Егорыч: другие произведения.

Ашуров. Творческий портрет

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:

   []
  Николай Павлович Ашуров, родился в 1954 году. Бывший моряк-пограничник. Капитан второго ранга в запасе. Служил в Абхазии, в Краснодарском крае. Участвовал в грузино-абхазском конфликте 90-х годов, нес пограничную службу и вылавливал браконьеров на Азове. Уволился в 2006 году, дослужив до должности помощника начальника регионального пограничного управления ФСБ России по ЦФО. В этом же году создал раздел в Самиздате.
  Писать стихи начал в юности. Однако серьезно к поэтическому творчеству обратился, лишь оставив военную службу. Его стихи - здоровая, положительная, понятная и потому трогающая сердце поэзия. Мир, в котором обитает его лирический герой, устойчив и предсказуем. Это тот мир, которым уже утрачен многими из нас. Дружба здесь настоящая, любовь - верная, на всю жизнь, личный интерес не вступает в противоречие с долгом. Особая тема - тема истоков. Стихи о природе, деревне трогательны и философичны. Вот как он говорит о том, что побуждает его к творчеству: "Люблю русскую природу, простой деревенский быт, крестьян с их житейской мудростью и нехитрой утварью... Люблю простых и открытых людей".
  Стихи Николая Павловича публиковались в "Комсомольской правде", в районных газетах Воронежской и Ростовской областей, несколько передач о нем, как о самодеятельном поэте, было записано на Воронежском радио. Его стихи отбирали для коллективных сборников, но сборники эти так и не были напечатаны... В конкурсах на СИ он не участвовал.
  
  ***
  
  Николай Ашуров владеет стихосложением так же свободно, как владеет устной речью: он пишет связно, ясно, образно. Впечатление слитности усиливается манерой письма, при которой не используется принцип так называемых "приставных строк".
  
  Вечереет нынче рано,
  Бьют вдали перепела,
  Ночь с Курчанского лимана
  Тихой байдой наплыла.
  Степь доносит запах хлеба,
  Гасит звуки тишина,
  И купает звёзды небо
  В тёплых, ласковых волнах...
  
  Сам по себе прием построения строфы от главных смысловых строк, задающих рифму, вполне уместен и часто применяется даже маститыми авторами. Действительно, если не выступает на поверхность "технический шов", соединяющий части строфы в единое целое, то какая разница, как рождается произведение? Стих, написанный на одном дыхании, и стих сверстанный, если и тот и другой состоялись, - равнозначные явления поэзии. Но, давая оценку авторской манере, следует сказать, что большинство стихов Николая не знают "сварки", это точное литье.
  Такая однородность текста - признак особого поэтического дара, природной предрасположенности к точной версификации. Есть в этом и минусы. Умение выплескивать цельный поэтический текст, уменьшая объем рутинных операций при стихосложении, в тоже время не позволяет в должной мере нарабатывать навыки стилистической диагностики. Может быть, потому у него иной раз проскальзывают неточности в формулировках. Впрочем, это объяснимо: стихи Николая никогда не проходили обкатку в обсуждениях на литературных семинарах, его никогда не мучили редакторы, то есть ему просто негде было развивать навыки критического прочтения собственных текстов.
  Он самоучка. Сугубый практик. А если дать этому слову качественное наполнение - самородок. Увлечение поэзией для него лишь одно из творческих пристрастий. Кроме этого есть и рисование, и художественные ремесла, и гитара. И что интересно: его художественные склонности имеют прикладное значение. Умение рисовать стало подспорьем для занятия художественной обработкой металла, способности к стихосложению часто проявилась в форме поэтических поздравлений. Однако тексты, написанные им по случаю дня рождения друзей, получения очередного воинского знания сослуживцами, никак нельзя отнести к разряду дежурных. В отличие от большинства так называемых "датских" стихов, они художественны и остроумны, лишены стандартного юбилейного глянца. Это такая же неотъемлемая и интересная часть его творчества, как и любовная лирика, философские рассуждения о жизни, о своем назначении.
  
  То не шторм на море синем,
  Не Балда трясёт оброк -
  Сын Григория Василий
  Отмотал военный срок,
  Оттянул усердно лямку,
  Снял папаху не спеша,
  И зелёную полянку
  Накрывает корешам.
  
  Знакомая интонация! Что за Василий? Не о Теркине ли, дослужившемся до полковника, речь? Тот же свободный, задорный слог, добродушный дружеский юмор. А вот уже серьезно. Другому сослуживцу!
  
  Не баловала милостью страна,
  И смерть в глаза глядела не с экрана,
  Лишь отразились эти времена
  В душе незаживающею раной.
  Мы беды пережили, как могли,
  Наезженных путей не выбирая...
  
  Страна здесь - не вся Россия, а лишь официальное ее представительство. Власть. Но есть и другая Россия - без чинов и титулов. Родина. И автор не смешивает эти понятия. "Я деревню русскую Родиною чту", - объясняет он. Деревня - это и родные сельские просторы, и люди, в них обитающие. Это то, что лечит душу.
  
  А на закате сядем у костра
  И за друзей по маленькой осушим.
  И соловьи до самого утра
  Нам будут петь, залечивая души ...
  
  Носящие погоны люди иной раз то ли в шутку, то ли в серьез, называют себя "государевыми людьми". И здесь дело, конечно, не личной преданности лидеру, будь то суверен или гарант. Дело в том, что, какова бы не была власть, только она может способствовать организации и сохранению того, ради чего стоит жертвовать жизнью. Это дом, семья, а по большому счету совокупность всего этого в масштабах своей земли и своей культурной традиции. Это то, что свое! И власть совсем не олицетворение этой сути, она лишь инструмент. Родня, народ, родина - вот основа его патриотизма. Здорового российского патриотизма, в котором нет места националистическим предрассудкам. Хотя бы потому, что у каждого русского в крови, наверняка, намешано разного. "Лишь сквозит фамилия Золотой Ордой", - отмечает по своему поводу Ашуров.
  Вспоминается другой государев человек - офицер, поэт Лермонтов с его "странной" любовью к Родине. Так уж у нас складывается из веку в век, что любовь к Родине не возможна у россиянина без горького привкуса досады и чувства вины. Пусть и за несовершенное.
  
   Зарастают погосты унылые,
  Не сыскать ни плиты, ни креста...
  Ты прости меня, Родина милая,
  Пред тобой моя совесть чиста.
  
  Воинская служба, полная опасностей, самоотречения, бытовой неустроенности - своего рода нравственное искупление, своеобразная автоепитимья. В беспримерном разгуле грабежа и бесчинства, в ситуации, когда осознается бессилие изменить что-то в происходящем, это способ отмежеваться от всего этого, не замараться.
  
  Олигархам, царям и купечеству
  Не понять никогда одного -
  Я учился защите Отечества,
  А они - распродаже его.
  
  Совесть чиста, но "прости". Что-то тревожит, беспокоит, не дает уснуть. Что? Осознание того, что остаться в стороне, не замараться недостаточно. Но что же делать, когда коррупция стала для чиновников естественным элементом жизни? Судите сами - Президент официально признал как одну из основных проблем высокий уровень коррупции в стране, которая поразила главным образом управленческие структуры. У власти же в стране партия, объединяющая в себе все значимое чиновничество. Такой вот парадокс. Что сказать? Но и промолчать нельзя...
  
  Русь моя страдальная!
  Плачешь, но молчишь...
  Лишь дороги дальние,
  Да луна в ночи,
  Рамки жизни строгие,
  С мерой соли - в пуд,
  Да цари убогие,
  Да чиновник-плут...
  
  Это отличает нас иных народов, что мы страдаем не от чувства сделанного не так, а от ощущения, что чего-то не сделали. Но чего? Нет ответа на этот вопрос. Но он ищет его всю жизнь. Он офицер-пограничник, а значит офицер ФСБ, ищет ответ на этот окаянный вопрос не в инструкциях. Поиск этот начался много лет назад, когда КГБ, в состав которого входили погранвойска, где он служил, именовали "карающим мечом" для инакомыслящих.
  
  Я много лет до этого момента
  Молчал, хоть позабыть никак не мог,
  Что раз однажды русским диссидентом
  Был приглашён под вечер на чаёк.
  Талантливый и умный, в чём-то гений,
  Преследуемый в собственной стране,
  Читал поэмы Шашенков Евгений
  Единственному слушателю. Мне...
  
  Диссидент читал стихи офицеру самой грозной силовой структуры государства. И они понимали друг друга. Но вот прошли годы. Случилось то, о чем мечтал Шашенков. Пал режим, который борцы с ним обвиняли во всех несчастьях страны. И что же?
  
  
  Самодержцы меняют позиции,
  Но, всё так же у денег в плену,
  Всю казну берегут - за границею,
  Потому, что не верят в страну.
  И воруют как прежде чиновники,
  Создавая себе благодать,
  Но по тюрьмам сидят не виновники,
  А всё те, кому нечего дать.
  
  Оттого в стихах Ашурова и много грусти, что власть имущие, практически не скрывая того, живут не по совести и не по способностям, однако нет возможности это изменить. Досада по поводу неустроенности нашей жизни, по тому, что вряд ли он уже дождется тех перемен, о которых мечталось, наполняет его творчество пульсирующим минором. И дело не только в отдаленности исторических перспектив - дело и в личных обстоятельствах. Возраст, - еще одна грустная нотка, свойственная в той или иной мере всем, достигшим пятидесятилетия. Кажется, совсем недавно жизнь была в самом расцвете, и вот первые признаки надвигающейся осени.
  
  Уходят в вечность лучшие друзья...
  И думается мне порой ночною,
  Что вместе с летом выгораю я.
  Душа чадит обугленною коркой,
  Как будто ей не нужно ничего.
  Повыгорело лето на пригорках.
  А я с такой надеждой ждал его.
  
  О чем эти строки? Об исходе лета или исходе жизни?
  
  На сердце осень... Безнадёга...
  Спешат машины за окном...
  Как надо всё-таки немного,
  Чтобы тоску залить вином,
  Чтобы забыться, хоть на малость...
  Что ж, жизнь короче с каждым днём...
  
  
  Но грусть его светла, потому что - жизнь сложилась. Есть осознание выполненного долга, есть хорошие друзья. Есть любовь.
  Любовь - отдельная тема его творчества. Николай однолюб. Для него образ любимой - не собирательный. Это реальная Она - жена, с которой прожито вместе много лет. Ей он посвящает нежные и проникновенные стихи.
  
  И у меня в душе не угасая
   Горит любовь, как яркая звезда.
   Я никого к душе не подпускаю,
   Чтоб в душу не проникли холода.
  
  А вот еще:
  
  Как хорошо с тобой вдвоём!
  Луна глядит в окно...
  И мы любовь по капле пьём,
  Как доброе вино.
  Её нельзя допить до дна,
  Сколь жадно ты не пей,
  И я пьянею без вина
  От нежности твоей.
  ................................
  До самой утренней зари
  Молчим с тобой вдвоём.
  Мы о любви не говорим -
  Мы с нею жизнь живём.
  
  Многие бы женщины хотели бы слышать такое... Всю жизнь...
  Произведения Ашурова, что становится редкостью в современной поэзии, однозначно нравственны. Наверное, главным образом потому, что являются созданием не рефлексирующей, а цельной, независимой натуры, сложившейся под воздействием традиционных моральных ценностей, к которым был приобщен в детские годы семейным воспитанием и хорошей литературой. Николай не модничает и не экспериментирует со стихом. Его вполне устраивает литературный багаж, накопленный для нас классиками. Он не пытается выделиться или преуспеть в литературном ремесле, обратить внимание публики на свои стихи, потому ему нет необходимости ни завлекать, ни развлекать читателя. Там где кто-то изощряется в старании остро "подать" проблему, он просто рассказывает о том, что тревожит его или радует. И лучшей характеристикой ему будет его стихотворение, которое в завершение рассказа об авторе хочу привести целиком.
  
  Не молвишь правду, так не лги,
  От лжи бессовестной краснея.
  Легко понравиться другим,
  Себе понравиться - труднее.
  Не изменить событий суть
  Простою сменою названья,
  И я в себе самом несу
  Итоги самобичеванья,
  Ошибок, смыслу вопреки,
  Себе нисколько не прощая.
  Кто б отпустил мои грехи?
  Жаль - церковь я не посещаю,
  Лоб не крещу на образа, -
  Как в детстве бабка ни просила...
  Молчу, коль нечего сказать,
  Пишу, когда молчать не в силах.
  Я рифму чувствую душой
  И через сердце пропускаю,
  Хоть понимаю хорошо,
  Что жизнь короткая такая.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ) М.Боталова "Невеста под прикрытием"(Любовное фэнтези) Wisinkala "Я есть игра! #4 "Ни сегодня! Ни завтра! Никогда!""(Киберпанк) М.Снежная "Академия Альдарил: цель для попаданки"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) А.Емельянов "Последняя петля 4"(ЛитРПГ) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"