Аннотация: Рецензия на сб-к стихов В.Н. Душиной "Дикий мёд" 200 год Набережные Челны Часть первая
РЕЦЕНЗИЯ НА СБОРНИК СТИХОВ В Н ДУШИНОЙ "ДИКИЙ МЁД" "2004 год
номинация: литературоведение Первая часть
Региональный фестиваль "Паруса науки"
Жанр:
Рецензия на сборник стихов В.Н. Душиной "Дикий мёд"
Выполнила ученица 10 класса гимназии 26 Минхаерова Эльмира
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Куликова Маргарита Григорьевна
Доминация: литературоведение
ИНН:165 043 937 359
NoСС: 120-390-414-05
г.Набережные Челны
2004 г
ЦЕЛЬ
Данная работа является рецензией на поэтический сборник челнинской
поэтессы В.Н. Душиной. Попытка пронаблюдать становление поэтического
мастерства, приветствовать рождение нового имени,отметить индивидуальность,
характерные черты и особенности творчества молодой поэтессы определили
цель предлагаемого исследования.
ЗАДАЧИ.
Систематизировать по периодам и темам поэтическое наследие,
представленное в сборнике "Дикий мёд".
Определить доминирующие темы, их значения, актуальность звучания.
Выявить поэтические параллели, понятие поэтической приемственности в применении к творчеству В. Душиной.
Исследовать поэтическое мастерство поэтессы, дать выборочный лингвистический анализ, использованных художественных средств.
ЗНАЧЕНИЕ
Данная работа поднимает актуальные проблемы: обратить внимание н несомненный талант малоизвестной поэтессы.
Убедиться и попытаться убедить других в провидческой силе поэтического Слова, выживающему в остановке современной бездоходности и нравственного оскудения, в предназначении поэзии, в том числе и следуемой в данной работе, не дать погибнуть нашим душам в безвременьи.
План
Введение
Новое имя на поэтическом горизонте Набережных Челнов.
В.Н. Душина, судьба поэтессы.
Характерные особенности поэзии В. Душиной и система их исследования.
2. Основная часть.
1. Ранний период, его тематика, мотивы: о Боге, о любви, осмысление бытия.
2.Поэтическая параллель с М.Цветаевой, А. Ахматовой.
3. Зрелая поэзия второго периода творчества: тема поиска смысла человеческой ,жизни
переосмысление темы любви, тема родины, тема лирического героя.
3. Заключение.
1. Смысл названия сборника "Дикий мёд".
2. Достоинства стихов В. Душиной - свидетельство незаурядного таланта.
Валентина Николаевна Душина (Воробьёва) - это новое имя на поэтическом горизонте Набережных Челнов.
Первый, и пока единственный, сборник её стихов вышел в свет в 1999 г., около четырех лет назад. С тех пор
опубликовано в разных изданиях ещё примерно 120 её стихов.
Поэтесса объединила в сборнике "Дикий мёд" цикл стихов-раздумий о смысле бытия, гармонии человека и
природы, людских душ.Душа привлекает её внимание, поэтесса пытается отыскать, разглядеть следы
духовности в любви земной, во взаимоотношенияхс окружающим миром, - отсюда и псевдоним Душина.
Чтоб лучше услышать негромкий голос лирического героя - А, вернее, героини поэтического сборника
"Дикий мёд", обратимся к личности его автора.
Валентина Николаевна родилась в феврале 1960 г., детство оборвалось рано: трагическая
гибель родителем,школа- интернат в Молдавии.Тогда и потянулась к поэзии. Стихи заметил близких людей,
были её чуткими собеседниками, духовными наставниками.В набережных Челнах живёт с 1977 г.,
по образованию инженер- теплотехник.
Её поэзия и до ныне несёт отпечаток исповедальности, - качества, присущего женской поэзии вообще,
но ценимого высоко и в стихах поэтов-мужчин (Есенин, Пастернак, Мандельштам, поздний Северянин,
Анатолий Жигулин).
Такая поэзия обнажает душу ранимого человека, заставляет задуматься, насколько хрупок наш внутренний мир,
как бережно нужно относится к тем, кто рядом. И ещё одна "женская" черта --- спокойная уверенность в разумном
начале мира. Это дается верой в Бога, чьё незримое присутствие ощущает душа поэтессы:
Как связь с небесным мирозданием,
Любви связующим звеном,
как вздох, как стон, как заклинанье
Перед всевидящим окном.
( "Иллюзии")
Поэзию Валентины Николаевны Душиной можно разделить по тематике на два периода.
Первый ранний период - лирический.
Это традиционное осмысление жизни и искусства через призму собственного виденья мира, период поиска
лирического героя, присущий почти каждому поэту, имеющему, что сказать миру.
И второй период ---поиск смысла творческой и собственной жизни, осмысление места поэта и поэзии.
Ключевыми словами в стихах В.Н. Душиной этого периода становятся власть, речь, слово, надежда, путь,
прошлое, будущее.
Эти периоды не имеют чётких временных границ; поэтесса открывала для себя тему, переходила к другой,
затем вновь возвращалась. Мне показалось более целесообразным построить данное исследование по
тематическому принципу, рассматривая стихотворения из сборника "Дикий мёд" в соответствии с их темой
и анализируя по степени значимости.
В стихах раннего периода чаще говорится о любви, о Боге.
О чём женщина может просить Бога? Конечно, о любви. Поэтесса будет молить ещё и о вдохновении, даре
сопричастности со Словом:
Можно уйти без слов...
Мир, где нет мысли. Забота
Глушит рожденье стихов,
Где без вины виновата.
Тем, что подняться хочу,
Бренное тело имея,
Что не постигнута всеми.
Что о насущном молчу,
Что нереальные цели -
Звёзды влекут в вышину.
Среди сидящих на мели,
В синие бездны скольжу.
Непростое время, в котором довелось нам жить,- ещё один мотив осмысления бытия:
Вся жизнь моя есть балаган,
я в ней скачу, актёр от скуки.
Смеюсь, заламываю руки,
Но роль моя --- сплошной обман.
Образность стихов В.Душиной восходит к символам; наиболее часто встречающиеся в стихах
раннего периода ключевые слова - это время, тайна, тишина, свет, жизнь. А так же природа,
акварель, душа, вечность, любовь.Однако поэзия её динамична внутренним движение мысли,
несмотря на внешнюю описательность:
Я выбираю вечернее время
И приглушённый свет.
Жизнь в акварельных красках,
Когда чуть ослаблен браслет, -
Охвативший шею бремя
Прожитых лет.
Я выбираю вечернее время,
Когда под контролем чувства
Столик, свеча, любовь --- как искусство.
Когда в пол-оборота лицо
Кажется юным.
Когда жизнь проста, как яйцо.
И мир обветшалою тряпкой
Пылится у ног.
Вечер, становится зябко.
Пахнет ванилью пирог.
Это стихотворение пронизывает читателя душевным комфортом, эстетическим уютом: что ж,
и в наше время можно быть в гармонии хотя бы с самим собой. Изящество стиха достигается
использованием назывных предложений, недосказанностью, эскизностью изображения.
Улаживается нечто цветаевское, ахматовской ранних периодов, - тонкое и светское. И это не
случайно, поэтическая параллель (не подражание) обусловлена увлечением В. Душиной поэзией
М.Волошина, А.А. Ахматовой, М. Цветаевой и других поэтов Серебрянного века.
Лирика Ахматовой - это стихия женской души. В одном из стихотворений она называла любовь пятым
временем года. А любовная лирика Цветаевой - это мятеж души в проникновенных строках.
В.Душина по-ахматовски эстетична, порой утончённа, и по-цветаевски страстна, прямолинейна: