Аннотация: Формированием ложного благовидного образа зверского по своей сути режима призваны были заняться как свои доморощенные деятели партийного искусства, так и некоторые соблазнённые и обманутые представители искусства мирового.
На полицейской бумаге верже
Ночь наглоталась колючих ершей -
Звезды живут, канцелярские птички,
Пишут и пишут свои РАППортички.
Сколько бы им ни хотелось мигать,
Могут они заявленье подать,
И на мерцанье, писанье и тленье
Возобновляют всегда разрешенье.
(О.Э. Мандельштам, октябрь 1930)
"Навстречу из-за огромного стола, заваленного бумагой и тростями для наказаний, выскочил длинный угловатый человек, лысый, с провалившимися глазами, затянутый в узкий серый мундир с нашивками министерства охраны короны. Это и был прокуратор Патриотической
школы высокоученый отец Кин - садист-убийца, постригшийся в монахи, автор "Трактата о доносе", обратившего на себя внимание дона Рэбы.
Небрежно кивнув в ответ на витиеватое приветствие, Румата сел в кресло и положил ногу на ногу. Отец Кин остался стоять, согнувшись в позе почтительного внимания.
- Ну, как дела? - спросил Румата благосклонно. - Одних грамотеев режем, других учим?
Отец Кин осклабился.
- Грамотей не есть враг короля, - сказал он. - Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! Мы же здесь...
- Ладно, ладно, - сказал Румата. - Верю. Что пописываешь? Читал я твой трактат - полезная книга, но глупая. Как же это ты? Нехорошо. Прокуратор!..
- Не умом поразить тщился, - с достоинством ответил отец Кин. - Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные. И мы...
- Ладно, ладно, - сказал Румата. - Верю".
(А.Н. и Б.Н. Стругацкие, "Трудно быть богом")
Отчетное собрание Союза писателей Тульской области. Докладчик: "При царской власти в Тульской губернии был всего один писатель. Сейчас их 1321!". Вопрос из зала: "А что за писатель был при царе?" Докладчик, тихо: "Лев Толстой".
(Неизвестный автор)
БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ЛИТЕРАТУРОЙ:
ПРОЛЕТКУЛЬТ
ГЛАВЛИТ
ЛЕФ
ВАПП
РАПП
ВОАПП
МБРЛ
МОРП
ВСЕРОСКОМДРАМ
РЕФ
ЛИТФРОНТ
СП СССР
НАДСМОТРЩИКИ:
ЛЕОПОЛЬД АВЕРБАХ
ВЛАДИМИР ЕРМИЛОВ
ВЛАДИМИР КИРШОН
ИВАН МАКАРЬЕВ
АЛЕКСЕЙ СЕЛИВАНОВСКИЙ
ВЛАДИМИР СТАВСКИЙ
НИКОЛАЙ ТИХОНОВ
АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ
АЛЕКСЕЙ СУРКОВ
КОНСТАНТИН ФЕДИН
После захвата власти и победы в гражданской войне перед большевиками встали очередные насущные задачи: превратить крестьянство и городской пролетариат в бессловесных рабов, согласных жить в нищете и безропотно выполнять любые приказы новой власти. Насилие играло в процессе подавления стремления подвластного населения к достойной жизни и сохранению элементарных человеческих свобод решающую роль: военный коммунизм, красный террор, продразвёрстка, кровавые подавления крестьянских и городских восстаний, коллективизация, раскулачивание, голодоморы, индустриализация, бурное развитие системы лагерей - все эти меры приносили свои плоды.
Но большевикам этого было недостаточно. Для полной перестройки сознания народных масс был необходим абсолютный контроль над всеми видами воздействия на психику подневольного человеческого материала: периодической печатью, литературой, библиотеками, изобразительным искусством, музыкой, театром, кино, и т.д. Провозглашённый партией принцип партийности литературы и искусства подразумевал превращение всех средств художественного воздействия на сознание людей в инструмент пропаганды и агитации.
Линия партии коммунистов-большевиков никогда не была прямой, постоянно колебалась в зависимости от целей и идеологических предпочтений её вождей. Хотя одна основополагающая идея всегда оставалась неизменной - это удержание власти любой ценой. Все остальные компоненты партийной политики менялись либо под давлением внутренних процессов или ситуации на международной арене, либо по личному решению хозяина страны.
Так, например, по инициативе Ленина, находившегося в тот момент в абсолютном меньшинстве, в 1918 году был заключён "похабный" сепаратный мир с Германией. Тот же Ленин, напуганный размахом крестьянской войны и Кронштадтским восстанием, в начале 1921 года был вынужден смягчить красный террор и развернуть внутреннюю политику большевиков на 180 градусов - от военного коммунизма к НЭПу.
На протяжении нескольких лет после Октябрьского переворота и захвата власти Ленин и его окружение в соответствии с догматами марксистской идеологии делали ставку на мировую революцию. В то время, когда в собственной стране царили голод и разруха, в Европу направлялись никем не контролируемые потоки награбленных ценностей для разжигания революционной борьбы, попыток свержения национальных правительств и захвата власти прокоммунистическими партиями. Частично это удавалось, но только на очень короткое время.
Так, менее месяца просуществовала Баварская советская республика на юге Германии весной 1919 года.
Венгерская советская республика, провозглашённая в марте того же 1919 года большевистским ставленником Белой Куном, прожила чуть дольше - целых 133 дня.
Разгромом закончилась попытка установления большевистского режима в Польше путём военного вторжения в 1920 году.
Восстание гамбургских коммунистов в октябре 1923 года было подавлено, едва начавшись.
Вышло так, что средств и человеческих жизней было ухлопано много при нулевом результате.
Сталин, будучи в отличие от идеологических фанатиков-ленинцев криминальным прагматиком, в 1925 году объявил официальной доктриной советского государства построение социализма в одной отдельно взятой стране. На самом деле его настоящие планы были гораздо масштабнее: на базе полного подчинения, вплоть до абсолютного порабощения, населения СССР, превратить всю страну в один колоссальный военный лагерь, восстановить тяжёлую промышленность, создать мощный военно-промышленный комплекс и огромную, хорошо вооружённую армию, после чего "мощным ударом" и "малой кровью" захватить и присоединить к Советскому Союзу всю Европу.
Для достижения этой грандиозной конечной цели и проводились чудовищные по размаху и жестокости коллективизация, раскулачивание, индустриализация и милитаризация огромной страны, организовывался голодомор и создавался невиданный по размерам ГУЛАГ. Однако весь этот бесчеловечный кошмар во всей своей наготе был бы невыносим для закабалённого народа и выглядел бы откровенно безобразно для руководства западных государств, в то время как Сталин с подручными всеми силами стремились к легитимизации своего режима именно в глазах развитых стран Запада. Поэтому совершенно необходимо было прикрыть дьявольскую суть коммунистического концлагеря покрывалом правдоподобной лжи, представив СССР равноправным экономическим и политическим партнёром.
Формированием ложного благовидного образа зверского по своей сути режима и призваны были заняться как свои доморощенные деятели партийного искусства, так и некоторые соблазнённые и обманутые представители искусства мирового.
Для внутреннего потребления хорошо выдрессированные писатели были обязаны придерживаться следующих установок:
1.Описывать тяжёлую жизнь простого народа при проклятом царизме.
2.Показывать бедственное положение трудящихся в странах капитализма, безжалостную их эксплуатацию и несправедливости социального устройства капиталистического общества.
3.Убеждать читателей в том, что первая в мире страна, строящая социализм, находится в окружении враждебно настроенных капиталистических государств, только и мечтающих её уничтожить.
4.Внедрять в сознание читателей представление о бесконечной ценности социалистической революции.
5.Расписывать всеми красками счастливое будущее, которое наступит после построения социализма в СССР.
6.Воспевать подвиги большевиков во время Гражданской войны.
7.Разоблачать преступления и злодейские намерения внутренних врагов: бывших белогвардейцев, кулаков, служителей культа и прочих нахлебников и эксплуататоров простых тружеников.
7.Прославлять мудрость, благородство и бескорыстие главного партийного начальника и других руководителей партии и правительства.
8.Пропагандировать идеи марксизма и коммунистической идеологии.
9.Петь дифирамбы доблестным сотрудникам ЧК-ОГПУ-НКВД, выявляющим затаившихся врагов советской власти и "перековывающим" их в честных тружеников путём применения к ним методов принудительного труда.
10.Пробуждать энтузиазм масс и воспитывать в них чувство патриотизма и готовность пожертвовать собственным благополучием и даже жизнью во имя построения прекрасного и справедливого социалистического общества.
11.Превозносить экономические и политические успехи, достигнутые под мудрым руководством партии большевиков.
12.Рассказывать читателю о судьбе осчастливленных советской властью малых народов, проживающих на территории СССР.
13.Прославлять трудовые подвиги передовиков производства.
14.Воспитывать в людях готовность доносить на своих знакомых и даже близких родственников.
15.Оправдывать преступления власти и преуменьшать масштабы злодеяний, объясняя их перегибами на местах, политической необходимостью и т.п.
16.Воспитывать любовь к вождям, энтузиазм и жертвенность у молодого поколения.
17.Чтобы подобные "произведения искусства" не выглядели совсем уж бесстыдными агитками, в них можно было вводить лирические мотивы и описания красоты русских пейзажей.
И надо сказать, что подобная обработка незрелых мозгов малограмотного в своей массе населения успешно работала. Поскольку в то время не существовало иных средств массовой информации, кроме газет и одной государственной линии радиопередачи на весь СССР, а кино было редкостью (и тоже сплошной пропагандой), уровень доверия к печатному слову был несравнимо выше, чем в более поздние периоды истории совдепии.
В произведениях, предназначенных на экспорт, советские писатели были должны:
1.Превозносить достижения социализма и расхваливать замечательную жизнь в СССР.
2.Скрывать злодеяния большевистской власти.
3.Вскрывать язвы капитализма, показывать тяжелую жизнь трудящихся и подвергать критике несправедливое устройство общества в западных странах.
Для управления и контроля над всеми видами искусства создавались и постепенно усовершенствовались административные органы, осуществлявшие партийное руководство культурной жизнью огромной страны. В области литературы таким учреждением стала сформированная в 1925 году Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), впоследствии игравшая ведущую роль в более объемлющей организации - Всесоюзном объединении ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), образованном в 1928 году. В дальнейшем, а именно - в 1932 году, все писательские организации были реформированы и объединены в единый Союз писателей СССР. Кое-кто из руководителей РАППа заняли высокие посты в Союзе писателей, а некоторые из тех, кто не пришёлся ко двору, были впоследствии репрессированы и даже расстреляны. В общем, привычный ход событий для коммунистического СССР. Продолжалось это в разных вариациях вплоть до горбачёвской перестройки и почти до распада самого совка.
Про тех писателей, кто не хотел сдаваться диктату большевистской орды, мы поговорим в отдельной статье. Здесь же речь идёт о палачах свободной мысли, о тех, кто верноподданически, с ажиотажем и гиканьем загоняли русскую литературу в прокрустово ложе коммунистической идеологии. О тех, кто заставлял остальных "собратьев" по перу лгать, называть чёрное белым, оправдывать и прославлять преступления власти, массовые убийства и всеобщее доносительство.
БЮРОКРАТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ЛИТЕРАТУРОЙ
Сразу после Октябрьского переворота в большевистской России появились и со временем продолжали множиться многочисленные бюрократические организации, призванные управлять не только советскими, но частично и зарубежными "революционными" писателями: ПРОЛЕТКУЛЬТ, ГЛАВЛИТ, ЛЕФ, ВАПП, РАПП, ВОАПП, МБРЛ, МОРП, ВСЕРОСКОМДРАМ, РЕФ, ЛИТФРОНТ, СП СССР.
ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) - союз пролетарских культурно-просветительских организаций. Организационное оформление произошло на 1-й Петроградской конференции 16-19 октября (29 октября - 1 ноября) 1917 с включением союза в систему Наркомпроса. Руковолителями и теоретиками Пролеткульта были А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский, Ф.И. Калинин, В.Ф. Плетнев и др. Пролеткульт стремился создать особую "пролетарскую культуру" на пренебрежительном отношении к культурным ценностям прошлого. Его характерной особенностью было соединение в своих рядах старой интеллигенции и рабочей молодёжи. В 1918 было зарегистрировано 147 губернских, районных и фабрично-заводских организаций пролеткульта. <...> К 1919 в пролеткультовском движении участвовало уже около 400 тысяч человек. <...>
Теоретические основы и практика пролеткульта оценивались, как правило, в связи с его совпадениями и отклонениями по отношению к официальной доктрине марксизма. (1)
Распущен в апреле 1932 года постановлением ЦК ВКП(б).
ГЛАВЛИТ - распространённое название центрального государственного органа, осуществлявшего предварительную цензуру в РСФСР и СССР в 1922-1990 годах. (Название этой организации неоднократно менялось).
Главлит и его меќстќные орќгаќны осуќщеќстќвќляќли предќваќрительную ценќзуќру всех виќдов пеќчатќной про-дукќции (книќги, гаќзеќты, журќнаќлы, плаќкаќты, этиќкетќки и пр.). <...> Главлит подќверќгал предќва-рительной ценќзуќре такќже киќноќсцеќнаќрии, текќсты раќдиоќвеќщаќния, драќмаќтиќчеќских, муќзыќкальќных, цирќкоќвых и эсќтќрадќных выќстуќпќлеќний; конќтроќлиќроќвал деяќтельќность всех библиотек, книжќных маќга-зиќнов и тиќпоќграќфий. <...> Соќставќлял и выќпусќкал для заќкрыќтоќго польќзоќваќния спиќски книг, подќле-жавќших исќклюќчеќнию из обќщественных бибќлиоќтек и книќгоќторќгоќвой сеќти (на их осќноќве форќмиќро-ваќлись бибќлиоќтечќные "спецќхраќны"), а такќже пеќречќни свеќдеќний, не подќлеќжавќших огќлаќшеќнию (ими руќкоќвоќдствоќваќлись ценќзоќры в цеќлях соќхраќнеќния государственной и воќенной тайќны). Часть функќций Главлита выќполќняќли орќгаќны РКП(б) - ВКП(б) - КПСС. (2)
ЛЕФ (Левый фронт искусств) - творческое объединение, существовавшее в 1922 - 1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР. ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с пролетарскими группами "Октябрь" и "ВАПП".
Основные принципы деятельности ЛЕФа - литература факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ.
Многие лефовские теоретики, такие как Третьяков, вообще предлагали заменить литературу журналистикой.
ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей) - существовала с 1920 по 1928 год.
В 1921 утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации.
Ей принадлежала руководящая роль в создании кадров пролетарской литературы, их организационном объединении и выработке творческой программы. В 1928 году вошла в ВОАПП, изменив своё название на РАПП.
РАПП (Российская организация пролетарских писателей) - была оформлена в январе 1925 года как основной отряд ВАППа.
"Генеральным секретарём РАПП стал Л.Л. Авербах. Главными активистами и идеологами РАПП были писатели Д.А. Фурманов, Ю.Н. Либединский, В.М. Киршон, А.А. Фадеев, В.П. Ставский, критик В.В. Ермилов. Вопреки названию, большинство руководителей РАПП имело непролетарское происхождение.
В РАПП состояло более 4 тысяч членов. После образования ВОАПП (Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей) в 1928 году РАПП заняла в нём ведущие позиции.
К 1930 г. все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилила директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей "заняться художественным показом героев пятилетки" и доложить об исполнении этого призыва-распоряжения в течение двух недель". (3)
"Партия поддерживала пролетарские литературные организации, видя в них одно из орудий культурной революции. <...> Вульгарный социологизм и догматизм рапповцев мешали верному пониманию задач и перспектив развития советской литературы... <...> Рапповское требование "диалектико-материалистического метода" в литературе, отождествлявшее философские и художественные методы, выражая упрощённое понимание творческого процесса, приводило к псевдофилософской схоластике в критике. Ошибочными были лозунг "союзник или враг" (1931), отталкивавший писателей-"попутчиков", требование "одемьянивания" поэзии и "призыв ударников в литературу"". (4)
"Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство". (3)
Постановлением ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 РАПП и ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) были ликвидированы. Многие члены РАПП, как и др. литературных организаций, вошли в созданный тем же постановлением Союз писателей СССР". (4)
ВОАПП (Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей) - существовало с 1928 по 1932 год. Включало в себя РАПП (РСФСР), ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей), а также ассоциации писателей Белоруссии, Закавказья, Туркменистана, Узбекистана и группу "Кузница". Был распущен в 1932 году вместе с РАППом и Пролеткультом постановлением ЦК ВКП(б).
МБРЛ (Международное бюро революционной литературы) - создано в 1925 году. 1-я конференция МБРЛ (Москва, 1927) приняла политическую платформу и основала печатный орган - "Вестник иностранной литературы" (на русском языке). Членом организации мог быть каждый писатель, выступающий против фашизма, угрозы империалистической войны и белого террора. В 1930 реорганизовано в МОРП. (5)
МОРП (Международное объединение революционных писателей) - существовало с 1930 по 1935 год. 2-я конференция революционных писателей (Харьков, 1930) реорганизовала МБРЛ в МОРП с печатным органом "Литература мировой революции" (1931-32, на русском, немецком, французском, английском языках). Работа МОРП велась по национальным секциям и группам. В МОРП принимали участие Л. Арагон, И. Бехер, Т. Драйзер, А. Барбюс, Б. Брехт и другие. В 1935 МОРП прекратил своё существование; его сменили новые формы международных связей передовых писателей мира, например Международный конгресс писателей в защиту культуры (Париж, 1935). (Там же)
ВСЕРОСКОМДРАМ (Всероссийское общество советских драматургов и композиторов, Всероссийское общество композиторов и драматических писателей) - творческое объединение советских драматургов и композиторов, действовавшее в 1929-1933 годах. <...>
Объединение занималось творческими вопросами (чтение и обсуждение произведений членов, организация диспутов по актуальным вопросам театра и драматургии), ведением общественно-политической работы среди авторов и вопросами охраны авторских прав своих членов. Значительным новшеством общества стало введение с 1931 года системы контрактаций, когда государство стало выступать заказчиком сочинений, то есть покупателем художественной продукции.
Секция композиторов Всероскомдрама на основании постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" вошла в состав вновь созданного Союза советских композиторов. В 1933 году объединение было преобразовано в Автономную секцию драматургов при Оргкомитете Союза советских писателей". (6)
РЕФ (Революционный фронт) - мёртворождённое дитя Маяковского, попытка его создания в 1929 году провалилась с самого начала.
ЛИТФРОНТ (Литературный фронт) - литературная группировка советских писателей, критиков и учёных-филологов. Формально существовал с августа по ноябрь 1930 года. Выступал с критикой творческих установок и методов администрирования, практиковавшихся РАПП. (7)
СП СССР (Союз писателей СССР) - основан в 1934, ликвидирован в 1991.
"Создан в 1934 году на Первом съезде писателей СССР, созванном в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года. Союз заменил собой все существовавшие до того организации писателей.
Из Устава Союза писателей в редакции 1934 года (устав неоднократно редактировался и изменялся): "Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма".
Согласно уставу в редакции 1971 года, Союз писателей СССР - "добровольная общественная творческая организация, объединяющая профессиональных литераторов Советского Союза, участвующих своим творчеством в борьбе за построение коммунизма, за социальный прогресс, за мир и дружбу между народами".
Уставом давалось определение социалистического реализма как основного метода советской литературы и литературной критики, следование которому было обязательным условием членства СП. <...>
В структуре СП существовали различные подразделения, осуществлявшие функции управления и контроля. Так, все заграничные поездки членов Союза подлежали утверждению со стороны иностранной комиссии СП СССР. <...>
Численный состав Союза писателей СССР менялся от 1 500 членов в 1934 до 9 920 членов в 1989 году. <...>
Писатель мог быть исключён из Союза писателей "за проступки, роняющие честь и достоинство советского литератора" и за "отступление от принципов и задач, сформулированных в Уставе Союза писателей СССР". На практике поводом для исключения могли служить:
критика писателя со стороны высших партийных инстанций. Пример - исключение М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой, последовавшее за докладом Жданова в августе 1946 г. и партийным постановлением "О журналах "Звезда" и "Ленинград"";
публикация за рубежом произведений, не опубликованных в СССР. Первым по этому мотиву был исключён Б.Л. Пастернак за издание в Италии его романа "Доктор Живаго" в 1957 г.;
публикация в "самиздате";
открыто выраженное несогласие с политикой КПСС и Советского государства;
участие в публичных выступлениях (подписание открытых писем) с протестами против преследования диссидентов.
По политическим мотивам из Союза писателей были исключены А. Синявский, Ю. Даниэль, Н. Коржавин, Г. Владимов, Л. Чуковская, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, А. Галич, Е. Эткинд, В. Войнович, И. Дзюба, Н. Лукаш, Виктор Ерофеев, Е. Попов, Ф. Светов.
В знак протеста против исключения Попова и Ерофеева из СП в декабре 1979 года В. Аксёнов, И. Лиснянская и С. Липкин заявили о своем выходе из Союза Писателей СССР". (8)
Приведённые выше описания функций, исполняемых различными советскими литературными объединениями, свидетельствуют о полном и всестороннем контроле высшими партийными органами литературным процессом и использовании его исключительно для пропагандистских целей.
Далее возникает вполне логичный вопрос: кто же персонально руководил советским искусством вообще и литературой в частности? Какими методами это руководство осуществлялось? А также - кто из партийной верхушки, то есть членов ЦК, контролировал этих руководителей? Вот несколько кратких характеристик наиболее известных надсмотрщиков над стадом советских писателей.
НАДСМОТРЩИКИ
ЛЕОПОЛЬД АВЕРБАХ - литературный критик и комсомольский деятель, племянник Якова Свердлова, женат на дочери соратника Ленина В.Д. Бонч-Бруевича, а его сестра Ида была замужем за начальником ГПУ Генрихом Ягодой.
"Из пятого класса гимназии уходит на комсомольскую работу. Был избран членом ЦК комсомола первого созыва, затем - секретарём Московского комитета РКСМ, редактором "Юношеской правды" (1920).
Член РКП(б) с 1920 года. Работал за границей по линии Коммунистического интернационала молодежи.
После возвращения из-за границы Авербах был назначен редактором журнала "Молодая гвардия" по рекомендации Троцкого, несмотря на что вскоре стал ориентироваться на конкурентов последнего - вначале на Бухарина, затем на Сталина. Редактировал газету "Уральский рабочий". Был членом редколлегии журнала "На посту", а с основания журнала "На литературном посту" - его ответственным редактором. Проводил в журнале политику вытеснения писателей, которых считал "попутчиками", вместе с В. Билль-Белоцерковским и В. Киршоном травил Михаила Булгакова". (9)
Писал пропагандистские публицистические статьи на литературные темы, активно занимался молодёжным коммунистическим движением и вопросами культурной революции.
А вот как характеризовал этого деятеля "культуры" бывший личный секретарь Сталина Борис Бажанов:
"У четырех братьев Свердловых была сестра. Она вышла замуж за богатого человека Авербаха, жившего где-то на юге России. У Авербахов были сын и дочь. Сын Леопольд, очень бойкий и нахальный юноша, открыл в себе призвание руководить русской литературой и одно время через группу "напостовцев" осуществлял твердый чекистский контроль в литературных кругах". (10)
Авербах принимал активное участие (был соредактором вместе с М. Горьким) в издании вышедшей в 1934 году печально известной книги "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина", прославлявшей рабский труд заключённых.
Был одним из основателей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) и с 1926 по 1932 год генеральным секретарём ВАППа (Всероссийской ассоциации пролетарских писателей). Позднее до самого ареста - первым секретарём Орджоникидзевского райкома партии в Свердловске.
4 апреля 1937 года арестован и 14 августа того же года расстрелян. (9)
ВЛАДИМИР ЕРМИЛОВ - советский литературовед, критик, один из руководителей РАППа, главный редактор "Литературной газеты" (1946-1950).
"Проводил "линию партии" в литературе. Непременный участник всех "проработочных кампаний" 1920-1950-х годов. В конце 1920-х годов вместе с командой борцов против "кумачёвой халтуры", "фальши" и "буржуазного идеализма попутчика" травил Владимира Маяковского и был тем самым критиком, с которым "недоругался" поэт, сожалевший об этом в своей предсмертной записке.
Константин Симонов охарактеризовал его как подручного Александра Фадеева". (11)
В 1944 году "был арестован молодой литератор Аркадий Викторович Белинков. Ему было предъявлено обвинение в том, что он создал клеветническое произведение под названием "Черновик чувств. Антисоветский роман". Рукопись этого романа была послана на экспертизу известному литературоведу профессору В.В. Ермилову, который соответствующим образом его отрецензировал.
Рецензия, разумеется, носила характер сугубо литературоведческий и заключалась такими словами: "Людей, подобных Белинкову, по меткому выражению товарища А.Я. Вышинского, следует расстреливать как бешеных собак". (Сообщено мне (Бенедикту Сарнову. Дж.Р.) покойным А.В. Белинковым, которому рецензия В.В. Ермилова была предъявлена, когда решался вопрос о его реабилитации.) (12)
"Из письма В.В. Ермилова А.А. Жданову, 10 сентября 1939 года:
Считаю своей партийной обязанностью обратить Ваше внимание на то, что журнал "Литературный критик", как мне кажется, все более рискует стать центром политически вредных настроений среди литераторов. Одним из главных сотрудников журнала является писатель Андрей Платонов, автор нескольких враждебных произведений... <...>
Донесение в секретно-политический отдел главного управления государственной безопасности СССР, 5 октября 1939 г.
Платонов Андрей Платонович - писатель. Пушкинский бульвар, дом Герцена, кв. 27. <...>
По мнению Платонова, общие условия литературного творчества сейчас очень тяжелы, так как писатели находятся во власти бездарностей, которым партия доверяет. К числу таких бездарностей относятся Фадеев и Ермилов. <...>
Заключая шестую книгу своих мемуаров "Люди, годы, жизнь", Илья Эренбург признался, что никогда не любил Сталина, никогда не верил, что Бухарин, Мейерхольд, Бабель - предатели. Зная и понимая многое, он тем не менее молчал.
Эта робкая попытка объясниться у Ермилова вызвала бурю гражданского негодования. Он разразился статьей, смысл которой сводился к злорадным риторическим вопросам:
- А-а, вы, значит, понимали, что происходит? Так какое же право вы имели молчать! Мы-то о сталинских преступлениях знать не знали и ведать не ведали! Мы любили Сталина, верили ему! Мы молчали, потому что ничего не понимали. Да, мы были слепыми, наивными. Но мы были искренни. А вы, стало быть, всю жизнь лицемерили? Кривили душой?!
Особая пикантность ситуации состояла в том, что цену Ермилову все отлично знали. Поэтому вскоре после появления его статьи родилась и повсеместно повторялась эпиграмма:
Один - молчал.
Другой - стучал.
<...> никто из славной когорты наших литературных бойцов не колебался вместе с линией партии так ретиво, так упоенно, так суетливо, забегая далеко вперед и постоянно выставляя себя более роялистом, чем сам король, как делал это он - Владимир Владимирович Ермилов. <...>
Когда Владимир Владимирович завершил свой земной путь, гроб с телом усопшего бойца был установлен, как это полагалось ему по чину, в Малом зале ЦДЛ.
В этом зале провожали в последний путь самых разных литераторов. Нередко зал в таком случае бывал переполнен до отказа, и толпа провожающих, не поместившихся в зале, заполняла весь вестибюль писательского клуба. А иногда пришедших отдать последнюю дань усопшему бывало совсем мало: всего-навсего пятнадцать-двадцать человек, сиротливо теснившихся у гроба. Но за многие годы я знаю только один - единственный! - случай, когда проводить "дорогого покойника" не пришел никто.
У гроба Владимира Владимировича Ермилова не было ни души. (Кроме, разумеется, служащего литфонда, постоянного тогдашнего устроителя всех писательских похорон.) (13)
ВЛАДИМИР КИРШОН - советский писатель, публицист, драматург, поэт, сценарист, редактор.
"С 1925 года один из секретарей РАППа (Российской ассоциации пролетарских писателей) в Москве, был в числе наиболее радикально настроенных коммунистических литфункционеров, участвовал в борьбе с попутчиками, вместе с В.Н. Билль-Белоцерковским, Л.Л. Авербахом травил Михаила Булгакова. Предлагал "поставить к стенке" философа А.Ф. Лосева.
Пьесы "Рельсы гудят" (1927) и "Чудесный сплав" (1934) - прославление "социалистического строительства". В 1931 выпустил пьесы "Город ветров" о 26 бакинских комиссарах и "Хлеб" о борьбе партии за социализм на примере хлебозаготовок. <...> В своих произведениях воспевал "тип нового руководителя, стойкого большевика" и воспевал коллективизацию. <...>
В апреле 1937 года, после объявления об аресте бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды, в опалу попала группа приближённых к нему литературных функционеров - Леопольд Авербах, Александр Афиногенов и другие. Среди них был и В. Киршон. <...> Арестован 29 августа 1937 года по письменному доносу П.Ф. Юдина. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. <...> Был казнён 28 июля 1938 года". (14)
ИВАН МАКАРЬЕВ - советский критик, литературовед, один из идеологов РАПП.
"Автор критических статей по вопросам советской литературы, а также книг: "О художественном показе героев труда", "Показ героев труда - генеральная тема пролетарской литературы" (обе - 1932). <...>
С 1936 по 1943 год находился в заключении. После освобождения жил в Норильске. <...> Реабилитирован в 1955 году. В 1956 году вернулся в Москву.
В литературных кругах Москвы периода "ранней оттепели" была известна история с публичным оскорблением действием Макарьевым Александра Фадеева, бывшего друга и соратника по РАПП, чья подпись стояла под списком осужденных писателей, где значился и Макарьев. <...>
Покончил жизнь самоубийством 13 сентября 1958 года, вскрыв себе вены. (15)
АЛЕКСЕЙ СЕЛИВАНОВСКИЙ - советский литературный критик, журналист, редактор. Один из виднейших деятелей РАПП.
"Будучи активным деятелем РАППа, выступал в печати с резкой критикой Б.Л. Пастернака, называл Гумилева "русским фашистом", но особенно отметился в травле М.А. Шолохова". (16)
"В редакцию пришел рапповский критик Селивановский. Ему поручили отыскать Мандельштама и сказать ему, как его на данном этапе расценивает РАПП. Оказалось, что РАПП относится к Мандельштаму настороженно: наконец-то он стал советским человеком (иначе: служит в газете), но почему-то не написал ни одного стихотворения, то есть не продемонстрировал сдвигов в своем сознании. <...> Я никогда не видела Мандельштама в таком бешенстве. Он окаменел, губы сузились, глаза уставились на Селивановского. Он спросил, почему РАПП не справляется, как протекает у него половая жизнь, какие приемы в этой области рекомендуют РАПП и Цека, применим ли здесь классовый подход... <...>
Селивановский по-настоящему испугался - я видела это по его лицу. Он хотел что-то сказать, но Мандельштам не позволил. Ему пришлось несколько минут слушать поток бешеных речей, а потом увидеть спину Мандельштама. Селивановский, один из самых мягких из рапповской братии, вероятно, подумал, что Мандельштам опасный сумасшедший. Тем более то, что ему поручили передать, являлось знаком благоволения, а писатели принимали такие знаки почтительно и с радостью. Это было почти предложением сотрудничества, выраженным на языке Авербаха и Фадеева. <...>
Селивановский пытался что-то сказать, что это буржуазная точка зрения и разговоры о так называемой свободе творчества... Писатель всегда работает в пользу того или иного класса... Но это были отдельные писки, которых Мандельштам не слушал. На слово "творчество" он матюгнулся и ушел в ресторан, зацепив по дороге меня. <...>
Селивановского мы больше не видели. Думаю, он доложил куда следует об этом "приятном" разговоре. Хоть он и не был зловредной фигурой, "докладывание" считалось обязательным, тем более что Мандельштам назвал в неподобающем контексте некоторые важные учреждения. Селивановский кончил там же, где все или многие: судьба человека не зависела от того, что он думал и говорил". (17)
"В 1936 А. Селивановский был исключен из ВКП(б) и из СП СССР, а 15.11.1937 арестован и 21.04.1938 осужден Военной коллегии Верховного суда СССР по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. 21 апреля 1938 года расстрелян на полигоне "Коммунарка"". (16)