Ефремов Андрей Николаевич : другие произведения.

Просьба древней удаганки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ... Однажды во сне к нему явилась пожилая женщина в старинных одеяниях, и сказала буквально следующее: "Не бойся меня, Сеня, я твоя бабушка. Передай старшим, что плохо мне. Крыша в моем доме завалилась, и очень сильно протекает из-за дождей. Сыро у меня в доме, я вся в воде и ничего сделать не могу. Пусть придут ко мне, починят крышу"...

 []

   Любое коммерческое использование произведений без ведома и прямого согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. Если есть заинтересованность в приобретении чистого текста, обращайтесь на mail автору.
  
 []
   Опубликовано в газете "Тайны XX века" в июле 2015 года.
  
  

ПРОСЬБА ДРЕВНЕЙ УДАГАНКИ

(Полная статья)

  
  
   Среди языческих поверий у якутов есть и такое: по прошествии трех лет после похорон могилу умершего ближайшим родственникам посещать нельзя - чтобы не тревожить дух покойного. На местах есть и более жесткая установка на запрет - один год. Даже христианизация населения в XVIII-XIX в.в. не смогла полностью искоренить языческие воззрения северного народа. И этому есть веские причины: частые проявления необъяснимых мистических случаев в повседневной жизни на бытовом уровне.
   Выражаю благодарность Вячеславу Скосарь за консультацию и советы. Здесь приводятся его мысли.
  

УДАГАНКА ВО СНАХ ПРАВНУКА

  
   Этот случай из своей жизни поведал Ионов Семен (фамилия изменена), житель села Тюнгюлю, Мегино-Кангаласского улуса Якутии. Он помнит год и месяц происшедшего по той простой причине, что эта история довольно часто вспоминалась его родителями и старшими братьями. Это произошло 1973-м году, когда Семену было четыре года.
   В начале мая весна в Якутии набирает обороты, днем уже уверенно держится плюсовая температура, интенсивно тают снега, появляются подснежники. Однажды во сне к нему явилась пожилая женщина в старинных одеяниях, и сказала буквально следующее: "Не бойся меня, Сеня, я твоя бабушка. Передай старшим, что плохо мне. Крыша в моем доме завалилась, и очень сильно протекает из-за дождей. Сыро у меня в доме, я вся в воде и ничего сделать не могу. Пусть придут ко мне, починят крышу".
   Мальчик рассказал родственникам про сон, но никто не придал его словам абсолютно никакого значения, попросту пропустили мимо ушей. Вскоре сон повторился, на этот раз бабушка представилась - Степанида. Утром, когда мальчик уже более настойчиво привлек внимание взрослых к своему сну и назвал имя приходившей во сне женщины, взрослые не на шутку забеспокоились: а не прабабушка ли это - Ионова Степанида Николаевна?! Но ведь, сколько десятилетий прошло со дня ее смерти. Выслушав описание внешнего вида приходившей во сне женщины, старшие утвердились во мнении - она.
   Решив, что отказ от посещения могилы навлечет проклятие, всей семьей пришли на старинное сельское кладбище. Где обнаружилось - земля на могиле прабабушки провалилась, крыша надмогильного строения от времени насквозь прогнила, вследствие чего обрушилась. Талые воды текли прямо в могилу!
  
  

КАК УСПОКОИТЬ ПОКОЙНИЦУ

  
   В различных публикациях имеются исторические и научные сведения о якутских захоронениях и надмогильных строениях, но в них нет разъяснений про отношение этих строений к нематериальной, или духовной стороне вопроса. Сотрудник отдела истории института гуманитарных исследований Северного Отделения Академии Наук Якутии, пожелавший остаться неизвестным, выслушав эту историю, в свою очередь спросил: "Эта женщина была удаганка, шаманка? Правнук про это ничего не говорил"?
   А ведь именно с этого Семен Ионов и начал свой рассказ: "В нашей семье была удаганка"... Прабабка лечила людей, была известной в этой местности знахаркой и целительницей, выправляла суставы, составляла сборы лечебных трав. Как и положено "сильным" удаганкам, общалась в тонком мире с духами.
   Историк сообщил: по якутским верованиям у человека три души: буор кут -- "земляная душа"; салгын кут -- "воздушная душа"; ийэ кут -- "мать-душа". Есть сведения о том, что именно духи сильных шаманов или удаганок могут придти с какими-либо просьбами к своим правнукам, и, как правило, только через поколение. Подобные случаи известны и зафиксированы во множестве, но никакого толкового материалистического объяснения им не существует. Серьезные ученые стараются подобные явления обходить стороной и в своих трудах про них не упоминают.
   В числе описаний якутских надмогильных сооружений есть "чаардат" - прямоугольное деревянное сооружение не имеющее двери, напоминающее миниатюрный домик, часовенку, либо амбар. Бывает с оконцами, и обязательно с крышей. Чаардат ставят на могилу. Даже в эпоху христианизации в чаардат при похоронах могли поставить крошечные скамеечки, столы, утварь. Чаардат - отголосок древних воздушных (надземных) захоронений, в дальних селениях неискоренимый языческий элемент надмогильных сооружений. Часто чаардат на могиле ставят вместе с крестом - это уже проявление двоеверия: смесь язычества с христианством, псевдохристианство. По древнему обычаю покойных, чаще всего шаманов, до христианизации населения подвешивали над землей в гробах-колодах на столбах, либо между деревьев, с целью предания тела умершего воздуху. Это и есть настоящее воздушное захоронение. Эту практику специальным Указом запретила Екатерина-II.
   Именно покрытие - крыша - чаардат удаганки и прогнило весной 1973-го года, и талая вода стала стекать в ее провалившуюся могилу. Конечно, родственники со всем почтением приложили все усилия, чтобы привести в надлежащий порядок могилу своей прабабушки удаганки. С тех пор дух удаганки никого не тревожил.
  
  

 []

ПРИТВОРСТВО БЕСОВ?

  
   Языческие и псевдо-христианские поверья утверждают, что некоторые души умерших не находят упокоения ни в этом мире, ни в загробном. В христианстве такого нет. Души усопших находят себе временное обитание до Страшного суда там, где определит Бог в течение 40 дней после смерти. И лишь в исключительных случаях Богом дозволяется появление душ усопших на земле или в тонких видениях отдельным лицам. Часто все эти призраки считаются злым притворством бесов, принимающих облик души умершего. Цель бесов в данном случае - обмануть человека, скорбящего по близкому усопшему, чтобы под ложной маской толкнуть на ложный путь.
    В христианстве смысл строгого порядка насчет душ усопших достаточно очевиден. Душам запрещено "зависать" непонятно где, а только - по "камерам" - рай или ад. Дело в том, что человек должен четко знать, что все его труды, наработки и заслуги - только до момента телесной смерти, а потом - суд. Душе усопшего уже почти никогда не дается никаких дополнительных возможностей, ибо Бог только тогда попускает физическую смерть человека, когда с этим человеком все созрело для суда.
   И только в очень редких случаях Бог дает душе усопшего некоторую кратковременную свободу выйти из загробного мира для реализации конкретной цели, поставленной Богом. И тогда эту душу может созерцать ограниченный круг лиц.
  
  

О ФЕНОМЕНЕ "ЗАВИСАНИЯ" ДУХА В ЭТОМ МИРЕ

  
   Численность якутов в Республике Саха-Якутия в настоящее время примерно 470 тыс., в недалеком прошлом - в XVII веке была около 28 тыс. И поэтому буквально в каждой семье есть смутные предания о предках шаманах и удаганках. Бывает, в семье говорят, что "даже имя его (её) произносить нельзя" - чтобы не навлечь на семью проклятие. Но вряд ли кто из нынешних потомков горько скорбит по давно усопшему и лично незнакомому предку, пусть даже по шаману. Почему же духи усопших иной раз тревожат покой живых, и какие имеются причины их опасаться?
   Есть различные суеверия: в одних кланах, например, нельзя на заупокойной трапезе пользоваться вилками - якобы "это нехорошо" для духа покойного. Хотя в других семьях в подобной ситуации вилками пользуются без всяких опасений. Но это мелочи, простое проявление суеверия. Больше опасений вызывают последствия нарушений общепринятых человеческих, христианских, заповедей: не убей, не укради, не возжелай дома ближнего своего, и др. Известны частые случаи, когда кто-то из близких родственников наблюдал в доме дух давно умершего убийцы, либо, наоборот, убитого, чаще, бывает, дух самоубийцы. Последствия от "встреч с духами" бывают и в самом деле "нехорошими". Журналисты местной прессы часто освещают подобные случаи как свершившийся факт, но не подвергают его анализу.
   Считается, что выходить замуж преследуя корыстные цели, например, из-за квартиры, тоже "нехорошо", можно навлечь проклятие на потомков. Известен случай, когда молодая женщина умерла при родах, и проклятие было уже предсказуемо: она, селянка, вышла замуж за городского парня, и именно из-за квартиры. Хорошо, что ребенок остался жив, но жизнь у него не складывается. Еще пример: мачеха в завещании указала, что все имущество переходит к родной дочери, полностью обделив нелюбимую падчерицу - дочь своего покойного мужа. Дух матери, в переданной в наследство родному сыну квартире, теперь беспокоит внука, у которого, в свою очередь обнаружен рак желудка. Причем, у всей родовы покойной мачехи в разное время проявились в различной степени "нехорошие" последствия, но это не принято открыто обсуждать. Представитель любого клана всегда может что-то подобное вспомнить и рассказать.
   По некоторым якутским языческим верованиям душа человека по смерти распадается просто в воздух, в ничто, тело в прах. Есть верование в "анараа дойду" - потусторонний мир. По вековым наблюдениям, чаще всего духи умерших людей, при жизни сильно привязанные к местности или к жилищу, там и остаются. Считается, что духи шаманов или удаганок попросту остаются в той местности, в которой они и находились при жизни - для охраны бытия и покоя своих потомков. Эта тема весьма обширная и при обсуждениях спорная, тем не менее, вышеприведенные факты имеют место быть. Большинство исследователей сходятся во мнении: для того, чтобы ныне живущие жили в спокойствии и духи усопших их не тревожили, потомки обязаны соблюдать морально-этические традиции не под страхом проклятия, а из любви. В частности, содержать могилы предков в надлежащем виде, т.е. соблюдать заповедь "почитай отца и мать свою, и продлятся дни твои". И, прежде всего - соблюдать общечеловеческие моральные ценности.
  
  

Андрей Ефремов (Брэм), Якутск

   Скачать журнал: https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8%2FT20v292015_top-journals.com.pdf&name=T20v292015_top-journals.com.pdf&c=55bdb1739815
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"