Островская Екатерина: другие произведения.

О реалистических рассказах Русской Тройки-2018

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:

Оценка: 4.63*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пока 15 рассказов. Авторы: Шалабаева, Вербовая, Пантелеева, Федурина, МГ, Антонов, Рыжков, Нурисламова, Грошев-Дворкин, Зайпольд, Юрина, Крюкова, Вержуцкий, Борисова, Лисичка.

  
  Уважаемые авторы!
  Этот обзор - мнение читателя о прочитанных произведениях на конкурсе Реалистического рассказа Русской Тройки.
  Какие-то рассказы мне понравились, некоторые вызвали массу вопросов или замечаний. Я старалась выразить своё мнение объективно и корректно, надеюсь, обзор не вызовет обиды и серьезные нарекания в адрес обзориста. Готова выслушать авторов и обсудить замечания.
  Прислушиваться к ним или нет - решать только вам, уважаемые авторы. А я желаю всем удачи.
  
  Шалабаева Л.А. Гармония
  
  Конкурсная тема мною видится в "перелётах во времени", речь идёт не только о возрастном изменении героини, было бы удивительно не созреть и не повзрослеть за восемнадцать лет жизни, но и в изменении мировоззрения героини, её отношения к жизни.
  Я обратила внимание на изменение погоды, это тоже можно отнести к раскрытию конкурсной темы - в начале у нас жаркий май, потом май обычный, без ярких проявлений погоды или непогоды, затем холодный май, промозглая осень и ранняя зима и снова - май, снова солнечный и жаркий. Всё в точь настроению ГГ. Мне лично понравился этот авторский приём.
  Что касается русской души, здесь сложнее. Ярко это не показано, возможно, потому, что читателю даны всего пять месяцев из жизни ГГ, сложновато проанализировать цельный образ. Думаю, здесь душа русская проявляется в определённой смелости героини, решительности и в способности никогда не сдаваться, ну, и в стремлении к гармонии, любви - это, конечно же, свойственно большинству женщин нашей планеты, но не значит, что не является частичкой русской души.
  
  Вербовая О.Л. Июньские деньки
  
  Что это? Рассказ или очерк? Два в одном? Или даже три?
  Суть произведения, сюжет теряются в описаниях городов, плюс политические вставки. Герои - не настоящие, плохие так плохие, хорошие так хорошие, то есть или черные, или белые и никак по-другому, что в жизни практически не встречается.
  Конкурсная тема есть. Молодая женщина мечется в поисках новой любви, правда, оригинальным способом, упрощенным таким - из одной койки в другую. Но поиск есть, полёты на лицо, точнее, на тело. К финалу героиня в корне меняет отношение к жизни - это хорошо, но уж очень нереально быстро.
  По героям. Больше всего удивили родители. Девушка в отчаянье, а они силой отправляют её одну в сложном положении в какую-то туристическую поездку, а что ещё более странно, она соглашается ехать, хотя до этого жить не хотела. Ей в пору к хорошему психиатру на приём. А она ещё и ходит на экскурсии, это ж как себя надо заставить, когда весь свет не мил - не верю в образы. Сколько же лет барышне, если она настолько подчиняется родительской воле в одном, но ведёт себя необдуманно в другом, затаскивая в постель первого встречного, ещё толком не оправившись от нанесённой обиды другим любовником?
  Самый положительный герой рассказа - Владимир, хотя я не разделяю его политические взгляды.
  Странные поступки героини, такие как: переписка с осуждёнными, хождение по судам и свидетельские показания, вроде бы, говорят об её порядочности, борьбе с несправедливостью. Но... Письма и хождения по митингам и судам - это не может быть случайным событием, значит, девушка человек политизированный, входящий в оппозицию, но её образ, её поведение расходятся с вовлечением героини в политические события. Образ разбивается.
   Если честно, как свидетель, Анжела - лжесвидетель, и её показания могли лишь ухудшить положение обвиняемого. Почему? Да потому, что она не могла ничего увидеть в идущей мимо толпе демонстрантов. Автор, представьте себе: стоит девушка, перед ней потоком идут люди, что-то там в толпе случилось. Что? Она не рядом, и они не на сцене перед нею, вы хорошо подумайте: сколько человек могли реально увидеть, что происходит? Человека два-три, то есть, это сами участники события, но никак не девушка, стоящая на обочине дороги или тротуаре. Даже идущие рядом могли не понять, что к чему, кто начал первым и что происходит вообще. Поэтому ничегошеньки никакие свидетели со стороны видеть не могли.
  Я читала в своё время другие ваши рассказы. И везде одна и та же композиция - смесь путешествий, политики и обязательное наличие главной героини - девушки, через призму мыслей и впечатлений которой всё и преподносится, и она всегда на стороне оппозиции - такое вряд ли можно считать случайным, очевидно, что автор вкладывает в образ героини свои собственные взгляды, но вы же не случайная прохожая в этом процессе? У вас уж давно сложившиеся убеждения. А девушку представляете совершенно случайной - не верится в такой образ. Конечно вам, как автору виднее, что писать и как писать. Но читатель должен понять, увидеть главную цель произведения - что автор хотела донести? О чем рассказать? Что здесь важно, а что лишнее?
  Путешествие - так сделайте хороший очерк, жизненные перипетии главной героини - так раскройте их так, чтобы не оставалось сомнений в образе, политику желаете показать - но не в одном же стакане с прыгающей по постелям девчонкой и экскурсиями по музеям!
  Получается сейчас - каша. А я не верю в то, что девчонка, озадаченная нежданной беременностью, предательством любимого, мыслями о нежелании жить, будет рассуждать о каких-то митингах и судах. Ну, не до этого ей.
  Я не обсуждаю ваше отношение к политике. Но, если вы так переживаете за осуждённых за митинги и шествия, если вы уважаете этих людей, зачем для их показа миру использовать образы посторонних героев? Понимаете, в жизни большинству людей абсолютно безразличны и политика, и судьба тех, кто ею занимается и интересуется.
  Лучше расскажите о них самих, уважаемых вами, людях! Хотя бы раз, по-настоящему. Про того же Володю - покажите его жизнь, отношения в семье, любовь к детям, про хорошее и плохое, сделайте эту семью героями произведения! Ведь идея конкурса - русская душа - прежде всего, у них и совсем чуть-чуть у Анжелы (но это, как я уже писала, её образу не очень соответствует). Владимир, хотя я не разделяю его политические взгляды, пожалуй, единственный заслуживающий внимания и уважения герой рассказа, что ж ему так мало отведено места в сюжете?
  Уж лучше увеличить политическую составляющую, чем насиловать сюжеты наличием политизированных инфантильных девиц - они абсолютно лишние. Либо не засорять обычные мелодрамы политическими добавками.
  Вот такое моё мнение как читателя.
  
   Пантелеева И.Ю. Кто такой Коля?
  
  Славный добрый семейный рассказ. Чуть с грустинкой, по прочтении его сложно подобрать слова для обзора - да и не надо здесь лишних слов. Лучше помолчать, вспомнить о своих прабабушках и прадедушках, их трудных судьбах, любви и верности.
   Напишу лишь, в чём я вижу раскрытие конкурсной темы - бабушка перемещается мысленно во времена, которые давно ушли, но её душа, её мысли остались там.
  
   Федурина И.В. Китайские приключения бабушки и внучки
  
  Увы, рассказ мне не понравился. Простое, в лоб, решение темы, хотя, здесь даже не путешествие, не приключения героев , а сплошные недоразумения, которые вываливаются на головы читателей. А обещали Китай! В общем, это воспоминания, путевые заметки, но не рассказ.
  Русская душа... ну, разве что в последнем абзаце, и то с большущей натяжкой. К сожалению.
  
   Чваков Д. Плотогон
  
  Здесь у нас автор многослойный, многословный. Мне нравятся рассказы о Севере, о Юге можно тоже много чего поведать экстремального, но у Севера особое дыхание.
  Конкурсные задания раскрыты. И птицы в наличии, и рвущаяся к авантюрным приключениям русская душа с её непременной выдержкой, силой воли, взаимовыручке и присущим нашему народу юморком.
  Чуть пробуксовывает яркость изложения сюжета, возможно от выбранного стиля, хотя он сам по себе неплох и выдержан достойно, кое-где рассказ плавно перетекает в очерк.
  
   М.Г. Альметьевские перекрестки
  
  Очень хорошо написанное произведение, но это не рассказ, а, скорее, художественный очерк, мемуары-воспоминания. Конкурсные требования по теме и идее выполнены, мы путешествуем по прекрасным просторам Татарстана, которые автор описывает с большой любовью, а русская душа в широте этих просторов, в любви к родной земле.
  
   Антонов В.А. Русский немец
  
  Ещё одно произведение, которое сложно назвать рассказом - слишком много в нём документального материала.
  Вообще, произведение это хорошо тем, что заставляет людей задуматься и в определённой степени заново оценить установившиеся истины о той суровой войне. И право на существование такие произведения, разумеется, имеют, и изучать военные события надо.
  Но здесь конкурс, и нужно рассмотреть произведение на раскрытие конкурсного задания.
  Что касается перелётных птиц - тема решена. Герои перемещаются и неоднократно. Русская душа... И это есть, в первой части рассказа. Что касается второй части - она абсолютно не соответствует идее конкурса, на мой взгляд. Почему?
  Да потому, что там русской души нет в принципе - зачем в данной ситуации биография человека, который никак не мог обладать чертами русской души? Все утверждения автора, а я читала его ответы на комментарии, уводят читателей в странную философию. Можно ли уважать врага и любить его? Давайте не будем лгать самим себе. Вряд ли кто-то станет уважать человека, убившего близким этому кому-то людей, подвергших насилию родную дочь и лишивших всех родного угла. Считаю эти разговоры демагогией. Здесь нужно другое определение - врага нужно правильно оценивать, изучать и не принижать его возможности. Но я не считаю это уважением и, тем более, любовью.
  Теперь о конкретном герое, Вернере. Да, он показал себя хорошим военным специалистом, но никакой русской души у него нет. Его мать имеет какие-то русские корни, но с ранних лет живет в Германии и напрочь не помнит бывшую родину, а отец в принципе из обрусевших немцев, то есть, русской крови там, практически, нет. Да и родиться даже русским, отнюдь гн значит, обладать русскою душой. Вернер до мозга костей - чистый немец, воспитанный вермахтом. И что интересно - настаивая на уважении к врагу, автор лукавит и сам себе противоречит. Получается, что Вернер такой удачливо-расчётливый потому, что в нём течёт русская кровь? То есть, весь вермахт и вся армия Германии - абсолютный ноль? Или они все сплошь с русской душою, если сумели захватить чуть не полмира?
  В общем, Вернер - не носитель русской души, но хороший воин своей страны, Германии. И его можно было бы уважать, как воина, если бы он не был захватчиков и не пришёл убивать и грабить нашу страну. Зачем нужна была его история в этом конкурсе? Мне лично непонятно, тем более, что история Граве, изложенная в первой части произведения абсолютно вписывается в конкурсные рамки.
  
   Рыжков В. Кэн'акэтой
  
  На мой взгляд, это художественный очерк. Интересный, познавательный, хорошо написанный. Конкурсной теме и идее соответствует полностью. Перелётные птицы - не только путешественники, но и народ коряков, по сюжету приглашающие читателей окунуться в корякскую культуру, русская душа здесь показана в самом широком смысле - российская.
  
   Нурисламова В. Снег в свете фар
  
  О-хо-хо. Не могу сказать, что произведение произвело хорошее впечатление, как-то задело - увы, нет.
  Проблема в образе героини. Дело в том, что высшее образование, тем более, филологическое даёт человеку не только профессию-специальность, но и повышает общее развитие, формирует правильное общение. Нет, я в курсе, что в определённые моменты и филолог может сказать крепкое словцо, но перед нами дама с нарочито грубым жаргоном, а ведь она ещё и возглавляет фирму, которая работает с клиентами, и сдержанность, умение себя вести требуется даже от рядовых сотрудникох. А тут перед нами, извините, баба со "стальными яйцами". Честно пыталась представить, где у молодой женщины находятся эти самые яйца стальные - не смогла. В общем, перебор с жаргончиком получается. А зачем? В результате образ героини так и воспринимается - грубым и хамоватым, что далее исключает всякие нежности. Потому как словарный запас за мгновение не меняется. В результате образ распадается.
  Ну, и чисто женские вопросы: какой чёрт потащил её в мороз в стрингах? Что мешало надеть хотя бы колготки, которые снять в доме у друзей можно без проблем? И куда девалась лидерская позиция, при которой все шаги продумываются на порядки вперёд? В частности, тот же бензин - как можно ехать зимой, не наполнив полный бак? Извините, не верю. У меня сложилось впечатление, что автор не очень знакома с такого типа женщинами - руководителями с высшим образованием - по сути, чтобы написать правдиво про бизнес-вумен, надо изучить материальную часть. Мелкая деталь в подтверждение: зачем выпендриваться в дорогу в дорогих сапогах, когда с собой должны быть изящные туфли? Вы как себе представляете нарядное платье, стринги, которые говорят о лёгкости и определённом фасоне платья, и сапоги - в помещении-то?
  И друзья странные - что им мешало вызвать девушке такси или найти всё же хоть одного непьющего в своей компании и выехать на встречу? Получается: а, пусть мёрзнет на дороге? Ну, не одна же там была машина, коли это загородный коттедж. Да и коттедж, вероятнее всего не один, возможно и общей охраной.
  О конкурсном задании. Тема есть, русская душа - у дальнобойщика, девица никакой души не демонстрирует, как и её мнимые друзья.
   Рассказ, в принципе, хоть и простенький, но написан неплохо. Выдержать бы образ девицы в одном ключе - было бы очень хорошо.
  
  Грошев-Дворкин Е.Н. Испытание любви
  
  Ну, что же вам сказать про Анадырь?
  Для начала: данный рассказ хорош для личного потребления, так как в первую очередь является не рассказом, особенно в первой части, а мемуарами, то есть - очерком. Но я понимаю важность этих воспоминаний для автора.
  Вот только зачем она была нужна, эта первая часть, вообще? Для чего вводился сторонний герой-наблюдатель, когда главный герой мог вполне обойтись без его присутствия? Что мы узнаём в этой части об Игоре, главном герое рассказа, кроме пары предложений? И что вообще нам даёт первая часть?
  Описание Севера, достаточно подробное и зримое. Но всё остальное - абсолютно лишнее: эта никому ненужная база, множество подробностей о том, какую кнопку можно нажать, какую нельзя - ну, мы же не инструкцию по технике безопасности или должностные обязанности читаем, а рассказ! К минусам могу отнести также некоторые серьёзные нестыковки.
  Кстати, я не нашла посёлок Отке - интернет не дал ни одной ссылки на такой посёлок. Зачем надо было перетаскивать "караван вещей" с самолёта на вертолёт, потом на вездеход, потом на оленьи упряжки... чтобы добраться от Анадыря до Отке, если "в Отке на аэродроме повстречали Игоря"? Вот этот аэродром позволяет принять всё остальное за выдумку автора для пущей северной экзотики. По поводу вертолётного сообщения - ох, тоже сомнительно, там расстояние 2342 км от Якутска до Анадыря и самолёт пассажирский летит 5,5 часов. это ж сколько на вертолёте будет?
  В начале Юра заявляет, что едет на Север повидаться, попрощаться... то есть, просто так, потому как вообще-то он работает в данное время в другом городе в системе ЖКХ. А с чего тогда он наделяется правами нанимать людей, подходить к технике, вообще, присутствовать на этой странной станции? И если всё сторожит Павлуха, то для чего вести с собой ещё фигуранта? За чей счёт, кстати? И, на кой ещё и Игорь? Менять одного бомжа на другого? И куда отправили Павлушу, если он бомж?
  Отсутствие лыж - вообще удивляет, извините - не верю, пусть даже герои прибыли на летний период.
  Места не столь отдалённые - неудачно применённый термин. Север, вообще-то, как раз очень отдалённый, а были герои не на зоне. И как это можно держать рацию постоянно включенной? А питание рации? Батарейки те же или электричество? Причём, станция такая мощная, что принимала сигнал из Америки.
  Там ещё есть моменты, но, думаю, этого вполне достаточно.
  Вторая часть - это рассказ, бесспорно, он бы не был хуже без наличия в произведении посторонних лиц. Тот же Игорь мог спокойно передать Юре письмо и без свидетелей, а всю историю его любви можно было раскрыть в воспоминаниях самого Игоря.
  В мужика, который ломанулся на Север, и которого подкармливают за красивые глазки и страдающую душу - не верю. Как не верю и в то, что женщина ни с того, ни с сего даст согласие выйти замуж за не понять, кого. Что ж вы так плохо о женщинах думаете?
  Сама по себе история любви Игоря слишком сентиментальна. Нет, правда, он спальник зачем прихватил? Чтобы переночевать в пути? Как он умудрился замёрзнуть в спальнике, но при этом сохранить письмо? Как можно идти по зыбучему снегу? Почему метеорологические измерения проводятся только летом? И почему приборы доверяются невесть кому зимой? И это только часть нестыковок, которые не украшают произведение.
   А кто Игорь такой, чтобы ему по рации про неизвестные письма сообщали? Не верю. Но уж коли ему сообщили, то почему потом не спохватились, что по рации никто не отвечает? Зачем нужна была рация, какая цель-то? Никто мужика Игоря до весны и не вспомнил? А зря они Павлушу выгнали - станция надолго осталась без охраны.
  Честно, меня нежные чувства Игоря не воодушевили - уж очень всё надуманно, что не видно в нём мужского начала. Вместо первой части развить бы историю в письмах, возможно тогда читатель поверил бы в чувства героев рассказа.
  Убрать бы лишнюю экзотику, отследить логические цепочки и разделить произведение на очерк и рассказ - по отдельности каждая часть по-своему может быть интересна любителям Севера или любителям сентиментальных историй.
  Само по себе каждое произведение дорого любому автору, это, я думаю, не исключение, и оно имеет право на существование в том виде, в каком его задумал автор, я не предлагаю вам что-то менять, но на нестыковки всё же не мешает обратить внимание.
  Конкурсная тема решена - все герои туда-сюда мотаются, что касается русской души, то тут сложнее - идея раздроблена на мелкие долечки - чуть-чуть автору, чуть-чуть Юре и даже Павлухе, капелюшечка Игорю, если всё это соединить, то русская душа не в героях, а в атмосферности рассказа, которая и вызывает у читателя соответствующие эмоции и чувства.
  Есть ошибки в пунктуации. И слишком много рубленых, коротких предложений, они произведение не украшают.
  
  Зайпольд Г. И в том строю есть промежуток...
  
  "Ах, война, что ты, подлая, сделала..."(с)
  Обсуждать поступок женщины не буду - мы там не были, как знать, как бы поступила каждая из нас ради своих детей?
  А вот мужчину я осуждаю - нельзя быть таким слабым, да, на фронте было трудно и опасно, а разве на оккупированных территориях людям жилось легко и вольготно? Не мужской поступок, тем более, что на детей, пусть даже на одного, своего, родного ему практически глубоко наплевать. И ещё - неудачно как-то это всё описано. Почему у него сразу возникает подозрение? В войну многие принимали чужих детей, оставшихся без родителей, потом это мог быть соседский ребёнок - ну, мало ли, что? А тут сразу: откуда? и бац в дамки. Что это за мужик?
  И получается: женщина идет на порочную связь, спасая ребёнка, принимая унижение на всю оставшуюся жизнь, а мужчина думает только о себе, любимом. Так у кого из них русская душа? Точно не у него.
  Конкурсная тема решена, а финал... вот финал не очень удачный. Думаю, автор хотела добиться несколько иного восприятия читателями этого рассказа.
  
   Юрина Т. Белый Старик
  
  Интересный рассказ, все герои на местах, хороши описания природы, первая фраза вообще отличная! Тема и идея конкурса раскрыты - "лучше гор могут быть только горы" - здесь и широта русской души, и тяга к опасным приключениям, и любовь к природе.
  Маленькое замечание-вопрос: откуда Виктор брал еду и одежду, живя в горах?
  
   Крюкова О.В. Ветер
  
  Странная композиция - разбивка рассказа по главам да ещё последняя полностью стихотворная.
  Задумка хорошая, исполнение, увы, слабовато. На мой взгляд, герои автору не удались, разве что, девушка воспринимается более живой, натуральной, остальные - картоны.
  Как-то всё нелогично закручено, и вместо хорошего рассказа предстаёт сентиментальная история.
  Не вижу я матери, не вижу парня, прошедшего боевые действия. Нет проработки материала - чтобы писать про парней, вернувшихся с военных действий, про их матерей, нужно минимум знать хорошо такую семью либо посетить организацию воинов-афганцев или воевавших в Чечне ребят. Нельзя выдавать своё видение за их чувства. Новогодняя маска - слишком карнавальный приём. Вообще, не представляю, как можно надеть такую маску на больное место. Новогодние маски - сплошная химия.
  Зачем прятаться от соседей, друзей, от работы, в конце концов? Он же самостоятельный парень - на танцы может ходить, учиться может, даже бегать может. Кстати, а экзамены он тоже в маске сдаёт?
  И за что он извиняется перед матерью? И чего она вся как черная туча? У неё сын ЖИВ! А она его заживо хоронит вместо того, чтобы лишний раз подбодрить, помочь.
  Стихотворение слишком пафосно-политизированное, на конкурсе прозы поэзия может лишь усилить сюжет, но никак не заменять то, что нужно высказать словами.
  И присоединяюсь тому, что размещать в тексте не относящиеся сюжету данные об авторе - неудачный приём.
  Конкурсная тем решена, русская душа - ну, разве что, у девушки.
  
   Вержуцкий Д.Б. Женька
  
  Ещё один рассказ, по которому практически нет замечаний. Он о людях, несущих в своих душах добро и человеколюбие. И птицы перелётные показаны ярко и трагично. Те ещё перелёты.
  
   Борисова Е.В. Карусель
  
  Хороший рассказ с полным раскрытием темы и идеи конкурса, хотя сюжет нельзя назвать оригинальным. Немного смущает название, как таковой, карусели-то как раз и нет в сюжете. Нет топтания по кругу, есть постоянное движение и изменение.
   поставка молочных продуктов в детский дом из монастыря и способ доставки, а также устройство Валентины на работу нянечкой в детдом. Просто так привезти молоко нельзя - нужен сертификат, а для Валентины - санитарная книжка.
   По структуре текста. Нет смысла делать пробелы почти после каждого предложения - теряется важность происходящего и осложняется восприятие текста.
  
   Лисичка О. История одного предательства
  
  Главное замечание: небрежность в применении пунктуации, текст плохо вычитан. Что касается сюжета, то банально-сериальное, на первый взгляд, повествование, завершается неожиданным финалом, за что автору респект. Перелётных птиц достаточно, русская душа раскрыта
  
  Надеюсь на продолжение...
  Екатерина.
  
Оценка: 4.63*5  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  А.Вейн "Путешествие. Из принцессы в наемницы" (Любовное фэнтези) | | С.Грей "Гадалка для миллионера" (Современный любовный роман) | | Е.Кариди "Невеста чудовища" (Любовное фэнтези) | | С.Лайм "Не (воз)буди короля мертвых" (Юмористическое фэнтези) | | А.Грин "Горничная особых кровей" (Любовная фантастика) | | Д.Дэвлин, "Забракованная невеста" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Хант "Наложница дракона" (Любовное фэнтези) | | Т.Михаль "Сделка с Ведьмой" (Любовное фэнтези) | | А.Тарасенко "Анита. Новая жизнь" (Любовная фантастика) | | Т.Орлова "Драконовы печати" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Смекалин "Ловушка архимага" Е.Шепельский "Варвар,который ошибался" В.Южная "Холодные звезды"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"