|
|
||
Эта пьеса - это такая дурацкая тупизна, что даже не знаешь, смеяться над ней или плакать. В том плане, что поначалу оно, может, и забавно - читать этакий дебилизм и представлять себе, как это выглядит на сцене (как это выглядело бы в жизни - даже и не представишь). Но очень быстро этот развеселый дебилизм начинает раздражать. Хотя читается очень легко. Прям на одном дыхании... Что, разумеется, сложно отнести к достоинствам пьесы. Такие книги вообще сложно оценивать. То ли воспринимать их, как хохмы из серии "нарочно не придумаешь", то ли ни на секунду не забывать о том, что Мольер - это совершеннейший the best и эталон в 17-ом веке, потому что все остальные тогдашние писатели - это-то уж точно полный кошмар... То ли пытаться читать с позиции того времени, то ли не напрягаться и читать с удовольствием, угорая над условностями и штампами тогдашней литературы... Но мне, знаете ли, сложно читать книгу с какой-то там позиции, кроме моей личной и субъективной. Я читаю "Скупого" и вижу, что на сегодняшний день такая пьеса выглядит крайне тупо. А смеяться над этой тупостью не получается, именно потому что это ведь не происки какого-нибудь безграмотного писаки, а книга действительно умного и образованного человека, придраться к которому не за что.
Все-таки разница во времени - она очень существенная. Для хохмы можно было бы почитать каких-нибудь совершенных ширпотребщиков 17-го века, вроде сегодняшних Донцовых, - вот там-то уж точно обхохочешься! А Мольера и для хохмы не почитаешь, и для удовольствия тоже не получится!.. Вот ведь какая парадоксальная фишка выходит!.. Хотя, врать не буду, встречаются иногда у Мольера действительно забавные моменты, которыми можно увлечься, позабыть о том, что читаешь безнадежно анахроническое старье, и даже слегка поаплодировать автору за остроумие... Я говорю про такие легкие и забавные моменты, вроде тех, что встречаются в незатейливых голливудских комедиях положений. Мы же все сегодня смотрим такие комедьки - чисто для расслабухи, чтоб не забивать голову, а фактически посидеть часа полтора, отложив свою ни в меру умную и продвинутую голову в сторону вместе с обмозгованием всех накипевших проблем. Сидеть, забыв обо всем, абсолютно ни на йоту не напрягая извилины, и смеяться над глуповатыми и простыми, как правда, но милыми героями и шуточками...
Правда, Мольера с таким же настроением читать, увы, не получится, но иногда, как я уже сказал, можно и на чтении "Скупого" ненадолго прийти в подобное состояние. Вот, например, что говорит страшно тупой и жадный скупердяй Гарпагон своему слуге, подозревая его в краже, и обыскивая его штаны:
Эти широкие штаны как раз для того и придуманы, чтоб прятать краденое. Вешать бы тех надо, кто такие штаны носит!
По-моему, очень мило. Это как раз такой случай гротескового юмора, когда гротеска, преувеличения и гиперболизации вполне в меру. К несчастью, обычно Мольер перебарщивает с этой гиперболизацией, и комический эффект если и возникает, то совершенно дурацкий, над которым даже и не усмехнешься. Главные же удачи Мольера, на мой взгляд, приходятся на те места, где происходят какие-то диалоги с очень краткими, сжатыми и лаконичными репликами. Когда Мольер заставляет своих героев общаться друг с другом с помощью охуенно длиннющих монологов - это ужасно! Но на диалоги с короткими репликами он - мастер! Зацените хотя бы вот этот кусок. Слуга Гарпагона Жак пытается подставить своего недруга - дворецкого Валера и указать, что кражу совершил якобы он:
ГАРПАГОН. Ты видел, как он бродил вокруг того места, где были спрятаны деньги?
ЖАК. Видел, как же. А где у вас деньги были?
ГАРПАГОН. В саду.
ЖАК. Ну, так и есть! Я видел, как он по саду кружил. А в чем были деньги?
ГАРПАГОН. В шкатулке.
ЖАК. Вот-вот! Я у него и шкатулку видел.
ГАРПАГОН. Какая же она? Я сейчас узнаю, моя ли.
ЖАК. Большая шкатулка.
ГАРПАГОН. А моя небольшая.
ЖАК. Правда, сама по себе она небольшая. Я сказал - большая, потому что в ней денег много.
КОМИССАР. А какого она цвета?
ЖАК. Цвета она... этого, знаете ли... Ну вот, вертится на языке...
ГАРПАГОН. Ну?
ЖАК. Не красного ли?
ГАРПАГОН. Нет, серого.
ЖАК. Да-да, красновато-серого. Я это и хотел сказать...
Вот так. Если и этот момент вам покажется ужасно и непроходимо тупым, то знайте, что большинство остальных - еще хуже. А мой любимый "скупой" в мировой литературе - это все-таки Скуперфильд из "Незнайки на Луне" Николая Носова. Ему равных нет!
_____________________________________________________________________________________________
Резюме: Мольер, бля, в его чистом виде! Тупо и дурацко, но хоть без претензий. Классическая тупизна-с...