Данилкин Михаил Юрьевич : другие произведения.

Нейтрализация переменного натяжения струн скрипки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как добиться качественного звучания у скрипки (спорное, но красивое в своем дебилизме предположение)

  Нейтрализация переменного натяжения струн скрипки
  При рассмотрении модели, в которой корпус был представлен балкой, со стойками на краях, на вершинах которых закреплена струна, при первой половине полупериода колебаний верхние концы стоек расходятся, натягивая струну, а во второй полупериод концы стоек сближаются, ослабляя натяжение струны. Это переменное натяжение струны вызывает периодическое изменение частот обертонов, отличное от соотношения 1:2:3:4..., которое воспринимается на слух, как негармоничное звучание.
  Для того чтобы возвратить скрипке гармоничное звучание, при котором частоты обертонов будут иметь кратное соотношение, необходимо, устранить переменное натяжение струн при деформациях корпуса при его колебаниях.  []
  Рассмотрим следующую схему (Рис.1), деформаций корпуса и наклона грифа во время его колебаний по обертону, при котором деки колеблются согласованно. При взгляде на деки сверху узел имеет вид линии, повторяющей контуры дек, но меньший по размеру. При желании его можно определить на ощупь или покрыв деку небольшим количеством сыпучего вещества, и приведя корпус в колебание, возбудив одну из струн. Сыпучее вещество при этом скапливается вблизи узла, маркируя его. Таким образом, мы получим одну из так называемых хладниевых фигур. При рассмотрении разреза скрипки по ее средней линии, полученная узловая линия, в уменьшенном размере повторяющая форму деки, определяется как точки, по две на верхней и нижней деке, и один узел на середине грифа. Если рассмотреть заинтересованные поверхности скрипки, а именно гриф, верхнюю половину корпуса и нижнюю его половину более упрощенно, то мы получим "Z" -образную линию, с тремя узлами и четырьмя пучностями. Пучности расположены в области головки грифа, месте его соединения с корпусом, в середине корпуса и в области его нижнего клеца. Пучности в средине деки и в месте соединения грифа и корпуса еще являются и точками перегиба, и именно в этих местах корпус деформируется больше всего. Узлы расположены примерно на середине грифа, и в точках деки, условно делящие ее на три части.
  При колебаниях инструмента происходит следующее:
  а) головка грифа идет вверх, место соединения грифа с корпусом идет вниз, середина корпуса вверх, нижний клец вниз; относительно продольной оси корпуса струна при этом незначительно перемещается в сторону подставки, вместе с подставкой и головкой грифа;
  в) головка вниз, место соединения вверх, середина дек вниз, нижний клец вверх, струна перемещается в сторону головки грифа;
   Если при деформациях корпуса во время его колебаний добиться, чтобы верхний порожек и верхний край подставки при своем согласованном перемещении перемещались бы еще и на одинаковое расстояние, то при этом не будет возникать изменение натяжения струны, что и обеспечит правильное соотношение частот ее обертонов. Такого одинакового перемещения мы можем добиться за счет изменения высоты подставки и угла наклона грифа, вместе с перемещением его пятки относительно корпуса. Помимо красивого звучания инструмента, положительным моментом такой регулировки является еще и то, что, так как струны при колебаниях корпуса не натягиваются, а согласованно перемещаются вместе с частями корпуса, то они и не оказывают тормозящего влияния на свободу колебаний самого корпуса, как например, натянутая тетива лука, препятствует его распрямлению. Это, несомненно, окажет положительное влияние на легкость звукоизвлечения и увеличит так называемый "фонд звука" инструмента.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"