все свои рисунки будь то пейзажи, портреты, натюрморты я рисую попредставлению/сделав предварительно набросок с натуры/, то есть благодаря аккомодации мой глаз все предметы видит контрастно как бы далеко они ни были удалены
на самом же деле при отсутствии этой аккомодации предмет достаточно удаленный видеть бы я мог неясно
зная это и рисуя попредсталению прикидываю мысленно степень контрастности и учитываю эту степень изображением
вероятно, что даже зная теорию изображения удаленных предметов предствить с достаточной точностью неясности довольно трудно: в этом вероятно и кроется "тайна" изображения привлекающая зрителя: он видит предмет в истинном состоянии
можно было бы воспользоваться 'услугой' фотографии, но и она ненадежна: привирает, ибо опять-таки за степенью неясности следит глаз фотографв, а он избирателен и капризен в передаче реальности
вот и получается, что все решает мера чувственности художника: он может, изъявляя волю свою, предмет приблизить или удалить достаточно далеко, хотя тот удален всего лишь на расстояние длины руки самого оператора
всякую теорию предваряет долгая практика и когда задуманное не получается приходится пробовать
на одном красивом пейзаже никак не получался карандашный рисунок и я мучился над вариантами
и возникла мысль, опробовать которую не представляло труда; мой труд увенчался удачей: я нашел!
с той поры карандашный, а затем и акварельный пейзажи стали получаться легко и красиво
затем идея "овладела моей массой" и ее фокусы были перенесены на сангину, пастель, уголь и все прочее
вероятно это и поразило адресантов писем из Франции, Англии, Америки и других стран
мне это показалось удивительным и долго не мог понять секрет, ибо наряду с вышеизложенным "секретом" я высмотрел у известных художников несколько секретов, которые, показалось мне, для них были незначительными, ибо использовались редко и почти случайно, я же брал их за основу, то есть исходил из их важности с начала рисунка
вот и все
думаю, что это и показалось адресантам удивительным, а для меня стало обязательным