Душин Олег Владимирович : другие произведения.

Летчик 31 гв. Никопольского истребительного полка - Григорий Куценко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О судьбе летчика-истребителя Г.Е. Куценко (1923-1945), 31 гв. Никопольский ИАП

  22 января день Рождения летчика-орденоносца 31 гв. ИАП Григория Куценко (1923-1945)
  
  Сегодня я обсуждал с ветераном 31 гв. истребительного авиационного Никопольского полка Яковом Максимовичем Смирновым судьбу его однополчанина Григория Емельяновича Куценко, погибшего в Чехословакии 2 мая 1945г. Ветеран поведал мне, что в 1977г. на месте гибели советского офицера в Товачеве чехами был установлен памятник. В честь летчика Куценко его именем были названы местный госхоз и средняя школа.
  
  На чешских сайтах мне сразу удалось установить, что в 2013 году отмечалось 90-летие советского летчика Куценко. По-чешски его фамилии пишется Kucenka.. День его рождения, как указано в чешских источниках, 22 января 1923г. https://vets.estranky.cz/clanky/vmp-okres-prerov/tovacov.html На сайте память народа можно прочитать, что родился лётчик в Черниговской обл., Гремячский р-н, Воробьевский с/с или по другому источнику на том же сайте Черниговская область, Семеновский район село Заря. На этой неделе Григорию бы исполнилось 98 лет.
  
  С помощью документов 31 полка, мемуаров летчика Г.В. Кривошеева и рассказа Я.М. Смирнова я могу описать обстоятельства гибели Григория Емельяновича.
  
  Надо сказать, что в 1945г. погибло в боях два летчика 31 гв.ИАП в т.ч. мл.лейтенант Григорий Куценко. Потери самолетов полка в 1945 - 10 в т.ч. 3 аварии, а сбито 40 немецких самолетов . Наша авиация господствовала в конце войны в воздухе. Трагическое событие произошло 2 мая 1945г. (А не 8 мая как указано в мемуарах Кривошеева на сайте "я помню")
  
  Будучи ведомым второй пары четверки истребителей Григорий Куценко выполнял в составе звена задачу по прикрытию наших войск в районе г.Вышков (около Брно). Облачность была сильная - 10 баллов, видимость 1,5-2 км. При возвращении с задания самолет ЯК-1 (? 39174) был сбит зенитным огнем с колокольни примерно в 12.07 по местному времени, находясь на высоте не более 600м. Як-1 упал в озеро, лётчик погиб. Падение наблюдал 12 летний чешский мальчик Павлик. В тот же момент 2 мая ведущий пары (Морозов-Куценко) летчик Фотий Морозов вел бой с 2 ФВ-190, в плохих метеоусловиях он потерял из виду своего ведомого.
  
  О гибели Куценко рассказывал проекту "Я помню" командир звена Григорий Кривошеев. Его упоминание про 8 мая и Прагу я опускаю, поскольку с датами он, возможно, не точен. По документам 31гв. полка и записям на памятнике в Чехии летчик Куценко пропал без вести 2 мая 1945г. Возможно ли предположить такое, что в полку сознательно в документах изменили дату гибели, чтобы боль утраты и пропажи летчика в самый последний день войны была не столь остра для родных и сослуживцев? Не уверен. Во всяком случае выражение Кривошеева, что его однополчанин погиб "под Прагой" носит скорей образный характер, а не отражает действительную географическую привязку района около Брно к столице Чехословакии.
  
  Григорий Кривошеев: "Летели (звено) на разведку в интересах бомбардировщиков, мы полетели цели определять. Определили, передали по радио, летим обратно, а погода была такая - низ облаков 300м, населенные пункты горят. Дым от них получаются сплошные столбы по 2-3 километра, ветер их раздувает. И картина получается такая: 300 метров потолок темный, столбы эти, коридоры такие. Туда шли еще общей группой, а на обратном пути по парам разбились. Выходим на нашу территорию, после линии фронта - Гриши нет, задействовали разведчиков. 8-го искали, 9-го,10-го, 12-го мы вылетали на боевое задание. Нету и только в 73-ем году, (комэск) Решетов получил письмо от журналиста "Огонька", тот был в Чехословакии и он нашел свидетеля: когда мы пролетали, на церкви сидел стрелок и его с "Эрликона" подбил. Он сразу загорелся и в озеро. "
  
  Свидетель гибели - чешский мальчик Павлик подрос и сумел достать этот самолет со дна озера, уже будучи руководителем местного госхоза. По документам и номеру ордена в 1972г. было установлено, что это летчик 31 ИАП Григорий Емельянович Куценко (1923-1945). На открытии памятника 24 июня 1977г. в Чехословакию (Товачев) были приглашены командир полка Еремин, комэск майор Решетов, командир звена капитан Кривошеев, отец, жена и сын Куценко. Госхоз и местная школа в Товачово получили имя Григория Куценко.
  
  Биографические сведения о герое
  Григорий Емельянович Куценко родился на Украине 22.01.1923г. Проходил обучение, скорее всего, в Армавирской военной авиационной школе пилотов, поскольку призван в РККА Армавирском РВК в 1941г.
  
  Из наградного представления 31 гв.ИАП 13 марта 1944. В скобках - мои пояснения и пропуски
  
  Участвует в отечественной войне на ЮФ с 06.08.1943 по 20.10.1943 и на 4 Украинском фронте с 20.10.1943 по настоящее время. За время нахождения в полку произвел 68 боевых вылетов, из них 63 на разведку, () на сопровождение и () вылет на прикрытие. Провел (?) воздушных боя. В воздушном бою ведёт себя смело и решительно, умело отбивает атаки истребителей от своего ведущего при выполнении боевой задачи по разведке войск пр-ка.
  30.11.1943г. в паре с лейтенантом Выдриган (ом) установили (в районе) Никополь-Шолохово (это Днепропетровская обл.) двухстороннее движение (по дороге врага) до 100 авто. От Никополя до Сулицкое (на дороге) стоят 100 авто. От Никополя до Водяное по (днепровским) плавням переправлялось до 100 авто. В п. Никополь-Лапинка стоят 100 авто.
  12.01.1944г. летал на разведку вражеских войск умело прикрывая ведущего, дал ему возможность снизиться до Н-100 м и установить зап (аднее) сухого колодца (30 или 80) танков, сев.(ернее) (12) танков, юго-зап. Днепровки 70 авто.
  31.01.1944 выполнял задание по разведке при сильном противодействии ЗА (зениток) противника, умело маневрируя и прикрывая своего ведущего установили в п.Шолохово 25 авто, на южной окраине Алексеевки 4 танка, на ж/д Чертомлык - (4) эшелона. Товарищ Куценко с большим желанием выполняет боевые задания, будучи молодым летчиком-истребителем совершенствуется в боевых приёмах разведки, прикрытия, сопровождения, в ведении воздушного боя.
  За произведенные 68 боевых вылетов, из них 66 успешных вылетов на разведку вражеских войск, за умелое прикрытие своего ведущего при выполнении боевых заданий ходатайствую о награждении орденом "Красное Знамя"
  
  Командир 1 эскадрильи 31 гв ИАП Решетов, Комполка 31 гв ИАП Куделя.
  
  Из наградного представления 31 гв.ИАП 22 октября 1944. (1 Украинский фронт)
  После награждения (см.выше - орден "Красное Знамя") тов.Куценко повседневно усовершенствует свои летные качества. В воздушном бою ведет себя смело и решительно. Умело отбивает атаки истребителей от своего ведущего, при выполнении боевых заданий по разведке войск противника совершил (ещё) 66 (итого 68+66=134) боевых вылетов. Так например:
  17.7.1944 года вылетая ведомым и прикрывая своего ведущего установили на опушке леса южнее Гробковцы (Польша) 8 танков, на восточной окраине Зарудав 4 танка. От Рыкув на Поморжаны (идут) 80 авто. В пункте Поморжаны (находится) 70 авто. По всем проселочным дорогам от Плугув на Поморжаны идут по 1-2 танка, авто с артиллерией. Плугув горит. Разрывы артснарядов (происходят) на участке Коборовце до Плугув.
  22.7.1944 года установили: по дороге от Ремизовцы подходили к Вицынь 20 наших танков, автомашины и пехота, танки переправляются на западный берег реки и останавливаются. Впереди танков 3 км на запад ложатся артразрывы (по моему, нашей артиллерии). Колонна наши войск из Дунаюв спускается, на юге пересекает железную дорогу. От Дрышув на Дунаюв (идет) колонна наших войск, автоповозки, пехота.
  18.8.1944 года. Разведкой установили: от Домбровска-Тарнова на Шуцин (идут) 10 авто. От Дольны на Гурно (идут) 4 дальнобойных орудия и 2 тягача. северо-западнее Ридзув на южной опушке леса (находится) 4 танка. Восточнее 2 км Ридзув 4 танка.
  25.8.1944 года. Разведкой установили: от Липины на Хотово (идут) 12 танков. На ст. Тарнув 4 эшелона. (Они ведутся каждый) одним паровозом по 30-40 вагонов. 1 паровоз маневрирует по станции. (На дороге) Тарнув-Пильзно 5 авто. От Цыганы на Чарна (двигаются) 12 мотоциклистов. (От) Стара до Подлесье разрывы артснарядов.
  За произведенные 66 успешных боевых вылетов и проявленное при этом мужество и отвагу достоин Правительственной награды орденом "Отечественная война 1 степени"
  
  Командир 1 эскадрильи 31 гв ИАП Решетов, Комполка 31 гв ИАП Куделя
  
  Добавлю ещё, что летчик Куценко Г.Е. одержал 2 победы в воздушных боях с немцами.
  Вечная память герою!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"