Душин Олег Владимирович : другие произведения.

Бонапарт второй (6 глава) Маэстро и законы бытия

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Герой уходит в прошлое, встречается с гениальным маэстро. Отношение Бетховена к тиранам позволяет сформулировать первый "темпоральный" закон.

  Продолжение
  5 глава
  http://samlib.ru/editors/d/dushin_o_w/bonapartwtoroj5glawawpoiskahgraalja.shtml
  ------------------------------------
  Присутствие "Здесь и теперь" сделало "мое" существование земным, иначе душа болталась бы в космосе..При вочеловечивании души возникает обратная связь - ноосфера. Контактам в ней посвящена 6-ая глава.
  
  Маэстро.
  24 мая 1803г. Вена.
  
   Согласно секретным планам перемещения, я исчезнул на стадионе Вымпел и материализовался в квантовом окончании в Австрии. В начале девятнадцатого века мы приехали сюда с мамой из Польши. Наша бедная Отчизна была разделена между сверхдержавами (Австрией, Россией и Пруссии) в 1795г. и фамильные владения томились в составе Пруссии. Однако пруссаки не мешали при наличии паспортов пересекать границы и ехать в чужие края. В Вене графиню Ядвигу Тумановскую и меня - её пятнадцатилетнего сына Лешека, пригласили на академию английского скрипача Бриджтауэра. С Марианной, мамой скрипача, Тумановская познакомилась случайно в усадьбе Эстергази, где всех дам поражал муж-музыкант Мари-Анны - беглый раб с Барбадоса. Графиня сказала княгине Лихновской, что полячка, вышедшая за чернокожего по любви, без сомнения, проявила бовитон. Это вам не новая Элоиза, - Юлия, жертва условностей. Что таилось за суждением - восхищение силой чувства, стремление быть экстравагантной или светская вежливость, - всё вместе. Я убедился, что счастливый брак дал миру гения. Концерт начался в 8 часов утра в музыкальном павильоне парка Аугартен. Парк этот, наполненный пеньем жаворонков, на редкость чудное место, дарованное венцам и всем людям для развлечений, австрийским эрцгерцогом, императором Священной Римской империи Йозефом вторым Габсбургом.
  
   Утренний концерт 24 мая 1803г. разогревал публику новой сонатой, вытаскивая из сейфов чувства, бросаемые в печку страстей. Партию сонаты ля мажор для скрипки и фортепиано играл на рояле её автор - композитор Людвиг ван Бетховен. За глаза злые языки его кликали мизантропом. Перед Маэстро был раскрыт свежий черновик. Он даже не успел выучить своё творение. Автор договаривался на выступление в парке, рассчитывая, что в премьере примет участие заехавший ненадолго в Вену Бриджтауэр. В спешке гостю полную копию нот не подготовили. На концерте виртуоз играл практически без репетиций, ему приходилось и подглядывать в оригинал на фортепиано. Бетховен же был премного доволен, он встретил единоверца. В дуэте с ним играл знаменитый англичанин, мулат, или абиссинский принц, как себя величал молодой музыкант. И немца, и африканского принца предусмотрительные отцы с раннего детства готовили к славе, - причащали сыновей хлебом насущным с пальцами на инструментах. Бог не обманулся в талантах. Джорджа Огастаса Полгрина еще мальчиком 12 лет за музыкальное дарование приметил на выступлениях и взял к своему двору принц Уэльский. Папа-импрессарио остался не у дел. В Аугартене Бриджтауэр был в ударе, разразилось страстное presto. Перед исполнением я слышал о глухоте композитора, но очевидно было, что всё же он неплохо слышал солирующую скрипку и покачивалась в такт его черная, почти львиная грива. Когда после длинного соло на фортепиано скрипач вдруг его залихватски повторил, сымпровизировав, автор зарычал: "Браво! Еще раз, милый мальчик!"
  
  Аврора, томно потягиваясь, еще завтракала в постели, а здесь это было обычное время для прогулок в утренней прохладе, в павильоне было человек около 80. Скучающие господа в черных фраках и панталонах позёвывали, среди них наиболее уважаемыми были князь Щварценберг, английский посол, князья Лихновский и Лобкович. Лениво поигрывали свернутыми веерами вызывающе декольтированные дамы, особенно молодые - с модными прическами а ля грек - с волосами,забранными вверх в пучок и сколотые шпилькой, или стриженные на затылке а ля титус - с тугими локонами. Гордый шаг под рояль по пустому городу перешел заигрывание со скрипкой в парке. Струны позвали в тень деревьев, где попали в силки томления. Мелодию расшевелили бойкие клавиши, скрипка запела вольной птичкой. Вернулась грусть, она пленяла, накидывая на плечи лёгкий плед. Соната перекликалась с настроениями Гёте в Страданиях юного Вертера, - письмами, которыми я только что зачитывался. Мое внимание привлек кудрявый молодой человек с краю, лет 19, с шелковым платком на шее. Он волновался. Не отвлекаясь на женские прелести, слушал, сглатывая, с энтузиазмом шевеля губами. Я подошел познакомиться, когда выступление закончилось бурными овациями. Парня звали Фердинанд, он был родом из Бонна.
  
   - "Долгое созерцание sonata quasi una Fantasia настолько прекрасно, что исчерпало себя в одном великом произведении, - выпалил я ему итог своих голодных бессонных мук, - зачем удлинять медленное начало в сонатной форме? Неужели слушателя поглотит ещё раз состояние, которое бы сравнил с рассматриванием Луны в одиночестве?" Я так боялся, что немец увидит во мне дремучего шляхтича - жалкого в своих провинциальных фантазиях. Фердинанд тряхнул кудрявыми волосами и сказал согласно: 'Да, вы абсолютно правы. Любовь мужчины и женщины должна вспыхивать стремительно, как сено, разгорающееся от искры. Взгляды встречаются, причиняя удар по кремнию. А перед тем на сеновале шалун Амур уже отпустил тетиву своего лука. Стрела пронзает оба сердца ! Наступает успокаивающая Дух мягкая идиллия в излучении счастья. Они присели на зеленой лужайке, в их касаниях ласка и нежность!. - Тут он прервался: "Ничего, что перейду на ты?" - Хорошо. - "Я переписывал сегодня -самым радикальным presto с половины пятого утра - скрипичную партию первого allegro для Джорджа Бриджтауэра. Еле успел, рука отсохла. А тему с вариациями скрипач играл прямо с нот на фортепиано. Бедный англичанин согласился играть лишь после того, как маэстро ему раз 10 повторил то, что восхищен его талантом. " К удовольствию публики Бетховен тут же в павильоне объявил, что соната посвящена именно Бриджтауэру. В качестве доказательства он написал на титульном листе "Мулатская Соната для мулата Бриджтауера, великого безумца и мулатского композитора."
  
  Это была не последняя встреча с Фердинандом Рисом. В солнечной столице Австрии Тумановские прожили больше года. Мы стали приятелями, болтали об искусстве, всякой всячине, мечтах и любовных чувствах и симпатиях к милым дамам. Я узнал, что Бетховен в тот же вечер после концерта за выпивкой повздорил с мулатом и отозвал свое посвящение, хотя парень просил его извинить. Уязвленный Людвиг захотел посвятить 9-ую сонату скрипачу Крейцеру, бывшего тогда первой скрипкой инструментальной капеллы Бонапарта. Первого консула Б. обожал. Поссорился он с Бриджтауэром из-за знакомой и любимой женщины, в адрес которой 24 летний скрипач запустил вольное замечание.
  
  Композитор Крейцера встречал лет пять до того - на приеме у посла революционной Франции в Вене Бернадотта. Своей игрой немец из Версаля произвёл большое впечатление на Людвига. Родольф Крейцер был добросовестным и отличным музыкантом, его даже сравнивали с великим скрипачом Байо. Однако мастер французской скрипичной школы был мелочен, задрал нос, обиделся на то, что стал номером два после Бриджтауэра, кому изначально посвящалось произведение, и играть трудную сонату не захотел. К тому же он заявил, что она вопиюще невразумительная, и Бетховен не понимает скрипку. Ну да бог с ним, получил всемирную славу за то, что не играл.
  
  Рис подумывал о сочинении сонаты, которая была бы достойна Музыки мира и давала бы свет на дороге Добра. Он был любимым учеником своего великого земляка, оба немца были из Бонна. В Вену к Бетховену Фердинанда прислал отец Франц Рис, чудный музыкант придворной капеллы, в которой начинал помощником органиста маленький Людвиг. Франц давал мальчику уроки игры на скрипке. Когда умерла от чахотки его мать Мария Магдалена, ссужал юношу деньгами.
  
  Однажды, где-то через год, я пошёл к Рису и встретил его к удивлению, как вышел из дома, на Hauptstrasse в Обердоблингере. Я спросил, как дела у маэстро Бетховена. Тумановского имели честь представить мастеру, и я показывал разок композитору свои песенки. А у меня в руках была как раз свежая корреспонденция и модные журналы из Парижа.
  
   Рис быстро заговорил: "Да вот такие дела, - ищу его, представь. Нету у Брейнигов в Rothes Haus. Опять его вывели из себя, обиделся на всех и где-то уединился! Пытается экономить. Живет то там, то здесь. Маэстро сочинил третью свою симфонию, покажет её на вечере у Лобковича. И знаешь, кому он написал посвящение на титульном листе? "Buonaparte." Эта симфония грандиозна, он вложил неистовую страсть боговдохновенной души в ноты и посвятил всё ЕМУ, сокрушителю Тиранов. Учитель боготворит первого консула Франции со времен его итальянских походов, сравнивает с консулами древнего Рима. Видит в нем беззаветного защитника свободы."
  
  - Ха-ха-Ха! Хорош защитник! Сегодня пришла весть из Парижа. Знаешь ли ты, что этот великий человек только что освободился от свободомыслия и провозгласил себя императором?
  
  - Не может быть! - По губам, бакенбардам, прикрывающим оспинки на лице Фрица, пробежала гневливая гримаска.- Вот это ДА! - Я показал ему газету. - Какое вероломство!, - вскричал он. - Как низко он пал, стремясь возвыситься. А я выучил Марсельезу и хотел идти во французскую армию под революционные знамена республики. Вот тебе и беспощадная борьба с тиранией. Я сейчас же извещу Маэстро. Как же он огорчится, будет оскорблён в лучших чувствах! Он же отказался посвящать эту симфонию Лобковичу, хотя тот предлагал за это 400 дукатов!
  
  Людвиг был на квартире, предоставляемой ему императорским театром Ан дер Вин. Майским днём Людвиг ван Бетховен зашел сюда пообщаться с издателем и поработать над оперой Фиделио. Уже завтра он хотел показать варианты партитуры своему учителю - старому маэстро Сальери. Уважаемый итальянский музыкант преподавал лет 15 назад и Моцарту, который так безвременно скончался. По свидетельству докторов Клоссета и Заллаба Вольфганга-Амадея сгубило, как и многих других, воспаление мозга вследствие обычной ревматической лихорадки.
  
  Утро начиналось дождиком, день пошёл скверно, Людвиг поругался с издателем, который отказался ему увеличить плату за публикацию его творений. Исчерпав благопристойные аргументы, он вышел из себя и выкрикнул в сердцах, что уедет лучше во Франции или вернётся на родину в Бонн, чтобы давать уроки музыки, а не препираться с жадными людьми.
  
  Тут нашёл его Рис и сообщил новость из Парижа. Людвиг страшно раздражился, губы возмущенно надулись, такой каверзы он сегодня не ожидал. Оглушительная новость ввела его настроение в ещё больший диссонанс с окружающим миром. Он закричал: "Этот - тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права!" Гнев был очень силён, лицо в оспинах дёргалось, поперёк лба вздулась вена. На столе лежала собранная в манускрипт симфония. Бетховен смял, разорвал яростно, бросил на холодный пол клочки титульной страницы "Третьей симфонии". Её он собирался вручить послу Франции. Вверху на белом листе было аккуратно выведено слово "Buonaparte"- это было посвящение первому консулу Франции, в центре написано Luigi Beethoven. И чуть ниже scritti per Buonaparte." - "Написано для Бонапарта." - Не поднимайте, - бешено закричал он по-секретарски наклонившемуся за бумажками растерянному Рису.
  
  Прошло месяца три. В июле композитор отдыхал в Бадене. В тёплый августовский день, а он нашёл новое пристанище в Обердоблингере, Бетховен взял с полки забытый второй экземпляр симфонии и прошептал с упрёком: 'Бонапарт'. Ничего не отозвалось, не всколыхнулось в сердце. Стеснённый материально гений надеялся на солидное денежное вознаграждение. За свой грандиозный труд, который родился во имя идеалов революции и свободы, композитор хотел завоевать соразмерное внимание и увидеть какую-то щедрость со стороны большого человека. Он рассчитывал на его тщеславие и на протекцию французских 'друзей', - маршала Бернадота (бывшего французского посла в Вене и будущего короля Швеции ).. Только вот всё оказалось напрасно. Наполеон с детства готовился стать солдатом, обожал цифры и заслужил прозвище маленького математика. Горячий и сухой корсиканец поощрял науки и искусства, посещал как светский человек оперу, и недолюбливал серьёзную полифоническую музыку!
  
  Переворот 18 брюмера диктовал свои законы, во Франции был суд над генералом-республиканцем Моро по обвинению в участии в заговоре против Наполеона. Свежеиспеченный Император изгнал соперника по народной симпатии Моро из Франции. Надежда на торжество идеалов свободы погибала, работа композитора над Фиделио подогревали ненависть к жестоким тюремщикам, душителям революции, ущемителям свободы. Однако так ли уж всё ужасно? Может, - это всего лишь игра? Бонапарт же потребовал провести всенародный плебисцит для утверждения постановления Сената о наследственном императорстве! Маэстро для разжигания коммерческого любопытства написал издателям Брайткопфу и Хэртелю о том, что его симфония на самом деле называется Бонапарт. После чего он вымарал чернилами название 'Бонапарт', на чистом месте написал 'Героическая'. Позднее при издании он добавил надпись "per festeggiare il sovvenire di un grand Uomo" - поэтически 'Памяти великого человека'. К декабрю 1804г., когда состоялись коронация Наполеона Бонапарта и первое "домашнее" представление у Лобковича третьей симфонии, упоминание о ее первом названии исчезло. Но тоска по политическому идеалу была увековечена Бетховеном, само же произведение было посвящено благодарному меценату Лобковичу, как тот и желал с самого начала...
  
  Для морального противовеса императору французов австрийский эрцгерцог, император лоскутной и угасающей священной Римской империи Франц 11 августа 1805 провозгласил себя и императором Австрии, что, однако, не помогло в схватке с "узурпатором".
  
  Наполеон в ореоле своей военной славы повел страну к республиканскому авторитаризму, а затем, внушив гражданам административное обаяние вертикали власти, реставрировал во Франции принцип монархического правления.. Под трехцветным знаменем революции он стремился к укреплению новой элиты, как своей опоры,- воссоздал титулованную знать из своих генералов, добывших свое возвышение, как и он, на поле боя. Прошло почти 4 года после появления герба Наполеона, и 1 марта 1808г. был издан декрет о наследственных титулах. Французы с воодушевлением отказались от короля, взяли штурмом дворец Тюильри в 1792г. ,и отрубили несчастному Людовику и его жене Марии-Антуанетте головы. Через 12 лет всё изменилось. Память о безобразии и реакционности конкретных Бурбонов оказалась более живучей, чем протест против принципа верховенства отдельной персоны. Нация возвратилась к новому единовластию практически добровольно. Паруса французского духа надули цезарские ветра, и Франция понеслась по имперскому течению.
  
  Чтобы не сжигать уж сразу все мосты, бывший соратник Робеспьера Бонапарт назвал себя пафосно императором республики. Однако разворот был настолько очевиден, что сестра Максимилиана Шарлотта Робеспьер сочла нужным писать в своих мемуарах. "Бонапарт был искренним республиканцем, - я утверждаю даже, что он был монтаньяром. По крайней мере, он производил на меня такое впечатление своими воззрениями в то время, когда я находилась в Ницце. Впоследствии победы вскружили ему голову и заставили стремиться к господству над гражданами. Будучи, однако, ещё простым артиллерийским офицером в итальянской армии, он обнаружил приверженность к делу свободы и равенства." Шарлотта спаслась от гильотины тем, что отреклась от Неподкупного брата. Бонапарту же пришлось посидеть в тюрьме после Термидора, отречения у него тогда не требовали..
  
  Император - звучит значительно. Вес тяжёлого слова принуждает лицо на престоле к большему в поступках и большей международности в мышлении. Первый Бонапарт подчеркивал, что он не реставрирует презренное королевство. Он запахивался в тогу империи Карла великого и великой Римской империи. Так он противопоставлял Францию священной Римской империи Германской нации(962-1806). Провести границу по Эльбе и стать императором священной Римской империи - этот проект привлекал ещё Людовика 14, короля Солнца (1643-1715), готового объявить войну всей Европы. Герой революционных войн Наполеон подхватывает геополитическую эстафету.
  
   В изначальном (древне)римском понимании imperium - это высший военный титул, ничего кроме почета не предполагал.. Легионеры провозгласили правителя провинция Испании Цезаря императором за то, что он щедро поделился добычей от сбора налогов. До власти над Римом ему было ещё далеко и предстояло 10 летнее правление Галлией. Но Почёт, воинские заслуги дают моральное право решать судьбы страны авторитарно. Куда деваться, это само собой напрашивается, если проводится экспансионистская политика, если провозглашается принцип главенства метрополии над провинцией. Юлий Цезарь стал пожизненным диктатором, но власть свою все равно выражал в традиционных республиканских формах.. Сенаторы убили Цезаря, дали грозное предупреждение тем самым самовластцам, но республика в разросшемся Риме, по сути, исчезла. Преемник Цезаря Октавиан 21 раз провозглашался императором, то есть ему вручалась высшая военная власть при ежегодных перевыборах консулов. 13 января 27 г.д.н.э. он складывает чрезвычайные полномочия и объявляет о восстановлении старой республики. В ответ сенаторы просят его сохранить за собой власть. С 16 января 27г. с увеличенными полномочиями Октавиан называется императором Цезарем Августом. При этом единовластный правитель не называет себя ни царем, ни диктатором.
  
  Демократии во Франции, по сути, пришел конец. Новой элите она была уже не нужна. Наследственные привилегии более важны для людей, окопавшихся у кормила власти, чем равенство возможностей. Бетховен смягчился, но не простил кумира, услышав, что 14 июля 1804 15 летняя годовщина взятии Бастилии была отмечена во Франции особо пышно и помпезно. Шли торжественные богослужения, священники возносили молитвы всевышнему Богу, благославляя славный день 14 июля, чьи последствия они ещё не так давно проклинали.
  
   Высокие мысли гения имеют воспитательный эффект. Но простодушный зритель не всегда их воспринимал и предпочитал легкость Моцарта и Россини. Борение духа Бетховена - Опера "Фиделио" посвящена освободительному движению в Испании. Премьера состоялась 20 ноября 1805 года в Театре Ан-дер-Вин. Так расположились звёзды, что она закончилась сокрушительным провалом. 13 ноября в Вену торжественно вошли войска Наполеона. Грабёж и насилие в городе не творились, но встревоженным венцам стало не до высокого искусства. От присутствия завоевателей, с которыми Австрия продолжала войну, было не по себе. Зал на премьере был почти пуст. Оперу представляли ещё несколько раз. На досуге театр активно посещали оккупанты. То, что французские офицеры увидели на сцене, было для фривольности победителей изображено в слишком мрачных тонах, и пришлось им не по вкусу. Либретто было написано по пьесе француза Жана Николя Буйи, в основу которой положена реальная история: женщина переоделась мужчиной, чтобы спасти мужа из якобинской тюрьмы. У Буйи действие происходит в испанской тюрьме, но современники прекрасно понимали, какую страну он имел в виду.
  
  В 1808г. начнётся французская интервенция Испания, и испанцы, знаменитые гверильясы, как позже и русские партизаны, окажут сильное сопротивление французским оккупантам.
  
  В переработанном виде опера Фиделио имела успех в 1814 году.
  
   Так...........
  
   в вашу квартиру, уважаемый читатель, раздается звонок. Вы выходите к дверям в халате. Спрашиваете: "Кто?" Ответ настраивает на лёгкий лад: "Путешественник во времени. Пришёл по избранным делам." - Кто бы это мог быть? Может, это помощник депутата снизошёл зайти по жалобе на ЖКХ? Путешественник во времени -это, что, шутка ассенизатора? Сколько уж фильмов наделали на эту тему, изменить то картину мира можно только в единых учебниках! Прикалывается, наверно, артист.
  
  Вам становится любопытно, почему избрали для визита вас. К примеру, сейчас март 2004г., вы только что проголосовали за второй срок президентства Владимира Путина. Если не вы, то кто же поддастся обаянию сильного властителя-мессии и сделает ответственный выбор в третий и четвертый раз? А была - не была. Семи смертям не бывать, а одной, простишь господи, не миновать. Вы открываете дверь перед таинственным путником в сине-красно-белом плаще и широкополой шляпе с перьями, ниспадающими на глаза. К вам пришёл из актерского воплощения Боярского - д' Артаньян, - славный мушкетер французской королевы? Благодаря Дюма стало известно, что Анна дружила романическим образом с агентом английского влияния Бэкингемом. Эх, это не самая лучшая характеристика. Не хватало на пороге дома только расфуфыренных французских агентов.
  
   "Я - человек из любомудров." - говорит гость и поясняет: "Собирался такой литературно-философский кружок в 1823-1825гг. в Москве." Раз так, то публичная история кружка была слишком кратка, чтобы оставить крупный след в нашей московской цивилизации. С таким же успехом у общества просветлённых питерских дзен-буддистов следование ДАО (пути) является приводом мыслетворчества. Деятельность любомудров не направлена на достижение целей захвата власти тайной организацией. Высший Разум - это сама по себе Тайна. У любомудров нет совместных клятв и ритуалов, как у масонов. Идеалистов больше чем вольных каменщиков сплачивает духовная общность. "Нам, - говорит гость, снимая шляпу, обнажая высокий лоб, - необходимо и достаточно стремиться к Гармонии со Вселенной." Он протягивает руки ладонями вверх, затем поднимает их, а не тянется в карман за документами. Сэкономили на членских карточках проводники высшей энергии - штабс-капитан Туманов, граф Тумановский, Олег Туманов, из последних - Джулиан Оссандж и, возможно, Сноудон. Членские же взносы берёт время от времени голос космической Совести. Ответ "на поговорить скрупулёзно с органами безопасности" - кто предстал перед вами - зависит от того, в каком времени осознаете жизнь вы, - в 2004г. или в 1804г.. Ваш гость, человек в трёхцветном одеянии, скажет скромно, с достоинством: "Господа, простите за смелое вторжение." И ещё раз огорошит загадочной сентенцией: "Не повторится ли через 200 лет история Франции в истории нашей России, в течениях её мысли и водоворотах событий?'
  
   Человек Солнца! Философское эссе.
  
  Судьбы мира со времён Адама и Евы определяются циклической пульсацией Солнца, его активностью, если хотите! Может и не только ею, но оставим этот степенной вопрос для медиумов и телевизионных каналов эзотерического пошиба. Вы задаете первый, пришедший на ум вопрос, который рвётся фонтаном из озера вашего опыта, - того, что вы увидели сами, что вы узнали, будучи смотрителем ТВ, что поняли в ящике своего дома, о чем говорили ваши знакомые, что льется рекой в интернете. Давно ль - недавно случилось социальное потрясение, возмущение, на улицы вышли толпы народа. Почему 5 декабря 2011 года, а не вчера или завтра массы проснутся и выйдут на чистый воздух и пруды? Почему на государственных этажах РФ закричат караул, испугавшись выхода на чистую воду - выступлений на Болотной и Сахарова против политической коррупции и прочей мути? Неужели увидели золотые петушки со Спасской башни, что "голуби" арабской весны с площади Тахрир долетели до златоверхой Москвы и в силу враждебных намерений гадят на Мавзолей? Во Франции же в 1811г. не было внезапного подъема выступлений против императора! Как смеют граждане блестящих офисов ругать казнокрадство и идти против умудрённого опытом вождя, если по всему периметру за границей этим манифестациям радуются враги, ядовито источая улыбки! Ради какой пакости иностранные агенты осуждают государевых людей, если многое из национальных богатств украдено и выведено к врагам же за рубеж! Разумеется, по телевизионному ящику усиленно предлагается верить в происки иностранных правительств, козни иностранных разведок и проплаченные заказы grassroutes. Но, может, в возбуждении народных толп виноваты не только злые силы одного лагеря и земного происхождения? В конце концов, выбраться из Швейцарии Ленину помогали германцы. Напротив, Троцкому уехать из Америки не мешали американцы и англичане - враги тевтонов в большой войне. И, несмотря на всемирную заинтересованность империалистов в делах России, оба друга, Володя и Лёва, по приказу судьбы разыгрывали одно пролетарское дело - земля крестьянам, фабрики - рабочим, Босфор и Дарданеллы - Турции. Ради диалектической логики, ради научной справедливости, ради нас самих, вопрошаю, разве один коварный Альбион строит козни против власти предержащих, - тех самых, которым повиноваться советовал ещё апостол Павел?
  
   А если разобрать порядок вещей, обратиться к самой природе Бытия? А если зов к переменам бросают не конкретные личности, а боги, или то или что ими называется? Причиняют столпотворения одни невидимые мифические силы, а устраивают их другие - с конкретными именами и фамилиями! Не был ли социалистом Парис, когда крал Елену ради её же свободы выбора? Почему мудрые правительства со времен вавилонской башни ищут прежде благословения в мире идей, а потом уж обращаются с указами к миру людей! Вдохните аромат загадочных поворотов в настроениях масс, прикоснитесь к источающим мирру иконам, приблизьтесь к нетленным мощам святых, приглядитесь к биофизическим процессам, протекающим в космосе. Космос - это физическое или духовное явление? Не является ли таинственный всеобъемлющий космос обнимающим нас сгустком живой информации? Тем колебанием среды, что воздействует на нашу плоть, кровь и воображение? "Мысль о том, что поведение социальных коллективов находится в известной зависимости от циклических явлений на Солнце, по-видимому, появляется впервые со времени У. Гершеля (1738-1822), когда он сделал попытку впервые установить связь между числом солнечных пятен, неурожаями и ценами на хлеб" (А. Чижевский "Земля в объятиях Солнца"). Мы ещё вернёмся к этой знаковой книге, с помощью которой небесполезно сопоставлять циклы-пики солнечной активности с горячими точками мощных народных революций. А пока агенты ФСБ, ЦРУ, МИ-6 и Моссад, бойтесь, джеймс бонды, не только радиации полония, но и Лучей солнца, которые пронизывают ваше и общенародное сознание, влияют на ваши мозговые реакции, ломают легкоранимую психику и не только у вас, но и у ваших подопечных граждан. Между прочим, большее число из них в нормальном состоянии системы спокойно.
  
  Судьба нации, - что это такое? Не определяется ли динамика национальной истории стяжками в социальных структурах, в которых homo sapience в поте лица осуществляет производство и распределение материальных и духовных благ, хлеба насущного и пищи для духа? Самым первым был завет Бога-отца - плодитесь и размножайтесь - сказанный сначала рыбам и птицам, а затем Адаму и Еве. Адепты труда как источника стоимости - политэкономы назвали основные библейские положения производством второго рода - производством людей. Сам Маркс работал на славу на оба фронта, написал 3 тома Капитала, сделал 6 детей. Не хватало ему ещё осмыслить деторождение в научном издании. Не успел. Фридрих Энгельс очертил тему в "Происхождение семьи, частной собственности и государства." Продолжим кратко. Производственные отношения, о которых столько писал Карл Маркс, легитимизируются, структурируются институтами, читай раньше - обычаями - для удержания эффекта богатства, в трактовке юмориста Задорнова, - для нахождения у Бога. Это одна сторона медали, на гербовой стороне которой значится воспроизводство цехов и предприятий. На реверсной стороне виден социум - единица ноосферы, в которую"впечатывается" семья и задачи воспроизводства рода. Взгляните в учёных очках на семью, а если удастся - глазами Серафима Саровского. Сказал святой: " Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы." Разве не ясно, что социальные структуры - это не просто железобетонные каркасы, а живые организмы. Живое имеет свойство накапливать раздражение при взаимодействии с внешней средой. Отношения между классами эксплуататоров и эксплуатируемых, буржуазии и рабочих, феодалов и крепостных, чиновников и налогоплательщиков с белыми ленточками изобилуют конфликтами. Человечество - горючий материал, поднеси спичку, и всё вспыхнет синим пламенем!
  
  Давайте, перекрестясь, признаем уязвимость человеческих масс, нашей плоти и крови к действию биоклиматических факторов и добавим к учению о социально-экономических формациях. Социальная оболочка, разве она не защищает индивида на Земле от неприятностей с голодом и холодом? Разве не случаются аварии, катастрофы, прорывы этой оболочки? Мадам История не всегда хочет заниматься Любовью? Ей всё наскучило, и она дала развод мужу - главе правительства. Солнце мигнуло с неба и..на тебе, ангелы затрубили. Возможно, мифы не кончились и Солнце не единственный посредник, которого используют для передачи мультистихийнной воли Творца. Возможно, в нашу жизнь из-за кулис эфира вмешиваются Юпитер, Луна, таинственная Нибира и все созвездия зодиака. Возможно даже, что мы по экологическим причинам сами "приехали" с Марса. Не будем вдаваться в тонкости эзотерической бани нашего возникновения.. Cветила добавляют энергию в систему, пребывающую в дискомфорте. Как бы там ни было, к воздействию вышестоящих непонятных сил подключаются вполне "законопослушные" социо-психические регуляторы группового поведения. Разве не запускаются с подачи или при помощи средств информации и коммуникаций определённые алгоритмы социального действия?
  
   Сформулируем первый эмпирический закон массовой социальной активности. Он помогает объяснить странные аттракторы - состояния политического мышления в пространстве 1804 и 2004гг.
  
  Наблюдатель за социальными структурами говорит так: - " Примерно через 4 года после максимума (пятен) солнечной активности, во время которого возникает водоворот мощной революции, - Прибравшие к рукам верховную власть выталкивают вон, хорошо, если только в шею, друзей-соратников, - большой частью - романтиков, верящих в счастье как общезначимую категорию бытия. Победители, как бесстыдные каннибалы, становятся жестокими не только при разборках с врагами, но и со своими политическими союзниками, которые ранее помогали в борьбе с врагами. Это - архетип дарвиновских законов, - гуманистов вытесняют более решительные особи, как в звериных стаях. Хорошо было до монстров - в эпоху изобилия добродушные правители проснулись во дворце, потянулись...сказали словечко - волю благодарным массам. Снова всё хорошо, шевеления распрекрасно успокоилось. Тишь и благодать.
  
  Вот вдруг всё изменилось в подлунном мире, - сообразуясь со статистическим будильником в термоядерных часах, наступил - лучший друг неустанного революционера - пик беспощадной солнечной активности.
  
   В 1789 году произошла буржуазная революция во Франции, она совпала с пиком пятен на Солнце в 1787-1789гг. 3 года полноценной солнечной обработки - разогретой Франции с её упрямым королём нельзя было уйти от рока - произошёл взрыв эмоций.(соответствующую таблицу смотри http://bonapart2.livejournal.com/5898.html)14 июля 1789г.. У Бастилии возникла точка водоворота.. Концентрация королевской армии в Париже происходит, очевидно, для разгона Учредительного Собрания, что накаляет атмосферу. Звучит призыв Камила Демулена: "К оружия, граждане!" Народ не удовольствуется разгромом оружейных лавок, он устремляется за боевым арсеналом к Дому инвалидов и мрачной крепости.
  
   Прошло ещё 4 года. 1793-(минус) 1789=4 года.. Не важно, что было в этом промежутке. Главное, казнь короля не спасла от новых обид и четырёхлетка завершается распрей между своими.. 2 июня 1793г. монтаньяры собирают 80000 национальных гвардейцев и вооруженных граждан, наводят на Конвент 163 пушки. Демонстрация жерл, готовых окутаться дымом выстрелов, изгоняет из зала заседаний вожаков партии жирондистов. Большинством стволов Париж голосует за крах плюралистического принципа парламентской республики во Франции. Не будем спорить с тем, что военизированный выбор - хорошо аргументирован. Опомнившись, стойкие жирондисты повсюду находят свои аргументы и агрессивных сторонников. Мятежи, мятежи цветут, как полевые цветы, за сторожевыми рогатками Парижа. Создаётся федералистский 'Центр сопротивлению угнетению', около 60 департаментов охвачены огнём восстаний, в которых переплетаются роялистские и демократические мотивы протеста. Крупнейшие бунтовские очаги, - в Тулоне горожане возмущенные насильственными мероприятиями террора и устав от торговой блокады, пускают 29 августа в порт англо-испанский флот, в Лионе сподвижники роялиста-герцога Преси устраивают уже в конце мая резню монтаньярам. Гнев, вызванный ущемлением демократии, прокатываются по стране, но почти повсеместно, кроме Тулона, Лиона и Марселя, волнения быстро стихают уже к концу июля в ожидании обещанной Конвентом Конституции. Первый в рядах за низложение монархии в августе 1792г. - пассионарный Марсель пал 25 августа, 9 октября после осады взят Лион. Поскольку гильотина не справляется с потоком осужденных, мятежников связывают и по 50-200 человек расстреливают картечью. Наконец, взяты 17 декабря 93г. укрепления Тулона, - комиссарам Горы пришёл на помощь молодой гений артиллерийского капитана Наполеона. Форты пали, английский флот уплыл. Однако протест желательно лишить людской базы. Якобинцы, забыв о своем призыве к "мягкости и милосердию", толпами продолжают вести жирондистов и прочих зубастых"хомячков" на гильотины. Франции нужна на кратком участке диктатура волевого посыла, она хочет идти по кратчайшему пути к цели, которую рисует абстрактный идеал. Дух нетерпения охватывает людей, готовых подчиниться единой воле.
  
  В революционную эпоху мотивы человеческих деяний бесстыдно обнажаются. Страшный суд переходит из области религиозных угроз в руки фанатиков и становится кратким. Грабёж превращается в обыденное дело. Христианская Любовь провозглашалась слишком давно - две тысячи лет назад, и её соки истекли. За сроком давности потеряло актуальность Прощение человеков на Кресте Христом. - Человек, вы предлагаете Прощать Врагов? Актуально лишь их уничтожение, прощать будем позднее! Наваждение, идущее от идеи грядущего счастья, завладевает буйными головами. Как видите, деваться некуда. Приходит время грубо заявить "анархии"о доминанте государственных интересов. Властно-политической организацией надо насыщать организм. В шуме всеобщего разгула Левиафан просыпается, открывает свою заскучавшую по кускам мяса пасть и проглатывает человеческий материал, массируя для лучшего пищеварения внутренние органы.
  
  Отмерим после октябрьской революции 1921-1917=4 года. Большинство Людей живут не цифрами и выкладками-уравнениями, а чувствами. Кстати, соображениями мести управляет глобальное ощущение несправедливости. Мужик с 1917г. жёстко втянулся в гражданскую войну, обменял лопату на винтовку, почувствовал свой интерес к процессу передела сфер влияния, правам на собственность. С конца 1920г. и в 1921г. по стране прокатилась волна крестьянских мятежей под лозунгами "Долой продразвёрстку", "Долой продоотрды", "Да здравствует свободная торговля!", "Свобода для всех". Что же - по мерилам демократического общества - хорошие пожелания. Можно вступать в переговоры? А к чему спешить? Центральная власть укрепилась и отмобилизовала армию. Белые армии и иностранные интервенты (кроме Дальнего Востока) изгнаны из страны; можно легко обратить военную силу на безбашенный народ. Красные армии приходят на помощь ЧК. Повстанцы организованы слабее, очаги стихийного партизанского сопротивления топят в крови. Проходят репрессии отставших беляков в Крыму, расстреливают матросов в Кронштадте, выступающих за "советскую власть без коммунистов". В 1921г. бывший гвардейский офицер Тухачевский жестоко подавляет восстание мужиков на Тамбовщине. В заболоченные и густые леса красным углубляться страшновато. Полномочная комиссия ВЦИК принимает решение испытать на заблудших повстанцах атамана Антонова химические снаряды и газовые баллоны. 12 июня 1921г. выходит соответствующий приказ n 0116 командующего войсками Тамбовской губернии М.Тухачевского. Для "своих" ничего не жалко. Только никаких гуманистических соображений, - газовая война не доказала свою эффективность, губила больше скот по лесам, чем антоновцев, и от неё пришлось отказаться.
  
  В 1924 году умер Владимир Ленин. Умер в 1953 году наследник - крупнейший тиран 20 ого века. Казалось бы, после смерти Сталина всё эти жестокие несуразности остались в прошлом...Но почему всеобщее образование и просвещение не предотвратили вспышки насилия в конце века?
  
   "Как!" - воскликнете вы недоуменно: "Зачем? Это больше не повторится!" Путник посмотрит на вас ясным взглядом: "Заметьте. Между 1993 и 1989-ым, - между расстрелом Белого Дома и падением Берлинской стены, 4 года."
  --
  Продолжение следует http://samlib.ru/editors/d/dushin_o_w/bonapartwtorojgl7progressililihoedesjatiletie.shtml
  на рисунке Бетховен в 1804г
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"