Дворецкий Владислав Васильевич : другие произведения.

Маска

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    разговоры о себе и о других...

Маска

Mundus universus exercet histrionam

"Весь мир занимается лицедейством"

Гай Петроний Арбитр

 Что такое маска и принцип маскировки в человеческом обществе?

 Откуда появилась маска?

 Почему она так важна для человека?

Безусловно чрезвычайно важные и интригующие вопросы.

Что ж приступим!

Маска является защитным механизмом в социализированном обществе, одним из фундаментальных элементов процесса адаптации человека в окружающей нас действительности, проявлением разумного эгоизма.

Маска может выступать в различных ролях:

 Маска как образ, который идентичен поведению актеров в театре.

Она выступает в качестве симуляции на театральной сцене.

 Маска, которая примеряется в обществе, напоказ, демонстрация своего alter ego. Маска словно очередной который человек "надевает" в обычной, бытовой жизни, при это сам человек с течением времени уже не может отличить маску-образ от собственной личности.

В отличии от театральной игры, в которой дистанция между актёром и исполняемой им ролью сохраняется по закону театральной условности, в реальной жизни дистанция между "человеком-актёром" и его "маской-образом", полное слияние человека со своей маской на уровне поведения и подсознания.

В качестве довольно специфической формы адаптации на протяжении эволюционного развития маска оказывается для человека в некотором роде нормой и приспособлением для сокрытия самого себя в конкретной жизненной ситуации.

Качество "быть другим" без сомнения полезно, ведь мало кому хочется раскрываться перед незнакомыми людьми, делясь своими радостями и горестями.

Используя маску человек изменяется сам и может изменять отношение других людей к себе и окружающему миру.

Маска для человека является словно раковиной, в которой может находится либо восхитительный жемчуг, либо пустышка.

Но приоткрыть хотя-бы подобную "раковину" чрезвычайно трудно.

Только опытные ловцы жемчуга, способные различить вместилище прекрасного жемчуга от "пустышки".

То же самое можно наблюдать и у людей.

Многие люди могут довериться лишь самым близким друзьям, либо кровным родственникам, иначе говоря только людям, о которых человек может с уверенностью сказать:

"Они не подведут... Они не бросят в трудной либо жизненной важной ситуации, помогут полезным советом или своевременными действиями."

Пожалуй ещё опытные психологи способны различать людей, их мотивы, причины поступков и смены жизненных ориентиров. Хотя они могут собирать подобную информацию либо ради эксперимента и научного интереса, либо ради собственных меркантильных целей продвижения по социальной лестнице.

Многие люди также при вопросе "Как дела?" обычно отвечают "Всё нормально" имея ввиду не только "Тебе не стоит беспокоится", но и не нужно интересоваться моими делами, ведь если бы я хотел рассказать тебе о моих делах , проблемах, радостях и горестях, я бы так и сделал.

Если же ты получил от меня подобный ответ я не могу или же не хочу отвечать тебе. Потому что я тебя знаю слишком плохо или же наоборот слишком хорошо".

Со своей стороны спрашивающий и не ожидает особо откровенного ответа, понимая что человек может ему не доверять, сохраняя важные для себя тайны при себе.

Оба человека играют и блефуют не особо надеясь на искренность собеседника, на тот случай, когда человек хотя-бы приоткроет свой внутренний мир.

Хотя бывают случаи, когда человек действительно хочет помочь в определённой ситуации. Но при этом его собеседник должен проверить, достоин ли его собеседник доверия, или же это просто формальное участие, продолжение искусственной игры.

Ведь многие люди имели опыт подобных ситуаций и скорее всего реагировали схожим образом, на уровне подсознания выстраивая свои взаимоотношения с другими людьми.

Ведь вопрос как и ответ очень просты, а смысла может быть более чем достаточно.

Качество "быть другим" является жизненно необходимым атрибутом в процессе развития индивидуальности человека.

Разве никто не попадал в ситуации, когда нужно улыбаться, казаться жизнерадостным, хотя на самом деле не хочется никого видеть и "закрыться на все замки" в собственном мире?

Маска, de-facto, в основном является проявлением поверхностных, временных изменений в alter ego или же внешнего вида человека в данной ситуации в процессе адаптирования к изменения на жизненном пути.

Хотелось бы также немного остановиться на вопросе возникновения маски в человеческой культуре.

Маска имеет очень давнюю историю:

История маски является историей представлений человека кем-то другим, во всей многоликости этого феномена в человеческой истории и культуре: начиная от первобытного строя в качестве маскировки первых охотников до представления маски в качестве атрибута-символа во время священных ритуалов.

Маска также зачастую используется во время обрядов и ритуалов в первобытных племенах, а в современном маска встречается в основном во время проведения карнавалов либо маскарадов.

Как и в архаическую эпоху развития человечества маска располагается в "приграничной", "буферной" зоне между миром тайн и неизвестности, приблизится к божественному миру из мира реального, символизирует некий переход из чего-то явного в скрытое.

С помощью маски человек импровизирует, лицедействует.

Особенной же красоты и многоликости образ маски приобрёл в античную пору в качестве неизменного атрибута театральной игры.

В качестве примера можно выделить древнегреческую театральную постановку, когда актер мог исполнять сразу несколько ролей. Он мог показывать зрителям сразу несколько оттенков эмоций на одном

"лице-маске". В античном театре маски, (в особенности комические) могли с лёгкостью отображать признаки возраста, характера, профессии (и как следствие социального положения в обществе).

Что-то подобное можно встретить и сейчас, когда человек профессионально далёкий от сценической деятельности, может лицедействовать не хуже профессиональных и многоопытных актёров, если он к примеру встречает нищего или директора банка либо владельца казино.

Продолжая разговор о развитии маски, как символа некой тайны, закрытости личности от общества можно взять за пример её использования в странах Дальнего Востока.

В Индии, к примеру, во время празднеств и театральных представлений

маски отображали представителей Добра и Зла, с танцами, как неизменным атрибутом усиления экспрессии персонажей.

На о. Шри-Ланка маска является неизменным атрибутом священных буддийских обрядов, во время которых люди перевоплощались в персонажей-масок.

В Таиланде актёры, одевая маски должны были исполнять роли духов либо колдунов.

В Индонезии кроме всего прочего актёрами активно используется пантомима для усиления сценического эффекта. Актёр при этом держит маску перед собой, показывая разделения себя настоящего и

"маски-образа".

Это был лишь небольшой и неполный экскурс в историю маски связанную с обычаями и традициями разных народов, ведь автор стремится не к культурологическому обзору данной тематика, а скорее к социально-психологическому разбору этого вопроса.

Человек социально изменяется, обновляется, "обрастает" образами, которые зачастую ему не свойственны. Он играет, зачастую рискует "быть обнаруженным" другими под слоями образов которые он сам себе придумывает, создавая собственную репутацию.

Человек использует принцип игры: играет, блефует, рискует,

боится быть обнаруженным, иногда же устаёт и стремится проиграть, сорвать маски с себя и окружающих.

Хотя многие люди сами до конца не знают кто они, принимая собственную игру, надетую на себя маску за себя самого .

Ведь маска воспринимается как необходимая защита, которая оберегает человека от возможного негативного влияния других людей в процессе поиска себя настоящего.

Данный очерк можно закончить афоризмом О. Уайльда: "Будь собой, остальные роли заняты."


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"