А докопавшись до истины, предотвратим трагедии в будущем.
А то всё как-то просто у НИХ выходит.
Давайте порассуждаем
"Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской,
Мечутся чайки над морем,
Крики их полны тоской..."
Берём отправную точку. Просто точку. Точку в 1965 году.
Вот если исходя из этой точки мы видим, что со временем техника, технологии развивались, усовершенствуясь, расширяя рамки своих возможностей, то это что? - прогресс!
А если не развивались и не усовершенствовались, то это что? - регресс!
А если не только не развивались, а вообще исчезло то, что вчера ещё считалось необходимым, как основополагающее в жизнеобеспечении человека, людей, военнослужащих, техники?...
То, как это называется? - Недальновидность? Глупость?...
А, может быть, предательство?...
1965 год. Призванный на воинскую службу попадаю в Кронштадт.
В электро-механическую школу. Девять месяцев теории и практики. Закончив школу по первому разряду (с отличием т.е.). Получаю специальность моториста надводных кораблей.
Далее по разнарядке - в 445-й Отдельный дивизион аварийно-спасательных судов (ОДАСС). Расписан на флагман дивизиона - спасательное судно "СС-53" (в/ч 20528).
Я не задавался вопросом, сколько кораблей было в дивизионе. Много. Вся гавань борт к борту была забита спасателями разных "мастей" с окончанием навигации.
Что мы спасали? Всё, что надо было спасть. Мимо нас ни одно ЧП на Балтике не проходило. И не было ниодной летней "кампании", чтобы не проводились учения в тех или иных вариантах спасения кого-либо или чего-либо в Финском заливе или на Ладоге.
Но основной нашей задачей было спасение личного состава с затонувших подводных лодок (ПЛ). Корабль наш изначально к этому был и оборудован, и подготовлен.
В программе учебных задач перед нашим кораблём входило:
выйти в квадрат затонувшей ПЛ,
найти её методом эхо локации,
обследовать ПЛ лежащую на грунте,
обеспечить поддержание живучести аварийной ПЛ,
вывести личный состав из затонувшей ПЛ,
оказать медицинскую помощь спасённым.
Не знаю утверждённых нормативов. Однако, без учёта подхода к указанному квадрату за сутки, даже меньше, мы управлялись.
Совместно с нами в учениях участвовали:
боевое охранение - до крейсеров включительно,
буксиры с понтонами,
танкера с ГСМ, питьевой и котельной водой,
катера ВРД (водолазный, рейдовый) и, конечно же, -
катамаран "Коммуна".
Этот катамаран был уникальнейшим судном - предназначался для подъёма затонувших подводных лодок с грунта.
Диапазон наших возможностей был неограничен.
Автономность "СС-53" в ходовом режиме была более месяца.
Благодаря конструкции корпуса и защищённости его систем, корабль мог работать даже на мелководье.
И шторма ему были не страшны по тем же причинам.
Технология установки корабля на четыре(!) якоря позволяла ему производить спасательные работы и в штормовую погоду.
Экипаж корабля был подобран количественно так, что спасательные работы могли проводиться без остановок круглосуточно, с начала и до завершения.
Водолазная команда состояла сплошь из специалистов глубоководников способных погружаться на неограниченную глубину.
Медико-физиологическое оборудование на судне обеспечивало любые потребности водолазной команды.
Техническое обеспечение водолазов было таково, что, со слов командира водолазной команды, старшего лейтенанта Логинова, мы без вреда для здоровья матросиков могли бы и АПЛ "Трешер" поднять из Марианской впадины, что в Атлантике находится. Да гады американцы отказались.
Не поверить ст.лейтенанту было нельзя. Всё водолазное оборудование было перед глазами:
Здесь и батискаф с манипуляторами, который мог опускаться на глубину до пяти километров и производить там необходимый набор работ.
И "колокола", для этапирования спасённого личного состава с затонувших ПЛ. И конструкция "колоколов" этих, позволяла с минимумом физических затрат присоединять их к аварийным люкам затонувшей ПЛ. "Колокола" эти допускали жизнеобеспечение людей на глубине до трёх километров.
И тяжёлые скафандры с частичной автономностью водолаза на той же глубине.
В общем, весь набор для того, чтобы свести к минимуму количество могил военнослужащих с затонувших подводных лодок. Независимо от того атомная это подводная лодка или дизель-электрическая. И независимо от того где с ней произошло несчастье - на Балтике, на Севере или ещё где.
Для чего я всё это рассказываю? А вот для чего.
Сегодня исполняется десять лет со дня гибели экипажа АПЛ "Курск". До этого были и "Комсомолец", и "Воронеж"... Наверняка были ещё и другие лодки, крейсера, которые для подводных рейдов предназначались. И было это уже после того, как я демобилизовался.
А что же дивизионы спасательные, подобные тому, в котором я службу правил?
Куда они подевались? Почему их не было на месте аварии с вышеназванными АПЛ?
Как получилось, что всё погибло там - и люди, и техника?...
В Кронштадт приезжаешь и диву даёшься.
Во времена моей службы, в гавани не протолкнуться от кораблей было. А сейчас стоит полтора ракетных катера... А остальные корабли где?... Матросов в славной морской крепости не стало. Казармы флотского экипажа - гроза врагов наших, краса и гордость всей Балтики - как Херосима с Нагасакой после "подарочка" американского...
Я сейчас книгу читаю "Коррумпированная Россия".
Автором А.Константинов назвался.
В ней про коррупцию в вооружённых силах написано. Естественно и про флот Российский тоже. Так вот, если всё это правда, что в этой книге написано, то понять я хочу - как у адмиралов наших хватает совести памятные речи говорить в чёрные дни годовщин погибших в пучине морской.
Как под ними земля не разверзнется и не поглотит их Гиена огненная, когда они хвалу лживыми языками своими у обелисков героев произносят...
Да! Матросики наши, независимо от звания, погибшие в безбрежных просторах мирового океана - истинные ГЕРОИ.
Потому как - ГЕРОИЗМ ЕСТЬ СЛЕДСТВИЕ ЧЬЕЙ-ТО ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
А преступники это те, которые развалили всё то, что было создано для того, чтобы матросики эти жили...