Нас обручит кузен мой младший, ляпокудрый Купидон,
Нимф лучезарных пылкий обожатель и протеже...
Со мной познаешь ты язык зверей и разговоры птиц,
Стихии будут для тебя покорны и подвластны ветры
С древнеегипетского Ра мы снимем золотую маску ниц,
Испепелив титанов огнем его величественного взора.
VI.
Моя пантера черная пятнистым ягуаром предстану
Для полночных игр, ласкаться нежно под покровом
Ночи, а утром Эос вымостит дорогу в ясном небе,
И отнесет Феррари нас на пир - божественный Олимп...
Ты спишь еще? Проснись же дева ночи черной!
Любовь моя пришла к тебе сквозь стон веков,
Склонятся вскоре перед нами воины поднебесной -
Моя рука и огненный остов хранят тебя, Кибела!
* Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Кибела (лат. Cybele), Цибела, иногда Кибеба) - в греческой мифологии богиня фригийского происхождения, близкая по своим функциям богине Рее и иногда отождествлявшаяся с ней. Носила также имена: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов. Согласно Страбону, получила свое имя от Кибел. Её храм в Сардах упоминает Геродот.
Мифы о Кибеле связаны с историей Аттиса.
Кибела родила от Иасиона Корибанта. После смерти Иасиона Дардан, Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию. Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой. Либо это девочка, вскормленная на горах зверями и получившая имя от горы Кибелы, подруга Марсия, возлюбленная Аттиса. Когда ее отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там ее полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев.
Пиндар написал ей дифирамб. Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве.
Матерь богов
В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (Theiai matrei, Матерь богов).
Её упоминает Пиндар. Ее статую создал Фидий. Храм ее в Пессинунте, называемый Агдистис, где похоронен Аттис, а также храм в Анагирунте (Аттика). Ей посвящены XIV гимн Гомера и XXVII орфический гимн.
Культ Кибелы
Первоначально фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды, в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было Аммас, считались корибанты, куреты и идейские дактили; её любимцем является прекрасный юноша Аттис; кабиры также находятся в некотором отношении к её культу. Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отожествлена с критской матерью Зевса, Реей, и обыкновенно называлась "великой матерью богов".
Богиня требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в восторге и экстазе, когда жрецы наносили друг другу кровавые раны, а неофиты оскопляли себя во имя Кибелы, уходя из мира обыденной жизни и предавая себя в руки мрачной и страшной богини.
Кибела появлялась всегда на золотой колеснице, с короной в виде зубчатой башни на голове, в окружении безумствующих корибантов и куретов, диких львов и пантер (львы были впряжены и в её колесницу). Она - владычица гор, лесов и зверей, регулирующая их неиссякаемое плодородие.
В Афинах ей был посвящен храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита.
Культ Кибелы в Риме был введён в 204 до н. э. в конце Второй Пунической войны, в период активной экспансии Рима на восток. Согласно изречению "Сивиллиных книг", торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. С тех пор культ богини, под именем "великой матери" (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычачьей или бараньей кровью). Культ Кибелы слился с чисто римским представлением о богине посевов и жатвы Опс. Празднества в честь Кибелы были наиболее пышными в эпоху империи, когда особое развитие получил религиозный синкретизм и Кибела стала почитаться как покровительница благосостояния городов и всего государства.
ДАФНА
Поп-корн хлопает в ладоши.
Жена на кухне.
Маленький Будда спит.
Темное небо предательски молчит.
Цветные кубики - горошины.
Дротики торчат в стене.
Вязкость-чревоточина гложет нутро.
Глаза болят черной марой.
Дафна начала охоту на ягуара...
Ее лес шумит гимном войны.
Тетива натянута, колчан за спиной.
Ягуар играет с бабочками.
Дафна обмакивает стрелы в крысиный яд.
Ей нужна шкура ягуара для ложа.
Ягуар ждет Кибелу.
Один юный мальчик молился богу Солнца каждую ночь и просил его дать ему силу божественной любви, способную покорять сердца и свергать царства. И вот однажды Ра спустился к нему и спросил его: "Тебе нужна ЛЮБОВЬ бога Солнца?" - "Да, это единственная моя мечта - обладать силой любви бога Солнца." - "Я дам тебе ее, мальчик," - и Ра коснулся его плеча своим перстом. Мальчик обрел силу любви бога Солнца.
Прошло не много, не мало времени, а мальчик все бродил по земле, он свергал царства, сжигал города, покорял народы, - ничто не могло воспрепятствовать силе его любви...
Время шло и все меньше оставалось людей на Земле, которые бы не подпали под чары его божественной любви, люди не могли ее вынести и отдавали свои сердца ему в жертву. И вот наступил день, когда на Земле больше никого не осталось, ни человека, ни животного, ни птицы... один мальчик со своей великой силой любви, равновеликой богу Ра...
Он не успел вырасти, не успел обрести счастье, но на Земле больше никого не осталось. "Что я наделал!!!" - вскричал он и стал неистово молиться богу Солнца... Тот внял его молитвам и вновь спустился к нему.
- Ты просил ЛЮБВИ у бога Солнца. И получил ее, это бесценный дар. Чего ты желаешь теперь?
- Я убил всех людей, животных и птиц, они не могли вынести пытки моей любви, я покорил все царства на Земле и больше нет ни одного живого существа - мне некого больше любить.
Ра посмотрел в его большие карие глаза и молвил:
- Есть - ты остался... Теперь ты сможешь любить только себя.
Кибела оставила ягуара в чистом поле.
Город сшил для нее черный покров.
Дафна наблюдает из чащи.
Пятнистое гибкое тело резвится на траве.
Стрелы Дафны всегда достигают цели.
Дафна зачарованно смотрит.
"Перед Вами - массовый убийца, понимаете, массовый... Это когда пульс учащается, а рука остается неподвижной. Моя рука никогда не дрогнет - НИКОГДА..." (цит. из фильма "Отступники")
Стрела рассекает воздух.
Пятнистое тело неестественно корчится.
Кровь заливает зеленую гладь.
Ягуар хрипит и скалит клыки.
Зрачки темнеют багряным светом.
Дафна ликует и смеется...
Кибела проливает гранатовый сок.
Ее прекрасные голубые глаза печальны.
Ягуар издыхает - НЕБО...
Шкура Ягуара теплится у ног Дафны.
Она аккуратно вырезает сердце из туши.
Это СЕРДЦЕ - подарок Кибеле...
*Дафна - Диана (аллюзия употребляемая здесь для подчеркивания абсурдного смысла и отсылка к контексту стиха "Ядвиге - песнь Аполлона...")
*Диана - богиня-охотница, в то время как Дафна - нимфа, жертва страсти Аполлона, бога Солнца, сына Зевса.
*Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у нее тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.
* * *
Я унесу тебя за голые пределы,
Я расстелю тебе лазурный небосвод,
Я буду нежным, трепетно несмелым,
Я буду зеркалом твоих прохладных вод.
Ты будешь тусклой как последняя заря,
Ты будешь томной, строго молчаливой,
Ты вены расплетешь в речные рукава,
Ты заберешь меня из огненного плена.
Две тени, две судьбы, два рая-тлена,
Обрекшие себя на вечный стяг,
Лежат и сохнут под надгробным одеялом,
Увитые плющом изъеденных сутяг.
Рябое небо огласится журавлиным криком,
Кукушкой дрок отмерит пагубный финал,
В глазницах - омуты немого Стикса,
На костяных суставах серебра оскал.
Так пей же кровь губя мою, Кибела!!!
Будь фурией смертельно-долгой ночи,
Я пожиратель твоей черной боли,
Тартару, дьяволу гримасы корчу...
*губя - (здесь от пригубить) смакуя.
СБЕЖАВШАЯ ДЩЕРЬ ЭЛЛАДЫ
Пора, пора забыть о прошлом,
Пора, пора снискать покой,
Пора, пора забыть о прошлом,
Пора, пора...
но серебро ее дланей сильней огня,
но переливы ее стенаний меда слаще,
мучительней пытки железом,
а губы ее - холодного месяца
бант на черном стекле...
родинки ее подобны звездам на небе,
глаза ее два древних озера -
Виннипег, Манитоба... дети Агассиса*,
руки ее белые маятники пеплума*,
сбежавшая дщерь Эллады.
грезы ее пульсация гейзеров Йеллоустоун,
печаль ее мрак артезианской впадины,
слезы ее Мертвое море,
история ее Кибела,
любовь ее tellus*.
*Агассис (англ. Agassiz) - географический объект, бывшее пресноводное приледниковое озеро, существовавшее около 10-12 тысяч лет назад на краю отступающего ледникового щита в Северной Америке. Возникло в результате активного таяния ледников в конце последнего ледникового периода. Размерами превосходило площадь всех современных Великих озёр. Существовало до тысячи лет, пока не было спущено рекой Нельсон, проложившей сток в Гудзонов залив. Названо в 1923 году в честь швейцарского естествоиспытателя Ж. Л. Агассиса.
На месте Агассис осталось несколько озёр, среди которых наиболее известны озёра Виннипег, Манитоба и Виннипегосис.
*Пеплос (лат. peplum, букв. "покров") или пеплум в Древней Греции и Древнем Риме (с VIII по II в. до н. э.) - женская верхняя одежда из легкой ткани в складках, без рукавов, надевавшаяся поверх туники.
Пеплум - женская верхняя одежда в Древнем Риме, аналог греческого пеплоса. Пеплум длиннее хитона, с большим количеством складок, правая сторона не сшита, несшитые кромки ткани отделаны каймой. Впоследствии похожую одежду носили кельты.