Аннотация: первая попытка в написании обзоров сценариев
Предисловие
Никогда не занимался рецензиями сценариев. В отношении литературной прозы или "виршеплётсва" кое-какой опыт есть, а вот в отношении драматургии... надо пробовать.
Так что, дамы и господа, если в "не ту степь" заберусь, то "прощения просим". Поправите в случае явной дремучести восприятия ваших работ.
"Безумству храбрых поём мы песню!" готов воскликнуть вслед за классиком.
Действительно, надо обладать немалой отвагой, чтобы возглавить список работ поданных на конкурс. "Лиха беда начало!" Думаю, что вслед за господином Зубовым работы не заставят себя ждать.
Итак, сценарий.
Сценарий, друзья мои, это вам не рассказец написать. Это в прозе говорят мало, а пишут много. В спектакле, если кто в театр ходит, тот знает, фоном действа служит декорация, действия все происходят на виду зрителей и всё это в описательстве не нуждается. В спектакле от диалогов всё зависит. А диалоги - от автора. Что захочет вложить в уста артиста, то и вложит. И горе тому сценаристу, который ахинею нести заставит заслуженных деятелей искусств. Но, похоже, автор представленного на конкурс сценария, не из таких. Нет у меня претензий к диалогам. Если только в "закавычках" некоторых, которые знаками препинания зовутся. Но здесь, если получится, пройдусь вскользь. Потому, как сам безграмотный.
Но начну с описательской части сценария. С текста после слов "Открывается занавес".
Кстати, представляется, что слово "занавесь" здесь более уместно. Веет от него некой патриархальностью. Верностью старым традициям, которые в театре преобладают.
А дальше так:
Недалеко, на кресле, сидит Воробьев...
Друг мой, Зубов, нет у кресла той свободы действа, которое предоставляет стул или диван. Хочешь, или не хочешь, а сесть придётся между подлокотниками. Значит не "на кресле", а "в кресле".
Репетиция происходит на сцене...
Слово "сцена" уже встречалось в тексте. Следовательно, здесь уместнее написать:
Репетиция происходила нафоне декорациипредставляющую собой комнату с телевизором (не работает), письменным столом, на которомсветитсямонитор компьютера и аккуратно разложенные книги.
В правом углу квартиры расположена входная дверь...
Позвольте, уважаемый автор, - квартиры или комнаты?
Квартира, это когда комнат несколько, а у вас, чуть выше, упоминается одна комната обставленная декорациями. Определитесь, пожалуйста.
...приоткрытый громоздкий серый шкаф, внутри которого можно увидеть край синей куртки.
Ставлю себя на место зрителя и получается, что если шкаф приоткрытый, то он должен стоять сбоку от зрительно зала. Но он довольно-таки громоздкий и просится в центр сцены. Тогда, чтобы увидать "край синей куртки", дверь должна быть полностью открытой, что недопустимо.
Следовательно, чтобы все зрители увидали "край синей куртки", необходимо дверцу шкафа захлопнуть, как бы второпях, а из-за захлопнутой дверцы и показать требуемый для сюжета реквизит. Согласны?
Тогда остаётся построить предложение несколько иначе и всё будет "абдельмахт".
Написал и задумался: - А что если шкаф купейный? Тогда, край куртки можно было бы увидеть где бы он ни стоял. Но в этом случае автор должен сделать уточнение при описании декораций.
С другой стороны шкафа на стене в специальных зажимах размещены несколько старинных ножей.
Здесь не сразу "врубаешься" зачем в комнате "старинные ножи". А вот если написать:
С другой стороны шкафа на стене в специальных зажимах размещены несколько старинных, коллекционных ножей.
- то вопрос об их принадлежности к комнате отпадает.
Но это при чтении сценария. Для зрителя главное, чтобы они отличались от кухонных.
И последнее, что относится к ремаркам.
Уважаемый автор, у вас, по ходу пьесы, Роман говорит шёпотом. Такое на сцене не возможно. Акустика в зрительном зале и так "не к чёрту", а тут персонаж шёпотом заговорил. Предлагаю заменить слово "шёпотом" на "не громко, рассуждающе".
В остальном претензий к тексту нет. Если только вот здесь:
А сегодня я только поздоровалась с Дашей и прошла на сцену через буфет (ТЧК) В буфете выпила немного сока... и т.д.
Надо, по возможности, уходить от длинных предложений. Тем более, когда необходимо разделить следующие друг за другом действия.
Теперь по сюжету.
Нормальный сюжет. Не из новых, но интригующий. Потому, как именно в театре всё происходит. Но, рассуждаю сам с собой, если бы в присутствии Мельпомены, сотрудники, из-за ревности друг к другу, резали соперников, то в сценах играть стало некому. Там столько интрижек рождается... нам, грешным, и ни снилось никогда.
Возникает вопрос: - А пошёл бы зритель на такой спектакль?
Думаю, что пошёл. Особенно те из них, кто соприкасается со сценой. Остальные в том случае, если на афишах душе захватывающую сценку отобразить.
Ну и последнее, на чём следует остановиться, это:
- А где здесь ружьё Чеховское? Нож?
Да он бы ни в жизнь "не стрельнул", если бы не: -
...приоткрытый громоздкий серый шкаф, внутри которого можно увидеть край синей куртки.
Вот этот "край" и послужил "спусковым крючком" для того, чтобы на сцене что-то бабахнуло.
Мне так представляется. Если не прав, то поправьте.
- 'Отличная пьеска получится при надлежащем исполнении сценария на сцене'.
Уникальность её в коротковизме*. А недостаток в том, что на сцене такую играть - экономически не выгодно.
Аренда зала, зарплата действующим лицам и администрации, отчисление налогов...
И это в то время, когда стоимость билета прямо пропорциональна времени действа на сцене. Следовательно, билет будет недорогим. Следовательно, перекрыть убытки, связанные с демонстрацией пьесы на большой сцене, не получится.
А вот если эту пьеску, один раз исполненную, снять на плёнку и крутить по TV, вместо рекламы, то здорово получится. Сценарист, покуривая в домашнем кресле, смотрит и улыбается. Артисты, в кафешке, пьют виски, смотрят и улыбаются. И все они, мысленно, прикидывают сумму дивидендов от единожды вложенного труда на сцене.
Вот так мне видится большое будущее пьесы, исполненной по отлично написанному сценарию.
Браво, автор!
Переходим к тексту, уважаемые.
Первое, что поморщило ощущение, когда приступил к прочтению сценария - это название.
Помнится Шерлок Холмс задумался над запиской, в которой было начертано: - 'Знак четырёх'
Следующей цифрой, если мне память не изменяет, будет пятёрка. Разницы почти никакой. Так может быть следует озаглавить сценарий словами: - 'Союз Пятирых'?
Впрочем, не настаиваю - 'хозяин - барин'.
А вот тут, Кавалерист2017, извините, но излишнее уточнение:
- Входит Инквизтор ..... руки молитвенно сложеныперед собой.
А по-другому это возможно? Пробовал сложить руки молитвенно за собой, справа, слева... ничего не получается. Может убрать эти два слова и - ' нет слов - нет проблем'.
- Да тебе не нравилась егослишкомнезависимая позиция ...
А не слишком независимая позиция - это как? Мне это напоминает услышанные в музее слова одного 'знатока' живописи: - 'Очень прекрасно...'. Так и в нашем случае - позиция может быть независимой, или подчинённой. Третьего не дано!
Из ремарок:
Согласен, что музыка играет не последнюю роль в восприятии чего бы то ни было в жизни человека и не только. Под музыку, даже, 'на бой кровавый, святой и правый' легче шагается.
А вот какую музыку вы, как автор, вкладываете в свой сценарий. Ясно, что не вальсы Шуберта, но все-таки?
Мне представляется, что это должен быть блюз, исполняемый соло на саксофоне. А вот какой блюз? - это вам решать.
По сюжету.
Вот скажите со всем откровением:
- Зачем вы, как автор, перетащили детективную историю 'за кордон'? Полагаете, что в России подобного не происходит? Да, сколько хочешь - кругом и всюду. Примеров приводить не буду.
Мне ваша история из жизни 'оттуда', напоминает историю к/ф 'Кавказская пленница', где товарищ Саахов говорит:
'Нет, в нашем районе вы уже не встретите этих дедушкиных обычаев и бабушкиных
обрядов. Может, где-нибудь высоко в горах, понимаете ли...
но не в нашем районе.'
И зря вы 'перевели стрелки' на Юджина. Судя по тому, что он аккуратист (со слов Лоры Шмидт), человек он вполне положительный. А вот Лора, 'ни дна ей, ни покрышки', вполне подходит на роль 'убивци'. Её всё в друзьях-товарищах не устраивало. Один - аккуратист, другой - трудоголик. Третий пьёт чрезмерно. Четвёртый - аналитик, чёрт бы его побрал. А она журнлюшка и только - обидно!
И, потом, она - женщина! А все беды у нас с вами именно от них.
Женщина, - это исчадие Ада! Женщина - Змий искуситель. Ни верности в них, ни совести. Сколько отличных мужиков 'руки на себя наложили' из-за женщин? Так что Лора, для того, чтобы воткнуть шприц в шею любимого, вполне подходит.
Подумайте над этим, пока есть время.
Ну, о зрителях мы уже говорили. Их будут миллионы, если спектакль станут 'крутить' на экранах TV. Так что, без стеснения запускайте сценарий и, гарантирую, удача улыбнётся вам во все тридцать два зуба.
Последнее, что осталось не освещённым, это "не Чеховское ружьё"
В сценарии за ним далеко ходить не надо - чуть сдвинутая от вертикали, ранее поправленная, картина на стене. Но если вложить шприц в руки Лоры Шмидт, которой роль "убивци" подходит более всего, то я бы предложил, например, ворс от медицинской ваты на её рукаве. Впрочем возможны варианты.
Вот и всё, пожалуй.
Остаётся предаться ожиданию выхода спектакля в свет и получить подтверждение прогнозов на реакцию зрителей.
Всего хорошего, Кавалерист2017.
(*) - 'Коротковизм' - в данном случае - короткая пьеса, не отнимающая много времени у зрителя.
Прочитал сценарий на одном дыхании. И не потому, что, подобно написанному Агатой Кристи, увлёкся сюжетом, а потому, что написано без выпендрёжа - современным языком, современного писателя. Вот если бы все так писали, то в общественном транспорте, как во времена полувековой давности, пассажиры книги читали, а не в smartphon,ах шарились, изображая из себя умный народ.
Классически написанный сценарий. Такое понравится высокопоставленным, которые над нами, чтобы бдеть, что мы читаем и как воспринимаем прочитанное. Это с Рашкой-говняшкой ни в какое сравнение не идёт. Больше похоже на заверение Всевышнего: - '... уж меня извините, в туалете поймаем - мы и в сортире их замочим, в конце концов.'
А и то - правда. Сколько можно терпеть тех, кто "не традиционной ориентации"? Захожу как-то в туалет общественный, а там, перед входом начертано: - 'Гомосек не дремлет!'
И как после этого уединится от глаз посторонних? Значит правильно, что их в Чечне отстреливают. А то, посмотрите на них, демонстрации, митинги в Москве надумали устраивать...
Только, продираясь через дебри расследования И.И. Иванова, начинаешь понимать, что нетрадиционная ориентация тут не 'первую скрипку' играет, хоть и правильно сделано, что прихлопнули одного их них. Тут, как и везде во времена наши, всё вокруг бабла крутится. То, чем НКО лидеров первичных организаций снабжает.
Я правильно понял, автор?
И вот тут, чтобы не удаляться от сценария, хочу свои 'ремарки' в текст вставить.
- На убитом денег не нашли...
Это как? - Лежит убитый, а у него на грудях банкноты лежат? Или на каком другом месте? Каком? - Интересно было бы услышать.
Вот если бы кровь на убитом, или резаные раны, то это понятно. А деньги, если их искали, то они при убитом, а не на убитом.
Согласны?
Теперь про кота хочу сказать, который 'ни какой роли не играет'.
То, что он включён в состав артистической труппы - уже хорошо. Я бы сказал, что это новаторство для спектаклей всякого рода. Не помню, чтобы у Товстоногова_Георгия_Александровича, или у Ю́рия Петро́вича Люби́мова, подобные персонажи были. С котами, если мне память не изменяет, только Юрий Куклачёв сподобиться мог. А тут следователь Иванов запросто с котярой обходится: взял на руки - не трепыхается; посадил на стул - сидит. Здорово!
Но то, что у кошек свои, личные, места в доме есть, то это - 'к бабке не ходи'. И, знающий повадки кошачие, человек никогда не станет убирать с места кормёжки кота посуду. Это я точно знаю. Общался с этими бестиями.
Из этого следует, что предложение:
- Он так до сих пор блюдечки с жрачкой и водой у стены, рядом с дверью, и ставит.
- трошки не верно.
'Cтавит' - значит перед этим убирает. А это недопустимою. Следовательно не 'ставит', а - 'держит'. Согласны?
Поправьте для пущего естества.
В дальнейшем претензий к тексту не имею. Хотелось кое-где поправить, но не стал. Не хочу показаться мелочным.
По сюжету.
Уже говорил, что гомосеки не последнюю роль играют в спектакле. Косвенно, но вокруг них сюжет закручен. И напомнило мне это времена комунячие. Когда вот так же, тонко, как бы исподволь, авторы "в суе" партийных работников поминали. Но не доходило до них, что преступления и против человечества, и отдельно взятой личности, от Программы ЦК КПСС исходит. Может сейчас, после появления этого спектакля на сцене, дойдёт до вершителей судеб, что 'Человек - это звучит гордо!' И нет альтернативы для народов среди гомиков и РПЦ. Гнать их надо поганой метлой. Или, как в сюжете сценария, - молотком по башке бестолковой.
И ещё, что хотелось бы отметить, это поведение следователя Иванова.
До сего времени действует сила вертикали - 'я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак'. Иванова дрючат сверху. Иванов дрючит тех, кто ниже - Сидорова. А Сидоров, проклиная Иванова, дрючит свидетелей и кота Ваську.
Интересно, как долго это происходить будет? Тянется аж восемьсот, что ли, лет - со времён татарского нашествия. Живо и поныне. А вот когда прекратится? - 'Рекбус - кроссворд' - как говорил Аркадий Райкин.
По поводу 'не Чеховского ружья' долго заморачиваться не надо. - Ключ это, что, изначально подозреваемый, Макар оставлял соседке Норке Суровой. То он в дверях торчал, а как дело до опроса свидетелей дошло, так сразу пропал куда-то. Не плохо преподнесено, на фоне всяческих побочных вещественных доказательств. Интригующе.
И последнее, о чём не сказано, это о посещаемости спектакля зрителями.
Не сомневаюсь, что будет зритель в зале. Он сегодня жуть как любит о подобном не с экрана увидеть, а в живую - на сцене. А если будет зритель, то выручка от продажи билетов не заставит себя ждать. И не забудьте "отстегнуть" от выручки кому следует. Не скупитесь, если не хотите, чтобы "дело состряпали" как на Серебренникова.
Только дополните сюжет ремаркой:
- Вход в зал с включёнными мобильниками запрещён.
А то интермедии к спектаклю 'накроются медным тазом'.
Всего вам хорошего, автор!
Пусть путь ваш по красной ковровой дорожке будет устлан цветами.
Прочитал и подумалось: - Чувствуется у автора организационные способности. Столько людей в сюжете собрала, чего в предыдущих сценариях не наблюдал.
А это надо каждому место в спектакле определить, роль и значимость действующего лица обозначить. Тяжко, наверное, пришлось сценаристу. Однако справилась она со своей задачей. И справилась неплохо. Похлеще, чем у Дашутки Донцовой получилось. Во всяком случае, так 'по фене ботать', как это умудряются герои спектакля, у неё в романах не встречал. И, скорее всего, потому, что Агрипина Аркадьевна из Москвы родом, а наш сценарист из Петербурга. А столица культуры Россейской ко многому обязывает. И автор сценария с этими обязательствами справился.
Однако, 'если тебе Петербужец имя, имя твоё делами хранимо!'
Написать хороший сценарий трудно. Для этого талантец нужен. А вот чтобы в написанном 'каждое лыко в строку', для этого внимательность нужна. Внимательность и грамушность.
За грамушность говорить не буду, а вот за некоторые 'ляпы' в тексте готов погутарить. Если автор не возражает. Их ляпов столько, что если останавливаться на их 'выковыривании', то и времени и места много займёт. И не жалко, для благого дела, ни того, ни другого. Весь вопрос упирается в: - А хочет ли этого автор?
Если 'да', то готов уделить ему одну смену суточного дежурства на службе. Пусть, только, напишет о согласии своём. А в качестве примера обратит внимание на:
Сцена 2
На кухне у стола сидят Тётушка и Инта.На плите со свистом закипает чайник.
А через некоторое время, спустя несколько действий со стороны актёров, читаем:
Тётушка смотрит на неё непонимающе- сочувствующе, нов этот момент со свистом закипает чайник.
Спрашивается: - И долго он собирается свистеть?
Ещё пример:
Свет в гостиной загорается одновременно.Со стороны кухни за ручку двери держится Дэн, со стороны гостиной - Арсений.
А чуть ниже читаем:
Дэн:
(входит в гостиную, включает свет)
Спрашивается: - Так, когда свет включился, и кто его включил?
Если скрупулезно отнестись к тексту сценария и "причесать" его досконально, то произведение получится просто замечательное. Отвечаю за свои слова.
Но это о тексте сюжета. А за сюжет скажу отдельно.
Замысловатый. Сложный. Но в этом его примечательность. Не даёт зрителю расслабиться. И читать его приходится со всем вниманием, чтобы иметь представление о том, что каждый персонаж из себя представляет и зачем он в сюжет включён.
Кода зритель находится в напряжении всё время спектакля, то есть гарантия в том, что и он задействован в спектакле. А именно это является мерилом качества сюжета. Здесь автор достиг своей цели.
Но если быть до конца последовательным, то, в финале пьесы, достаточно было 'мисс Марпл' взять Банера за ошейник, подвести к сейфу и приказать: - Нюхай! Нюхай!
А потом, как продолжение эксперимента, подвести к каждому из персонажей со словами: - Ищи, Банер!
Вот и всё. Или, как говорят: - Ваши не пляшут.
Собака, какая бы закормленная она не была, а эти команды исполняет на инстинктивном уровне. Следовательно, именно ей необходимо отдать первенство в заявленной теме конкурса - 'Не Чеховское ружьё'.
Вот и всё, пожалуй.
Если коснуться зрительской посещаемости, то, представляется, она гарантирована. Особенно на периферийных сценах. Спектакли из Петербурга пока проходят с аншлагом. На них, даже, приезжают в город на Неве, чтобы вобрать в себя свет мастерства игры на сцене замечательных спектаклей. А именно к таким я и отношу 'Мисс Марпл N-ского уезда'.
Помнится, в самом начале обзоров написал фразу, которая, как мне казалось, выявляет суть сценария как жанра:
- ' Сценарий, друзья мои, это вам не рассказец написать. Это в прозе говорят мало, а пишут много.'
И вот передо мной сценарий, прочитав который подумал, что если фабулу его перевести в прозу, то написанное заняло меньше места. Но это, как бы, к обзору не относится.
Итак 'Опасная безопасность'.
Предположим, что всё так и было, как предполагает Симон Штольц. Тогда, памятуя не столь давнишние времена, чуть-чуть видоизменим то, что висела на всех заборах:
- В жизни всегда есть место подвигу!
Если эту констатацию приблизить к сегодняшнему дню, то следует заметить:
- В жизни всегда есть место подлости.
Она, эта подлость, таится в человеке до поры. А проявляется тогда, когда он , будучи запятнанным в более ранние времена, находится на грани разоблачения. Вот тут и срабатывает инстинкт самосохранения. Человеческий инстинкт, на который хищник не способен.
Но об этом чуть позже. А сейчас...
Интересное место действия выбрал автор для сюжета сценария - строительную площадку.
Такого не могу припомнить со времён 'рыночных отношений' в стране лозунгов призывающих к героическому труду. И, что примечательно, на стройке этой сплошь работники из 'оттуда'. Нашим монтажникам-высотникам вход 'Категорически запрещён!' Если только в качестве 'субподрядчика'. Но это в том случае, если выиграют тендер. А такого никогда не было, нет и не будет. 'Сатана там правит бал!'
И вот мы в гуще событий некоего сдаточного объекта. Почему сдаточного? - Потому, что всё благоустроено на площадке, а на самой стройке ведутся отделочные работы.