Горизонты : другие произведения.

Агитационные плакаты в годы Великой Отечественной войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  "Агитационные плакаты - один из важнейших жанров советского искусства. В годы Великой Отечественной войны их выразительные образы и эмоциональные лозунги призывали к смелости и стойкости на фронте и напряжённому труду в тылу" (материал Государственного центрального музея современной истории России, Фонда Марджани, Национального музея республики Татарстан и kommersant.ru)


  Художник Ираклий Тоидзе
(1941 г.)

  "Грузинскому художнику Ираклию Тоидзе было 39 лет, когда в июне 1941 года он создал один из самых известных плакатов Великой Отечественной войны. Плакат вышел миллионным тиражом, не раз переиздавался, его текст был переведён на все языки народов СССР.
  Моделью стала жена художника - Тамара Теодоровна. Услышав сообщение Совинформбюро, она вбежала в смятении в мастерскую: - Война! Её отчаяние было настолько искренним, что Тоидзе воскликнул: - Стой так и не двигайся!
  Лаконичный силуэт, скупость цветовой гаммы, чёткие контуры и порыв поднятой руки создают убедительный образ. Солдаты называли изображение "мамой" и носили миниатюрную версию плаката в нагрудных карманах гимнастёрок".


  Художники Николай Жуков, Виктор Климашин
(1941 г.)

  "Плакат создан за одну ночь в октябре 1941 года. Гигантская фигура солдата напоминает былинного героя: он готов выйти за пределы листа в реальное пространство. На заднем плане символ Москвы и всей страны - Кремль.
  Николай Жуков, мастер станкового портрета и политического плаката, в годы войны служил в армии, был художником и корреспондентом газеты "Правда" на Калининском фронте. После войны работал на Нюрнбергском процессе, где за 40 дней сделал около 250 рисунков.
  Виктор Климашин, мастер станковой акварели и рисунка, воевал на Смоленщине. С 1943 года работал в студии военных художников имени Митрофана Грекова, выезжал в районы боевых действий как фронтовой корреспондент".


  Художник Виктор Корецкий
(1943 г.)

  "Творчество Виктора Корецкого легко узнаваемо благодаря особой технике монтажа фотографии и рисунка. Плакаты художника напоминают кадры кинохроники и отличаются силой психологического воздействия.
  Образ измученной женщины, взывающей к мщению или освобождению - один из самых эмоциональных и часто используемых в искусстве Великой Отечественной войны.
  Этот образ использован в ещё одном плакате Корецкого: "Воин Красной армии, спаси!" (1942), который вышел тиражом 12 млн и был известен и по другую линию фронта. По некоторым данным, творчество художника заметило немецкое командование, и Корецкий был зачислен в список личных врагов фюрера".


  Художники Григорий Петухов, Михаил Бекташев
(1941 г.)

  "Плакат создан в августе 1941 года, когда над Ленинградом уже нависла опасность блокады.
  В городе над агитационными материалами работали несколько коллективов - "Боевой карандаш", "Фронтовое окно ТАСС", "Искусство", Лениздат, "Балтийский прожектор". Художники трудились круглосуточно. Срочно напечатанный тираж немедленно отправляли на фронт и расклеивали на улицах города.
  Григорий Петухов был художником в газете "Победа". С ноября 1941 года - на фронте. Награждён медалями "За оборону Ленинграда" и "За боевые заслуги". Михаил Бекташев работал в газете "Смена", рисовал карикатуры, иллюстрировал и оформлял книги".


  Художник Ираклий Тоидзе
(1942 г.)

  "Плакат создан во время битвы за Кавказ (июль 1942 г. - октябрь 1943 г.), в ходе которой была остановлена попытка прорыва немцев через Кубань и Северный Кавказ в Закавказье.
  Герои композиции - солдат и матрос - не имеют ярко выраженных национальных черт. Хотя, по некоторым данным, прообразом матроса в бескозырке был младший брат автора плаката Георгий Тоидзе, воевавший на Кавказском фронте.
  Художник показывает, что в деле борьбы с фашизмом население Кавказа едино, поэтому внимание акцентировано на общих для народов региона традиционной одежде мужчин (бурке) и холодном оружии (шашке)".


  Художник Илья Кружков
(1942 г.)

  "Убей - не сдамся" - цитата из стихотворения Леси Украинки "Мечты" 1897 года.
  Автор обратился к распространённому в плакатном искусстве России, Украины и Белоруссии времён войны сюжету: окровавленные вражеские штыки направлены на беззащитных мальчика и мужчину. Подобные плакаты, как правило, выполнялись в тёмной тревожной цветовой гамме, призывая отомстить за смерть матерей, детей и стариков.
  Живописец и график Илья Кружков окончил Киевский художественный институт в 1941 году. В том же году вместе с издательством был эвакуирован в Саратов, куда вывезли многие культурные организации страны".


  Художник Пётр Караченцов
(1942 г.)

  "Плакат создан в период массовой эвакуации предприятий c Запада страны на Урал, в Сибирь и другие регионы. Использовался на заводах и фабриках.
  Пётр Караченцов (отец известного актёра Николая Караченцова) - ученик, а в дальнейшем - соавтор одного из основателей советской плакатной школы Дмитрия Моора (автора листа - "Ты записался добровольцем?").
  Как ценного творческого работника, Караченцова хотели эвакуировать из блокадного Ленинграда, но он добровольцем ушёл на фронт. После ранения под Курской дугой продолжил службу рисовальщиком в армейских газетах и Студии военных художников им. Митрофана Грекова".


  Художник Лев Габышев
(1942 г.)

  "Лев Габышев - художник, искусствовед, коллекционер и пропагандист якутского искусства. На момент начала войны учился в Московском художественном институте. Вскоре 18-летний юноша был эвакуирован на родину. Готовил сатирические и агитационные плакаты, рисунки, карикатуры для газет "Кыым" и "Социалистическая Якутия".
  Плакат "Больше рыбы фронту!" издан тиражом всего 500 экземпляров. Это образец работы для национальной аудитории, выполненной профессиональным художником-носителем местной культуры".


  Художник Самуил Уманский
(1942 г.)

  "Главная задача плакатов для республик Средней Азии - простым языком, но ярко рассказывать о помощи тыла фронту.
  Самуил Уманский - украинский художник, работавший в киевском сатирическом журнале "Перец" под псевдонимом Самум, использовал для наглядности композицию из двух кадров. Известен ещё один его "двухкадровый" плакат для Казахстана на аналогичную тему со строками: "Варежек тёплых каждая пара крепит красноармейскую силу удара".
  Несмотря на простой графический стиль, особенности национальной одежды казахов переданы художником довольно точно".


  "Будем работать в поле так, как сражаются с фашистским зверьем наши советские воины!" (1942 г.)
Художник Роберт Сайфуллин


  "Плакат отличается нехарактерной для начального периода войны красочностью. При этом цветной первый план контрастирует с чёрно-белым вторым. Композиция как бы делится на две части, где второй план - метафора мыслей женщины о будущей победе.
  Движение женщины с серпом повторяет движение бойца, чем создаётся прямая ассоциация подвигов на фронте с трудовыми подвигами в тылу. Цвет и размер шрифта также не случайны: слова "фашистским зверьем" выделены чёрным цветом. Этот приём характерен для казанской книжной графики довоенного периода.
  Автор плаката Роберт Сайфуллин в годы войны работал в Казани. Известен как книжный иллюстратор сказок".


  Художник Газанфар Халыгов (Баку)
(1942 г.)

  "Ещё один плакат, рассчитанный на аудиторию национальной республики. В центре композиции - женщина с характерным для национального костюма платком кялагаи на голове. На переднем плане изображены традиционные для региона шерстяные носки джурабы (джорабы). Такие визуальные маркеры были понятны и близки местному населению.
  Плакат печатался в двух вариантах: с текстом только на азербайджанском языке кириллическими буквами и с переводом на русский язык.
  Автор плаката Газанфар Халыгов - получивший известность в 1930-е годы азербайджанский живописец, график, иллюстратор книг, автор эскизов костюмов к кинофильмам и театральным постановкам. В годы войны создал более сотни сатирических антифашистских плакатов".


   Автор плаката А. Асеев
Политическое управление Черноморского флота, Севастополь; 1941-1944 гг.

  "Агитационные материалы не всегда готовились профессиональными художниками и издавались крупными издательствами. На местах более оперативно работали авторы политических управлений фронтов, армий, флотов и даже отдельных дивизий. Их плакаты сохранились в единичных экземплярах.
  К сожалению, имя автора этого плаката, "художника-краснофлотца А. Асеева", не сохранилось. Нет сведений о его судьбе и других работах".


  Художник Роман Мельничук
Ашхабад. 1942 год

  "Роман Мельничук - киевский художник, соавтор известного карикатурного плаката "На тобi!.. Українського хлiба... Української сталi... ...та землi!", в 1941-1944 годах жил в эвакуации в Туркмении. Был организатором местных окон ТАСС, выезжал на фронт.
  "За варежки спасибо, мать..." - пример работы художника для незнакомого ему региона.
  Мельничук узнаваемо изобразил туркменский женский халат, но способ ношения платка трактовал вольно. Разложенная на полу скатерть - дастархан - типична для Средней Азии, но табуретки и дощатый пол не были распространены в регионе".


  Михаил Соловьев
Окно ТАСС, Москва; 1944 год

  "Ещё один пример "победного" агитационного листа. Подготовлен после Прибалтийской стратегической наступательной операции (сентябрь-ноябрь 1944 года). Над поднятыми матросом и солдатом флагами изображены гербы Латвийской, Литовской и Эстонской ССР.
  Соловьев использует характерную для плаката фронтальную постановку с крупными фигурами на переднем плане. От станковой живописи здесь - внимание к деталям и красочность.
  Стихотворные строки написаны одним из создателей жанра советской массовой песни Василием Лебедевым-Кумачом" - автором "Широка страна моя родная..." и "Вставай, страна огромная..."


  Художник Михаил Карпенко
(1943 г.)

  "Карикатурное изображение Адольфа Гитлера - распространённый в годы войны приём. Работу также можно рассматривать как хронику переломного 1943 года, к концу которого советские войска освободили Смоленск, Киев и Гомель.
  Уроженец Смоленщины Михаил Карпенко перед войной жил в Минске. Воевал, был ранен и после демобилизации отправлен в Таджикистан. Работал над политическими плакатами и был главным художником театра имени Маяковского в Сталинабаде (Душанбе).
  В начале 1945 года для организации "Окна ЛТА" Карпенко переведён в Ригу, где остался после войны. Стал автором иллюстраций к десяткам детских книг".


  Художник Михаил Щеглов
(1943 г.)

  "Кроме плакатов с героическим пафосом, издавались и сатирические листы, близкие к иллюстрациям юмористических журналов. Принятыми в те годы приёмами художник Михаил Щеглов изобразил "внутренних врагов", которых порицают фронтовики.
  Щеглов родился в Самаре, жил в Сибири, в Рыбинске, на Украине, в Крыму. Во время войны выпускал "Окна ТАСС" в Харькове и Томске. Подготовил около сотни выпусков "Окон" и 500 рисунков "Дневника Отечественной войны".
  "Окна" выполнялись от руки, тиражировались небольшими партиями с помощью трафаретов, а затем выставлялись в витринах и окнах домов".



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"