Егорыч: другие произведения.

Ашуров. Творческий портрет

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

   []
  Николай Павлович Ашуров, родился в 1954 году. Бывший моряк-пограничник. Капитан второго ранга в запасе. Служил в Абхазии, в Краснодарском крае. Участвовал в грузино-абхазском конфликте 90-х годов, нес пограничную службу и вылавливал браконьеров на Азове. Уволился в 2006 году, дослужив до должности помощника начальника регионального пограничного управления ФСБ России по ЦФО. В этом же году создал раздел в Самиздате.
  Писать стихи начал в юности. Однако серьезно к поэтическому творчеству обратился, лишь оставив военную службу. Его стихи - здоровая, положительная, понятная и потому трогающая сердце поэзия. Мир, в котором обитает его лирический герой, устойчив и предсказуем. Это тот мир, которым уже утрачен многими из нас. Дружба здесь настоящая, любовь - верная, на всю жизнь, личный интерес не вступает в противоречие с долгом. Особая тема - тема истоков. Стихи о природе, деревне трогательны и философичны. Вот как он говорит о том, что побуждает его к творчеству: "Люблю русскую природу, простой деревенский быт, крестьян с их житейской мудростью и нехитрой утварью... Люблю простых и открытых людей".
  Стихи Николая Павловича публиковались в "Комсомольской правде", в районных газетах Воронежской и Ростовской областей, несколько передач о нем, как о самодеятельном поэте, было записано на Воронежском радио. Его стихи отбирали для коллективных сборников, но сборники эти так и не были напечатаны... В конкурсах на СИ он не участвовал.
  
  ***
  
  Николай Ашуров владеет стихосложением так же свободно, как владеет устной речью: он пишет связно, ясно, образно. Впечатление слитности усиливается манерой письма, при которой не используется принцип так называемых "приставных строк".
  
  Вечереет нынче рано,
  Бьют вдали перепела,
  Ночь с Курчанского лимана
  Тихой байдой наплыла.
  Степь доносит запах хлеба,
  Гасит звуки тишина,
  И купает звёзды небо
  В тёплых, ласковых волнах...
  
  Сам по себе прием построения строфы от главных смысловых строк, задающих рифму, вполне уместен и часто применяется даже маститыми авторами. Действительно, если не выступает на поверхность "технический шов", соединяющий части строфы в единое целое, то какая разница, как рождается произведение? Стих, написанный на одном дыхании, и стих сверстанный, если и тот и другой состоялись, - равнозначные явления поэзии. Но, давая оценку авторской манере, следует сказать, что большинство стихов Николая не знают "сварки", это точное литье.
  Такая однородность текста - признак особого поэтического дара, природной предрасположенности к точной версификации. Есть в этом и минусы. Умение выплескивать цельный поэтический текст, уменьшая объем рутинных операций при стихосложении, в тоже время не позволяет в должной мере нарабатывать навыки стилистической диагностики. Может быть, потому у него иной раз проскальзывают неточности в формулировках. Впрочем, это объяснимо: стихи Николая никогда не проходили обкатку в обсуждениях на литературных семинарах, его никогда не мучили редакторы, то есть ему просто негде было развивать навыки критического прочтения собственных текстов.
  Он самоучка. Сугубый практик. А если дать этому слову качественное наполнение - самородок. Увлечение поэзией для него лишь одно из творческих пристрастий. Кроме этого есть и рисование, и художественные ремесла, и гитара. И что интересно: его художественные склонности имеют прикладное значение. Умение рисовать стало подспорьем для занятия художественной обработкой металла, способности к стихосложению часто проявилась в форме поэтических поздравлений. Однако тексты, написанные им по случаю дня рождения друзей, получения очередного воинского знания сослуживцами, никак нельзя отнести к разряду дежурных. В отличие от большинства так называемых "датских" стихов, они художественны и остроумны, лишены стандартного юбилейного глянца. Это такая же неотъемлемая и интересная часть его творчества, как и любовная лирика, философские рассуждения о жизни, о своем назначении.
  
  То не шторм на море синем,
  Не Балда трясёт оброк -
  Сын Григория Василий
  Отмотал военный срок,
  Оттянул усердно лямку,
  Снял папаху не спеша,
  И зелёную полянку
  Накрывает корешам.
  
  Знакомая интонация! Что за Василий? Не о Теркине ли, дослужившемся до полковника, речь? Тот же свободный, задорный слог, добродушный дружеский юмор. А вот уже серьезно. Другому сослуживцу!
  
  Не баловала милостью страна,
  И смерть в глаза глядела не с экрана,
  Лишь отразились эти времена
  В душе незаживающею раной.
  Мы беды пережили, как могли,
  Наезженных путей не выбирая...
  
  Страна здесь - не вся Россия, а лишь официальное ее представительство. Власть. Но есть и другая Россия - без чинов и титулов. Родина. И автор не смешивает эти понятия. "Я деревню русскую Родиною чту", - объясняет он. Деревня - это и родные сельские просторы, и люди, в них обитающие. Это то, что лечит душу.
  
  А на закате сядем у костра
  И за друзей по маленькой осушим.
  И соловьи до самого утра
  Нам будут петь, залечивая души ...
  
  Носящие погоны люди иной раз то ли в шутку, то ли в серьез, называют себя "государевыми людьми". И здесь дело, конечно, не личной преданности лидеру, будь то суверен или гарант. Дело в том, что, какова бы не была власть, только она может способствовать организации и сохранению того, ради чего стоит жертвовать жизнью. Это дом, семья, а по большому счету совокупность всего этого в масштабах своей земли и своей культурной традиции. Это то, что свое! И власть совсем не олицетворение этой сути, она лишь инструмент. Родня, народ, родина - вот основа его патриотизма. Здорового российского патриотизма, в котором нет места националистическим предрассудкам. Хотя бы потому, что у каждого русского в крови, наверняка, намешано разного. "Лишь сквозит фамилия Золотой Ордой", - отмечает по своему поводу Ашуров.
  Вспоминается другой государев человек - офицер, поэт Лермонтов с его "странной" любовью к Родине. Так уж у нас складывается из веку в век, что любовь к Родине не возможна у россиянина без горького привкуса досады и чувства вины. Пусть и за несовершенное.
  
   Зарастают погосты унылые,
  Не сыскать ни плиты, ни креста...
  Ты прости меня, Родина милая,
  Пред тобой моя совесть чиста.
  
  Воинская служба, полная опасностей, самоотречения, бытовой неустроенности - своего рода нравственное искупление, своеобразная автоепитимья. В беспримерном разгуле грабежа и бесчинства, в ситуации, когда осознается бессилие изменить что-то в происходящем, это способ отмежеваться от всего этого, не замараться.
  
  Олигархам, царям и купечеству
  Не понять никогда одного -
  Я учился защите Отечества,
  А они - распродаже его.
  
  Совесть чиста, но "прости". Что-то тревожит, беспокоит, не дает уснуть. Что? Осознание того, что остаться в стороне, не замараться недостаточно. Но что же делать, когда коррупция стала для чиновников естественным элементом жизни? Судите сами - Президент официально признал как одну из основных проблем высокий уровень коррупции в стране, которая поразила главным образом управленческие структуры. У власти же в стране партия, объединяющая в себе все значимое чиновничество. Такой вот парадокс. Что сказать? Но и промолчать нельзя...
  
  Русь моя страдальная!
  Плачешь, но молчишь...
  Лишь дороги дальние,
  Да луна в ночи,
  Рамки жизни строгие,
  С мерой соли - в пуд,
  Да цари убогие,
  Да чиновник-плут...
  
  Это отличает нас иных народов, что мы страдаем не от чувства сделанного не так, а от ощущения, что чего-то не сделали. Но чего? Нет ответа на этот вопрос. Но он ищет его всю жизнь. Он офицер-пограничник, а значит офицер ФСБ, ищет ответ на этот окаянный вопрос не в инструкциях. Поиск этот начался много лет назад, когда КГБ, в состав которого входили погранвойска, где он служил, именовали "карающим мечом" для инакомыслящих.
  
  Я много лет до этого момента
  Молчал, хоть позабыть никак не мог,
  Что раз однажды русским диссидентом
  Был приглашён под вечер на чаёк.
  Талантливый и умный, в чём-то гений,
  Преследуемый в собственной стране,
  Читал поэмы Шашенков Евгений
  Единственному слушателю. Мне...
  
  Диссидент читал стихи офицеру самой грозной силовой структуры государства. И они понимали друг друга. Но вот прошли годы. Случилось то, о чем мечтал Шашенков. Пал режим, который борцы с ним обвиняли во всех несчастьях страны. И что же?
  
  
  Самодержцы меняют позиции,
  Но, всё так же у денег в плену,
  Всю казну берегут - за границею,
  Потому, что не верят в страну.
  И воруют как прежде чиновники,
  Создавая себе благодать,
  Но по тюрьмам сидят не виновники,
  А всё те, кому нечего дать.
  
  Оттого в стихах Ашурова и много грусти, что власть имущие, практически не скрывая того, живут не по совести и не по способностям, однако нет возможности это изменить. Досада по поводу неустроенности нашей жизни, по тому, что вряд ли он уже дождется тех перемен, о которых мечталось, наполняет его творчество пульсирующим минором. И дело не только в отдаленности исторических перспектив - дело и в личных обстоятельствах. Возраст, - еще одна грустная нотка, свойственная в той или иной мере всем, достигшим пятидесятилетия. Кажется, совсем недавно жизнь была в самом расцвете, и вот первые признаки надвигающейся осени.
  
  Уходят в вечность лучшие друзья...
  И думается мне порой ночною,
  Что вместе с летом выгораю я.
  Душа чадит обугленною коркой,
  Как будто ей не нужно ничего.
  Повыгорело лето на пригорках.
  А я с такой надеждой ждал его.
  
  О чем эти строки? Об исходе лета или исходе жизни?
  
  На сердце осень... Безнадёга...
  Спешат машины за окном...
  Как надо всё-таки немного,
  Чтобы тоску залить вином,
  Чтобы забыться, хоть на малость...
  Что ж, жизнь короче с каждым днём...
  
  
  Но грусть его светла, потому что - жизнь сложилась. Есть осознание выполненного долга, есть хорошие друзья. Есть любовь.
  Любовь - отдельная тема его творчества. Николай однолюб. Для него образ любимой - не собирательный. Это реальная Она - жена, с которой прожито вместе много лет. Ей он посвящает нежные и проникновенные стихи.
  
  И у меня в душе не угасая
   Горит любовь, как яркая звезда.
   Я никого к душе не подпускаю,
   Чтоб в душу не проникли холода.
  
  А вот еще:
  
  Как хорошо с тобой вдвоём!
  Луна глядит в окно...
  И мы любовь по капле пьём,
  Как доброе вино.
  Её нельзя допить до дна,
  Сколь жадно ты не пей,
  И я пьянею без вина
  От нежности твоей.
  ................................
  До самой утренней зари
  Молчим с тобой вдвоём.
  Мы о любви не говорим -
  Мы с нею жизнь живём.
  
  Многие бы женщины хотели бы слышать такое... Всю жизнь...
  Произведения Ашурова, что становится редкостью в современной поэзии, однозначно нравственны. Наверное, главным образом потому, что являются созданием не рефлексирующей, а цельной, независимой натуры, сложившейся под воздействием традиционных моральных ценностей, к которым был приобщен в детские годы семейным воспитанием и хорошей литературой. Николай не модничает и не экспериментирует со стихом. Его вполне устраивает литературный багаж, накопленный для нас классиками. Он не пытается выделиться или преуспеть в литературном ремесле, обратить внимание публики на свои стихи, потому ему нет необходимости ни завлекать, ни развлекать читателя. Там где кто-то изощряется в старании остро "подать" проблему, он просто рассказывает о том, что тревожит его или радует. И лучшей характеристикой ему будет его стихотворение, которое в завершение рассказа об авторе хочу привести целиком.
  
  Не молвишь правду, так не лги,
  От лжи бессовестной краснея.
  Легко понравиться другим,
  Себе понравиться - труднее.
  Не изменить событий суть
  Простою сменою названья,
  И я в себе самом несу
  Итоги самобичеванья,
  Ошибок, смыслу вопреки,
  Себе нисколько не прощая.
  Кто б отпустил мои грехи?
  Жаль - церковь я не посещаю,
  Лоб не крещу на образа, -
  Как в детстве бабка ни просила...
  Молчу, коль нечего сказать,
  Пишу, когда молчать не в силах.
  Я рифму чувствую душой
  И через сердце пропускаю,
  Хоть понимаю хорошо,
  Что жизнь короткая такая.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Герр "Заклинатель "(Любовное фэнтези) В.Пылаев "Видящий"(ЛитРПГ) Н.Видина "Чёрный рейдер"(Постапокалипсис) С.Волкова "Попаданка для принца демонов"(Любовное фэнтези) Д.Деев "Я – другой 2"(ЛитРПГ) В.Пылаев "Видящий-2. Тэн"(ЛитРПГ) М.Топоров "Однажды в Вавилоне"(Киберпанк) А.Минаева "Академия запретной магии-2. Пробуждение хранителя"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Боевая фантастика) А.Лоев "Игра на Земле. Книга 2."(Научная фантастика)
Хиты на ProdaMan.ru P.S. Люблю не из жалости... натАша ШкотЛили. Сезон первый. Анна ОрловаКоролева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова ДанаВерь только мне. Елена РейнДурная кровь. Виктория НевскаяКнига 2. Берегитесь, адептка Тайлэ! Темная КатеринаПоймать ведьму. Каплуненко НаталияОфсайд. Часть 2. Алекс ДОсвободительный поход. Александр МихайловскийОтборные невесты для Властелина. Эрато Нуар
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"