Грошев-Дворкин Евгений Николаевич : другие произведения.

"Люди идут по свету..." Обзоры работ представленных на конкурс "Моя планета-2017"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    написано со всем откровением, без лукавства

  
  
  В настоящем сборнике обзоров работ представлены все из них, которые прошли или не прошли преноминацию. Если кто-то не увидел своей работы, значит до неё очередь не дошла. Наберитесь терпения, будет и для вас радость.
  
  
  Гаан Л.Н. В краю магнолий плещет море...
  
  Некоторой грустью повеяло от строчки в названии очерка. Замечательная песня звучала когда-то по всем городам, весям... Сегодня, из современной братии, мало кто вспомнит слова чарующие, зовущие, не предвещавшие ни каких бед.
  И всё, как в пропасть, рухнуло. Жалкие крохи воспоминаний о том, что было возможным услышать ласковый плеск моря, увидеть и магнолии, и солнце в голубизне неба, и снежные пики гор обрамляющую землю одну на всех.
  Сколько хожено-перехожено по раскалённому асфальту вдоль Псоу. Сколько раз, от нечего делать, пересекали вброд горную речушку, чтобы оказаться в другом времеизмерении, в городе Леселидзе, где часы, помимо нашей воли, перескакивали на час вперёд. Где это всё? - Осталось в другом времени. Времени, которое ещё не скоро принесёт радостные улыбки на лица древнейшего народа Кавказских гор - абхазцев.
  
  Не знаю, хотел бы оказаться ТАМ снова, как когда-то в семидесятых годах. Скорее всего, нет. Выйдешь на улицу, а вокруг серость, сумерки, унылость. Когда это кончится?!
  Правда, мандарины с прилавков не исчезают. Бананы, апельсины, лимоны, маслины - всё, что душе угодно. Но разве душе только этого угодно?..
  От всей души хочется поблагодарить автора за те несколько строк, которые преподнесли реальную картину сегодняшней жизни народа проживающего в Абхазии.
  
  P.S. Лилия Николаевна, если вы уберёте из текста лишние местоимения, то повествование от этого только выиграет. Особенно 'царапало' обилие 'Я'. Помните, что излишество местоимений и прилагательных портят текст.
  
  
  Странник С. Дорога к Тангуну
  
  С трудом, но прочитал очерк от начала и до конца.
  Прочитал и подумал: - За что бедному читателю такие мучения?
  В академическом знании темы, поднятой автором, сомневаться не приходится. Знает человек, о чём пишет. Беда в том, что не каждый читатель знает, о чём читает.
  
  Что такое Корея сегодня? Есть ли у кого информация для обывателя, которыми мы, в большинстве своём, являемся? Лично мои последние сведения об этой стране почерпнуты из толстенной книги с названием 'Корейские сказки'. И было это в пятидесятых годах прошлого столетия.
  Но м.б. это я такой тупой? А остальным Корея роднее, нежели деревенька подмосковная?
  
  Нет сегодня информации о Корее, в достаточном объёме для среднеобразованного человека. Нет и, как-то, обходимся без не. И вдруг...
  - Это вы спрашивали о Тангуне?..
  - Как появился Тангун Вангом?..
  - И сошёл Хванум на Землю... на склоне горы Пэктусан...
  - Принял титул Чхонвана...
  И т.д. на протяжении шести с половиной страниц.
  
  Да, нам бы узнать, где эта Корея находится?
  Почему их две - Северная и Южная?
  Где и почему проходит демаркационная линия, разделяющая два однородных народа?..
  
  Простите автор, но 'вельми понеже языками не владею'.
  
  Может лучше про реактор, Про любимый лунный трактор?
  Ведь нельзя же, год подряд То тарелками пугают, дескать, подлые, летают,
  То у вас собаки лают, то руины говорят.
  
  
  Левина Ю.С. Когда пламя свечи затмевает жар солнца
  
  Первое, что пришло на ум, когда взял в руки эту работу, - название интригующее. Где автор отыскал страну, в которой такое возможно?
  Задавшись вопросом, торопливо перелистнул страницу и... скуксился - опять не Россия. И не Европа, и не 'новый свет', а Таиланд. Но всё равно - интересно. Знать бы только где он находится.
  Помнится, проходили когда-то по географии, но в памяти ничего не сохранилось. Вроде где-то в Азии. На самом Юго-Востоке. Чуть правее Индии, что-л.?
  
  Ладно, не суть. Главное, что там народ путёвый. Благословит не то, что не весть, откуда появилось - Солнце, а дело рук человеческих - свечу. Солнце, это что? - сегодня есть, а завтра нет - тучами его затянуло. А свечка всегда под рукой. Зажёг фитиль и наслаждайся светом, сколько влезет.
  А что до Идолов, которым поклоняться не грех, то для этого Будда есть. И не один, а несколько. Мало станет, то можно ещё из скалы вырубить, чтобы всем хватило.
  
  Что ни говори, а правильный народ в Таиланде живёт. Об этом и в очерке написано, и фотокарточками подкреплено. А такие, как Юлия Сергеевна врать не будут. Им это без надобности.
  
  
  Княжина А. Новолетье на Полесье
  
  Прочитал на одном дыхании. Как сказку, как песню, которую ещё можно услышать в местах проживания людей от Земли.
  Жаль, что мест таких становится всё меньше и меньше. Очень жаль...
  
  Спасибо вам огромное за искренность, за правду, нежность и любовь, что вы вложили в написанное. Остаётся восхищаться мужеством людей, которые до сего дня хранят в душах, под сердцем то, что и сегодня именуется народным творчеством. Не самодеятельностью, нет! А именно творчеством, пронесённым через века, зарождённым предками и сохранённым такими людьми, как Анна Княжина.
  
  Грустно осознавать, что придёт время, и песни души народной снизойдут на 'нет'.
  Растворятся в 'ворохе проблем, болезней, которые следуют по пятам, стирая память о тебе в каменных джунглях'.
  Но останутся рукописи тех, которые и поныне хранят память народных сказаний переданные им предками. А рукописи, как известно, не горят.
  
  Низкий поклон вам, автор, за песнь души, которую подарили всем, кто в ней нуждается.
  
  P.S. Текст написан классически, но, Боже мой, как же нехорошо 'залит'.
  Его бы чуть-чуть поправить и повествование зазвучит как былина.
  
  
  Чваков Д. Схватка
  
  Читая работы известного автора, знаешь наверняка, что этот ляпов не допустит. Всё у него конкретно, целенаправленно, преподнесено 'со вкусом'. Про такого говоря, человек знает, о чём пишет.
  Он настолько внимателен к окружающей среде, обстановке, людям, с которыми его сводит судьба, что с уверенностью можно сказать - человеку всегда есть о чём рассказать. А как рассказать, это у него 'не отнимешь'. Всегда образно, колоритно с правильно подобранными интонациями.
  Вот и этот рассказ не исключение. Почитайте и почувствуете всю динамику происходящих событий, которые, казалось бы, начались на 'ровном месте'.
  
  Спору нет, можно было бы дать оценочную характеристику Женьке Степаненко: откуда такая кровожадность по отношению к 'брату меньшему'? И начальников можно было бы пожурить за отрыв от коллектива во время профессионального праздника... Но, чтобы вы знали, на северах своя логика поведения. Отличные отношения во время вахтовок, когда сутки делятся на две части - работа и сон.
  Ну, ещё, возможно принять 'на грудь' перед тем как рухнуть на нары в монтажном вагончике. Но вот чтобы песни под гитару, у ярко горящего костра... - не припомню. Это будет потом, когда:
  
  - Меня домчат к тебе, когда зимовка кончится,
  - Олени в нартах, самолеты и такси...
  
  А пока читайте Чвакова и север откроется вам в полной мере. Поверьте на слово. Уж я-то знаю.
  
   Светлаков Л. Хождение в Сиэтл ч . 3. Русский шоппинг
  
   В тот день, выходя из частного номера гостиницы, тут же при входе, расселся, что твой американец, и, никуда не торопясь, заказал чашечку кофе. День только начался. Утреннее солнце ещё не прогрело каменные стелы небоскрёбов. На улице, хрен знает, как называется, царила бодрящая прохлада, понуждающая к действу. Но чем заняться в этом, по сути, чужом городе, не знал и затушив сигарету в пепельнице из нержавейке, кивнув подавальщице '"Thank you very much", походкой человека без определённого рода занятий, направился в 'Русский шопинг'.
   Куда ещё русскому податься, когда в кармане чуть более двадцати долларов, а впереди целая неделя, в течение которой необходимо написать что-то наподобие очерка о местном житье-бытье. Это было моим заданием от российского журнала 'Самиздат' где я подвязался не пойми кем: журналистом, вольным писателем, критиком обзоров... Однако деятельность моя работодателей устраивала и так я оказался в Америке, в качестве шоппинг-туриста. Именно на этом поприще рассчитывал 'срубить' пару сотен ихних зелёных и, хоть на время, покончить с полунищенским существованием.
  
   Супермаркет встретил меня оживлённостью покупателей, которые знали зачем сюда пришли. Лично меня никогда не покидало чувство, что американцам всегда, что-то надо. Даже, если у них всё есть, то всё равно надо. Вот и шастают они с утра и до поздней ночи там, где мне терпения хватало, если только на час.
   Однако намеченный час подходил к концу. Мыслей для редакции я так и не разыскал в переполненных товарами залах и не теша себя никакими надеждами решил подняться на penthouse. Когда лень поглощает разум, то лучшего места для безделья не придумаешь. С высоты сто двадцать четвёртого этажа вся Америка перед тобой, как на ладони. Есть возможность расслабиться и, с надеждой, что мысль материальна, предаться её ожиданию всё за той же чашкой кофе.
  
   Оглядевшись в поисках свободного местечка, взгляд мой задержался на знакомом, как мне показалось, человеке. - Неужто Светлаков, - мелькнуло в голове. Подошёл, пригляделся - точно он. Сидит за раскрытым ноутбуком и что-то усердно шлёпает по клавишам.
   - Лев! Ты ли это? Какими судьбами? Что привело тебя в 'новый свет'?
   - О, Евгений, - улыбнулся он мне в ответ открытой, дружелюбной улыбкой. - Вот решил поучаствовать в конкурсе 'Моя планета-2017'. А тут и доча в гости пригласила. Насмотрелся такого-о-о, чего и не ожидал. Решил очерк накропать и отправить на преноминацию. Может кто порадуется вместе со мной ощущениям от ранее не виданного.
   - Очерк говоришь? Дайка глянуть. Я ведь здесь тоже за этим. Только в бошку ничего не лезет. Очаровал меня Сиэтл своей простотой американской.
  
   Пододвинув к себе ноутбук, вчитался в уже написанное и понял, что мне здесь 'ловить' нечего. Лев всё написал. И написал так, что лучше не напишешь. Придётся искать вдохновение за другим кофейным столиком. И пожелав ему удачи, решил не тревожить его своим присутствием.
  Впереди у меня ещё было время проявить свои возможности в написании очерка, или рассказа, или... что в голову придёт, о том и напишу. Ведь не совсем же я законченный бездарь.
  
  Бердник В. La Costa de Raton (рассказ попутчика)
  
  Не прошло и суток как 'на Экваторе' было размещено:
  
  235. *Моя-Планета (wasyata@mail.ru) 2017/03/01 12:13 [ответить]
   Путешествие по Планете начинается!
  
  Сколько радостей и приятных тревог принесло это сообщение:
  - Свершилось! Наконец-то! Можно сесть за комп, предаться воспоминаниям, поделиться со всеми о недавних переживаниях связанных с приятным времяпровождением там, где, кажется, кроме тебя никто не бывал.
  И вот в преноминационных списках появляются первые произведения, первых авторов. Работы представленные абсолютно разные: хорошие, не очень, захватывающие и... Ну, это каждый из нас почитает и сделает выводы.
  
  В руки попадается рукопись Виктора Бердника:
  - Что это? Зачем? Какую радость от предпринятого путешествия читатель должен разделить с автором? Имеет ли этот рассказ право на присутствие в конкурсе?
   - Вопросы, вопросы, вопросы...
  Ответы на них находишь в конце повествования:
  
  - Знаю только одно, что окажись тогда у меня на борту оружие, я мог бы нас
  защитить и избежать того, что произошло. Гуманизм к падшим существует лишь до тех
  пор, пока они же однажды не вышибут его из головы...
  
  'Утро вечера мудренее' - вспомнилось мне и отложив рукопись, укутавшись в одеяло заставил себя уснуть. Не так-то это просто оказалось, после прочитанного. И всё-таки, окончательно проснувшись, пришёл к выводу, что рассказ этот, как ни какой, имеет право на присутствие в конкурсе. Ибо сказано великим полководцем: - 'предупреждён - значит вооружён'.
  А как, скажите, быть не вооружённым в наше тревожное время? Когда отовсюду хлещет кровища международных отношений?
  Как, скажите, начать путешествие по Планете, не опасаясь за близких своих, которых взял полюбоваться прелестями Мира? Как?!
  
  Поневоле вспомнишь из гражданских событий прошлого: - Тяжело в деревне без нагана.
  
  
   Исаченко В.И. Кореянцы
  
  Прочитал и подумалось - год прошёл с того, как именовалось 'Моя планета-2016', а какая разница в тематике работ, как возвысились над собой авторы, которых удалось прочитать до начала преноминации. Обидно будет, если Пресс-Центр 'завернёт' такой рассказ, как 'Кореянцы'.
  Если, после внимательного прочтения, против рассказа выписать все требования Правил конкурса, то не вижу в нём ничего криминального. Смелость, отчаянность описываемых событий присутствует. Но никак не издевка над 'товарищами по труду', над теми, которые, как и мы населяем эту Планету. Во всяком случае, представление о жизни Героического Корейского Народа рассказ преподносит в полной мере. А то, что улыбка подчас посещает лица читателя, то это не 'кореянцы' виноваты, а те, кто славит нерушимый строй в стране, где этот народ проживает. Дождёмся, и над нами будут потешаться не меньше. Всё к тому идёт. А пока...
  
  Ответьте со всем откровением - кто бывал в Корее? Не в Южной, туда: - "Ласкаво просимо. Во все времена". А в Северной, с явным коммунистическим режимом, из которого россиянам удалось вывернуться спустя семьдесят лет построения своего 'светлого будущего'. Вот сегодня, читая рассказ, представляйте себя такими же, над кем ухмыляетесь.
  Классно написан рассказ. И классически, и с разбивкой народов на классы имущих и не имущих.
  Но тех, кто прихватил толику совейского режима, подобным не удивишь. Были времена и бесстыжее.
  
  Чертова Е.В. Дерево жизни
  
  Вроде бы простенький рассказ из жизни простых людей. А вчитаешься, вдумаешься в прочитанное, и диву даёшься - сколько мудрости в написанном.
  Это только кажется, что живём мы сами по себе. Живём в мирУ нас окружающем независимо от него. А на самом деле...
  
  Любой из нас представляет собой что-то живое, которое, словно отражение в жизни, являет сущность нашу. Вот об этой сущности и повествует рассказ.
  Каждый из семейного клана являет собой дерево жизни. И от того, каким человеком является тот или иной из членов семьи, вырастает дерево. Никакая тайна не скроется от него. Чтобы не сотворил человек - доброе или плохое - всё обозначится на обличии дерева.
  Живёт человек трудом, добром, душой чистой, непорочной и дерево цветёт, и радует всех внешним видом своим. Но стоит сотворить действо противоправное и в тот же миг дерево даёт знать об этом. Даже наказание через дерево можно принести обидчику. Заставить сожалеть о сотворённом грехе.
  Жаль, что всё это преподнесено словно народное поверье.
  
  P.S.
  
  Рассказ настолько хорош мудростью своей, что, идя против Правил, решил внести коррективы в текст. Они, как мне кажется, должны приблизить его к более совершенной, в литературном смысле, форме:
  
  - Толстая муха влетела в открытое окно, спасаясь от жары ...
  А если так:
  - Толстая муха, спасаясь от жары, влетела в открытое окно...
  
  - От гриба запахло сыростью.
  А если так:
  - От гриба пахнуло сыростью.
  
  - И почему ты шатаешься в такую жару? ... К тому же мне помощь твоя нужна ...
  А если так:
  - И почему шатаешься в такую жару? ... К тому же помощь твоя нужна ...
  
  - Отец поймал этот взгляд, словно его укусила муха.
  А если так:
  - Отец поймал этот взгляд, словно его муха укусила.
  
  Впрочем, я ни на чём не настаиваю.
  
  Костромин В.А. Ночь сыроежек
  
  Позабавил Влад Ааронович. Ох, и позабавил рассказом своим. И как же это мы раньше не встречались. Огромное удовольствие получил от прочитанного. Весь колорит, который если только в деревне повстречать можно, представил нам автор. Видно по всему, что не понаслышке написал и не придумал, а пережил и с нами поделился.
  Каждое слово в строку. Всё, как на самом деле происходило и удавалось подглядеть ненароком, когда в деревне оказывался. Правда, та ситуация не с грибным сбором случилась, а...
  Но это уже другой рассказ, который с этим мало общего имеет.
  
  Однако, Влад Ааронович, несмотря на смачность рассказа, позвольте заметить огрех один. Заключается всего-то в одном слове, но как портит антураж написанного. Убрать его и всё, как 'шар в лузе' становится по своим местам:
  
  - Когда я был маленьким, наша семья жила в ГЛУХОЙ деревне.
  А дальше пошли нестыковочки:
  - отец директор совхоза;
  - мать бухгалтер;
  - дети в школе учатся;
  - холодильник в избе...
  Это в 'глухой-то' деревне?! Что-то здесь не так, уважаемый.
   Действие явно происходит в центральном отделении совхоза. Трудно представить, что 'директор совхоза' где-то на отшибе проживает. Опять же школа возможна только на центральной усадьбе, но никак не в дальнем отделении. А уж если холодильник в избе, то, наверняка, и телевизор имеется, а это атрибут никак не 'глухой деревни'.
  Уберите это слово из текста, и всё станет на свои места. Попробуйте со мной согласиться.
  
  Кяшкин А.А. Раны на асфальте
  
  Интересный рассказ. С необычно построенным сюжетом.
  
  Вроде бы всё как обычно для молодых людей современности, но то, что преподносит автор как плату за неверность, поражает. Смешать воедино юношескую любовь и мистическое фэнтези - это надо постараться. У автора это получилось.
  И не беда, что текст написан неказисто. Со временем мастерство придёт. Главное, что автор находится в поиске собственного видения построения рассказа. Впервые встречаю в сюжете, что за боль обид отвечает не только те, кто обиды эти несёт, но и весь город: дома, улицы, подъезды, квартиры. Даже те, кто старается остаться в стороне, быть 'нейтральным' и тот подвержен 'каре' за невмешательство в дела и судьбы человеческие.
  
  Ну, а то, что в сюжете перекликаются любовь и 'страсти-мордасти', это пройдёт. Пройдёт как 'детская болезнь левизны'.
  Досадно другое: автор даже намёком не даёт понять читателю, что в жизни разум всегда должен преобладать над чувствами. Но, будем надеяться, что это придёт. Придёт со временем.
  
  Мудрая Т.А. Чёрный ворон, белый снег...
  
  Несколько дней... Нет, не дней, а суток не давал мне покоя этот рассказ. Что-то в нём не так. Но, что?
  
  С прозой госпожи Мудрой познакомился не вчера. Не помню, сколько лет прошло с момента, когда впервые открыл страницы её творчества. Может пять... Может больше. Но до сих пор двоякое чувство не покидает меня, когда вгрызаюсь в ею написанное. Так закрутить сюжет, так преподнести его читателю может только Татьяна Алексеевна. И на протяжении вот уже столького времени она остаётся верной себе, стилю письма, форме повествования.
  
  Когда-то, в самом начале наших отношений, во всём винил себя: - Куда тебе, Дворкин, 'здесь чистое мутить питьё' её. Но не ложилось на душу ею написанное. Не ложилось!
  Доходило до того, что взяв за основу её сюжет, переписывал рассказ, делая его более доступным для читателя. И это получалось. - Всё то же самое, но ясно и понятно, доходчиво и доступно каждому, кто не представляет себя без литературы.
  
  Потом мы расстались: устали друг от друга. И встретились вновь на конкурсе 'Моя планета - 2017'. Можно было бы не читать этого рассказа, но... Долг превыше всего! Хочешь или нет, а вердикт пришлось бы выносить. - В судейской коллегии нынче состою.(Состоял. Выгнали меня с треском.)
  
  И вот, опережая события, спешу поведать вот о чём:
  
  - Друзья, и вы автор столь сложно написанного рассказа, запомните одно, что литературное произведение, так же как и произведение художественное, должно быть целостным. Тем более, если это рассказ на десять страниц печатного текста.
  В нём не должно быть 'штрихов', набросков из другой тематики, нежели той, которой посвящён сюжет. А рассказ сей изобилует 'вставками'.
  
  Чуть-чуть из крестьянской жизни.
  Чуть-чуть былинного описания.
  Чуть-чуть современного бытия.
  Чуть-чуть от 'Галатеи с Пигмалионом'.
  Снова архаичность современности.
  Многоголосье заключительных аккордов былинной направленности...
  И, словно писк флейты-пикколо, в заключении:
  - '... до самого конца прошептывает Сергей и говорит уже во весь свой новый, молодой голос:
  - Айдан. Это ведь ты рядом?'
  
  И, под конец обзорной статьи экскурс в художественное ремесло:
  
  - '... Надо же - холстина, хоть без грунта, прямо сама под руку подстилается!'
  Не пишут на 'холстине' без грунта. Краска проваливается.
  
  - '... Написал, но еще не налачил...'
  Картину 'лачат' спустя длительное(!) время после написания. Бывает, что написанное выдерживают до года.
  
  - ' ... С узким, хорошо заточенным мастихином.'
  Мастихин, а попросту шпатель, в заточке не нуждается.
  
  Вот и всё, уважаемый автор. Весьма рад встрече.
  Много воспоминаний хранится в душе от наших 'путешествий'.
  
  Марита З. По газонам не ходить!
  
  Удивительный рассказ. Его можно прочитать и отложив в сторону не задумываться над глубиной сюжета - мало ли что придёт на ум автору? Написал одноразовую страшилку для детишек, чтобы думали прежде, чем топтать пожухшую траву на газонах возвращаясь, домой из школы.
  Им, детишкам, постоянно необходимо внушать правила поведения на улицах: переходи улицу по разрешённому сигналу светофора, бойся транспорта проходящего близко к тротуару, уступай место старшим, бойся сосулек падающих с крыши, за буйки не заплывать... На то они и дети, что им постоянно необходимо что-то внушать.
  А вот если слушаться не будут, то наказание последует незамедлительно. Такой вывод заложен, казалось бы, в сюжете рассказа. А на самом деле?
  
  Человечеству предначертано жить по правилам спущенным сверху! Ведь это кажется, что указания касаются только детей. Они и взрослых обязывают ходить оглядываясь. Не будешь оглядываться - жди беды! А какая беда придёт, про то не говориться. Всякая, разная может быть.
   - Шасть тебя по макушке ледяной глыбой и нетути человечка. Или, как в рассказе, гриб престарелый может тобой закусить. И, что интересно, жаловаться некому - сам виноват - тебя предупреждали.
  
  В последнее время, в городском общественном транспорте можно услышать объявление:
  - Граждане пассажиры, во избежании несчастных случаев во время движения транспорта, держитесь за поручень. Это ваша обязанность. Водитель ответственность за ваши жизни не несёт!
  - Вот те на, - подумалось мне. - А кто несёт за меня ответственность? Я сам?
  - А может заставить водителя отвечать за последствия своего неумения водить автобус, трамвай, троллейбус? Научить его предвидеть ситуации на дорогах? Помнить, что у него за спиной сто с лишним душ желают домой приехать живыми и здоровыми.
  - А зачем? Достаточно сделать объявление, что 'спасение утопающего, дело рук самого утопающего' и 'ваши не пляшут'...
  
  Вот об этом, как мне кажется, рассказ написан. И пусть кто-то скажет, что тема сюжета 'не в формате Правил конкурса'. Всё, что с нами в жизни происходит, происходит с нами на нашей Планете. Одной для всех.
  
   Гораль В.В. Пурпур и кобальт
  
  Удивительный рассказ. Сюжет, я бы сказал, обычный, но фабула поразила.
  Поразило и то, на фоне чего преподнесено повествование - дайвергский монолог на протяжении всего рассказа. И, причём, монолог не утомительный. Его ощущаешь как реальность того, чем занимается герой рассказа. Я понятно объясняю?
  
  Те, кто хоть раз бывал под водой длительное время, знает, как это тяжко находиться в одиночестве, с самим собой. Хочется поговорить, а не с кем. Нет рядом никого, кроме тебя самого. Вот и начинаешь 'беседу беседовать' сам с собой.
  Кстати, это одна из форм безопасности нахождения под водой. Если ты говоришь (мысленно) сам с собой и в мозгах у тебя всё фиксируется в соответствии с умопроизнесёнными мыслями, то можешь считать себя адекватным. Если сознание отказывается фиксировать слова тобой 'произнесённые', то мигом наверх: загубник долой и дыши полной грудью до тех пор, пока не провентилируешь лёгкие. Я понятно объясняю?
  
  Теперь для непонятливых: - Зачем это мужику понадобилось оказаться там, куда других дайвергов и 'палкой не загонишь'?
  Всё дело в жемчуге! Да не простом, которого в южных морях 'досыта', а пурпурнокобольтого оттенка. Такого ни в Красном море, ни в Карибском не отыщешь. Он только здесь, на северах. А приобрёл он такой окрас потому...
  Ну, это вы сами почитаете и узнаете. Я понятно объясняю?
  
  А дальше - чем дальше, тем страшней - нашёл наш дядька причину такого окраса жемчужин. Она в ... Ну это вы сами почитаете.
  Но факт остаётся фактом, что любопытство не всегда порок. Именно благодаря этому любопытству, герой наш спасает человечество ещё от одной атомной катастрофы, которая вот-вот должна была разразиться. Не без помощи местной фауны, конечно, но спасает. И это ли не славный заключительный аккорд рассказа?
  Хотя нет. Завершающим аккордом являются строки поэта:
  
  Вместе мы будем несокрушимы,
  Вместе мы светоч дальних миров!
  Пурпур и кобальт - Нежность и Сила,
  Кобальт и пурпур - Жизнь и Любовь!
  
  Я понятно объяснил?
  
  Щербак В.П. Три желания (Сказка для взрослых)
  
  С удивительным конкурсом пришлось столкнуться в этом году. Вроде и называется как и прежде - 'Моя планета', вроде и управительница та самая, и состав команды из знакомых фамилий и кличек, а что-то в нём не так. Складывается мнение, что они сами не рады, что мероприятие это затеяли.
  Не успеет автор выставить работу на соискание, как его раз и 'коленом под зад'. Не дают "властители душ человеческих" ознакомиться со всеми работами, что мельком появляются на странице конкурса.
  Ещё вчера была в распоряжении всех желающих 'Сказка для взрослых', которую Валентина Петровна Щербак написала, а сегодня нетути. Хорошо, что с вечера распечатал её на принтере, а то бы и глазам не поверил, что видел.
  
  Сказка юморная, если не сказать, что грустная. Но грустная она только потому, что, как в народе говориться: - 'Сказка ложь, но в ней намёк - пьяным мужикам урок'. Это в стародавние времена сидела красная девица, подбоченившись у окошка, в ожидании, что мимо царевич проедет на белом коне и заберёт её в своё царство. Нынче времена другие пошли. Перевелись царевичи. Надоело мужикам службу править и жён содержать. Лучше, когда 'каждый сам за себя' - мужики водку пьют, а бабы их ублажают. А что из этого получается, вот об этом и сказка. Прочитайте, не пожалеете.
  Только придётся вам, дорогой читатель, её в интернете поискать. Заныкали управленцы из конкурса эту сказку. Куда? - не знаю. Может в темницу?
  
  P.S. Уже говорил, что чудеса творятся на этом конкурсе.
  Пока изучал следующую работу, из числа заявленных на преноминацию, Валентина
  Петровна отписалась и говорит: - Ошибся я. На месте сказочка.
  Я "мухой" в монитрор: и вправду на месте. Даже утверждена к выходу в финал.
  Подумать только! И где мои глазоньки были, когда скопировать название хотел?
  А может не причём тут зрение моё? Может действительно чудеса на конкурсе творятся?
  Если так, то это приятные чудеса. Но лучше будет, если без чудес обойдёмся.
  Не станем тревожить ни авторов, ни читателей.
  
  Самарина О.Б. Исландия. Мои четыре прикосновения к Вечности
  
  До какого-то времени знания мои об этой стране были на уровне уроков географии средней школы. Затем, в 1972 году, когда весь мир обратил свои взоры в сторону Рейкьявика и я болел за Бориса Спасского. Ему предстояло отстоять звание Чемпиона мира по шахматам сражаясь с Робертом Фишером. Потом с Исландией меня ничего не связывало. Не связывало аж до 1979 года.
  В тот год судьба свела меня с Иваном Михайловичем Стеблин-Каменским: профессором исландистом, единственным, кто в Союзе читал и переводил, изучал Исландские саги. Многому я тогда поднабрался у Ивана Михайловича.
  И какой радостью воспылал я, когда познакомился с Татьяной Алексеевной Мудрой. Это она 'шпрехала' на исландском наречии, эпосе - назовите как хотите, но всё это было так непонятно, хотя говорилось и писалось всё на русском языке.
  Для закрепления знакомства со столь необычной женщиной, где-то в году 2013, мы, на яхте, отправились в Исландию. На встречу с Хорхе Луис дон Каэтаном, который, как потом выяснилось, был 'ходячей публичной библиотекой'.
  (Тот, кому интересно описание нашего путешествия, пусть не поленится и прочитает 'Исландская Сага' в моём исполнении.)
  
  И вот передо мной лежит распечатанная работа 'Исландия. Мои четыре прикосновения к Вечности'. Автор - Ольга Борисовна Самарина.
  Замечательно написанная работа. Слова как песня. Песня как рулада. Читаешь и невозможно оторваться. Ощущение такое, будто следуешь за автором по пятам:
  - Так же как она воспринимаешь страхи крутизны гор.
  - Так же как она восхищаешься прелестью ниспадающей лавины водопада.
  - Впитываешь первозданную тишину, насыщенную свинцовыми облаками поднебесья.
  - Восхищаешься первозданностью горных массивов составляющих окружающий мир.
  
  Нет! Не пересказать своими словами то, что сумел описать автор. Для того, чтобы так написать нужно побывать в реалиях той страны, которую посетила Ольга Борисовна. И то - не уверен, что получится.
  Чтобы получилось, необходимо обладать способностью так писать, так чувствовать, так переживать, как на это способна хрупкая женщина в объятьях застывшей некогда лавы принёсшей в Исландию Вечность.
  Читайте то, о чём написано в очерке и вы поймёте меня. Поймёте и не пожалеете, что прочитали.
  
   Терехов Б.В. "Золотая миля" моей юности
  
  Прочитал мемуары автора и тихой грустью повеяло от прочитанного.
  Хорошо, когда прошлое тебя не касается. Живёшь себе и не знаешь , что было и было ли. Гораздо хуже, когда прошлое тебе в глаза лезет напоминая о всей трагичности дней минувших. И одна только мысль утешает душу: - "Хорошо, что всё это было без тебя!"
  В Петербурге-Ленинграде так же много мест мемориальных.
  
  Как говорил поэт:
  
  - Здесь
  - каждый камень
  - Ленина знает
  - по топоту
  - первых
  - октябрьских атак.
  
  Ну, и чем эти атаки кончились? Кровью миллионов?
  
  А что было 'до того'? - Пётр "ногою твердой стал при море"?
  И началось:
  
  - А по бокам-то всё косточки русские...
  - Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
  
  Помню, мне лет шестнадцать было. В городе 'ночи белые'. На площади искусств, рядом с памятником Пушкину, импровизированные танцы молодёжь устроила. И мы с пацанами подошли. Я на поребрик присел, закурил, на 'золотую молодёжь' смотрю. Хорошо!
  Хорошо, когда ты молодой и ничего не знаешь о том, что было, что будет...
  
  А тут взгляд коснулся поребрика, где, так же как и я, ребята пристроились в обнимку с девчонками. Им тоже хорошо.
  Только смотрю, а на поребрике, на его полированной стороне, старословянские буквы вырублены по граниту. Присмотрелся и понял, что изготовлено ограждение газона из камней могильных надгробий...
  А рядом молодёжь танцует:
  
  - Е-е-е, хали-гали,
  - е-е-е, самогон,
  - Е-е-е, сами гоним,
  - е-е-е, сами пьём.
  - И кому какое дело, где мы дрожжи достаем...
  
  Тогда впервые дошло до моего сознания, что живу я в городе-герое. Где каждый камень кровью омыт. А под камнями мостовых, дворцов, музеев - косточки русские.
  Противно мне с тех пор в славном городе жить, но приходится. Я здесь родился, школу, институт закончил. Семью завёл. Детей вырастил.
  Вот только где помирать буду - ещё не решил. Не хочу, чтобы потомки надо мной танцы устраивали.
  
  Вот и о Москве тоже самое сказать можно:
  - Ах, Тургенев со своими тётушками... Ах Голицины, Бестужевы, Давыдовы...
  - А сколько у них крепостных душ было почему никто не скажет?
  Мрачно всё это.
  
  Вспоминаются слова бандита Саботажа из к/ф 'Два билета на дневной сеанс'.
  В Петропавловской крепости дело происходит:
  - Вот же, царизм давно свергли, а народ всё ходит и ходит...
  - Да-а-а, времечко дремучее...
  - Ну, а дальше вы сами осматривайте.
  - Не люблю я эти ужасы царизма.
  
  А в наше время, вроде бы и ничего. Ходишь по местам людей захоронённых и воспринимаешь как искусство. И эрудированным себя считаешь. Всё как в 'Золотой миле', которая и в Москве, и не только.
  Воистину,- дремучие времена настали.
  
  Зотова С. Дары богов
  
  Прочитав, Спикер задумался: - 'Это получается, что и боги грешны? Что же тогда нам, тварям земным, остаётся? Одно из двух: либо следом за небожителями 'приударить во все тяжкие', либо гнать их поганой метлой с Олимпа.
  А как их сгонишь? Пока до Олимповских вершин доберёшься, они тебя сто раз изничтожат. Один Зевс чего стоит!
  Или нашлют весельчака Гермеса, и тот 'раздарит всем сестрам по серьгам' - плодитесь люди, размножайтесь - баб на всех хватит!
  А с детями что делать? По миру с котомкой пустить?
  А почему бы и нет? Пускай о них тёлки белобрысые заботятся. Наше дело мужское: выяснять кто из мужиков сильнее, быстрее, ловчее. Поэтому на Олимпе игрища собираются. А тому, кто сноровистей окажется, в качестве презента, самую-самую, что ни на есть, тёлочку на пьедестал.
  Красота, а не жизнь!
  
  Значит, пускай всё остаётся как есть: боги тёлок берегут, стерегут, никому не дают, сами пользуют. А после состязаний, глядишь, и нам что-то перепадёт. Ту главное, чтобы к вершине Олимпа поближе быть'.
   С этими мыслями Спикер, кивнув на приветствие охране, взобрался в членовоз и, по привычке похлопав водилу по плечу, промолвил: - Трогай, голубчик. К Олимпу поближе.
  
  Смирновский Д.Д. По образу и подобию своему
  
  Я бы не отнёс этот рассказ к фантастике. На мой взгляд, это притча. А притча, порой, носит оккультный подтекст.
  О чём рассказ? О нас с вами. Или о большинстве, составляющем сообщество людей на Земле. Как-то так повелось, что не может человечество без 'идолопоклонства'. Когда-то нам объясняли, что это от безграмотности. Потом, от того, что жить без веры - грех. Но вера вере рознь. Можно верить в высшие силы, а можно верить в прогресс разума.
  Верить в высшие силы проще. Тут убеждаешь себя, что от человека ничего не зависит.
  Верить в прогресс разума сложней. Сложней уже потому, что разум, бывает, вырывается из-под контроля. Заводит человечество в такую ситуацию, что ставит его на край гибели. Именно эту ситуацию и описывает автор в своем рассказе.
  А дальше вступает в силу Закон цикличности: родился, пожил, умер. Тоже и с человечеством.
  
  Странным может показаться вот что: книга, как источник знаний человечества, сохраняется в веках. Но почему не сохраняются книги, повествующие о прогрессе разума, а Заветы, незнамо кого, всегда под рукой? Не потому ли, что наступают времена, и люди, 'с пеной у рта', начинают спорить о правомерности выводов прогресса. Но никогда не спорят о правомерности 'высших сил'. В результате споры приводят нас в небытие. А 'высшие силы' торжествуют.
  Не пора ли сделать из этого выводы? Задумайтесь. А если почувствуете себя 'на распутье', то откройте вновь работу Дмитрия Дмитриевича Смирновского и ещё раз её прочитайте.
  
  Щербак В.П. Поезд идёт на Восток
  
  Хороший очерк. Впечатляющий. Побольше надо таких работ на конкурсе.
  
  Чем он примечателен? - У него есть лицо. Лицо автора. Человека, который пережил то, о чём пишет. Такой очерк, если прочитают дети, внуки, то гордиться станут родным человеком. Да и сторонний читатель не останется равнодушным к информации, которую получит, взяв в руки эту работу. Это вам не фэнтези 'притянутое за уши', не надуманная фантастика. Это жизнь! И такой жизнью можно гордиться. Запомните это, молодёжь.
  
  Сразу в послевоенное время ребята за счастье считали получить направление на работу в дальние края. Это были, в большинстве своём, по-настоящему сильные люди. Они ехали осваивать Россию для России. И гордились своим предназначением.
  По-разному сложились их судьбы, но, с уверенностью можно сказать, они были в числе первых. Сегодня таких единицы. Да и то поискать надо. Почему так получилось? - не понятно. Измельчала, что ли, современная мОлодежь? Живут как коты домашние: было бы сытно и тепло, а там - 'трава не расти'.
  Я не осуждаю этих ребят, нет. У каждого времени свои герои. Жаль, что всё реже и реже ищут героику в сегодняшней жизни. И это не вина, а беда современности. В таких условиях живём: хватило бы сил прожить день насущный, а завтрашний - как получится.
  
  Спасибо автору за очерк. Бывал и я в дальних краях. Правда, дальше Тувы не забирался.
  
  Исаченко В.И. Босоногий старец
  
  Если у того, кто прочитает этот очерк, возникнут вопросы: - Что это? Зачем? Для чего написано? Какое отношение имеет к конкурсу? - то ответить можно объемлющими словами:
  
  - Мне не думать об этом нельзя,
  - И не помнить об этом не вправе я, -
  - Это наша с тобою земля,
  - Это наша с тобой биография.
  
  Велика планета Земля. Много на ней стран, государств, но 'я другой такой страны не знаю...' где народ перенёс столько и такое, как Иван Николаевич Гусельников из сибирской глубинки. И, можно считать, что повезло ему. Окажись он родом из Тамбовской, например, губернии быть ему расстрелянным или газами потравленным.
  
  Можно ли назвать жизнь 'босоногого старца' жизнью? Навряд ли.
  Не было в его существовании ни спокойствия, ни радости, ни счастья в том смысле, как сегодня оно понимается. Но человек жил, трудился, уставал как собака, голодал... И всё это на одной шестой части нашей Планеты.
  Вы, которые ратует за жизнь под алым стягом, прочитайте очерк и склоните голову перед памятью людей, которые всё отдали планете под названием Отечество.
  Отдали всё и ничего не просили взамен.
  Не просили потому, что так и не узнали, какая счастливая жизнь могла бы быть и у них, если бы жизнь эта не была биографией целого народа.
  
  Тихо Н. Только не помню, что говорили
  
  Трогательный очерк. Прочитал и, как будто, в другом времени побывал, в другом мире.
  Ощущение такое, будто недалёко от церкви, на скамеечке, что в аллейке стоит, матушка Наталья, одетая во всё тёмное, повязанная платком чёрным, о житье-бытье давнишнем рассказывает. Своём ли, чужом - не ведомо. Только рассказывает так, что уплываешь с повествованием в мир тебе не ведомый, тобой не прожитый.
  
  Интересно и непонятно устроена жизнь в церквах. И тянет войти под их своды, и побаиваешься чего-то. Кажется, что войдёшь ежели, то не нужен ты там никому. А если войдёшь, притулишься в стороночке и воочию видишь, что не объединяет церковное сообщество, а разъединяет.
  Каждый из прихожан сам по себе под божественными сводами. Стоит, голову склонит и, как был со своими мыслями в миру, так, один на один, с ними и остаётся всё время нахождения в святом месте.
  
  Тишина заупокойная окружает всякого пришедшего сюда. Будто ты не молельном доме, а в часовне на погосте. Поднимешь голову, оглянешься в поисках того, кто, как и ты пришёл сюда избавиться от тяжести душевной, и не видишь таковых вокруг себя. Стоят все голову опустивши, другие на коленях даже, будто принесли с собой грех тяжкий словно ношу непосильную и ждут, что избавит их кто-то от груза житейского.
  И вот, шмыгая пятками, шурша одеждой золочёной, выходит к молельной трибунке тот, кого ещё Пушкин Александр Сергеевич попом назвал. Кто он на самом деле, то не ведомо. Ни бейджика на нём, ни другой таблички какой-либо. Будто не должно знать прихожанам, кто сейчас с Богом разговаривать будет от их имени.
  
  Не поздоровавшись ни с кем, подходит этот 'некто' к трибунке молельной и, повернувшись ко всем задом неохватным, артистичным басом начинает вещать, не поймёшь что. Говорят, что молитву читает. А правду глаголет, или отсебятину несёт - то неведомо. Потому, как глаголет всё по памяти.
  Женщины до службы в церквах не допускаются. Если только на задворках крыльца молельного, за иконами в золото одетые, песнопением вторить тому, кто бородой нечесаной трясёт и кадилом яростно размахивает.
  Послушаешь, послушаешь такое причастие к Богу и решишь для себя, что нечего здесь делать. Развернёшься и пойдёшь восвояси.
  Выйдешь на улицу, зажмуришься от солнышка ясного, вздохнёшь полной грудью и спросишь сам себя: - Зачем попёрся в храм? Уж лучше с соседом, за кружкой пива, в забегаловке какой, за барной стойкой погутарить. Тот и выслушает со всем вниманием, и совет мудрый даст, как от греха избавится.
  
  Спустишься с крыльца прицерковного, шляпу оденешь, сигаретку закуришь и вдруг...
  Увидишь, что в скверочке, на лавочке женщина сидит. Вся в тёмном, в платке чёрном, руки на коленях умиротворённо сложены и рассказывает что-то людям вокруг собравшимся.
  Подошёл и я послушать. И такое услышал, что в толк не возьму - было это или не было. Будто в другом времени побывал. Думаю, приду домой и обязательно запишу то, что услышал. Уж больно всё душевно рассказано. И на правду похожее.
  Пришёл, за компьютер сел и уже было начал записывать... 'Только не помню, что говорили' в том скверочке.
  
  Вам же, дорогой читатель, если интересно о чём Наталья Тихо рассказывала, то почитайте в подлиннике, что на конкурсе опубликовано. Не пожалеете.
  
  Написал ещё обзоры на пять работ выставленных на конкурс.
  И, сам с собой думаю, подожду их опубликовывать.
  Пусть авторы подсуетятся и ответят на ранее написанные. А в ответ тишина.
  Значит, делаю вывод, обзоры не нужны. А раз так, то сворачиваю деятельность.
  Пусть вам судьи обзоры пишут.
  Более вялотекущего конкурса не встречал.
  Честь имею.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"