Ефремов Андрей Николаевич : другие произведения.

Машины, Сидор, и Покров

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...Те, кто не хочет ругаться, ставят машины возле своих домов и подогревают поддоны обыкновенными электрическими плитками...

 []  []

Машины, Сидор, и Покров

    []
   Якутск в эти дни стал довольно чистым городом. С 13-го на 14 -е октября, - как раз на самый Покров, выпал снег, и покрыл всю грязь на дорогах и улицах северной столицы. До этого снежок раза два-три тоже выпадал, но на следующий же день таял, по этой причине все машины на дорогах сейчас "глиняные", а сами дороги - ледяные, и очень ровные: снег и лёд забил все трещины и неровности, а колёса автомобилей их гладенько укатали. Водители машин внезапно стали очень вежливыми и предупредительными, можно сказать - джентльмены: гололёд заставил поменять устоявшиеся за короткое лето привычки, и даже характер. Пусть даже и на время, но всё-равно - приятно.
   Через пару дней, когда водители привыкнут к новым условиям езды, всё встанет на круги своя: скорость, хамство, нарушения и всё прочее; дни высокой культуры быстро проходят. Разве что машин на дорогах станет меньше: не у всех есть тёплые гаражи, придётся в период долгой зимы ездить в маршрутных автобусах; некоторые водители становятся пешеходами, и начинают ругать обладателей тёплых гаражей.
   Те, кто не хочет ругаться, ставят машины возле своих домов и подогревают поддоны двигателей обыкновенными электрическими плитками, или, даже, мощными лампами накаливания (бывают такие - от 1 кВт., и выше); масло разжижается и можно ездить. Но эта мера помогает только градусов до -35, от силы до -40. Так что если очень хочется ездить, в сильные морозы двигатель попросту не глушится круглые сутки.
   Зима пришла надолго. Но настанет март-апрель, градус повысится, вернутся плитки с лампами, и в начале мая, когда, по крайней мере, в городе сойдёт снег, город снова станет грязным. А летом наша столица - наш маленький город превратится в сплошную автомобильную пробку: по статистике на каждого жителя республики приходится две-три автомашины. Вот раньше бывало: проедет по пустой улице грузовик, так ребятня всё бросает, бежит за ним, и все кричат: "Машина! Машина!"...
  
   И Сидор когда-то так же бегал, и всё мечтал о своей машине: "Вот вырасту большой, будет у меня огромный-преогромный самосвал"...
   Когда-то, по молодости, у Сидора был мотоцикл "Урал" с коляской, рассекал на нем с мая до середины ноября. А ноябрь - это уже практически лютая зима, колотун-бабай полнейший. Но ездил, терпел. Терпение лопалось с основательным понижением температуры. Затем появился старенький "москвич", на нем учился ездить, отмазываться, и платить штрафы. Потом ГАЗ-69 "восьмиместка", - зверь машина: по городскому асфальту едет, всё дребезжит, вибрация такая страшная, кажется - вот-вот развалится на ходу, головы пассажиров бьются об стенки, "охи", "ахи". Скорость маленькая: максимум 90, выше нельзя: действительно может развалиться. Как только машина оказывается в тайге, всё, как по мановению волшебной палочки, меняется: плавный ход, скорость соответствует дороге, комфорт, ощущается покой и надёжность. Между делом застрявшие в грязюке иномарки с джипами вытаскивает.
   "Жулька", "Ниссан-спорт" - более-менее - ездить можно... А уж "Волга" - это была песня особая! Ездил, как правило, без тормозов. А куда деваться? Ехать ведь надо! Приучился классно тормозить двигателем, если очень надо, либо не на шутку припрёт - попросту выключал зажигание. Два дня ремонтировал тормоза, один день ездил... Уф-ф, ужас... Вспомнить страшно... А ещё - стартёр: завести двигатель было не так-то просто, для этого собирался консилиум мужиков, и, в итоге - либо с толкача, либо кривой зажигалкой заводили. Бензин жрал самым безобразным образом: казалось - в выхлопную трубу попросту выливался. Вот так: в бак заливается, из глушителя вытекает.
   Таким образом, даже если машины давно уже не существует в природе - ("по статистике на каждого жителя республики приходится две-три автомашины"), жить стало намного веселей: "налоговая" подбадривает.
   Морозы. "Завести машину", - зимой это не пустая фраза. "Пойду-к`я, машину заведу"... Это целый обряд, таинство, процесс. На заре автомобилизации Якутии машины в зимнее время разогревали открытым огнём: факелами или паяльными лампами грели мосты и поддоны двигателей: на морозе, после часового стояния, масло в двигателе застывает, каменеет. Сейчас всё по другому: цивилизация, однако...
   Утром, через форточку или балкон Сидор вытаскивает электрический провод, протягивает к автомобилю, в салон ставит обогреватель (это чтобы между делом греться можно было), под поддон подкладывает электроплитку, и так нужно умудриться это сделать, чтобы поверхность плитки не касалась вплотную поддона и других выступающих частей. Для этого под плитку что-нибудь ложится и регулируется - например - кирпич - по высоте. Капот желательно покрыть и обмотать по бокам брезентом, до земли - чтобы не поддувало. В зависимости от мороза и обстоятельств, - минут от 23-х до 97, поддон подогревается, затем, пока супруга по этому случаю жарит пирожки, можно смело пытаться заводить.
   Старт. Дается на всё про всё попыток семь-восемь, это дело происходит уже ближе к обеду. После этого аккумулятор полностью разряжается и из дому на свет Божий вытаскивается зарядное устройство, которое бодренько подключается к аккумулятору. Возникает вопрос: а почему нельзя зарядник заранее подключить, пока поддон разогревается? Это же очевидно. Ответ: дык, авось и так заведется, ведь были же случаи...
   Опять не заводится!
   Ладно, пусть с полчасика ещё аккумулятор зарядником погоняется, а пока можно подрегулировать десятки раз регулированное зажигание, продуть насосом не раз продутые жиклёры, снять и потрясти не раз чищенный воздухофильтр, проверить уровень масла и, на всякий случай, тормозную жидкость. Можно вообще ничего не делать, а просто попинать колёса, почесать затылок и выдрать из ноздри ледышку.
   Свечи почистить что-ли?.. Вспомнил! Есть оно - испытанное средство! Это - простой чайник!
   - Ты куда это чайник попёр?!
   - А... сейчас, сейчас... - шмыг на улицу, и давай поливать впускной коллектор кипятком. Пар столбом, на бровях и под носом иней уже в лёд превратился.
   Подкачивается бензонасос вручную - так надо.
   - Вот ведь итить...
   Затем раз десять-двадцать впрыснуть бензин педалью газа в карбюратор, можно и через горловину залить грамм сто, сняв крышку воздухофильтра (в таком случае, если машина после этого уверенно заводится, такой карбюратор называют "карбюратор-пьяница".
   - Мать твою...
   Пару раз проворачивается "кривой стартёр" (заводная рукоятка, она же - "кривая зажигалка"). На определённое расстояние, которое известно только хозяину машины, вытаскивается пипетка дроссельной заслонки, и слегка, опять же строго на определённое количество сантиметров-миллиметров нажимается педаль акселератора и со всей дури выжимается сцепление.
   - Ну, как говорится... - Что-то говорится...
   Затем, пока не остыло, можно и ключ зажигания повернуть...
   - Едрёна вошь...
   После громких сухих скрежещущих звуков появилось подобие работы двигателя: пыф-пыф... пуф-пуф... Сердце начинает неровно биться в такт двигателю:
   - Ну, давай, давай... Маму твою родимую ити! - газовать ни в коем случае нельзя: заглохнет. Вот-вот обороты попрут...
   - Сидо-ор! Ты исти будешь!? - супруга в форточку выглядывает, - бросай всё, ну его, темно уже!
   Да, зимой темнеет быстро. С видом победителя взглянув на форточку, супруг нечаянно нажимает на педаль газа:
   - АААААААААААА!!!!!!!.. Да чтоб тебя идрит итить, да куда ж ты мать твою ити!.. - Двигатель заглох, изображение супруги в форточке исчезает.
   Подбирается кривая зажигалка и с силой бросается об землю.
   - ООООййй!...
   - Здарова! Чё с ногой-то? - это сосед подъехал, - Чё, завестись не можешь? Давай дёрну, что-ли.
   Трос, зацеп, на выезде со двора машина, пару раз чихнув, завелась. "Уффф"... Семейство радостно встречает уставшего героя субботнего дня - папу:
   - Ты кушать будешь?
   - Всё-всё, - довольный папа моется и чинно переодевается в чистую одежду, - некогда, поехали! Бабушка заждалась, наверное.
   Дети:
   - Уряяяя!..
   И никому и в голову не придёт - на автобусе давным-давно у этой самой бабушки были-бы; тем более и живёт-то недалеко. А если и влезет кому в голову такая кощунственная мысль, озвучивать её ни в коем случае нельзя: папа может крупно обидеться: что он, не специалист разве, в самом-то деле?! И едут все довольные и радостные в тёплой и прогретой машине, - это же целое событие - папа завёл авто! Это просто настоящий праздник!
   Мелькают щиты световой рекламы, светофоры, фары, поворотки. Пронеслось слева, вихляя бесстыжим задом, белое облачко - новенькая иномарка. Лоснятся в сумраке широкие бока навороченных сытых джипов. Дети с восторгом смотрят на папу: что-либо круче папиной машины нигде не встречается!
   - Угол опережения зажигания завтра нужно будет выставить, - важно вещует Сидор, - что-то троить стало...
   - А как это? - спрашивает уважительно супруга.
   Проехали чинно мимо въехавшей в фонарный столб белой спортивной иномарки.
   - Ну-у, это, тромблёр, там, подрегулировать малость, конденсатор, понимаешь, проверить...
   И ведь подрегулирует, и проверит!
   ...Вся эта романтика была уже давненько. Сейчас этого "Уря!.." уже и нет: сейчас у Сидора ностальгия: у него уже два года как легендарный старенький японец - "Марк Твен" (Тойота Марк-2, "марковник") 1982-го года рождения. Не машина, - бездушный робот. Механизм. Никаких забот. До -30 заводится с полтычка. А ниже - уже и не надо: гаража нет. Придёт апрель, придут другие заботы. Но - чего-то, однако, не хватает...
  
   Фотоальбом
  
  

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []

 []


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"