Все герои вымышленные, как и место действия где происходит событие
Записка на проскомидию 2
Рождение демона
Бог есть Пресвятая Троица, пребывающая в единой Сущно-
сти. Тайна этого единства человеку недоступна, Троица непре-
станно пребывает в состоянии любви каждой Ипостаси друг
к другу. Всякая характеристика относительно Бога понимается
как абсолютная, человек, испытывая Любовь, в разной степени
приближается к познанию главной Тайны.
Только эта высокая Любовь с обывательской точки зрения для
всех подряд недоступна и непонятна, потому что она жертвен-
ная. Быть хорошим отцом и мужем - это долг, а не добродетель;
то же касается и жены. Современный человек - э то потребитель.
Который с непостижимой быстротой превращается в биологи-
ческого робота, которому не свойственна живая отзывчивость,
огонь, горящий в каждом человеке, его не согревает, он всегда
Участие во внешнем поглощает душу настолько, что в ней во-
царяется демон празднолюбия и жестокости.
Только возрождение лучших моральных качеств может спа-
И начать нужно с осознания личного преступления - п одлости
в отношении к своему ближнему.
Пастыри и овцы
История с арбузом имела продолжение. В четверг я поехала
на дачу и в магазине садового общества встретила свою черно-
глазую приятельницу Любашу. Она помоложе меня будет. Лов-
кая, а уж хитрющая! Рядом с батюшкой живёт, по хозяйству
помогает, когда зовут. Ну, как водится, отоварившись и выйдя
на свежий воздух, поговорили о том о сём...
И тут Любаша похвасталась:
- Вчера батюшка приезжал с гостями, звонил перед этим
мне, чтоб на стол постные блюда приготовила. Я испекла пироги
с грибами и капустой. Два вида каш сварила, гречневую со слож-
56
ным гарниром из баклажанов и помидоров и рисовую с изюмом
и кедровыми орешками. В конце трапезы после чаепития батюш-
ка приказал разрезать и принести арбуз. И ты представляешь,
откусил кусок, а он не сахарный оказался! Батюшка так расстро-
ился, вот, говорит, люди - и выбрать как порядочные не смогли,
по хвостику бы посмотрели, постукали ягоду... а ещё бы луч-
ше - сказали продавцу, что, мол, в церковь, батюшке покупают.
Без души за такое дело берутся. Выкинуть приказал арбуз, а всё
остальное, что наготовила, очень собравшимся понравилось.
- Выкинула? - спросила я Любашку.
- Да нет. На соседней лавке детвора на улице сидела. Им от-
несла. Съели за милую душу.
Я посмотрела на Любашку и спросила её:
- Горошку не хочешь? - И мы стали с ней хохотать как сумас-
шедшие и даже упали на стоящую перед правлением лавку.
А дело с горошком было так.
В начале лета после больницы священник приехал на дачу
и, так как его печи были не протоплены, зашёл к Любе. Люба-
ша в это время кормила своих двух внучек, старшей из которых
было восемь лет, а младшей шесть. Девчонки почти доели, и Лю-
баша усадила за стол в красный угол батюшку подкрепиться. Ба-
тюшка начал с салата, и ему показалось, что зелёного горошка
маловато, - и он попросил открыть новую банку.
Любаша открыла, батюшка стал есть горошек большой лож-
кой из банки. Девочке помладше тоже захотелось горошка, и она
попросила батюшку дать ей немного в тарелочку. Поп зачерпнул
ложку с горкой и съел, а ложку облизал со всех сторон. И второй
раз он проделал то же самое. А в третий раз набрал чуть-чуть го-
рошка и протянул ложку малышке. И видит, что та не реагирует.
- Что, брезгуешь батюшкой? - спросил он ребёнка.
- Да нет, что-то расхотелось... - ответила девочка, вспом-
нив с ужасом язык священника, которым тот облизывал ложку.
И столько в ней было растерянности и смущения, что взрослый
человек мог так поступить, что Любаше её стало жалко.
57
Но, конечно, все промолчали.
Любаша побежала в батюшкин дом растапливать печи
и включать обогреватели, а батюшка ещё долго объяснял, прих-
лёбывая чай, что тот, кто имеет веру в Бога, и от туберкулёзно-
го не заразится. Сам батюшка состоял на учёте в туберкулёзном
диспансере.
- А если человек чёрной чумой болен? - с просила старшая.
Она уже ходила в школу и знала поболее младшей.
- И чумой тоже не заболеет. На всё воля Божья, - с трого ска-
зал священник.
Потом он очень долго объяснял сёстрам, что волосы нужно
прятать под платок и носить длинные юбки... так как они хри-
стианки.
За хлопоты батюшка, вынимая из машины большие сумки,
выбрал и дал Любаше самый невзрачный и маленький пакетик.
Когда Любаша его дома начала разбирать, кроме хлеба, пече-
нья и пачки чая... на самом дне лежала маленькая баночка крас-
ной икры.
- Ура! Батюшка не заметил, сейчас будем кушать икру! - за-
кричала Любаша.
А внучки захлопали в ладоши. Икру любили все, но толь-
ко очень редко её пробовали. Было в этом пакете ещё боль-
шое письмо без конверта, адресованное батюшке с прось-
бой помолиться (четыре имени в списке), а дальше вся
личная жизнь одинокой женщины в мельчайших подробностях
описана.
- А ведь проверял батюшка, перед тем как мне дать. Заме-
тил бы баночку - н и за что бы не дал, - сокрушённо сказала Лю-
баша. - Бог попустил.
Письмо Любаша не отдала. Батюшка за всех молится, ответ-
ствовала мне она, а письма и записки он не читает, для этого, го-
ворит, есть исповедь для прихожан.
Личность человека во всём многообразии её граней никому
в церкви не интересна.
58
Важно, чтоб поступки, мысли, чувства и желания христианина
соответствовали пожеланиям окормляющего священника. Иде-
алистам и романтикам в высшем составе РПЦ места нет.
Я испытываю смущение в таких ситуациях, как в истории
с горошком. Мне становится стыдно за святого отца, на сердце
тяжесть от недостойного поведения взрослого и трагикомичную
неловкость момента.
Батюшка в очередной раз играет в святого. Он не так глуп, как
можно было бы подумать. В советских школах учили на ять пра-
вилам поведения в обществе.
(Не грызть ногти. Не облизывать ложки и тарелки.)
Он стремился удивить и поразить воображение детей столь
необычным поведением.
Из двух определений - ю родивый или блаженный - я останав-
ливаюсь на третьем: шут гороховый. Ибо столь недалёк и при-
землён сей человек, подвизающийся на ниве пастыря.
Смысл частного и общего существования
Крест
На лицевой стороне креста канонические надписи на ста-
рославянском - свидетельство Страданий Христовых. Под
нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распя-
тия - символическое изображение головы Адама и надписи:
"М.Л.Р.Б." - " место лобное распят бысть", "Г.Г." - "гора Голго-
фа", буквы "К" и "Т" означают "копие воина и трость с губкой".
Над средней перекладиной "IС", "ХС", под ней "НИКА" - "Побе-
дитель"; около "СНЪ БЖIЙ" - "Сын Божий", "I.Н.Ц.И" - " Иисус
Назорей Царь Иудейский"; выше "ЦРЬ СЛВЫ" - " Царь Славы",
"Г.А." - " глава Адамова".
Что прорастает вовне, а что внутри меня? Веровать надо
до боли, до исступления. Всё, что во мне дышало со младенче-
ства, - всё это вернулось.
59
Спасибо Богородице, что безверие не убило. В самом убогом
и затёртом человеке - душа! А значит, и откровение слова, что
продирает всё твоё нутро.
Чтобы быть счастливым, нужно жить с собой в согласии. Сре-
ди чудовищной реальности не замараться, сохранить творческое
и человеческое начало.
В России народный обычай разговаривать с умершими роди-
телями и родственниками так, как будто они живые и находят-
ся рядом в пределах вытянутой руки. При этом неважно, где мы
в этот момент времени - в кресле боинга, летящего над облака-
ми в Америку, или на нарах в пересылочной тюрьме родного от-
ечества.
Спрашивайте. И вы непременно получите ответ.
"Он мёртвый!" - рассмеётся иностранец и покрутит пальцем
у виска.
А вы даже не посчитаете нужным ответить, ибо древние ду-
ховные практики обращения к родовому сознанию и сегодня ра-
ботают безупречно.
В загробной жизни после каторжной работы на земле правед-
ники обретают силу, беспамятные - память, неверующие - Бога,
слепые прозревают. Такая у бывших советских выходцев карма.
Там все здоровые. Ходят своими ногами.
Всевышний не любит костылей и подпорок. Человек возвра-
щается к тому облику, которым при создании наделил его Все-
вышний.
Каноны, акафисты христианства, сутры буддизма... все тексты
провозглашают величие и тайну небесного мира.
Не познав себя, как мы можем познать вселенную?
Только прямодушный и исполненный благодати несёт в дар
чистое, нетленное сердце, как подношение Творцу.
Я не могу быть закостенелым материалистом, потому что,
хоть родилась на то время в совершенно безбожном государ-
стве, идущем чётким строем к коммунизму, на моём пути уже
заранее были оставлены и обозначены вехи взросления души.
60
Вера-то у нас хорошая. А вот попы... Впрочем, сами знаете...
Все истории, происходящие с ними, намного круче связанных
с бандитами, с чудесами... отмыванием денег. Как они активно
венчают и крестят убийц в тюрьмах! Среди которых педофилы,
каннибалы...
"Господи помилуй! Сохрани нас, Боже, твоей благодатью. Ми-
лости у тебя, блага просим, подай Боже!" - с трашно? То-то же!
Один особо добрый и мудрый человек, работающий при хра-
ме, мне сказал: "Для того чтоб понять, что отцы, занимаясь сло-
воблудием, и за свои же слова ни за что и никогда не ответят,
не нужно быть ясновидящей. Таких простаков, как вы, у настоя-
теля - что у дурня фантиков.
Матушка, ни ваша яркая и талантливейшая индивидуаль-
ность, как и, несомненно, ваши оригинальные мысли, поданные
в прекрасной стилистической форме, не обогатят этот рассад-
ник дураков и фанатиков. Все ваши благие намерения напрасны
и вредны.
Ибо тут, прекрасная женщина, служат и поклоняются не Богу,
а золоту".
У меня отличное настроение. В глазах блеск, на губах дрожит
мимолётная улыбка. Иду к Любушке. На удивление снежный де-
кабрь. От холода розовеют щёки.
Воздух пахнет арбузной и ёлочной свежестью. Несмотря
на пост, в сердце ликует радость. Небо притягивает взор свой
прозрачностью.
Я даже кружусь на пустой дороге в вальсе.
- Опять зима...
На крылечке Любушкиной дачи обметаю веником замшевые
сапожки от снега и открываю дверь в дом. Любушка меня встре-
* Фортель - ловкая проделка, обман.
61