Душина Валентина Николаевна
Записка на проскомидию первая часть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Записка на проскомидию первая часть Все совпадения случайны, герои вымышленные люди, как и место в котором развивается действие повествования.

Записка на проскомидию
Валентина Душина
Сущность православия в пути к Богу отдельных людей, стре-
мящихся к нравственному абсолюту, "ибо высшая русская
мысль есть всепримирение идей" (Достоевский). Образ Спа-
са - з апечатлённая молитва народа. Откровение, вместившее
не только русский пейзаж, но и мировой человеческий муравей-
ник.
Принятие настоящего даётся современному человеку с тру-
дом. Страшно раствориться в сиюминутном, мёртвом и чуждом
душе. Потерять самость, идентификацию с Создателем.
Поэтому так тянет человека к безмолвию природы, подалее
от людского суда.
Потребность ощутить в самом себе святой дух... как возмож-
ность сотворчества с Богом, умного делания.
Бывает, уходят к лжепастырям. А как ещё назвать отца Р.*... -
человека, в своё время служившего в милиции, а потом совер-
шившего убийство и 13 лет отсидевшего в тюрьме? Как он,
несмотря на смертный грех, стал одним из самых известных
и влиятельных священников России?
Отец Р. имитатор подвигов древних христиан. Ничем не обо-
снованная тяга примерить на себя венец божественной славы
превращает его в опасного безумца. Жажда власти - вот вечный
двигатель! Одна из его монахинь благословляла входящих в хра-
мовые ворота такими словами:
- Дай Бох вам такую болезнь, как рак, да спасёт он вашу
душу от греха!
Однако, когда Бог забирает старейшину РПЦ, плач и стон до-
ходят до неба.

* Романов был извержен из сана (в который рукоположен вопреки цер-
ковным канонам, будучи отсидевшим срок убийцей) ещё в июле 2020-го. Не
подчинившийся церковному суду и продолживший свою раскольническую
деятельность мятежный экс-схиигумен отлучён от Церкви.
50

Люди забывают, что старейшины, а не бессмертные пребыва-
ли средь них.
Такова сила всеобщего оглупления, в конце концов переста-
ёшь видеть вершину мудрости и этический идеал в сказителях
древних волшебных сказок, скотоводах-кочевниках Синайской
пустыни, проживающих свою жизнь в заоблачной роскоши и не-
бывалом комфорте.
Что такое так называемый мир церковный и околоцерков-
ный? Кто только в нём не подвизается Христа ради.
Тех, кто скажет: "Здравствуй, моя душа!" - и распахнёт брат-
ские объятья, единицы. Большинство состоит из людей лице-
мерных и лживых, мошенников всех мастей, любящих сладко
пить и есть, алкающих получить от жизни все мыслимые и не-
мыслимые блага, используя связи, прикрываясь божественной
чистотой Спасителя. Зрелище это гадкое и для психики тяжёлое.
 Фома
Не успел Фома затянуть Лазаря, стоя у храмовых ворот:
"Подайте, православные, Христа ради!" - как проходящая ба-
бёнка протянула ему 500 рублей.
- Помяни сына моего, Евгения! - тихо промолвила.
- Помолись и о моём счастье! - и проходящий сунул в его
чёрную, заскорузлую руку и свою лепту, 100 рублей.
Нынче вся его работа в этой жизни заключается в несении
креста нищего. Этот сгорбленный старик в потёртой одежде не-
обычайно умён.
Неукротимость духа и особые боевые заслуги нынче не в че-
сти. Старики плохо вписываются в демократию, одно их суще-
ствование на земле мешает развитию рынка.
Это Фома понимал хорошо, потому и держался за православ-
ную веру, впитанную с молоком матери, намертво, как за по-
следнюю в своей жизни высоту.
Про свои заслуги не распространялся. Вся жизнь коту под
хвост. Мочи нет - доживай, одинокий старик, никого не тревожь
51

понапрасну, у таких, как ты, своё горе, а господам министрам не
до тебя.
Фома постоял ещё минут пятнадцать на морозе и поспешил
на службу. Грешен был, обижался на настоятеля и святых отцов,
сытых, молодых, дорого одетых... Ругали порой и гнали его в шею
за то, что кто-никто, проходя мимо, копеечку подаст болящему.
Но, как ни теснили его попы, как ни тыкали золотыми креста-
ми Фоме прямо в лицо, спеша наложить епитимию и грозя чуть
ли не отлучением от церкви, за спиной каждого из них видел он
кривляющегося чёрта.
Ох, чесались руки у служащих дьячков сдать пришлого в ми-
лицию, ни капли стыда не имели. Да только Фома всегда трезв
был, вроде как и не за что его забирать в каталажку. И ушёл бы
старый куда глаза глядят, да только совестно ему перед Божьей
Матерью.
Всем живущим на земле она мать, а он как бы смалодушни-
чал, если б отступил от порога её дома, убоявшись долгогривых.
Да и грехов никаких за собой Фома не чувствовал. Просил мило-
стыню, чтоб с голоду не умереть.
Подослали милиционера документы проверить. Когда бравый
вояка, посмотрев паспорт, развернул наградной лист, лежащий в
нём... то молча козырнул Фоме и отошёл. Больше не тревожили.
Опасались то ли связей его прошлых, то ли огласки.
Много чего Фома ведал и знал о жалобах страстотерпцев, но
снять благочинного так и не удалось, несмотря на письма по-
местному митрополиту и в Московскую епархию за подписью
страждущих священников, прихожан, меценатов.
Фома вспомнил строки обращения.
"Владыко!
Простите, что мы, прихожане, беспокоим вас таким образом,
но молчать мы больше не можем. Благочинный ведёт безрассуд-
ный образ жизни, и об этом прекрасно известно всем, его по-
ведение заслуживает самых строгих мер. Мы вынуждены были
обращаться в самые высокие инстанции, чтобы наконец-то пре-
кратить его соблазнительное для многих поведение".
52

"Соблазнительное поведение" благочинного, не имеюще-
го богословского образования, заключалось в его привычке
к аморальному образу жизни, идущей вразрез с привычными
представлениями о священнослужителях, также батюшка питал
большую слабость к спиртным напиткам и не считал зазорным
посещать увеселительные заведения.
Чего греха таить, настоятель любит погулять на широкую
ногу и хорошенько выпить. Он и Фому как-то пригласил в свой
"трактир". Для своих забав пастырь человеческих душ превратил
подвал административного здания храма в цветущий оазис, где
проводит славные застолья перед камином за широкими устав-
ленными яствами столами.
Несмотря на то, что приход бедствовал и не развивался, сам
святой отец отнюдь не страдал от недоедания и не берёг каждую
копейку.
Поездки за границу влетали в немалую сумму денег. Увлекался
он, как и многие другие богатые и власть имущие люди, коллек-
ционированием картин и редких монет, дочь училась в Европе.
Не тот батюшка был человек, чтоб беседы душевные с ним
вести. Не пошёл Фома. Дороги у них разные, у каждого своя.
Продажа водопроводной воды вместо крещенской, право-
славное такси, разъезжающее по городу, подписные листы на по-
стройку нового храма, продажа кустарного золота и серебра, де-
шёвых бумажных икон по завышенным ценам, пожертвования...
Да что перечислять. Храм Рождества Христова, построенный
из старого чёрного сруба, сгорел, так был неугоден Богу. Вот как
это было.
В один из жарких летних дней во время грозы в огромное де-
ревянное сооружение ударила молния. Верхнюю часть храма
мгновенно охватил огонь. Не прошло и получаса, как деревянная
часть храма, обрушившись, выгорела полностью.
Всё пошло прахом.
Что же вменялось в вину настоятелю - благочинному по краю
протоиерею (также являющемуся настоятелем шести храмов)?
53

Малое. Лишь то, что не распорядился поставить на здании
громоотвод.
В строящуюся церковь были вложены немалые средства част-
ных пожертвователей, городских предприятий - спонсоров.
Пастыри и овцы
Миропомазание. Батюшка быстро мажет лоб кисточкой
и суёт руку для целования, отворачиваясь (боится заболеть).
Прихожане целуют поручи. Кладут деньги. Смотрит, кто сколько
жертвует.
Служба закончилась. Служащая: батюшка, вам там арбуз
оставили. Батюшка манит техработника: "Отнеси в машину".
Большой арбуз выносится. Батюшка на весь храм громко ста-
рушкам-свечницам: "...знаю я вас, съедите арбуз! За вами глаз
и глаз нужен".
В связи с коронавирусом к нему никто не подходит, кроме
меня.
Божьи одуванчики: "Да вы что, батюшка, как можно".
Батюшка так торопится, что почти бежит из церкви.
На улице его встречает молодая прихожанка, самодовольная
и богатая. Ей лет тридцать, не больше. Открытая блузка, укоро-
ченная юбка. Батюшка лебезит.
Моё общение с ним не окончено. Я сажусь на лавку, снимаю
с головы платочек, открываю сумочку, включаю телефон.
Курицу, несущую золотые яйца, упустить никак нельзя, ба-
тюшка идёт с ней к машине. Я выхожу неприметно, батюшка,
стоя у дорогой машины, ищет меня, глазеет на центральный
вход, где же я. Но я уже далеко, на другой стороне проспекта.
У меня непередаваемое ощущение меркантильности, себялю-
бия и порочности от столкновения со слугой Бога...
Чем старше становишься, тем больше понимаешь, что твоя
роль - стороннего наблюдателя, и только. Каждому воздастся
по его помыслам, желаниям и делам.
54

А был в начале служения приличный человек", - д умаю я.
Приличным по земным меркам, не упивался до положения
риз, не убивал физически... разве что словом подталкивал мяту-
щихся бросить всё нажитое: работу, родных, друзей и подруг...
сменить круг общения на монастырское послушание.
Я не пытаюсь преодолеть полученную когда-то "прививку"
рационального мышления и критического научного способа
мышления, полученную при советском строе.
Квартиру продать, пожертвовав деньги на Храм, и с чистой
совестью и облегчённым карманом смирять взыскующий чело-
веческий ум и дух подалее от городских благ и цивилизации -
именно такие советы, раздаваемые исповедниками всем прихо-
жанам вокруг, как под гребёнку, я слышала не раз на исповеди
в разных церквях и храмах.
- Батюшка, мне приятно, что вы отмечаете мои таланты
и возможности, но я мирянин, который вносит в церковный
котёл свою десятину. Я мать, которая ставит на ноги несовер-
шеннолетних детей. К вышеперечисленному могу только доба-
вить, что, невзирая на падающие тяготы, в гуще жизни среди мо-
его народа я чувствую себя как рыба в воде.
Далее следует растерянность и долгое молчание наставника.
Оболванивание не удалось. Вздыхая, священник кладёт на мою
голову епитрахиль и произносит разрешительную молитву.
Кто-то скажет, что религия и наука дополняют друг дру-
га, поскольку каждая удовлетворяет важнейшие потребности
человека, соединяющего в себе два начала: духовное и при-
родное.
Но всё-таки стоит добавить: спеши делать добро из-за любви
к ближнему по Евангелию, ибо "Мы ходим верою, а не видени-
ем" - с тих, приведённый Кураевым* по поводу сошествия с небес
благодатного огня.
* А. Кураев - российский религиозный и общественный деятель, богослов,
приговорённый к лишению сана на заседании московского городского епар-
хиального суда 29 декабря 2020 года.
55

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"