Думаю, вопрос о конечности или бесконечности Вселенной является одним из самых "риторических" вопросов, которыми большинство из нас задаются в детском или зрелом возрасте, глядя ночью на звездное небо.
Исследованию этого вопроса посвящено изрядное количество философских трудов и научных теорий, но ясного и окончательного ответа, который удовлетворил бы все запросы критичного ума, на мой взгляд, до сих пор еще не последовало. Любознательному и непредубежденному читателю представляются достаточно аргументированными позиции как сторонников конечности Вселенной, так и их противников. И те, и другие имеют немало авторитетных мыслителей в своих рядах.
1
В школе, как известно, нас учили, что у Вселенной нет конца. То же самое говорят большинство родителей своим детям, дабы удовлетворить их "нездоровое" любопытство на этот счет.
Дело представляется здесь следующим образом. Если вы, скажем, поместите камеру наблюдения в космический корабль и отправите его с Земли в строго заданном направлении, то, сколько бы времени ни прошло с момента запуска, вокруг корабля будет наблюдаться приблизительно один и тот же пейзаж, - а именно, звездное небо...
Предположение о бесконечности Вселенной, несомненно, имеет преимущество в своей простоте. На нет, как известно, и суда нет. Но в то же время, у него есть и коренной недостаток - оно никак не хочет укладываться в голове... В самом деле, все время возвращается коварное сомнение - а как это может быть, чтобы не было конца? В отличие от космического корабля наш ум имеет способность достигать "пределов Вселенной" практически мгновенно и постоянно задавать себе вопрос, - а что же дальше? - и сама идея бесконечного однообразия и безысходности повергает его в растерянность и уныние. Пытаясь выйти из этого состояния, наш ум возвращается к представлению о конечности Вселенной.
2
Конечную Вселенную можно представлять, очевидно, по-разному. Я не говорю про наивный, хотя и весьма распространенный взгляд о конце Вселенной как некоей глухой и непроходимой стене, за которой находится непонятно что. Это, по сути, лишь разновидность гипотезы о бесконечной Вселенной.
Более искушенные сторонники конца полагают, что по прошествии некоторого времени после запуска нашего корабля звезды за бортом "кончатся", а за ними пойдет темнота и это и будет "концом" Вселенной. Но тогда сразу же возникает вопрос - а что если и эта темнота потом "кончится" и опять пойдут звезды? Тогда, очевидно, Вселенной будет названо лишь гигантское скопление звезд, что противоречит "вселенскому" смыслу этого слова.
Не дает удовлетворительного решения и другой, популярный ныне среди физиков и астрономов взгляд, что если вылететь из определенной точки Вселенной в строго заданном направлении, то, в конце концов, после долгих странствий, каким-то волшебным образом опять попадаешь в ту же точку. При этом часто ссылаются на пример странника, заблудившегося в лесу и плутающего по кругу или на опыт кругосветного путешествия. Очевидно, однако, что в данном случае налицо явное недоразумение. Ведь в случае плутания по кругу в лесу или кругосветного путешествия важнейшее требование о строгом соблюдении направления по определенным причинам (разница шагов или кривизна Земли) не выдерживается, и именно это несоблюдение кажущегося тем же направления и обуславливает возвращение в первоначальную точку. По крайней мере, для ума, не испорченного различного рода геометрическими мистификациями.
3
Итак, что же мы имеем?
Если мы попробуем подойти к нашему вопросу чисто логически, то увидим, что здесь возможно двоякое толкование. С одной стороны, если мы подразумеваем под словом "Вселенная" нечто определенное, то тем самым у нее, по-видимому, есть пределы, то есть конец (концы). Если же, напротив, Вселенная, как ни странно это звучит, по определению своему есть нечто неопределенное, то у нее по определению же и нет конца. Однако если Вселенная есть нечто неопределенное, то она, очевидно, может быть всем чем угодно и само слово "Вселенная" при этом лишается всякого конкретного содержания. Равно как и всякие разговоры и рассуждения про такую "Вселенную"...
Итак, Вселенная есть нечто определенное. Но что же именно, какое мы ей можем дать ближайшее определение?
Можно, по-видимому, различно истолковывать слово "Вселенная" и долго спорить о правильности этих толкований. Но среди всех прочих толкований, есть такое, которое, так сказать, вытекает из самого смысла этого слова. Вселенная, если все слова вообще не есть набор случайных звуков, суть Все-ленная. Из этого внутреннего или, выражаясь школьным языком, имманентного определения Вселенной, мы вправе сделать, по меньшей мере, три важных заключения:
1. Все что есть, есть во Все-ленной (в известном смысле тавтология)
2. Вне Вселенной ничего нет (или, другими словами, вне Вселенной "есть" только ничего)
3. Вселенная одна, так как если бы была еще и другая, то она была бы вне Вселенной и опровергала бы ее как таковую.
Все эти заключения, по-видимому, выражают одну и ту же мысль, но с различных сторон: первая - положительно, вторая и третья - отрицательно. С этими выводами, между прочим, сознательно или полусознательно согласно и ходячее представление о Вселенной и большинство ученых авторитетов.
Посмотрим, что можно сказать о конце Вселенной на основании этих трех относительно общепринятых признаков.
Итак, внутри Вселенной - все, вне Вселенной - ничего. Таким образом, граница, предел, конец Вселенной лежит между "всем" и "ничем". Ну, это и так понятно - скажут некоторые, - но как же это все представить наглядно?
Закономерные трудности с визуализацией возникают, поскольку все границы, которые мы знаем и которые обычно себе представляем, являются границами условными, изменчивыми и относительными, то есть границами между "чем-то" и "чем-то другим". Но в данном случае речь идет о границе, так сказать, безусловной, о границе между "всем" и "ничем", которая, кстати сказать, подлежит всем относительным границам и определениям и которую они все логически предполагают.
Тут мы встречаем еще одно довольно распространенное среди ученых и интересующейся публики воззрение, по поводу которого я хотел бы сказать несколько слов. Те, кому и так все ясно, могут пропустить написанное под цифрой 4.
4
Согласно вышеупомянутому воззрению, "всего" и "ничего" нет, а есть только "что-то", "что-то большее" (до бесконечности) и "что-то меньшее" (до бесконечности). Но поскольку вышеуказанные слова используются в языке, то добавляется, что "ничего" - это что-то (нечто) бесконечно малое, а "все" - это, соответственно, нечто бесконечно большое.
Взгляд на Вселенную, как на "что-то бесконечно большое", но не "все" уводит нас в сторону рациональной неопределенности и логических противоречий. Сразу встает вопрос, - а почему бы не назвать всю эту конструкцию словом, которое она заслуживает, - скажем, "Бесконечнобольшенная", оставив слово "Все-ленная" для обозначения именно всего существующего? Более того, если нет "всего", то как может быть "что-то" из этого всего? Пытаясь устранить крайние пределы своей бесконечной шкалы, отрицатели имманентного определения Вселенной доходят иногда до курьезов. Природа (все), говорят они, почему-то не терпит пустоты (ничего) - поэтому пустоты и не бывает!.. Ну не терпят они, понимаешь, друг друга и все тут!
Впрочем, те, кто понимает под "Вселенной" не "все", а "что-то" делают это скорее из слабости, чем по умыслу. Возвращаясь к привычному "чему-то", хотя и с многозначительным добавлением "бесконечно большое", "бесконечно малое", они признают собственную неспособность объять и понять "все" и решить вопрос в принципе.
Да, представить себе "все", ничего" и границу между ними - дело не из легких, но отрицать "все" на этом основании не лучше, чем, скажем, отрицать действительность чистого треугольника на основании, что его нигде не видно в быту.
5
Итак, подведем некоторые итоги нашего исследования.
1. Вселенная определенна. Она одна и у нее как таковой есть конец (край).
2. Этот конец (предел) пролегает между "всем" и "ничем" и потому сильно отличается от обычного представления о концах.
3. Указанное различие столь существенно и трудно вообразимо, что побуждает некоторых вовсе отрицать пределы, а вместе с тем и определенность Вселенной.
Ответ на вынесенный в заглавие вопрос мог бы звучать следующим образом:
У ВСЕЛЕННОЙ ЕСТЬ БЕЗУСЛОВНЫЙ КОНЕЦ, И НЕТ КОНЦА УСЛОВНОГО.
Таким образом, путем внутреннего определения слова "Вселенная" и различения вида "конца", благополучно разрешается давнишний спор между сторонниками конечной и бесконечной Вселенной и оба крайних взгляда примиряются в высшем единстве. Недоразумение, лежавшее в основе спора, подобно недоразумению, которое вызвал бы, если прибегнуть к повседневному опыту, вопрос - есть ли у всего фильма конец серии?
Вышеизложенные заключения получены нами путем всеобще-логического размышления над словом "Вселенная". Они представляют собой единый и необходимый фундамент всякого серьезного разговора о Вселенной и потому, очевидно, к радости одних и недовольству других, не могут быть опровергнуты чьими бы то ни было субъективными мнениями, наблюдениями и экспериментами. Несмотря на то, что они сами по себе дают очень не очень много для наглядного представления, с их помощью можно легко отличить подлинную Вселенную от ее многочисленных подделок. Пользуясь образным сравнением, если это не сама Золушка, то уж точно туфелька для Золушки, по которой мы можем впоследствии найти и саму хозяйку. А "золушка", в данном случае, есть ни что иное, как содержание таких общеупотребительных, но мало понимаемых слов как "все" и "ничего" и наше к нему отношение.
К вопросу о конце Вселенной в пространстве очень близко прилегает вопрос о конечности ее во времени, а также вопрос о центре Вселенной. Но это уже, очевидно, тема для отдельного рассмотрения.