Аннотация: События в селе Тулома, Кольский полуостров. Мистика...
Любое коммерческое использование произведений без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Если есть заинтересованность в приобретении чистого текста, обращайтесь на mail автору.
опубликовано
Много лет я собираю и анализирую свидетельства и рассказы очевидцев о их встречах в необъятной сибирской тайге с непознанным и таинственным. Читатели, бывает, и сами на меня выходят, делятся сокровенными воспоминаниями. Получилось так, что за разговорами вскрываются и другие интересные факты о мистических и необъяснимых случаях происшедших не только в Якутии, но и в других местах русского севера.
Анатолий Сердюк, камазист - дальнобойщик, заядлый рыбак и грибник. Детство провёл на известном всему миру своими аномальными зонами и таинственными явлениями Кольском полуострове, в селе Тулома. Уже много лет он проживает в Якутске, но когда приезжает на родину, часто при встречах с друзьями вспоминают мистическое происшествие, случившееся с ними в далеком детстве...
Река Тулома. На этой реке находится одноименный колхоз Тулома. Случай, о котором пойдёт речь, произошёл с ним в один из летних дней 1958 года - когда Толику было всего шесть лет. В той группе были ребята и постарше. Дети любили играть в каменистом, местами заводненном, овраге неподалёку от этой реки, в лесах собирали ягоду: голубику, смородину, морошку. Лес: сосна, береза, ель, рябина.
Наигрались вволю, полазали по лесу, спустившись в овраг побегали по камням. И вдруг заметили в стене оврага свежевыкопанную большую нору, отверстие в земле. Они часто в этом овраге время проводили, раньше норы здесь не замечали. Дети оторопели: возле дыры копошились маленькие, мохнатые, с хвостами и рожками... другого определения этим созданиям как - бесы, просто не имеется. По всей видимости, это были бесенята, ростом примерно около метра, возбуждённые, копошатся возле норы. Видно - совсем свежая нора, вот только-только вырыта, земля свежая бугорками-кучками рядышком с входом в нору насыпана, камни отвалены. Возятся, суетятся, похоже - то ли ищут что-то, то ли рассматривают, чем-то озабочены.
Анатолий признается: трудно во все это поверить, да он и сам бы сейчас не поверил, но 'когда в отпуск езжу, с друзьями встречаемся, до сих пор эту встречу в мельчайших подробностях вспоминаем'. Да, такое трудно забыть. Описывает внешний вид этих существ так: шкура светло-коричневая, колени в заднюю сторону выгнуты, и стопы не стопы - копытца! Будто эти существа из преисподней вышли.
А детям и страшно, и интересно. Пытаются поближе подойти рассмотреть, у детей же чувство страха в таких случаях притуплённое: больше любопытство одерживает верх. 'Они' их заметили, и давай отпугивать: просто бегут в их сторону. Дети визжат от ужаса, убегают по камням. Такое впечатление - 'они' детей от этого места просто хотят отогнать прочь. Было бы желание - быстро бы догнали: очень резво бегают, или, как бы, перемещаются. Отгонят на какое-то расстояние и обратно к своей дыре возвращаются. И близко к детям не подбегают, будто хотят показать: не встревайте в наши дела, не мешайте, мол - не до вас нам сейчас, заняты!
Анатолий признается: 'Вот, годы прошли, и думаю - было бы "до нас", всем бы нам плохо стало. Видно и в самом деле чем-то серьёзным они там занимались. Мы их своими глазами видели'... Дети несколько раз возвращались к норе: любопытные же, а 'они' всё отгоняют.
Когда в посёлок вернулись и рассказали взрослым про 'нечисть' в овраге, всех детей на смех подняли, хотя сами же родители частенько, бывало, долгими вечерами рассказывали разные истории и легенды о своём удивительном крае. А ведь все друзья Анатолия до сих пор этот случай помнят.
Можно по разному отнестись к рассказу Анатолия Сердюк, но далее, не выражая собственного мнения, привожу краткий обобщенный анализ ситуации. На Кольском полуострове, на уровне слухов, в наше время описываются весьма редкие встречи с ужасными мохнатыми существами похожими на бобров, но с человекоподобными лицами. Есть саамские легенды о низкорослом народце, живущим под землей - сиртя. Также, 'сир' по якутски - земля, а с ненецкого слово переводится как 'делающие дыру, отверстие'. Но сиртя по описанию внешнего вида не имеют ничего общего с теми существами, которых обрисовал Анатолий. Разве что по прошествии многих лет он мог что-то забыть, или наоборот, непроизвольно какие-то детали в описании существ переиначить - что, конечно, вполне понятно.
Виднейший писатель-беллетрист и общественный деятель XIX века Василий Немирович-Данченко в своих Кольских очерках называл чахкли (чахклинг) - это у саамов тоже мифические малорослые жители подземелий - бесенятами, или лесовками. Саамское описание чахкли - это маленькие ростом, голые, живущие под землей и под камнями существа похожие на людей, чрезвычайно суетливые и переимчивые, якобы добрые, но иногда своим озорством приносят человеку вред. Они часто резвятся на песчаных берегах, ныряют под землю, из-под земли на поверхность, потом опять под землю.
Их суетливость у нотозерских саамов вошла в поговорку. Суетливому человеку иногда задают иронический вопрос: 'Что ты ныряешь, как чахкли?'. Вот эту характерную черту - суетливость - и отметил Анатолий у увиденных в овраге существ. Есть простор для размышлений не только в мистическом разрезе, но и в религиозном плане: о бренности всего сущего, о близости потустороннего мира...