Аннотация: Добавлены отзывы на стихотворения М.Г., Мариты и Оленниковой. Остальные - завтра.
Я люблю стихи, но поэтом себя не считаю, мои отзывы - это, скорее, мнение читателя и немного критика. Каждое произведение буду рассматривать по трём критерием:
- Соответствие конкурсной задаче
- Оригинальность решения, сюжет, картинка
- Музыка: стихи, на мой взгляд, должны петь. Радостно, грустно, гордо, просяще, беззаботно, весело, отчаянно... Именно музыкальность поэзии вызывает у меня ответные чувства.
Пойдем по алфавиту?
Багаева О.Н. Планета Интернет
Достаточно оригинальное решение темы. В этих строфах отражены обе главные стоставляющие конкурса: Вокруг Света и Этно. Интернет давно наше всё, это не просто технологическая выдумка. Это, как пишет автор, "нервная система" планеты.
В звуках я выделяю некоторую минорность, умеренность. Да, Интернет хорош не только объемом информации и возможностью общения, но и быстротой получения этих ... Но в стихотворени чувствуется некоторая замедленность, неторопливость. Может, это продиктовано не сиюминутностью Интернета, а его долгой жизнью? И пожеланием мира и добрая планете Земля, дыхание которой должно быть ровным для всех? Как ни странно я вижу в этом не очень быстрый рэп а-капелла либо с фоновой электронной музыкой
Пульс мира ясен и доступен всем.
Поэтому - конца НЕ БУДЕТ света.
И, дозвонившись вновь через модем,
Я слушаю дыхание Планеты.
Багаева О.Н. Сигнал потерянного марсохода
Здесь я задумалась. Ну да, всё вроде решено верно, марсоход - земное детище, но для меня перебором стала его одушевленность., хотя отдаю должное автору - получилось хорошо.
Стихотворение от рваного быстрого ритма переходит к глубокой ностальгии. Думаю, что автор не случайно выбрала именно такой "машинный" ритм стихотворения, отрывочный, в то же время, возможно, так бьется сердце марсохода? В свое время был популрен "Марш космонавтов" о пыльных тропинках далеких планет, а здесь марш ожидающего марсохода без парада и пафоса, с надеждой и легкой грустинкой. Может, знаменитая "Я Земля?", ведь марсоход - тоже питомец Земли.
Я машина. Я жду. И мечтаю, суля,
Что увижу на Марсе посадку землян.
Говорите, Земля! Принимаю..."
Васильева Т.Н. Старые дворы
Интересно. Вроде бы простое перечисление событий из жизни старого двора, но ярко видится каждая картинка. Ритм стихотворения умеренный, строки вызывают воспоминания и легкую грусть, глубокую ностальгию по ушедшему времени и надежду на то, что старые дворы ещё для многих станут такими же родными, как для автора стихотворения.
Эти бы стихи на музыку типа дворовых песен или даже легкого лирического шансона, так мне кажется.
Старые дворы - радуга дождя,
Долгие часы, верные друзья,
Купленный на всех леденящий квас,
За душу берет старый добрый джаз.
Вербовая О.Л. Баллада о морском царе и сыне его Василии
Буду откровенна: здесь какой-то слишком ироничный стиль, торопливый, переходы от одной картинки к другой настолько быстрые, что сомневаешься: а море ли перед нами?
Здесь бы более медленный ритм подошёл, море, ведь оно - плавное, да и ирония с первых строф как-то ни к месту - не сочетается со смыслом и с заявленной балладой.
Но...ну на кой в балладе некий Федяев Вася? Ворвался он, а с ним и политические моменты, этакими вувузелками - и вместо баллады и хип-хопа, я слышу исключительно визг вувузелок, перекрывающий море, ситуацию, в которую попала героиня-автор стихов. Утопающая девушка рассуждает о политических заключенных! Абсурд какой.
. А ведь можно было красивую сделать балладу. А пока... морской царь и утопленница в политическом экстерьере.
Вербовая О.Л. Ночь на Ивана Купалу
Название стихотворения настраивает на этнический лад - на гусли, жалейку, домру, балалайку, дудочку и, вообще, народную музыку. Но... дудочки и гусли исчезли, так и не заиграв после фразы
Ну, я к лешему - тоже ж не дура:
"Ты, дух леса, поведать изволь:
Попрошу коль конца диктатуры,
Чтоб закончился враз произвол...
Честно: дальше прочла через силу. Нет здесь этно, нет Планеты, нет никакой музыки, лишь политагитация а-капелла.
Винокур Р. Гранд-Каньон, чудо света
О, сюда подойдет песня Саймона и Гарфанкеля Эль кондор паса - настолько мощное, глубокое произведение написано, даже головокружение испытываешь.
С края в бездну Гранд-Каньона
Смотрит лось ошеломлённо.
Голова его кружится,
Ведь внизу летают птицы!
Винокур Р. Конференция в Сенлисе
Это попроще, но тоже достаточно широкое. Ведь речь идет, по сути, не только о русской душ, а о человеческой душе вообще. О том, что можно договориться, не взирая на языки и расстояния.
Над СенлИсом тучи плыли,
Как отары к водопою.
Верно предки говорили:
Всё своё ношу с собою.
Ритм чувствуется неторопливый, несколько пафосный. Музыка? Мне почему-то пришла в голову знаменитая "Широка страна моя родная", потом... вспомнился Глинка - не то, не то.
Здесь яркие картинки, но главное - звуки. Хлесткие и пронзительные. Даже как капает смола с убитых человеком деревьяв, слышишь, визжание пил, стук топоров. Сильно.
Стройные красавицы
Срубленные валятся.
А из жил, как кровушка, капает смола.
Как же больно-то! Слышу смычковый ансамбль: скрипки, виолончель и контрабас, возможно что-то такое.
Ещё слышу Полонез Огинского, а также скрипичные композиции в исполнении Ванессы Мэй.
Инна К. The Escape
Алькатрас... Печальное суровое место. Третий катрен выбивает из ритма - специально? Я слышу в этом стихотворении крик самого острова - за что красивое место превратили в ужас и кошмар?!
А за окнами сводят пространство на нет
Уплотнённые мраком деревья.
И твердит ледяная вода: "Я - тенет,
Не пущу и мольбам не поверю."
Подтекст, конечно, остро-социальный. Музыка, думаю, медленная, но не лирическое, скорее, мощная, надрывная. Далеким фоном. Типа "Реквиема" Моцарта.
Казимиров Е.Д. Чувство снега
Ах, даже холодно стало! Кинулась к окну - нету снега... нет гололеда, пробок. А, пробки есть, ну для них всегда найдется причина - то снег, то дождь, то ремонты дорожные, то Мара Багдасарян без прав вынырнет.
Как жаль, что это чудо не навек -
Уж дворники глаза продрали, вроде...
Расчистят город, снег - он только снег.
Но чувство снега в сердце не проходит!
Сначала я хотела найти что-то веселое, под баян, аккордеон : "У лес на опушке", "Кабы не было зимы" и всё такое подвижное, активное, быстрое. Может, народное.
Но стихотворение немного с грустинкой, может, потому, что день был пасмурный, да и не зима ж пришла, а снег весной! Фото отличное!
И нашла лирическую, нежную и чуть грустную "Снег кружится, летает, летает.."
Кашпур В.В. Позабытая вершина
Собор застыл главой огромной
На склоне царственной горы.
Он к городу струит ступени
Своей роскошной бороды.
Грустная картина... Грустные стихи. Интересно, это действующий храм или уже только памятник архитектуры? Сложно рассуждать, не зная, где это находится. Но картинка все же открывается.
Смущают некоторые рифмы, к высоким даже пафосным словам, поставлены в пару просторечивые, не думаю, что от этого стихотворение выиграло.
По содержанию. Жизнь меняется, надо ли ползти к храму на коленях? Думаю, бог должен быть в сердце.
В стихотворении чувствуются вера и грусть. И более, чем "Аве Мария" Шуберта, сюда вряд ли иная музыка подойдет, если даже речь идет о других конфессиях.
Ким С. Тундра не плачет
Красивая и очень печальная баллада. Понравились сравнения, эпитеты и отсутствие пафоса.
Чёрною шубой укутала небо ночь.
Звёзды рисуют иконы медведиц белых.
Северный нелюдь уходит, тоскуя, прочь.
Вьюга студёную песню печально пела.
Это реально баллада, аккомпанировать можно на гитаре. Будет здорово, если автор сможет записать песню - напев так и слышится спокойный, напевный, чуть грустный. Под гитару или фортепиано. Либо фоном этюды или ноктюрны Шопена
Ковалевская А.В. География в лимериках
Здесь меня удивила смелость автора, прежде всего. Реально нужна отвага на кругосветку в лимериках - юмор часто проигрывает драматизму и лирике.
НЛО в экзотичной Уганде
Приземлился в кафе на веранде.
Все решили, что суп
На подносе несут...
Аллилуйя отважной команде!
Сижу задумчивая, как выразить мелодию, которая возникла у меня при чтении стихотворений? Как ни странно я чувствую нечто похожее вальсовый темп, но не вальс, думаю - фокстрот! Ну, очень близко с 2,10 минуты!
Крутова М.С. Мой город
Трогательные стихи о родном городе. У меня они поются под красивую старую песню Никиты Богословского на стихи Николая Доризо 'Ну, что сказать, мой старый друг' (Мужской разговор)
М.Г. Где-то
Задумалась. Скорее о том, насколько стихи подходят конкурсной тематике.
Согласилась с автором - есть тематика. Не просто изложение красоты Земли и Неба, а отражение связи, единства Человека и Земли и Неба.
Музыка.... Думаю, здесь подойдет неторопливая тягучая мелодия саксофона. Не как яркое громкое сопровождение, а, скорее, приглушенное, фоновое.
Я бы стать хотела Млечною
В небе полосой...
Сонм галактик да на плечи мне?
Боязно самой!
М.Г. Пила жужжит, скрипя
Жалко, очень жалко срезанные, спиленные деревья, это не только уничтожение кислорода, но и боль в душе, а ещё отсутствие зелени - самого лучшего цвета, полезного для человеческого глаза. Но финал - это пробуждение! Да. Природа вечна.
Фоном к этой буре чувств и эмоций может быть органнаямузыка.
Сияют небеса
лазоревым объятьем.
И безмятежным стал
Природный дом и кров.
Марита Лес
В мокрых
Иллюминаторах окон -
Плещет
Лес...
Мое
Рыжехвойное море
Со вкусом малины.
Интересное описание леса и авторского отношения к природе - не зря же своеобразные эпитеты использованы в этом верлибре.
Видно что автор хорошо поработала с материалом, давая пробную характеристику зимним месяцам.
Кружевным узором окна
Разрисует в каждом доме.
И закатит пир народный,
Залихвацки год проводит...
Мне понравился этот катрен. Позволю заметить, что не везде соблюдены рифмы, порою рвется ритм, а в целом неплохое стихотворение.
Здесь слышится что-то
народное, напевное и в то же время залихватское, возможно, даже частушечное, хоровое-плясовое.
Баян, гармошка, балалайка, дудочка.
Оленникова О. Гадалка
У меня пара вопросов-замечаний по этому стихотворению. Гадалки за три гроша не работают, над произведением желательно поработать и в отношении рифмы и ритма.
Что понравилось: финал, где мы видим не зажравшуюся от чужих денег тетку, а уставшую женщину со своими проблемами и нелегкой судьбою. И тут возникает мысль, что хорошая гадалка своего рода психолог, и остается легкая печаль послевкусия от прочтения.
Для басни необычно. Ну, может, это мое понятие басни не совсем такое - ритм чуть медленнее должен быть, а строфы чуть длиннее, это жанр такой... рассудительно-поучительный, на мой взгляд. У вас ближе к частушечному.