Душин Олег Владимирович : другие произведения.

Фильм Девятаев. Почему не взлетал самолет и причем здесь предатель

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор фильма Девятаев с точек зрения довыдуманной фабулы картины и реальной проблемы лётчика во время легендарного полета

  Посмотрел фильм Девятаев в эту страстную пятницу, на второй день после выхода кинофильма в прокат. Замечательно, что премьера состоялась и стоило бы разобрать её содержание. Понятно, что наворотов в кино вокруг подвига лётчика предостаточно. Уже хорошо, что все художественные придумки в картине имеют истинное основание и не вызывают протеста. По крайней мере, они отталкиваются от настоящих фактов, а не являются голым вымыслом. Внимание же в данном материале я хотел бы обратить не на самый понятный момент - достоверно отраженную деталь технического характера, которая могла привести к срыву дерзкого полёта Девятаева.
  
  Начнем, казалось бы, весьма издалёка. Всем ещё памятны трагические события - аварии Boeing 737 Max Lion Air 29 октября 2018г. и Ethiopian Airlines 10 марта 2019г., приведшие к длительной остановке эксплуатации этого типа самолетов. Эти аварии случились одна за другой по причине отказа в работе датчика угла атаки - неверных команд автоматической системы на корректировку положения горизонтального стабилизатора в хвостовом оперении самолета. В результате ошибки самолет переводился в режим пикированию "на землю", с землей он и сталкивался. Профессиональные летчики тех погибших бортов не смогли вручную противодействовать аэродинамическим силам в отличие от команды Девятаева на самолете Heinkel He 111 H-22 8 февраля 1945г.
  
  Такой уж получается парадокс не в пользу прогресса, что физических сил истощённых узников концлагеря хватило для решения аэродинамической проблемы, которая обнаружилась при отказе системы автоматического управления полета (MCAS) на Boeing.
  
  Итак, фильм Девятаев приходит к своей кульминации. Мы видим, как отчаянно несколько человек жмут от себя изо всех сил штурвал, чтобы оторвать заднее шасси, третью точку опоры самолета от земли, чтобы затем, набрав ещё скорость, взлететь. Но самолет почему-то не взлетает. И так продолжается довольно долго, достаточно, чтобы и зрителя тоже охватил ужас. Однако, спокойствие, зритель! Немецкий самолет-бомбардировщик всё-таки в последний момент взмывает в небо. Это правда. Но это не конец испытаниям
  
  иллюстрация
  Heinkel He 111 на котором был совершен побег
  тот же текст с иллюстрациями
  https://olegdushin.livejournal.com/193258.html
  
  Читаем воспоминания Михаила Девятаева - "Побег из ада" о критической ситуации в том легендарном полете. Его товарищи бурно радуются полету, поют Интернационал, думая, что всё позади, но летчику не до смеха. "Штурвал еще быстрее, чем при взлете, начал переходить в положение резкого набора высоты, огромная тяжесть навалилась мне на грудь. Создалась серьезная опасность свалиться в штопор." (При большом угле подъема самолет теряет скорость и устойчивость). Опять пришлось нажимать всем вместе на штурвал - от себя. В совместном стремлении к свободе бойцы даже перестарались и перевели самолет в пикирование. Как самолёт едва не касается воды, кажется, в фильме не показали. В той сумасшедшей динамике уже не всё разобрать.
  
  иллюстрация
  Кадр из трейлера фильма
  
  Однако что же происходит с самолетом?
  
  Летчик Михаил Девятаев догадывается, в чем тут дело. Он отчаянно в чужом самолете ищет штурвал триммера руля высоты, чтобы вывести триммер из положения спуска на подъем. Иначе почему им при взлете вручную приходится бороться с набегающими потоками воздуха, стремящимися прижать хвост самолета к земле? Триммер - небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля (или элерона), облегчающая управление самолетом.
  
  иллюстрация
  Хвост Heinkel He 111 H-22
  
  
  После ряда неудач советский лётчик находит это чудодейственное колесико - внизу справа. Действительно, он правильно думал, этот штурвальчик был установлен в положении "на посадку". Немецкий летчик, начальник воинской части, почему-то после посадки своего хейнкеля не перевел триммер в нейтральное положение, как это в принципе полагается делать. Поэтому то самолет не хотел взлетать, поэтому то стал задирать нос позже в полете. Припомните зеркальную ситуацию, - при посадке летчик немного задирает нос самолета, чтобы снизить его скорость.
  
  Не задирай слишком нос, а то сядешь в лужу.
  
  В нашем фильме представлено дело так, что будто бы предатель Николай Ларин в немецкой школе переподготовки пилотов в Лодзи объяснил эту немецкую особенность, рассказал о положении этого штурвальчика своему корешу Девятаеву. И тот в критический момент вспомнил рассказ друга-предателя.
  
  иллюстрация
  Девятаев (Павел Прилучный) и Ларин (Павел Чинарёв)
  
  
  Впрочем, никакого лётчика Ларина, кажется, не было. Для сюжета в жизнь нашего героя его вставил сценарист, завуалировав под личную тайну Девятаева. Придумал здесь он Ларина, но не озарение. На самом же деле, 8 февраля 1945г. Девятаев вспоминает тому, чему его учили в советской лётной школе. "Побег из ада" - "Во тьме вспыхнул свет - только с этим я могу сравнить озарившую меня догадку, так долго блуждавшую в моей разгоряченной голове. Подобные явления бывают с самолетом тогда, когда триммеры руля высоты установлены "на посадку", а не "на взлет"."
  
  Да, это кажется чудом, что узникам слабыми руками удалось совместно отжать от груди Девятаева штурвал, пока он ещё не нашел это самое колесико. Летчикам Боинга 737 Max 10 марта 2019г. не удалось вручную повернуть колесо управления, чтобы управиться с отклоняемым стабилизатором. Пилотам просто не хватило физических сил, когда автоматика (MCAS) стала упрямо переводить самолет в режим пикирования.
  
  иллюстрация
  Boeing 737 MAX
  
  Отдельное спасибо создателям за демонстрацию эффектного воздушного боя в начале фильма, хотя по воспоминаниям Девятаева его сбили совсем не так. В фильме мы видим, что он слишком близко приближается к вражескому самолету, чтобы бить в упор. Поэтому обломки немецкого самолета попадают в истребитель аэрокобра, на котором летал и командир его дивизии - легендарный Покрышкин. В книге "Побег из ада" Михаил рассказывает, что он был тогда "ведомый" командира (Боброва), то есть прикрывал своего командира-ведущего в паре. "Я не заметил, как один "Фокке-Вульф" зашел сзади меня и дал длинную очередь по моему самолёту." Но всё равно киноверсия воздушного боя покоряет своей эффектностью.
  
  Число мелких отклонений от скрупулезного изложения в кинопроизведении велико. Девятаев успел написать 2 книги, при желании можно сверить факты с киноверсией. И первый побег Девятаева был другим, и не отстреливались наши узники концлагеря в полете-побеге из своего хейнкеля от немецкого истребителя. Фокке-Вульф сам от них отстал, когда попал под огонь советских зениток, так и не разобравшись, с кем имеет дело.
  
  Удивительное дело, не было никакого предателя-лётчика Ларина в истории Девятаева, а этот художественный образ изменника - alter ego Михаила крепко входит в сознание как символ выбора, который есть у человека перед лицом смерти. Как захотел киносоздатель, так и получается. Главное, что тот полет-побег был и остается легендарным в нашей истории.
  
  иллюстрация
  Михаил Девятаев
  
  подписывайтесь на мой дзен-канал Друг Истории
  https://zen.yandex.ru/id/602a4ad11f00f8727510ae6b
  
  Фильм Девятаев - взгляд на предателя как фабула картины (13.05.2021)
  
  Фильм Девятаев вышел в прокат после шумной рекламной кампании на ТВ, но нельзя сказать, что его ждал столь же шумный коммерческий успех, какой случился у того же "Т-34". Продюсерам пока остается надеяться, что "заграница нам поможет", на то, что англоязычной версии фильма удастся окупить кино, если, конечно, не произойдет чудо с переворотом сознания на родине. Как-никак Девятаев сделан по голливудским стандартам.
  
  В принципе сделано неплохое кино, хотя оно и вызывает стихийный протест у многих российских граждан. На этом парадоксе протеста мне и хотелось бы остановиться, поскольку в этом спонтанном возражении свободному творчеству смыкается "правый (антисталинский) фланг" в лице журналиста Александра Невзорова: " И я сожалею, что в режиссерской репутации Бекмамбетова пробита такая незашиваемая дыра. Потому что нефиг было заниматься художественным пропаганд...твом и ставить на карту репутацию." И левый фланг - Советский патриот: "Оказывается можно понять и простить создателя очередной антисоветской киноклюквы, если он твой давний друг и знакомый."
  
  Как видите, претензии к фильму высказываются идеологические, причём разного характера. Однако я бы хотел бы разобраться в том, что не понравилось российскому зрителю, которого не трогает за живое киноизображение подвига Девятаева. Разве не удивительно то, что фильм "Т-34", который создан по той же сценарной схеме, (что и фильм Девятаев), вызвал гораздо больший интерес у нашей аудитории. И это несмотря на то, что в отношении основных приключений на немецком полигоне и бегстве на танке от немцев наших бойцов - у "Т-34" нет персонифицированной исторической подоплеки. А перелет из плена Девятаева - вот он во всех изданиях, все о нём знают.
  
  
  В изображении хорошо известного подвига и встретил свою основную проблему режиссер. Наш зритель ждет от фильма о подвиге яркого свидетельства грядущей неизбежной Победы над фашизмом. Фильм "Т-34" это свидетельство Победы дает. Наш танк лучше немецкого, наши танкисты более умелые, отважные. В поединке с немецким асом Клаусом Ягером выигрывает наш экипаж Николая Ивушкина.
  
  
  Такой же ожесточенный поединок положительного и негативного героев мы наблюдаем в фильме Девятаев. Положительный герой Михаил Девятаев убедительно побеждает врага. Только вот в качестве его конкретного противника выступает не немец, а его приятель, предатель, летчик Николай Ларин. И этот Николай Ларин занимает очень много эфирного времени. Его драма и выбор запоминается даже лучше немецкого танкиста в "Т-34", у которого нет никакой драмы, его общественный выбор определен Гитлером.
  
  илл.
  кадр из фильма Т-34, 2 танкиста
  
  В результате в фильме про побег на немецком хейнкеле зритель вместо свидетельства грядущей Победы над Германией получает победу одного советского летчика над другим бывшим советским летчиком. Немцам даже в погоню за беглецами некого было послать, кроме русского Ларина. Понятно, что образ Ларина помог сшить сюжет в стройную линию, избавил режиссера от хлопот с поиском иных художественных средств изображений реалий плена и побега. Имея "предателя в активе", позитив выбора Девятаева - бежать из плена - проще показывать. Только, к сожалению, в таком развороте кинособытий поединок Девятаева и Ларина это скорее личная история, которую к тому же выдумал сценарист. Вроде как у Девятаева была личная тайна, которую он раскрыл только создателям фильма.
  
  
  Подчеркнем социально-психологическую основу протеста зрителя, который желает Удивиться на очередном фильме о войне, воскликнуть Ах! на сеансе, испытывая радость, гордость за своих и горечь от потерь. Режиссер догадывается об этом, на насыщенном рынке военной кинопродукции он поэтому пытается удивить зрителя своим путем. Кто не догадался - он протаскивает в сюжет исподволь тему армии Власова (РОА). Казалось бы, это что-то острое в кинокухне. Только, однако, зритель такому удивлению не совсем рад. "Т-34" его приятно удивил, а "Девятаев" попытался плеснуть в фейс чужим удивлением. Возможно, если бы сценарист и режиссер сделали бы тему предателя менее центральной... А кроме того, добавили бы больше правды в сюжет относительно жизни летчиков в плену, то скромность авторов снискала бы больший успех. Но жанр приключенческого кино здесь вступил в конфликт с исторической драмой.
  
  Увы, летчики перебежчики были. 19 августа 1941 года вышел приказ НКО СССР "Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков", то есть речь идет о борьбе с перелетами в стан к немцам некоторых "сталинских" соколов. Этот приказ вышел через три дня после выхода приказа 'Об ответственности военнослужащих за сдачу в плен и оставление врагу оружия' - того самого приказа Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии за n 270, от 16 августа 1941 года.
  
  Где Правда? Противники фильма "Девятаев" пытаются убедить читателя в том, что пресловутый приказ 270 к сбитым летчикам вовсе не относится и был отдан в другом историческом контексте, а поэтому "негодный" режиссер фильма преподносит антисоветскую клюкву. При этом критики почему-то не обращает внимание на то, что приказ n270 цитирует пленным летчикам не Левитан, а предатель Ларин, который действует в немецких интересах. Где Ларин и где современные правдорубы?
  
  Пусть Девятаев в своих воспоминаниях об этом не пишет, но пленным советским летчикам предлагалось перейти на сторону гитлеровцев. И кто-то, увы, соглашался. Предательство как бы "оправдывала" совокупность мотивов. Главные из них - это недовольство советской властью, тяжелые, смертельно-опасные условия плена, опасения за преследования советской властью за недостойное поведение в плену. Приказ ?270 в этих условиях просто иллюстрировал отношение в принципе к пленным в той отчаянной обстановке, когда выбор у страны был такой - Родина или Смерть. Читайте сами ясноречивую выдержку из этого приказа и ставьте себя на место пленного летчика.
  
  "Если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен - уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи."
  
  Если сбитый над территорией противника летчик сбегал из плена (как тот же В.Д.Лавриненков) и добирался до своих, то его направляли обратно в лётную часть. А если не сбежал, то что с ним будет? Разве его не могут обвинить в недостойном поведении? Это был вопрос. О нелегкой судьбе лётчика, вернувшегося из плена, смотрите фильм Чухрая " Чистое небо", 1961г.. Лучше было иметь живые свидетельства достойного поведения в плену при проверке СМЕРШ.
  
  Летчик Василий Меркушев попал в плен летом 1944г., в апреле 1945 освобожден американцами, служил на Дальнем Востоке. 22 февраля 1949 года его арестовали и осудили на 10 лет по обвинению в выдаче государственной тайны на допросах. Освобожден в 1954г., умер в 1974г., реабилитирован в 1991г. Обвинение в выдаче гостайны в виде информации о наших самолетах, составе частей, имен командиров это было вполне реальная угроза для офицеров-летчиков. Как работают органы внутренних дел, вы знаете, а еще больше об этом знали люди, жившие в ту эпоху. Летчика на войне могли направить и в штрафбат. Простите, но бывшие пленные составляли обильный контингент для такого рода частей с 1943 года, которым требовался, кстати, личный состав. Разумеется, не всех пленных направляли в штрафбаты. Так, товарищей Девятаева по легендарному побегу (из числа солдат) отправили в 1945г. в обычную пехотную часть, где они почти все погибли в наступлении, как и многие другие бойцы.
  
  Выбор режиссера фильма и изображение им поединка Ларина и Девятаева вполне объясним и правдоподобен с точки зрения анализа той обстановки, в которой играл роль и приказ ?270. Да, приказ прямо не указывал строгим пальцем на летчиков. Мастерство летчика требовало особого отношения к носителям крыльев. Другое дело, что правдоподобие режиссера, выраженное Бекбамбетовым в гиперболе Николая Ларина ещё не означает всю правду и задевает чувства людей, которые не готовы видеть неуклюжее художественное вольничание в отношении советской истории.
  
  илл.Ларин в фильме оттягивает порой внимание от подвига Девятаева, а не играет на усиление
  
  Правда в количественном отношении была даже хуже, чем рассказано в фильме, в "Девятаеве" предатель Ларин хотя бы один. 19 декабря 1944г. Геринг подписал приказ о создании военно-воздушных сил РОА. К апрелю 1945г. в армии Власова удалось сформировать авиационный полк из тех, кто выбрал путь Николая Ларина. Еще раньше в декабре 1943-январе 1944г. была сформирована "восточная" эскадрилья. Только этот прискорбный факт имеет боковое отношение к конкретной истории и подвигу Михаила Девятаева, а потому не совсем к месту.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"