автопортретнет ничего более результативного для текстовика, чем исследование собственной глупости, высказанной в форме основательного абсурдного утверждения: удивительному тогда нет предела и в этом смысле всякое правило есть не что иное, как основательное абсурдное утверждение.
путешествие представлялось мне длительной неспешной прогулкой и потому вес багажа не казался обузой к тому же запасы продуктов и питьевой воды должны были быть быстро реализованы по прямому назначению
что же касается "инструментального сопровождения" то не могли показаться лишними ни топорик ни плоскогубцы ни велоаптечка
и в этой ситуации основным багажом стали:
спальный мешок
большой кусок пленки
телогрейка
моток веревки
чашки и кастрюльки ножи и ложки котелок и тарелка
страсть к поездке была столь велика что несмотря на не слишком твердое убеждение в прочности своего двухколесника я не заставил себя обеспечить гарантиями его стойкость в трудном испытании и положился - как это привычно для меня - на удачу
выезд намечался на первое июня по возможности рано ради свободного шоссе на выезде из города
конечным пунктом предполагался дом брата в шестиста километрах от начала пути как форма оправдания в случае схода с линии
можно было бы вообще не привязываться к конечному пункту а положиться только на истощение сил но в запасе этих сил была параллельная дорога с рельсовым полотном по которому ежедневно проходили поезда как раз от моего дома до дома брата и этого было достаточно чтобы забыть страхи возвращения своими ногами
к тому же мой велосипед не имел той ценности которая не позволила бы ему остаться где-нибудь в кустах тверской области
спал плохо
страсть дальнего пробега + неуверенность в своих возможностях к столь негарантированному измождению и одновременное ожидание чудесного то и дело пробуждали меня
заставляли включать свет и смотреть на циферблат часов
(помимо того подсознательно беспокоило и время поездки: конец девяностых годов и в этой связи утро представлялось наименее агрессивным)
в начале июня в четыре часа уже светло как днем но и в четыре часа солнце ещё где-то за лесом и только высокие облачка на ясном небе освещенные его лучами предвещают солнечный день
утро показалось прохладным но в суете сбора это не слишкои напрягало: я находился в состоянии страсти
часть В т о р а я
странное состояние охватывает путешествующего на двухколесном коне при ощущении тяжести поклажи - ты во всеоружии!
это успокаивает
тем более тяжелый рюкзак за плечами для меня дело привычное
я вообще не могу просто "кататься" но должен обязательно за чем-то ездить что-то привозить издалека чем-то тяжелым истязать себя
и чем это "тяжелое" тяжелей тем комфортнее я себя чувствую(вероятно - безопаснее)
на багажнике поперек лежал ватный спальник туго скрученный в рулон
позади него большая корзина с "железом" и всем тем что не боялось ни сырости ни ушибов и всё это было накрепко связано веревкой
в большом заплечном брезентовом рюкзаке еда
логика комплектации была проста: быстрая доступность поклажи в порядке её очередности(правда этому способствовали многочисленные карманы и сумки в самом теле рюкзака и можно было неглядя прощупать рукой нужное прямо на ходу)
закрыв на ключ дверь своего дачного домика
ещё раз обошел его кругом(зная свою забывчивость) взгромоздился в седло и с трудом сдвинув колеса на рыхлом песке дачной тропинки
вырулил на асфальт
почти сразу начинался длиннющий подъем и только благодаря пустынности дороги можно было виляя из стороны в сторону удлинняя путь сокращать усилие на педали
и хотя велосипед был когда-то спортивным с кассетной звездочкой на заднем колесе но на момент выезда и велосипед и звездочка сильно износились и ни о каком переключении скоростей не могло быть и речи
маршрут был проложен по карте масштаба 1:20 000
и это показалось достаточным ибо в пределах района(примерно 70 км) ошибиться в маршруте было нельзя а дальше шла лесная тропа достаточно направленная чтобы не плутать(так по крайней мере мне казалось)
первая неполадка не заставила себя долго ждать: вылетела трещотка(хроническая болезнь моего ишака)
пришлось остановиться и примостившись возле деревенской скамейки при минусовой температуре долго разбирать и собирать втулку
кому-то другому этого оказалось бы достаточно чтобы плюнуть на авантюру
развернуться
и пошагать обратно(проехал-то пока чуть больше пяти километров)
но я не из тех кого можно остановить случайностью: кое-как исправив свой транспорт поехал дальше
(сегодня даже написанные слова приводят меня в ужас но я был настойчив и сразу не сдался)
и тогда судьба взбунтовалась моей глупостью и смяла клин на левом шатуне и таким образом нога осталась без работы
стало совсем смешно: тяжело груженый турист - одна нога болтается не при деле и виляющий из стороны в сторону транспорт
но путь продолжался
солнце уже пригревало спину
руки оттаяли
рабочая нога не сдавалась и даже как-то легко ехалось
захотелось перекусить
от самой заставы ехал вдоль реки и потому остановку с привалом сделать было само-собой разумеющимся
присмотрев местечко поудобней приземлился
идти ни за водой ни за огнем не было необходимости и потому достав бутыль с холодным и сладеньким чаем пакет с сухарями и плитку шоколада приступил к завтраку
и вдруг на противоположном берегу заметил человечка суетливо мечущегося по берегу и при этом явно заинтересовавшегося мной ибо глаза его были непрерывно направлены в мою сторону хотя казалось бы правильнее смотреть было себе под ноги(повторюсь: время было тревожное)
тревога времени передалась и мне
и хотя ширина реки никак не позволяла быстрого её преодоления но кто знает? возможно он искал брод
бояться мне было нечего: под рукой крепкое оружие но и размахивать этим оружием удовольствия было мало
закончив трапезу отказался от возлежания на теплой травке и возвратив на свои места монатки двинулся дальше
вдоль дороги по которой проходило моё путешествие особо заметной жизни не было: с одной стороны река вплотную к дороге с другой голые поля или пашня с жидкими всходами либо кустарник
лес как-то отступил вглубь и его черная стена освещенная со спины поглощала своей массой редкие строения обозначавшиеся лишь металлическими шапками водонапорных башен
иногда видимая даль наползала на меня капитальными строеньями из вирпича и бетона
шумом тракторов и говором проснувшихся тружеников - поселок
любопытствовать я не пытался да и что тут можно было разглядеть? две-три минуты и городской пейзаж вновь уступал место привычной тишине
я не мог даже при исправной технике долго сидеть в седле или держаться за руль - уставал и потому чередовал езду с ходьбой разминая застывшие члены
это разнообразило и впечатления
вот так потихоньку-полегоньку преодолел злосчастные семьдесят километров
на часах было ровно двенадцать
и с этого момента думать о возврате пропадал всякий смысл
ч а с т ь Т р е т ь я
теперь вся моя доверчивость обращалась к упомянутрй карте
мелковаты ленточки и домики-бугорки но ничего другого не было
пришлось разбираться с тем что было
река осталась за спиной зато стена леса выросла перед глазами
и всё было бы хорошо если бы в паутине дорог и дорожек можно было безошибочно отыскать нужную
на этот раз мне повезло: дорожки расходились - сходились вновь и в какой-то момент все вдруг срослись в одну: выбирать стало не из чего
я успокоился
проехав двенадцать километров по пыльной дорожке точно попал в последнюю деревню своего района
за ней - судя по карте - значилась другая область
и хотя карта не была обрезана границами своей области уповать на точность нанесенных троп и ручейков вызывали во мне сомнение которое подтверждалось с каждым поворотом уже в конце упомянутой деревни: дачники(а ими в основном и были сельчане) понятия не имели о том что находится за оградой выпаса(правда было там болотце) и не смогли мне помочь просто выбраться за пределы деревеньки ибо сами они ходили только в одну сторону
да и дорог никаких не было по моему маршруту
оставалось только вновь обратить взор свой на пунктиры карты
и поверив им
приподнял жердь деревенского загона выбравшись в заграницу:
ни дорог ни тропинок только лес и лес
правда
следовало бы оговориться тем что лес этот походил больше на заросли огромных кустов слева и справа над которыми возвышались макушки сосен
интуитивно предположил в этих зарослях заросшую просеку и сообразуясь с этим предположением волочил по болоту своего спутника-калеку
предположение оправдалось и пройдя болотце обнаружил следы заросшей тропинки
промелькнула надежда
оставалось только держаться правых поворотов в случае их обнаружения и быть повнимательней к игре собственной тени благо солнце не покидало меня: так мне подсказывала карта
подсказывала она и то что до ближайшего поселения нужно было протопать(ехать по узкой заросшей тропе было рискованно к тому же сил одной ноги было маловато) не меньше семи-восьми километров
в такой ситуации следовало просто почаще останавливаться и отдыхать
но мне было не до отдыха
хотелось хотя бы выбраться на дорогу
и лесная дорога появилась
таких дорог в лесу всегда много
они случайны и больше связаны с наездами туристов или городских грибников и всегда тупиковы
гулять по ним - значит дать времени исчезнуть безвозвратно
и я не поддался на провокацию сохранив себя на заросшей тропинке: она уходила вправо от найденной дороги(всякая лесная тропинка предпочитает кратчайший путь из конца в конец в отличии от автомобильных дорог принцип которых никак не расстояние а только удобство)
к тому же сама тропинка прорисовывалось всё ярче всё заметнее
и это обнадеживало хотя бы тем что появлялась возможность забраться в седло
так и произошло
ч а с т ь Ч е т в е р т а я
заходить в деревню(тогда пришлось бы продвинуться в обратную сторону) смысла не было тем более что на капитальной щебеночной дороге я оказался раньше
но остановиться пришлось у маленькой речушки вьющейся среди кустов ивы ради того чтобы отдохнуть в тени этих кустов и перекусить хотя бы немножко
в дороге я редко смотрю на часы а если и смотрю то мало чем наполняю сознание но присев на кочку и разложив еду на чистой тряпице взглянул и туда
шестнадцать тридцать и девяносто километров на спидометре
с момента выезда(четыре десять) прошло как раз десять часов с минутами и таким образом средняя скорость оказалась чуть меньше девяти километров
а чтобы проехать запланированные сто пятьдесят нужны были ещё шестьдесят или не меньше пяти часов с учетом сносной дороги(все-таки ни леса ни больших ухаб не предполагалось)
до Удомли же - судя по карте - оставалось ровно сорок
посчитал и лесную дорогу которая казалась поначалу длиннющей а оказалась всего лишь восемь километров
этим и успокоился
съев вареное яйцо пару сухарей и полплитки шоколада утолил голод хотя не очень его и чувствовал
не торопился
и мог бы посидеть подольше любуясь всплесками крупной рыбы но на меня вспотевшего от жары и усталости интенсивно набросились комары
этого вытерпеть не было никаких сил и собрав пожитки(раньше пяти вечера) тронулся дальше
теперь уже только на колесах
не знаю куда вела дорога дальше деревни но была она достаточно капитальной чтобы пропускать большие машины за одним лишь недостатком - не имела асфальтового покрытия а крупный известковый щебень не был прикатан
по самой дороге пускать свои колеса не было никакой возможности и потому двигался по узкой полоске обочины изобилующей разного рода неровностями
до крупного поселения с атомной станцией нужно было проехать сорок километров
и всё было бы чудесно(ведь я путешествовал и не очень спешил) если бы обозримое пространство вдоль самой дороги вызывало хоть какой-нибудь бы интерес
нет
скучища была безнадежная
и так все сорок километров
если ты хочешь поскорее разочароваться и потерять всякий интерес к продолжению путешествия то более действенного чем увиденное ты бы не нашел:
деревеньки бедные какие-то грязно-черные: ни деревца ни куста ни речки ни простой лужайки - ничего этого не было заметно и только заросли бурьяна только безграничная уродливость смятой земли и овладевавшее душой уныние
и так до самого предместья городка когда вдруг появился асфальт замелькали по сторонам несуразные строения запахла дорожная пыль шум моторов и неумолчный говор городской суеты
было семь вечера
была Удомля
ч а с т ь П я т а я
память более послушна воображению нежели действительности и потому мои воспоминания есть лишь следствие мешанины одного с другим и когда я упираюсь в тупик несуразности вынужденно обращаюсь к путевым запискам разобрать которые бывает порой настолько трудно что воображению отдается карт-бланш
тем не менее
можно бы описать Удомлю как небольшой городок со всеми признаками такого поселения но в памяти остались только многочисленные бетонные заборы вдоль дорог
какие-то дорожные заграждения подобные противотанковым
разбитые тяжелым строительным транспортом дороги и...
огромные щуки которых на багажниках велосипедов с большим трудом перетаскивали через предзаводские железнодорожные тупики удачливые рыболовы
хотелось поскорее покинуть городок больше похожий на строящийся вокзал совмещавший в себе шум огромных градирен + не оседающую пыль + нерегулирумое никак движение маневренных вагонеток и множество строительного мусора
сам городок как бы помещался в сердцевине всего этого ада
возможно что моё впечатление вызвано трудностью выезда за пределы городка связанной перечисленными помехами
вдруг оказалось что и сам выезд за пределы городка в нужном мне направлении возможен только по железной дороге
либо возвращаться километров на пятнадцать и уходить в нужную сторону: этого хотелось меньше всего
добравшись до вокзала подсказками горожан купил билет на рабочий поезд до ближайшей сколько-нибудь значительной станции и перекусив остатками сухого пайка стал дожидаться своего поезда
к моей радости - если можно радоваться оказии в путешествии - рабочего поезда ждать оставалось всего полчаса
к тому же в помещение вокзала дозволялось пройти с велосипедом и значит спокойно посидеть на удобной вокзальной скамье
на этот случай купил пакет сока и кусочек сильно соленой колбасы опасаясь истощения солевого запаса растерянного по дороге вместе с потом
ближайшая станция была всего в тридцати километров и как раз там начиналась грунтовая дорога в нужном мне направлении
ч а с т ь Ш е с т а я
делая рисунок я меньше всего хочу передать действительность будь то пейзаж портрет бытовая сцена или натюрморт - мне нужен художественный образ
художественная правда для передачи своего чувственного ощущения реальностью приукрашенной своим настроением в сторону очарования либо же изничтожения
для передачи своих чувств прибегаю к помощи цвета + линий и пространственности создавая ожившую композицию
в моей интерпретации понятие пространственности определяется прежде всего соотношением планов изображения и если в пейзаже понятие первого плана обыденно то
в портрете даже миниатюр это выразить крайне трудно и потому
не умея определить но умея изобразить художник и оживляет ситуацию
вот и сейчас пытаясь использовать опыт изображения пространственности в рисунке ищу и не нахожу способа выразительности в рассказе
а она состоит лишь в том чтобы и я - пишущий эти строки - и тот кто решится их читать могли бы представить себя в передаваемой словами обстановке
моя трудность в том что моё воображение опережает мои же слова и уже представляя себя либо тут либо там в словах - я далеко позади описания сложностей преодоления которые - что вполне возможно - мало интересны читающему ждущему именно моих чувственных ассоциаций то есть той самой художественности или образности выражения
так я сам упиваюсь чтением Дега Герцена Зюскинда или Дрбычина
их рассказы полны воображением умело вписанным в образ рисуемой словесной картинки
но уж как есть - так есть
только к ночи доехал до местечка устраивавшего меня к отдыху:
прозрачная вода речужки
чистенький травянистый бережок
асфальт широкого шоссе исключающий проблему беспокойства моего дальнейшего продвижения и очень важное в этом аспекте обстоятельство -
большое сухое дерево
и таким образом - весь комплекс обстоятельств ночного отдыха:
дерево поделилось веточками
речка позволила помыться с дороги и зачерпнуть водицы для каши и чая
травка не стала возражать против моего возлежания
и даже велосипеду нашлось дерево чтобы быть привязанным возле поводыря
правда по шоссе(а голова моя почти выползала на обочину) даже ночью непрерывно мчались тяжелогруженые зилы с прицепеми но это обстоятельство было уже как-то простительно усталым телом
проснулся с рассветом
хотя ночью было холодновато в спальнике но спал в одежде и потому особо не страдал
зато утро было солнечным и возвышающийся над окружением берег речужки позволил солнышку первым делом обласкать меня
возбуждали непрервные всплески играющей рыбы и вдруг захотелось остановиться здесь и посидеть на бережку с удочкой
но как и всегда никуда не опаздывающий я спешил торопился суетился к дурацкой цифре как к цели своей поездки
цифра называлась - 150
и казалось - бы прибавленные от последней станции до моего бивака как раз шестьдесят плюс расстояние до Удомли - 130 вполне обеспечивали выполнение но...
хотелось большего
хорошая дорога не может скрывать себя от любопытно-любознательных и потому вдоль неё уже кипела жизнь:
нарядные строения
кладбища-парки
почти непрерывная улица деревень
и только обязательные в таких случаях помехи блаженсту - уличные псы