Егорыч: другие произведения.

Александр Брон. Творческий портрет

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa

   []
  Дядя Саша (Александр Самойлович Брон 1937- 2009). Профессиональный журналист, редактор, литератор. Первая запись в трудовой книжке - ученик токаря. Высшее образование получил на филологическом факультете Таганрогского пединститута. Почти полвека - на разных должностях в разных газетах Донбасса и Брянщины. Член Союза журналистов России. Стихи считает своей отдушиной от газетной работы, некоторые из них увидели свет на страницах местной и центральной периодики. Несколько лет вел литературную студию "Красная строка" при Дворце культуры Брянского машиностроительного завода, участники этой студии стали авторами коллективного поэтического сборника "Острова".
  На СИ пришел в июле 2004 года. В его разделе "Слова, слова, слова" выставлены стихи и подборка афоризмов.
  
  Александр Брон несовременен. В том смысле, что принадлежит к немногочисленной теперь категории авторов, которые рисуют словом - ясно и определенно. Его стихи - это или быстрый набросок с натуры, или мягкая акварель, или жесткая графика без полутонов - иногда серьезная, иногда ироническая. Не удивительно, что стихи его вспоминаются читателю прежде всего в зрительных образах. Как вспоминаются фильмы. Вот, например, "кадры" из стихотворения о случайной встрече на ночном вокзале:
  
  Станционный нужник,
  Цветничок негустой
  И сутулый мужик
  На платформе пустой.
  То стоит у стены,
  То пройдется конем...
  Чуть не с прошлой войны
  Этот плащик на нем.
  
  или стихотворение об осени
  
  Лежат осенние дары,
  Как разноцветные миры,
  С утра завалены прилавки
  Всем, что земля спешит отдать,
  И источает благодать
  Любой пучок душистой травки.
  Лежат осенние дары,
  
  или
  
  
  На старинном карнавале,
  Где шута короновали,
  Трубы радостно трубили,
  Ветер флаги развевал.
  И весельем карлик правил,
  Беса клял, а бога славил.
  И указывал дорогу.
  И награды раздавал.
  
  Все выпукло, представляемо, реально. Его стихи кинематографичны. В них есть четкая прорисовка кадров. Умело выставлен свет, который, в зависимости от художественной задачи, или слепой свет станционного фонаря, или свет в окошке, "как в ладошке вода", или осеннее сумеречное освещение изобильных рыночных рядов, или нервные, злые всполохи фейерверков в притче о коронованном карлике, или блики от костра в стихотворении о ночной рыбалке.
  При всей образности стихов Александра Брона, все-таки следует отметить, что он по способу восприятия мира, по манере подачи материала, скорее документалист, чем "свободный художник". В том смысле, что он ничего не выдумывает, что все, о чем он ведет речь, им видено, прочувствованно. Другое дело, что ситуации и образы, к которым он обращается, иной раз ирреальны. Но даже происходящее в его фантасмагорических сюжетах узнаваемо и понятно нам, поскольку мы это "проходили". Хотя бы мысленно. Вот одно из таких стихотворений о коронации шута.
  
  ..............................
  Замерли часы на башне.
  А толпа все ликовала,
  Словно спятила она.
  Кто с дырявым барабаном,
  Кто с дурацким бубенцом,
  Кто-то в перьях попугая
  Шел, уже изнемогая
  И царапая ногтями
  Маску, ставшую лицом.
  .............................
  И оглядывал уродец,
  Превращаясь в великана,
  То ли ближние пределы,
  То ли дальние края.
  
  
  Притча, написанная в стилистике Босха, однако, насколько все понятно и узнаваемо! Не о нас ли?
   Стихи Александра Брона умело выстроены. Подробны в деталях. Нередко они являют нам законченный фрагмент жизни, интересное наблюдение, взятое из того, что для большинства представляется малохудожественной обыденностью. Автор стремится обратить наше внимание на то, что принято называть "фоном", "толпой" и что, на самом деле, является жизненными реалиями, формирующими личность. Для Брона это не декорации и не массовка - это важнейшее составляющее жизни, инфраструктура личности. Он стремится обратить наше внимание на окружающий мир. Показать крупным планом детали, которые в повседневной суете не фиксируются, ускользают от глаз, или от которых мы отворачиваемся с равнодушием - подлинным или напускным.
  Человек из массовки в центре его внимания, своими стихами он постоянно "выхватывает" его крупным планом. В реальной жизни мы не видим или не хотим видеть чужих переживаний, а тут не отвернуться.
  
   И опять немота.
  А в глазах маята.
  Может, дома беда,
  Может, баба не та.
  Может, тайная боль
  Донимает давно.
  
  Нам-то какое дело? Что нам до него? Нам бы кто посочувствовал! Но здесь глаз отвести не удастся. И в какой-то момент в мужичке на полустанке, в новобранце, музыкантах, ряженых на карнавале, продавцах или покупателях на рынке обнаруживаешь что-то знакомое, ощущаешь их настроение и переживания, как свои. Брон, как опытный режиссер, вводит нас в роль. И вот мы уже ощущаем себя призывниками 41-го года...
  
  Легчает в дороге нестрашной
  Припас вещевого мешка.
  А там... Говорят, в рукопашной
  Тонка у фашиста кишка.
  Крути, новобранец, портянки,
  Смешные обиды прости -
  Тебе через сутки под танки
  По мокрому полю ползти.
  
  Или челноками из недавнего прошлого:
  
  Разлетаются осколки...
  Вот поплачем и допьем.
  Отдыхай на дальней полке,
  Мой учительский диплом.
  А хотелось жить красиво.
  Да такие времена:
  Мини-рынок - вся Россия,
  Мини-рынок - вся страна.
  
  Это еще более близко. И многими играно...
  
   Александр Брон пишет не потому, что не может не писать, а потому, что мастерски умеет это делать. И это мастерство скрывать не намерен. Как фильм или спектакль предусматривают наличие зрителя, так и его стихи рассчитаны на читателя. Они актуальны, они общественно значимы. Он не уходит от острых тем - ни психологических, ни социальных. Его раздел на СИ назван "Слова, слова". Это тот самый журналистский прием контраста, когда устоявшийся смысл выражения, вынесенного в заголовок, опровергается текстом. "Ах, оставьте, ах, оставьте - все слова, слова, слова" - слышится рефреном в названии. Однако Александр Брон прекрасно владеет словом, он знает ему цену, знает, как заставить работать с полной отдачей.. Он любит парадоксы, умеет придать строке неожиданное звучание... Оцените яркую в своей афористичности формулировку:
  
  Знает Бог, что я в него не верю,
  
  А вот дальше:
  
  Господу всё ясно, и однако
  Он меня в обиду не даёт.
  Защитит или вернёт потерю,
  Иногда удержит на краю...
  Не молюсь, не кланяюсь, не верю.
  Но его законы признаю.
  
  И наконец:
  
  Чту кресты, священные надгробья,
  Чудеса библейской старины...
  Высь пуста. Но по Его подобью
  В самом деле мы сотворены.
  
  Однако не всегда его стихи плотны и пружинисты. Иногда приставные строки слабее тех строк, которым они поставляют рифмы и для которых служат связками в общем построении стиха. Пусть так. Но они всегда осмысленны, всегда в теме главной мысли произведения. И мне в его творчестве близко то, что он не признает в стихах стихии, а говорит читателю именно то, что хочет сказать. Некоторые авторы - по неумению ли, из высокомерия ли - создают между собой и теми, кто желает проникнуть в их поэтический сад, преграду из слов, заставляя барахтаться в "потоке сознания" разной степени мутности. Александр Брон уважает своего читателя, он строит для него зрительный ряд - тот мостик, перейдя который, попадаешь в мир образов и настроений этого поэта. Его мир интересен и разнопланов. Он художественен и философичен. Во многом потому, что Брон - мастер формулировки.
  
  Вот строки из одного его стихотворения
  
  Была погода да сплыла
  Поспешно дни идут на убыль
  Сентябрь кладет последний рубль
  На край артельного стола
  
  ***
  
  
  Смешал базар в конце концов
  Дух малосольных огурцов
  И аромат ферганской дыни.
  
  ***
  
  Божок торговли, идол древний
  Считает каждый баклажан
  Рублем покорных горожан
  В чулке у матушки-деревни.
  
  
  Если оценивать поэзию Александра Брона в целом, то правильно, на мой взгляд, будет сказать, что она представляет хорошие крепкие стихи, написанные человеком интеллектуального труда в моменты отдыха или лирического настроения. Это умелая игра со словом журналиста-профессионала, который в состоянии выразить на бумаге ясно и образно все, начиная от экономических сводок и заканчивая тончайшими духовными переживаниями.
  Стихи Александра Брона профессиональны. В них правильный, выверенный ритм, точные рифмы, хорошо вырисованные образы, занимательный сюжет, меткие обобщения, удивительная игра со смыслами. Но в них нет некой литературной бесшабашности, наивности, что свидетельствует о способности познавать мир. Его лирический герой мир уже познал. Он мудр, он все знает, он уже не ищет себя. Его мудрость и опыт страхуют его от неправильных поступков и суждений. Как истинный мудрец, он несколько отстранен от мирской кутерьмы. Он оттеняет, но не назидает, он акцентирует, но не осуждает. Он вне оценок, хотя и говорит, что хотел бы быть оценен сам. Например, в стихотворении об осенних дарах:
  
  Хватает мельницам зерна
  По деревням играют свадьбы,
  На главной ярмарке узнать бы,
  Какая нам с тобой цена.
  
  Где эта главная ярмарка? Бог его знает! Но Бог знает и то, что он в Него не верит... Потому, что толку оценивать тех, кто не верит тебе? И вопрос остается неотвеченным. А, может, и не требовалось ответа? Может, он и был задуман, как риторический? Слова, слова...
  
  И в заключение несколько "двусмысленностей" Александра Брона из его "Фраз" - удивительно изящных и остроумных формулировок. Оцените степень мастерства этого автора.
  
  
   - Незаменимых у нас нет, - любил повторять протез.
  
   Все знали, что бубновый Король бьет бубновую Даму. Знали, но молчали: в конце концов, это их бубновое дело.
  
  
  
   Чемодан был привязан к Ручке всеми фибрами своей души. А она такая вертлявая особа - хоть оторви да брось. Но куда же им друг без друга?
  
  
   Сплетничают, что у Бильярдного Шара не все гладко...
  
  
  
   Таракан был атеистом, но жил за Иконой, которая имела хороший оклад и, как-никак, свой угол.
  
   Уличный Мат был просто однофамильцем Шахматного Мата, но при встрече с милицией и это иногда помогало.

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"