Грошев-Дворкин Евгений Николаевич: другие произведения.

Перечитывая заново

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Встреча с великим писателем.

  
  
  

Перечитывая заново

  
  

Откуда, есть человек советский.

  
  "Очень рад, товарищи, что книжка понравилась вам, и очень хорошо будет для вас, если повесть о жизни моей усилит наше желание учиться, узнавать жизнь и человека"
  А.М.Горький. На встрече со школьниками г. Вязникова.
  
  "Чтобы стать великим писателем, каким мы знаем его, Горький должен был в продолжении долгих лет вести упорную борьбу за то, чтобы вырваться из тяжёлой нужды и горя, начиная ещё с раннего детства. Его не раз бросало на дно жизни, где не мало погибло людей с талантом, дарованием."
  В.М.Молотов. Речь на траурном митинге на Красной площади. 20 июня 1936 года.
  
  
  Попав как-то в одно государственное учреждение, увидел на подоконнике стопку книг. Я вообще к книгам отношусь благоговейно. И непонятно мне - как это книги и бесхозные лежат. "Книги, это источник знаний", - как сказал Алексей Максимович Горький. А он, в писательстве, да и по жизни - фигура. У него многие учились и продолжают учиться.
  Подошёл, глянул на корешки - абракадабра какая-то из иностранной фантасмагории. Однако вот, потрёпанный корешок. Что за книга? Вытаскиваю - Илья Груздев "Молодые годы Максима Горького". Издательство 1951 год. Вот это повезло! Обязательно надо глянуть на чём воспитывали детишек того возраста. Сам-то я тогда в первый класс ходил, но удалось прикоснуться к творчеству этого писателя. И. тем более, именно к этим рассказам. Но, что-то мало в памяти осталось. Если только то, как Горький на чертёжника учился. А здесь - полное собрание сочинений рассказов.
  Хотя, почему рассказов. Скорее пересказов для учащихся школы.
  Как пишет сам Груздев в предисловии, чтобы читали мальчики и девочки о детстве великого писателя. Учились на примерах его жизни и брали с него пример. Всё, что почерпнуто в этих рассказах, взято из большой книги "Детство" А.М. Горького. А большие книги ребятня читать не любит, на себе проверено. То ли дело рассказики - коротко и ясно.
  Вот и я раскрыл эту книгу с желанием узнать, что именно можно было взять за основу из жизни мальчика Алёши, читая его жизнеописание в 1951-м году.
  
  Рассказ первый:

О т е ц

  
  По всему видать непутёвым был отец у Алексея Максимовича. Не любил работать. И это в те времена, когда благосостояние семьи зависело от труда каждого из мужиков, проживающих под одной крышей. Женщины, те по дому хлопотали: прибрать, еду сготовить, скотину обиходить. А мужики на то и мужики, чтобы достаток в дом нести. Так вот Максим не из таких был. Всё норовил отлынить от работы. Даже из дома убегал. За что его секли "смертным боем". Таковы были меры воспитания по тем временам - "не мытьём, так катанием".
  И всё-таки сбёг Максимка. Из Сибири, аж до Нижнего Новгорода добрался. Путь не близкий. И, надо думать, наставил парня на путь истинный - чем бродяжничать, да побираться, лучше мастерству какому научиться. Вот и нанялся он к подрядчику-столяру. И, надо так понимать, - подмастерьем. Какой из него мастер, если он до этого бродяжничал и нищенствовал?
  
  А напротив, по соседству, дружная семья жила Василия Каширина. Те красильным делом промышляли. Жили в достатке, которое Максиму и не снилось. Но был он парень на загляденье: здоровый, симпотный, балагур, танцор отменный. Тем и приглянулся Варваре - дочери красильщика.
  Пошёл свататься, а ему "от ворот поворот". Какой из него кормилец семейный, если он только-только столярному делу учиться приступил. Но видать у Максима своя задумка была на этот счёт - затесаться в работящую семью и жить припеваючи. Всяким разным баловством потешать люд честной. Шкуры волков в дом таскать, да стращать ими родственников новоявленных.
  А про то, как он трудился во благо семьи, что его приняла, про то в рассказе не говорится. Скорее всего никак. Иначе шуряки не задумали его в проруби утопить. Но не утопили. Вылез из из неё Максим, домой прибежал. А дальше...
  
  Что дальше? Всё как в наше время. Полиция понаехала и допрос учинила. Не стал Максим родственников закладывать. Отбрехался. Но взамен потребовал уважительного отношения к себе. То есть на равных потреблять всё, что родня наработает, а о своём вкладе в труд семейный умолчал. Вот такой был отец у великого писателя, если только я правильно понял рассказ прочитавши.
  Помер Максим в Астрахани. Кой его чёрт туда занёс, об этом автор умалчивает. Но помер от холеры, которой заразился от сына Алексея. Тот выжил, чтобы нести в народ слово доброе, ясное, а отец помер потому, как никчемушным оказался. Вот и весь сказ.
  Правда, как из следующих рассказов видно, сам Алексей Максимович от батьки не далеко ушёл. Так же болтался, как "цветок в проруби". Ни профессии, ни пристанища не обрёл. Жил у деда по матери, а остальное время бродяжничал, где нипоподя. И, что удивительно, срывался с насиженного места всякий раз, когда ему работа подворачивалась.
  Яблоко от яблони... - как говорится.
  
  Рассказ второй:

В доме у деда

  
  Если кто и сейчас думает, что во времена те далёкие народ горбатился не покладая рук, не зная дня и ночи, а праздников и тем более, то ошибается. Доказательством тому этот рассказ.
  
  К деду Алексей Максимович, тогда ещё Ляксей, его бабушка привезла. Из Астрахани. После смерти отца непутёвого. Привезла вместе с матерью - с дочкой то есть. Всё-таки родная кровинушка. Не пропадать же ей на чужбинушке.
  В доме у деда трудились все мужики, которые совместно проживали: два дядьки - сыновья ихние и работники - Григорий Иванович и Иван по прозвищу Циганок. Ну и сам дед от работы не отлынивал. По хозяйству трудились бабушка и Варвара, которая вернулась "под крышу дома своего".
  И вот на что обратите внимание - работники жили на равных со всей семьёй в которой работали. И величали их соответственно возрасту. А это о многом говорит. Только, помнится, Максиму Пешкову не нашлось места в дружной работящей семье. Вот и сгинул он на чужбине.
  
  А что до праздников, до выходных дней, то в рассказе прекрасно описывается.
  С утра в церковь. А потом дома обед, пляски, песни под гитару. Это ли не правильно? Это ли не здорово? - "Делу время, а потехе час!"
  И не напивался никто, как наши работяги в советские времена. Помнили, что в понедельник их рабочий день ждёт. А от того как поработаешь благосостояние семьи и работников зависело. Здесь мухлежа не водилось. Сколько заработал - всё твоё. И задержек с зарплатой не было. Я так думаю.
  
  Рассказ третий:

История с синей скатертью

  
  Рассказ этот о том, чем занималась красильная мастерская, руководимая дедом Алексея Максимовича. О технологии производства так сказать. Но не только. Об отношениях внутри производственного коллектива.
  Проработав на производстве более сорока пяти лет, нагляделся всякого, что творилось в советские времена. Особенно удивляло меня наушничество на товарищей. Мне как-то сказал один осторожный человек:
  - Ты поменьше языком ля-ля-ля. У нас, как и везде, сексотов хватает.
  - А кто такие сексоты, - спрашиваю.
  - Ты, что - "с дуба рухнул"? Не знаешь кто такие секретные сотрудники? Когда узнаешь - поздно будет. Из комсомола точно выгонят.
  Так я узнал, что не все люди братья в стране советов. И в наши времена Павлики Морозовы водились.
  
  А что же было во времена детства Алексея Максимовича?
  По субботам, после ужина, дед, с усмешкой на лице, доставал из ведра с водой распаренные прутья и, взмахивая ими со свистом, приговаривал:
  - Эх хороша розга. Ну, кто первый? Ты, что ли, Сашка? Скидавай штаны.
  - Деда, за что? Я же сказал тебе, что Ляксей скатерть испортил, когда красить её стал.
  - Сказал. И правильно сделал. Однако "доносчику первый кнут". Так исстари повелось. Марш на лавку.
  
  Вот такие времена были в добрых трудовых семьях. Сами суд учиняли и над неправыми, и над правыми. Почему "над правыми" - чтобы знали "почём фунт лиха" и помнили, что их ждёт в случае провинности.
  Правильно это или нет - бес его ведает. Но у меня, на внука, рука не поднялась бы. И товарищей я никогда не "закладывал. По-моему от этого советская власть слабее не стала. Правда, когда читаешь воспоминания Варлаама Шаламова, то понимаешь, что хватало сексотов в стране советов. Иначе почему лагеря и тюрьмы переполненные были?
  
  Рассказ четвёртый:

Посетители

  
  Досталось Ляксею. Выпорол его дед. Да так высек, что слёг мальчонка в горячке. Но, что интересно - отлёживался он на "широкой жаркой (значит пуховой) постели". Не во сякой семье такие были, если верить в бедняцкое положение людей в те времена проживающих. Значит зажиточно дед жил. И семью с работниками в достатке содержал.
  
  Первым посетителем к больному внуку дед явился. Гостинцев принёс и рассказал, за что так немилосердно к внуку отнёсся:
  - "Разгорячился очень, укусил ты меня, царапнул, ну, я тоже рассердился."
  Всего-то и делов - вздумал внук сопротивление деду оказать. За что и поплатился. Это описание говорит детям всех времён, что подчиняться надобно взрослым всегда и во всём. Это первый постулат воспитания младшего поколения внушаемое читателю младших классов в школе. Разве не так?
  Затем Цыган пришёл товарища по головке погладить. А заодно обучил его "грамоте" как вести себя во время порки. Хорошая наука. Но лучше бы её не было за ненадобностью. Детей розгами охаживать - распоследнее дело. Хочешь себе врага нажить в лице собственного ребёнка - пожалуйста. Секи его "как сидорову козу" и знай, что прирежет он батяньку своего, когда тот спать будет. В лучшем случае - сбежит из семьи. Что внук и сделает со временем.
  Потом мастер Григорий пришёл. У того свой взгляд на произошедшее:
  - "Каширины от того лупцуют друг друга, что хорошего не любят, завидуют, а принять не могут, истребляют."
  Вот и вся недолга. Вот в этом и есть суть народа российского, которая с тех времён повелась и до сего времени жива. И не последнюю роль в издевательствах друг над другом принёс нам Алексей Максимович Горький. Вчитайтесь в строки этого рассказа и сами всё поймёте.
  
  Рассказ пятый:

П О Ж А Р

  
  Описание пожара в этом рассказе выполнено замечательно. Можно сказать - классически. Даже в 1951-м году навряд ли найдётся подросток, который видел подобное. Не будем разбираться в причинах пожара. Рассказчик об этом не упоминает и мы не станем разбираться. Но давайте посмотрим как ведут себя люди в критической для всей семьи ситуации.
  
  Дед - глава семьи, привыкший распоряжаться в доме, исходит на крик упрекая всех в неправильности действий. А должен?
  Если не можешь руководить, то покажи пример как надо действовать, а не кричи на тех кто не туда пошёл и не то делает. У него все виноваты. Виноваты потому, что именно в критической ситуации он не знает, что делать. Из чего можно сделать вывод, что авторитет его "липовый". Нет в нём организаторской жилки.
  
  Работники, дядья Алексея Максимовча, занимают при пожаре пассивную позицию. Мечутся, хватают всё подряд, не понимая, что в первую очередь из пожара выносят взрывоопасные предметы, вещества - тот же купорос, бочки с керосином.
  
  И только бабушка, дородная женщина, которая привыкла делать всё не спеша, основательно, взвилась над бестолковыми мужиками, чётко отдаёт указания. А когда те, словно олухи, "сучат ногами" в растерянности, сама бросается в огонь и, откуда только силы взялись, делает то, что дОлжно.
  Это ли не говорит о силе духа женщины того времени над мужиками, которые только и способны, от зависти к зажиточности, издеваться друг над другом? Так скажите мне:
  - С кого, прочитавший рассказ подросток современности, должен брать пример, читая великого писателя Горького А.М.?
  
  По моему разумению, руководители наши, наделённые властью, правом управлять коллективом, не способны повести за собой народ в критической для всех ситуации. Они как были горлопанами, типа деда Каширина, так и остались. И причиной тому - рассказы из жизни великого писателя, которого и сегодня ставят в пример нашим детям.
  
  Рассказ шестой:

Учёный скворец

  
  Читаю рассказы из того времени и никак в толк не возьму - хорошо зажиточно люди жили, или влачили не бог весь какое существование. Ну, разве можно на частном предпринимательстве, которым обзавёлся дед Алексея Максимовича, развернуться настолько, чтобы и дом содержать, и семью, и хозяйство иметь. Кстати, ни автор, ни Груздев ничего не пишут о нём: была ли у них корова-кормилица, другая скотина? Были ли птицы домашние? Ни про кошек и собак ничего в рассказах не упоминается. Значит, не было. А почему?
  
  Но вернёмся к материальному состоянию семьи деда, и всех кто с ним проживает. Каково оно по тем временам? И вот что узнаём из этого рассказа. Оказывается - "После пожара дед купил дом с садом..."
  Не слабо! Вот так, взял и купил.
  Не спрашиваю у кого. Спрашиваю: - На какие шиши?
  Значит, были средства?
  Значит, жил не бедно?
  Значит частный промысел в объёме одной семьи, при наличии иждивенцев, позволял производить такие покупки?
  Так почему и нам, в детстве, и детям нашим продолжают "дуть в уши", что во времена те, царские, народу бедно жилось?
  
  А может быть потому могли деды тех времён состояние скопить, что не донимали их власти государственные? Взяток никто не вытягивал из работяг. Коррупции, уничтожающей частный промысел, не было?
  Однако читаешь у А.М. Горького, как жили в те времена и мнение складывается, что не хватало в Нижнем Новгороде красноармейцев и матросов пулемётными лентами перепоясанные.
  
  И чуть-чуть о душевности наших героев. Я про скворушку несчастного, которого бабушка спасла от зубов котяры незнамо откуда взявшегося. Ну, вылечила она птаху, говорить научила, а дальше? - Кыш из дома, а то дед серчает? Так и выгнали инвалида без крыла и лапки. А подумала ли бабушка, как он жить будет без её присмотра? Нет, не подумала! И что из этого следует?
  "Мы в ответе за тех, кого приучаем" - сказал Экзюпири. Бабушка, по неразумению своему, этого не знала. Но нам её преподносят как человека душевного, доброго. И где это?
  Получается, что душа у человека имеет право быть выборочной?
  Так, что ли, Алексей Максимович?
  
  Рассказ седьмой:

Новые знакомства

  
  Оказывается, не все люди в Нижнем Новгороде были озлоблены друг на друга. Алёша (А.М.) был добр душой и вступался за тех, кого обижали беспричинно, жестокой забавы ради.
  Но был он одинок в своих поползновениях и часто ходил битым. А позвольте вас спросить, уважаемый Алексей Максимович: - Где ваша сила слова была, которую вы проповедуете на страницах своих произведений? Ведь за Павлом Власовым потому и пошёл народ, что вы его научили "что" и "как" говорить. А почему у вас этого не получалось? Не вышел из вас "трибун"? Похоже на то.
  Властям подвякивать это у вас получалось, а вот напрямую разговаривать с народом, что следует из рассказа, нет.
  
  И вот судьба вас сводит с семьёй полковника, с его ребятишками. И что же?
  На поверку выходит, что вы такой же хам, как и окружающее вас быдло, готовое из осознания своего величия над павшими, показать всю свою низменность, обозвав пожилого человека "старый чёрт".
  Есть над чем задуматься.
  
  Рассказ восьмой:

В школе

  
  Наконец-то дождался когда Алёша Пешков пойдёт в школу.
  Когда это случилось и как происходило - мраком покрыто. Неизвестно. Можно подумать, что первопричиной тому послужило принятие в дом деда ещё одного мальчика - сына дяди Михайло, который вместе с женой издевались(!) над ребёнком.
  Ну, что за жизнь была в те времена? Что ни рассказ, то кто-нибудь, над кем-нибудь, но обязательно издевается. Складывается мнение, что у русских менталитет такой. И длится он до сего времени.
  
  Но вот, что интересно: разве в те времена, детей не готовили к школе заблаговременно? Почему с таким отчуждением они шли в это заведение?
  Вспомните Тома Сойра. Его тоже секли в классе за провинности, но это не возбуждало в нём отвращение к школе. Ходили и воспринимали всё естественно. Так почему на Руси дети с таким отвращением к ней относились, и, пожалуй, относятся. Бунтарский характер в себе чувствуют? Так это от дурости великой. Бунтовать ради того, чтобы быть неучем? Этого мне не понять.
  Школа не увеселительное заведение. Школа это то, что даёт знания. А познание - это труд. Не хочешь познавать, не хочешь трудиться, значит ты лодырь. А это определение к русскому человеку подходит всеобъемлюще.
  
  И на что следует обратить внимание в конце рассказа. Ни о путешествиях мечтает Сашка, ни о приключениях, а мечтает быть разбойником. Чтобы грабить, убивать, жить за счёт труда тех, кто учится, работает.
  Странно всё это. Ещё удивительней то, что у великого писателя появилась необходимость рассказать это детям младших классов.
  Для чего? Чтобы возродить и сегодня в них отвращение к знаниям?
  
  Рассказ девятый:

Книга о Робинзоне

  
  Нет, это надо же принять такое решение, чтобы отправить Сашу к своим?
  "Сашу оставили в покое и отправили его к своим" - именно с этих слов начинается рассказ. А перед этим, несколькими страницами ранее, читаем:
  "Мачеха с первых дней невзлюбила пасынка и стала бить его. По настоянию бабушки дед взял Сашу к себе."
  И вот его решили оставить в покое(?) и "отправили его к своим". К мачехе, что ли? Избавить ребёнка от истязаний деда и передать на истязания мачехи?
  Совсем Алексей Максимович разум потерял.
  
  Но и с ним случилось подобное. Его к матери отправили. Правда от школы не отлучили. А ходить в в школу он стал "в материных башмаках, в пальтишке перешитом из бабушкиной кофты, в жёлтой рубахе и штанах навыпуск". По всему видать, что одет он был бедно, если над ним в школе потешались.
  Позвольте, а где то благосостояние, которое дед нажил, занимаясь частным производством? Ведь дом купил после пожара с садом и огородом. А внуку на зипунишко, что - денег не хватило. На сапоги, чтобы не носить брюки "навыпуск" чтобы прикрыть мамкины туфли, в которых его в школу отправили.
  
  Ничего не понять в рассказах из детства именитого писателя. Или это пересказчик такой? Так нет, одобрил Алексей Максимович сию подборку к изданию. Правда, вскорости помер. Может потому и одобрил, чтобы дети разумные дураками стали? Чтобы логически мыслить не научились?
  
  Но не только об этом рассказ. Он и о внутренней сущности Горького в малолетстве.
  Прознав, что есть интересная книга о Робинзоне, пришёл домой, взял материн рубль и направился в книжную лавку. Книги, про Робинзона, не оказалось. Так что сделал великий мыслитель?
  Купил сказки, хотя товарищи в школе ему сказали, что:
  "- Сказки - чушь, а вот Робинзон - это настоящая история."
  
  И, заметьте, что он не купил учебник "Священная история", который у него требовал учитель. А купил "томик сказок Андерсена, три фунта белого(!) хлеба и фунт колбасы". Ну всё как испокон веков на Руси повелось:
  - Хлеба и зрелищ! А остальное - зарасти оно ромашками.
  
  Ну и как это понимать?
  Как понять поступок сей со стороны пацана?
  Что хочу, то и ворочу?
  А вот сковордником тебе поперёк спины. И не от деда, ни от отчима, а уже от матери:
   - Не трожь не тобой заработанное! И вообще ничего без спроса не трогай.
  
  Прочитал рассказ и думаю:
  - "А что Алексей Максимович не мог так рассказ подытожить? Мог! Но не хотел. Пускай детей и дальше "сковородниками" охаживают."
  
  
  Рассказ десятый:

Снова у деда

  
  Нет, здорово устроился Лёха Пешков.
  С дедом поссорился - у матери харчуется.
  С матерью поскандалил - к деду пошёл.
  В наше время такое невозможно. Старики современные желают покой обрести, после того, как детей своих вырастили и спровадили за порог.
  А этот нет: запросто так к деду наведывается и живет, как ни в чём не бывало.
  Хорошо!
  
  Только у деда тоже коллизии случаются. Остался он без денег, после того, как барину одному всё под проценты отдал. А тот возьми и обанкроться. Хорошо, что дом не заложил, а то бы и Алёшку привечать было негде.
  
  Да, а кстати: куда подевалось предпринимательство его красильное? Куда работнички - Егор, да Цыган - подевались? Молчит "магистр словесности всея Руси". Ну молчи, молчи. Мне теперь понятно, что жизнь ты наблюдаешь внимательно, а вот выводов сделать из наблюдений не можешь. Образования тебе маловато.
  
  В общем пришёл Лёшка к деду и пришлось ему по помойкам промышлять. Чтобы копейку, какую-никакую, бабушке принести. Потому как дед от неё отделился в семейных расходах.
  Но вот что интересно. Дед обанкротился. Бабка незнамо чем промышляет. Лёшка по помойкам швендает.А в рассказе написано:
  "Всё в доме строго делилось; один ДЕНЬ обед готовила бабушка из провизии купленной на её деньги, на другой день провизию и хлеб покупал дед ... Бабушка брала хорошее мясо, а он - требуху, печёнку, лёгкие, сычуг."
  Так это получается, что бедная семья из трёх человек каждый день мясо трескает? Не слабо! Алексей Максимович, а вы хоть знаете, что такое бедность? Настоящая бедность? Когда лебеду вдоль дорог и ту съедают.
  Эх, вы! Борец за свободу народа российского. Не вас жалко. Жалко тех, кто книги ваши читать будет.
  
  Рассказ одиннадцатый:

На улице

  
  Не будем разбираться, почему Лёшка вновь оказался вне школы. Почему, как "цветок в проруби", стал слоняться по улицам, превратившись в помойщика. Скорее всего от лени своей.
  Чтобы в Сормове, Нижнем Новгороде, где "в рабочем посёлке подруга живёт" и не нашлось работы? Настоящей работы на заводе, в пароходстве, откуда выходит пролетариат - не верю!
  Не хотел Лёшка работать. А чего хотел, того и сам не знал. Привык жить за счёт бабушки и деда, вот и вся недолга.
  Я вообще удивляюсь стране нашей России. Богатейшей в мире, красивейшей, которую нельзя не любить и вот... Собираются ребятишки в ватаги. Промышляют чем ни поподя. Нищенствуют. По помойкам околачиваются.
  Складывается впечатление, что Россия, как гулящая мамка - нарожала вокруг себя народы, а озаботиться о них не желает. Живут люди кто как может. А ведь хорошие люди. К знаниям тянутся. Бакалейные лавки на стенах домов читают. А вот поди ж ты - пользы от них никакой. Страна сама по себе, народ сам по себе.
  А большего в этом рассказе я не увидел.
  
  
  Рассказ двенадцатый:

С т р а х и

  
  Кладбищенские страхи и я испытал в своё время.
  Было мне тогда тринадцать годочков. И было это в городе Саратове. Надо-то было пройтись по боковой дорожке, подойти к дому, в котором мы жили, и перелезть через забор к себе на подворье. Там с обеих сторон лестницы стояли, стремянки. А было это за полночь, когда мы с сестрой от друзей возвращались. А ночи летние в Саратове тё-омные - хоть "глаз коли".
  И ничего. Сдюжил я со страхами. Правда, когда на подворье спустился, то там, на крыльце, плакал кто-то. Подошёл, а это сестрёнка. Плакала от страха за меня. Так что неизвестно кто больше испугался - я или она.
  Сестрёнка, когда увидала меня, встала, сопли утёрла и как рявкнет: - Дурак!
  Повернулась, и спать пошла. А я на крыльце остался. Покурил в ночной тишине, к перилам крыльца прижался и сам не заметил, как уснул. Проснулся, когда родители на работу уходили.
  Спросили: - Почему я здесь?
  Я рассказал. А в ответ услышал: - Дурак!
  
  Вот и про Лёшку Пешкова тоже могу сказать. Разве в этом страхи побеждаются? Страхи побеждаются, когда жить страшно от беспросветного, что тебя окружает. От той жизни, что ты, Лёшка, живёшь до сего времени. И смелость твоя измеряется целковым, за который тебя купчик испытал. Большего ты не стоил. А кабы на завод пошёл трудиться, то цена тебе выше была.
  
  Правильно тебе бабушка сказала:
  "Всё надо самому испытать, голуба-душа, всё надо самому знать... Сам не научишься - никто не научит..."
  Только ты слова эти мимо ушей пропустил. Вот и маялся все годы молодые, вместо того, чтобы науки изучать и профессию получить достойную уважения от людей. "Героем улицы" быть - заслуга не великая.
  
  Рассказ тринадцaтый:

В л е с у

  
  И опять нищета. Опять бедность вошли в дом к бабушке с Алёшей. А они, если верить иллюстрации, сидят на лавочке возле дома и "тары-бары-растабыры". Никак не хотят на работу устроиться и вырваться из нищенского состояния.
  Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
  
  А дальше вот что: решил Алексей Максимович птичек в лесу ловить и продавать их в базарный день. "Купил сеть, круг, западни, наделал клеток."
  Он, этот Алексей, вообще, что ли, ничего руками делать не умел? Да мы, будучи пацанами, всё это сами мастерили. И ловили воробьёв, голубей - "пачками".
  Ну, Алексей, дитя из народа! Смешно читать такое.
  
  И, потом, о бедности, которая к ним в дом пришла.
  А куда они деда дели? Разъехались из-за жадности рыжебородова?
  Ничего не говорится об этом.
  Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
  
   А дальше вот что хочу сказать. В начале перестройки это было. По радио передавали, как в Германии один чел бизнесом занялся. Мебель он продавал не собой сделанную. Купит набор мебели, квартиры обставит и предлагает покупателям.
  Корреспондент его спрашивает:
  - А с чего вы бизнес свой начали?
  Тот отвечает:
  - Началось с того, что купил три отдельные трёхкомнатные квартиры. После этого их осталось мебелью обставить и "погнали наши городских".
  Сижу я у радио и сам с собой рассуждаю:
  - "Если бы у меня были средства купить три отдельные, трёхкомнатные квартиры. То мне и бизнесом заниматься не надо было. Мне этих денег до конца дней моих хватило.
  А если их в банк вложить, да с вкладов проценты получать, то и детям осталось."
  
  А что же Лёха Пешков? Нищенствует, а деньги на то, что своими руками можно сделать, находит. Странно как-то.
  Ладно. Посмотрим, что дальше будет.
  
  А дальше несуразица начинается. Лёха птиц ловит, а бабушка по лесу ходит и "последние грибы, калину, орехи собирает". Значит лето к концу подходит. Так?
  А через страницу читаю, что лето всё впереди: - "так они и прожили всё лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи".
  Вот и верь после этого писателю из народа и для народа пишущего.
  
  Ну и конечно в рассказе не обошлось без российского изуверства. Лёха в беличье дупло руку запустил, чтобы орехов украсть, а его, в это время, охотник из ружья - "двадцать семь штук бекасиной дроби; одиннадцать бабушка выковыряла иголкой, а остальные сидели в его коже (м.б. теле?) долгие годы, постепенно выходя."
  
  Не понимаю!
  Не понимаю, как можно такую жизнь - безалаберную, никчемную в пример читателю ставить. М.б. поэтому и встречаются среди нас бестолковые люди, что они Горького А.М. читали?
  Но, скорее всего, они ничего не читали.
  
  Рассказ четырнадцатый:

Странный сундук

  
  Странный рассказ. Непонятный как само название.
  Ведь понимает дед, что: - "Через птиц никто в люди не выходил..." и всё равно толкает внука к "богомазам", иконы рисовать.
  Да какой из него художник?! Он в жизни кисти в руках не держал.
  Что не понимал дед внуково предначертание в этой мастерской?
  Участь подмастерья его там ожидала. Это мне с первых строк стало понятно. А вот мышление деда - нет.
  Одно понял, что не желало семейство это к труду рабочему приобщиться. А вот почему - не ясно. Вроде бы и не ленивые были. Горбом своим благосостояние добывали. А в пролетариат записаться не пожелали. Не по-нят-но!
  
  Про Сашку Якова и говорить не хочу. Тот для себя другого будущего не мыслит, кроме накопительства ерунды разной. И накопительством он стал заниматься после того, как перед ним открылись "врата" к должности приказчика.
  Пусть он тупой, бестолковый, ничего не представляющий из себя человек, но он будет приказчиком. И будет раздавать подзатыльники всем, кто младше его по сословию.
  Это по нашему, по-русски. Тенденция эта и до сих пор сохранилась.
  Только зачем Горькому-то надо было заострять на этом внимание. Написал бы что-нибудь полезное для детишек, которые возьмут в руки эту книгу.
  
  Рассказ пятнадцатый:

К о л д у н

  
  Рассказ, по сути своей, доброго слова не стоит.
  Если только малышню бестолковую повеселить. А ребята вдумчивые поймут, "что" и "как" происходит. А когда поймут, то ясно станет почему в гражданскую войну брат на брата с оружием пошёл.
  Не от зависти, что у кого-то был "странный сундук" с барахлом всяческим, а от злобы, которая копилась годами. Злобы от того, что одному жалко было воробья убиённого, а другому нет.
  А дальше больше: одному хотелось жизнь приказчиком править, а другому надоело самовар ему по утрам подавать.
  Вот и вся недолга.
  
  Рассказ шестнадцатый:

Ц и р к

  
  Цирк? Ну, пускай будет цирк. Искусства всякие нужны и важны. Не только кино.
  Особенно для такого глупого, как Алёшка Пешков. Он, почитай, впервые его увидел. Увидел и прозрел, что не в богомазной ему мир откроется, не в красильной у деда, а на просторном берегу Волги-реки. Где "ласково сиял день. Река разлилась широко, на земле было шумно, светло и просторно. Неужели же ему по-прежнему жить в темноте, как мышонку в погребе?"
  Наконец-то добрался писатель до слов истинных, правильных, устремлённых к счастью. Посмотрим, что он дальше напишет. Ведь по сути Лёшка ещё ума-разума не набрался.
  
  Рассказ семнадцатый и восемнадцатый:

Пароход "Добрый", "Повар и поварёнок"

  
  Пароход "Добрый" и рассказ добрый. Во всяком случае, обещает читателю, что впредь у Алексея Пешкова всё будет хорошо. Не так как у деда с бабушкой, матери с дядьями и братьями. Вроде бы как становится будущий писатель на путь праведный. Ни от кого не зависимый, никому не подчинённый. Сам себе голова.
  И в подчинение он попал человеку хорошему - повару парохода. Пара фраз и можно подумать, что так оно и есть:
  - "Лопай! Отец-мать есть? Воровать умеешь? Ну, не бойся, здесь все воры - научат!"
  Честное, откровенное начало знакомства человека умудрённого житейским опытом и мальчишки несмышлёныша.
  Здесь следует обратить внимание на то, что повар, в первую очередь, накормил пацана. Не ахти чем, но накормил: непочатая булка, шмат колбасы, чай. И на том спасибо.
  
  Поел Алёша, а повар дальше разговор ведёт:
  - "Так нету отца-матери? Ну, и не надо, без них проживём. Только не трусь! Понял?"
  То есть человек заранее готовит мальчишку к самостоятельной жизни. Ни дед, ни бабушка, ни кто-либо к этому его не готовил. И это здорово! А то бы так и вырос из него помойщик Нижнего Новгорода, а не писатель.
  
  Ну, с обязанностями поварёнка мы знакомы. Кто не знает, пусть рассказ прочитает: "чистить картошку, рубить морковь, молоть мясо и вертеться около повара, подавая ему то и сё".
  Но ещё, это мне доподлинно известно, после готовки и приёма пищи пассажирами, поварёнок должен вымыть все котлы, кастрюли, тарелки, миски, ложки, вилки, стаканЫ и проч. и проч.
  Правил я службу на корабле, от этого и знаю.
  А что мы в рассказе читаем:
  - "... повар позвал его (поварёнка) в каюту" и... они стали читать книжки.
  Неправда это. Того не может быть потому, что такого не бывает. Да, пока они книжки читают, у них вся посуда засохнет. Попробуй её тогда отмыть. Брешет, ой брешет здесь Алексей Максимович,
  
  Ладно. Что же они читали?
  А читали галиматью разную. Такую, что повар с кровати подскочил.
  - "Сочиняют, ракалии... Как по зубам бьют, а за что - нельзя понять. Гервасий! А на черта он мне сдался, Гервасий этот! Умбракул..."
  Но Лёшке правильные слова сказал, перед тем как уснуть после обеда(?):
  - "Ты читай! Найдёшь правильные книги - будет из тебя большой разум. Разница между людьми - в глупости. А чтобы поумнеть, надо книги читать."
  
  И это произошло! Произошло, когда в руки Алексея попалась книга "Тарас Бульба" Гоголя. Вот это была книга! До слёз тронула и повара, и поварёнка.
  Но чтение книг не осталось незамеченным со стороны членов экипажа парохода. Боцман прицепился:
  - "Эй, книгочей, тебе за что деньги платят?!"
  
  Заступился за мальчишку повар. Да так заступился, что у боцмана отпала всякая охота приставать к поварёнку. И, в процессе этой перепалки, Лёша услышал ещё одну мудрость житейскую. Ту, которой не внял, за что и поплатился. Но это в конце книги будет. А мудрость такая:
  - "Нельзя показывать людям, что ты добрый. Замордуют... Знаю я их! Верблюды!.."
  
  Но хорошее долго продолжаться не может. Обязательно случится что-то, или найдётся человечек, который всё испохабит.
  Но об этом в другом рассказе.
  
  Рассказ девятнадцатый:

Нестроевой солдат

  
  Прочитал рассказ, и так мне стало тоскливо от того, что встречается, чуть ли не в каждом. Ну почему народ российский озлобленный такой. А если не озлобленный, то равнодушный ко всему, что вокруг происходит.
  
  Знаю я страну одну. Народ там работает много. Очень много. Оттого и живут все в достатке. А выберется времечко свободное, так они собираются и такое веселье устраивают на всю округу - любо-дорого посмотреть. В России такого не видел.
  Но промелькнула у меня мысль: - "возможно или нет такое в нашем Отечестве?" и пришёл к выводу, что "нет!". Налетят ОМОНовцы и всех дубинками разгонят. А то ещё и сапёрными лопатками попотчуют особо ретивых, как в Прибалтике когда-то.
  Когда это началось? Откуда это повелось?
  Правильно повар с парохода "Добрый" сказал: - "Аз-зияты!". Хотя, что мы знаем о сегодняшних азиатах? Ничего!
  
  Рассказ двадцатый:

Т р ё п к а

  
  Опять непонятный рассказ. Плыл Алексей из Нижнего Новгорода, а приплыл в Нижний Новгород. Как это? Нет объяснений. Ладно, проехали.
  
  Но зачем он к деду опять вернулся? Познакомился с жизнью вольной, свободной, ни от кого не зависимой, так и живи дальше этой жизнью. Нет, вернулся!
  В этом вся суть россиянская. Только бы спрятаться за чужую спину, только бы не самому строить жизнь свою. Вот и писатель наш знаменитый из таких. Готов трёпки терпеть, но не хлопнет дверью, не плюнет на порог, где испытал столько издевательств над собой.
  Была бы бабушка рядом, а с ней и тепло, и думать ни о чём не надо, и, худо-бедно, но сыт бываешь. Главное, что жить можно ощущениями того, что за окном избы происходит, не вникая в сущность происходящего.
  
  Не понятен мне великий писатель из молодости своей. Ох, не понятен. Уж лучше бы он ничего не писал о том времени, котором проживал. Ведь его и сейчас в пример детишкам ставят. А примера брать не с чего. Слабохарактерный он какой-то. Аукнется ему эта слабохарактерность под старость.
  
  Рассказ двадцать первый:

Учение у чертёжника

  
  Cкладывается впечатление, что Алексей Максимович решил показать всем, что жизнь его через многое провела. И красильщиком он был, и богомазом, и помойщиком, и поварёнком. Да, ещё птиц ловил от бедности своей.
  Но это всё так. Дела, которые особой сообразительности не требует. А вот быть чертёжником... Здесь надо соображалку включать. Здесь нахрапом не получится. Плавали - знаем.
  А соображалки, на этот счёт, у Пешкова не было. Какой из него чертёжник? Если только копировальщик, который чертежи размножает. А если так, то писать надо так, а не возвеличивать бестолкового. На чертёжника специально учатся, в училищах. Тот, кто с улицы, да ещё без знаний как карандаш держать надо, в чертёжниках не задержится. В миг выгнат будет. Что и случилось.
  
  Рассказ двадцать второй:

Ночные похождения

  
  Ну, если Пешков до ночных похождений дошёл, то, значит, вскорости прозреет его сознание, что личная жизнь с бабушкой не строится. Её самому,, жизнь эту самую, в одиночестве строить надо. Чтобы была такая, какой ты и только ты хочешь её видеть.
  Откуда знаю? По Волге много ходил. Наблюдал и с борта теплоходов, и по берегу хаживал.
  
  Вот что удивляет в этом рассказе.
  Первое, что человек слышит появившись на свет, это музыка. Материнский напев. А для Пешкова это словно "видение боже". И это уже не во младенчестве, а в полне зрелом возрасте пацана - юноши, можно сказать.
  В самом начале подборки этих рассказов Ляксей знакомится с гитарными переборами у деда на кухне. Потом пустота - нигде о музыке не упоминается. И это где? - На Волге!
  Где с истари славились гармоники Сормовские, Самарские, Саратовские. А балалайки звучали в каждом дворе, как в городе, так и в деревнях.
  И всего этого Пешков не слышал? Странно всё это.
  Отчего? Почему?
  Да, потому, что тупым он был в малолетстве. А вот услышал скрипку и прозрел. Слава тебе, Господи! Наконец-то!
  
  Рассказ двадцать третий:

Борьба за книгу

  
  Я понимаю, что в этом рассказе автор пожелал показать читателю любовь Пешкова к чтению, к книгам. Попутно показана душевность мальчика (уже не мальчика, судя по иллюстрациям), который незнакомую девочку проводил до дома и передал родителям.
  Но вот что непонятно: как он опять оказался в услужении. В услужении непонятно у кого, но то, что люди эти оказались злыми - факт. Вновь Пешков испытывает гонение с их стороны. Вновь и вновь его преследуют неприятности только за то, что будущий писатель испытывает потребность к самообразованию.
  
  Встречается, по сюжету, Пешкову солдат Сидоров, который, будучи денщиком, понял устремление юноши и всячески старался ему содействовать. Но из этого мало что получилось. Он сам был бесправный в доме, котором служил. Но то солдат. А Пешков, зачем оказался в такой обстановке? Не пошли, видать, ему учения преподнесённые поваром с парохода "Добрый". Значит, сам виноват. Значит, оказался глупее, чем преподносят его в истории с биографией.
  Зачем? Скажите - зачем такого человека превозносили? Заставляли детей учиться на примерах его жизни, лишениях. Они, эти лишения, могут вселить в душу ребёнка только рабское подчинение обстоятельствам, которые человек сам себе создаёт и не желает из них выбраться.
  Это ни есть хорошо.
  
  А может быть Страна Советов была заинтересована в создании такого поколения в своём социуме, которым можно было беспрекословна управлять?
  
  Рассказ двадцать четвёртый:

Пьяный самовар

  
  Прочитал первые строки рассказа и сразу столкнулся с враньём. Самовар разжигают ни как не на кухне. Куда дым уходить будет?
  Самовар, если для большой семьи, ёмкостью не менее ведра (10-12 литров). Горячую воду, после чаепития, используют для хозяйственных нужд.
  Так скажите, пожалуйста, как получилось, что недоросль, "вытащив кран из самовара", не заметил разлившейся по кухне воды? Разлившейся по столу, скатерти, по полу. Где он в это время был?
  И для чего надо было писать об этом? Чтобы вновь обмануть ребятишек, которые это будут читать? Вновь сделать их глупыми? На примере этого вранья посочувствовать Пешкову, которого в очередной раз высекли?
  Причём высели изуверски, до состояния, что прислужник шевелиться не мог. А врач, которого пришлось вызвать, прямо сказал:
  - "Здесь нужно составить протокол об истязании."
  
  Жаловаться Пешков не стал, а выторговал себе разрешение хозяев читать книги.
  Опять враньё! Если кто-то находится в услужении у таких хозяев, то не будет у него времени для чтения. Не будет! Это следует из логики отношения к таким безвольным, покорным людям, которым был Пешков.
  Кстати, а как он попал в услужение? Он, что до сего времени не понял оборотной стороны жизни на чужих харчах? Если так, а это "так", то великий писатель не просто дурак, а полный идиот.
  
  Рассказ двадцать пятый:

Завоёванная книга

  
  Оказывается это не книга, а сборник иллюстрированных журналов, которые Пешков, моя полы в комнате, всякий раз портил грязной водой.
  После основательной порки он получил право рассматривать иллюстрации и перед ним открывался совершенно другой мир, нежели тот, в котором он жил. А жил он в доме "подрядчика землекопных и мостовых работ". У него было четверо(?) рабочих, которых подрядчик за людей не считал. Дело-то в России происходит!
  А "хорошие люди" - офицеры - пьяницы и картёжники - били денщиков до крови, денщики дрались с землекопами, и все пили, пили помногу, насмерть."
  
  Именно такой надо было представить Россию, чтобы оправдать перед читателем право большевиков сделать революцию. И Алексей Максимович Горький им в этом помог.
  
  Рассказ двадцать шестой:

Опасная переправа

  
  Точно не скажу, но в день Святой Пасхи, в Петербурге, водоёмы уже освобождаются от ледяного покрова. И это на Северо-Западе России. В Нижне-Новгородский край весна приходит много раньше. Следовательно и лёд с рек сходит до Пасхального воскресения.
  Спрашивается: - Зачем "вешать людям лапшу на уши"с "опасной переправой"? Чтобы показать молодому поколению смелость и отчаянность русских мужиков? Ради чего? - Ради бани с праздничными удовольствиями?
  
  Стыдно, Алексей Максимович дурить людей, которые вознесли Вас в статус великого советского писателя.
  
  Рассказ двадцать седьмой:

В Казань - учиться

  
  Прочитал рассказ и пришёл к выводу, что Лёха Пешков далеко не Михайло Ломоносов. Тот знал что хотел. А этот, Ниже-Новгородский перевёртыш, ничего не может, кроме как быть в услужении у кого-либо.
  Ну, приехал ты в Казань учиться, так добивайся своего. Нет, он пошёл пиво, да квас развозить покупателям. И кто он после этого?
  
  Рассказ двадцать восьмой:

К р е н д е л ь щ и к

  
  Ещё одно доказательство в никчемушности будущего писателя-трибуна.
  Пятнадцать лет парню, а он не может найти себе работы. В пекарню пошёл на шестнадцати часовой рабочий день. За десять копеек. Это себя не уважать!
  Есть люди, которые любят, что ли, быть битыми. Встречался с такими по жизни. Так вот пятнадцатилетний Пешков из этих самых. А пятнадцать лет, это возраст не сопливых мальчишек.
  
  Рассказ двадцать девятый:

Какой же он брат?

  
  И снова рассказ о взаимоотношениях рабочего люда на частном предприятии. У хозяина пекарни. Шестнадцать человек работают в "поте лица", оплата их зависит от конечного результата, а отношения между ними, надо сказать, сучьи. Каждый готов заложить другого. И не ради выгоды какой, а характер такой сложился в пекарном цеху. Из-за зависти к хозяину, которому удалось выбиться из работяг в хозяина.
  Зависть, это последнее дело на производстве. Она кого угодно, словно ржа, сточит. Пешков это понимает, а донести до сознания людей не может.
  Значит никакой он не трибун. Значит не способен применить в жизни свои наблюдения. Значит зря он бродит по свету, впитывая в себя несправедливость окружающей жизни, чтобы донести её низость до простых людей.
  Он мне напоминает Павла Власова из романа "Мать" Алексея Максимовича. Помните, тот хотел устроить стачку на заводе и у него ничего не получилось. Слов не хватило, чтобы поднять народ. Но читая и перечитывая произведения Горького, мало где видишь напутствия его на путь праведный для простого народа. Всё у него закамуфлировано. Мол догадайтесь сами, как надо поступить когда тебя притесняют. Разве это трибун?
  
  Рассказ тридцатый:

Хозяин на рогоже

  
  Свершилось! Но не до конца. Взбунтовался Алексей Пешков. Отмордовал хозяина за издевательство над собой. За ухо оттрепал как мальчишку. Ну и что?
  А ничего! Вновь стал к столу и "пахал как папа Карло" всё на того же хозяина. А тот пуще прежнего изгалялся над ним. Свиней велел обихаживать - самая низменная работа для пекаря. Ну и что?
  А ничего! Помолчал и это издевательство Пешков. Как же - зима на дворе. Боязно без куска хлеба остаться. А вот Михайло Ломоносов, с краюхой хлеба за пазухой, в зипунишке драном, зимой до Москвы дошёл и стал российским учёным. Первым на Руси. Потому, что хотел этого очень. А, что Пешков?
  А ничего! Свиней ловит по Казани, куда приехал науки изучать.
  
  Рассказ тридцать первый:

Б у н т

  
  Ну, разве это бунт?! Это так - понарошку.
  То, что вступились за товарища по пекарне - хорошо. Ну, а дальше? Где ваши требования восьмичасового рабочего дня? Где требования увеличения заработной платы? А выходные, а праздники, встречи с семьями? У вас семьи-то есть или живёте бобылями?
  Интересна здесь позиция нашего будущего писателя "всех времён и народов". Не встрял он в бунтарский порыв товарищей. Рядом стоял и наблюдал, чем дело кончится. А кончилось оно тем, что - "бочку вина и недоимки дарю" как сказал Николай Алексеевич Некрасов. Рабочий люд тёмный пока. Ему бы штоф опрокинуть, чтобы душа тотчас разгулялась. А что завтра будет, то и будет - неинтересно.
  Интересно то, что и сегодня правители народа россейского таким же способом действуют. Чуть дадут послабление людям, а потом так "гайки закрутят", что не вздохнуть, не охнуть. Пенсионная реформа тому доказательством. Люди, почему после шестидесяти подработать хотят? Потому, что на пенсию не прожить, а не от трудовых порывов во благо того, чтобы правительство ещё и ещё силовые структуры оружием обеспечило.
  Правительство говорит, что народ работать может. А вы гляньте сколько людей по больницам немощными находятся. Им тоже лопаты дадите, чтобы копали. А что копать? Если только могилы себе.
  И началось всё это от нашего писателя, которого давно пора Анафеме придать.
  
  Рассказ тридцать второй, тридцать третий, тридцать четвёртый:

"Сельская лавочка", "Нападение", Не падая духом"

  
  Вот и лето наступило. Отшумела Волга половодьем, стало возможным на лодках переправляться. Вплоть до деревни Красновидово, что в сорока пяти километрах от места проживания нашего будущего писателя.
  А что писатель?
  
  Понятно зимой: холодно, голодно, на работу не устроиться. А летом? - Все дороги открыты, все пути. Так бездарь наш всё при пекарне околачивается. Ну, ни лодырь ли?
  
  И вот встречает Лёха человека с революционными наклонностями. По фамилии Ромась, по прозвищу Хохол, а звать его - Михайло Антонов. Сколько-то лет в Якутии на поселении отсидел за то, что революцией бредил.
  Освободился. Приехал на Волгу. Поселился в деревне. Лавчонку открыл. Не в рабочие пошёл, кузнецом например, а в торговлю подался. (Они, что, на Волге - все торгаши?) Ладно, проехали.
  Пригласил Лёшку к себе в помощники. Тот согласился. Ему не привыкать в подмастерьях околачиваться. Своей-то головы нет, чтобы дело открыть, вот и крутится на "подхвате".
  А в Красновидово своих двое торгашей. Третьего не надо. Кому нужна конкуренция, если Ромась ещё и цены на товары сбросил?
  Стали за ним охотиться. Стали выживать из деревни. Ромась ни в какую - буду торговать и точка. И, к тому же, коренных торгашей мироедами обозвал. А в деревнях с конкурентами просто поступают - запалили хохлово хозяйство и вся недолга.
  Конечно же нехорошо это, но сами посудите, как от такого избавиться? Сколько лет прошло, но и в наши, полуцивилизованные времена, такой поступок правомерен. Может быть не законен, но правомерен.
  
  Но не о том речь. Речь о том как народ это воспринял, как Лёшка Пешков повёл себя в этой ситуации.
  Народ как быдло, куда ему указали, туда и пошёл "солнцем палимый". Не привык он к жизни человеческой. А Лёшка, как всегда, соглядатаем был. Стоял и смотрел. Смотрел и стоял. Его, что ли, добро горит?
  В общем всё как всегда. Но, что меня удивило в самом конце последнего из этих рассказов, так это слова Ромася:
  - "Не годится падать духом. Смотрите на всё спокойно, помятуя об одном: всё проходит, всё изменится к лучшему. Медленно? Зато прочно!"
  Из чего следует, что не хотел и не хочет народ революций. Всякая революция, это кровь. А крови народ пролил незнамо сколько. Хватит! Всё должно идти эволюционным путём. Сменятся поколения и не будут у нас ни олигархов, ни правителей подлых. Я в это верю!
  
  Рассказ тридцать пятый:

С т р а н с т в и я

  
  Не правдоподобным мне показался этот рассказ. Самому, до призыва на воинскую службу, пришлось постранствовать. И вот, в октябре это было, сижу на Казанском вокзале города Москва, холодный, голодный, никому не нужный. Но не это омрачало моё состояние. Доберусь до общежития, приведу себя в порядок.
  Удручало то, что грязный я до неприличия. И воняло от меня, как от навозника. Ведь у меня даже сменных трусов не было. Штиблеты развалились. Куртка - словно с кочегара снята. А штаны уже забыли, что такое стрелки на брюках. Впервые мне было стыдно до ужаса. И решил я, что отслужу срочную в армии и прекращу болтаться по белому свету.
  
  Интересно, конечно, поездить, посмотреть, где и как люди живут. Только те люди живут, а я существую. Вот и читая рассказ этот, странным мне кажется желание Лёшки болтаться по городам и весям. Как же он санитарию соблюдал? Где и как мылся, подмывался? Не понятно.
  
  Не будем говорить о его безалаберности якшаться по чужим дворам, жить за счёт подачек, довольствоваться куском хлеба. Об этом на протяжении всей книги говорено. Но вот он снова на подработке - сторожем на железнодорожной станции. И что же? Ветер подул и сильный, крепкий парень не сумел удержаться с куском брезента? Не верю!
   Значит, он дохликом был. Не научила его жизнь, стиснув зубы, напрягаться так, чтобы шею не сломить. А он сломил. Операцию ему сделали...
  А кто в это время за него пакгауз охранял? Тётка, у которой он столовался? Не верю!
  
  И, потом, из повествования следует, что Лёшку нашего привечали везде. Где не появится, там "ему и стол и дом". Не верю!
  Не любят в народе тех, кто по свету, словно перекати-поле, болтается. Сам такое испытал, когда болтался между Саратовом, Куйбышевом, Москвой, Ленинградом. Так что, друзья мои, читайте, если желаете, рассказы о молодых годах Лёшки Пешкова, но соображайте разумом своим - где здесь правда, а где ложь.
  А впредь запомните накрепко:
  - На месте и камень мхом обрастает!
  Это не я придумал. Это мне один умный человек сказал, когда я болтался, словно говно в проруби.
  
  Рассказ тридцать шестой и последний:

Два путешественника

  
  Если бы я знал чем заканчивается эта подборка рассказов о "великом писателе", то не стал читать предыдущие тридцать пять. Обратился к последнему, и всё было понятно.
  Столько проходить по белому свету, столько людей повстречать, разговаривать с ними и в возрасте шестнадцати лет остаться дураком. Он, что сразу не понял этого князя, который был (якобы) сыном богатого помещика?
  
  Лёшка поделился с ним обедом.
  Ладно - хороший поступок. Но и поступок для проверки человека с которым он поделился:
  "Ничто не объединяет дружеские узы, как совместное принятие пищи!"
  Не я сказал - Похлёбкин. И это истина. А, что мы увидели? Князь спрятался за ящиками и там жрал то, чем его угостили.
  Всё! На этом отношения можно прерывать. Продолжишь ежели - нахлебаешься неприятностей. Что и вышло при следовании "сладкой парочки" из Одессы в Тифлис.
  
  И о чём это говорит?
  А говорит это о тупоголовости Лёшки Пешкова в годы его молодости. А о тупоголовых пишут по заказу. Или для того, чтобы сделать тупоголовыми детей, которые это будут читать. Оба автора, и А.М.Горький и Илья Груздев, этого добились. Не мало пройдёт времени, когда подобные книги исчезнут с полок. Не мало пройдёт времени, когда дети перестанут брать пример с фальшивых авторитетов типа Горького.
  Впрочем, он своё получил. И получил по заслугам. Не надо было врать, дорогой писатель.
  
  С.Пб. июнь.2018
  
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного 2"(ЛитРПГ) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) Ч.Маар "Его сладкая кровь"(Любовное фэнтези) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"