Челищев Николай Федорович: другие произведения.

Религия и Мораль.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:


   РЕЛИГИЯ И МОРАЛЬ.
  
   Только Человек способен задумываться над смыслом жизни и моральными аспектами поведения. Но и человек, и остальные живые существа выполняют общую Программу, запущенную при возникновении Жизни на Земле. Главная команда этой Программы - "Выжить и размножится"! (Об этом же библейские слова Бога к Адаму?) Все элементы Программы жизни (естественный отбор, численность популяций, пищевые цепи биоценозов...) подчинены главной цели, продолжению жизни. Эта команда сохраняется и для отдельной особи (инстинкт самосохранения и продолжения рода), и для популяции (расширение ареала расселения), и для всего живого на планете (адаптация к изменению внешних условий, в первую очередь, климата). Геном человека и других живых существ очень близки. Генетическое единство всей земной живой материи наводит на мысль о разовом акте возникновения Жизни. Последующие процессы развития биосферы приводили только к постоянной смене форм Живого. Но каково место относительно молодой человеческой популяции в этом длительном процессе?
   До появления "Человека Разумного" вся биосфера Земли находилась в динамическом равновесии и гармонии. Обращает на себя внимание присутствие эстетического начала в творениях природы: совершенство форм, пропорций, симметрии, художественность сочетания цветов, музыкальность звуков..., но еще больше поражает наличие нравственного начала в живой природе. У животных уже при рождении заложены некоторые генетические основы морали: самосохранение, продолжение рода, защита потомства, любовь к родителям и детям, привязанность к хозяевам-кормильцам (у одомашненных животных), терпение, доверие, верность, преданность, благодарность...! Половое влечение всегда связано только с возможностью зачатия. Убийство всегда мотивировано только голодом и касается только особей других видов, естественно включенных в пищевые цепи биоценозов. Сытое животное никогда не нападает на жертву. Все животные обладают способностью к принятию решений, рациональным действиям, играм...! Человека еще не было, а Природа уже развивалась по "божественному замыслу" Творца?
   Пока первобытные люди существовали в гармонии с окружающей природой, врожденные основы морали определяли их поведение. Они питались за счет собирательства, охоты..., и ютились в естественных укрытиях. Обособление человеческой популяции от остальной природы в результате быстрой, информационной эволюции, основанной на устной речи, письменности, передаче опыта и знаний из поколения в поколение путем целенаправленного обучения..., привело к отходу человеческого сообщества от врожденных, генетических "заповедей" (рабство, войны, пытки, насилие, предательство, стяжательство, распутство...). Эти чисто человеческие пороки показывают, что врожденная "мораль" не выдержала испытания "свободой выбора". Библейский сюжет об Адаме и Еве с этих позиций можно рассматривать, как информационное "грехопадение". Вкусив от Древа познания добра и зла, Человек противопоставил себя Природе. При этом люди в значительной степени утратили не только врожденную нравственность, но и врожденную интуицию, навигацию, телепатию..., которыми обладают животные.
   Демографический фактор всегда играл важную роль в развитии человеческой популяции. Малочисленные, отсталые племена, не имеющие письменности и собственной истории, сохранились до наших дней. Только взаимодействие достаточно большого количество людей, объединенных наличием социальных связей (семья, род, племя, народ...), могло привести к возникновению коллективного сознания и Разума, ответственного за механизм информационной эволюции. С использованием огня, одомашниванием животных, растениеводством, строительством поселений... человеческая популяция все больше отдалялась и обособлялась от остальной природы, и перешла в исторический период гиперболического роста населения и производительных сил Человечества, соответствующий понятию "Цивилизация". При этом были заложены основы социальной человеческой морали (стыд, совесть, вера...), и появилось осознание Греха, которые добавились к врожденной морали и отличают человека от животных.
   А. С. Хомяков считал, что подпочвой большинства современных народов были земледельческие племена ( http://new.chronologia.org/polemics/chelischev_semiramida.php ). У мирных, земледельческих народов долгое время сохранялись врожденные основы морали, существовало общинное владение землей, семейный быт, ремесла, обучение потомства, готовность жить своим трудом. В основе семьи лежали общие интересы продолжения рода, совместный труд, коллективная ответственность, взаимопомощь, иждивенчество для слабых (детей, стариков, калек)....Именно семейный земледельческий труд стал фундаментом для развития человеческой цивилизации и возникновения религий. Кочевые, воинственные племена первыми пошли по пути коллективного раскрепощения человеческих пороков и вседозволенности. Главной их задачей стало насильственное завоевание и порабощение земледельческих народов, с целью присвоения результатов их труда. Завоевательные походы привели к появлению класса господ-завоевателей, подчинивших своей власти земледельческое коренное население. В основе поведения этой "пришлой аристократии" лежало право сильного, презрение к побежденным, нежелание жить своим трудом. Хотя в остальном животном мире существует только симбиоз, но нет эксплуатации!
   После обособления Человека от остальной Природы происходила постоянная борьба между сохранением врожденной морали и высвобождением человеческих пороков, которая определяла весь путь развития Человечества. Именно раскрепощение человеческих пороков послужило основой для возникновения рабовладельческой и монархической форм взаимоотношения между людьми. Покорение земледельческих народов и аборигенов заморских колоний привело к вопиющему правовому и имущественному неравенству, ставшему нормой повседневной жизни людей.
   Для поддержания врожденной "морали" требовался "Высший Авторитет". В языческом поклонении силам природы преобладал инстинкт самосохранения и наивное задабривание богов жертвоприношениями. Единобожие уже давало Надежду на Воскрешение и вечную жизнь. При этом жертвоприношений Богу стало недостаточно. Для Спасения требовалось еще противостоять Греху. Долгое время сохранялась преемственность между первоистоками монотеистических религий и врожденной моралью. Именно единобожие стало инструментом сохранения врожденной нравственности, обуздания человеческих пороков и постоянной борьбы Добра со Злом. Верования возникли намного раньше, и долгое время имели большее значение, чем светская власть.
   На раннем этапе информационного развития Человечества центрами просвещения были религиозные братства, где в основе обучения лежало чтение и толкование основных богослужебных книг (Евангелия, Торы, Корана). Вероятно, именно учение об избранности и строгие бытовые предписания Талмуда, а также образовательная система иешив, позволили евреям сохранить сплоченность в виде единого народа, несмотря на рассеяние и многовековое отсутствие собственного государства. Только постепенно из религиозного просвещения возникала система светского образования. Однако религиозное воспитание и образование сохранило свое мобилизующее и морально-этическое значение до наших дней.
   В каждом человеке идет борьба между врожденной нравственностью и свободой выбора, ведущей к Греху. Именно под напором человеческих пороков происходило искажение ранних верований, и приспособление религий к требованиям времени и мирской власти. В Европе из раннего, ортодоксального христианства выделился католицизм, соответствовавший монархической форме правления. Протестантские революции были направлены на очищение христианской веры от католических "излишеств", и совпали по времени с зарождением капитализма. При этом на смену "аристократии" пришла "буржуазия". Главные причины глубокого неравенства людей изменились, но само неравенство осталось.
   Технический "прогресс" и внешняя "гуманизация" человеческого общества в Новое Время только изменили формы неравенства, насилия и эксплуатации. Население Земли лишилось возможности самостоятельно выживать, и попало в полную зависимость от землевладельцев, капиталистов, чиновников.... Большинство диких животных уже истреблено. Мировое животноводство, основанное на истязании и массовом убийстве домашних животных, оказалось гораздо более жестоким, чем первобытная охота на диких зверей. Постоянно росло количество жертв военных конфликтов. Появились средства массового уничтожения людей. И 20-й век, несмотря на существенные социальные достижения, стал самым кровавым в истории Человечества. Утопические попытки вернуться к врожденным нравственным ценностям на уровне государства (социализм, коммунизм...) погрязли в человеческих пороках и выродились в тоталитарные режимы.
   Очевидная сама по себе мысль, что не Бог создал человека по образу своему и подобию, а сам человек создал в своем воображении Бога по своему образу и подобию, не исключает существования единого Творца и не отрицает возможности религиозных верований. Но она объясняет противоречивость религиозных учений, претендующих на исключительную правоту, и освобождает Бога-Творца от приписываемых ему всеми религиями человеческих чувств (любви, ненависти, гнева ...), и поступков (суда, наказания, прощения...). Где мы наблюдаем в повседневной жизни такие проявления Бога, как награда за добро, как кара за зло...? Мы только ищем возможности оправдать видимое отсутствие такой связи.
   Релятивистская и квантовая теория подразумевает обязательное присутствие наблюдателя, относительно которого рассматриваются все происходящие события. Кто же этот Высший Наблюдатель в масштабах Вселенной? Безучастный ли это Зритель, или заинтересованный Участник? Современная теория возникновения Вселенной в результате "Большого взрыва" априори предполагает существование Творца, а теоретические модели мироздания сродни религии! Нет ясности и в природе Мысли и Разума. Еще академик В. Бехтерев предполагал, что мысль материальна, что она - разновидность энергии. И значит, Мысль должна занимать свое место во Вселенной вместе с материальной ее частью? С таких позиций современные представления о строении материи могут оказаться однобокими. Действительно, физическая модель Вселенной не находит объяснения для форм существования более 70% межзвездного пространства.
   Никакие достижения естественных наук не могут ответить на ключевой вопрос Бытия о первопричине фундаментальных законов Природы, и присутствии эстетического и нравственного начала в ее творениях. Поэтому нет достаточных оснований отвергнуть и религиозное представление, что Жизнь на Земле - единственный случай, что Жизнь, или хотя бы Человек, существует не в соответствии с общими законами развития Вселенной, а вопреки этим законам, что сама Жизнь, это - Чудо! Впрочем, "чудо" может быть и естественного происхождении, когда в процессе развития Вселенной в одной точке, едномоментно совпадают многочисленные факторы, необходимые и достаточные для возникновения Жизни, если вероятность такого события стремится к нулю. Случившись один раз возникновение Жизни в обозримом времени и пространстве может никогда больше не повториться.
   На самом деле, для верующего человека, приверженца определенной религии не так уж и важно существует ли где-то реальный Бог, и что это - Высшее Существо, Высший Дух, Высший Разум..., или Высшая Идея. Достаточно иметь потребность жить по Закону Божьему, который проповедует Церковь. Верят те, кто имеет потребность верить, кто сам ощущает присутствие Бога, и способен без скепсиса воспринять мысль о Спасении и Бессмертии! Эти люди и образуют Церковь, как устойчивое сообщество многих поколений единомышленников, существующее во времени, уходящем к первоистокам Веры. А. С. Хомяков писал, что Церковь нужна не Богу, а людям. Таинства и богослужебная обрядность являются важными инструментами Церкви, и служат для объединения прихожан вокруг Символа Веры и сохранения преемственности поколений верующих людей. Конечно, речь должна идти не о сохранении византийской роскоши, но, в первую очередь, о сохранении и защите от искажений самой Веры.
   Главной задачей любой религии является сохранение моральных истоков веры и обуздания человеческих пороков. Христианство, иудаизм, ислам имеют общие исторические корни. В их основе лежит единобожие. Используются и многие общие предания и персонажи: Адам..., Авраам, Моисей..., Христос..., Магомет...! В основных религиозных трактатах (Евангелие, Тора, Коран...) содержатся заповеди, притчи, суры..., определяющие нравственные ориентиры и правила социального поведения людей в повседневной жизни. Тоже можно сказать и о буддизме, и об индуизме, и даже о такой псевдорелигии как конфуцианство. Но морально-этические основы этих религий существенно различаются. Может быть, это связано с тем, что христианство ближе к врожденным моральным ценностям, а иудаизм и ислам ближе к бытовой стороне жизни людей.
   Иудаизм и ислам - национальные религии. Также как иудаизм возник, как религия для евреев, ислам возник, как религия для арабов. Детально разработанная, жесткая регламентация быта и нравов явно сближает ислам с иудаизмом. Может быть, именно близостью условий жизни в пустынном, субтропическом климате объясняются сходные обряды и бытовые правила: отказ от использования мяса свиней, связанный с опасностью инфекций (говядину, баранину, рыбу можно было авялить), обрезание, вызванное гигиеническими требованиями ... ? И в иудаизме, и в исламе не допускается совместное участие мужчин и женщин в богослужениях, а также существует запрет на изображение людей и животных в синагогах и мечетях. Ортодоксальные иудеи и правоверные мусульмане своим образом жизни до сих пор стремятся сохранить в чистоте религиозные и бытовые требования Торы и Корана.
   Ветхозаветное понятие об "избранности" еврейского народа - в иудаизме, и разделение всех людей на "правоверных" мусульман и "неверных" - в исламе, соответствовало статусу национальной религии, который имели и иудаизм, и ислам в теократических государствах. Такое высокомерие и ксенофобия не свойственно христианству. Раннее христианство долгое время не было связано с определенной государственностью и оставалось гонимой апостольской верой разноплеменного сообщества бедняков и рабов, а потом стало объединяющей религией многонациональных империй.
   Ислам наиболее молодая и агрессивная религия, которая признает и Тору, и Евангелие, и всех ветхозаветных пророков и евангельских апостолов, но считает, что им была дана от Бога лишь часть Писания. Как для христиан в свое время Христос был провозвестником Нового Завета, так для мусульман Магомет принес людям истинное Слово Бога (Аллаха), заключенное в Коране. Однако иудаизм не признает богочеловека Христа и христианских апостолов, а до сих пор ждет прихода своего, еврейского Мессии.
   Ислам усвоил многие понятия христианства и иудаизма применительно к особенностям арабского мира. По церковной хронологии Коран следует за Евангелием, но по духу - ближе к Торе. Так же как в Ветхом Завете уживается заповедь: "Не убий!" с принципом: "Око за око, зуб за зуб!", в Коране существует запрет только на "незаконное лишение жизни", и этот запрет не распространяется на "неверных". До наших дней сохранились обряды кровавых жертвоприношений. 
   Новая хронология предполагает практически одновременное возникновение иудаизма и ислама из раннего христианства, что позволяет объяснить сходство некоторых обрядов и бытовых правил. Еще Л. Н. Толстой рассматривал Ветхий Завет как иудейское учение, прямо не связанное с Евангелием. Действительно, есть основания допускать более позднее время написания или редактирования Ветхого Завета в духе иудаизма, когда Евангелие уже существовало. Евангельские первосвященники и книжники имели греческие имена. Если бы они уже были знакомы с Ветхим Заветом, то уж, наверное, носили бы библейские имена, как это поголовно было у средневековых иудеев. И по моральным критериям Евангелие гораздо ближе к врожденной нравственности, чем Тора или Коран. В одном переплете все сегодняшние части библии оказались только в позднем средневековье.
   Различные религиозные течения трансформировались со временем. В современном христианстве наметилась тенденция к сглаживанию противоречий между православием, католицизмом и протестантством на основе сближение и объединение различных христианских церквей (экуменизма). В современном исламе, наоборот, обостряются отношения между шиитами и суннитами, между умеренным исламом и последователями радикальных течений (ваххабитами, салафитами...). На деньги Саудовской Аравии и Эмиратов ведется активная пропаганда радикальных направлений ислама. Мусульманский терроризм (джихад) и религиозные войны между шиитами и суннитами с Ближнего Востока распространяются на весь исламский мир.
   В основе христианской морали лежит равенство всех людей перед Богом. Однако и в иудаизме, и в исламе такое равенство отсутствует. Все люди, но не все иудеи или правоверные мусульмане. Христианство учит прощать, а иудаизм и ислам - карать. В отличие от иудаизма и ислама, жестко регламентирующих бытовые правила жизни верующих, христианство на много более терпимо и обращает основное внимание на духовную сторону Веры. Именно христианские моральные нормы легли в основу правовой и этической системы нравственных ценностей Западного Мира. Ими же продолжали руководствоваться в повседневной жизни многие другие народы, независимо от их религиозной ориентации.
   Однако современная общественная мораль и политическая логика все больше смещается от Евангелия в сторону Торы и Корана. Христианская идея Любви и Прощения находит все меньше поддержки со стороны общественного мнения. В повседневной жизни и политической практике все больше доминирует ветхозаветная идея Возмездия. Над Любовью одерживает верх Ненависть, над Прощением - Месть.
   Читая сегодня Евангелие, Тору или Коран, нельзя забывать, что все эти книги обращены, в первую очередь, к своим современникам, а бытовые правила, и запреты соответствуют тогдашним условиям жизни людей. Поэтому довольно странно требовать от современного верующего человека неукоснительного исполнения бытовых и кулинарных предписаний и запретов, содержащихся в религиозных документах многовековой давности.
   Западному читателю религиозных трактатов, обремененному прагматическим скептицизмом, основанным на естественнонаучном фундаменте обязательного образования, трудно принимать всерьез наивные новеллы о Сотворении Мира, об Адаме и Еве..., трудно следовать постам, и другим бытовым запретам. Современному раскрепощенному человеку, воспитанному в духе либерализма, сам Бог может показаться излишне строгим и недостаточно справедливым....
   На вопрос о Вере в Бога современному прагматику трудно ответить определенно. Почти у каждого, считающего себя верующим, неизбежно возникают сомнения, колебания и вопросы. Объявляющие себя атеистами, приходят к этому выводу на уровне сознания, но на уровне подсознания Вера может остаться. Умом я понимаю, что любая религия - всего лишь важный элемент культуры и нравственности. Но в душе религиозное чувство, привитое с детства, сохраняется. Вера в Бога и материалистическая Логика лежат в разных измерениях. Можно верить в Бога и успешно заниматься наукой. Тут много примеров: Эйнштейн, Циолковский...! Но лучший пример - А. С. Хомяков. Он воспринимал православие как образ жизни и не смешивал научные знания с Верой. Так же жил и мой отец.
   Сейчас существует устойчивое мнение, что все религии должны меняться в соответствии с требованиями времени, и храмы постепенно превращаются в дискуссионные клубы. Все чаще атеисты позволяют себе насмешки над Верой и верующими, забывая о прямой связи религии и морали. В этих условиях приобретают особое значение представления А. С. Хомякова о единстве и неизменности Церкви, и защите Веры от искажений в угоду веяниям времени ("Церковь одна"! http://new.runivers.ru/lib/book3560/18631 ).
   И так, сохранение или изменение? Этот вопрос относится не только к религии, но и к морали, и к образованию, и к искусству. Человек отвоевывает у Бога все больше свобод распоряжаться своей жизнью, своим телом, своими мыслями, жизнями других людей..., но куда это ведет? В современном понимании консерватизм и либерализм это, как бы, две стороны одной капиталистической медали (республиканцы и демократы в США, консерваторы и лейбористы в Британии...). И консерваторы, и либералы избираются на деньги банков и корпораций, и отстаивают их интересы, поэтому морально-этические аспекты отступают на задний план (не считая публичных разногласий по проблемам гомосексуализма и абортов). Современный политический консерватизм - это, в первую очередь, удержание власти и отказ от опасных перемен. И такой консерватизм слабо связан с сохранением базовых морально-этических ценностей. Но, как было показано выше, если обратиться к ранней истории Человечества, открывается подлинный, антагонистический нравственный смысл этих привычных понятий, как противостояние между врожденной нравственностью и человеческими пороками. Так же и в образовании, и в искусстве, и в общей культуре..., базовым ценностям и эстетическим, нравственным критериям все агрессивней противостоит дилетантизм, нигилизм, садизм и злободневная мода.
   Современная деградация христианской морали прямо связана с либерализмом, основанным на свободе раскрепощения Греха. Всякая свобода относительна и поэтому иллюзорна. Свободу нельзя купить за деньги. Собственник не может быть свободным. Но и неимущий, лишенный права трудиться, имеет только одну свободу - умереть от голода. Наверное, свободным может быть только гипотетический вольный землепашец, который живет исключительно своим трудом. Ложно понятая свобода прямо ведет к вседозволенности! "Свободный Рынок" противоречит основам христианской этики и морали. Вместо "изгнания торговцев из храма" происходит проникновение торгашеской логики во все повседневные стороны жизни современных людей. Стяжательство, расточительствот и получение удовольствий превратились в самые главные "добродетели", что прямо противоречит христианским понятиям о воздержании, умеренности, укрощении, посте...! Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются большинством богатых и бедных, атеистов и верующих!
   На наших глазах формируется новая постхристианская мораль "общества потребления". В значительной мере - это откат к безбожию, к нравственному одичанию. В основе новой морали лежит либеральный эгоцентризм: каждый человек - Сам себе Бог, что означает полное раскрепощение человеческих пороков. Отсюда агрессивность и воинственность, жестокость и пренебрежение к правам других людей, равнодушие к чужим несчастьям, отказ от гражданских и семейных обязательств, стяжательство и расточительство, алкоголизм и чревоугодие. Не вызывает сомнений право сильного, право на убийство, на самоубийство, на эвтаназию, на аборт, на однополые браки. Современное общество смирилось с войнами, имущественным и правовым неравенством, коррупцией, воровством и мошенничеством, шарлатанством и оккультизмом, наркоманией, проституцией, педофилией....
   Постоянный рост роли науки и технологии чрезвычайно расширил возможности Человека. В этих условиях необходимо самоограничение, чтобы избежать катастрофических последствий человеческой деятельности. Особую опасность для Человечества представляет вторжение в неподконтрольные процессы на ядерном и генетическом уровне. Высвобождение атомной энергии путем взрыва или управляемой ядерной реакции для Земли противоестественно и неоправданно опасно. После Хиросимы и Нагасаки, Новой Земли, Чернобыля, Фукусимы..., все Человечество живет под постоянной угрозой ядерного Конца Света. Любые попытки менять наследственность путем генной инженерии или клонирование живых существ являются грубым нарушением законов развития жизни на Земле с непредсказуемыми последствиями. Бесцеремонно вторгаясь в эти области, Человечество бросает вызов Природе. Человек должен отказаться от претензий выступать в роли Бога. 
  
   Ноябрь 2012 г.
  
  

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Л.Каминская "Не принц, но сойдёшь " (Любовное фэнтези) | | Н.Новолодская "Шанс. Часть вторая" (Любовное фэнтези) | | В.Старский "Трансформация" (ЛитРПГ) | | Е.Истомина "Ман Магическая Академия Наоборот " (Любовная фантастика) | | Я.Ольга "Допрыгалась" (Юмористическое фэнтези) | | К.Амарант "Будь моей игрушкой" (Любовное фэнтези) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | Д.Вознесенская "Игры Стихий" (Попаданцы в другие миры) | | И.Шаман "Демон Разума. Часть первая" (ЛитРПГ) | | А.Гвезда "Нина и лорд" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"