Наверное, стоит озвучить позицию выбора. Постаралась прочесть все работы. Какие-то прочла полностью, какие-то осилила только до половины, потому что они напоминали предыдущие по содержанию и стандартным ошибкам начинающих писателей.
Хочу отметить высокое качество работ. Когда начинала только читать, думала, как же выберу топ, а затем определилась, в процессе: выбирать буду только те, которые мне покажутся самобытными и не похожими на другие.
Каких работ, по моему мнению, не должно было оказаться на конкурсе.
Во-первых, текстов ленивых авторов, которые не потрудились привести свой текст в порядок. Где-то встретилось, в первом же абзаце, слово 'опАздал'. 'Медный век' вообще странно оформлен - что это было? И, к слову, подозреваю, что этот текст писался на зимний сетевой конкурс, посвящённый меди. При всем том, что в работе удивительный стиль.
Во-вторых, никакой политики. Считаю, если автор свои политические амбиции не удовлетворил другим способом, то подсовывать детям до 12 свою по_пытку лучше не надо. Это я про рассказ, в котором одного из персонажей зовут П-Тин.
В-третьих, у меня иногда возникало ощущение, что авторы сознательно участвуют в конкурсе по принципу мсье Портоса: 'Я дерусь, потому что дерусь' - тексты были явно для детей от 13 и старше. Не уверены в читательской аудитории, значит, надо найти эту аудиторию в реале и дать прочитать.
Про говорящие трусы и диалоги.
Кто только не говорил... Про зверюшек я молчу. Мебель - святое дело. Даже стены пускались во все тяжкие. Апофеозом этой категории рассказов стал рассказ с говорящими подштанниками. Блин...
Какие-то тексты состояли на 90% из диалогов. Были и чисто повествовательные (я сейчас не про познавательные). Читать и те, и другие, лично мне было утомительно до конца. Ну, почти все. Автор должен иметь чувство меры, как мне кажется. Когда надо остановить диалог, а когда его добавить, разбавляя свой 'кирпич'.
Советы авторам, которые заинтересованы в советах.
1. Константин Паустовский говорил, что надо писать так, как если бы вы писали для самого близкого человека. Ценить каждое слово. Если ваше предложение не несет смысловой нагрузки, то его вообще надо убрать. И точно так же относительно каждого оборота и каждого слова в предложении. Если без него текст ничего не теряет, то и зачем тогда оно?
2. Про диалоги. Когда сказки пишутся для своих детей, то авторы обычно не могут остановиться и считают, что все замечательно. Но что интересно вашему ребенку (он будет слушать маму внимательно в любом случае), то другим может быть неинтересно.
3. Про уменьшительно ласкательные суффиксы. Понимаете, для маленького ребенка фраза 'Как-то раз маленькая девочка пошла в лесочек за ягодками и встретила медвежонка. Девочка протянула корзиночку медвежонку, медвежонок прижал ушки...' и т.д. - для малыша текст будет нормальным. Но вот для ребенка возраста десяти и даже семи лет покажется приторным. Уберите уменьшительно-ласкательные суффиксы, если слово, к которому вы его прикрепили, не вызывает у вас умиления и желания порыдать от радости. Чесс слово, раздражает сюсюканье.
4. Про персонажей и место действия. Вот тут я сама опечалилась. Во-первых, деревня как сцена в каждой десятой работе. Я насчитала три Ани (плюс моя), две Насти, бессчетное количество зайчиков, ёжиков (о да, любимый писательский персонаж))))) Прям беда какая-то с персонажами...
5. Про приключения. Права я или нет, а детская литература помимо своей увлекательности должна еще и приносить пользу. Про мораль я, ага. То есть, у всех приключений должен быть смысл. Любое действие. А то получается в результате: сначала пошли туда, потом туда, потом встретили того, затем другого - и все, смысл заключался в хождении и говорении? Конечно же, истины какие-то и авторское поучение тоже должно быть ненавязчиво подано. Лучше всего оно воспринимается через поступки, как и характер (!) персонажа.
Исходя из всего этого стала брать в топ не похожие ни на чьи работы. Даже независимо от качества. Повторюсь, хороших работ много, а индивидуальных меньше.
И в заключении своей исповеди напомню, что это только мое мнение и прошу за него не пинать, ибо никого другого не ущемляю в его собственном.
Круговорот воды в природе, конечно, сюжет избитый, здесь дважды, кажется, встретилось среди рассказов. А вот сама по себе дождевая подборка очень даже креативна. Отмечу поэтичный язык и удобочитаемые сюжеты. Понравилось, в общем.))
2. Серебряная ёлочка
http://samlib.ru/l/lxwowa_l_a/lla666-115.shtml
Неожиданно приятное детское фэнтези. Приятный слог и диалоги, что немаловажно.))
Особо отмечу необычных персонажей Уметуху и Забуранко. На фоне бесконечных зайчиков, ёжиков, капелек прям здорово. Бальзам))
Только за один авторский неологизм 'прикошачен' стоило бы обратить на эту работу внимание.))
Часть 1 мне показалась более оригинальной. Во второй много диалогов. В первой можно посмеяться, во второй - нудятина. Тем не менее, вещч выбрана мной за оригинальность.
Отличная концепция и чувство меры в диалогической и повествовательной речи. Мораль подана не нарочито, по-доброму. Отметила про себя, что персонажи мне знакомы, похожи на моих, возможно, поэтому выбрала этот цикл. Но я ненарочно.))))
Отличная календарная концепция, я так и вижу эту разноцветную, как времена года, книгу. Приятные диалоги, умные. А так же в течение всех 'месяцев' идёт внутренний рост персонажей. И это хорошо.
6. Гитары на деревьях.
http://samlib.ru/n/nikitjuk_n/5.shtml
Это, можно сказать, зарядка для фантазии. Никогда бы не подумала, что трещины на асфальте от жуков.)) Про гитары на деревьях молчу. Рекомендовала бы к чтению с остановками,
7. Машинки маленького города
http://samlib.ru/d/danilowa_l_n/mashinki.shtml
А ведь это единственная работа с подобной тематикой. Не могла не выбрать. Ну а почему бы и нет? Это необычно, это было бы интересно, кстати, не только мальчикам. Через историю о машинках - историю о людях. Хорошая придумка, поздравляю.))
8. Дед и Кот. Ой-сказки
http://samlib.ru/b/bobbi_k/dedikotoj-skazki.shtml
Через раз бы это 'ой' убрать... И было бы всем счастье. На четвертой истории я сказала себе: 'Ой, все!'. Слишком много 'ой' как авторская икота. По содержанию похоже не небылички. По качеству - думаю, требуется основательная редактура. А так, в общем, концепт на 'пять'.
9. Сказочные рассказы
http://samlib.ru/b/bogdarin_a/skaz_rasskaz.shtml
Выбрала эту работу за стилистику. Чем-то напомнило детские рассказы Л.Н. Толстого. Диалоги ненавязчивые и персонажи тоже поданы нестандартно. Качественная работа.
10. Сказки. Общий
http://samlib.ru/s/seleznewa_e/13.shtml
Соглашусь с мнением, уже где-то тут озвученным, в сравнении с Успенским проигрываете, автор, сильно. Лентяйка вы, Елизавета. Но идея смешных страшилок очень даже по душе мне. Тем более, что их тут больше таких и не видела. А значит, я - за этот кипиш.
В целом, доводите до ума, распишите истории первые так, чтобы было страшно, страшно, а потом - бац! - и смешно. Мы в детстве очень любили страшилки.
Для публикации где бы то ни было, рановато. Но все равно 'лайк'. За оригинальность. Вот только, автор, название-то поменяйте.
Считаю, нужно такие вещи публиковать. Современные дети знают все меньше и меньше про военные годы. А про эмоциональную сторону я и не говорю. Нынче на войну смотрят, как на компьютерную игру ('спасибо' им большое да телевизору). А литературные вещи как раз позволяют проникнуться тем временем.
'Торжество жизни', в сравнении с другими двумя рассказами, немного пафосное, я бы подправила в этом отношении текст. 'У Лёки' название немного игривое, хотя оно по тексту и оправдано, в принципе.
14. Привет от белого медведя
http://samlib.ru/o/oleg_bundur/med.shtml
Вспомнился Пришвин, Джеральд Даррел. Отличный слог, интересное повествование. Автору - респект. Уважаю: не смогла бы так.))
15. Мотоцикл для бабушки
http://samlib.ru/z/zhukow_a/mot_bab.shtml
Любопытная история, поданная глазами ребёнка. Вообще, знакомые мне писатели не любят 'слезодавилки', но в этом случае её как бы тут и нет. Бабушкина болезнь ужасает где-то подспудно, потому что сам главный герой не знает правды. И вот это умение завуалировать одну реальность и подать другую на её фоне встречается редко. Читать было просто интересно
Забавные приключения мальчишки. Выбрала эту работу за качественный ироничный стиль и позитив. Рассчитано, скорее, на читателя от 10 и старше. Дети, думаю, подружатся с Одуванчиковым легко.))
Неплохое сочетание развлекательной и познавательной литературы. А самое главное - учение идёт ненавязчиво, то есть искренне. Типаж пытливого и доброго ребенка (практически юная копия моей героини+ бабушка))) не может не понравиться.
18. Как я была маленькой 2
http://samlib.ru/b/borisowa_a_a/06.shtml
19. Как я была маленькой
http://samlib.ru/b/borisowa_a_a/05.shtml
Часто авторы думают, что писать от первого лица - это легко. И начинают злоупотреблять этим 'инструментом'. Потому что не всегда это первое лицо смотрится гармонично. Как в случае этих забавных воспоминаний. Главная героиня обладает юмором и нетривиальным мнением на происходящее. Меня эта работа заставила улыбнуться. Отмечу так же, что первая часть понравилась больше.
Отличные забавные рассказики из жизни ребенка-индиго.))) Он только кажется простоватым, однако способен своей логикой загнать в угол умного взрослого. Написано, на мой взгляд, очень профессионально.
++++++++++++++++++++++++
ДОБАВЛЕНО:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Так же немного преамбулы. Я поняла, дай мне возможность, включила бы в топ весь этот раздел.
В результате получилось вот что. Если кто-то помнит, была такая раньше преинтереснейшая книга 'Почемучка'. Чего там только не было! Любимая познавательная книга в детстве была. Так вот, я это к тому веду, что некоторые работы мне показались (извините) списанными с этой книги. Ну очень уж по стилю было похоже.
Некоторые вещицы показались так же адаптированной википедией. Лень копаться и доказывать, возможно, что будь у меня время и желание, самое главное, я бы обязательно доказала своё предположение. Или не доказала бы, тогда, конечно, извинилась бы. Поэтому заочно прошу простить, если претензия моя необоснованна.
22. Подземный музей Петербурга
http://samlib.ru/f/feofanowa_o_w/metro.shtml
Взяла себе на заметку. Очень интересно изложено + есть доверие к автору, что он побывал на всех станциях и, как говорится, свидетель стоящий, а не списал из википедии.
23. Почему Москва - порт пяти морей?
http://samlib.ru/k/kuznecowa_i_j/pochemumoskwa-portpjatimorej.shtml
Здоровски написано. Диалог с молодым читателем не фальшивит и кажется искренним, без сюсюканий.
24. Убоженька. Сказки о народных куклах
http://samlib.ru/k/kirjushatowa_t_n/ubozhenxkaskazkionarodnyhkuklah.shtml
25. Талашечка. Сказки о традиционных народных куклах
http://samlib.ru/k/kirjushatowa_t_n/talashechkaskazkiotradicionnyhnarodnyhkuklah.shtml
В детстве с куклами играла мало, поэтому здесь моя признательность искренняя максимально. Без гламура, приятным языком... Впрочем, до меня другие ораторы высказались, и я с ними согласна.
26. Анна Павлова: жемчужина русского балета
http://samlib.ru/m/matejchik_n_w/annapavlova.shtml
Что-то в стилистике не мешало бы поправить, но в целом добротная история. Мне было интересно, спасибо.
27. Мой прадед - Самовар
http://samlib.ru/e/ewseewa_m_w/samovar.shtml
Так и вижу эту книжку с пузатыми медными товарищами. Здоровская придумка и исторически полезная. Так же взяла себе на заметку перечитать.
28. Всё про чай
http://samlib.ru/b/buckaja_n_g/dbuckajang-1.shtml
Автор, жаль что ваш чай не попал в топ.
Люди мы восточные, чай особенно любим.)) Отсюда такое уважение к нему.
29. Игры в прятки по-звериному
http://samlib.ru/s/shutiwa_a_a/igruvpriatkipozverinomu.shtml
Опять же, автор пошел дальше простой векипедичности и добавил собственный фрейм. Эта работа мне напомнила статью из 'Почемучки', но авторский голос все-таки оказался сильнее простой информации.
30. Animalsinwar
http://samlib.ru/m/miroshnik_t/animalsinwar.shtml
Автор по запарке при создании публикации обозвал историю латинскими буквами. Но это не страшно. Посыл понятен. Безумно было интересно, благодарю.))
В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
К сожалению, места не хватило на всех, но я отдельно пометила работы, которые так же понравились. Я б вам по шыкаладке, но выдала.))
Извините, расписывать не буду: время поджимает. Просто укажу эти работы.
Дом на колёсах http://samlib.ru/z/zozulja_w_a/trainhouse.shtml
Детские рассказы http://samlib.ru/r/romanowa_s_n/02.shtml
Профессионалы
http://samlib.ru/m/markowa_j_w/01_professionals.shtml
Я тебе верю!
http://samlib.ru/s/shmidt_l_p/jatebewerju.shtml
Вкуснодолье
http://samlib.ru/w/wolkowa_s_w/1_vkusnodolie.shtml
Сказ про то как Царь Михаил Федорович себе невесту нашел
http://samlib.ru/l/lashuk_t_i/skaz.shtml
Софья Ковалевская - принцесса математики
http://samlib.ru/b/burkowa_a/sofxjakowalewskaja-princessamatematiki.shtml
Иркутск - середина Земли
http://samlib.ru/d/dyldina_o/irkutsk.shtml
Открытые письма
http://samlib.ru/p/ponomarewa_o_s/otkritki.shtml
Необычная профессия, или как становятся "ангелами милосердия"
http://samlib.ru/k/klimowa_n_m/neobychnajaprofessijailikakstanowjatsjaangelamimiloserdija.shtml
Пирогов. Великий хирург и ученый
http://samlib.ru/k/kalmykowa_e_w/nikolajpirogow-1.shtml
Морские приключения: от рифового узла до ботиночного
http://samlib.ru/k/konowalow_s_w/morskieuzly.shtml
В старом цирке на Цветном бульваре
http://samlib.ru/z/zhukow_a/star_circ.shtml
Байкал - сердце Сибири
http://samlib.ru/o/onishkowa_a_m/baikal.shtml
Сказы бабушки-казачки
http://samlib.ru/p/piskunowa_m_p/kubanskieskazi.shtml
Мои дорогие друзья
http://samlib.ru/m/mamchic_j_i/moidorogiedruzxja.shtml
Лягушка-колодезница
http://samlib.ru/s/smyshljaew_a_a/ljguschka-kolodezniza.shtml
Серебрянная дудочка, или Сказка о заколдованном мальчике.
http://samlib.ru/k/karih_w_e/serebrjanajadudochkailiskazkaozakoldowannommalxchikeibelombarashke.shtml