Ефремов Андрей Николаевич: другие произведения.

Беспокойный экспонат 2104

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    С тридцатых годов двадцатого столетия и по сей день в Якутске на уровне городских легенд ходит в народе история о шумном духе шаманки, которая не давала покоя вахтерам и даже милиционерам охранявшим музей в ночное время...

Поддержать писательскую деятельность автора: Счет на Яндекс Деньги: 41001809482629

эл.ПОЧТА: a.brem@mail.ru

 []

   В сборнике "Страшные истории -2. Городские легенды"

    []

  
   Опубликовано в журнале "Тайны XX века".
   Здесь полная версия статьи.  []

БЕСПОКОЙНЫЙ ЭКСПОНАТ N2104

  
   С тридцатых годов двадцатого столетия и по сей день в Якутске на уровне городских легенд ходит в народе история о шумном духе шаманки, которая не давала покоя вахтерам и даже милиционерам охранявшим музей в ночное время. Ее мумия выставлялась на всеобщее обозрение в якутском республиканском музее с 1937-го вплоть до 1998-го года. Различные версии свидетельств о полтергейсте публиковались в газетах, у вахтеров и работников музея брались интервью, подробности передавались из уст в уста, автору статьи доводилось слышать откровения о музейном шумном духе даже от постовых милиционеров - сотрудников ОВО УВД.

 []

Один из экспонатов музея - наши дни

   Суть истории такова: в одном из залов много десятилетий экспонировалась хорошо сохранившаяся мумия якутской шаманки. В ночное время вахтеры музея слышали в здании шаги, шумы, стуки, вздохи, бряцанье серебряных украшений, и даже проклятия и сетования древней покойницы по поводу того что ее тело "не предают захоронению, мучают душу, издеваются". Иногда в залах шумели экспонаты - шаманские бубны. В итоге не на шутку перепуганные гражданские вахтеры, памятуя о том, что в музее, кроме всего прочего, находятся экспонаты примерно из 30-40 древних захоронений, категорически отказывались от работы в ночное время, и службу по охране музея передали в ведение органов милиции. Но даже и бывалым милиционерам служба в музее не показалась сахаром.
   В народе экспозицию этой мумии многие годы так и называли - "шаманка в музее". Мумия лежала в деревянной витрине со стеклянным верхом. В археологическом плане хорошо сохранившаяся, тем не менее на особо впечатлительных людей оказывала неблагоприятное воздействие: ввалившиеся глазницы и рот, иссушенные руки, заостренные почерневшие пальцы, ни о какой красоте и речи не могло идти... А каково было одиноким вахтерам в ночное время когда они слышали ее гулкие шаги и вопли в пустом здании! Как рассказывал один постовой: "...Запирался в своей комнатушке и лихорадочно вспоминал все молитвы Богу! Откуда что возникало в памяти - непонятно!"...
   С тех пор, как мумия была помещена в этнографическом зале музея, она годами приходила во снах многим духовно-энергетически чувствительным посетителям, и не просто умоляла, а требовала снова и снова перезахоронить ее, о чем  свидетельствуют записи в "Книге отзывов". И в 1998-м году по ходатайству искусствоведов и администрации села Суола (Дорога), Мегино-Кангаласского района Якутии, была создана рабочая экспертная комиссия. Министерство культуры издало приказ о списании музейного экспоната "...в связи с физиотехническим устарением, участившимися случаями негативной реакции со стороны посетителей". Обряд повторного погребения был совершен 14 апреля 1998 года.
   Автор затеял провести собственное расследование этой занимательной мистической истории.
  
   Все, что касается фольклорной городской мистики: "гробов на колесиках", призраков, ночных духов - чаще всего у слушателя вызывает скептическую улыбку: "какая-то уборщица рассказала, а все верят"! Будто если бы то же самое рассказал, к примеру, председатель ЛДПР, то безоговорочно поверили бы все.

 []

Бойцы

   Предваряя повествование о "музейной шаманке" приведу один пример из своей милицейской жизни, ниже это будет косвенно пересекаться с делом о мумии. Произошло это во время второй чеченской кампании. Перед очередной отправкой сводного отряда милиции на проведение контртеррористической операции, сотрудников поместили в Якутске в гостиницу МВД. Со дня на день бойцы должны были лететь для выполнения служебно-боевых задач в Северо-Кавказский регион. В отряде были ребята из Мирного, Алдана и Якутска. В один из вечеров к командиру отряда майору милиции Л., (в данное время он полковник и занимает высокую руководящую должность в аппарате МВД Республики) пришла малого роста сухонькая женщина в годах, какое-то время они беседовали в его комнате. После ее ухода командир построил отряд на вечернюю поверку, и в конце с улыбкой сказал, что приходившая в отряд женщина - шаманка, целительница. Фамилию ее, к сожалению, я не запомнил, помню - в те годы ее несколько раз показывали по телевидению. В ходе разговора шаманка сообщила командиру - дословно: "Огнестрельных ранений у мальчиков в отряде во время нахождения в командировке не будет, но бойтесь ножевых"! Ребята посмеялись, и тут же обо всем забыли...

   В ту командировку мы успели побывать в степях Чечни, в селах Дагестана, в горах Осетии, в высокогорье Ингушетии. Перед отправкой на родину нас вернули в Чечню. Служба была очень беспокойной, но обошлось и в самом деле, как предсказала шаманка, без огнестрельных ранений. А вот ножевое...
   На исходе были последние недели боевой командировки, люди были до предела уставшие, измотаны пешими переходами, вертолетными перелетами, переездами в составе автоколонн, боевыми операциями, крайне взвинчены, нервы у каждого были, как, готовящаяся лопнуть, до предела перетянутая струна. Психическое состояние каждого бойца было, мягко говоря, неважным. Мы располагались на блокпосту в Шелковском районе, проживали малыми группами в вагончиках, несли посменно службу на федеральной трассе.
   Однажды поздним вечером ко мне в вагончик ворвался возбужденный молодой боец отдыхающей смены старшина Б., я в это время читал книгу, он выхватил из моего висящего на дужке кровати разгрузочного жилета нож, и с криком: "Сейчас я этого козла!".. - ринулся на выход. Даже не осознав, что происходит, я, как бездушный механизм, вскочил с кровати, вырвал у него из руки кинжал, воткнул его высоко в косяк двери, и снова машинально сел на кровать. И только после этого стал осмысливать происходящее. Все произошло очень быстро. Старшина был невысокого роста, достать клинок, даже подпрыгивая, он не смог. Конечно, со стороны, наверное, это выглядело смешно, но в тот момент было не до смеха. Вскоре он успокоился.
   Выяснилось - у старшины Б., сдали нервы - он серьезно повздорил с бойцом, которого недолюбливал весь отряд! Схватить любое оружие: нож, автомат, пистолет, да хоть гранатомет - он мог и в своем вагончике, и где угодно и у кого угодно, просто дверь в мой вагончик оказалась к нему на тот момент ближе. Его сопернику крупно повезло в том, что Б., находился не в наряде, и не имел во время ссоры на себе разгрузки с оружием! В суете боевых будней, среди множества более серьезных ежедневных происшествий, этот мелкий инцидент, который я до момента написания этой статьи не разглашал, тут же забылся.
   В этой истории показательно проявилась таинственная мистическая сила якутской ясновидящей: "Бойтесь ножевых"!..

 []

Подобные ножи были практически у всех бойцов

  
   Но вернемся в наши дни. Чтобы поставить все точки над "i" в деле о "беспокойной мумии", и отделить зерна от плевел, нужно было просто сходить в музей и поговорить с работниками. Что и было сделано. Кассир, узнав, что меня интересует, сославшись на незнание сути вопроса, направила к старшему научному сотруднику, та, уточнив, что меня интересует, переправила к главному хранителю, затем к заместителю директора. Ощущался налет административного сопротивления и неприятия: между работниками проскользнуло: "не надо всяким давать информацию", - меня попросили даже написать заявку на имя директора для ознакомления с материалами касающимися этой загадочной мумии.

   В конце-концов я оказался у Егора Спиридоновича Шишигина - краевед и музеевед, общественно-политический деятель, исследователь истории Русской православной церкви, духовной культуры народов Якутии, директор музея с 1976 года. К моему удивлению, Егор Спиридонович встретил меня радушно, открыто и приветливо. В беседе с ним выяснилось - тревожащая людей по ночам беспокойная мумия - "экспонат N2104" - это вовсе не шаманка! Забегая вперед, отмечу - несмотря на доброжелательное ко мне отношение, и собственноручную визу директора на заявке о предоставлении мне помощи, возможности ознакомиться с материалами дела таинственного экспоната, после беседы с директором, работники администрации музея под различными предлогами мне так и не дали! Ни фотографий, ни документов, ни файлов; разве что скупыми словами посоветовали самостоятельно поискать соответствующую литературу в библиотеках по истории края. Из административного корпуса я вышел со своей же заявкой в руках, и, тем не менее, с солидным багажом информации - сказался солидный опыт работы в органах МВД. Теперь все по порядку...
   В 1937-м году якутский областной музей им. Емельяна Ярославского, на гребне волны борьбы с религией в стране советов, организовал археологическую атеистическую экспедицию. Целью экспедиции были раскопки трех могил XVIII века, находившихся на территории 1-го Моюрукского (ныне Мегино-Кангаласский улус) и Чалгинского наслегов, в местности Кисьтербит (дословно "где шкуру соболя распяли"), где в незапамятные времена были захоронены родоначальник моюрукских якутов Ага Уос Дьорхо и его невестка, его дед Идельги и дядя Акатта. Неподалеку от захоронения археологи раскопали массивное надмогильное сооружение, под которым были обнаружены два погребения -- сына Дьорхо Муруку и его супруги. Всего экспедиция вскрыла девять могил. Хорошо сохранившиеся вещи и мумия невестки Ага Уос Дьорхо - инвентарный номер 2104 - и стали экспонатами якутского музея.

 []

Воздушное захоронение

   Надмогильное сооружение составлял памятник типа чардаат. Само название чардаат - аналогично общетюркскому чарлак, чардак, чардуган, чордевар, что означает чердак, надмогильное сооружение, ограда вокруг могилы. Это означает, что женщина не являлась шаманкой. Шаманов хоронили не в земле, а в подвешенной над землей колоде - так называемый арангас. Она была не христианкой, язычницей, это было видно по уложенным вдоль туловища рукам. В могиле находились чорон (якутская посуда), седло, богатые украшения, бытовая утварь - значит, женщина была из богатой семьи. По древним якутским языческим верованиям покойным "по ту сторону бытия" требовались и еда и питье, они продолжали жить в "иных сферах". Надо отметить, что традиционно якутские захоронения представляли собой только арангасы, но Екатерина-II запретила надземные погребения, и якутов стали хоронить в земле. Значит, найденные погребения были проведены уже после 1763 года. Но шаманов народ продолжал хоронить в арангасах.
   Егор Спиридонович рассказал также следующее. По требованию родовы и "по попустительству министерства культуры" (здесь проскользнуло заметное раздражение), несмотря на энергичные протесты директора музея, передали и мумию этой женщины, и весь погребальный комплекс родственникам, которые и совершили перезахоронение в 1998-м году. Родственники мотивировали свое решение так: "Поскольку тело нашей прародительницы лежит на всеобщем обозрении в музее, у нас в семье, в нашем клане, случаются всякие неприятные неурядицы, спивается молодежь, люди рано умирают, родова мельчает. Требуем вернуть мумию нам, с целью предать ее земле, мы желаем достойно захоронить останки нашей прародительницы, чтобы было снято родовое проклятие"... При перезахоронении семья постаралась соблюсти все традиции: на месте бывшей могилы сделали новый бревенчатый сруб традиционного языческого памятника - чардаат, провели соответствующий обряд.
   Позже автору другие источники сообщили, что родственники поначалу попросту выкрали мумию из музея, даже прояснили подробности этого уже детективного дела; и только после этого республиканские власти, не предавая дело широкой огласке, документально оформили официальную передачу мощей. Скандальное разбирательство старинного клана с Правительством было засекречено, тянулось довольно продолжительно, примерно с полгода. Возможно, это тоже являлось причиной отказа мне в ознакомлении с музейной документацией. Там где имеется детектив, там есть и сложная любовная драма, связанная с древней невесткой, но за неимением достаточного места в статье, просто об этом упомяну - без раскрытия фабулы.

 []

   При захоронении мощей в апреле 1998 года, по приглашению родственников потомков погребаемой, присутствовала Эдьиий Дора - всемирно известная якутская ясновидящая и целительница - Федора (Дора) Иннокентьевна Кобякова ("Эдьиий" - так якуты обращаются к старшей сестре, родственнице; так называют тех, кого почитают, перед кем преклоняются, кого хотят уберечь от дурного глаза или недоброго языка, тех, чьи имена не поминаются всуе), которая предупредила присутствующих о том, что дух прародительницы говорит ей: "этой весной, в этой местности, на ближних речках и озерах нельзя охотиться на дичь, на уток, ибо в них будет находиться часть моей души, духа. Если кто нарушит мое требование, тому не миновать беды!". На похоронах присутствовал прибывший из села Табага некто Василий Языков, он по какой-то причине не предупредил своих детей о запрете на охоту, и той весной его сын все же убил на охоте утку. И трагедия не замедлила последовать: его дочь - школьница - вскоре покончила жизнь самоубийством: повесилась в хотоне (як. коровник), древнее проклятие рода продолжало действовать. Рационального объяснения этому случаю найдено не было.

   Далее директор, сам являясь крещеным христианином, выразил мнение о том, что в постсоветское время якуты стали чересчур суеверными, появилось множество экстрасенсов, возродились языческие обряды, поклонение различным духам, преподношение даров языческим божкам, и многое другое. Но лично он воспринимает все эти обряды не как проявление религии, а больше как якутскую народную традицию. Даже русские охотники, бывает, не гнушаются повязать в тайге лоскуток материи к ветке так называемого шаман-дерева. От автора - в Якутии часто можно встретить и двоеверие: язычество и христианство, это когда человек принимает обе религии.
   Тем не менее Егор Спиридонович признает - "нечистая сила", бывает, может себя каким-то образом показать. К примеру, в местности Бырама, Мегино-Кангаласского района, население обнаружило в коровнике проявление нечистой потусторонней силы. Для очистки фермы из Якутска были вызваны священнослужители. Священники поначалу были настроены весьма скептически, тем не менее, были вынуждены признать - деревенские оказались правы - в коровнике присутствовали нечистые духи - абаасы - черти. После молитвенных обрядов очищения, нечисть покинула это место.
   Однако в конце беседы относительно музейного шумного "экспоната 2104" Егор Спиридонович совершенно серьезно сослался на "избыточную впечатлительность" ночных музейных работников. Возможно, он что-то скрывал; вспомним откровенное нежелание администрации ознакомить меня с материалами относительно "шумной мумии". Но и рассказанное - впечатляет!
  

Андрей Ефремов (Брэм), Якутск

  

 []

 []

 []

 []

 []

_______________________________________________________________________________________

РЕКЛАМА:

СКОРО!

 []

ПЛОТ ЯКУТСКОГО НОЯ

 []

----------------------------------------------------------------------------------------
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"