Челищев Николай Федорович: другие произведения.

Разум И Коллективное Сознание.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:


   РАЗУМ И КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ.
     
      Всё тут разом,
      Мозг и Разум!
     
      Мозг и нервная система человека и других гоминидов, приматов и большинства позвоночных существенно не отличаются. У Кроманьонца и даже у Питекантропа мозг был крупнее, чем у современного человека. Мозг управляет деятельностью всего организма и является инструментом обработки информации об окружающей среде через органы чувств. Именно в мозге происходит накопление и длительное хранение двигательной, зрительной, слуховой информации..., соответствующей образу жизни, опыту и знаниям каждой особи. Способность к принятию решений, играм, обучению... свойственна в разной степени всем животным. Тогда почему только Гомо Сапиенс обрел способность мыслить и смог создать единственную на Земле Цивилизацию? Все религии связывают этот феномен с Божьим Промыслом.
      Очевидно, что индивидуальное сознание (душа?) Человека не является всего лишь физиологической функцией мозга, а представляет собой результат сложного процесса формирования каждой личности путем узнавания, запоминания, восприятия окружающего мира и использования коллективного знания по средствам обучения. Действительно, человеческие младенцы, воспитанные животными, утрачивают человеческие навыки. Выходит, что без общения с другими людьми, воспитания и образования не возможно формирование полноценной человеческой личности. С другой стороны, развитие речевых возможностей общения привело к утрате Человеком ряда способностей (телепатия, навигация, интуиция...), свойственных большинству животных. Оказались притупленными за не-надобностью и некоторые органы чувств (обоняние, слух...). Еще академик В. Бехтерев предположил, что мысль материальна, что она - разновидность энергии. Однако в наборе органов чувств Человека отсутствуют необходимые инструменты для приема и чтения чужих мыслей. Но окружающий мир воспринимается именно через органы чувств. Собаки, например, не различают цветов, но видят нимб, чувствуют приближение стихийных бедствий. И люди что-то могут воспринимать в иска-женном виде, а что-то другое, вообще не видеть, не слышать или не чувствовать.
      Приходится признать, что Разум - продукт постоянного обучения. Мозг каждого младенца требует "программирования" по средствам повседневного опыта, общения, игры, подражания взрослым и восприятия коллективных знаний при обучении. Может быть, Мозг, как компьютер, содержат на "жестком диске" архив информации ("файлы"?), возникающие путем чувственного восприятия, жизненного опыта, воспитания..., которые используется только частично? И нужны еще "программы", в которых эти "файлы" могут быть "открыты"? И эти программы, активирующие индивидуальное сознание, абстрактное мышление и резервные способности каждой человеческой личности, формируются в результате непрерывнрго и многостороннего обмена информацией, и специального обучения? Хотя, конечно, правильней рассматривать сам компьютер как весьма примитивную модель мозга!
      Идеология дарвинизма рассматривает современного человека как результат эволюции путем естественного отбора. Однако генетическая эволюция по средствам изменчивости и наследственности - процесс медленный, происходящий в геологическом масштабе времени (миллионы лет). В историческом масштабе времени (тысячи лет) Человек Разумный в биологическом отношении, по существу, не эволюционировал. Решающее значение для человеческой популяции в историческую эпоху приобрел процесс развития не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу знаний и опыта из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Биологическая эволюция приводила к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур.
      Длительный период взросления людей обеспечивает необходимое время для воспитания и образования. Современный человек отличается от других животных, в первую очередь, количеством негенетической информации, передаваемой из поколения в поколение по средствам обучения. В информационном отношении человек отличается от животных еще и умением обмениваться информацией (язык, письмо...), и умением хранить информацию (устные предания, летописи, книги, фотографии, магнитные и цифровые носители информации...), и системой коллективного обучения (школу, университеты...). Весь этот комплекс информационных инструментов определяет и интеллектуальные возможности каждого человека, и коллективное сознание всего Человечества.
      Численность населения Земли в целом является важным укрупненным параметром, который выражает суммарный результат всей видовой, социальной, хозяйственной и культурной деятельности человеческой популяции на разных этапах развития. Количество первобытных гоминидов приблизительно соответствовало численности других популяций животных того же размера. Человек Разумный уже значительно преобладал по численности над другими животными. И это преобладание с определенного момента, ставшего началом Цивилизации, росло по гиперболическому закону. Здесь могли сказаться конкурентные преимущества, связанные не только с особенностями мозга, но и с прямохождением и другими морфологическими особенностями строения тела людей, способствовавшими также и умственному развитию Человека. Но, именно, демографический фактор определил информационный пут развития Человечества.
      Вероятно, и очаги зарождения человеческих культур могли возникать только при достижении какого-то определенного, критического количества людей на обжитых территориях. Для возникновения Разума и коллективного сознания было необходимо достаточно большое количество людей, объединенных наличием социальных связей (семья, род, племя, народ...). Только взаимодействие большого скопления людей могло создать условия для возникновения полноценной речи, письменности, счета..., передачи опыта и знаний из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Использование огня, одомашнивание животных, растениеводство, строительство поселений... привело к обособлению человеческой популяции от остальной природы. Передача накопленных знаний по средствам языка и письменности явилась главным инструментом развития нашей цивилизации. Однако до сих пор сохранились отсталые, малочисленные, изолированные племена, не имеющие письменности и собственной истории, которые так и не достигли информационного уровня развития. При этом, дети из примитивных племен быстро приобщаются к цивилизации, подтверждая тем самым решающее значение системы обучения. С таких позиций по-новому представляется роль Учителя и Школы в истории Человечества!
      Быстрый, информационный процесс развития человеческой популяции обеспечивал гиперболический рост численности населения, накопления знаний, использования новых источников энергии и материалов, развития науки и технологии...! Именно, включение механизма информационного развития (полноценная речь, письменность, счет, школа, ремесла, торговля...) и определило саму возможность возникновения Цивилизации! Завоевательные походы, географические открытия, колонизация... привели к взаимодействию и взаимопроникновению региональных культур. Еще А. С. Хомяков писал о синкретизме, об утрате первобытной чистоты и смешанном характере большинства народов: ( http://new.chronologia.org/polemics/chelischev_semiramida.php ).
      Постоянный рост плотности населения привел к возникновению особого, социального сознания, определявшего характер общественного взаимодействия людей и приводившего к возникновению организационных структур общежития от общины до государства. Очевидно, что коллективное сознание существенно превосходит средние возможности отдельного человека, но одновременно и сдерживает развитие незаурядных личностей. Только социальная состязательность и конкуренция создали возможности для выявления индивидуальных человеческих способностей и талантов. Долгое время общественное развитие определяли выдающиеся личности, лидеры коллективных действий (вожди племен, государственные правители, правящие сословия...). Однако коллективное сознание постоянно снижает роль самостоятельной личности в развитии человеческого сообщества. В этом противостоянии личности и коллектива проявляется главное противоречие информационной эволюции нашей цивилизации. Дальнейший рост влияния коллективного сознания на развитие индивидуальной личности, осуществляемого через общественное мнение, всеобщее образование, пропаганду, конформизм, самоцензуру, корпоративность, толерантность..., создание кумиров, политических и исторических мифов..., может привести к опасному подавлению инакомыслия, и к постепенной интеллектуальной и моральной унификации Человечества.
      Повсеместная урбанизация и скопление людей в мегаполисах создали совершенно новую социальную среду человеческого "термитника", где функции людей с момента рождения определяются имущественным и правовым неравенством. Государственный аппарат, политические партии, общественные организации, производственные и финансовые структуры контролируются малочисленными правящими "элитами" отдельных стран. Но реальная Власть постоянно сконцентрирована в руках узкой группы самых богатых людей Мира, которые, фактически, и нанимают, и контролируют Правительства. Но и эта группа самых богатых людей Планеты не является однородной. Трудно сравнивать по интересам и возможностям потомственных миллиардеров, контролирующих ФРС США (Моргенов, Рокфеллеров, Ротшильдов...), с нуворишами развивающихся стран или российской "Золотой сотни". У них и разный менталитет, и разное влияние на судьбы Мира.
      Бесправное, пассивное большинство "населения" передает правящему классу ярлык на "народовластие" путем "демократических выборов". Однако любые выборы, как правило, остаются публичным спектаклем, только эмитирующим смену власти. Например, какая разница, Клинтон, Буш или Обама присутствуют в Белом Доме? Базовые элементы и внешней, и внутренней политики США всегда соответствуют интересам крупных корпораций и банков! Вспомните, как во время кризиса спасали американские банки и корпорации за счет госбюджета, и как быстро задавили движение "Оккупируй Олд Стрит"! Тоталитарные режимы прошлого действовали бесцеремонно и откровенно, а теперешние "либералы" руководят "массами" более "мягко" и скрытно. Но все правительства, с разной степенью откровенности, манипулирует безгласным "народом" с помощью средств массовой информации, шоубизнеса, рекламы, социальной и долговой зависимости, полиции, армии, спецслужб...!
      Информационный путь развития уже, фактически, привел к возникновению мирового коллективного сознания, вершиной которого и стала сегодняшняя Глобализация. Сейчас все страны Мира (включая и Россию, и Китай...) вынуждены играть по общим правилам "Свободного Рынка" под контролем Вашингтона. А те немногие "страны-изгои", кто еще претендует на "суверенитет", обречены на насильственную "глобализацию". Культурные и религиозные различия разных народов не могут больше противостоять экономической и идеологической глобализации. В одном общем "ковчеге" оказались и теократические абсолютные монархии Персидского залива, и коммунистический Китай, и "Азиатские Тигры", и бедные развивающиеся страны, и развитые страны "Золотого Миллиарда". Построены в одну шеренгу не только главы государств, политики и экономисты, но и журналисты, и историки. И "демократы", и "коммунисты", и "консерваторы", и "либералы", и "монархисты", и "националисты", и "социалисты"... исповедуют одну, общую идеологию стяжательства и расточительства. Формирование такого единообразного, "потребительского" мирового коллективного сознания создает угрозу всем свободомыслящим людям, и не меньшую, чем тоталитарные режимы прошлого, возможности которых распространялись только на ограниченные территории!
      Неужели всему Человечеству предстоит жить по Оруэллу, под присмотром "полиции мыслей"? Что, "Океания" Оруэлла сегодня - это Североатлантический Союз, а "Большой Брат" - это США? Может быть, Оруэлл это сразу и имел в виду? На современном "новоязе": "Мир" - это "Война за демократию" (в Югославии, в Афганистане, в Ираке, в Ливии, в Сирии...), "Правда" - это "Нужная лож" (о геноциде албанцев в Косово, об оружии массового уничтожения в Ираке, о нападении России на Грузию, об использовании сирийскими войсками БОВ...), "Свобода" - это "Право сильного" (американские военные базы в большинстве "независимых" стран Мира, "ограниченный суверенитет" стран-членов НАТО, военное и политическое давление на "неприсоединившиеся" страны, локальные войны "за демократию"...),  а "Враги народа" - это уже ликвидированные Садам Хусейн, Милошевич, Каддафи..., или уже заочно приговоренные президент Ассад и диссидент Ассанж? Но самый главный "Враг народа" сегодня - это Сноуден, который объявил прямо по Оруэллу: "СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ"!
      Бурное развитие средств связи, телевидения, всепроникающей рекламы, компьютерных игр, социальных сетей в Интернете..., автоматики, телемеханики, робототехники..., очевидно, и дальше будет приводить к еще большей зависимости индивидуального разума каждого человека от мирового коллективного сознания. В будущем нельзя исключить и возможности возникновения каких-то новых упорядоченных, коллективных механизмов развития Человечества, связанных с дальнейшим ростом численности жителей Земли, вроде мирового централизованного "муравейника" или "термитника". Такая угроза деградации индивидуального человеческого сознания, и замена его всеобщим, коллективным действием по единой управляющей программе, может стать одним из вариантов заката Цивилизации.
     
      Август 2013 г.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Каминская "Не принц, но сойдёшь " (Любовное фэнтези) | | Н.Новолодская "Шанс. Часть вторая" (Любовное фэнтези) | | В.Старский "Трансформация" (ЛитРПГ) | | Е.Истомина "Ман Магическая Академия Наоборот " (Любовная фантастика) | | Я.Ольга "Допрыгалась" (Юмористическое фэнтези) | | К.Амарант "Будь моей игрушкой" (Любовное фэнтези) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | И.Шаман "Демон Разума. Часть первая" (ЛитРПГ) | | А.Гвезда "Нина и лорд" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"