Дунаев Сергей Георгиевич : другие произведения.

Возвращение Корсаров Фюрера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.40*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления на тему о воинском долге

  ВОЗВРАЩЕНИЕ КОРСАРОВ ФЮРЕРА. "СИНДРОМ ТРЕНОГОЙ МАЧТЫ"
  
  Ранним утром 9 апреля 1940 г. два самых мощных на тот момент корабля Кригсмарине - линейные крейсеры "Гнейзенау", флагман вице-адмирала Лютьенса, и его систер-шип "Шарнхорст" следовали курсом на север вдоль побережья Норвегии близ Лофотенских островов. Их задачей было прикрыть от возможных покушений со стороны Королевского флота 1-й корабельный отряд коммодора Бонте, осуществлявший высадку горных егерей генерал-майора Дитля в Нарвике. Примерно в 04.05 радар на "Гнейзенау" вроде бы что-то засёк сквозь густую дождевую завесу и низкие непроглядные тучи. Радар "Шарнхорста" контакт не подтвердил. Пока на германском соединении думали-гадали, в 62 кабельтовых позади него 381-мм стволы главного калибра британского линейного крейсера "Ринаун" нащупали цель - и грянул залп. Начался бой у Лофотенских островов.
  Описания этого боя очень противоречивы, что не удивляет. Нет сомнений только в основных моментах данного события:
  а) германское соединение под командованием вице-адмирала Лютьенса было врасплох захвачено британским линейным крейсером "Ринаун" под флагом вице-адмирала Уитворта;
  б) едва поняв, что у него на хвосте - британский Большой Корабль, Лютьенс немедленно дал команду на отрыв. На максимальной скорости! Бежииииииим!!
  Противоречия в описании Лофотенского боя не просто большие, а очень большие. В одних источниках указывается, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" уже шли НА ЮГ, якобы выполнив свою основную задачу - сопровождение 1-го корабельного отряда Бонте, посланного "защитить" Нарвик от захвата англичанами. В других - совершенно однозначно говорится, что означенные нибелунги как раз-таки двигались НА СЕВЕР, с целью предотвратить возможный удар англичан по нибелунгам Бонте, защищающим Норвегию от произвола англичан...
  Я извиняюсь, но всё это - разговоры в пользу бедных. Какая, к чёрту, разница? Если у партайгеноссе Лютьенса была задача прикрытия отряда Бонте - а она таки была, по всем источникам - то его (Лютьенса) делом было схлестнуться с "Ринауном" и стоять насмерть. Если же он уже её выполнил (это 9 апреля-то?) и по плану должен был возвращаться в Брюнсбюттель или еще куда, ему самая статья схватиться с английским кораблём, имея соотношение по кораблям 2:1 и по пушкам главного калибра (ГК) 3:1.
  Ведь тут в чём дело? В варианте "б" на совести Лютьенса нет ничегошеньки ровно, что он бы не выполнил; нет никаких новых задач; да это - ситуация, о которой мечтает любой карьерный, в хорошем смысле слова, ориентированный на служебный рост офицер - вот он, шанс! От обязанностей - свободен, мощи - невпроворот, соперник - не просто достойный и почётный, но и вполне победимый. У Лютьенса очень даже был шанс в драке с вице-адмиралом Уитвортом и его флагманом, тем более, что 10-11-балльный шторм напрочь исключил возможность участия в событиях 9 эскадренных миноносцев, сопровождавших "Ринауна". Ведь каково соотношение сил? У англичан - 6 381-мм орудий и 229-мм броневой пояс, у немцев - 18 283-мм орудий и 330-мм броневой пояс. Оба противника могут поразить друг друга - соотношение броня/снаряд вполне позволяет, но фрицев - ДВОЕ, и пушек у них в ТРИ РАЗА больше.
  И Лютьенс...
  ...Ясен перец, моментально драпанул, ДАЖЕ НЕ ВЫЯСНИВ, с кем конкретно имеет дело. Это же нибелунг и юберменш...
  "Ринаун", старикан, на 20 лет старше своих новеньких, с иголочки, противников, гнал их, как сидоровых коз, подбадривая меткими пинками. "Гнейзенау" получил минимум два 381-мм бронебойных снаряда, выбивших из строя кормовую башню ГК и разворотивших центральный пост управления артогнём - после чего "Гнейзенау" скромно молчал всю дорогу. По другим данным, было и третье попадание - британский снаряд попал в носовую башню ГК и её тоже успокоил.
  Фашистских моряков спасла удача. Дело в том, что доблестный "Ринаун" на тот момент был очень не в форме: длительная интенсивная служба привела к жестокому, запредельному износу корабельного набора. Его корпус был просто сломан, как спичка, вблизи мидель-шпангоута. Его кое-как склепали полосами-стяжками, но шторм в 11 баллов "в морду" он выдержать физически не мог. Об этом знали командир корабля кэптен (капитан 1 ранга) Симеон и несколько старших офицеров. Адмирал Уитворт вынужден был менять курс так, чтобы ослабить воздействие сокрушительной волны на корабль. И ТОЛЬКО ПОЭТОМУ два обо...шихся по самый галстук фашиста сумели удрать из-под раздачи. А жаль, право, жаль!
  ...Вот передо мной отличная книга отличного, дотошного исследователя - Сергея Патянина, ""Везерюбунг": Норвежская операция 1940 г.". Замечательный материал, по своей полноте, по обилию фактуры может считаться прямо-таки энциклопедией операции "Везерюбунг". Но, увы, Сергей Владимирович, при всём моём к нему уважении, человек, видимо, не военный. Цитата:
  
  "По поводу отхода линкоров в литературе имеются различные мнения. Некоторые авторы даже склонны видеть в нем прямую причину гибели эсминцев нарвикской группы. Необоснованность подобных обвинений очевидна. Более того, оторвавшись от противника, два крупнейших корабля Кригсмарине были спасены от неминуемого уничтожения, которое становилось вполне реальным вследствие непродуманности германского плана операции. Британскому флоту в столь отдаленном районе не угрожала опасность с воздуха, и против двух линейных крейсеров очень скоро могли сосредоточиться значительно превосходящие их силы. Одни лишь эсминцы группы Уайтворта представляли серьезную угрозу. В штабе Руководства войной на море никто не осуждал Лютьенса за отход. Адмирал осуществил грамотный тактический маневр и благополучно привел свои корабли в Германию сквозь контролируемые противником воды, за что и получил 14 июня Рыцарский крест..."
  
  Пошла массовка, пошло отмывание добела чёрного, трусливого фашистского кобеля - хотя, в данном случае, непреднамеренное. В ТОЙ ЖЕ САМОЙ КНИГЕ Сергей Владимирович соловьем разливается о совершенстве германского планирования Норвежской операции; как сие совместить с "непродуманностью плана операции"? Кто хочет, читайте - http://militera.lib.ru/h/patyanin_sv/index.html. Но я не о том. Какие, к чёрту, "превосходящие силы" мог сосредоточить Королевский флот против душки-Лютьенса в "считанные часы"? Какое "неминуемое уничтожение"? Никто не мог угрожать Лютьенсу и его дармоедам в условиях дикого шторма и непроглядной облачности в течение нескольких часов как минимум, а дело-то решали минуты! Они были один на один - адмирал Лютьенс и адмирал Уитворт, и даже два против одного - два новейших, мощно бронированных германских линейных крейсера против довольно слабо бронированного и старого британского линейного крейсера. А дуэльная разборка линкоров во Вторую мировую занимала максимум час, а вообще-то и того меньше. Это как схватка спортсменов-фехтовальщиков - кто лучше фехтует (стреляет), тот и добивается быстрого и сокрушительного успеха. Фашистские моряки всегда кичились своим умением быстро пристреляться и перейти к стрельбе на поражение. Ну, и кто мешал блеснуть?
  Промежуточный итог: если бы хотел - мог бы. Но не стал, а значит, не хотел.
  А окончательный итог вообще-то еще непригляднее для выкормышей Редера.
  Серьезнейшие британские авторы, Стивен Роскилл и Питер Смит, в своих капитальных трудах, посвященных войне на море в 1939-45 гг, совершенно чётко указывают: на момент перехвата отряд Лютьенса шёл НА СЕВЕР, т.е. выполнял задачу по прикрытию шакалов Бонте, напавших на мирно спящий Нарвик. И это однозначно согласуется с графиком действий отряда Бонте - в это самое время он высаживал горных егерей на причалы Нарвика.
  Так вот, картинка при сложении мозаики получается для Кригсмарине самая что ни на есть позорная.
  Линейные крейсеры "Гнейзенау" и "Шарнхорст" держали оборону против тяжёлых кораблей англичан. Как только в штормовой-дождевой мути полыхнули залпы британского Большого Корабля, оба мастодонта Лютьенса подобрали фалды, оперативно подмылись скипидаром и рванули наутёк, оставив свой оборонительный рубеж. В Сухопутных войсках Германии за подобные выходки, вообще-то, офицеров отправляли в штрафбаты. А могли и расстрелять запросто.
  Лютьенс и его командиры попросту бежали с поля боя, сволочи, кинув своих подельников (таких же сволочей и трусов) из отряда Бонте на произвол судьбы.
  И с предсказуемыми последствиями.
  В.С. Сулига, "Морская коллекция" 2002-12, "Линкоры типа "Шарнхорст"":
  
  "Бой с "Ринауном" заставил немецкие силы дальнего прикрытия уйти на север, оставив назначенный им для патрулироќвания район у Лофотенских островов.
  В результате англичанам удалось 10 и 13 апреля внезапно напасть на находившиеќся в Нарвике эсминцы. Гибель этих 10 современных кораблей стала первым серьезным ударом для Кригсмарине".
  
  И вот что характерно! По результатам этого позорища , да вы уже догадались - "ни один кролик не пострадал". Напротив, вице-адмирал Гюнтер Лютьенс был удостоен Рыцарского креста! Кто-нибудь что-нибудь понимает? Ведь из-за патологической трусости Лютьенса вся нарвикская группировка фашистов была фактически подставлена под разгром, в Нарвике погибло 10 эсминцев и 2 подводных лодки, и только черепашья медлительность британского верховного командования спасла от смерти и плена "горных орлов" генерала Дитля. И что, за такие подвиги - Рыцарский крест? А может быть, еще и пожизненный бесплатный проезд в берлинском метро? М-да...
  
  Отгремела весна 1940 г., Рейх, сыто урча, оприходовал "целомудренную вдребезги девушку Европу" (девушка кокетливо попискивала, но особо не сопротивлялась), и осенью того же года в море вышли бравые корсары фюрера. Постепенно.
  Рассматривать все их "подвиги" нет смысла. Тут вот что важно понять: в ТЕХ условиях, в условиях 1940/41 г., пиратствовать в открытом океане, имея в своём распоряжении современный, быстроходный, тяжеловооружённый боевой корабль, было не так уж и суперопасно, и запредельного мужества эта "стрельба по тарелочкам" отнюдь не требовала, вопреки восторженным стонам и придыханиям лизуна Кригсмарине Љ1 Игоря Бунича, непонятно, на какие шиши завалившего страну в 90-е годы своей профашистской макулатурой. При отсутствии тотальной системы радиоэлектронной борьбы (а это радиоперехват, пеленгация, дешифровка, радиоподавление), при отсутствии тотального радиолокационного контроля за морским пространством, в первую очередь - с воздуха, наконец, при отсутствии центрального информационно-управляющего органа, который сводит воедино всю информацию и направляет ее "волкодавам", рейдер-одиночка мог месяцами разгуливать по бескрайним морским просторам и вытворять всё, что захочет. Вероятность встречи с достойным противником для него была пренебрежимо мала.
  Они и вытворяли. До поры.
  Первым в июне в рейд вышел тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер", но тут же поломался и вернулся на базу. Тем же самым закончилась вторая попытка того же корабля в сентябре.
  За ним пошёл карманный линкор "Адмирал Шеер". 5 ноября 1940 г. он перехватил многочисленный конвой НХ-84, состоявший из 37 гружёных судов под охраной ОДНОГО "как бы военного" корабля. Этот факт сам по себе красноречиво говорит о том, какими возможностями на конец 1940 г. обладали англичане по части защиты жизненно важных для них трансатлантических конвоев. Единственным охранником конвоя НХ-84 был т. н. "вспомогательный крейсер" "Джервис-Бей". Что это за зверь такой? А это бывший лайнер, мобилизованный Адмиралтейством и оснащенный шестью 120-мм пушками времён Первой мировой, вынутыми из консервации. По замыслу кабинетных адмиралов Адмиралтейства, эти корабли должны были нести патрульную службу в океане (да, их автономность была очень большой) и сопровождать конвои. В обеих ролях мобилизованные лайнеры показали себя плохо. В 1942 г., потеряв примерно два десятка этих вообще-то очень ценных судов, Адмиралтейство опомнилось и переквалифицировало их в войсковые транспорты, для чего они, таки да, подходили просто как нельзя лучше. Но то в 1942, а 5 ноября 1940 г. "Джервис-Бей" встретил противника, против которого был абсолютно бессилен.
  И тем не менее! Это потрясающе, но британец устремился в атаку на своего бронированного противника и геройски погиб в неравном бою. Перед боем он успел отсигналить конвою: тревога! разбегаемся! - и тем спас множество кораблей и моряков. Так сражался британский коммодор конвоя, капитан 1 ранга в отставке Феджин.
  А вот командир "Шеера" капитан цур зее Кранке проявлял "благоразумную осторожность" на всю катушку. Он 30 минут - ПОЛЧАСА! - канителился с "Джервис-Бей" на дальних дистанциях, лишь бы не подвергнуть риску себя, любимого. Хотя старому лайнеру хватило бы пяти минут огня в упор, а повреждения, которые могли нанести "Шееру" устаревшие пушки британского корабля, ну никак не отразились бы на его боеспособности.
  Итог: когда фрицы, переведя дух и отерев ладонью лоб после "бешеной схватки" с "Джервис-Бей", кинулись убивать транспорты, на их долю досталось всего пять скальпов, потому, что остальные успели разбежаться. А могло бы быть двадцать пять, если бы (воспользуюсь терминологией голливудских боевиков) у капитана цур зее Кранке "были яйца". Своим самопожертвованием Феджин и моряки "Джервис-Бей" выиграли для Великобритании многие тысячи тонн спасённых грузов, а для сотен моряков конвоя НХ-84 - жизнь.
  Помолчим минуту, почтим память британского офицера и джентльмена, капитана 1 ранга в отставке Феджина. Железной доблести был мужик, респект ему! Свой "Крест Виктории" (посмертно) он заслужил. Выше крыши.
  Знаете, история иной раз имеет свойство выкидывать просто мистические коленца. Спустя два года тот же шакал по кличке "Адмирал Шеер" вломился в северные воды СССР с целью хорошенько подхарчиться за счёт советских полярных конвоев. И был замечен при этом "сторожевым кораблём" "Александр Сибиряков" - а это старый ледокольный пароход с парой 76-мм пушек, ну, просто гроза фашистских рейдеров. Просто калька с "Джервис-Бей". И теперь уже русский, советский офицер, капитан-лейтенант Качарава вступил с фашистским шакалом в бой, отсигналив на весь Комсевморпуть - тревога, тревога, тревога! Как смачно облажался бронированный фашист на Русском Севере - это отдельная песня, но если коротко - пришлось "Шееру" удирать из Карского моря, не солоно хлебавши. Капитан-лейтенант Качарава тоже безо всяких заслужил свою "Золотую Звезду". Побратимы с Феджином? Выходит, так. Настоящие мужчины, офицеры и джентльмены. Вот, правда, Анатолий Качарава был представлен и награжден куда меньшей по статуту наградой - орденом Красной Звезды. Видит Бог, несправедливо...
  Но вернёмся в ноябрь 1940 г. Эпизод с "Джервис-Бей" был, вообще-то, очередным звоночком для Оберкоммандо Марине (ОКМ) и лично для Гитлера. Патологическая осторожность германских "флотовождей" уже начинала резать глаз; это впервые высветилось в ходе Норвежской операции, но тогда, видимо, на фоне тотальной эйфории от общего триумфального успеха этой авантюры, как-то прокатило, и никто ни на что внимания не обратил.
  Так вот, ноябрь 1940. Немцам таки очень хотелось реализовать потенциальные возможности того сочетания вооружения и скорости, что было заложено при проектировании в тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер". Я не без злорадства должен констатировать, что с этим проектом "сумрачный тевтонский гений", хваленый-перехваленый нашенскими саботажниками от истории, основательно дал маху (впрочем, не только с ним). Надежность и выносливость механизмов этих кораблей (и не только этих) мягко говоря, оставляли желать лучшего. Два турпохода "Хиппера" в Атлантику закончились фиаско, несмотря на ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ со стороны англичан - именно по техническим причинам. Приложив титанические усилия для устранения недостатков, немцы вывели "Хиппера" в океанский рейд в третий раз - 30 ноября 1940.
  На сей раз командир крейсера капитан цур зее Майзель проявил воистину достойное уважения упорство, совершенно фашистским морякам не свойственное. Преодолевая сопротивление стихии и стойкое невезение, он настойчиво искал встречи с неприятельским конвоем. И нашел! В Сочельник 24 декабря 1940 г. "Хиппер" пересекся с архиважным для британцев конвоем - WS-5A, "Вини спешиал", "Специальный Черчилля" - конвой, набитый войсками, боевой техникой и предметами снабжения для британских войск на Среднем Востоке - в Иране, в Ираке, в Индии, но галвным образом - в Египте и Абиссинии, где в это время шли крупномасштабные боевые действия между англичанами и итальянцами. В состав конвоя входил приз, о котором командир тяжелого артиллерийского корабля может только мечтать: авианосец "Фьюриэс", используемый в качестве авиатранспорта, т. е. забитый до отказа армейскими самолетами и потому лишенный собственной авиагруппы и, как следствие, совершенно неспособный за себе постоять. "Сидячая утка", одним словом. Правда, Майзель об этом не знал, но он... впрочем, по порядку.
  Ввиду особой ценности конвоя его сопровождал неслыханно сильный по меркам того периода войны (британский флот работал буквально на разрыв) эскорт - тяжелый крейсер "Бервик", легкий крейсер постройки Первой мировой "Дьюнедин" и крейсер ПВО "Бонавенчер". На "Хиппере" верно опознали "Бервик", впрочем, трехтрубный британский тяжелый крейсер типа "Каунти" перепутать с кем-то сложновато, а легкие крейсера посчитали эсминцами. Бывает, ошибка совершенно рядовая в условиях скверной видимости. Майзель логично принял решение разобраться первым делом с "Бервиком"; пока все шло нормально...
  Но на этом нормальность и кончилась. В ходе перестрелки германский крейсер выигрывал бой, что называется, вчистую, добившись четырех попаданий в "Бервик" и не получив ни царапины. И после этого... Майзель, вполне довольный собой, отвернул от конвоя и направился домой. Кто-нибудь что-нибудь понял? Зак каким вообще лысым он ввязывался тогда в бой? За каким вообще выходил в море, боролся со штормами, неисправностями, нехваткой топлива?
  Тут нужно четко уяснить себе одну вещь: соперниками себе "Дьюнедин" и "Бонавенчер" он не считал - по его мнению, это были эсминцы. Единственным реальным противником был "Бервик" - и его он, по ходу дела, одолевал. Так в чем дело? Что так воздействовало на нежную нервную организацию фашистского уберменша?
  Да всё то же, что и раньше, и после на них воздействовало. А вдруг Томми все-таки попадут?! И что тогда?!!
  Англичане не преследовали врага. С елизаветинских времен - вспомните предыдущую главу - британскому офицеру, охраняющему караван торговых судов, доходчиво и внятно объяснили: твоя главная и единственная задача - довести до порта назначения грузовые суда с минимальными потерями, а лучше - совсем без потерь. Какой ценой? А любой. Если же эта задача не выполнена, никакие успехи в охоте на вражеские корабли не могут служить оправданием. Поэтому эскорт конвоя WS-5A вполне удовлетворился, прогнав "Хиппера", и вернулся к конвою - ведь для англичан было отнюдь не очевидно, что нападающий - в единственном числе. Хотя шансы на потопление "Хиппера" у них вполне сохранялись: "Бервик", несмотря на повреждения, боеспособности не утратил, а легкие крейсеры еще не успели принять участия в деле.
  В этой связи мне хотелось бы привести очень характерный эпизод, случившийся примерно в это время, но на Средиземном море. Если коротко - английский вице-адмирал Сомервилл, располагая линейным крейсером "Ринаун", несколькими легкими крейсерами и эсминцами, обеспечивал проводку важного конвоя на Мальту из Гибралтара. К востоку от острова Сардиния конвой подвергся нападению мощной эскадры итальянских кораблей. Решительными действиями Сомервилла нападение было отбито, но британский адмирал не стал преследовать противника, имея основания полагать, что вторая группировка итальянских ВМС караулит конвой с юга, и вернулся к охраняемым судам. Так вот, в Лондоне нашлись высокопоставленные недоумки (которым, что характерно, не приходилось по роду служебных обязанностей рисковать ни шкурой, ни репутацией, ни карьерой), которые спустили на Сомервилла "полкана" за "недостаток агрессивности" - типа, побоялся преследовать макаронников. Однако Их Лордства Адмиралтейства, подняв екатерининские пергаменты, четко объяснили крикунам: адмирал действовал правильно. Хотелось и моглось вздуть макаронников, но - нельзя. Есть в военном словаре такое слово: "запрещено". В данном случае - запрещено оставлять без прикрытия конвой.
  
  Зачем я написал этот абзац? А затем, чтобы проиллюстрировать важнейшее, стержневое понятие военной службы: солдат живет, ест, пьет, учится для того, чтобы выполнить, когда потребует Родина, ВОЗЛОЖЕННУЮ НА НЕГО БОЕВУЮ ЗАДАЧУ. Нравится это ему или нет. И вот как раз с пониманием этой простенькой истины у фашистских моряков имелись, говоря сегодняшним ублюдочным сленгом, большие проблемы.
  Очень большие.
   Чтобы покончить с приключениями "Хиппера", отметим, что ему таки удалось, наконец, достичь несомненного успеха. Это произошло 12 февраля 1941 г., когда в ходе своего последнего океанского рейда фашистский пират перехватил конвой SLS-64 - "Сьерра-Леоне, тихоходный". Из 19 судов "Хиппер" торпедами и артогнем потопил 7, остальные успели рассеяться. А вот теперь угадайте с трех раз: каковы были силы эскорта конвоя?
  Правильно, вы угадали - эскорта НЕ БЫЛО ВОВСЕ. На нескольких "купцах" имелись пушки калибра 76 - 102 мм, и эти суда храбро вступили в неравный и абсолютно безнадежный бой. Но даже малейшее сопротивление вызывало у фашистских моряков такие приступы осторожности, что "Хиппер", от греха подальше, вел огонь с больших дистанций. Неизбежное следствие - непомерно большой расход снарядов, малый процент попаданий, 12 ускользнувших судов - тихоходных, нещадно коптящих пароходов. Они все должны были там погибнуть, учитывая, что фашистский рейдер был оснащен вполне приличным радиолокатором обнаружения морских целей! Но на "Хиппере" служили унтерменши, и командовал ими унтерменш. Такие дела.
  
  Далее в рейд вышла "сладкая парочка" - линейные крейсеры "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Командовал этим отрядом уже знакомый нам осторожно-благоразумный вице-адмирал Лютьенс. Типа, мастер-класс демонстрировал, что ли...
  8 февраля 1941 г. "сладкая парочка" перехватила британский конвой НХ-106, кучу гружёных под завязку судов, следующих из Канады в Великобританию. Фашисты уже радостно переглядывались и нетерпеливо потирали потные ладошки, когда... Ну, слово Питеру Смиту, лучше классика всё равно не скажешь:
  
  "Однако всё рухнуло в 09.47, когда с "Шарнхорста" заметили характерную треногую мачту с тяжёлым боевым марсом. Конвой сопровождал английский линкор. Катастрофа!"
  
  Именно, что катастрофа. Фашисты уже раскатали губы на беспрепятственный расстрел безоружных "купцов", а тут такой афронт! Конвой НХ-106 сопровождал старый британский линкор "Рэмиллис" постройки 1917 г., не прошедший межвоенной модернизации, тихоходный по меркам Второй мировой - максимум 21 узел по обещанию, но, тем не менее, защищённый 330-мм бронёй и вооружённый смертоносными 15-дюймовыми пушками, и этого Лютьенсу было достаточно для принятия "единственно правильного", осторожно-благоразумного решения.
  - Бежиииииииим!! - прозвучал над Атлантикой излюбленный клич адмирала Лютьенса.
  И побежали, само собой.
  Мои очные и заочные оппоненты указывают мне, что-де командир "Шарнхорста" предлагал вступить в бой с "Рэмиллисом"... Знаете, начхать, что он там предлагал. Он предлагал - если предлагал, конечно - потому, что не отвечал за ход операции. Согласится Лютьенс - ответственность на нем, не согласится - плевать, ответственность обратно на нем.
  Молитвами Гитлера и его подельников из Аненэрбе, Лютьенс не остался без добычи. В Международный женский день 8 марта 1941 г., в 350 милях к северу от островов Зеленого Мыса, он перехватил конвой SL-67. И всё шло чудесно, но тут из-за горизонта стала вырастать... да-да, треногая мачта с тяжёлым боевым марсом. Конвой SL-67 сопровождал линкор "Малайя", аналогичный по классу "Рэмиллису". У-упс! Вы уже догадались, что предпринял матёрый шакал фюрера Лютьенс? Думаю, да. Только его и видели.
  Вокруг этих позорных для Кригсмарине фактов историки, причём даже английские, умудрились после войны намотать затейливую паутину из псевдо-оправданий для фашистских пиратов. Мол, потому, что оттого, поскольку через так и вообще, с точки зрения нептуального глаза... Ага.
  Отковыривая шелуху болтовни, имеем: инструкции фашистских корсаров содержали запрет на схватку с британскими кораблями равного с рейдерами класса. Уфф! Давайте разберёмся.
  Во-первых, "равный класс" - понятие очень растяжимое. Старые линкоры типа "Рэмиллис" и "Малайя", конечно, относились к классу сверхдредноутов, но так ли они были неуязвимы и непобедимы для новейших кораблей типа "Шарнхорст"? Нет. Это были стариканы, как "Ринаун", но в отличие от "Ринауна" они даже межвоенной модернизации не прошли. Это были линкоры прошлой войны.
  Во-вторых, инструкции - инструкциями, но в автономном плавании на корабельном соединении есть только один Царь и Бог - командир соединения. И если он считает целесообразным подтереться инструкциями, он не только полное право имеет - он обязан ими подтереться.
  В-третьих... Ох, как трудно объяснять прописные истины.
  Боевые корабли строятся для того, чтобы выполнять возложенные на них задачи, с какими бы трудностями это не было сопряжено. Говоря проще: все крупные фашистские корабли, в чётком соответствии со стратегическими задумками Редера, строились как рейдеры - истребители британской торговли. А раз так - истребляйте, ребята, чего тормозим? Ах, у конвоев есть охрана? Вот незадача-то! А на что вы, собственно, рассчитывали? Что всё всегда будет легко?
  Эта фашистская настройка на "халяву" просто бросается в глаза при рассмотрении любых операций Кригсмарине. Геннадий Дрожжин в своей 600-страничной книге "Асы и пропаганда" обозначил эту настройку абсолютно точно, лучше некуда, в части, касающейся фашистских подводников. Тут просто ни прибавить, ни убавить!
  Но ведь и командиры надводных кораблей и соединений Кригсмарине вели себя точно так же, исходили из тех же самых гнилых "понятий":
  "Я лучше сохраню себя сейчас, чтобы потом, когда-нибудь, может быть, нанести противнику какой-нибудь ущерб. Там, где будет полегче и попроще".
  А если уже не будет? Что, если таких халявных условий уже не представится?
  Вот она, психологическая мина, на которой подорвались Кригсмарине. "Я как-нибудь потом. Не сейчас. В более благоприятных условиях. Но уж тогда - ухххх! А сейчас надо сберечь ценные корабли. До когда-нибудь".
  А когда-нибудь - это когда? Когда советский танк ИС-2 постучится своей 122-мм пушкой в окно Оберкоммандо Марине, и Ваня с ППШ наперевес спросит: "Ку-ку! Теремок-теремок, кто в тереме живёт?" А ведь примерно так в конце концов и вышло, разве что танк был английский, а парня с автоматом звали Томми.
  Есть в военном словаре такое слово - "надо". И есть такое понятие - "противодействие противника". Перед Лютьенсом стояла задача - прервать сообщение между Великобританией и её заморскими партнёрами, прервать ввоз стратегических грузов в Метрополию. Судьба послала ему два невероятно красивых шанса - конвои НХ-106 и SL-67, но для достижения победы нужно было преодолеть вот это самое противодействие противника. Но "преодолевать" так не хотелось, что геройский корсар фюрера позволил ценным грузам идти в Англию. Корсар, юберменш, благоразумец, куда деваться.
  Зато сполна оторвался на неохраняемых судах, шедших С ВОСТОКА НА ЗАПАД пустыми, в балласте. 15-16 марта 1940 г. банда Лютьенса потопила 17 судов даже без намёка на сопротивление. Почти без намека.
  Небольшой британский фруктовоз "Чилиан Рифер", вооруженный ОДНИМ орудием калибра 76 или 102 мм, смело вступил в бой с двумя бронированными гигантами. Капитан умело уклонялся от залпов фашистских кораблей, а "бешеный огонь" единственной пушки англичан заставил храбреца-благоразумца Лютьенса думать, что он имеет дело аж со вспомогательным крейсером... Воистину, у страха глаза велики. Так велики, что два линкора-великана удрали от фруктовоза на безопасную дистанцию и начали кромсать его главным калибром, потратив на его потопление 73 283-мм снаряда - больше, чем затратили на потопление остальных судов за все время крейсерства!
  Герои! Храбрецы! Да одна только стоимость этих снарядов вполне сопоставима со стоимостью английского судна.
  Но главное - доблестный "Чилиан Рифер" без передышки долбил в эфир, что дерется с "Шарнхорстом" и "Гнейзенау". И на этот призыв из темноты выдвинулся британский бронированный монстр - линейный корабль "Родней".
  
  Как только в окрестностях замаячил тихоходный, но мощный Большой Корабль Его Величества, фрицы... ну вы понимаете. Эффективно применили скипидар и испарились. Но тут я их могу понять - против "Роднея" фашистские линкоры не плясали, это точно.
  В общем, по результатам рейда Лютьенс и его подельники записали на свой счёт 22 торговых судна. Много ли это? Да нет, копейки. Особенно, если учесть, что 17 из них шли вне конвоя и в балласте, то есть, уж простите за цинизм, представляли для союзников минимальную ценность. В конвое главную ценность составляет именно груз, а не коробки.
  Ну, как бы там ни было, Лютьенс вернулся в Брест и получил свою долю почестей, лавров и шампанского. Он трижды "спас для будущего" "ценные корабли Кригсмарине" - 9 апреля 1940 г. в ходе операции "Везерюбунг", 8 февраля и 8 марта 1941 г. в ходе атлантического рейда. Право слово, с такими выдающимися способностями нужно идти в спасатели. Например, в Малибу. Ну, спас, а дальше-то что?
  А дальше ОКМ долго и муторно судило да рядило - что же делать с могучими линейными крейсерами, прочно застрявшими в Бресте?
  Британские верхние штабы - та ещё бюрократическая лавочка, а уж Штаб Королевских ВВС - вообще отпад полный, эти ребята всю войну обитали в мире собственных цветных иллюзий, не имеющих ничего общего с реальностью. Но на среднем административном уровне взаимодействие между Флотом и КВВС всё-таки постепенно налаживалось, и вот, в мае 1941 г., благодаря этому взаимодействию англичане образцово-показательно убили фашистский линкор "Бисмарк". Спокойно сидя в командирском кресле в легкобронированной боевой рубке своего флагмана "Кинг Джордж V", адмирал Тови, первоклассный моряк и боец, наблюдал, как его дредноуты рвут на куски хвалёного "Бисмарка".
  - Ближе к противнику! Я не вижу достаточно попаданий! - первая и последняя команда, отданная Тови в ходе артиллерийского боя с "Бисмарком".
  Расправляясь с "Бисмарком", Тови делал больше, нежели просто уничтожал крупный корабль противника. Он убивал саму идею масштабных атлантических рейдов силами тяжёлых кораблей, которую бедняга Редер вынашивал столько долгих лет.
  И всё. После катастрофы с "Бисмарком" ОКМ не осуществило ни одной попытки вывести Большой Корабль в рейд в Атлантику (единственное исключение - операция против полярного конвоя JW-51B, о которой отдельный рассказ).
  Как следствие, два фашистских линейных крейсера застряли в Бресте - ни туда, ни сюда.
  Адольфа Гитлера в своих мемуарах не обгадил только Альберт Шпеер, топ-менеджер Рейха в вопросах экономики, финансов и производства. Остальные фашистские сволочи радостно валили на голову покойника все свои ошибки. Мол, "параноик", не имел "верхнего образования" (вопрос на засыпку: а кто из величавых немецких фельдмаршалов его имел??) и т. п., но... Именно Гитлер ещё летом 1941 г. задал своим разукрашенным морским лампасникам резонный вопрос: чего дожидаемся? Пока англичане научатся метко бомбить? Именно Гитлеру, а не его индюкам-адмиралам, принадлежит идея операции "Цербер" - прорыва германских тяжёлых кораблей из Бреста в Германию через Ла-Манш. Ничего другого просто не оставалось: в полном соответствии с прогнозом Гитлера английские самолеты изуродовали сперва "Шарнхорст", а потом - "Гнейзенау". Отрихтовав побитые линейные крейсера, адмиралы Кригсмарине приняли план Гитлера и повели их на прорыв через Ла-Манш в германские порты. Ага. Прорваться-то прорвались, да вот беда - как и предупреждал Гитлер, англичане к этому времени малость наловчились бомбить, и уже в Вильгельмсхафене меткая британская бомба калибром 454 кг превратила "Гнейзенау" в инвалида, которого дешевле разобрать на металл, чем восстанавливать.
  И операция "Цербер" стала чертой, подведённой под рейдерской активностью Кригсмарине в Атлантике. Проще говоря, сдулись, мальчики. Ещё дважды фашистские морячки рыпнутся против "Северных конвоев" - в Россию-СССР, и оба раза будут биты в кровь. Но Атлантику они были вынуждены исключить из своих замыслов уже в мае 1941.
  
  И кто-то будет меня убеждать, что фашистские моряки обладали мужеством и отвагой, самоотверженностью и доблестью?
  Я чуть позже разовью и закруглю эту тему, насчёт доблести и т. п. Ой, там так интересно!
Оценка: 3.40*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"