- С высадки прошло достаточно времени, борьба за существование закончилась, мы победили! Пора устраиваться с удобствами! - распинался зав. Ну что тут скажешь, для того и покинули навсегда Землю, для того и пахали после высадки, как проклятые. А зав продолжал:
- Давно уже пора разнообразить меню колонистов, предложить что-то, кроме синтетического бульона, и у нас уже все готово - почти налажены установки для синтеза сыра, хлеба, четырех сортов пюре, пирожных. По технологиям мы опережаем конкурентов, у них только и готовится, что желе. Но конкуренты опережают нас по объемам продаж бульона! В самый неподходящий момент - кто лидирует сейчас, когда мы разнообразим меню, тот будет лидировать в будущем. Всегда лидировать! А мы до сих пор не знаем, чем наш бульон хуже!
- Наш лучше, - угрюмо заявил дизайнер. - Наш бульон вкуснее, это признают все. Конечно, профессиональных дегустаторов среди нас нет, но все мы пробовали, сравнивали... Кроме того, наши емкости гораздо удобнее и... эстетичнее.
- И почему же тогда потребители выбирают бульон конкурентов?! - бушевал зав.
- Их спросите, - посоветовал дизайнер.
- Не стоит, - встрепенулся маркетолог. - Проводить открытый опрос будет признанием нашей слабости по сравнению с конкурентами. А тайный опрос в колонии организовать очень трудно, слухи распространяются слишком стремительно, знаете ли. Я бы порекомендовал оставить вариант с опросом на крайний случай.
- Не было бы поздно, - процедил зав. - И все же, почему выбирают их бульон, а не наш? Вернее - чем он отличается?
Все посмотрели на химика. Тот честно ответил:
- Не знаю.
- Но вы уже три дня анализируете!
- И я ничего не нашел! Я использовал все доступные методы - начиная с обычной жидкостной хроматографии, заканчивая счетчиком атомов - это, наверное, первый случай в истории человечества, когда счетчиком атомов исследуют еду. Совершенно обычный состав питательной жидкости, те же аминокислоты, жиры, сахара, витамины. Вкусовые добавки конкуренты не используют, потому и бульон у них невкусный.
- Невкусный?! А почему тогда покупатель его предпочитает?!
- Может быть, дело не во вкусе? - неуверенно предположил дизайнер. - Может, они наркотики добавляют?
- Наркотиков я тоже не нашел, - раздраженно отмахнулся химик. - Совершенно обычный состав, проскакивают иногда следы каких-то молекул, которые даже идентифицировать не удается. Загрязнения, скорее всего.
- Что значит - иногда проскакивают? Не в каждой банке? - почему-то оживился зав.
- Ну да, не в каждой, - подтвердил химик. - Но ведь следы!..
- Похоже, вы ничего не понимаете в кулинарной химии, - издевательски заметил зав.
Химик хотел, было, заявить, что понимает в химии больше зава, но сдержался. Сказал только:
- Кулинарная химия действительно не основная моя специальность, я специалист в органике и фармацевтике. Только синтез продуктов изучал специально.
- Эти следы могут оказаться наркотиками? - спросил маркетолог.
- Они могут оказаться чем угодно, я же говорю - не идентифицируются, слишком их мало!
- То есть - неизвестное вещество, - обрадовался маркетолог. - Поскольку его мало, то и действует оно слабо. Скажем, всего лишь улучшает настроение. Не каждый раз, однако покупатель запоминает, и подсознательно выбирает бульон конкурентов. Такое возможно?
- Крайне маловероятно.
- Но возможно?
Химик не знал, что ответить. Теоретически все возможно.
- Найдите эти следы, и разберитесь, что они собой представляют, - жестко распорядился зав.
Химик с кружащейся от усталости головой спустился в комнату отдыха. Не надо было говорить про те следы - за сегодня уже сорок одну банку конкурентовской продукции проверил, следов нет. Наверняка загрязнения были, а никакие не наркотики. А наркотики - бред человека, который не разбирается в фармацевтике. Может, все-таки, дело во вкусе бульона?
Сел в кресло, откинулся. И почувствовал в кармане что-то твердое. Оказалось - банка бульона, конкурентовского. Уже проверенная, следов в ней нет.
Химик подержал банку в руке, решительно скрутил крышку. Открутилось с противным, скрежещущим звуком, здорово надоевшим химику. Снятую крышку непонятно куда девать. Плохие у конкурентов дизайнеры.
Отпил бульона. Невкусно. Ну, невкусно же! Что колонисты в этой бурде находят?!
Мужчина в соседнем кресле посмотрел на химика сонным взглядом, и равнодушно поинтересовался:
- Соли дать?
- Соли?.. - переспросил химик.
Мужчина вытянул из кармана и протянул пузырек с солью. Без анализа можно держать пари, что это обыкновенная поваренная соль, хлорид натрия - очень характерные белые кристаллики, уж химик-то насмотрелся.
- Дело не в химии, - докладывал химик. - С точки зрения химии наш бульон идеален. И не только - наши контейнеры гораздо удобнее, чем банки конкурентов. Да и красивее. Идеальный товар для идеального покупателя. Однако люди неидеальны, вкусы у всех разные. У наших контейнеров нужно выдвигать трубочку, чтобы пить бульон. Да, это удобно, особенно если пить на ходу или на рабочем месте. Но! Бульон конкурентов гораздо легче посолить. Или подкислить, или подсластить - на свой вкус. Отвинтил крышку - и насыпаешь в бульон что хочешь. А наши контейнеры пришлось бы взламывать.