Эбралидзе Арчил Арчилович : другие произведения.

Вокруг ринга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   n>2, A=B+e4, e ЦЕЛОЕ, Р=1
  
   В статье "Вторые степени целых чисел" доказаны два положения.
   1.Вторая степень любого четного числа кратна четырем, то есть равна сумме некоторого числа четверок.
   2.Вторая степень любого нечетного числа равна сумме некоторого числа четверок плюс единица.
   В данном случае В нечетное.
   В нечетное.
   Вво вт. ст.=сумма+1
   Вв тр.ст.=Вво вт.ст.хВ=(сумма+1)хВ=сумма хВ+В=сумма+В
  
   (В+4)нечетное.
   (В+4)во вт.ст.=сумма+1
   (В+4)в тр.ст.=(В+4)во вт.ст.х(В+4)=(сумма+1)х(В+4)=сумма х(В+4)+В+4=сумма+В+4=сумма+В
  
   Вв тр.ст.+(В+4)в тр.ст.=сумма+В+сумма+В=сумма+2В=сумма+2(В-1+1)=сумма+2(В-1)+2=сумма+сумма+2=сумма+2
  
   Почему мы приравниваем 2(В-1) сумме?
   В нечетное число.
   (В-1)четное число, то есть содержит, как минимум, один сомножитель 2.
   2(В-1) содержит, как минимум, два сомножителя 2, то есть делится на 4, то есть является суммой некоторого числа четверок.
  
   (В+5) четное.
   (В+5)во вт.ст.=сумма
   (В+5)в тр.ст.=(В+5)во вт.ст.х(В+5)=сумма х(В+5)=сумма
  
   Подведем итог.
   Вв тр.ст.+(В+4)в тр.ст.=сумма+2
   (В+5)в тр.ст.=сумма
  
   Вообще говоря, два количества четверок могут быть равны или отличаться на одну или больше четверок в ту, или другую сторону.
   Прибавление к одной стороне двойки во всех случаях приведет к неравенству.
   Вв тр.ст.+(В+4)в тр.ст. не равно (В+5)в тр.ст.
   Аналогичная ситуация возникает при А=В+е4, где е любое целое число.
   Аналогичная ситуация возникает при переходе к любой другой степени, как четной, так и нечетной.
   Для условий n>2, A=B+e4, e целое, Р=1, теорема доказана.
   1 n>2, n четное, А=В+2+е4, е целое, Р=1 В статье " Вторые степени целых чисел" доказаны два положения. 1.Вторая степень любого четного числа кратна четырем,то есть равна сумме некоторого числа четверок. 2.Вторая степень любого нечетного числа равна сумме некоторого числа четверок плюс единица. В данном случае В нечетное. В нечетное. В во вт.ст.=сумма+1 В в тр.ст.=В во вт.ст.хВ=(сумма + 1)В=сумма х В+В=сумма + В (В+2)нечетное. (В+2)во вт.ст. =сумма+1 (В+2)в тр.ст.=(В+2)во вт.ст.х(В+2)=(сумма+1)х(В+2)=сумма х (В+2)+В+2=сумма+В+2 Вв тр.ст.+(В+2)в тр.ст.=сумма+В+сумма+В+2=сумма+2В+2= сумма+2(В+1)=сумма+сумма=сумма Почему мы приравниваем 2(В+1)сумме? В нечетное число. (В+1)четное число,то есть содержит,как минимум,один сомножитель 2. 2(В+1) содержит,как минимум, два сомножителя 2, то есть делится на 4, то есть является суммой некоторого числа четверок. (В+3)четное. (В+3)во вт.ст.=сумма (В+3)в тр.ст.=(В+3)во вт. ст.х(В+3)=сумма х(В+3)=сумма Вв тр.ст.+(В+2)в тр.ст.=сумма (В+3)в тр.ст.=сумма Перейдем к четвертой степени. Вв четв.ст.=Вв тр.ст.хВ=(сумма+В)хВ=сумма х В+Вво вт.ст.=сумма+Вво вт.ст.=сумма+сумма+1=сумма+1 (В+2)в четв.ст.=(В+2)в тр.ст.х(В+2)=(сумма+В+2)(В+2) =сумма х(В+2)+(В+2)во вт.ст.=сумма+(В+2)во вт.ст.=сумма+сумма+1=сумма+1 Вв четв.ст.+(В+2)в четв.ст.=сумма+1+сумма+1=сумма+2 (В+3)в четв.ст.=(В+3)в тр.ст.х(В+3)=суммах(В+3)=сумма Подведем итог. Вв четв.ст.+(В+2)в четв.ст.=сумма+2 (В+3)в четв.ст.=сумма Вообще говоря,два количества четверок могут быть равны или отличаться на одну или больше четверок в ту или другую сторону. Прибавление к одной стороне числа 2 во всех случаях приведет к неравенству. В в четв.ст.+(В+2)в четв.ст. не равно (В+3)в четв.ст. Аналогичная ситуация возникает при А=В+2+е4,где е любое целое число. Аналогичная ситуация возникает при переходе к любой другой четной степени. Для условий n>2, n четное, А=В+2+е4, е целое,Р=1, теорема доказана. 2 СТЕПЕНИ ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ В статье "Вторые степени целых чисел" доказаны два положения. 1.Вторая степень любого четного числа кратна четырем, то есть равна сумме некоторого числа четверок. 2.Вторая степень любого нечетного числа равна сумме некоторого числа четверок плюс единица. Начнем с четных чисел. В четное. В во вт.ст.=сумма В в тр. ст.=В во вт.ст. х В = сумма хВ=сумма В в тр.ст.=сумма В в четв.ст.=В в тр.ст.хВ=сумма х В =сумма В в четв.ст.=сумма В в пятой ст.= В в четв.ст. хВ = сумма х В= сумма В в пятой ст.= сумма И так далее. Перейдем к нечетным числам. В нечетное. В во вт.ст.=сумма + 1 В в тр.ст.= В во вт.ст.хВ=(сумма + 1)хВ=сумма х В + В=сумма + В В в тр.ст. = сумма + В В в четв.ст. = В в тр. ст. хВ = (сумма +В)хВ=сумма хВ+В во вт.ст.=сумма+Ввовт.ст.=сумма+сумма+1=сумма+1 В в четв.ст.=сумма+1 В в пятой ст.=В в четв.ст. х В=(сумма+1) хВ=сумма хВ+В=сумма+В В в пятой ст.=сумма+В И так далее. Подведем итог. 3. Четное число,возведенное в любую степень, кратно четырем, то есть, равно сумме некоторого числа четверок. 4. Нечетное число, возведенное в четную степень, равно сумме некоторого числа четверок,плюс единица. 5. Нечетное число, возведенное в нечетную степень,равно сумме некоторого числа четверок плюс это число. Примечание. Особые случаи В=1, n=1,2во вт.ст. не имеющие отношения к данной теореме,целесообразно рассмотреть отдельно. 3 ОТВЕТ ТАИНСТВЕННОМУ КОММЕНТАТОРУ Некто Alex Wolf дал на статью "Анализ признака делимости на два" следующий комментарий. "В Вашем стиле: представьте доказательство утверждения: если каждое слагаемое делится на N, то и сумма будет делится на N. Кстати интересно как Вы сформулируете отрицание данного утверждения?" А на статью "Степни целых чисел" такой. "Прошу прощения, Вы из Тбилиси в Батуми через Хабаровск никогда не пробовали путешествовать? Рекомендую, очень интересный эффект.Рекомендую ознакомиться с правилом математической индукции - помогает!" Поскольку вы являетесь вежливым человеком, ответная вежливость требует рассмотреть не мой стиль, а ваш. Сначала вы предлагаете доказать некоторую простую вещь, а затем обратную, абсурдную. Примерно также действуют и на форуме по теореме Ферма. Один из постоянно дежурящих на этом форуме умников излагает два, три шага некоторого математического доказательства, затем прогуливается обратно и показавает, что все это ерунда и заключает свой математический экскурс глубокомысленным афоризмом, который должен отнять у читателя всякую надежду. Ясно, что к читателю это не имеет никакого отношения, так как читатель не говорил ни первого, ни второго. В данном случае вы не смогли начать с абсурда, так как приблизились к моим статьям. Зато затем следует абсурд. Поскольку этот абсурд принадлежит вам, доказывать его можете вы сами, но где нибудь в другом месте, например, на форуме по теореме Ферма, где математикой и не пахнет. Один из присутствующих на этом форуме задал вопрос. Стоит ли читать мои работы, поскольку вопросы теоремы Ферма решаются в них с помощью математики? Я ответил, что интересно было бы посмотреть, как эти вопросы можно решать с помощью географии или филологии. В комментарии к статье "Степени целых чисел" вы решаете вопросы теоремы Ферма с помощью географии. Отсюда видно, что вы находчивый человек. Разрешите в связи с этим задать вам один вопрос. Меня интересует принцип работы компьтерных наседок. Прикреплены эти наседки к определенному форуму, чату или к определенной теме? Например, ваш лидер, Владимир Юровицкий попадался мне на на разных чатах, куда я заходил в поисках контакта с читателем, под раными именами: Юрген, Dew, голос. 4 ЛИДЕР КОМПЬЮТЕРНЫХ НАСЕДОК Dew: Ха-ха, Арчил, ха-ха. Юровицкий: Ха-ха, Арчил. Арчил: Как известно, не все дети лейтенанта Шмидта отличались одинаковыми умственными способностями. Dew: Арчил даррагой, что с тобой-да.Шутки у тебя станные-да.Как к вам дозвонитсы, международный код дай я тэбэ позвону-да. Голос: зачэм обежаешь дарагой? Арчил: Если человек дурак, то это надолго. 5 ГРОССМЕЙСТЕР О.БЕНДЕР НАЧИНАЕТ И ВЫИГРЫВАЕТ Из Института теоретической физики им. Л.Д.Ландау получен следующий отзыв. "Мы не согласны с Вашей критикой специальной теории относительности и считаем, что она не содержит никаких логических противоречий и согласуется со всеми известными экспериментальными фактами. В Ваших работах мы не обнаружили существенных аргументов против этой теории." На запрос, в котором отмечалась недостаточность этой информации, получен следующий отзыв. "Ваши работы были прорецензированы в нашем Институте высококвалифицированными физиками-теоретиками. В этих работах не было обнаружено убедительных аргументов против общей теории относительности. По поводу работы "К вопросу о природе времени" следует отметить, что большая часть этой работы носит скорее философский характер. Мы смогли квалифицированно прорецензировать только ту ее часть, которая содержит конкретные физические утверждения." Представьте себе, что шахматист, получив по всем правилам мат, встает и говорит: "Я не согласен, я, знаете-ли, высококвалифицированный специалист, гроссмейстер." Такой шахматист непобедим. Он спокойно может давать сеанс в Васюках. 6 ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ 3 ГЛАВЫ 1 РАЗДЕЛА 1 КНИГИ Я. ЗЕЛЬДОВИЧА И И.НОВИКОВА "РЕЛЯТИВИСТСКАЯ АСТРОФИЗИКА" В этом параграфе, в частности, сказано следующее. "Рассуждения показывают, что на вращающемся диске нельзя установить единое время. Время не только течет по разному в разных точках, но понятия одновременности не существует." Что называют термином "понятие" плохо определено. Поэтому этим термином лучше не пользоваться. Что остается? Слово "одновременность" и то, что этим словом называют. Что касается слова "одновременность", то такое слово есть. Но есть оно не на вращающемся диске, а в разговорной речи. Так как это слово, также, как и любое другое слово, является частью речи. Что касается того, что этим словом называют, то вещь это довольно сложная. Поэтому рассматривать ее лучше не в связи с вращающимся диском, а в более спокойной обстановке. Иначе это будет слишком напоминать то, как Бор объяснял принцип дополнительности. Сначала он ходил вокруг слушателя, а потом, когда тот приходил в нужное состояние, приступал к изложению. Может у физиков это называется объяснением, но раньше это называли морочить голову. 7 ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ 13 КНИГИ В.БРАГИНСКОГО И А.ПОЛНАРЕВА "УДИВИТЕЛЬНАЯ ГРАВИТАЦИЯ" В этом параграфе рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Как уже отмечалось в параграфе 8, темп хода часов, т.е. темп течения времени, тем медленее, чем ближе часы к гравитирующему телу." Возьмем песочные часы, установим их на спутнике. В условиях невесомости песок вообще не будет сыпаться. Поместим их на Землю. Песок будет сыпаться. Вблизи гравитирующего тела темп хода часов будет явно быстрее. 8 ЗАМЕЧАНИЕ К РАЗДЕЛУ"О РЕАЛЬНОСТИ СОКРАЩЕНИЯ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ" ПАРАГРАФА 15 КНИГИ А. МАТВЕЕВА "МЕХАНИКА И ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ" В этом разделе сказано следующее. "В связи со сказанным о форме движущихся тел и об их наблюдаемой в световых лучах форме возникает вопрос: реально ли сокращение масштабов и если да, то что означает эта реальность? Ответ гласит: изменение формы движущихся тел реально, потому что оно приводит к наблюдаемым физическим следствиям. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим следующую физическую ситуацию. Имеется три покоящихся источника света (например, лазеры) А, В, С, расположенные на одной прямой на расстоянии а друг от друга. Эти источники могут одновременно испускать короткие импульсы света перпендикулярно прямой, на которой они лежат, причем эти импульсы регистрируются фотопластинкой Д. Между источниками света и фотопластинкой параллельно линии АС и плоскости пластинки может перемещаться некоторое тело (линейка). Если линейка попадает между источником света и фотопластинкой, то луч света при вспышке не достигает фотопластинки и на ней не будет обнаружено соответствующего следа. Случай 1. Пусть покоящаяся линейка имеет длину L<2a (L>a). Тогда в зависимости от ее расположения между источниками света и фотопластинкой она может загородить либо один из источников А, В, С, либо два источника А, В или В, С. В частности, она может загородить источник В, в то время как А, С окажутся незагороженными. Если производить одновременно вспышки всех трех источников при различных положениях линейки, то на фотографии будут обнаружены следующие комбинации пятен -вспышек источников: а) все три пятна (когда линейка полностью находится вне отрезка АС); б) любые из двух пятен (когда линейка закрывает лишь один из источников, в том числе и пара пятен от А, С, когда источник В закрыт; в) одно пятно А или одно пятно С, когда два других источника закрыты. Ситуация, при которой были бы закрыты источники А и С, а источник В дал пятно, невозможна. Случай 2. Возьмем более длинную линейку, когда L>2a. Располагая различным образом эту линейку между источниками света и фотопластинкой и производя регистрацию на фотопластинке одновременных вспышек источников, мы обнаружим следующие комбинации пятен: а) всё три пятна (когда все части линейки находятся вне отрезка АС; б) два пятна от А, В или В,С (когда линейка закрывает соответствующий крайний источник). Ситуация, при которой источник В был бы закрыт, а источники А и С открыты, невозможна, т.е. невозможна фотография, на которой присутствуют следы от вспышек А и С и отсутствует след от вспышки В. Заметим, что эта ситуация в предшествующем случае более короткой линейки возможна; в) одно пятно от А или одно пятно от С, когда два других источника закрыты. Ситуация, при которой были бы закрыты источники А и С, а источник В дал пятно, невозможна; г) на фотопластинке не регистрируется никакой луч. В этом случае линейка закрывает все три источника. Заметим, что такая ситуация в предшествующем случае более короткой линейки . невозможна. Случай 3. Будем теперь ту же линейку L>2a двигать между источником света и фотопластинкой параллельно АС, с такой скоростью V, чтобы L,умноженное на корень квадратный из(1-V2/C2)< 2а, и будем производить вспышки и их фотографирование на фотопластинке. В результате получим всевозможные комбинации пятен, которые характерны для первого из расмотренных случаев более короткой линейки. В частности, мы найдем фотографии, на которых имеются два пятна от А и С и нет пятна от B, что невозможно во втором случае. С другой стороны, мы никогда не найдем фотографии, на которой не было бы ни одного пятна, что характерно для второго случая. Поэтому мы придем к выводу, что осуществляется первый случай, т.е длина движущейся линейки меньше 2а. А это означает, что высказывание о сокращении длины движущейся линейки до значения, меньшего 2а, имеет столь же реальное содержание, как и утверждение о том, что длина покоящейся линейки в первом случае меньше 2а. Отсюда ясно, что сокращение движущихся тел есть реальное, а не кажущееся явление. Оно проводит к вполне осязаемым последствиям, реальность которых, как например, в рассматренных случаях, не вызывает сомнений." В начале третьего случая сказано следующее. , "Будем теперь ту же линейку L>2a двигать между источниками света и фотпрастинкой параллельно АС, с такой скоростью V,чтобы L,умноженное на корень квадратный из(1-V2/C2)< 2а, и будем производить вспышки и их фотографиролвание на фотопластинке." Интересно, какая это скорость? Пусть а=10 см, 2а=20 см, L=25 см, 25,умноженное на корень квадратный из(1-V2/C2),равно 15. Отсюда получается, что V=4/5c. Автор предлагает двигать линейку со скоростью порядка 4/5 скорости света и убедиться в реальности сокращения длины. 9 ЗАМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ 5 ЧАСТИ 5 КНИГИ БЕРТРАНА РАССЕЛА "ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ" В этой главе приведено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Допустим, что мы изобрели ракетный аппарат, который может послать снаряд на Сириус со скоростью, равной десяти одиннадцатых скорости света. С точки зрения земного наблюдателя, это путешествие снаряда заняло бы около 55 лет, и можно было бы, следовательно, предположить, что если бы этот снаряд нес в себе пассажиров, которые были молоды, когда отправились в путешествие, то по прибытию на Сириус они были бы уже стариками. Но с их точки зрения путешествие займет только около 11 лет. Это будет время, измеренное не только по их часам, но также и по их физиологическим процессам - изнашиванию зубов, выпадению волос и т.д. Если они выглядели и чувствовали себя двадцатилетними, когда отправлялись, то к моменту прибытия они будут выглядеть и чувствовать себя, как люди 31 года. Только потому, что мы обычно не встречаемся с телами, движущимися со скоростью приближающейся к скорости света, такие необычные факты остаются незамеченными, кроме ученых." На Земле находится космический корабль. В корабле табло, постоянно соединенное мгновенными сигналами с часами на Земле. Корабль стартует, летит к любому космическому телу и возвращается обратно. Ясно, что по возвращению из любого полета, табло покажет точно тоже число, что и земные часы. Здесь мы говорим о мгновенных сигналах. Мгновенные сигналы не существуют, но неверное представление о них позволяет внести определенность в теоретические рассуждения и поэтому этот искусственный прием оправдан. Введем вдобавок и песочные часы и посмотрим, что получится. В космосе находится корабль. В корабле табло, постоянно соединенное мгновенными сигналами с часами на Земле. На полу корабля укреплены песочные часы. Пилот, по пересыпанию песка из одной чаши в другую, должен переворачивать часы и записывать количество переворачиваний. Рядом укреплены весы, на которых лежит груз, который весил на Земле 100 кг. Пилот фиксирует показание табло, включает двигатель и поддерживает такой режим, чтобы стрелка весов неизменно указывала отметку 80. При некотором показании табло песочные часы дадут ощутимо меньшее показание. Второй вариант. Все идет по прежнему, но стрелка весов указывает отметку 120. При некотором показании табло песочные часы дадут ощутимо большее показание. Третий вариант. Песочные часы укреплены параллельно полу. Пилот может поддерживать режим 80,100,120. Песок сыпаться не будет. 10 ЗАМЕЧАНИЕ К РАЗДЕЛУ 1.23 КНИГИ С.ЛИЛЛИ "ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ" В этом разделе приведено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Предположим, я стою неподалеку от железной дороги и на глазок определяю что скорость проходящего мимо поезда равна 80 км/ч. Пассажир в автомобиле, движущемся в том же направлении что и поезд со скоростью 50 км/ч, находит, что скорость поезда составляет 30 км/ч. Значит скорость поезда в значительной степени зависит от скорости и направления движения измеряющего ее наблюдателя." Такой подход не обеспечивает строгой передачи информации и создает предпосылки путанницы. Рассмотрим этот пример ещё раз. Наблюдатель стоит у полотна железной дороги и на глаз оценивает движение /изменение/ ф. с. поезд-Земля. Получает 80 км/ч. Тот же наблюдатель таким же образом оценивает движение /изменение/ ф.с. поезд-машина. Получает 30 км/ч. Наблюдатель в машине оценивает движние /изменение/ ф.с. поезд-Земля. Получает 80 км/ч. Наблюдатель в машине оценивает движение /изменение/ ф.с. поезд-машина. Получает 30 км/ч. 11 ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ II КНИГИ В.ФОКА "ТЕОРИЯ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ТЯГОТЕНИЯ" В этом параграфе рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Переходим к вопросу о сравнении показаний часов, неподвижных в некоторой инерциальной системе отсчета и находящихся на заданном расстоянии друг от друга. Предполагается, что часы - одинакового устройства и обладают одинаковым ходом, так что задача состоит только в том, чтобы их "одинаково" поставить. Пусть в точке А расположены одни часы (часы А) и в точке В, на расстоянии r от А - другие (часы В). Из А посылается в момент t1 световой сигнал, который отражется от зеркала, поставленного в В, и возвращается в А в момент t2. Спрашивается, какое время должны показывать "одинаково поставленные" часы В, когда до них дошел сигнал? Мы будем считать, что часы В одинаково поставлены, или синхронны, с часами А, если в момент дохождения до них сигнала они показывают премя t' =(T2-T1). В этом заключается эйнштейновское определение синхронности часов, расположенных в разных точках. Это определение вполне естественно и соласуется с основным положением теории относительности о постоянстве скорости света." Можно предложить следующий способ синхронизации часов. Космос. Ракета. В ракете находится табло, постоянно соединенное мгновенными сигналами с часами на Земле. После возвращения из любого путешествия табло даст такое же показание, что и земные часы. Минусы этого способа очевидны. Мгновенные сигналы не существуют. Однако неверное представление о мгновенных сигналах позволяет внести в теоретические рассуждения определенность и поэтому оправдано. Кроме того, способ этот очень прост. При современной путанице в физике, это немаловажный фактор. 12 ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ 10 КНИГИ И.КЛИМИШИНА "АСТРОНОМИЯ НАШИХ ДНЕЙ" В этом параграфе рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Можно упомянуть высказанное М.А.Марковым предположение о том, что огромнейшее скопление галактик, в которое входит и наша Галактика, с точки зрения внешнего наблюдателя, может выглядеть лишь фридманом-частицей микроскопической массы и размеров. Ведь общая теория относительности вполне допускает существование "закрытых" или "почти закрытых" вселенных... Таким образом, не исключено, что мир состоит из большого количества вселенных, одна из которых наша. Выражаясь языком геометрии, говорят, что Мир может представлять собой разветвленное многосвязное разнообразие." Основы ТО неверны. Следовательно и предположение о "закрытых" или "почти закрытых" вселенных неверно. Следовательно и предположение Маркова неверно. Что остается в этой области? Если внешний наблюдатель смотрит на звездное скопление с достаточно большого расстояния, то из-за большого расстояния оно может показаться ему маленьким. Это положение можно считать доказанным, но оно было известно и до Маркова. 13
   МАТЕМАТИКА ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПРЕДЕРЁННОСТИ
  
  ЗАМЕЧАНИЕ К ОТРЫВКУ ИЗ ПИСЬМА ГАУССА К ГЕНРИХУ
  ВИЛЬГЕЛЬМУ ОЛЬБЕРСУ, ПРИВЕДЕННОМУ В КНИГЕ
  М.КЛАЙНА "МАТЕМАТИКА. УТРАТА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ."
  
  В этом отрывке сказано следующее.
  "Я все больше убеждаюсь в том, что /физическая/ необходимость нашей /евклидовой/ геометрии не может быть доказана, по крайней мере человеческим разумом и для человеческого разума. Может быть, на том свете мы сможем постичь структуру пространства, пока непостижимую. А до тех пор геометрию надлежит поместить в один класс не с арифметикой, носящей чисто априорный характер, а с механикой, истины которой требуют экспериментальной проверки."
  
  Арифметика не носит чисто априорный характер.,
  
  
   14 ЗАМЕЧАНИЕ К РАБОТЕ Г.ПУАНКАРЕ
  ЗАМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ 1 КНИГИ Г.ПУАНКАРЕ
  "ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЗИКИ"
  
  
  В этой главе приведено много вопросов.
  Нас здесь интересует только один.
  По поводу этоо вопроса в авторском тексте сказано следующее.
  "Две равномерно движущиеся относительно друг друга системы абсолютно эквивалентны механически: сказать, что система А в покое, а система В движется, или сказать, что система В в покое, а система А движется - это одно и тоже."
  
  Состояние физической системы А-В можно описать следующим образом.
  Физическая система А-В движется /изменяется/.
  Можно сказать еще проще.
  Физическая система А-В изменяется.
  
   15 КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД
  ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ 4 ГЛАВЫ 2 КНИГИ Г.ТРЕДЕРА "ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИНЕРЦИИ"
  
  
  
  В этом параграфе рассмотрено много вопросов.
  Нас здесь интересует только один.
  По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее.
  "Подтвержденная со всей строгостью опытами Этвеша, эквивалентность инертной массы m*=mи и тяжелой массы mтяж /пассивной тяготеющей массы/ m*=mтяж=m была конструктивно усилена Эйнштейном до принципа эквивалентности, согласно которому локальное влияние инерции и тяготения неразличимы ни в каких физических процессах."
  
  Автор недалек от истины.
  Сначала была путаница с двумя массами, а потом Эйнштейн ее конструктивно усилил.
  
  
  
   16
  ЗАМЕЧАНИЕ К ПАРАГРАФУ 3.2.2 КНИГИ Э.ШMУТЦЕРА
  "ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ. СОВРЕМЕННЫЕ
  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ."
  
  
  В этом параграфе приведено много вопросов.
  Нас здесь интересует только один.
  По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее.
  "Из специальной теории относительности следует, что такого понятия, как абсолютная скорость инерциальной системы, не существует, поскольку нет никакой естественно неподвижной системы отсчета (например эфира)."
  
  Использовать термин "понятие" очень удобно.
  Например, объяснить, что такое траектория, трудно.
  Но если написать "понятие траектория", никто ничего не поймет и, соответственно, не сможет ничего сказать ни в положительном, ни в отрицательном аспекте, и все довольны.
  
   17
  ЧТО ТАКОЕ ПОНЯТИЕ,
  
  
  В "Философском словаре", выпущенном под редакцией М.Розенталя и П.Юдина, по этому поводу сказано следующее.
  "Понятие - это одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познается сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки. Понятие - продукт исторически развивающегося познания, которое, поднимаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких понятиях, совершенствует, уточняет старые и формулирует новые понятия. Поэтому понятия не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития, изменения, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности. Понятия составляют смысл (Значение и смысл) слов языка. Основная логическая функция понятий состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперерирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П.,по характеристике В.И.Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (см. т,38, с.157). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения - сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом часто П. науки создаются в начале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития, П. о некоторых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П, о коммунизме). Т. Обр, в образовании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода в П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено поседством совокупности понятий, отражающих различные его стороны. Всякие научные П., будучи отражением действительности, столь же подвижны и гибки, как предметы и процессы, обобщением которых они являются. П. должны быть, по выражению Ленина, "обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны', взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (т.38, с.136). Положение о гибкости, подвижности, взаимосвязи и переходах П. - одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Более того, научные П. содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного. На основе общего только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов), предметов, а так же отдельных предметов класса. Диалектический материалистический подход к П. подтверждается развитием всей совр. науки и служит методом научного познания."
  
  Вот сейчас все стало ясно.
  
   18 СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА ЗАМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ А.ЭДДИНГТОНА "ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУЧНУЮ МЫСЛЬ" В этой статье рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Вы видите, что точка зрения яблока на вещи проще, чем точка зрения Ньютона. Ньютону пришлось ввести таинственную силу притяжения, которая тянет яблоко вниз. Яблоко наблюдает только знакомое физическое действие, толкающее Ньютона вверх." Яблоко наблюдает. Точка зрения яблока. Подобные выражения вносят путаницу. Здесь возможно возражение, что это придирка, и что творческие работники имеют право свободно высказываться. Творческие работники безусловно имеют такое право, но не всегда. Нельзя, например, заменить в вычислениях плюс на минус и оправдывать это свободой творчества. Основным показателем современной физики является путаница. Путаница по большому числу вопросов. Составным элементом этой путаницы является недостаточное понимание роли наблюдателя. Авторское высказывание добавляет путаницу по одному из кардинальных вопросов. Как видно из текста, далее автор весьма остроумным способом доказывает, что тяготение не существует. Чтобы разобраться в этом вопросе, целесообразно выделить роль наблюдателя. А как это сделать, если автор и здесь пишет о точке зрения яблока? Рассмотрение вопроса затруднено искусственно. Поэтому мы не будем рассматривать этот узел, а ограничимся вышеприведенным замечанием. 19 ПРОПУЩЕННАЯ САТАДИЯ ЗАМЕЧАНИЕ К РАЗДЕЛУ "ФИТЦ-ДЖЕРАЛЬДОВО СОКРАЩЕНИЕ" КНИГИ АРТУРА ЭДДИНГТОНА "ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ И КВАНТЫ" В этом разделе рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Это явление, носящее название фитц-джеральдово сокращение, при обычных условиях чрезвычайно мало. Оно совершенно не зависит от материала стержня и определяется исключительно его скоростью. Если эта скорость равна, например, 28 км/сек, т.е скорости Земли вокрг Солнца, то сокращение достигает 1/200000000 на единицу длины, или 5,5 см на диаметр Земли. Существование его обнаруживается рядом опытов самого разнообразного типа. Наиболее ранним и известным из них является опыт Майкельсона и Морлея, впервые произведенный в 1887 г., повторенный более точно Морлеем и Миллером в 1905 г., и вслед за ними рядом исследователей в последние один-два года." Опытом Майкельсона-Морли получено не сокращение стержня, а другой результат. И уже затем физики решили, что такой результат получен потому, что плечо прибора сократилось. Были и другие попытки объяснить, почему получен именно такой результат. В авторском тексте пропущена одна стадия. 20 ЗАМЕЧАНИЕ К РАБОТЕ В.ГИНЗБУРГА ЗАМЕЧАНИЕ К СТАТЬЕ В.ГИНЗБУРГА "КАК УСТРОЕНА ВСЕЛЕННАЯ И КАК ОНА РАЗВИВАЕТСЯ ВО ВРЕМЕНИ" В этой статье рассмотрено много вопросов. Нас здесь интересует только один. По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее. "Говоря современным языком, в XIX в. естественной моделью Вселенной оказалась бесконечная и однородная в пространстве и неизменная во времени /стационарная/ космологическая модель. Пространство в этой модели считалось, конечно,евклидовым - достаточно сказать, что сама возможность существования пространства с неевклидовой геометрией была доказана Лобачевским, Больяи, Гауссом и Риманом только в прошлом веке." Лобачевский, Больяи, Гаусс и Риман доказали не возможность существования пространства с неевклидовой геометрией, а создали неевклидовы геометрии. Доказательством того, что пространство является пространством с неевклидовой геометрией, считалась ТО. При тщательном рассмотрении оказалось, что основы этой работы неверны. 21 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ЛОБАЧЕВСКОГО ЗАМЕЧАНИЕ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ СТАТЬИ В.ФОКА "НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИДЕЙ НЕЕВКЛИДОВОЙ ГЕОМЕТРИИ ЛОБАЧЕВСКОГО К ФИЗИКЕ" В этом заключении сказано следующее. "Всякий новый шаг в развитии теории тяготения Эйнштейна является вместе с тем новым шагом в развитии идей Лобачевского. Действительно, предположение, что, быть может, геометрия физического пространства не является евклидовой, было высказано уже самим Лобачевским, который искал подтверждение этому предположению в астрономических наблюдениях. Правда, не найдя такого подтверждения, Лобачевский назвал свою геометрию "воображаемой геометрией." Но теперь, после создания теории тяготения Эйнштейна, мы знаем, что отклонение геометрии от евклидовой проявляется наиболее очевидным образом не прямо, а косвенно - в явлениях всемирного тяготения. Поэтому для нас та неевклидова геометрия, которая лежит в теории тяготения и первый шаг к которой сделан Лобачевским, уже не является "воображаемой": она отражает те стороны физической реальности, для описания которых геометрия Евклида оказалась недостаточной." Новый шаг в развитии теории тяготения Эйнштейна сделан. А именно доказано, что основы ТО неверны. Поставим вопрос: как следует рассматривать этот шаг в свете развития идей Лобачевского? 22 О СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМАХ КРИТИКИ Многие положения современной науки получены в результате такого количества ошибок, что сразу показать эти ошибки невозможно. В связи с этим целесообразно использовать специально отработанные приемы критики. Первый из этих приемов заключается в том, чтобы делать это постепенно, то есть заняться чем то вроде наведения моста между авторским положением и действительным положением дел в данной области. Это наиболее трудоемкий прием. Второй - это критика с промежуточной базы. Минус этого приема заключается в том, что критик, вынужденный приблизиться к авторскому материалу и тем самым отойти от реальной почвы, может быть в свою очередь подвергнут критике. Третий прием. Совершенно не рассматривая авторский материал, противопоставить ему один из примеров, иллюстрирующих действительное положение дел в данной области. Минус этого приема заключается в том, что связь между примером, который выдвигается критиком и авторским материалом не всегда будет достаточно очевидной. В связи с этим возможны возражения в том смысле, что приведенный пример не имеет отношения к авторскому материалу. Остается ответить, что тем хуже для авторского материала. Ведь приведенный пример стоит на реальной почве. 23 ЗАМЕЧАНИЕ К РАБОТЕ ДЖ.НАРЛИКАРА ЗАМЕЧАНИЕ К ОТРЫВКУ ИЗ КНИГИ ДЖ.НАРЛИКАРА "НЕИСТОВАЯ ВСЕЛЕННАЯ" В этом отрывке сказано следующее. "Итак, прежде всего отметим, что введя понятие искривленного пространства, Эйнштейн исключил тяготение как физическую силу. Можно было бы вообразить следующий диалог, отражающий те изменения, которые произошли в ньютоновской картине движения. Ньютон. Тело движется в плоском пространстве под действием силы тяготения Земли. Эйнштейн. Тело движется в искривленном пространстве без воздействия внешних сил. Второе, что следует отметить наряду с изменением правил геометрии, это соответствующее изменение критерия прямолинейности линии. Так, в рассмотренном примере движение по сплошной кривой "прямолинейное" в искривленном пространстве вблизи Земли - абсолютно не совпадает с равномерным движением по пунктирной прямой. Скептически настроенному читателю предлагаем провести следующий эксперимент для проверки этих идей. Натяните на глобусе резиновую нить от Лондона до Лос-Анжелеса. Она укажет кратчайший маршрут между этими двумя городами. Теперь, повторите тоже самое на плоской карте мира. Маршрут получится иной. Ни одна плоская карта не в состоянии правильно воспроизвести геометрию на поверхности Земли, а следовательно второй маршрут (отмеченный на плоской карте) не является кратчайшим путем между городами. Этот пример показывает, как разные правила измерений в пространстве приводят к разным ответам на вопрос: "Что такое прямая линия". Точно так же разные правила измерений в пространстве и времени приводят к разным ответам на вопрос о линиях в пространстве-времени." Форму нити, натянутой между двумя телами в пространстве, называют прямой. Форму нити, натянутой на шаре, называют кривой. Автор вносит в этот вопрос путаницу. 24 МГНОВЕННЫЕ СИГНАЛЫ ОДИН ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ НЕВЕРНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МГНОВЕННЫХ СИГНАЛАХ Допустим, вам сообщили, что на планету М другой галактики сел корабль к через десять лет улетел с этой планеты. Какую информацию вы получите, что вы узнаете, услышав эту фразу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить что такое год. Годом называют один оборот ф.с. Земля-Солнце. Таким образом, это сообщение расшифровывается следующим образом. На планету М сел корабль и через десять оборотов ф.с. Земля-Солнце улетел с этой планеты. В этой фразе есть сообщение о десяти оборотах ф.с. Земля-Солнце, и о том, что на планету М сел и улетел с нее корабль. Но нет сообщения о том, как связаны эти обороты с посадкой и отлетом корабля. Следовательно, это сообщение носит неделовой характер. Приведем другое сообщение. На планету М сел корабль. При посадке пилот послал мгновенный сигнал на Землю. При отлете пилот послал второй мгновенный сигнал на Землю. Между получениями этих сигналов ф.с. Земля-Солнце успела сделать десять оборотов. В этом сообщении оговаривается как связаны обороты ф.с. Земля-Солнце с посадкой и отлетом корабля. Правда, мгновенные сигналы не существуют, но неверное представление о мгновенных сигналах помогает внести в теоретические рассуждения определенность и поэтому пользоваться этим представлением целесообразно. 25
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"