
  Условия служения литургии. Таинство собрания
  
  Хочу сказать, что в нашей общине люди разные. И, понятное дело, мнений о том, как служить литургию, было много. Кто-то был готов сразу служить полную литургию т.н. мирянским чином (впрочем, как совместить мирянский чин с онлайн-режимом всё-таки даже у самых дерзновенных богословов пока ещё не разработано), а кто-то держался за то, что без соответствующих санкций от священноначалия ни о каком мирянском чине полной литургии речи быть не может, и служить нужно именно литургию Слова, которая ни у кого никаких вопросов не вызовет. Последний вариант получил бо́льшую поддержку. На нём и остановились. Очень важно было избежать возможной профанации.
  
  Первая глава книги о. Александра Шмемана "Евхаристия. Таинство Царства" называется "Таинство собрания". В этой главе о. Александр уделяет особое внимание вопросу собирания церкви. Церковь - это не храм, а собрание христиан. Для древней церкви единство Собрания, Евхаристии и Церкви было самоочевидно. Потом это единство размылось, и люди стали воспринимать эти реалии обособленно. Стало привычкой игнорировать экклезиологический смысл Евхаристии. Между тем, собрание людей в церковь - первичная форма любого литургического служения. И это многими из тех, кто думал о литургическом служении онлайн, не учитывается. Они полагают, что достаточно решить вопрос чина, объяснить самим себе и окружающим свою каноническую правоту, и всё станет на свои места.
  
  Однако реальность жизни, как мне представляется, сложнее. Прежде, чем говорить о литургическом служении в собрании, это собрание должно родиться. Люди в нём должны быть не просто воцерковлены и обучены основам христианской веры и жизни по вере, нужно, чтобы у них образовались крепкие личные связи, в основе которых стояло бы некое ви́дение общего пути друг с другом и со Христом. Тогда уже можно будет говорить и о совместном служении литургии как в реальной жизни, так и онлайн. Характерно, что в таком собрании не должно быть статистов, каждый человек должен иметь свой голос. У собрания должна быть в каком-то смысле общая жизнь, общие цели. Так вот, именно отсутствие такого собрания не позволяет служить многим христианам вместе даже при наличии у каждого из них отдельно крепкой единоличной веры.
  
  Не хочу в радужных красках говорить о нашей общине. Сейчас не время ни для восхваления, ни для критики. Конечно, можно сказать, что к никакому служению мы не готовы и никакого служения мы не достойны, у нас мало любви, жертвенности, ответственности и т.д. Но одно существенное качество у нас всё-таки есть. И качество это - продолжающееся многолетнее общение. А значит, к служению литургии мы могли приступить не единолично, а соборно.
  
  Чин и чины
  
  После того, как принципиальная готовность служить литургию онлайн утвердилась, встал вопрос чина. Мы совместно решили основываться на привычном тексте Литургии св. Иоанна Златоуста на русском языке. Текст этот был адаптирован к нашей ситуации. Слова: Предстоятель, Дьякон, Чтец, Народ - в тексте чина были заменены соответственно на слова: Ведущий, Брат1, Брат2...Брат7, Община. Один человек предложил приблизить чин к "апостольской норме", но такая творческая ревность в данном случае большинству показалась не очень уместной, поскольку и так приходилось преодолевать организационные и технологические сложности. Предложения использовать текст на церковнославянском языке даже не звучало. Всем было понятно, что применить церковнославянский текст значит загубить всё предприятие на корню.
  
  В итоге согласованный и обсужденный со всеми текст с чином литургии Слова был разослан по электронной почте всем членам общины.
  
  Служение
  
  В воскресенье, в условное время мы все соединились в онлайн-конференции ZOOM. Один брат взял на себя функции ведущего-предстоятеля. Остальные братья и сестры распределили между собой молитвы. Было решено отказаться от совместного чтения молитв и от пения, так как режим конференции не мог обеспечить синхронное воспроизведение звука, голоса накладывались бы друг на друга. Кто-то во время произнесения молитв стоял, кто-то сидел. К нашей литургии присоединились ещё двое человек, которые считают себя в общине, а сейчас находятся в другой стране, за океаном. Получилось так, что все участники богослужения читали молитвы. Статистов не было.
  
  Также было два чтения из Писания: Апостол и Евангелие. Соответственно с двумя проповедями. Были просительные ектеньи, благодарственные молитвы, "Отче наш" на русском языке. "Целование мира" происходило так: каждый говорил кому-то одному, называя имя, например: "Ваня, Христос посреди нас", тот отвечал: "Есть и будет", и потом также обращался к следующему.
  
  Всё продолжалось не больше часа. После окончания богослужения мы ещё немного поговорили, кто-то стал готовить себе еду, кофе. Одна сестра прочитала свои недавно написанные короткие стихи. Можно было бы ещё пообщаться, остаться "на трапезу" в агапическом духе, но на первый раз решили на этом закончить.
  
  Итоги
  
  В онлайн-литургии приняло участие четырнадцать человек. На мой взгляд, это число, близкое к оптимальному. Но в принципе никто не запрещает идти и в сторону увеличения числа участников.
  
  Не знаю, у кого как, но у меня было полное ощущение соучастия в общении и служении со всеми. Поначалу казалось, что технологические новшества будут мешать, но этого не случилось. Всё было в хорошем смысле обычно. Переход богослужения к онлайн-форме психологически воспринимался как переход от чтения текста с книги к чтению текста со смартфона.
  
  Конечно, в нашей литургии пришлось пожертвовать изобразительным символизмом. Без него всё было, скажем так, проще и менее зрелищно. Но, положа руку на сердце, спросим себя: так ли уж важен в современной жизни изобразительный символизм? Да, красота богослужения, символические передвижения в храмовом пространстве... - это, пожалуй, создает особую православную атмосферу. Но не заслоняет ли она собой что-то более существенное?
  
  От вынужденной бездвижности у монитора появился странный эффект: я как-то по-особенному осознал, что церковь - это мы, что никуда не надо идти в церковь. Она внутри нас. В известном смысле Тело Христово - тоже мы, а Христос (по апостолу Павлу) - глава этого Тела. Получается, что Тело Христово - это не только Святые Дары на престоле, как мы часто произносим перед причащением. Да, если уж речь зашла о Святых Дарах, то их у нас в привычном смысле слова не было. Мы не ставили ничего перед монитором для освящения, и вообще сознательно служили именно литургию Слова, которая не предполагает проскомидии и освящения Святых Даров.
  
  Ещё один важный момент. От новизны формы богослужения появилась и бо́льшая свобода для литургического творчества. Поскольку нет никакого интернет-канона, чин онлайн-литургии тоже открыт. Здесь совершенно свободно можно подойти и к служению литургии по "чину Дидахе" или даже к каким-то свободным формам молитвы своими словами. Что-то можно убирать, а что-то добавлять. Мерилом здесь будет вкус и духовная чувствительность членов церковного собрания, общины.
  
  Схожие с моими были ощущения и у других общинников. Во всяком случае, по крайней мере, пока в России продолжается режим самоизоляции, мы намерены и дальше по воскресеньям совместно служить литургию Слова онлайн.
   *Литургия Слова - это литургия, которая не включает в себя анафору. Каких-либо канонических препятствий для служения такой литургии только мирянами нет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"